синдром» (Черняков И.Н., 1977). При этом страдает мозговое кровообращение с головокружением, потемнением и мельканием в глазах и т.п. (Лосев Н.И., 1977; Березовский В.А., 1984), нарушаются психомоторная деятельность и тонкая двигательная координация, в частности, почерк (Маршак М.Е., 1969). Чаще наблюдаются снижение умственной работоспособности, нарушения ориентации, могут возникать гипертонус скелетных мышц, судороги и даже потеря сознания (обморок). Гипокапния отягощает течение гипоксии и вносит вклад в патогенез высотной и горной болезней, бронхиальной астмы (Сиротинин Н.Н., 1974).
Первым термин «гипервентиляционный синдром» применил в 1871 г. для описания расстройств, связанных с одышкой у пациентов с «солдатским сердцем», участник Гражданской войны в США врач Джейкоб Мендез Да Коста (1833-1900), которого и считают первооткрывателем данного синдрома. Однако Леонардо да Винчи заметил и описал этот феномен на 350 лет раньше. Поразительная наблюдательность гения, который не только занимался анатомией и пневмодинамикой, но и первым описал исход гипервентиляции легких, позволяет считать именно его первооткрывателем гипокапнии. Поскольку «наука отличается от лженауки тем, что предсказывает будущее в своей области» (Дж. Дж. Томсон), то Леонардо да Винчи убедительно зафиксировал торжество научного мировоззрения над религиозным мракобесием и обскурантизмом в форме шутливых, но удивительно оправдывающихся «Предсказаний».
Мы предлагаем явление гипокапнии при произвольной гипервентиляции легких впредь именовать «феноменом Леонардо да Винчи». Пусть это будет со стороны медиков данью памяти величайшему человеку всех времен и народов.
Л.П.Чурилов, Ю.И. Строев ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО УИЛЬЯМА ОСЛЕРА
Санкт-Петербургский государственный университет
Сэр Уильям Ослер (рис.1) - выдающийся терапевт и ученый-медик, один из основоположников клинической патофизиологии, реформатор англоязычного медицинского образования, переведший его на практические рельсы, родился в 1849 г. в Канаде в семье англиканского проповедника и был младшим из его 9 детей. В 1870 г. он окончил медицинскую школу в Торонто, затем продолжил образование в Университете МакГилл в Монреале, где в 1872 г. получил медицинскую степень. Как и другие великие клиницисты, он посвятил свою деятельность сначала патологической анатомии и общей патологии, совершенствуя свои знания в Европе у ведущих медиков той эпохи: Дж. Бёрдона-Сэндерсона, Р. Вирхова, Л. Траубе, Б. Лангенбека, Ф. Гебры, К. Рокитанского. После непродолжительной врачебной практики в Онтарио, с 1875 г., он - профессор кафедры внутренних болезней в Университете МакГилл, в Монреале
(Канада), с 1876 г. - патолог, а с 1878 г. - врач Монреальской больницы. В Университете МакГ илл У. Ослер преподавал не только внутренние болезни, но также физиологию и патологию. По сути, он был первым патофизиологом среди врачей Нового Света. В 1884 г. он получает предложение Пенсильванского университета (США) и броском монеты решает положительно вопрос, ехать ли ему в Филадельфию преподавать. Именно здесь им будет вскоре основана Американская медицинская ассоциация. В 1888 г. У. Ослер принимает предложение вновь организованного Университета Джоунса Хопкинса в Балтиморе, становится там первым профессором-клиницистом и вместе с соратниками в короткий срок закладывает основы принципиально новой для западного мира системы преподавания медицины, выводя молодой университет на лидирующие позиции. Здесь он создал свое бессмертное руководство «The Principles and Practice of Medicine», вдохновившее миллионера-филантропа Джона Д. Рокфеллера на открытие рокфеллеровского фонда и Института медицинских исследований. Здесь же он женился на праправнучке легендарного героя американской революции Поля Ривьера. У. Ослер для англоязычного медицинского образования сыграл такую же роль, что Н.И. Пирогов - для образования русскоязычного. Слава У. Ослера перешагнула границы относительно провинциальной, по научным меркам XIX века, Северной Америки. С 1905 г. он работает в Оксфорде (Великобритания), где сменил своего учителя Дж. Бёрдон-Сэндерсона.
