Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ Г.С. СКОВОРОДЫ (1722-1794)'

ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ Г.С. СКОВОРОДЫ (1722-1794) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / БЫТИЕ / МАТЕРИЯ / ФОРМА / ТРАДИЦИЯ / САМОПОЗНАНИЕ / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крыжановская Ю.В.

В статье кратко рассматриваются основные эпизоды биографии известного русского и украинского мыслителя Г.С. Сковороды. Отмечаются наиболее главные положения философской системы этого автора: устройство Вселенной в виде зримого и невидимого миров, трансцендентальный монизм, необходимость стремления к нравственному совершенству и трудолюбие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ Г.С. СКОВОРОДЫ (1722-1794)»

УДК 1(091)

Крыжановская Ю.В., преподаватель русского языка и литературы, Колледж ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ Г.С. СКОВОРОДЫ (1722-1794)

Аннотация. В статье кратко рассматриваются основные эпизоды биографии известного русского и украинского мыслителя Г.С. Сковороды. Отмечаются наиболее главные положения философской системы этого автора: устройство Вселенной в виде зримого и невидимого миров, трансцендентальный монизм, необходимость стремления к нравственному совершенству и трудолюбие.

Ключевые слова: философия, бытие, материя, форма, традиция, самопознание, учитель.

В данной публикации мы бы хотели лаконично рассказать о жизни и взглядах самобытного мыслителя, яркого представителя русской и украинской религиозной философии - Григория Саввича Сковороды. По мнению известного историка и философа

A.Г. Лосева, «...Сковороде вместе с Каразиным (изобретателем и ученым, основателем Харьковского Императорского университета - прим. авт. статьи), Квиткою-Основьяненкою и Котляревским (классиками украинской литературы - прим. авт. статьи) принадлежит честь быть первыми двигателями культуры в Малороссии» [1].

Большой вклад в изучение творчества Григория Сковороды внес историк Д.И. Багалей. К столетию со дня смерти философа он подготовил издание его сочинений, сопроводив их научным комментарием и подробным биографическим очерком [2]. Также представляется интересной работа В.Ф. Эрна «Григорий Савич Сковорода. Жизнь и учение», изданная в 1912 г. [3] Примечательно, что эту книгу высоко оценивали как сторонники версии, что Г.С. Сковорода принадлежит к истории русской мысли (в частности, так считал

B.В. Зеньковский) [4; 56], так и ученые, подчеркивавшие неразрывную связь мыслителя с украинской исторической действительностью [5; 5] (в частности, такую точку зрения мы можем встретить в работах Д.И. Чижевского, который, вероятно, был одним из первых, кто проследил историю развития украинской философии).

Талантливый мыслитель родился в селе Чернухи Киевской губернии (точнее, в историческом регионе Украины, который получил название «Полтавщина») в семье казака, который владел небольшим наделом земли. В 1738 г. он поступил в одну из лучших высших школ той эпохи, в Киево-Могилянскую академию, но, к сожалению, так и не смог ее окончить. В 1741-1744 гг. служил певцом в придворной капелле в Санкт-Петербурге. В 1744 г. восстановился в академии, но вскоре, по своему желанию, отправился в путешествие по странам Центральной Европы в составе российской дипломатической экспедиции. Во время

этой поездки у него было возможность посещать лекции лучших европейских ученых.

После возвращения в 1753 гг. преподавал поэтику в Переяславском коллегиуме. Позже был домашним учителем, а затем преподавателем Харьковского коллегиума. Наконец, после конфликта с Самуилом, митрополитом Белгородским и Обоянскими, Г.С. Сковорода был отстранен от преподавания, и около 25 лет провел свою жизнь в странствиях.

Этот период стал очень важным в судьбе Григория Саввича. С ним дружили слобожанские помещики и профессора Харьковского коллегиума, а простые селяне часто советовались с ним, однако среди них встречались и недоброжелатели. Как-то раз прохожий решил застать врасплох философа и спросил, хочет ли он до конца своих дней остаться бродягой. На этот провокационный вопрос Сковорода ответил, что он не просто праздно гуляет от одного села к другому, а странствует, как и все в этом мире, и до своей смерти хочет остаться старцем [3]. В это время были созданы почти все его лучшие произведения (например, «Сад божественных песен», «Асхань (Симфоша, нареченная Книга Асхань о познанш самого себе)», «Наркисс (Наркюс. Разглагол о том: узнай себе)», «Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко», «Сад божественных песен» и др.). Многие из них Сковорода создавал в форме диалога и не подготавливал их к печати, а дарил своим друзьям.

