Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ЦЕННОСТЬ'

ЖИЗНЬ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ЦЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / ЦЕННОСТЬ / СУИЦИД / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОБЩЕСТВО / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЦЕЛОСТНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД / ЖИЗНЕННЫЙ МИР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тайгунова Т.В.

В статье с философской точки зрения рассматривается сложившаяся в современном мире ситуация, при которой недостаточное внимание уделяется гуманитарным ценностям, вытесненным экономоцентризмом и прагматизмом. Актуальность данной работы очевидна, поскольку в ней поднимаются вопросы о необходимости целостно-философского подхода к познанию человека, а также затронуты проблемы смещения мировоззренческих установок и искажения ценностных ориентиров, приводящих к обесцениванию жизни в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE AS A HUMANITARIAN VALUE

In this article the current situation in the world is considered from a philosophical point of view. In case of this situation an insufficient attention is paid to humanitarian values, which are displaced by economocentrism and pragmatism. The relevance of this work is obvious, because it raises questions about the need of the holistic philosophical approach to human cognition, as well as there is the observation of shifting ideological attitudes problems and problems of distorting values, that lead to a devaluation of life in a modern society.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ЦЕННОСТЬ»

3.Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика / Под общей ред. Б.П. Компова. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007

4.Дубицкая Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. - М.: Юрайт, 2012.

5.Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М.: Педагогика, 2010.

6.Кудряшов К.В., Санькова А.А. Молодежная политика на Ставрополье: взгляд со стороны // Актуальные проблемы современной науки. III Международная научно-практическая конференция (Ставрополь, 28-30 апреля 2014 г.) / Главный редактор: О.Б. Бигдай. Том 2. Вып. 3. -Ставрополь, 2014. - С. 9-14.

7.Кущенко С.Н. Технология эвристического обучения как один из методов рождения знаний на уроках русского языка и литературы // URL: https://open-lesson.net/3142/ (Дата обращения 20.06.2017)

8.Трембикова А.А., Симонова Н.А. Особенности формирования интерпретационных умений школьников на уроках литературы // Инновации в образовании и науке. Межвузовский сборник научно-методических трудов / Под научной редакцией Е.Н. Атарщиковой, В.И. Бережного. - М., 2017. -С. 219-225.

9.Эвристическое обучение. В 5 т. Т.З. Методика / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. - 208 с.

УДК 128

Тайгунова Т. В. аспирант 2 курс

кафедра философии, социологии и религиоведения Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Россия, Красноярск ЖИЗНЬ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ЦЕННОСТЬ Аннотация: В статье с философской точки зрения рассматривается сложившаяся в современном мире ситуация, при которой недостаточное внимание уделяется гуманитарным ценностям, вытесненным экономоцентризмом и прагматизмом. Актуальность данной работы очевидна, поскольку в ней поднимаются вопросы о необходимости целостно-философского подхода к познанию человека, а также затронуты проблемы смещения мировоззренческих установок и искажения ценностных ориентиров, приводящих к обесцениванию жизни в современном обществе.

Ключевые слова: жизнь, ценность, суицид, гуманитарное знание, мировоззрение, общество, смысл жизни, целостно-философский подход, жизненный мир.

Taygunova T. V.

Post-graduate student Department of Philosophy, sociology and religious studies Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev

Russia, Krasnoyarsk LIFE AS A HUMANITARIAN VALUE

Abstract: In this article the current situation in the world is considered from a philosophical point of view. In case of this situation an insufficient attention is paid to humanitarian values, which are displaced by economocentrism and pragmatism. The relevance of this work is obvious, because it raises questions about the need of the holistic philosophical approach to human cognition, as well as there is the observation of shifting ideological attitudes problems and problems of distorting values, that lead to a devaluation of life in a modern society.

Keywords: life, value, suicide, humanitarian knowledge, worldview, society, the meaning of life, a holistic philosophical approach, the life world.

В современном мире, где главенствующую роль играют прагматизм и экономоцентризм, гуманитарным ценностям уделяется недостаточное внимание. Это происходит, несмотря на то, что общественная мысль все больше приходит к пониманию необходимости изучения человека во всех его проявлениях, что не сочетается с прагматичным отношением к миру.

