Научная статья на тему 'Жизнь и творчество академика А. А. Никонова'

Жизнь и творчество академика А. А. Никонова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петриков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь и творчество академика А. А. Никонова»

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АКАДЕМИКА А.А. НИКОНОВА Петриков А.В., акад. РАН, руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова

19 августа 2018 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Александровича Никонова — последнего Президента Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина, академика ВАСХНИЛ, Академии наук Союза СССР, Российской академии сель-скохозяйственных наук, основателя Аграрного института (ныне Всероссийского института аграрных проблем и информатики, носящего его имя).

Конечно, у каждого из нас своё отношение к Никонову, к его делам и поступкам, к его наследию. Он никого не оставлял и не оставляет равнодушным даже сейчас, спустя 23 года после его трагической гибели.

Но всё же согласимся в главном: Александр Александрович прожил замечательную и плодотворную жизнь. Это был выдающийся человек и ученый. С ним и его соратниками по реформаторскому течению отечественной аграрно-экономической мысли — Алексеем Михайловичем Емельяновым, Гелием Ивановичем Шмелевым, Татьяной Ивановной Заславской, Владимиром Александровичем Тихоновым, Иваном Николаевичем Буздаловым, а также с представителями других научных направлений и школ ушла целая эпоха в развитии нашей науки, если иметь в виду и значение их научных работ, и тот резонанс, который они вызывали в обществе и государстве.

Современные исследователи, к сожалению, не обладают тем кредитом доверия и авторитетом со стороны общества и власти, который был у наших предшественников. Ранее ни одно крупное решение в области аграрной политики не принималось без обсуждения с представителями науки. Пусть их мнение не всегда учитывалось, но оно было известно власти. Теперь всё по-другому. О многих решениях мы узнаем из СМИ. Некоторые коллеги видят в этом только плюс, развивая публикационную активность. Но вреда от такой практики, по-моему, больше.

Александр Александрович никогда не был кабинетным ученым, совмещая исследовательскую деятельность с активной общественной позицией и участием в государственном управлении. Помня об этом, нам предстоит

многое сделать для возвращения доверия к аг-рарно-экономической науке и повышения её роли в обществе.

Александр Александрович родился в середняцкой крестьянской семье на хуторе Зай-ково Вышгородецкой волости Островского уезда Псковской губернии, на границе с Латвией. Сейчас хутора на карте России нет, но деревня Зайково сохранилась. С ранних лет Никонов помогал родителям по хозяйству, что воспитало в нем огромное трудолюбие; он всю жизнь был трудоголиком. Крестьянские университеты дополнились обучением в классической гимназии г. Абрене (в 1920 г. местность, где родился Александр Александрович отошла к Латвии), затем — на ветеринарно-медицин-ском факультете Рижского университета.

Говорят, что место рождения человека, его малая родина, первые детские и юношеские впечатления многое определяет в его жизни. Александр Александрович родился в краю, где встречается Россия и Балтия, древнерусская православная традиция и европейский католицизм, воспитывался в консервативной крестьянской среде и модернистской атмосфере университетского города. Отсюда его культурная и конфессиональная толерантность, почитание традиции и одновременное стремление к новаторству, истинный патриотизм и неподдельный интерес к опыту других стран и народов.

Университетский курс Никонову закончить не удалось. Грянула Великая Отечественная война. Он с оружием в руках защищал честь и независимость Отечества, ушел в армию добровольцем. Орден Боевого Красного Знамени, полученный им за бой под г. Наро-фоминском в декабре 1941 г., он считал своей главной наградой.

После освобождения Латвии от немецко-фашистских захватчиков А.А.Никонов работал в Абренском и Даугавпилсском укомах Компартии Латвии, с 1946 по 1951 г. был секретарем ЦК по сельскому хозяйству, затем в течение 10 лет - Министром сельского хозяйства республики, одновременно, в 1952 г. закончив Высшую партийную школу, а в 1959 г. - агро-

номический факультет закончив Латвийской сельскохозяйственной академии.

