Научная статья на тему 'Жизнь и судьба поповичей: генеалогический аспект культуры повседневности'

Жизнь и судьба поповичей: генеалогический аспект культуры повседневности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
история повседневности / духовное сословие / сословия в России / генеалогические исследования / history of everyday life / spiritual estate / estates in Russia / genealogical research

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Родионова Ольга Витальевна

Цель данной статьи состоит в попытке выделить смыслообразующие элементы сословного жизнетворчества на основе биографических исследований нескольких представлений семей священнослужителей Кустодиевых, Любарских, Розалиевых в период с 1840-х по 1930-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life and fate of popish children: the genealogical aspect of everyday culture

The purpose of this article is to try to highlight the meaning-forming elements of the life-creation on the basis of biographical studies of several representations of the priests families of Kustodiyevs, Lyubars, and Rozaliyevs in the period from 1840s to 1930s.

Текст научной работы на тему «Жизнь и судьба поповичей: генеалогический аспект культуры повседневности»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Ольга Родионова 00110.37492/ЕТМ0.2024.73.2.006

Жизнь и судьба поповичей: генеалогический аспект культуры повседневности

Цель данной статьи состоит в попытке выделить смыслообразующие элементы сословного жизнетворчества на основе биографических исследований нескольких представлений семей священнослужителей Кустодиевых, Любарских, Розалиевых в период с 1840-х по 1930-е годы.

Ключевые слова: история повседневности; духовное сословие; сословия в России; генеалогические исследования.

Светлой памяти Ю.П. Григорьевой (Розалъевой) и всех моих сродников Кустодиевых, Любарских, Розальевых посвящается

Литературный образ и подобие

Одно из первых появлений определения «попович» встречается нам в старорусских былинах. Когда в троице богатырей появляется младший Алеша Попович, отец его: «Федор, поп ростовский» [3]. Алеша, конечно, богатырь, но, появляясь в качестве основного героя всего в трех былинах, проявляет он себя не так героически, как Илья или Добрыня, побеждает скорее хитростью, чем силой. Тугарина Змеевича одолел молитвой о ниспослании дождя, который замочил Тугарину крылья бумажные (если учесть, что бумага на Руси появляется в середине

Родионова Ольга Витальевна,

кандидат культурологии, доцент факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН (Москва), о1дауго(Иопоуа@уапвех. ги

XIV в., то текст или дошедший до нас список весьма поздний), и хитростью заставив Тугарина обернуться, срубил ему голову. В другой былине «Алеша Попович и сестра Збродовичей» [2], услышав о том, как братья нахваливают сестру, которую якобы никто и не видел никогда, богатырь заявляет о своих близких с ней отношениях, а когда братья собираются казнить сестру, Алеша засылает сватов, так у него появляется жена Анастасия Петровна.

Как видно, отношение к Алеше и его происхождению, а может быть, наоборот к происхождению и, следовательно, к самому богатырю неоднозначно. В дальнейшем образ попа и поповичей (в обоих случаях стоит говорить об обобщенном названии всех представителей священнического сословия, особенно входящих в состав, так называемого, белого или семейного духовенства), развивалось в этом же ключе. Ни слово «поп», ни понятие «поповичи» никогда не использовались в качестве правовой категории, относясь к сфере повседневности, при этом «поп» имел уничижительную окраску, а «поповичи» - нет, зачастую являясь самоназванием. Важную роль в формировании общественно-бытовых взглядов на духовное сословие сыграла литература.

Петровские реформы не только привнесли новые темы, стили и направления в отечественную культуру, но и в значительной степени раскололи общество, задав для разных его частей существенно отличающиеся друг от друга цели и идеалы. Бытовые преобразования в массовом сознании в основном сводятся к смене гардероба, календаря, брадобритию. Если календарь коснулся всех: новый 1699, вернее, 7208 от сотворения мира, и 1700 от Рождества Христова встретили с разницей в три месяца, гардероб и бритье бород стало особенностью дворянской повседневности. За этим, казалось бы, пустяко-

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

вым изменением последовали куда более серьезные, дворяне стали со временем русскими европейцами и в значительной степени иностранцами на родной земле. Денис Давыдов вспоминал, что крестьяне во время партизанских действий долго принимали его гусар за неприятеля:« Тогда я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но и приноравливаться к ней и в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена св. Анны повесил образ св. Николая и заговорил с ними языком народным» [15, с. 190]. Отношения с духовенством были немногим лучше.

