Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ И ТРУДЫ ВО БЛАГО РОССИИ. К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Н. ПОСЬЕТА'

ЖИЗНЬ И ТРУДЫ ВО БЛАГО РОССИИ. К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Н. ПОСЬЕТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.Н. ПОСЬЕТ / МОРЕПЛАВАТЕЛЬ / УЧЁНЫЙ / ОРГАНИЗАТОР НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РУССКОГО СЕВЕРА / МИНИСТР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ / K.N. POSSIET / SEAFARER / SCHOLAR / ORGANIZER OF RESEARCH EXPEDITIONS / EXPLORER OF THE RUSSIAN NORTH / MINISTER OF COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дудникова Ольга Геннадьевна

В статье рассказывается об основных этапах жизни и деятельности Константина Николаевича Посьета: морской службе, военно-научной работе, исследовательских походах к берегам Севера и Востока России, участии в подготовке Симодского трактата - первого договора России и Японии, а также о его роли как наставника и воспитателя великого князя Алексея Александровича Романова. Освещается работа этого государственника на постах министра путей сообщения, председателя ОСВОДа. Кроме того, Константин Николаевич - один из авторов заключения о Государственном флаге России и участник других знаменательных для России событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A LIFE AND WORK FOR THE BENEFIT OF RUSSIA. ON THE BICENTENARY OF K.N. POSYET

The paper covers the principal stages in the life and work of Konstantin Possiet, his naval service, military research work, exploratory voyages to the shores of Russia's North and East, participation in preparing the Shimoda Treaty, the first ever agreement between Russia and Japan, and also his role of the tutor and educator of Grand Duke Aleksey Aleksandrovich Romanoff. Also covered is the work of this statesman in the posts of Communications Minister, and chairman of the Rescue on the Water Society. Besides, Konstantin Possiet was among the authors of the report on State Flag of Russia and participant in other momentous events.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ И ТРУДЫ ВО БЛАГО РОССИИ. К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Н. ПОСЬЕТА»



О.Г. ДУДНИКОВА

O.G. DUDNIKOVA

ЖИЗНЬ И ТРУДЫ ВО БЛАГО РОССИИ

К 200-летию со дня рождения К.Н. Посьета

A LIFE AND WORK FOR THE BENEFIT OF RUSSIA

On the bicentenary of K.N. Posyet

Сведения об авторе. Дудникова Ольга Геннадьевна — доцент кафедры педагогики психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета, кандидат педагогических наук(г. Смоленск. E-mail: merkinaolga@ gmail.com).

Аннотация. В статье рассказывается об основных этапах жизни и деятельности Константина Николаевича Посьета: морской службе, военно-научной работе, исследовательских походах к берегам Севера и Востока России, участии в подготовке Симодского трактата — первого договора России и Японии, а также о его роли как наставника и воспитателя великого князя Алексея Александровича Романова. Освещается работа этого государственника на постах министра путей сообщения, председателя ОСВОДа. Кроме того, Константин Николаевич — один из авторов заключения о Гэсу-дарственном флаге России и участник других знаменательных для России событий.

Ключевые слова: КН. Посьет; мореплаватель; учёный; организатор научных экспедиций; исследователь Русского Севера; министр путей сообщения.

Information about author. Olga Dudnikova — Assistant Professor of the Pedagogy Department at the Psychology and Pedagogy Faculty, Smolensk State University, Cand. Sc. (Educ.) (city of Smolensk. E-mail: merkinaolga@gmail.com).

Summary. The paper covers the principal stages in the life and work of Konstantin Possiet, his naval service, military research work, exploratory voyages to the shores of Russia's North and East, participation in preparing the Shimoda Treaty, the first ever agreement between Russia and Japan, and also his role of the tutor and educator of Grand Duke Aleksey Aleksandrovich Romanoff. Also covered is the work of this statesman in the posts of Communications Minister, and chairman of the Rescue on the Water Society. Besides, Konstantin Possiet was among the authors of the report on State Flag of Russia and participant in other momentous events.

Keywords: K.N. Possiet; seafarer; scholar; organizer of research expeditions; explorer of the Russian North; Minister of Communica Hons.

ЕЛАНИЕ как можно лучше подготовить своего брата — великого князя Алексея Александровича — к морскому делу побудило Александра III назначить Константина Николаевича Посьета попечителем царевича. Он не был профессиональным педагогом и воспитателем, зато являлся одним из выдающихся мореплавателей России, организатором стремительного развития железнодорожного строительства в период его службы в качестве министра путей сообщения, автором важных для военного дела в России исследований1.