Это были трудные годы послевоенного восстановления, коллективизации сельского хозяйства, налаживания его на новых социально-экономических условиях. Никонов проводил генеральную линию партии в деревне осторожно, с учётом местных условий, сопротивляясь, насколько это было возможно, форсированным сельскохозяйственных кампаний, в частности, непродуманному сселению мелких деревень и хуторов, повсеместному распространению царицы полей - кукурузы. Это повышало его авторитет среди специалистов и руководителей сельскохозяйственных предприятий, но вызывало гнев руководства республики. Доходило до обвинений в «буржуазном национализме». В марте 1962 года он был смещен с министерского поста и в одночасье стал старшим научным сотрудником Латвийского института земледелия.

Этот конфликт обогатил А.А.Никонова бесценным политическим опытом и одновременно положил начало его научной карьере. Он защищает кандидатскую диссертацию «Специализация и концентрация производства в совхозах Латвийской ССР» в Тимирязевской академии, но политическое давление продолжается. Объявленный в республике «персоной нон-грата», в 1963 г. он переезжает в Ставрополь, где возглавляет Ставропольский НИИ сельского хозяйства.

Из небольшого, можно сказать, провинциального института Ставропольский НИИСХ становится одним из ведущих научных центров Российского отделения ВАСХНИЛ. Здесь Александр Александрович начинает большую серию работ по системам ведения сельского хозяйства; в 1973 г. защищает докторскую диссертацию, в 1975 г. становится членом-корреспондентом, в 1978 году - академиком ВАСХНИЛ. Применение системного подхода в сельском хозяйстве на долгие годы становится главным направлением его исследований, его визитной карточкой. В Ставропольском НИИСХ была разработана оригинальная система сухого земледелия, основанная на рациональном использовании в севообороте паров, что, несмотря на сокращение посевных площадей, приводило к росту урожайности сельскохозяйственных культур.

На результаты работ Никонова и Ставропольского НИИСХ делает ставку первый секретарь крайкома партии Д.Ф.Кулаков, а затем М.С. Горбачев. А.А.Никонов курирует учёбу Горбачёва на заочном отделении экономического факультета Ставропольского сель-

скохозяйственного института и является научным руководителем его дипломной работы. Труды Ставропольского НИИСХ использовались Горбачевым в управлении сельским хозяйством края и содействовали его успешной партийной карьере. Одновременно с Горбачевым, ставшим в 1978 г. секретарем ЦК КПСС и отвечавшим за вопросы сельского хозяйства, Никонов переезжает в Москву, работает до 1982 г. академиком-секретарем Отделения экономики ВАСХНИЛ, затем первым вице-президентом и Президентом ВАСХНИЛ.

Без преувеличения можно сказать, что консультируя Горбачева и опираясь на его политическую поддержку, Никонов становится в 80-е гг. главным идеологом и разработчиком аграрной политики страны. Он возглавляет рабочую группу по подготовке Продовольственной программы СССР, занимается в ВАСХНИЛ её научным обеспечением, инициирует предложения по усилению экономических методов управления и хозрасчета в АПК.

Притчей во языцех стало утверждение о нараставших аграрных трудностях как одной из главных причин распада СССР. На самом деле это далеко не так. Сельское хозяйство пусть медленно, но поступательно развивалось, несмотря на многие острые проблемы, о которых убедительно писал и Никонов. Уровень валового производства 1990 г. - последнего года реализации Продовольственной программы был достигнут нами только в прошлом 2017 году. Безусловно, продовольственные трудности были, но вызывались они не недостаточными объемами производства, а расстройством системы продовольственного обеспечения и торговли, что напрямую было связано кризисом политической системы страны.

По инициативе А.А. Никонова в 1987 г. состоялась реабилитация А.В.Чаянова и его единомышленников - событие, восстановившее связь времен и поколений в аграрно-экономической науке и открывшее дискуссию о рыночных реформах в АПК. С трудами Чаянова Никонов познакомился ещё в 1951 г., но только спустя 35 лет реабилитация, а с ней и возвращение Чаяновского наследия стало возможным.