Л.А Софронова отметила, что язык произведений философа можно определить как русский литературный язык с определенными особенностями, а именно: значительным количеством церковнославянских слов (эта черта в целом была характерна для российских поэтических произведений той эпохи) и элементами народной разговорной речи [6; 60-61], которые были широко распространены на Слобожанщине - исторической области Украины (включающей в себя северо-восточные земли) и России (юго-западные территории). Также Сковорода обращался к латинскому, древнегреческому, древнееврейскому, венгерскому, немецкому и польскому языкам. Он говорил, что его мать Малороссия (здесь он подразумевал Киевскую губернию), а тетя - Украйна (по устоявшейся традиции, в конце XVIII в. так называли земли Слободской губернии) [7]. Далее, мы бы хотели привести краткую характеристику его учения.

Идея Сократа о том, что самопознание очень важно для тех, кто занимается философией, значительно повлияла на мировоззрение Григория Саввича. Сковорода считал, что в душе человека есть «зерна истины», и в процессе самопознания он может приблизиться к Господу. Философ полагал, что Библия является источником истинного знания, однако он ценил только «идею» этой книги, а ее ортодоксальное толкование на основе постановлений семи Вселенских соборов и учения Отцов Церкви было для него не очень существенным. Однако самым главным источником знания для мыслителя являлся разум, душа и сердце,

40

которые, не вступая в противоречие друг с другом, помогали бы человеку постичь высшую истину.

Он считал, что мир делится на «две натуры»: видимую и невидимую. Первую можно понять просто при помощи «внешних чувств», а вторая открывается при условии, если исследователь в своей работе соединит разум и веру, и только после этого он придет к истинным результатам (на мой взгляд, эта идея в чем-то перекликается с представлениями последователей схоластики об истинном знании).

Мыслитель полагал, что мир состоит из трех частей: макрокосма (всей необъятной Вселенной), микрокосма (человека) и «симболичного мира», который связывает первую и вторую часть мироздания и который, как зеркало, отображает и макрокосм, и микрокосм в немножко идеальном виде, как, например, в книгах Ветхого и Нового завета. В основе и первого, и второго мира лежит разделение на видимую часть, которую сотворил Господь (материю) и невидимую, божественную часть (форму).

Очень важным в работах философа является понятие свободы. В Песне четвертой "Сада божественных песен философ провозглашает, что "дух свободы нас в нас родит" [8]. Это означает, что "дух свободы" приводит к рождению внутреннего человека. Сковорода был убежден, что каждый человек должен всю свою жизнь имеет заботиться о своей индивидуальной свободе, что покой и душевный мир для него важнее всего. Он полагал, что ад находится не только в загробном мире, но также это любое место, в котором нет свободы, нет самого главного сокровища, которое намного дороже золота [9; 205]. М.В. Попович отмечает, что Сковорода придерживался вольнолюбивой казачьей традиции, которая в его случае находила свое отражение не в прославлении боевой удали и ратных подвигов, а в научных и поэтических произведениях, обращенных к божественному началу и отрицающему формализм и беззакония, которые словно цепи сковывают земной мир на протяжении многих тысячелетий [10; 250].

По всей вероятности, Г.С. Сковорода придерживался идеи «трансцендентального монизма» (теория о том, что дуализм, резкое противопоставление материи и духа, можно согласовать, если признать Абсолютное бытие как самую высокую, творческую первопричину всех явлений и событий, происходящих на свете). В философской системе Григория Савича она получила название «Вышний Дух». Эта высшая субстанция способна объединить и материальную, и духовную составляющие нашего мира. Иногда встречается мнение, что Сковорода придерживался чистого пантеизма (т.е., концепции, согласно которой Бог не является личностью и растворяется в своих творениях), но, все же, оно не совсем верно.