Рис.1.Уильям Ослер (1849-1919) (рис.1)
В Британии У. Ослер собрал лучшую медицинскую библиотеку той эпохи. После смерти великого ученого она была завещана Университету МакГилл, где и находится доныне. У. Ослер был библиофилом и даже библиоманом. Он говорил: «To study medicine without reading textbooks is like going to sea without charts, but to study medicine without dealing with patients is not going to sea at all». Созданные им библиотеки и каталоги являются образцовыми. В 2010 г. нам посчастливилось посетить мемориальную Bibliotheca Osleriana в Университете МакГилл (рис. 2), где до сих пор ощущается присутствие великого ученого и врача. Там же покоится и прах супругов Ослер.
Рис. 2. В Ослеровской библиотеке Университета МакГилл, Монреаль, 2010. Справа налево: директор библиотеки историк медицины Памела Миллер, Ю.И. Строев, зав. каф. патофизиологии 2-го Китайского военно-медицинского университета проф. Лю Цзянь (Шанхай), Л.П. Чурилов, медицинский антрополог доктор Джейсон Сю (Монреаль)
Всего У. Ослер создал свыше 700 работ, посвященных вопросам внутренних болезней, хирургии, паразитологии, истории медицины, культурологии, дидактики и педагогики. Он открыл новые виды нематод (БИапа Ов1еп) и трематод (БрИгуапига Ов1еп), первым (1873) подробно описал ранее открытые кровяные пластинки и подострый эндокардит с типичными для него красными узелками на коже пальцев - признаком микроэмболий (симптом Ослера), а также синдром перемежающейся желтухи с ознобом при желчнокаменной болезни. В 1903 г., вслед за А. Вакезом, он описал синдром полицитемии (болезнь Вакеза-Ослера), а в 1907 г. - синдром наследственных геморрагических телеан-гиэктазий (болезнь Ослера-Рандю). Его классическое руководство по внутренней медицине многократно переиздавалось на разных языках мира, включая даже китайский, являясь настольной книгой клиницистов всех стран.
Он обладал редкостным даром воспитания молодых врачей. Его называли избранником природы. У. Ослер отрицал шовинизм и национальную ограниченность, слыл «апостолом международной медицины» (Л. фон Ашофф), считал, что «изучение медицины есть изучение болезни с помощью искреннего наблюдения без предвзятых теорий». У. Ослер был невысокого роста, за что студенты любовно называли его «бэби-професор». Студентам он говорил, что «тайна успешной работы заключается в систематическом распределении того, что надо сделать, и в методическом выполнении этого». «В нем сочетался широчайший гуманизм с глубочайшими познаниями», больные дети с нетерпением ждали его и сожалели, когда он уходил (М.Я. Брейтман, 1928). У. Ослер, человек скромных материальных запросов, слыл добрейшим и одним из самых гостеприимных людей в Оксфорде. Однажды в холодный день на прогулке близ университета ему встретился пьяница-нищий. Профессор отдал ему свое пальто, чтобы тот мог согреться. Через некоторое время пальто вернулось к У. Ослеру: нищий умер, завещав перед смертью вернуть пальто «его другу», из-
вестному всему Оксфорду доктору. Профессор долго его донашивал, так как на новое пальто у него тогда не было средств. Ряд важных работ У. Ослера посвящен болезням легких, в особенности туберкулезу и пневмониям, борьбе с которыми он отдал большую часть своей жизни. Он сам страдал периодическими приступами бронхита, которые нередко заканчивались пневмониями, и, даже будучи больным, продолжал работать за письменным столом (рис. 3).
