Научная статья на тему 'Философские диалоги Григория Сковороды'

Философские диалоги Григория Сковороды Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
560
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские диалоги Григория Сковороды»

ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ

Грирогий Саввич Сковорода (1722-1794) - украинский мыслитель, поэт, странствующий проповедник-философ. Учился с перерывами с 1734 по 1753 г. в Киево-Могилянской духовной Академии. С 1741 по 1744 г. был певчим придворной капеллы в Петербурге, с 1745 по 1750 гг. находился в Венгрии (в г. Токай) в составе Токайской миссии генерала Вишневского. В 1751 г. преподавал поэтику в Переяславской семинарии. В 1754 г. жил в Троице-Сергиевой лавре, пополняя свои знания в лаврской библиотеке. Литературное творчество Сковороды началось в селе Ковраи, где он был домашним учителем сына богатого украинского помещика С.Томары. В 1759-1768 гг. Сковорода преподавал катехизис, пение, древнегреческий язык и этику в Харьковском коллегиуме. Последние 25 лет своей жизни Сковорода провел в странствиях по Украине. Умер он в с. Ивановка на Харьковщине.

Литературное и философское наследие Сковороды составляют сочинения: “Сад божественных песней” (1753-1785), “Басни

Харьковские” (1760-1770). “Начальная дверь ко христианскому

добронравию” (1766), “Наркисс” (1769-1771), “Асхань” (1767), “Кольцо” (1774), “Жена Лотова” (1775-1766), “Алфавит, или Букварь мира” (1775), “Израильский змий” (1776), “Брань Архистратига Михаила со Сатаною” (1783), “Пря бесу со Варсавою” (1783), “Благодарный Еродий” (1787), “Убогий жаворонок” (1787), “Потоп Змиин” (1790-1791) и др.

Онтологической основой учения Сковороды является концепция “трех миров”: макрокосма, микрокосма и мира символов. Согласно этой теории, самый главный мир - космический, Вселенная, всеобъемлющий микрокосм, “обительный мир”. Два других мира, по Сковороде, частные. Один из них человеческий, микрокосм; другой - символический

(«симболичный”, пишет Сковорода), т.е. мир библейский. Каждый из трех миров имеет две “натуры” - видимую и невидимую, причем

внешняя и внутренняя “натуры” библейского мира соотносятся, отмечают украинские исследователи творчества философа И.В.Иваньо и В.И.Шинкарук, “как знак и символ”. Все три мира сотканы из зла и добра, и мир библейский выступает у Сковороды как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми “натурами” макрокосма и микрокосма. Видимые же “натуры” обитателей космического и земного миров сообщают о своих тайных формах, так называемых “вечных образах”. У человека, считал Сковорода, имеются два тела и два сердца: тленное и вечное, земное и духовное. То, что человеку присуща двойственная природа (земное тело и духовное), означает еще, по Сковороде, что человек есть “внешний” и “внутренний”. Последний никогда не погибает: умирая, он только лишается своего земного тела.

Говоря о “законе сродностей”, о “сродном труде”, Сковорода пояснял, что человеческое счастье состоит не в изобилии, не в богатстве и не в здоровье, а в гармонии души. Обрести же гармонию души, считал философ, человек может, занимаясь только тем, что сообразно его природным наклонностям, в “сродном труде”: “Все то для тебя худшая пища, что не сродная, хотя бы она и царская... Без сродности все ничто... Разумным и добрым сердцам гораздо милее и почтеннее природный и честный сапожник, нежели бесприродный штатский советник”. Сковорода писал на староукраинском книжном языке в сочетании с русским разговорным языком XVIII в.

«Начальная дверь ко христианскому благонравию” представляет собою конспективное изложение прочитанного Сковородою курса лекций в Дополнительных классах при Харьковском коллегиуме, где он преподавал этику. В этих лекциях комментируются десять заповедей. В главе, именуемой “О десятисловии”, сказано: “Вся десятисловия сила вмещается в одном сем имени: любовь”. В главе “О страстях или грехах” Сковорода дает определение страсти и выделяет главнейшую из них: “Страсть есть мировой душе воздух. Она есть беспутное желание видимостей, а называется нечистый или мучительный дух. Главнейшая всех есть зависть, мать прочих страстей и беззаконий”. Именно в этом сочинении Сковорода впервые говорит о том, что весь мир состоит из двух “натур” - видимой и невидимой, причем видимая “натура” называется тварь, а невидимая - Бог. Сковорода приводит пример: “. тело человеческое видно, но проницающий и содержащий оное ум не виден».

Одним из первых философских диалогов Сковороды является “Наркисс. Разглагол о том: узнай себе”. Точная дата его написания не установлена, автор только сообщил, что произведение было написано “в седьмом десятке века сего”. В диалоге идет речь о познании себя, о том, чтобы “найти человека” в себе: “Всяк есть тем, чие сердце в нем: волчье сердце, есть истинный волк, хотя лице человечее, сердце боброво, есть бобр, хотя вид волчий; сердце вепрово, есть вепр, хотя вид бобров... Итак, не внешняя наша плоть, но наша мысль - то главный наш человек. В ней-то мы и состоим. Она и есть нами”. Той же теме -познания самого себя - посвящена и книга “Асхань”, в которой говорится, что истинное счастье находится внутри человека: “Где ты видел, или читал, или слышал о счастливце таком, который бы не внутрь себе носил свое сокровище? Нельзя вне себя сыскать. Истинное счастье внутру нас есть”. В диалоге “Кольцо” Сковорода ведет разговор о душевном мире человека, который и составляет наше счастье, но только в том случае, если этот душевный мир находится в согласии с Богом.