В 1989-1990 гг. А.А.Никонов в качестве народного депутата СССР и члена Комитета по аграрным вопросам и продовольствия Верховного Совета руководил подготовкой «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле», принятых в феврале 1990 года и отменивших монополию государства на землю. В соответствии с «Основами...», граж-

дане СССР могли получить землю в пожизненное наследуемое владение для ведения крестьянского хозяйства. Провозглашалось право землевладельцев «самостоятельно хозяйствовать на земле». Постановлением о введении «Основ...» в действие Правительству предписывалось разработать «специальную программу поддержки крестьянских хозяйств... предусмотреть в проекте плана на тринадцатую пятилетку меры по созданию равных возможностей для развития всех форм хозяйствования на земле».

На основании работ второй половины 80-х гг., общественно-политической и государственной деятельности Александра Александровича в этот период (а он совмещал посты Президента ВАСХНИЛ и заместителя председателя Гоагропрома СССР), критики Никонова приписывают ему, если не авторство, то обоснование земельной и аграрной реформы 90-х годов. А созданный им после ликвидации ВАСХНИЛ Аграрный институт даже пытались в 1995 г. закрыть.

Но это нелепые обвинения. Чтобы убедиться в этом достаточно ознакомиться с разработанной ВАСХНИЛ под руководством А.А.Никонова «Концепцией развития агропромышленного комплекса до 2005 г.», одобренной Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам 31 марта 1990 года. Концепция предполагала эволюционные, а не радикальные преобразования, совершенствование государственного регулирования АПК, но в силу политических причин не была реализована.

В статье 1987 г. А.А. Никонов писал: «Сущность современной аграрной реформы состоит в создании нового аграрного строя на основе приватизации земли и других средств производства с формированием широкого слоя самостоятельных крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, реорганизации колхозов и совхозов, с заменой директивного планирования экономическим регулированием и переходом на рыночные отношения. Мы не мыслим устранения государственного регулирования, но характер его принципиально меняется в сторону ухода от командования к созданию для предприятий благоприятных экономических, научно-технических и социальных условий» [1].

Но уже первые два-три года реформы показали, что ее цели не реализуются, она проводится методом шоковой терапии, а не эволюционно. И одним из первых об этом стал писать А.А.Никонов. Он остро переживал происходившее в стране, называя 90-гг. вре-

менем тотального кризиса, очередной российской смутой.

Как президент ВАСХНИЛ он пытался трансформировать академию в межгосударственный научный центр — Академию аграрных наук суверенных государств, возникших на постсоветском пространстве. Его инициатива, выдвинутая в ноябре 1991 г., была поддержана руководителями академией сельскохозяйственных наук России, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Туркменистана, Узбекистана, Украины, но после Беловежских соглашений о прекращении существования СССР, осталась нереализованной. 30 января 1992 г. на базе ВАСХНИЛ и Российской академии сельскохозяйственных наук Указом Президента РФ создается единая Российская академия сельскохозяйственных наук, а А.А. Никонов становится директором, созданного им, еще в 1990 г., Аграрного института.

Итог своей научной, государственной и общественной деятельности он подвёл в монографии «Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика в России XVII—XX вв.», увидевшей свет буквально за несколько дней до его трагической гибели 5 октября 1995 года. Это концентрированное выражение его взглядов, его научное и духовное завещание.

В заключении позвольте мне охарактеризовать основные научные постулаты, кредо академика Александра Александровича Нико-нова.

1. Он безусловно считал сельское хозяйство базовой, стратегической отраслью экономики, а крестьянство - социальной основой российского общества, аграрные отношения и институты - экономическими и социальными скрепами России.

2. Основой научного анализа сельского хозяйства и сельского сообщества и, соответственно, аграрной и сельской политики был для него, с одной стороны, системный, а с другой исторический подход в их диалектическом единстве.

Он смотрел на аграрную отрасль как на постоянно развивающийся симбиоз экономических, биологических, материально-технических и социальных связей. Непременно увязывал аграрную политику с социальной и экологической, предложения по сельскому хозяйству с мерами по развитию российской деревни.

