Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.П. ЧЕХОВА'

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.П. ЧЕХОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / культурные смыслы / литературная деятельность / history / cultural meanings / object / literary activity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ху Тяньге

В данной статье анализируются внешние факторы творчества писателя, а также его жизненный фон, историческая обстановка, социальное влияние, культурная и политическая среда, в которой он находился. Исследование исторической обстановки творчества писателя позволяет максимально восстановить его творческие мотивы; анализ жизненного фона писателя помогает восстановить его творческие стремления и психологию творчества. В итоге может глубже понять произведения, выявить в них социальные, культурные и исторические смыслы, что способствует более глубокому восприятию ценности и влияния литературных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIFE AND CAREER OF A.P. CHEKHOV

This article analyzes the external factors of a writer's creativity, including their life background, historical context, social influence, and the cultural and political environment in which they lived. Studying the historical context of a writer's work allows for a more comprehensive reconstruction of their creative motives; analyzing the writer's life background helps to restore their creative aspirations and the psychology behind their work. Ultimately, this approach enables a deeper understanding of their works, uncovering the social, cultural, and historical meanings within them, which contributes to a more profound appreciation of the value and impact of literary works.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.П. ЧЕХОВА»

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.П. ЧЕХОВА Ху Тяньге, магистр

Коммерческий институт Наньго при Гуандунском университете иностранных языков и международной торговли (Китай, г. Гуанчжоу)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-4-71-76

Аннотация. В данной статье анализируются внешние факторы творчества писателя, а также его жизненный фон, историческая обстановка, социальное влияние, культурная и политическая среда, в которой он находился. Исследование исторической обстановки творчества писателя позволяет максимально восстановить его творческие мотивы; анализ жизненного фона писателя помогает восстановить его творческие стремления и психологию творчества. В итоге может глубже понять произведения, выявить в них социальные, культурные и исторические смыслы, что способствует более глубокому восприятию ценности и влияния литературных произведений.

Ключевые слова: история, культурные смыслы, литературная деятельность.

Анализ значимости писателя с внешней точки зрения включает изучение его жизненного фона, исторической обстановки, социального влияния, а также культурной и политической среды, в которой он находился. Такой анализ помогает более полно понять творческие мотивы писателя, контекст его произведений и его место в истории литературы. Конкретное значение включает:

Понимание творческого фона: знание биографии и жизненного опыта писателя позволяет лучше понять сюжет и персонажей его произведений. Например, опыт работы Чехова врачом оказал глубокое влияние на многие его произведения.

Разоблачение социальных и исторических влияний: анализ эпохи и социального контекста, в котором жил писатель, может выявить отраженные в произведениях социальные проблемы и исторические события. Например, произведения Чехова часто отражают разнообразные проблемы и изменения российского общества конца XIX века.

Культурная и политическая среда: изучение культурного и политического фона

писателя помогает читателям понять культурные и политические намеки в его произведениях. Например, Чехов жил в эпоху политической нестабильности, и его произведения часто содержат критику существующего социального строя и политической среды.

Анализ личного опыта и психологического состояния: внешний анализ личного опыта и психологического состояния писателя может раскрыть глубокие смыслы и эмоциональный отклик в его произведениях. Например, проблемы со здоровьем и размышления о смерти у Чехова отражены во многих его произведениях.

Литературные связи и влияния: анализ взаимодействий писателя с другими писателями его времени может выявить его место и вклад в развитие литературы. Например, общение Чехова с Толстым и Гоголем оказало значительное влияние на его творчество.

На жизни Чехова оказала огромное влияние - это его родители. Его отец-Павел Егорович Чехов имел бакалейную лавку, он был купцом третьей гильдии, но у него нет большого энтузиазма к торговле. В се-

мье Чехова дети растут в строгости, часто применяют телесные наказания, и никому не разрешают сидеть сложа руки. Его матерь была образованной женщиной, и оказала большое влияние на формирование характера Чехова и воспитала в него уважение и сострадание к слабым, угнетенным, любовь к природе и миру.

Отец Чехова увлекся хоровым пением и даже стал регентом кафедрального собора. Маленького Антона Чехова пытались приобщить к религии, заставляя читать церковные книги (Библию, псалмы, жития святых). Уже будучи взрослым он признавался, что религиозное воспитание привило ему только отвращение к религии. Вместо этого Чехова больше интересовала медицинская литература.