Цикл диалогов о счастье завершает “Алфавит, или Букварь мира”, в котором излагается учение Сковороды о “сродном труде”. Если отнять от души сродное действие, тогда-то ей смертная мука: “Грустит и мятется, будто пчела, заперта в горнице, а солнечный светлейший луч, окошки окружающий, зовет ее на цветоносные луга. Сия мука лишает душу здравия, разумей, мира, отнимает кураж и приводит в расслабление».

Диалог “Брань Архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим” посвящен ответу на вопрос, что является источником зла на земле и почему большинство людей чувствуют себя несчастными, неудовлетворенными своей жизнью. Ответ автор видит в борьбе двух “натур” в человеке - злой и благой. В диалоге “Пря бесу со Варсавою” речь идет о том, трудно ли то, что для человека является самым важным. Варсава (или “сын Саввы») отождествляется с самим философом. Он доказывает, что для человека нужнее всего честность и удовлетворение природных потребностей. Счастливым человека делает стремление к природному благу, а это вовсе не трудно.

Притчи “Благодарный Еродий” и “Убогий жаворонок” объединяет тема воспитания и самовоспитания индивида. Показывая, что человеческое сердце склонно к истине и добру, Сковорода поучает: “Будь только малым доволен. Не жажди ненужного и лишнего. Не за нужным, но за лишним за море плывут. От ненужного и лишнего - всякая трудность, всяка погибель” («Благодарный Еродий»). Говоря о том, что

хорошо быть бедным, Сковорода утверждает, что условие достижения спокойной жизни есть умеренность во всем, умение быть довольным тем, что человеку дано от природы.

Последнее из философских произведений Сковороды “Диалог. Имя ему - Потоп Змиин” явилось итогом жизни и творчества философа. В основе диалога лежит гл. 12 “Откровения святого Иоанна Богослова”, в которой рассказывается о том, как дракон преследовал “жену, которая родила младенца мужеского пола” (Отк. 12, 13). “И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою” (Отк. 12, 15). “Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей” (Отк. 12, 16). Обращаясь к вышеприведенным евангельским образам, Сковорода толкует их как аллегорию, в которой змей олицетворяет зло. Именно в диалоге “Потоп Змиин” окончательно была отработана философом идея “трех миров” -макрокосма, микрокосма и символического библейского мира.

Художественные произведения Сковороды - “Сад божественных песней” и “Басни Харьковские” носят морализаторский и сатирический характер (в баснях Сковорода часто использовал эзоповские сюжеты, а “божественные песни” являются своеобразным лирическим дневником поэта).

Впервые сочинения Сковороды (с его именем) были напечатаны в 1806 г. в известном масонском журнале “Сионский вестник”. Собрание сочинений под редакцией проф. Багалея было впервые издано в Харькове в 1894 г. Первая научная биография Сковороды была напечатана в “Отечественных записках” в 1823 г. (часть 16) за подписью И.Сн. (т.е. Иван Снегирев). Наиболее полная биография Сковороды принадлежит перу его ученика М.И. Ковалинского, она впервые увидела свет в “Киевской старине” в сентябре 1886 г.

Сковорода нередко перерабатывал свои сочинения; таково происхождение различных редакций и вариантов одной и той же редакции; этим же объясняется и существование его автографов в двух экземплярах; это последнее обстоятельство, впрочем, вызывалось еще и тем, что он посвящал, т.е. преподносил, свои сочинения разным лицам -своим друзьям; отправляя один экземпляр, он должен был оставить себе и другой, пишет проф. Д. И. Багалей. Но иногда случалось и так, что сам он оставался без оригинала и даже без списка - тогда он прибегал к своему другу священнику Правицкому, у которого хранились почти все его творения, говорим “почти”, потому что, по сознанию самого же Сковороды, одна рукопись была завезена в Крым без списка («О

вожделении богатства»). Вот характерное сообщение Сковороды о своих рукописях (в письме к М.И.Ковалинскому, 1790 г.): “У друга нашего бабайского иерея Иак. Правицкого все мои творения хранятся. По мне бы они давно пропали. Я удивился, увидев у него моего Наркиса и симфонию - аще не увеси (т.е. “Асхань”. - И.Г.). Я ее ожелчившися спалил в Острогорске, а о Наркисе на веки было забыл. Просите у него. А я не точию апографы, но и автографы раздал, раздарил, расточил”. Несколько выше он сообщает тому же Ковалинскому о посылке к нему списка “Израильского змия” и при этом прибавляет, что список этот он сам было приготовил для свящ.Правицкого. Из письма Г.С. Сковороды к Правицкому 1785 г. видно, что Правицкий переписывал себе все новые и новые сочинения Сковороды и просил о высылке их Григория Саввича. Посылая “Жену Лотову” Правицкому, Сковорода прибавляет: “При переписке повелевай соблюдать ортографию, паче же вся ея листы хранить от нечистоты”. Тут видна забота о судьбе своей рукописи. А вот другой отрывок, свидетельствующий о том же. “Чудно мне, - пишет Сковорода тому же свящ. Иак. Правицкому, - вы, снится мне,

переписали “Михайлову борьбу” (т.е. “Брань Архистратига Михаила со Сатаною”. - И.Г.) и паки требуете? Обаче посылаю, негли обрящете, чего ваша перепись не образует. Не медлите же много; обаче через неверные руки - не! не! не! Мауоіо арМ 1е еат іпіегіге quam уоіиіагі тапіїш ітріогіЬш (т.е. “я предпочитаю, чтобы она погибла у тебя, чем вращалась в нечестивых руках»)”. Характерна эта боязнь “неверных” рук, показывающая, что у Сковороды было немало литературных врагов, от которых он ревниво оберегал свои рукописи.

И. Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.