Григорий Савич считал, что Бог, как и по представлениям христиан (за исключением

41

антитринитариев), един в трех лицах, и что человек очень тесно связан с Ним, что Его промысел выражается в непреложных, вечных законах, по которым живет природа, и что существует жизнь после нашего ухода из земного мира, и, следовательно, душа человека бессмертна и не подлежит забвению.

Свое понимание этики Сковорода построил, главным образом, на основе метафизических воззрений. По мнению мыслителя, процесс истинного самопознания благотворно влияет на нравственные качества человека и на его жизнь в обществе, и этот процесс можно разделить на три части: 1) познание себя как «бытия самоличного», т.е., познание на индивидуальном уровне; 2) как «бытия общежительного», т.е. познание через взаимодействие с другими (возможно, позднее эта идея перешла и в школьный курс обществознания, согласно которому становление личности происходит только в социуме); 3) «как бытия, сотворенного по образу и подобию Божиему», т.е. познание через взаимодействие с Богом и восстановление отношений, которые пресеклись после грехопадения Адама и Евы [11].

Философ говорил о том, что по-настоящему познать себя можно только после того, как пройдешь долгий путь сомнений и трудностей. И для Сковороды были не очень важен «внешний», эмпирический путь познания действительности, он считал его недостаточным. Главным для него оставалось познание, построенное на аллегориях (прежде всего, взятых из Библии), которое, по своей сути, было бы очень близким к Богу.

Григорий Савич считал, что очень важно подчинить всю свою жизнь воле Создателя и неукоснительно исполнять Его заповеди, что не существует зла самого по себе, но, к сожалению, после того, как «благие вещи», которые создал Господь, приходят, по недоброму умыслу кого-то, в беспорядок, тогда-то и наступает и зло. Мыслитель утверждал, что человек может найти высшее благо только в общении с Богом, и что невозможно разделить религию и нравственность, иначе тогда, с одной стороны, получится морализаторство, а с другой, бездумное, корыстное совершение обрядов без любви к Богу и людям. Также у него встречается интересная мысль, что человеку очень важно знать свои способности, которые даны от природы, и уже в соответствии с этим выбрать для себя «стать» - профессию, и тогда он достигнет гармонии с окружающим миром.

Мыслитель полагал, что будущая мать должна быть благочестивой и стараться не смотреть на некрасивые предметы, не наблюдать печальные события. После рождения малыша она должна уберечь его от смертельных болезней (как известно, в XVIII в. вследствие отсутствия качественной медицинской помощи и вакцинации, к сожалению, это было распространенным явлением). Затем важно воспитать в ребенке добрые свойства характера, потому что, согласно представлениям Сковороды, он рождается уже с

42

заложенным разумом, а для развития светлых сердечных качеств необходимо создать условия, чтобы в дальнейшем он внимательно следил за своим внутренним состоянием и уберегал душу от злых помыслов [12].

Г.С. Сковорода отмечал, что образование поможет познать себя и окружающую действительность, приблизиться к объективной истине. Он считал необходимым, чтобы ученики понимали то, что им преподают, учились работать самостоятельно. Мыслитель настаивал, чтобы молодые люди обязательно прошли курс грамматики, математики,, физики, механики, музыки, философии, основ медицины, юриспруденции, географии, иностранных языков (в том числе и древних), химии, астрономии, земледелия и этического учения. Самым главным условием для учебы Григорий Савич полагал наличие живого, неподдельного интереса у обучающегося, стремление узнать что-то новое, учитель же должен способствовать этому. Он обращал внимание на то, что между учителем и учеником желательно были дружеские отношения, основанные на взаимном уважении. В качестве средств и методов обучения мыслитель выделял лекции, доклады, беседы, разговоры и диспуты.

По его мнению, в процессе обучения нужно учитывать склонности и способности детей, их возрастные и индивидуальные особенности. Однако, несмотря на то, что в своем философском учении он предпочитал созерцательный способ познания истины, в деле образования он отводил ключевую роль проведению практических занятий, чтобы полученные на уроке теоретические сведения не остались простой игрой слов, а были претворены в жизнь.