В 1876 году семья Чеховых переехала в Москву. Отец Чехова разорился. В 1879 году Чехов закончил гимназию, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Студент Чехов должен бы работать, чтобы помогать семье. Поэтому в 1879 году он начал публиковать короткие юмористические рассказы в популярных журналах. Это работа стала для Чехова литературной школой. Пребывание писателя было на этом факультете - это не просто часть его биографии, а очень существенный этап в его развитии и становлении как врача, писателя и человека. В одном из своих писем издателю Суворину, Чехов пишет следующее:

«Вы советуете мне не гоняться за двумя зайцами и не помышлять о занятиях медициной. Я не знаю, почему нельзя гнаться за двумя зайцами даже в буквальном значении этих слов? Были бы гончие, а гнаться можно... чувствую себя бодрее и довольнее собой, когда сознаю, что у меня два дела, а не одно. Медицина моя законная жена, а литература - любовница. Когда надоест одна, я ночую у другой. Это хотя и беспорядочно, но зато не так

скучно, да и к тому же от моего вероломства обе решительно ничего не теряют...»

После окончания университета в 1884 году Чехов начал работу уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра) в больнице знаменитого доктора П.А. Архангельского. Его работа как доктор, оказала большое влияние на его творчество. В частности рассказ «палата номер 6». Тогда имя писателя Чехова становится известным в России. Затем Чехов работал в Звенигороде, чтобы временно управляя больницей. Появляются темы для рассказов «Мертвое тело», «Сирена», «На вскрытии» и т.д.

Потом для того, чтобы стать профессиональным писателям, он оставляет работу врача. Новый творческий период начинается в 1887 году, он печатает повесть «Степь», и с этого произведения Чехов раскрыл свой талант психолога и писателя-реалиста.

В 1890 году Чехов отправился в Сибирь, чтобы посетить остров Сахалин, где заключенные были отправлены на каторгу. Путешествуя по рекам и дорогам Сибири, писатель полностью воплощает это в своей работе «По Сибири». Он поехал туда для изучения жизни каторжников. Подвижническую работу проводил Чехов на острове Сахалин. Он провел перепись населения острова и подготовил около 10000 статистических карт. Была собрана большая коллекция литературы о труде, сахалинских заключенных и местных жителях, тюремных охранниках и бюрократической волоките.

Чехов побывал в тюрьме, подробно изучил их технические и гигиенические условия, встретился и побеседовал со многими людьми. Вернувшись с Сахалина, Чехов систематизировал свои записи и написал книгу об острове Сахалин. Эта работа вызвала большой резонанс в Рос-

сии. Чиновники были обеспокоены Сахалином.

После поездки на Сахалин здоровье писателя ухудшилось. В 1892 году Чехов приобрел усадьбу Мелихово. Давняя мечта жить в деревне и стать помещиком наконец исполнилась. Усадьба находится в селе Мелихово Серпуховского района Московской губернии.

В Мелихове Чехова и прилегающих районах строятся три школы для детей крестьян, колокольня и пожарная, крестьяне принимали участие в строительстве Лопасной дороги, стремились, чтобы на лопасненской железнодорожной станции, открылась почта и телеграф. Кроме того, здесь были посажены тысячи вишневых деревьев, а в голых лесных участках были засеяны лиственница, вязы, клен, сосна и дуб. Он там помогал голодающим крестьянам, строить больницу, сам лечил больных. В то же время он много занимается литературной работой. Он пишет свои самые знаменитые рассказы и пьесы, в которых создает образ России конца 19 века. В этих рассказах Чехов показал сложные психологические конфликты, внутреннюю борьбу в душе героев. Он выступает против пошлости, которая окружает людей и убивает их мысли и чувства.

В Мелохове Чехов встречался со многими писателями, художниками, музыкантами, учеными, братьями и их семьями, а также родственниками из Таганрога. Приезжали актрисы: О.Л. Книппер, Т.Л. Щепкина-Куперник, ДМ. Мусина-Пушкина. Приезжали подруги Марии Павловны, сестры Чехова, художницы Дроздова и Хотяинцева, а так же Лика Мизино-ва.

Чехов не вел жизнь деревенского отшельника. Он часто ездил в Москву и Санкт-Петербург, где встречался с писателями, художниками, посещал театры, концерты, журналы и редакции газет, прово-

дил литературные вечера, юбилеи, официальные обеды и многое другое.