Рис. S. Письменный стол У. Ослера
Во время очередной бронхопневмонии он написал крупную работу именно об этом заболевании. Последняя его пневмония осложнилась плевритом с эмпиемой плевры, за операцией последовало развитие легочного абсцесса, а после второй операции, 29 декабря 1919 года, наступила трагическая развязка. Для проведения его аутопсии У. Ослер заранее сам назначил своих учеников (её провел А. Дж. Г ибсон, которого Ослер видел во сне за этим занятием еще в октябре 1917 г.!) и завещал свой мозг Институту Вистара, членом Антропологического общества которого он состоял. Исследования, в том числе - проведенные новыми методами 40 лет спустя У. Пенфилдом, продемонстрировали отсутствие дегенеративно-атрофиче-ских изменений мозга, несмотря на атеросклероз церебральных артерий. Сейчас мозг гениального медика хранится в Медицинском колледже Филадельфии, в Музее Муттера. Человек блестящего ума и искрометного остроумия, баронет Британской короны сэр Уильям остался в истории медицины не только благодаря своим открытиям и книгам, но и в связи со своей знаменитой классификацией врачей. Он делил их на 4 группы: «Много делающие и ничего не говорящие, много говорящие и ничего не делающие, много делающие и говорящие и, наконец, ничего не говорящие и ничего не делающие. Последние зарабатывают больше всех». Под псевдонимом «Egerton Yorrick Davis, отставной капитан армии США, военный хирург» он написал немало шуточных и пародийных научно-медицинских заметок и статей, ряд из них медицинские журналы всерьёз перепечатывали и цитировали, принимая за чистую монету. Афоризмы У. Ослера цитируются очень часто, на-
пример его знаменитая фраза о «relative uselessness of a men over forty years of age». Незадолго до кончины в беседе с другом - доктором А. Маллоком, дававшим ему советы, он в последний раз грустно пошутил: «Арчи, чудак ты старый! Я наблюдаю этот случай уже 2 месяца - жаль только, не увижу результатов вскрытия...». После У. Ослера в истории канадской медицинской науки появились и другие фигуры, сопоставимые с ним по разносторонности и энциклопедизму знаний, по умению пройти весь путь от первоначальных экспериментально-клинических наблюдений - до больших философских обобщений. Именно таким «ослерианцем» по духу своего творчества был, как мы убеждены, другой великий монреалец - Ганс Гуго Бруно Селье (1907-1982), многолетний сотрудник Университета МакГилл и читатель ослеровской библиотеки. Пожилая дама-библиотекарь, помнившая Г. Селье, рассказала нам, что тот «брал на свой абонемент удивительно много немедицинской, философской и художественной литературы».
Жизнь и творчество таких людей, как У. Ослер или Г. Селье, подтверждают неоднократно подмеченную истину: настоящий большой ученый не может быть просто специалистом. Его творческое горение всегда касается многих интересных ему областей, а плоды его гения развивают не одно лишь узкоспециальное знание, но культуру в целом.
Славица Шетина,
Чл.-корр. ПАНИ, философ, писатель
ЗДОРОВЬЕ - ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Сербский филиал Петровской академии наук и искусств, Белград, Сербия, slavi-
casetina@gmail. com
В основe человеческого потенциала - здоровье человека, оно заключается в его характерe и биологическом подходе к жизни. Человек как существо является чудом природы и творением Творца. Для того, чтобы человек использовал свой потенциал, он должен вести себя в соответствии с установленными законами природы. Соблюдая законы природы, человек достигает баланс материального и духовного мира. Согласование двух миров, двух принципов (материального и духовного), являются основой для хорошего здоровья человека. Человека, здорового тела и духа - Божье провидение, и, следовательно, несет в себе высокий потенциал. Соломон учит нас:
Притчи Соломона, гл. 25: 28; гл. 16: 21; Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим. Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
Здоровье человека обусловлено его действиями, и здоровье является картиной его потенциала. Человек в биологической жизни делится на два ДНК-волокна -