УДК 128:7
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВЕ
А.И. Сухова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В статье рассматриваются философский и художественный аспекты вечной проблемы смысла жизни, специфика философского и эстетического отражения реальности. Различные аспекты кризиса современной цивилизации представлены как следствие вырождения буржуазного способа производства общественной жизни, как следствие фундаментального кризиса идентичности. Раскрывается логика развития проблематики смысла жизни в истории философии, завершающейся философским постмодернизмом. Классическая дихотомия Гамлета и Дон Кихота берется за основу репрезентации художественного осмысления проблемы.
Ключевые слова: смысл жизни, кризис идентичности, философия, искусство, Гамлет, Дон Кихот.
Проблема смысла жизни является одной из центральных в философии, начиная с момента ее зарождения и заканчивая современностью. Вся история философии есть ничто иное, как попытка понять сущность мира и человека, его место в мире и смысл существования. Искусство как альтернатива научного мышления так же на протяжении тысячелетий стремилось к познанию сущности и смысла жизни человека, но использовало при этом свои специфические средства выражения. Выступая как во многом противоположные, конкурирующие формы духовной культуры, философия и искусство, вместе с тем, дополняют и обогащают друг друга, формируя более глубокую картину реальности.
Но что происходит с человеком на переломных этапах истории, когда он теряет твердую почву под ногами, понимание сути и смысла исторического процесса и собственного существова-
© Сухова А.И., 2017
ния? Именно в ХХ в. люди в массовых масштабах столкнулись с ощущением утраты смысла. Статистика фиксирует неуклонный рост депрессий и суицидов во всем мире. Не исключение и современная, постсоветская Россия: по данным Федеральной службы государственной статистики за 2015 г. в нашей стране от самоубийств погибло почти 25,5 тыс. человек [9]. Принимая во внимание различные объективные и субъективные факторы, влияющие на такое решение, мы все же вынуждены говорить о глубоком разочаровании в жизни, кризисе гуманности, как ведущем факторе суицида. Осмысляя духовную ситуацию нашего времени, известный философ и писатель А. Камю пишет: «...я вижу, как умирает множество людей, ибо, по их мнению, жизнь не стоит того, чтобы ее прожить. Мне известны и те, кто, как ни странно, готовы покончить с собой ради идей или иллюзий, служащих основанием их жизни ... Поэтому вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов» [4, с. 25]. Об этом же говорит австрийский психолог и философ В. Франкл. «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме» [10, с. 24].
Актуальность крупных философских проблем связана с глубоким, системным кризисом современной цивилизации, имеющим экономическую, демографическую, экологическую, духовно-нравственную стороны. Надвигающаяся экологическая катастрофа, рост неравенства и нищеты, угроза глобального терроризма и новых мировых войн заставляют задуматься об основах и принципах человеческого общежития, логике и смысле истории. Поскольку смысл индивидуальной жизни может быть понят только в контексте общественного развития, смысла истории [1, с. 5]. Трансформации, которые переживает современная цивилизация, связаны, с нашей точки зрения, с кризисом и вырождением доминирующего буржуазного способа производства общественной жизни. В этом контексте современный кризис следует понимать как глубокий и фундаментальный кри-121
зис идентичности человека, разрушение прежней и мучительное формирование новой идентичности. «Кризис идентичности -пожалуй, единственная тема в рамках современного философского дискурса, которая напрямую выводит на тотальный кризис СМЫСЛА» [6, с. 53].
Важнейшим проявлением смыслового кризиса является «постмодернистская символическая культура», разрушающая предшествующие идеалы и ориентиры, но не предлагающая новых. «Эпоха постмодерна есть эпоха без идеалов, эпоха без будущего, эпоха без социального прогресса и без социальной ответственности, эпоха равнодушного отношения к чужой боли. Сотни миллионов людей живут в нищете, уничтожают чужие города и культуры, убивают ни в чем не повинных людей, но обывателю до этого нет дела. Ему нужно наслаждаться жизнью, а не думать об окружающих» [2, с. 72].
Разрушение ценностной системы неизбежно ведет к дезориентации и хаотизации общественной жизни, росту конфликтных ситуаций в современном обществе. «Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Есть уровень высших, или абсолютных ценностей, при утрате которых существование культуры в данном виде теряет смысл» [5, с. 3].
Таким образом, перед современным человеком стоит задача сохранения и вместе с тем глубокого преобразования существующей сегодня системы ценностей и смыслов. На этом пути научная рациональность и художественное творчество, безусловно, нуждаются друг в друге.