Расширение дворянских привилегий на протяжении всего XVIII в. привело к появлению досуга и собственно литературы, им порожденной, в то время как сословные различия, по меткому замечанию Лори Манчестер, стали носить едва ли не расовый характер [31, с. 30]. Ретроспективное восприятие прошлого, недостаток знаний о культуре повседневности предыдущих эпох, разрыв семейных и родовых связей, утрата культурной памяти на уровне микрогрупп в совокупности усилило и без того невероятно значительную роль классической русской литературы и печатного слова. В работах А.Ф. Белоусова [4; 5], статьях и диссертации A.B. Та-рабукиной [47; 48] раскрывается противостояние духовенства и дворянства в категориях «другого», что находит свое отражение, как в высокой, так и специальной литературе, а также в фольклоре.

Литературный священник, попович (особенно семинарист) был глуп, необразован, не умел вести себя в обществе, плутоват и часто пьян. Подобное мнение можно встретить в произведениях почти всех русских классиков -A.C. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. И речь, разумеется, не только о самих романах и повестях, но и о том образе, который склады-

вался в обществе и косвенно формировал и отражался в самой среде духовенства, ведь, по П. Бурдье, социальная группа определяется не только через свое бытие, но и через восприятие ее окружающими [Цит. по: 31, с. 32]. Высмеивание служителей церкви успешно сочеталось с преклонением перед старчеством (Ф.М. Достоевский) , а вопросы духовности оставались ключевыми в публицистике 1840-1890 гг. (духовная проза Н.В. Гоголя, религиозная философия В.М. Соловьева).

Традиционно воспринимаемый нами тезис о церкви как о безотказном социальном лифте совершенно точно не работает в России с Петровских реформ, когда духовное сословие стало походить на замкнутую касту, но и ранее заявленная, перенятая из Византии симфония не снисходила до приходского духовенства, да и для церковных мыслителей и иерархов была смертельно опасной игрой (вспомним судьбы Максима Грека, митрополита Филиппа, протопопа Аввакума и многих других). Сергей Эйзенштейн в «Иване Грозном», весьма точно моделируя эпоху, правда, не грозненскую, а сталинскую, вкладывает в уста митрополита Филиппа фразу: «Хоть и в рясе я, все ж Колычев. Хоть и Колычев, но и церкви князь. Против церкви царю не устоять» (х/ф «Иван Грозный», 2-я серия, реж. С. Эйзенштейн, Мосфильм, 1943-1945 гг.). Для выпускника гимназии С.М. Эйзенштейна подобное представление о роли церкви в государстве было вполне типичным, оно весьма точно отражало европейские коллизии, но не отечественные.

Формально церковь продолжала быть социальным трамплином и в XIX в., долговременная беспорочная служба давала священнику возможность получить личное и потомственное дворянство. Получение государственных наград (крестов ордена св. Анны или Владимира) не вводило в общественном мнении священ-

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ников в разряд дворян «по кресту», как уничижительно отзывается A.C. Пушкин в «Моей родословной» о получивших дворянство за любой вид службы («Не офицер я, не асессор, /Я по кресту не дворянин, Не академик, не профессор...»), придумав для них еще более обидное прозвище «колокольные дворяне» [5, с. 4]. Между тем воспользоваться благами вновь приобретенного статуса было не так-то просто: закон запрещал священнику и его детям находиться в разных сословиях.

Подводя итог краткому экскурсу в историю проблемы, стоит подчеркнуть постоянно выделяемую исследователями сословную замкнутость как в образовании, так и в личной жизни, которая превращала русское белое духовенство в подобие одной «из каст Индии или библейских левитов» [31, с. 11]. Система образования - духовное училище, семинария, духовная академия - противопоставляла своих выпускников как дворянам, так и разночинцам. Все это делало поповичей вроде бы более русскими в собственных глазах и глазах дворянской и технической интеллигенции, но не сводило и с крестьянами, которые от своих батюшек и их семей требовали чего-то гораздо более идеального в науке и быту, чем это было вообще возможно.