Значимость гуманитарного знания и гуманитарных ценностей, зерном которых является философия, увеличивается. На данный момент философские взоры обращены, в первую очередь, не на проблемы науки, а на понятие человеческой жизни и ее смысл. Как никогда актуальны вопросы о последствиях научно-технического прогресса. Несмотря на обладание колоссальными знаниями и обширные возможности их применения, человечество поступает так, словно не замечает существования реальной угрозы экологической катастрофы. А между тем, без должного отношения к гуманитарной проблематике XXI век может стать последним для жизни человечества на Земле.

Современное общество переживает состояние кризиса, которое порождено рядом гуманитарных проблем (от социальных до экологических). Важно понять тот факт, что системный кризис общества сможет быть преодолен только тогда, когда общество начнет понимать, каковы его причины. В рамках исключительно научного знания сформировать такое понимание невозможно по нескольким причинам, а именно: научные интересы слишком узки и разнонаправлены, их спектр очень широк, - отсюда отсутствие целостного видения картины мира. С появлением всё большего количества частных дисциплин возрастает роль философии, - теоретической дисциплины, способной привести всё к общему знаменателю. «Целостно-философский подход актуален сегодня и как альтернатива процессу дифференциации общегуманитарного познания человека» [5, с. 282].

Можно сказать, что в современном мире на человека обращают внимание, рассматривая и изучая его всесторонне средствами гуманитарных

и естественных наук. Однако при этом исследователи оказываются во власти труднопреодолимой проблемы. С одной стороны — естественнонаучный фундамент, малоподатливый всякого рода воздействиям и манипуляциям, представляющий собой в определенном смысле нечто приземленное. С другой — область гуманитарного познания, к которой относится то, что «попадает под понятие возвышенного, как принято говорить — отличает человека от животного или же только и делает человека человеком» [7, с. 37]. Категория «жизнь» в гуманитарных и социальных науках воспринимается, как культурно-историческая философская ценность, где на первом плане находятся постигаемые интуитивно темпоральность, непрерывность течения, одновременность и событийность. «Обращение к феномену жизни в гуманитарных науках, стремление осмыслить ее в социокультурном значении предполагает расширение сферы рационального за счет поиска новых форм рациональности, не сводящихся к «образцам» интеллектуального опыта естествознания. За этим стоит обращение к философским размышлениям, поэзии, филологии и истории, гуманитарному и художественному знанию в целом, использующих духовный, чувственный и эстетический опыт человека» [3, с. 130].

Еще Гуссерль считал, что естествознание не может ничего сказать нам о наших жизненных нуждах, о смысле человеческого существования, что наука утратила жизненную значимость в связи с тем, что была забыта смысловая база естествознания. Термин «жизненный мир» вводится им для познания социальной действительности повседневной жизни. По его мнению, философия Нового времени подвела всю познавательную деятельность человека исключительно под научное познание, хотя на самом деле оно должно быть всеобъемлющим и включать в себя «разум и неразумное, созерцаемое и несозерцаемое». В качестве примера к этому суждению хочется напомнить, что в конце XIX века Зигмундом Фрейдом была предпринята попытка систематизировать знания об иррациональности человека в рамках его психоаналитической концепции. Он считал, что вся жизнь человечества строится на истории бессознательных проявлений и механизмов, и именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Признаком научного мышления как раз и является способность довольствоваться лишь приближением к истине и продолжать творческую работу, несмотря на отсутствие окончательных подтверждений» [6]. Когда Фрейд впервые опубликовал свои мысли о бессознательном, они были восприняты как некая мистификация - будто бы говорилось о том, чего не может быть. Его взгляды до сих пор не признаются научными, хотя Фрейд, по сути, сделал грандиозное открытие о природе человеческой психики. Его концепция является одной из самых загадочных и приоткрывает эту таинственную границу - между наукой и тем, что находится за пределами разумного. Именно на этом «пересечении» и нужно познавать человека.