Рассмотрим логику развития проблематики смысла жизни в истории философии. Классическая философия связывает смысл жизни человека с сущностью мира и сущностью человека, логикой развития природы и общества, всеобщим содержанием реальности. Показательно, что характерное для классической философии разделение на материализм и идеализм, накладывает незначительный отпечаток на понимание смысла жизни вплоть до Нового времени. Все представители классической философии и, даже те из них, которые были материалистами, видели смысл жизни человека исключительно в интеллектуальном досуге, научном творчестве, просвещении народа и нравственном само-
совершенствовании. Конечно, в большинстве своем философы представляли оппозицию религиозной нетерпимости, авторитаризму и догматизму, были сторонниками критического мышления и свободы слова. Однако характер классового общества практически до середины ХК в. не позволял рассмотреть подлинной природы человека и действительных основ свободного мышления и гуманного развития общества.
Только к середине Х!Х в. вызрели социально-экономические, научные и философские предпосылки для формирования действительно научного мировоззрения. К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что человек должен заниматься не только духовным самосовершенствованием («воспарив» над реальными условиями жизни), но и должен участвовать в непосредственном преобразовании природы и общества, создавая более гуманные условия жизни. Если говорить обобщенно, то смысл жизни в марксизме сводится к труду, который понимается как деятельность, направленная на преобразование человеком природы и самого себя. Марксизм раскрыл сущность мира и человека, материальный и духовный аспекты смысла жизни и преодолел те трудности, с которыми столкнулась предшествующая классическая традиция, и которые стали по-настоящему роковыми для всех направлений неклассической философии.
Понятия смысла жизни и смысла, вообще, становятся едва ли не центральными в неклассической философии. Однако, крайний субъективизм и агностицизм неклассической философии приводит к жесткому, чрезмерному противопоставлению объективного и субъективного, бесконечного и конечного и т.д. В итоге объективный мир и объективная природа человека превращаются в «вещь-в-себе», а смысл жизни отрывается от своих фундаментальных основ.
Философия постмодернизма вообще отказывается от системы понятий классической философии, деконструируя сами принципы научной рациональности. Являясь выражением глубочайшего кризиса современной цивилизации, философский постмодернизм отрицает саму возможность обретения смысла, элиминирует смыслы. Поэтому данный этап в развитии философии и нравственности может быть охарактеризован как «смысловая нигитология» [7, с. 4]. 123
Обратимся теперь к другой стороне духовной культуры человечества. Искусство часто опережает научное мышление, тонко отражая те изменения социальной реальности, которые пока не отрефлексированы и не выделены в системах понятий. Не случайным является «тот факт, что творения Софокла и Еври-пида предшествовали диалогам Платона, "Метафизике" и "Поэтике" Аристотеля, что, скажем, в более позднее время Шекспир и Бальзак гениально отразили многие картины жизни, теоретическое осмысление которых было впоследствии дано Марксом, что предшественником или даже предтечей плеяды русских философов серебряного века был Достоевский» [3, с. 9].
В то время как философия и научное мышление, в целом, фокусируют внимание на фундаментальных законах действительности, анализируют общее и универсальное, искусство дает «живой», конкретно-чувственный образ реальности, фокусирует внимание на уникальном и неповторимом. Но через неповторимые образы, искусство также дает представление об общезначимом, вечном. В этом смысле правомерно говорить о «философском содержании» искусства и «философских жанрах» искусства, среди которых особое место занимает литература. Играя большую роль в становлении системы искусств, литература максимально способна к обобщениям философского характера, поскольку пользуется словами, а в словах скрыты понятия. Зачастую именно в литературе кроется ключевой смысл философского постижения жизни, она лежит в основе «философских жанров» невербальных видов искусства.
Литература всегда была вплетена в формы объяснительного мышления и часто становилась средством выражения философских идей, например, в творчестве Платона, Августина, Бруно, Камю, Бергсона и других. Проблема смысла жизни лейтмотивом проходит через всю историю классической литературы - творения Гомера, Данте, Сервантеса, Шекспира, Гете, Толстого... Вспомним, как в период своего расцвета в России Х1Х в. литература отразила духовное вырождение русского дворянства, кризис и вырождение феодального общества, мучительный поиск настоящего героя, творца, созидателя. XIX век был сложным периодом в жизни России, периодом стагнации, когда наша страна заметно отставала от буржуазной Европы, и прогрессив-
ная мысль была здесь под запретом. В таком обществе искусство становится важнейшим средством выражения философских идей и определенных политических взглядов. Поэтому литература, оружием которой служит метафора, сконцентрировала в себе все духовные чаяния эпохи. Русская литература XIX в. дала нам конкретно-чувственное представление об элите того времени, основных духовных конфликтах и противоречиях эпохи. Ее типические представители были довольно точно охарактеризованы как «лишние люди», живущие для себя интеллектуалы, разочарованные и страдающие. Это целая галерея образов - от Онегина и Печорина до совершенно пассивного и безразличного ко всему Обломова. И сами герои и ситуации, в которых они предстают перед нами, по сути, являются эстетическим приговором эпохе, полуфеодальным, рабским отношениям в русском обществе того времени, и в чем-то приговор только формирующемуся буржуазному обществу «голого чистогана».