Жизнь и многогранное служение К.Н. Посьета пока не стали предметом монографического описания. До 90-х годов XX века небольшие информационные сведения о нём были разбросаны по ведомственным изданиям2. Показательно, что в ведущих справочных трудах, какими были «Русский биографический словарь» в 25 томах, издававшийся под наблюдением A.A. Половцо-

ва, и энциклопедия Брокгауза и Ефрона, о К.Н. Посьете нет публичных статей. И только в конце XX века, в основном в Интернете и морских справочниках, стали появляться небольшие заметки и сообщения3.

Родословная Посьетов происходит от древних французских дворян. В Россию для выращивания винограда под Астраханью дед К.Н. Посьета был приглашён Петром I. Отец К.Н. Посьета выбрал для служения новому отечеству иной путь. Он окончил Санкт-Петербургский Морской корпус и был знаменит тем, что создал Финский флотский экипаж и стал его первым командиром. Его сын Константин Николаевич Посьет родился 21 декабря 1819 года в Эстляндии. Он пошёл по стопам отца и стал известным деятелем русского флота. К.Н. Посьет обучался в Морском корпусе в 1830— 1836 гг., а после завершения учёбы был оставлен продолжать образование в офицерском

классе. В это время он овладевал основами морского дела на Балтике на судах «Амфитрида», «Полтава» и «Прозерпина».

Морской кадетский шляхетский корпус был создан по указу императрицы Елизаветы Петровны 15(26) декабря 1752 года. «С учреждением его

К.Н. Посьет

Гравюра И. И. Матюшина по рисунку П.Ф. Бореля с фотографии С.Л. Левицкого

упразднялась Московская школа или Академия на Сухаревской башне, С.-Петербургская Морская академия, гардемаринская рота и Морская артиллерийская школа»4.

Одним из начальников корпуса во второй четверти XIX века был назначен И.Ф. Крузенштерн, который во многом способствовал качественному улучшению состава педагогов. Для преподавания гуманитарных дисциплин приглашены были И.П. Шульгин (история), П.П. Максимович (география), В.Т. Плаксин (русский язык). «Иностранные языки <...> по большей части начали преподавать природные иностранцы»5. Самое серьёзное внимание уделялось практическому овладению морским делом, для чего специально были построены три фрегата, на которых «кадеты ежегодно совершали практические плавания под непосредственным надзором Его Императорского величества»6. В 1827 году при корпусе был создан офицерский класс, куда зачислялись лучшие воспитанники.

В офицерском классе лекции читали такие известные учёные, как академики М.В. Остроградский, В.Я. Буняковский, П.Н. Фусс — математические

Контр-адмирал К.Н. Посьет

Фотография Г. И. Деньера, 1864-1865 гг.

науки; Э.Х. Ленц, А.Я. Купфер — физика; М.Ф. Соловьёв и Г.С. Гесс — химия; A.A. Попов и С.О. Бурачек — теория кораблестроения; Н.Г. Устрялов — история. В стенах Морского корпуса слушатели получали всестороннее образование, становились в широком смысле слова образованными людьми, но прежде всего высокопрофессиональными моряками, цветом Военно-морского флота России.

По окончании офицерского класса в 1840 году К.Н. Посьет был произведён в лейтенанты. Молодой офицер оказался вполне подготовленным не только к практическому несению службы, но и к исследовательской деятельности, в частности к переходу из Архангельска в Кронштадт на судне «Тверец», на котором он сумел заменить заболевшего командира; к проведению съёмок шельфа Финского залива, которые он произвёл в 1841 году.

Отношение к военной службе, образованность, этические качества К.Н. Посьета были замечены, и в 1843 году он был назначен помощником контрадмирала Е.В. Путятина.

Благодаря педагогическому мастерству преподавателей, сумевших не только пробудить у слушателей интерес к науке, но и вызвать стремление к самостоятельному научно-практическому поиску, многие из выпускников корпуса сделали плодотворные шаги в создании, как сказали бы сегодня, серьёзных исследовательских проектов.