Однако рационализм, как уже говорилось ранее, вытеснил из области научного знания не только открытия в области психики человека, но и

смысловое и духовное начало. Гуссерль, например, единственным возможным выходом из сложившейся ситуации видел создание новой науки о духе. Предметом науки, в его представлении, должен был быть жизненный мир (мир донаучный, с суевериями и предположениями, хаосом неупорядоченных созерцаний - чем не отсылка к бессознательным проявлениям?), от которого будет отталкиваться научное познание. По поводу открытия Гуссерлем «жизненного мира» Сартр говорил, что тот «... возродил исполненный эмоционального воздействия мир пророков и художников. Утверждая неподатливость, нерастворимость мира в сознании, он вернул вещам их могучие чары» [4].

Человек — существо универсальное. В нем сочетаются два начала — природное и надприродное, что придает изучению человека особую драматичность. Целостное отношение человека к жизни обусловлено тем, что «он хочет не только познать законы мира, но и знать, что есть добро и зло, что справедливо, а что несправедливо. Человек хочет верить, любить, у него есть желания, он радуется или негодует» [5, с. 282]. Что объединяет все эти ценности? Можно ли говорить об их субординации, или же они являются равноправными? Все эти вопросы широко обсуждаются в современной литературе, и ответы на них даются в зависимости от миропонимания авторов. Ценностная иерархия выстраивается каждым человеком индивидуально, с опорой на его мировоззренческие предпочтения. Например, философ Ж. Бодрийяр был убежден в том, что современный человек живет полностью в отрыве от реальности и, соответственно, обладает совершенно новым набором ценностей: «Мы живём под покровом знаков и в отказе от действительности. Знак — то, что мы потребляем, это наше душевное спокойствие, подкреплённое дистанцией от мира, которое даже сильный намёк на действительностьскорее убаюкивает, чем нарушает» [1].

Сегодня, обсуждая проблему человеческой жизни, ученые бьют тревогу. Это связано с тем, что современные люди умирают не только от несчастных случаев и неизлечимых болезней. Настоящим бичом нашей эпохи стала социальная болезнь общества - самоубийства. Всем известно, что жизнь - это абсолютная и непреложная ценность с незапамятных времен, то, что принадлежит человеку как единственная природная данность, которую необходимо тщательно оберегать. В этом свете необъяснимым представляется акт добровольного лишения себя жизни. История показывает, что суицидальное поведение имело место в любую эпоху, и что отношение к нему всегда было неоднозначным. «В настоящее время некоторый параллелизм между развитием убийства и развитием самоубийства встречается преимущественно в крупных центрах и в странах, отличающихся высоким уровнем развития цивилизации» [2, с. 187] - это слова Э.Дюркгейма, который тщательно изучал проблематику суицида. Исторически самоубийство детерминировалось нравственно-этическими устоями, верованиями, традициями и обычаями, религиозными

представлениями, а также имеющими место историческими событиями. На сегодняшний день вызывает сомнение тезис о том, что существует прямая связь экономической ситуации в стране и суицида, ведь уровень удовлетворенности жизнью и благосостояние не всегда совпадают. В развитых странах запада статистика самоубийств невероятно высока, хотя, казалось бы, в этих странах уровень жизни и условия существования человека являются наилучшими. Однако люди, совершая суицид, не хотят жить ввиду отсутствия выраженного смысла - не знают, зачем. Большинство людей в социуме подвергаются общим экономическим потрясениям и стрессам, но, находясь под воздействием одинаковых внешних раздражителей, далеко не все находят выход в самоликвидации. Возможно, причина в сбое мировоззренческих установок общества и ценностных ориентиров. Один из самых страшных примеров тому - современный «бум» детский «групп смерти» в социальных сетях, приведший к гибели большого количества детей и подростков по всему миру. Этот пример говорит о том, что даже ребенка планомерным воздействием на его психику возможно убедить в том, что его жизнь ничего не стоит. Ранее случаи детских самоубийств были единичными и, как правило, являлись следствием тяжелых психопатологий. На сегодняшний день жизнь теряет ценность для совершенно психически здоровых детей, что нельзя назвать иначе как катастрофой. Сегодня с экранов телевизоров и компьютеров ежедневно демонстрируются сцены насилия, убийств, что приучает зрителей к мысли о ничтожности человеческой жизни и притупляет чувства жалости, сострадания, горя. Во все времена человечество стремилось препятствовать любым проявлениям дикости в отношении человеческой жизни. Нельзя ставить вопрос о смысле конкретной жизни и стоит ли вообще человеку жить, а потом говорить о ее ценности, ведь жизнь - ценность безусловная, и эта «единственно верная позиция является предпосылкой всех иных сторон жизни, например, почему миллионы людей на планете продолжают жить в нечеловеческих условиях, что означает достойная жизнь, в чем истинный смысл существования каждого отдельного индивида и как помочь ему обрести этот смысл» [5, с. 287].

