Научная статья на тему 'Символизм в учении Г. С. Сковороды'

Символизм в учении Г. С. Сковороды Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1528
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЗМ / БОГ / САМОПОЗНАНИЕ / СИМВОЛ / БИБЛИЯ / СКОВОРОДА Г. / АНТИТЕЗА / SYMBOLISM / GOD / KNOWLEDGE / SYMBOL / THE BIBLE / GREGORY SKOVORODA / THE ANTITHESIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смирнова М. А.

Рассматриваются особенности философии Г.С. Сковороды, его идея «трех миров» и «двух натур». Дается характеристика символического мира Библии как важной части учения мыслителя. Раскрытие библейских символов в сочинениях Г.С. Сковороды дает наиболее полное представление о его взглядах на природу вещей и нравственную философию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYMBOLISM IN THE DOCTRINE OF G. SKOVORODA

The article considers the philosophy of Gregory Skovoroda. He created the idea of the «three worlds» and «two natures». The main idea of the work is the symbolism in the teachings of the philosopher; the importance of the Bible in his philosophy. The elucidation of the nature of things and the moral philosophy in teaching of Gregory Skovoroda.

Текст научной работы на тему «Символизм в учении Г. С. Сковороды»

(I, с. 18): «Кто умножает познания, приумножает и скорбь». А скорбь - это всегда положительное [3, с. 277].

Список литературы

1. Франк С.Л. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М.: Прогресс-Культура, 1994. 592 с.

2. Чехов А.П. Избранные произведения в трех томах. Т.3. М.: Художественная литература, 1971. 590 с.

3. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. 479 с.

4. Шопенгауэр А. Сборник произведений / пер. с нем.; вступ. ст. и прим. И. С. Нарского. Мн.: Попурри, 1999. 464 с.

Сарычев Олег Викторович, канд. филос. наук, доцент, saricheva.mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

EXPERIENCE EUDEMONISM:

A. SHOPENHAUER AND A. CHEKHOV IN SEARCH OF HAPPINESS

O.B.Sarychev

The principle eudemonism within the historical realities of the late XIX century. The analysis of the category of happiness in the work of Schopenhauer and AP Chekhov.

Key words: irrationalism, eudemonism, work.

Sarychev Oleg Victorovich, candidate of philosophy, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

УДК 1(091)

СИМВОЛИЗМ В УЧЕНИИ Г.С. СКОВОРОДЫ

М.А. Смирнова

Рассматриваются особенности философии Г.С. Сковороды, его идея «трех миров» и «двух натур». Дается характеристика символического мира Библии как важной части учения мыслителя. Раскрытие библейских символов в сочинениях Г.С. Сковороды дает наиболее полное представление о его взглядах на природу вещей и нравственную философию.

Ключевые слова: символизм, Бог, самопознание, символ, Библия, Г.Сковорода, антитеза.

Философские воззрения Г. Сковороды отличает оригинальность и самобытность. Исследователь Ф. Кудринский называет его «философ без системы». Его философию трудно назвать системой, она вся переплетена с

внутренними переживаниями и чувствами автора. Он интуитивномистически пережил в своем духе то, что впоследствии изложил в своих сочинениях. Ф. Кудринский так говорит о нем: «Сковорода яснее других в свое время понял, что чистая мысль отвлеченной метафизики сама в себе имеет мало ценности, что ценность мыслей вообще и их значение приобретается лишь постольку, поскольку они бывают связаны с принципиальными внушениями воли человека и религиозными, сердечными эмоциями» [1, с. 24].

Язык его сочинений сложен для восприятия и понять его можно лишь определив символы и отдельные слова, которым он придает важное значение. Они возникают по мере познания человеком себя и окружающего мира. Историк философии Д. Чижевский говорит: «философский стиль Сковороды покоится на своего рода возвращении, на обратном развитии понятийной формы философствования к живой символической форме, на возврате слов от их понятийного к их символическому образному значению. Его запас образов и символов почерпнут главным образом из сокровищницы неоплатонической философии, да и античной философии вообще — но понятия становятся у него символами» [2, с. 24]. Символы Г. Сковорода черпает из Библии и из античной философии - источники, в которых он ищет образного, наглядного раскрытия истины. Символика неоплатонизма связана у Г. Сковороды с символикой Ветхого Завета.

Наиболее раннее произведение Г. Сковороды «Начальная дверь к христианскому добронравию», написанное как учебник для преподавания в Харьковском коллегиуме. Здесь он разъясняет устройство окружающего мира: «Весь мир состоит из двух натур: одна — видимая, другая — невидимая. Видимая натура называется тварь, а невидимая — Бог». Так он определяет дух и материю как две «натуры», при этом говорит об их взаимоотношении: «невидимая натура, или Бог, всю тварь проницает и содержит; везде всегда был, есть и будет. Например, тело человеческое видно, но проницающий и содержащий оное ум не виден» и называет их имена: «По сей причине у древних бог назывался ум всемирный. Ему ж у них были разные имена, например: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и проч. А у христиан знатнейшие ему имена следующие: дух, господь, царь, отец, ум, истина... Что касается видимой натуры, то ей также не одно имя, например: вещество, или материя, земля, плоть, тень и проч.» [3, с. 112].