Основная проблема проанализированных источников заключается в выборе своеобразного спорта высших достижений в священническом служении, как это происходит в работах A.B. Тарабукиной и Л. Манчестер, либо упомянуты очень значимые выходцы из сословия (В.О. Ключевский, академик И. Павлов), либо святые -Оптинские старцы, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский. В литературном анализе образ сословия основан на фольклоре, созданного за его приделами, что свойственно трудам А.Ф. Белоусова. Оба подхода объективно оправданны в силу широты своей распространенности и репрезентативности в специаль-

ных текстах и массовом сознании. Однако именно по этой причине подобный подход представляется недостаточным для анализа повседневности сословного образа жизни в контексте культурного слома Х1Х-ХХ вв. Цель данной статьи состоит в попытке выделить смыс-лообразующие элементы сословного жизнетворчества на основе биографических исследований нескольких представлений семей священнослужителей Кустодиевых, Любарских, Розалиевых в период с 1840-х по 1930-е годы.

Исторические источники: личные и архивные

Сформированное представление, что специалистам по генеалогии сложнее всего искать крестьян, а все остальные сословия являются по первому зову, не совсем справедливо. Во-первых, наиболее полно и часто учету подвергалось податное сословие, от этого зависели поступления в казну. С точки зрения сохранности ревизские сказки помещичьих крестьян заметно опережают сказки духовенства, которое податным не было. Во-вторых, крестьянин был наименее мобилен. Безусловно, бывало, что деревня бессчетное количество раз переходила из рук в руки, собственность бесконечно дробилась, а новый хозяин, демонстрируя свои права, переселял крестьян с места на место, но и здесь ревизские сказки полезны, поскольку подробно описывают, кто, когда, откуда и куда был переведен. Логику перемещения священника понять невозможно, единственное, о чем можно говорить более-менее уверенно, что служба его пройдет в одной епархии, но при этом в ряде случаев может не совпадать с местом рождения / обучения представителя духовного сословия. Предположение Л. Манчестер [31, с. 33] о передаче прихода по наследству или по браку (в качестве приданого от те-

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

стя к зятю) трудно счесть состоятельным, прежде всего по причине многодетности семей духовенства. Если дворянин мог оставить сколь угодно малое количество душ в наследство или дать в качестве приданого, дробить приход было совершенно невозможно. Скажем, в семье Розалиевых в последнем дореволюционном поколении было 12 детей, у Любарских - 5. Говорить о нуклеарно-сти [31, с. 33], тоже можно с натяжкой: как правило, выходя на пенсию (за штат) по возрасту или болезни, священнослужитель любой категории оказывался на попечении детей, и в семье оказывалось минимум три поколения.

Итак, если говорить об исторических источниках, кроме привычных, но в этот раз плохо сохранившихся ревизских сказках, нужно указать метрические книги. Здесь тоже есть оговорка: жены священников были свободнее в перемещении, нежели крестьянки, они могли себе позволить уехать рожать к матери или в ближайший крупный город, что затрудняет поиск конкретной записи. Еще реже встречаются исповедные росписи.

Вместе с тем духовное сословие располагает рядом специфических исторических источников. Клировые ведомости - послужной список лиц духовного сословия, удостоверявший принадлежность к нему, если уподоблять службу духовную армейской, то это своеобразное личное дело и удостоверение личности, обновляемое ежегодно. Здесь же находим состав семьи, а с 1876 г.-имущественные владения духовного лица, его родителей и жены. Впервые клировые ведомости появляются в 1769 г., устоявшуюся форму приобретают к 1829 г., окончательную - к 1876 г. Хотя данные в клировые ведомости вносились по метрическим книгам, здесь также возможны ошибки. Отдельное примечательное обстоятельство клировых ведомостей - это образцы почерка предка, которые в них можно обнаружить как минимум

в виде рукоприкладства (развернутой подписи), как максимум - всего текста ведомости.