3. Критерием аграрных преобразований наряду с развитием производительных сил считал повышение жизненного уровень крестьян. В центре реформ, по мнению Александра Александровича, должен стоять сельский

человек, крестьянин с его интересами и потребностями. Именно поэтому в выборе формы хозяйствования окончательное слово за крестьянами. Государство должно создавать равные условия для развития всех типов предприятий и хозяйств. Формами их рыночной интеграции должна быть кооперация, так как кооператив управляется непосредственными сельскохозяйственными товаропроизводителями, а цель его деятельности состоит в удовлетворении потребностей членов кооператива.

4. Огромная роль в развитии сельского хозяйства принадлежит науке. Но предназначение науки - не только получение новых знаний, но и продвижение их в жизнь, вооружение новыми знаниями крестьян. Сельскохозяйственная наука не замыкается на фундаментальных исследованиях, но и внедряет их результаты в практику. Практика - не только критерий истины, но и предмет воздействия учёных. Александр Александрович никогда не был и не мог быть кабинетным профессором, одновременно он был действующий политик и общественный деятель, просветитель.

5. Развитие сельского хозяйства, аграрная история - поле и одновременно результат взаимодействия трех социальных сил: государства, крестьянства и науки. Отношения между ними, по мнению Никонова, складываются весьма противоречиво, а чаще всего драматично. Александр Александрович назвал аграрную историю России «спиралью многовековой драмы» и, как мне представляется, всю жизнь искал рецепт гармонии этих трёх сил. В явном виде этот рецепт нигде не прописан, но его можно сформулировать если обратиться к никоновским представлениям о социальной роли сельскохозяйственной науки.

Во взаимоотношениях государства и крестьянства сила всегда на стороне государства, особенно в условиях недостаточного развития демократических институтов и засилья непросвещенной бюрократии.

Крестьянство часто не может не только защитить, но и выразить свои интересы. Бюрократия не понимает чаяний крестьян. Отсюда двоякая социальная роль аграрной науки. С одной стороны, — осознать и защитить крестьянские интересы, с другой - просветить бюрократию и обеспечить её необходимыми для правильных решений знаниями.

6. Чтобы выполнить эту роль, наука должна быть рационально организована. Вот основные выводы по организации науки, к

которым пришел А.А. Никонов в своих работах, обобщая историю аграрных исследований в России:

1. «Не допускать ни в какой форме монополизма какого-то одного направления.

2. Чутко прислушиваться к жизни, своевременно замечать ростки нового, пусть слабые, одинокие, но назревшие, с богатыми задатками.

3. Активнейшим образом использовать мировой опыт.

4. Ценить и беречь людей науки, заботливо их воспитывать, рационально использовать их труд, вовремя ... поощрять» [2].

Формой развития науки и одновременно свидетельством ее благополучия он считал наличие лидеров и научных школ. «Формирование научных школ — дело не одного дня или года, их не откроешь приказом по ВАСХНИЛ, министерству или агропрому, — писал он в 1989 г., — они могут вырасти в условиях демократичного, открытого, высокообразованного и культурного общества, где плюрализм мнений, свобода дискуссий, взаимное обогащение знаниями, умение слушать друг друга являются нормой жизни. Именно в такой среде родились Тимирязев, Вавилов, Чаянов, Кондратьев. Командно-бюрократическое управление обществом и наукой исключает саму возможность существования такой среды, а следовательно, и научных школ. Демократизация общественных отношений и создание правового государства в корне изменяют ситуацию. И мы должны воспользоваться этим, возрождать лучшие традиции отечественной науки, поддерживать все талантливое, формировать научные школы и направления» [3].

Нынешнему поколению экономистов-аграрников России необходимо сделаем всё для того, чтобы никоновские заветы стали нормой жизни. Это будет лучшей памятью выдающемуся учёному и гражданину, настоящему русскому интеллигенту Александру Александровичу Никонову.

Источники

1. Россия и Балтия / Ин-т всеобщ. Истории РАН. - М.: Наука, 2000 -Вып. 5: Войны, революции и общество / Отв. Ред. А.О. Чу-барьян. - 2008, с. 370.

2. Никонов А.А. Наука на путях перестройки // Вестник сельскохозяйственной науки. 1988. № 2. С.15.

3. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.