«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья», - читаем в записной книжке А.П. Чехова 1891 г. «...нужен хоть кусочек общественной и политической жизни», - писал он в одном из своих писем, мотивируя переезд в деревню. Этим «кусочком общественной жизни», этой «потребностью души» и стала в Мелихове общественная деятельность писателя.

В Мелохове Чехов творил в своих произведениях образы крестьян, включаются «Мужики», «Новая дача», Чехов так внимательно и подробно создавал, чтобы мы можем смотреть всю среду крестьян и их детали. писатель жил в своём имении в Мелихово на пять лет. В его письме к брату и подруге можем видеть, что Чехов упомянул повесть «Мужики»: В письме от 2 апреля 1897 года Чехов написал своему брату Александру: «в апрельском выпуске «Русской мысли» появится повесть, где я описываю пожар, вспыхнувшей в Мелихово, когда вы тут побывали в 1895 году». 1 января 1897 года, Чехов написал Елене Шавровой, находясь Мелихово: «я занят по горло: пишу и зачеркиваю, пишу и снова зачеркиваю...». 1 марта он написал Алексею Суворину: «Я написал повесть из мужицкой жизни, но говорят, что она не цензурна и что придется сократить ее наполовину».

Чехов внимательно всматривался в жизнь деревни, изучал нужды крестьян, старался во всем помочь им. В своих письмах он с удовлетворением сообщает о своих теплых, дружеских взаимоотношениях с жителями села: «Завелись новые знакомства и новые отношения, - пишет он в октябре 1892 г. - ...Меня уже считают своим». «По деревне я прохожу не часто, и бабьи встречают меня приветливо и ласково... - сообщает он в другом письме. -

Каждая наперерыв старается проводить, предостеречь насчет канавы, посетовать «а грязь или отогнать собаку».

В 90-х годах в Мелихово было три имения, а сама деревня была разделена на три поселка, каждый со своим распределением, своим пастбищем. Земля поместья близка к усадьбе, а земля крестьян очень далеко. Крестьянам пришлось отогнать скот, пройтись по земле дворянства или обхода. Все это привело к постоянному конфликту с землевладельцами. Конечно, крестьянам было не безразлично, как далеко зайдет новый владелец усадьбы Мелихово.

В своих воспоминаниях крестьяне свидетельствуют о доброте к ним Чехова:

«Между нашим домом и усадьбой низина была, болото. А там канава была - мы с отцом лубки мочили. А Антон Павлович посмотрел как-то и говорит: «Вам пруд на это нужно.». И сделал вот этот пруд. И нам хорошо стало, удобно, и суше стало».

Крестьяне смело и доверчиво обращались к Чехову со своими нуждами, и он всегда шел им навстречу.

До наших дней рядом с усадьбой Чехова сохранилась большая площадь, на которой собирался сельский сход. Антон Павлович неоднократно бывал на сельских сходах. Он приходил сюда не как барин-помещик, а как равный, уважая в сельском сходе голос местной общественности. В 1898 г. по инициативе Чехова на сходе было вынесено единогласное решение об открытии в Мелихове земской школы.

Чехова глубоко оскорбляет обращение с крестьянами на «ты» «Вообще не мешает поучить, чтобы почтенные дворяне и чиновники умели в обращении отличать крестьян от арестантов», - возмущенно пишет он 6 марта 1892 г., делясь своими впечатлениями от сельского схода.

Чехов активно участвует в деятельности общественных и административных орга-

низаций, связанных с жизнью уезда. Это может быть подтверждено письмом старосты правительства Бавыкинской волости, которое хранится в досье автора: «Я предлагаю вам, по личному распоряжению г-на земского начальника, прибыть в Волость 3 марта в 10 часов утра, где возникли проблемы со строительством. правительства волости, чтобы дать вам полезный совет. Старшина волости (подпись)».

С помощью Чехова в Лопасне открылось почтовое отделение. Чтобы поддержать недавно открытые учреждения и усилить их валютные операции, Чехов пытался купить марки только в Лопасне и просил своих друзей делать так же. Завершив открытие почтового отделения, он не остановился из-за этого, а был занят открытием телеграфа. Первой телеграммой из Лопасни была телеграмма Антона Павловича.