Епархиальные ведомости - официальные периодические издания епархий РПЦ, выходившие в свет в 1860-1922 гг., в некоторых епархиях даты отличаются. Если посмотреть описание на сайте Российской национальной библиотеки [17], может показаться, что эти тексты не представляют интереса с точки зрения генеалогии, но это не так. Епархиальные ведомости публиковали отчеты успеваемости учеников духовных училищ и семинарий по епархии, и, полагаю, были сущим кошмаром для детей священнослужителей, если учесть, что жизнь в бурсе и так была не сахар. Телесные наказания для низшего духовенства (дьякон, причетник) были официально отменены только в 1862 г., для священников -в 1801 г. Для семинаристов и особенно учеников духовных училищ публичные телесные наказания прекратились только в 1870-е гг., хотя и были официально отменены с большим трудом в 1868 г. [31, с. 219]. Разумеется, нельзя доказательно утверждать, что во всех домах господствовало применение силы, но подобные методы воспитания рекомендовались от Домостроя до Епархиальных ведомостей. Лучше всего сохранились личные дела студентов Духовных академий - Московской (основана в 1814), Санкт-Петербургской (1809), Киевской (1819), Казанской (1842). Личные дела учащихся дают основания судить не только об академических успехах, но и о всех передвижениях за время учебы, состоянии здоровья при поступлении и окончании, а также первых назначениях, о чем не расскажут и кли-ровые ведомости.

Подробнее раскрыть повседневность помогают источники личного происхождения, мемуары, биографии, фотографии, по клейму которых можно установить место съемки и примерный доход семьи. В данном

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

случае мы будем иметь дело с кабинет-портретами, сохранившимися у разных ветвей некогда большой семьи и соединившимися теперь век спустя после съемок для этой статьи.

Чьи будете? Первое упоминание родов

В силу очень активного перемещения по приходам проследить родовые ветви ранее середины XVIII в. пока не удалось. По фамилиям, упоминавшимся уже в пятую ревизию 1795 г., можно судить, что и самые первые упомянутые Кустодиевы, Любарские и Розалиевы уже принадлежали к духовенству. Происхождение фамилий духовенства - отдельный и очень интересный вопрос, в большинстве случаев они были фантазийными: «по церквям, по цветам, по камням, по скотам и яко вос-хощет его преосвященство» [43, с. 230]. Фамилию Розалиев можно счесть именно такой - «по цветам», Кустодиев - превращенное в фамилию латинское сизЮв - сторож, хранитель, возможно, привратник. Любарский - чаще всего возводится к топониму Любар (Житомирская область, Украина) или Любартов (Польша, Люблинское воеводство), хотя в изучаемой семье родственные связи с этими местами не прослеживаются. Самые ранние упоминания о представителях родов почти всегда только именные, видимо, они относились к низшему белому духовенству.

Мой предок в седьмом колене Фома Михайлович Розалиев, рожденный в середине XVIII в., в ревизии 1795 г. упоминается пономарем церкви села Салтыкова, в его дальнейшем послужном списке (диакон Казанской церкви села Елань Сердобской округи, позже там же священник) [13] не упоминается о его специальном образовании, так что, видимо, его он не получил. Ранние упоминания о Кустодиевых и Любарских относятся уже

к XIX в. Кустодиев Иоакинф Васильевич (предок в восьмом колене) записан в клировой ведомости сына [25] заштатным (по возрасту и болезни) пономарем, о его образовании также нет упоминания. Сергей Любарский (предок в седьмом колене) - указан диаконом с. Кормежка Николаевской округи [12], также без указания образования.

Мы все учились понемногу...

Сословные учебные заведения были бесплатны для поповичей, поэтому, несмотря на более чем скромное жалование, дети священнослужителей всех уровней могли получить по крайней мере среднее специальное (семинария), а в случае выдающихся академических успехов и высшее (духовная академия) образование. Невероятная публичность частной жизни приводила к очень тщательному выбору образовательной траектории для детей. Как правило, девочки и часто мальчики учились первоначально дома или в сельских школах, которые в пореформенной России стали появляться в крупных деревнях и селах.