Так, по поручению Путятина в 1844 году после визита в Англию на фрегате «Аврора» Посьет как один из таких молодых исследователей разработал и обосновал новую методику организации и проведения артиллерийских учений,которую успешно внедрял на Балтийском флоте в 1845 году, а в 1846 году — на Чёрном море на кораблях «Двенадцать апостолов» и «Бессарабия». Итогом этой деятельности стала книга «Артиллерийское ученье, составленное по правилам, принятым на английских военных судах»7. Приёмы и правила,

предложенные автором книги, позволяли улучшить качество ведения боевых стрельб, ускорить действия судовых артиллерийских расчётов, повысить прицельность огня. Отработка навыков стрельбы по методике К.Н. Посьета, начавшаяся в морских частях после выхода книги, способствовала успешной высадке десанта в войне с горцами у берегов Кавказа8.

Важной для подготовки к службе была книга К.Н. Посьета о вооружении военных судов, вышедшая первым изданием в 1849 году9. В предисловии к исследованию автор обозначает основную цель своей работы: «Цель была написать книгу, при помощи коей молодой офицер, в первый раз приступающий к вооружению, был бы в состоянии приготовить спущенное со стапеля судно к отправлению в море»10. Не вдаваясь в детали содержания книги, отметим лишь, что в ней представлены все элементы, связанные с вооружением военных судов; оглавление книги занимает около 5 страниц текста. В 1851 году за книгу «Вооружение военных судов» К.Н. Посьет был удостоен половинной Демидовской премии Академии наук11.

В 1852 году К.Н. Посьет проявил свои новые качества — на этот раз на дипломатической почве. Продолжая морскую службу (он командовал пароходом «Граф Воронченко», а затем был переведён на фрегат «Паллада»), Посьет был включён в дипломатическую миссию вице-адмирала Е.В. Путятина в качестве старшего офицера и переводчика. Во время плавания на фрегате «Паллада» Посьет сблизился с писателем И.А. Гончаровым, служившим секретарём миссии. Имя К.Н. Посьета неоднократно упоминается в книге «Фрегат "Паллада"». Гончаров лестно характеризует Посьета, называя его «добрым», «пылким», «неугомонным», «страстным охотником ехать вперёд», отмечая, что его сосед всегда был готов прийти на помощь.

Посьет овладел голландским языком и был причастен куспе-

О. Г. ДУДНИКОВА. Жизнь и труды во благо России •

Знак Общества подаяния помощи при Медаль Общества подаяния помощи при

кораблекрушениях утверждён 13 марта 1872 г. кораблекрушениях учреждена 3(15) июля

1871 г. императором Александром II

ху переговоров и заключению первого трактата с Японией, подписанного 26 января (7 февраля) 1855 года.

Значение трактата было велико — это был первый русско-японский договор, по которому устанавливались дипломатические отношения между странами, в нём было предусмотрено установление границы на Курильских островах, для русских судов открывались порты Хакодате и Нагасаки12.

В своём отчёте Е.В. Путятин сообщал, что, убывая после подписания трактата в Хеду, в Симоде «оставил капитана 2-го ранга Посьета и несколько человек для содержания постоянного сообщения между двумя портами и для того, чтобы капитан Посьет мог извещать меня о приходе туда судов»13.

Военная карьера К.Н.Посьета успешно развивалась. В 1859 году он был назначен флигель-адъютантом государя и введён в свиту Александра II.

В 1866 году К.Н. Посьет стал генерал-адъютантом, в 1868 году — вице-адмиралом. Отношение к нему со стороны императора Александра II было настолько благожелательным, что даже не было поколеблено крушением фрегата «Александр Невский» у Ютландского полуострова, случившимся в ночь с 12 на 13 сентября 1868 года. На борту судна находился великий князь Алексей Александрович.

Идя со скоростью десять узлов, фрегат столкнулся с прибрежной косой. Начальником похода был К.Н. Посьет, командовал фрегатом капитан 1 ранга Оскар фон Кремер. Он утверждал впоследствии: «Я

вдруг увидел в правой стороне черную полосу близ фрегата и тотчас же скомандовал "Право на борт!". Но в тот же момент фрегат сильно ударился кормой, а волна, ударяя в левый борт, вкатилась на шканцы <...> Это случилось в 2.30 утра <.. .> Вслед за первым ударом последовал второй, еще сильнее, а потом и третий. Адмирал, все офицеры и команда выбежали наверх моментально... Сила удара, свежесть ветра <.. .> и близость берега не позволяли сомневаться, что нет ни малейшей надежды снять фрегат <.. .> Адмирал приказал рубить мачты <.. .> В то же время Его Императорское Высочество Алексей Александрович, лейтенанты Ден, Вишилов и прочие офицеры <...> занимались устройством плотов <...>»14.