«Мир» состоит из двух «натур», божественной и материальной, которые образуют целостное единство. Для Г.Сковороды важным является идея вездеприсутствия Бога: «Возникающая при этом картина мироздания мистична и символична одновременно. Бог рассматривается как константа нашей жизни, постоянно существующий в ней феномен. Он не выносится за пределы мира, но постоянно присутствует в нем, весь мир есть сфера теофании, богоявления, в котором Бог не раскрывает себя полностью, а

лишь становится доступным нашему восприятию» [4]. Бог открывается человеку в мире, «открывается основная религиозная антитеза, неизменно сопровождающая религиозную жизнь - противоположность Бога и мира» [5, с. 16].

Каждая из двух «натур» сама по себе антитетична: божественная, с одной стороны, тождественна природе, а с другой - источник мира, отлична от всего в мире. Сам Бог един и в то же время троичен в лицах: «Троица в единице и единица в троице быть не может, кроме единицы» [6, с. 164]. Материальная «натура», с одной стороны, близка к небытию: «Плоть — ничто же, она есть прах, и смерть, и тьма, и одежда, и гниль» [6, с. 314]; «Всякая видимость есть образ, а каждый образ есть плоть, сень, идол и ничто» [3, с. 382]; «Что бо есть простое, если не дух? Что сложное, что смесь, состав, соткание, если не плоть, история, обряд, наружность?» [6, с. 407]. И в то же время она неразделимо связана с Божеством, потому вечна: «Мир сей и все миры, если они бесчисленны, есть-то тень божия. Она исчезает из виду по части, не стоит постоянно и в различные формы преобразуется ведь, однако же никогда не отлучаясь от своего живого древа; и давно уже просвещенные сказали весть сию: materia aetema — «вещество вечно есть», сиречь все места и времена наполнила» [6, с. 160].

Развивая учение о натурах, Сковорода конкретизирует его в концепции трех миров: «Суть же три мира. Первый есть всеобщий и мир обитель-ный, где все рожденное обитает. Сей составлен из бесчисленных мир-миров и есть великий мир. Другие два суть частные и малые миры. Первый - микрокосм, сиречь... человек. Второй мир символический, сиречь Библия» [3, с. 148].

Жизнь мира заключена у Г. Сковороды в движении: «Что есть стрела, если не стремление? Что ж есть стремление, если не божие побуждение, всю тварь к своему месту и своим путем движущее? Сие-то значит составлять мир и сей машине движение давать» [6, с. 457]. Движение мира у него подобно растению, которое проходит путь от семени до увядания в земле и новом рождении через семя. Также мир уподобляется пути отдельного человека: «Посмотри на человека и узнай его! Кому подобен истинный человек, господствующий во плоти? Подобен доброму и полному колосу пшеничному. Рассуди же: не стебель с ветвями есть колос, не солома его, не полова, не наружная кожица, одевающая зерно, и не тело зерна, но колос есть самая сила, образующая стебель, солому, тело зерна и проч., в которой силе все оное заключается невидимо. Она производит все то в явление весною, когда вся внешность на зерне согнила, дабы не причтено было плододейство мертвой земле, то есть гниющей внешности, но вся бы слава отдана была невидимому Богу, тайною своею десницею вседейству-ющему, дабы Он един был во всем глава, вся же внешность прочая — пята» [6, с. 389]; «Для чего же всю тварь заключающим именем, то есть натурою, не назвать того, в котором весь мир с рождениями своими, как

прекрасное, цветущее дерево, закрывается в зерне своем и оттуда же является?» [6, с. 389].

«Малый мир», «микрокосм» - человек. Он также имеет два существа: «истинный» человек, божественная сущность и «телесный»: «Ты-то тень, тьма и тлень! Ты сон истинного твоего человека. Ты риза, а он тело. Ты привидение, а он в тебе истина. Ты-то ничто, а он в тебе существо. Ты грязь, а он твоя красота, образ и план, не твой образ и не твоя красота, понеже не от тебя, да только в тебе и тебя содержит, о прах и ничто!» [3, с. 130]; «Теперь взгляните на дивное дело божие: из двух человек составлен один, одно путничье лицо сделано из двоих сродностей без всякого смешения, но и без разделения взаимно служащих» [3, с. 316]; «Один труд в обоих сих — познать себя и уразуметь бога, познать и уразуметь точного человека, весь труд и обман его от его тени, на которой все останавливаемся. А ведь истинный человек и Бог есть то же» [3, с. 139]. Здесь определено учение Г.Сковороды о самопознании как о познании в себе Бога. Образ влюбленного Нарцисса выявляет человека, познавшего божественную природу своей души и влюбившегося в самого себя как в образ Божий: «Источник единый люблю и исчезаю. Прочее все для меня стечь, сечь, подножие, сень, хвост...» О сердце морское! Чистая бездна! Источник святой! Тебя единого люблю. Исчезаю в тебе и преображаю-ся» [3, с. 122].