Следующим этапом становились духовные училища для мальчиков и епархиальные училища для девочек, и те, и другие начинали обучаться вне дома примерно в 9-10 лет. Для девочек это становилось в большинстве случаев основным образованием. Программа примерно совпадала с гимназической, но упор делался на домоводство и Закон Божий, за дополнительную плату и во внеурочное время преподавались европейские, как тогда писали, новые языки. С 1900 г. повсеместно был введен дополнительный класс, который готовил девушек к званию домашней учительницы, по факту же они обучали на первоначальном уровне собственных детей и могли работать в приходских школах и училищах. Так, моя ба-

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

бушка в шестом колене Мария Ивановна в замужестве Розалиева уже в 1856 г. служила учительницей приходского училища и премировалась в 1863 и 1866 гг. министром Государственных имуществ и Училищным губернским советом. Олимпиада Петровна Кустодиева (бабушка в пятом колене) окончила епархиальное училище в 1880 году.

Младшая сестра моего прадеда Екатерина Розалиева (1895 г. р.) в своей автобиографии указывает, что в «1905 г. поступила в среднюю школу г. Куйбышева» [ 1 ]. Помимо топонимического несоответствия, характерного для советских документов личного происхождения - подмены новыми названиями старых, есть и смысловое: в Клировой ведомости [20] ее отца Розалиева Владимира Дмитриевича сказано, что его дочь учится в Самарском Епархиальном училище. Вернемся к автобиографии: в 1913 г. Екатерина Владимировна поступила на историко-филологический факультет Московских высших женских курсов (ныне МПГУ), который могла бы окончить, если бы не революция, занятия были прекращены в декабре 1917 г. Одновременно в ходе Первой мировой войны она окончила курсы сестер милосердия (ноябрь 1914 - март 1916 г.), организованные Обществом русских врачей. Вся ее дальнейшая жизнь была связана с медициной.

Моя прабабушка Екатерина Михайловна Розалиева, урожденная Любарская, была определена матерью Олимпиадой Петровной вместе со старшей сестрой Александрой в гимназию [21] г. Николаевска Самарской губернии, ныне г. Пугачев Саратовской обл. Это был сложный и весьма неоднозначный выбор. Обучение в гимназии было платным, в провинции плата состояла около 20 руб. в год, для сравнения: годовое жалование священника могло составлять менее 100 руб. Безусловно, часть мест оплачивалось государством или местными

благотворителями, но число таких мест не могло превышать 40% от всех учащихся. Гимназия в Николаевске появилась путем реорганизации женского приходского училища (открыто в 1896 г.) сначала в прогимназию, а в 1906 г. - из-за расширения прогимназии до 7 классов - в гимназию, в 1907 г. был открыт дополнительный педагогический класс. Старшая сестра Александра продержалась в гимназии пару лет [22], а Екатерина окончила полный курс и дополнительный класс, что давало возможность быть домашней учительницей и учительницей младших классов. Екатерина Михайловна отработала в школе более 40 лет, награждена орденами Трудового красного знамени и Орденом Ленина, 27 февраля 1951 г. вместе с Е.И. Костиковой и Г.С. Юшковой ей было присвоено первое в Калининградской области звание «Заслуженного учителя РСФСР» [51]. Приведенные примеры дают нам возможность судить о спектре возможностей образования для поповен в дореволюционный период.

Мальчики обучались дольше и иначе, образование становилось для них и выбором жизненного пути. Как и девочки, мальчики начинали учиться в 9-10 лет, четыре года занимало духовное училище, шесть лет - семинария, еще четыре - Академия, но это было уже высшее образование и доставалось оно не всем. Первые упоминания об успехах в учебе в семье Любарских, что означало, что образование было получено, появляются в Клировых ведомостях моего предка в шестом колене Гавриила Сергевича Любарского [26] (1826 - до 1873), он был исключен из богословского класса Саратовской духовной семинарии в 1847 г. и назначен сельским учителем, только в 1858 г. рукоположен во диакона, а в 1861 г. - в священника. Обратим внимание, что даже успешное окончание семинарии, а порой и академии не делало выпускника священником автоматически.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Из каждого вида учебного заведения выпускники выходили по трем разрядам, только первый разряд (отличная учеба и поведение) позволял подняться в образовании на ступень выше. После введения всеобщей воинской повинности в 1874 г. семинария предоставляла отсрочку на время учебы, после которой молодой человек мог быть призван на службу, в том числе в качестве полкового священника. Кстати, Саратовская семинария специализировалась на выпуске священников для армии. Выпускаясь не первым разрядом, юноша редко мог рассчитывать на положение выше учителя или диакона. Позднее диакон стал обязательной частью послужного списка, разница лишь состояла в скорости перевода на следующую ступень.