Несмотря на то что Посьет судом был признан одним из виновников крушения, Александр II объявил ему лишь выговор в приказе, но от других наказаний Посьет был освобождён.

В период с 1870 по 1873 год К.Н. Посьет совершил ряд походов на кораблях различного назначения. Это были исследовательские маршруты, например, плавание 1870 года на корвете «Варяг» из Архангельска через Новую Землю, а затем вдоль побережья Кольского полуострова в Норвегию. Во время этого перехода были проведены исследование течений Баренцева моря15 и изучение северных районов России16.

Новым поворотным моментом в деятельности К.Н. Посьета стал 1870 год, когда он был назначен воспитателем великого князя Алексея Александровича. Император Александр II имел

возможность лично ознакомиться с профессиональными и морскими качествами офицера из своей свиты, и, когда было решено готовить Алексея Александровича к будущему служению, вопрос о попечителе практически не стоял. Выбор однозначно пал на К.Н. Посьета.

С задачей подготовить великого князя к морскому делу Посьет справился блестяще. Особенно важными были овладение практическими навыками и освоение всех деталей корабельной службы. Способствовало этому и «зачетное» плавание великого князя под началом К.Н. Посьета, предпринятое в 1871—1873 гг.

29 апреля 1870 года Александр II пригласил в Царское Село учёных, участников экспедиции, руководство похода для обсуждения плана посещения Новой Земли и зарубежных стран и участия в плавании великого князя17.

К.Н. Посьет командовал отрядом кораблей под флагом Алексея Александровича18, совершившим переход на корвете «Варяг», клипере «Жемчуг» и шхуне «Секстан» в направлении к северным широтам России и к Новой Земле, на которой впервые был установлен российский флаг.

В «Отчёте Императорского русского географического общества» за 1870 год выражалась надежда, что «участие в Северном походе члена царской семьи будет способствовать началу нового периода в истории исследования Русского Севера, забытого со времен экспедиций Литке, Рейнеке и академика Бэра»19.

Пос. Посьет (ныне пгт Посьет Хасанского района Приморского края)

1900-е гг.

Под командованием Посьета и под флагом Великого князя отряд кораблей (корвет «Варяг», клипер «Жемчуг», шхуна «Секстан») отправился к русским портам на северных широтах и к Новой Земле. 13 июля воздвижением креста на Новой Земле и первым поднятием там русского флага была символично подчёркнута принадлежность этих островов России. При Николае II одна из бухт получила название «Посьета и его жены»20. Во время морских экспедиций Посьет наблюдал жизнь и быт народов Севера, их обычаи и нравы, которые характеризовал в своих отчётах.

В 1871—1873 гг. состоялось важное для великого князя «зачетное» плавание под началом К.Н. Посьета из Кронштадта к Америке, Китаю и Японии с последующим сухопутным возвращением через Сибирь в Петербург. Плавание совершила группа судов, в состав которой входили фрегат «Светлана», корвет «Богатырь», клипер «Абрек».

Готовя великого князя Алексея Александровича в генерал-адмиралы, Посьет организовал деятельность своего воспитанника таким образом, чтобы он прошёл все этапы службы и выполнял все виды работ на корабле: от уборки палуб и различных помещений до несения дневной и ночной вахты; был стажёром и дублёром на всех командных и исполнительских должностях; обучался дипломатической деятельности — здесь у его наставника был серьёзный опыт под руководством Е.В. Путятина. Приобщался великий князь и к исследовательской

работе, проводившейся на кораблях под руководством К.Н. Посьета. В конечном счёте за диссертацию о Русском Севере Посьет был удостоен научной степени доктора наук.

Впоследствии К.Н. Посьет охотно делился своими подходами и приёмами воспитания с другими наставниками великих князей. Показательны в этом отношении воспоминания Д.С. Арсеньева, воспитателя великих князей Сергея и Павла Александровичей:«Ездил я иногда к адмиралу Посьету, воспитателю Великого князя Алексея Александровича; он очень дружественно относился ко мне и моему назначению, знакомил меня с трудностями и подводными камнями, представляющими столько препятствий воспитанию принцев крови, и вообще всячески старался быть мне полезным добрыми советами, внушаемыми ему долголетним опытом на поприще воспитания Великого князя Алексея Александровича и его искренним желанием блага мне и успеха в предпринимаемой мною задаче. Я слушал его с большим вниманием и признательностью, и хотя мне казалось, что некоторая узкость, строгость и скука в жизни весьма большие ошибки в системе адмирала Посьета, тем не менее мне было очень полезно узнать многие подробности жизни и воспитания Великих князей в Зимнем дворце, и вообще адмирал Посьет дал мне очень много полезных практических указаний»21.