В страннический период своей жизни Г. Сковорода всегда и везде путешествовал с Библией. Она явилась центром философского сознания Сковороды. Он относится к этой книге очень живо и трепетно: «Библию я начал читать,— говорить он, — около тридцати лет рождения моего, но сия прекраснейшая для меня книга над всеми моими полюбовницами верх одержала, утолить мою долговременную алчбу и жажду водой и хлебом, сладчайшей меда и сота Божьей правды и истины, и я чувствую к ней особливую природу» [3, с. 134]. Он выявляет в ней специфический символический мир, который дает возможность постичь природу всего сущего, схожую природе Бога.

Г. Сковорода обращается к аллегорической форме мышления, к образам и символам, раскрывающим сокровенные смыслы вещей и человеческой жизни. Он считает, что буквальное понимание Библии может привести к суевериям и исказить смысл, заложенный в библейских текстах: «Св. Писание может спасти и погубить, осветить и омрачить, смотря по тому, на сколько ум человека способен понимать истины Св. Писапия» [1, с. 34]; «Читаем о ревности Илии и острим нож на ближнего. Слышав о Иезекии-ной болезни, раздражаем страх смертный и наше суеверие. Богатство Иовлево — жадными, а благодарность Авраама делает нас тщеславными. Лазарево воскресение, слепых прозрение, свобода бесноватых совсем нас превращают в плотомудрствующих скотов? Самое сие зерно божие, сиречь слово сие (вера), соблазняет нас, повергая на стихии внешнего мира. От-сюда-то уповаем на плоть и кровь святых, надеемся на тлен и клятву; обо-

жаем вещество в ладане, в свечах, в живописи, в образах и церемониях, забыв, что, кроме Бога, ничто не благо и что всякая внешность есть тлен и клятва. Кратко сказать, вся Библия преисполнена пропастей и соблазнов» [6, с. 38].

Символический язык «облагораживает» человеческий разум и делает его способным воспринять божественную истину. Аллегоризм Г. Сковороды призван описать утопическую картину идеального, нравственного мира, в котором выявляется «подлинный» образ жизни человека: «ведь Библия не к сим улицам, а только через сии улицы ведет тебя в горние страны и чистый край — не в плотские мудрования и исходит к вечному. Библии нет нужды до брюха, до нижнего сего нашего бога, ни до брака, ни до царя плотского. Она вся в вышнем Боге» [6, с. 50].

Г. Сковорода определяет место Библии в своей системе миров: «Библия есть слово Божие, есть реальное, а не метафизическое откровение и воплощение Бога.в отношении к макрокосму она, с одной стороны, сохраняет полную независимость и самостоятельность. С другой стороны, она - часть этого мира, и как особый мир, внутренне богатый и противоречивый, а внешне замкнутый и цельный, образует смысл Вселенной. Библия открывает скрытый в «следах тварей этого мира» логос мира, его закон и сущность».

Всегда на первом месте у Г. Сковороды стоит человек и его внутренний, духовный мир. В Библии он также обращается к антропологической теме: «Символический мир Библии по отношению к диалектическому человеку является не только образцом и идеалом, но содержит в себе и необходимость должного выбора, что не позволяет самопознанию стать произволом, то есть выбрать зло вместо добра. Для этого Сковорода вводит архетип богочеловека Христа, в котором живет «всякое исполнение божества телесно». Символический человек Христос выступает как закон и порождающая модель выбора человеком самого себя. Вся история Христа имеет для Сковороды смысл семени, в котором задана полнота истинного бытия, где все свершилось, где сошлись концы и начала» [4].

Библейские символы у Г.Сковороды неоднозначны и образуют уровни понимания мира: «Библия есть знак с множеством значений, в конечном итоге сводимых к нескольким основным, являющимся опорными точками всей философской системы Г. Сковороды» [7, с. 162]. Символы связаны друг с другом; так, важное место занимают числа: семь дней недели, «семь колосов», «семь коров». Символы у Г. Сковороды разделяются на основные и второстепенные: «Основными являются кольцо, шар, солнце, око. От них отходят линии второстепенных символов: звери, скоты, птицы, рыбы и гады. Эта линия вызывает идолопочитание или идолочте-ние. Люди хватаются за ничтожную сень образов и погрязают в ней» [7, с. 165].