Сковорода выступал за то, чтобы образование было доступно и для мальчиков, и для девочек из всех социальных групп. Философ считал важным, чтобы человек был приучен и к умственной, и к физической работе. Для Сковороды труд - это свободное творчество, с помощью которого можно преобразить мир. Мыслитель считает, что работа обязана приносить ощущение счастья и никоим образом не должна быть навязана кем-то со стороны [12]. Именно к любимому труду Григорий Саввич применил понятие «сродности". Он считал, что задатки человека можно определить в самом раннем возрасте. Такое мнение Сковорода изложил в своих книгах: «Приметы неких сродностей», «Сродность к богословию», «Сродность к воинству», «Сродность к хлебопашеству». Философ говорил о том, что любая работа почетна, если в процессе труда человеку удается раскрыть свои способности и принести пользу окружающим.

Однако для того, чтобы достигнуть успеха, важно не только любить свою профессию и тщательно разбираться в ее особенностях. Необходимо также быть терпеливым, обладать выдержкой, стараться избегать крайностей, доброжелательно относиться к миру и

43

стремиться поступать по справедливости.

Свой жизненный путь Григорий Савич Сковорода завершил 29 октября 1794 г. на пути в Киев в селе Ивановка Харьковской губернии. Согласно завещанию, на его могиле выбиты слова: «Мир меня ловил, но не поймал».

Данную публикацию хотелось бы завершить изречением Г.С. Сковороды, записанным его учеником, М.И. Ковалинским, которое можно считать кратким выражением яркого, оригинального мировоззрения мыслителя: «Философия, или любовь к мудрости, направляет весь круг дел своих к той цели, чтобы дать жизнь духу нашему, благородство сердцу, светлость мыслям... Когда дух веселый, мысли спокойны, сердце мирное, - то и все светло, счастливо, блаженно. Это и есть философия» [13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Лосев А.Ф. Г.С. Сковорода в истории русской культуры [Электронный ресурс]

/ А.Ф. Лосев. - Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev/skovor.ph p

2. Багалей Д.И. Сочинения Григория Саввича Сковороды, собранные и редактиро ванные проф. Д.И.Багалеем [Электронный ресурс] / Д.И. Багалей. - Режим доступа: https://run ivers.ru/bookreader/book146785/#page/1/mode/1up

3. Эрн В.Ф. Григорий Саввич Сковорода: Жизнь и учение [Электронный ресурс] / В.Ф. Эрн. - Режим доступа: https://predanie.ru/book/83864-grigoriy-savvich-skovoroda-zhizn-i-uchenie/#/toc5

4. Зеньковский В.В. История русской философии [Текст]: монография / В.В. Зеньковский - М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с. + Библиогр.: с. 877.

5. Чижевський Д.1. Фiльософiя Г.С. Сковороди [Текст] / Д.1. Чижевський. -Варшава: З друк. НТШ у Львов^ 1934. - 221 с.

6. Софронова Л.А. Три мира Григория Сковороды [Текст]: монография / Л.А. Софронова - М.: Индрик, 2002. - 464 с. + Библиогр.: С. 455-462.

7. Сковорода Г.С. Дiалог. Имя ему - Потоп змшн

[Текст] / Г.С. Сковорода [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://litopys.org.ua/skovorod a/skov207.htm

8. Сковорода Г.С. Сад божественных песен, прозябший из зерн Священного Писания / Г.С. Сковорода [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://litopys.o rg.ua/skovoroda/skov 103 .htm

9. Шаповалова А. Творчють Тараса Шевченка та фiлософiя Гриiгорiя Сковороди: два вiмiри свободи / А. Шаповалова // Шевченкознавчi студп. - 2013.- № 16. - С. 203-216.

10. Попович М.В. Григорш Сковорода: фiлософiя свободи. / М.В. Попович. - К.: Майстерня Бшецьких, 2007. - 256 с.

11. Сковорода Г.С. Разговор, называемый алфавит, или букварь мира [Электронны й ресурс] / Г.С. Сковорода - Режим доступа: http://litopys.org.ua/skovoroda/skov116.htm

12. Сковорода Г.С. Басни харьковские [Электронный ресурс] / Г.С. Сковорода - Режим доступа: http://litopys.org.ua/skovoroda/skov105.htm

13. Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды, написанная в 1794 г. в прежне м вкусе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://yakov.works/libr_min/18_s/ko/voroda_01 .htm#18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.