После 1866 года в России было образовано Общество подания помощи при кораб-

лекрушениях — ОСВОД. Но фактически датой его создания считается день первого заседания правления в марте 1872 года, хотя ещё в июле 1871 года Александром II был утверждён устав общества. ОСВОД в 1890 году было переименовано в Общество спасания на водах, а в 1892 году — в Императорское российское общество спасания на водах22. К.Н. Посьет стал его председателем23 и руководил обществом в течение 28 лет.

С именем К.Н. Посьета связано начало массового строительства и развития сети железных дорог в России. С 1874 по 1888 год он был министром путей сообщения, при нём «формировалась железнодорожная сеть со сквозными направлениями в Донбассе и Полесье, на Северном Кавказе и Закавказье, с выходами на Волгу, к Уралу и в Среднюю Азию»24. За эти годы было построено свыше 10 тыс. км железных дорог; в 1885 году утверждён первый Устав железных дорог; с 9 до 30 возросло число технических железнодорожных училищ.

В подчинении Министерства путей сообщения находился и водный транспорт. При К.Н. По-сьете в 1883 году были введены в строй каналы имени императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, в 1885 году открыт Морской канал в Санкт-Петербурге, в 1886 году — Мариинский канал, расширены каналы Очаковского бара и Керченского пролива.

По инициативе К.Н. Посьета были созданы судоходные инспекции, гидрологические и метеорологические станции25.

О. Г. ДУДНИКОВА. Жизнь и труды во благо России •

Научные заслуги, достижения в развитии российского мореходства, железнодорожного и водного транспорта были высоко оценены российским научным сообществом. С 1870 года По-сьет — почётный член Московского университета; в 1877 году

— почётный член Николаевской морской академии, в 1880 году

— почётный член Академии наук. В 1882 году он был произведён в адмиралы. 23 декабря 1886 года состоялось празднование 50-летней службы К.Н. Посьета в офицерских чинах, в котором принял участие император Александр III26.

Выйдя в отставку в 1888 году, К.Н. Посьет не оставил активной деятельности. Он по-прежнему состоял членом Госсовета, входил в состав ряда комиссий. В марте 1896 года был председателем Особого совещания по вопросу о Российском национальном флаге, принявшем заключение о том, что «белый, синий, красный составляют русские государственные цвета»27.

К.Н. Посьет — почётный гражданин Вологды (1886) и Пернова (Пярну, 1886). Его именем названы улица во Владивостоке, залив в Японском море, один из мысов берега Харитона Лаптева в Карском море28, незамерзающий порт в Хасанском районе Приморского края. В 1902 году о. Могильный в Баренцевом море переименован в остров Посьета29. Адмирал был награждён всеми высшими орденами Российской империи, в числе которых крест «За покорение Кавказа», ордена Св. Анны, Св. Станислава, Св. Владимира (все 1-й степени), ордена «Белого Орла», Св. Александра Невского с бриллиантами, Св. Андрея Первозванного. Кроме того, он был удостоен 11 высших орденов зарубежных стран, в т.ч. из рук японского императора он получил орден «Восходящего солнца» 1-й степени. Однако, будучи по натуре человеком очень скромным, Константин Посьет на вицмундире носил лишь единственный знак — об окончании Морского корпуса, первого высшего учебного заведения России.

Умер К.Н. Посьет 26 апреля 1899 года, похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Рапорт вице-адмирала К.Н. Посьета генерал-адмиралу о плавании отряда судов из Петербурга в Архангельск речным путем и из Архангельска до Петербурга через Норвегию, Исландию и Данию. См.: Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 410. Оп. 2. Т. 2. Д. 3186; «Артиллерийское ученье, составленное по правилам, принятым на английских военных судах», 1844; Посьет К.Н. Вооружение военных судов. СПб., 1849.

2 См.: Служба адмирала К.Н. Посьета в Морском ведомстве // Правительственный вестник. 1886. № 278; Миддендорф А.Ф. Гольфстрим на восток от Нордкапа // Записки АН. Т. 19. СПб., 1871. С. 73—101; Празднование пятидесятилетия службы в офицерских чинах министра путей сообщения, генерал-адъютанта, адмирала Константина Николаевича Посьета. СПб., 1887; Наши государственные и общественные деятели. СПб., 1891. С. 277—281; О пожертвовании вдовою бывшего члена Госсовета генерал-адъютанта адмирала Посьета, по духовному завещанию, 10 000 руб. на учреждение в Морском кадетском корпусе стипендии имени покойного ея мужа // Морской сборник. 1899. № 12. С. 12.