Одним из символов Библии является змий, у Г. Сковороды этот символ многогранен и противоречив: «змий... снаружи прах, но внутри твердая медь и сила живого Бога, плотским приодетая прахом. Сей змий воплощенная есть премудрость божия, беседующая нашими словами, но ведущая от земли на небо, да избавит нас от ползущих змиев. Сей змий есть Христос, слово божие, священная Библия» [3, с. 358]. Змий свитый в кольцо означает вечность: «понеже сия мать, рождая, ни от кого не принимает, но сама собою рождает, называется и отцом, и началом, ни начала, ни конца не имущим, ни от места, ни от времени не зависящим. А изображают ее живописцы кольцом, перстнем или змием, в круг свитым, свой хвост своими же держащим зубами» [6, с. 389]; змий ползущий - символ земного, эмпирического познания: «Знаешь ведь, что змий есть, знай же, что он же и Бог есть. Лжив, но и истинен. Юрод, но и премудр. Зол, но он же и благ. Буде, в нем станешь видеть одну злость и плоть, не перестанет тебя уязвлять и питать оною» [6, с. 165].

В. Ф. Эрн говорит об оригинальности толкования библейских образов Г. Сковородой и подчеркивает его православный взгляд на библию: «Как метафизика, так и мораль Сковороды мистичны и космичны, и потому его спиритуализм в понимании Библии, будучи односторонним и страдая некоторым рационалистическим уклоном, в существе дела сверхраци-оналистичен. В Сковороде есть слабые стороны платонизма, но он совершенно свободен от какого бы то ни было «просветительства». Если он и отвергает некоторые чудеса Библии потому, что «натура постоянна», то он же глубочайшим образом утверждает основное чудо Библии как слова Божьего, а не человеческого. тот основной принцип, которым обличается для Сковороды «ложь» буквального смысла некоторых библейских рассказов, сам по себе символичен и сверхрационалистичен» [8, с. 242].

Символический язык Г. Сковороды представляет собой метод, используемый им для познания истины, божественной сущности вещей. Он убежден, что в любом явлении мира возможно видеть скрытый смысл, вторую природу, более тонкую, духовную оболочку. Библия как «законченный плод многовековой борьбы символов» стала для мыслителя источником наиболее ярких образов, которые дают возможность понять истинную природу вещей, выявить нравственные законы для человека. Библия прежде всего представлялась Г. Сковороде учебником христианской этики и морали.

Список литературы

1. Кудринский Ф. Философ без системы (Опыт характеристики Григория Саввича Сковороды)// Киевская старина. Киев: Изд-во «Типография Императорского Университета Св. Владимира Н.Т. Корчак-Новицкого», 1898. Т. LX. № 2. С.35 - 63.

2. Чижевский Д. Сковорода// Путь. Париж: Религиозно-

Философская академия, 1929. № 19. С. 22 - 50.

3. Сковорода Г.С. Соч.: в 2 т. М.: Изд-во «Мысль», 1973. Т. 1. 511 с.

4. Этос религиозного опыта [Электронный ресурс] // Философский портал [сайт] URL: http://philosophy.ru/iphras/librarv/etos.html (дата обращение: 12.04.13).

5. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.

6. Сковорода Г.С. Соч.: в 2 т. М.: Изд-во «Мысль», 1973. Т. 2. 486 с.

7. Софронова Л.А. Три мира Григория Сковороды. М.: Изд-во «Ин-дрик», 2002. 464 с.

8. Эрн В. Григорий Савич Сковорода. Жизнь и учение. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1912. 342 с.

Смирнова Мария Александровна, аспирант, smi5845ayandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THE SYMBOLISM IN THE DOCTRINE OF G. SKOVORODA

M.A. Smirnova

The article considers the philosophy of Gregory Skovoroda. He created the idea of the «three worlds» and «two natures». The main idea of the work is the symbolism in the teachings of the philosopher; the importance of the Bible in his philosophy. The elucidation of the nature of things and the moral philosophy in teaching of Gregory Skovoroda.

Key words: symbolism, God, knowledge, symbol, the Bible, Gregory Skovoroda, the antithesis.

Smirnova Maria Alexandrovna, post-graduate student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

УДК 130.2:2

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ

МЕНТАЛЬНОСТИ

И.В. Разумовский

Исследуются процессы формирования современной российской ментальности. Анализируются особенности современной российской ментальности, факторы, повлиявшие на её формирование.

Ключевые слова: российская ментальность, ментальный стандарт, этапы ментальности, система ценностей, массовая ментальность, индивидуальная ментальность.

Приступая к философскому анализу процесса формирования современной российской ментальности, следует отметить, что названный процесс происходил поэтапно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.