Семья Чеховых была в курсе событий деревенское жизни. В 1897 г., когда Антон Павлович жил за границей, Павел Егорович по его просьбе сообщает Антону Павловичу все деревенские новости. «Нового ничего нет», пишет Павел Егорович, а дальше подробнейше рассказывает о жизни мелиховской деревни: «Выбранный новый староста Прокофий Андрианов вступил в должность; и уже начал действовать, дела, запущенные и перепутанные, прежним старостою, трудно распутывать, а деньги растрачены. Егор Андрианов приехал из службы. Женится. Свадьба будет в воскресенье. Бравый молодой человек. Старухи бабки Анна и Вера тебя вспоминают чаете и желают тебе здоровья.

Она также сообщила Антону Павловичу о жизни Мелихова и М.П. Чехова. «В Ануте в больнице Васька наша бывшая горничная умерла от родов, ее бабушка Мелиховская и Васькинская заразили ее. Ребенок выжил. У Андриановых было три пациента, две девочки и старик в хижине. Я отправил фельдшериху, Она думает, что

это тиф. Марта Андрианова почти без сознания ... Я быстро поехала в Мелихово, чтобы понять ее здоровье ... Все мелихов-цы мучают мое отсутствие у вас. (8 октября 1897 г.)

«У нас перепись, - сообщает Чехов 11 января 1897 г. - Выдали счетчикам отвратительные чернильницы, отвратительные аляповатые знаки, похожие на ярлыки пивного завода, и портфели, в которые не лезут переписные листы - и впечатление такое, будто сабля не лезет в ножны. Срам. С утра хожу по избам, с непривычки стукаюсь головой о притолоки, и как нарочно голова трещит адски; и мигрень, и инфлюэнца».

Антон Павлович также отвечает за перепись. Есть много работы: «Я должен рассчитывать и записывать до боли в пальцах и читать лекции 15 счетчикам», -написал он 8 февраля. - Счетчик работает отлично, дотошно и смешно. Но начальник

земства, которому поручили провести перепись, был отвратителен. Они ничего не делали, очень мало понимали и чувствовали себя плохо в самые трудные моменты.»

С большим вниманием относился Чехов к окружающим его простым людям. Михаил Павлович рассказывает, что однажды Антон Павлович съездил в Москву и привез от Сытина целый ящик народных изданий. «Книги были сданы в людскую. Каждый вечер грамотей Фрол собирал вокруг себя всю дворню и читал вслух. «Капитанская дочка» Пушкина и «Аммалат Бек» Марлинского приводили горничных Машу и Анюту в восторг, а старая кухарка Мария Дормедонтовна, доживавшая у нас век, заливалась в три ручья». Мелиховская молодежь обычно водила танцы вокруг чеховской усадьбы. Мария Павловна вспоминает, что ночью Антон Павлович любил сидеть на стороне балкона с гостями, слушать музыку и смотреть на танцы.

Библиографический список

1. «Барыня» А. П. Чехов. Сочинения в 18 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. - М.: Наука, 1974. - Т. 1. [Рассказы. Повести. Юморески], 1880-1882. - С. 253272.

1. Торговец, З.В. Проблемы красоты и труда в произведениях А.П. Чехова о крестьянстве // Вопросы русской литературы. - Львов, 1967. - Вып. № 2. - С. 53-58.

2. Кроткова, Л.В. Нелитературные языковые средства в речевой характеристике крестьян в рассказах А.П. Чехова // Науч. труды Куйбышев. пед. ин-та. 1975. Т. 163. Вопр. рус. совр. словообразования, синтаксиса и стилистики. Вып. 4. - Куйбышев, 1975. - С. 68-79.

3. Образование. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 299 с.

4. Русский биографический словарь: Гоголь-Гюне. - М.: Аспект Пресс. - С. 222-225.

THE LIFE AND CAREER OF A.P. CHEKHOV

Hu Tiange, Master

Guangdong University of Foreign Studies South China Business College (China, Guangzhou)

Abstract. This article analyzes the external factors of a writer's creativity, including their life background, historical context, social influence, and the cultural and political environment in which they lived. Studying the historical context of a writer's work allows for a more comprehensive reconstruction of their creative motives; analyzing the writer's life background helps to restore their creative aspirations and the psychology behind their work. Ultimately, this approach enables a deeper understanding of their works, uncovering the social, cultural, and historical meanings within them, which contributes to a more profound appreciation of the value and impact of literary works.

Keywords: history, cultural meanings, object, literary activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.