3 Бондаренко Ю. Имя на карте Отчизны // Прометей: альманах. Т. 14. М.: Молодая гвардия, 1987. С. 27—42; Смирнов В. Страстный охотник ехать вперёд // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 17 января; он же. Моряки — лауреаты престижной премии // Морской сборник. 1996. № 8. С. 93, 94; он же. Моряк, дипломат, воспитатель, министр (об адмирале К.Н. Посьете) // интернет-ресурс: gavmf.ru; Закрев-ская Т.П., Гольянов A.JI. Руководители ведомства путей сообщения России и СССР (1797-1995). СПб., 1995; Ермаков ИПантюхина Е. Почётные граждане города Тюмени (1867—1995). Екатеринбург, 1996. С. 15, 16; Каврай-ский Ю.Н. Патриот, адмирал, министр // Гудок. 2002. 3 августа; Справочник по истории географических названий на побережье СССР. М., 1985; Морской энциклопедический словарь в 3 т. Т. 2. JL: Судостроение, 1993.

4 Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет / Сост. Ф. Веселаго. СПб., 1852. С. 191.

5 Там же. С. 194.

6 Там же. С. 195.

7 Артиллерийское ученье, составленное по правилам, принятым на английских военных судах. СПб., 1844.

8 Служба адмирала К.Н. Посьета в Морском ведомстве // Правительственный вестник. 1886. № 278.

9 Посьет КН. Указ. соч.

10 Там же. Глава Y.

11 Смирнов В.Г. Моряки — лауреаты престижной премии // Морской сборник. 1996. № 8. С. 93, 94.

12 Латышев В.М. После Симодского трактата (1855—1858). См.: интернет-ресурс: http://www.sakhalinmuseum.ru.

13 Всеподданнейший отчёт генерал-адъютанта графа Путятина о плавании отряда военных судов наших в Японию и Китай (1852-1855 гг.) // Морской сборник. 1856. № 10. С. 215.

14 Цит. по: Ликин Ю.А. Гибель фрегата «Александр Невский» // интернет-ресурс: sergioYillaggio.livejournal.com.

15 Миддендорф А.Ф. Указ. соч. С. 73— 101.

16 Рапорт вице-адмирала К.Н. Посьета генерал-адмиралу о плавании отряда судов из Петербурга в Архангельск...

17 РГА ВМФ. Ф. 12447. Оп. 3. Д. 2320. Л. 3.

18 Там же. Ф. 238. Оп. 3. Д. 2320.

19 Отчёт Императорского русского географического общества за 1870 г. СПб., 1871. С. 41.

20 Шрадер Т.А. Северный поход 1870 г. и его значение для Севера России // Санкт-Петербург и Страны Северной Европы: материалы шестой Международной научной конференции. СПб., 2004. С. 77.

21 Из записок Д.С. Арсеньева // Русский архив. 1910. № 11. С. 431.

22 Устав состоящаго под Августейшим покровительством ея Импе-раторскаго высочества Государыни Цесаревны общества подания помощи при кораблекрушениях. Утверждён 3 июля 1871 г. СПб.: Типография Морского министерства, 1871. С. 2, 3; Гаврикова Н.В. История становления и развития службы спасения на водных коммуникациях России в 1875—2000 гг. на материалах Москвы и Московского региона. Автореферат по дисс.... канд. ист. наук. М.: Рос. эконом, акад. им. Г.В. Плеханова, 2008.

23 Отчёт Императорского российского общества спасания на водах: первый годовой отчёт, 1872—1873. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1873. С. 2, 3.

24 История железных дорог. См.: интернет-ресурс: http://history.rzd.ru.

25 Празднование пятидесятилетия службы в офицерских чинах министра путей сообщения, генерал-адъютанта, адмирала Константина Николаевича Посьета.

26 Там же.

27 Днепровой А., Ильин Е. Война флагов // Санкт-Петербургские ведомости. 1992. 5 сентября.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Масленников Б.Г. Морская карта рассказывает. 2-е изд. М.: Воениздат, 1986. С. 177.

29 РГА ВМФ. Ф. 404. Оп. 2. Д. 983. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.