Рассматривая основные вехи и образы классической литературы И.С. Тургенев выделил два основных мировоззренческих типа: «.одновременное появление "Дон-Кихота" и "Гамлета" нам показалось знаменательным. Нам показалось, что в этих двух типах воплощены две коренные, противоположные особенности человеческой природы - оба конца той оси, на которой она вертится. Нам показалось, что все люди принадлежат более или менее к одному из этих двух типов; что почти каждый из нас сбивается либо на Дон-Кихота, либо на Гамлета» [8, с. 169].
Дон Кихот представляет собой человека, стремящегося к высшей цели - восстановлению истины и справедливости. Для ее достижения он готов жертвовать собой, своими интересами. Жизнь «для себя» для Дон-Кихота является чем-то постыдным, в связи с чем он живет для других, совершенно о себе не заботясь. Гамлет же является его антиподом, эгоистом, живущим для себя. Его отличает полное безверье, даже в свои возможности (что, однако, не умаляет его самовлюбленности), что влечет к сомнению во всем.
Несмотря на то, что Дон Кихот часто выглядит смешным в глазах других людей, только он и является подлинным созидателем. Гамлет никогда не бывает смешон, но он никогда и не создаст ничего нового. 125
С нашей точки зрения, Гамлет - типичный образ человека, живущего в эпоху кризиса и вырождения определенной системы ценностей. Практически все главные герои русской литературы Х1Х в. повторяют образ Гамлета. Этот образ характерен и для современной художественной литературы, которая как и современная философия оказалась в неком смысловом тупике, без подлинных Дон Кихотов и больших идей.
Таким образом, только в своей совокупности философское и художественное мышление дают нам цельный и глубокий образ реальности, сущности общественных явлений и процессов, основных противоречий и перспектив развития. Не случайно в мировоззрении индивида, как и в культуре в целом, помимо интеллектуальной составляющей присутствуют морально-нравственная и эстетическая составляющие, отражающие, в том числе, и внерациональные уровни и аспекты жизни.
Библиографический список
1. Гобозов И.А. Смысл жизни как экзистенциальная проблема // Философия и общество. 2013. № 1. С. 5-20.
2. Гобозов И.А. Философия как постижение эпохи // Философия и общество. 2003. № 3. С. 58-77.
3. Зись А.Я. В поисках художественного смысла. Избранные работы. М.: Искусство, 1991. 348 с.
4. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. 63 с.
5. Литвин В.Л. Ценностный конфликт в современном обществе: Социально-философский аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2004. 26 с.
6. Маслянка Ю.В. Смысловой кризис современности и философия постмодернизма // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 51-59.
7. Маслянка Ю.В. СМЫСЛ и «бес-СМЫСЛЕННОЕ время». Проблема смысла жизни в современной философии / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. 215 с.
8. Тургенев И.С. Гамлет и Дон-Кихот // Собр. соч.: в 12 т. Т. 11. М.: Гослитиздат, 1956. 170 с.
9. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/p opulation/demography (дата обращения: 06.09.2017).
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 372 с.
THE PROBLEM OF THE MEANING OF LIFE IN PHILOSOPHY AND ARTS
A.I. Sukhova
Perm State University
The article considers the philosophical and artistic aspects of the eternal problem of the meaning of life, the specificity of the philosophical and aesthetic reflection of reality. Various aspects of the crisis of modern civilization are represented as a consequence of the degeneration of the bourgeois mode of production of public life, as a consequence of a fundamental identity crisis. The logic of the development of the problem of the meaning of life in the history of philosophy, culminating in philosophical postmodernism, is revealed. The classical dichotomy of Hamlet and Don Quixote is taken as the basis for the representation of the artistic interpretation of the problem.
Keywords: meaning of life, crisis of identity, philosophy, art, Hamlet, Don Quixote.