Сегодня у людей отсутствует уверенность в завтрашнем дне, ведь средств для уничтожения человеческой жизни изобретено предостаточно. Человечество в равной степени может как обеспечить себе достойную жизнь, так и вовсе стереть ее с лица Земли собственными действиями. Технологии, способные уничтожить человечество, существуют давно и совершенствуются с каждым днем, и их попадание в руки фанатиков и неадекватных людей — вопрос времени. «Еще не достигнув могущества демиурга, способного создавать жизнь заново, человек оказался в состоянии полностью уничтожить ее. Поэтому ядром столь актуальной сегодня проблематики защиты окружающей среды является, по сути, вопрос о том, как сохранить существование и разнообразие жизни на Земле. При этом очевидно, что сохранение жизни в ее разнообразии выступает как задача,

имеющая наряду с утилитарно-практической также и несомненную ценностную — нравственную, эстетическую и культурную значимость» [7, с. 38-39]

Однако опасность самоуничтожения человечества - не единственная. Помимо неё, существуют также глобальные угрозы жизни, вызванные антропогенными нагрузками на биосферу Земли. Одна из актуальнейших социально-философских проблем сегодня - что важнее - достойная жизнь для себя и своих современников сегодня, или забота о благополучном существовании потомков? Существует две точки зрения на этот вопрос. Сторонники радикального решения считают, что можно пойти на человеческие жертвы во имя общего блага. Приверженцы противоположной точки зрения, опирающиеся на потребление и прагматизм, уверены, что необходимо жить, максимально удовлетворяя потребности, желания и запросы нынешнего поколения. Не обращая внимания на бедственное положение миллионов жителей планеты, «золотой миллиард», стремится к все более сытой и комфортной жизни. С угрозой приближения экологической катастрофы эти люди, разумеется, не считаются, несмотря на то, что именно в их руках сосредоточены средства для ее предотвращения.

Найти единое решение на все времена, которое бы позволило соизмерить настоящее с будущим, заботу о сохранении человечества с сегодняшними людскими запросами, на данный момент невозможно. В предыдущие эпохи этот универсальный путь также не был найден. Всё зависит от конкретной эпохи, которая ставит жесткие рамки в поиске смысла жизни каждого человека в отдельности, а также задающей общий принцип отношения к имеющемуся жизненному ресурсу общества и к индивидуальной человеческой жизни.

Использованные источники:

1.Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры - Ы1р://е-libra.ru/read/185036-obshhestvo-potrebleniya.html (дата обращения -07.06.2017)

2.Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд /Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.— М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с. 214

3.Козырева Т. В. Жизнь как категория гуманитарных наук //Вестник югорского государственного университета. 2016. №1 (40) С. 130-138.

4.Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000069/ (дата обращения 30.05.2017).

5.Философия: учебник / под ред. Ф.Д. Демидова. - М.:ИНФРА-М, 2010. - 326 с.

6.Фрейд З. Введение в психоанализ: http://e-Hbra.ru/read/317486-wedenie-v-psihoanaliz.html (дата обращение - 07.06.2017)

7.Юдин Б. Г. Научное познание человека и ценности //Гуманитарные науки: теория и методология. 2014. № 1 — С. 35 — 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.