По линии Кустодиевых самый ранний из известных предков, получивших образование, Дмитрий Иоакин-фиевич (седьмое колено) не окончил и духовного училища. О чем самолично и пишет в Клировой ведомости [28] за 1850 г.: «пономарский сын, обучался в Пензенском духовном училище до третьего класса, из оного в 1824 был исключен». Интересно, что два его сына носили разные фамилии, видимо, старшему легче давалась учеба, и он стал именоваться Быстровым, а младший остался Кустодиевым [56]. Петр Дмитриевич Кустодиев исключается уже из среднего отделения Саратовской семинарии в ноябре 1858 г., рукоположен во диакона и служил в этом статусе до конца своей жизни.

Достоверные сведения об образовании по линии Розалиевых появляются у предков в шестом колене. Из пяти сыновей священника Фомы Михайловича Розалиева трое пережили младенчество, и достоверно двое (Дмитрий, мой прямой предок, и Василий) образование получили. Как и положено, для родившихся в начале XIX в. они прошли полный цикл, то есть окончили духовное училище (в Пензе) и семинарию (в Саратове).

Дмитрий, выпустившийся по второму разряду (на хорошо и отлично) в июне 1836 г., уже в октябре был рукоположен в священники, а в 1849 г. назначен благочинным - помощником епископа по административным делам в церковном округе, служил катехизатором.

На это важно обратить внимание, катехизация - важная часть церковной жизни ранних христиан: на протяжении значительного времени, обычно 9 месяцев, потенциальный член общины проходит обучение основам веры перед принятием крещения. Уже к V в. установилась практика крещения младенцев, в дальнейшем православная и католическая традиция разошлись в обрядах церковных таинств. Так, православные соединили таинства крещения и миропомазания, делая, таким образом, уже новорожденного полноценным членом общины. Католики таинства развели, крещение проводилось в младенчестве, а конфирмация (миропомазание, часто на бытовом уровне ошибочно воспринимаемое исключительно как первое причастие) в возрасте 7-14 лет. Конфирмации обязательно до сих пор предшествует катехизация, в православии такой практики нет, если речь не идет о присоединении к православию лиц других христианских конфессий или новообращенных взрослых. Поволжье ХУ1П-Х1Х вв. - особый случай православной церковной жизни, значительная часть автохтонного населения - в прошлом кочевники, осевшие и принявшие ислам. Достаточно упомянуть о первоначальном названии г. Николаевска (ныне Пугачева) -Мечетная слобода, поскольку переселенцы обнаружили здесь мечеть. Переселенцами же были бежавшие от гонений староверы; Петр III, а за ним и Екатерина II подтвердили их право жить во внутренних губерниях, даровав им право религиозной свободы, распространяемое на иноверцев. Екатерина пригласила в эти земли и немецких колонистов, в поселениях которых выросли ка-

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

толические и лютеранские храмы. Таким образом, миссионерская деятельность священников русской православной церкви в Поволжье была весьма активной, за успехи на этом поприще они продвигались по службе, получали благодарности и награды церковные и светские, последние в свою очередь могли даровать им личное, а порой и потомственное дворянство.

Судьба Василия Фомича Розалиева дает нам наиболее полное представление о духовном образовании первой половины XIX в. Окончив саратовскую семинарию первым разрядом, он получает возможность продолжить образование в Духовной академии Москвы. Л. Манчестер указывает, что незначительное число священников получало академическое [31, с. 35] (собственно, высшее богословское) образование, да и подготовка священников не была первоочередной задачей академии, которая скорее готовила кадры для семинарий и духовных училищ. Тем интереснее судьба приходского священника, это образование получившего. В личном деле Василия Фомича [29] хранятся его аттестаты из семинарии и академии. Следует напомнить, что церковь в России не была отделена от государства, хотя духовное образование было отдельным, до некоторой степени о священниках можно говорить в тех же категориях, что и военнослужащих. Они также давали клятву верности Царю заботиться о благе Отечества, а петровскими указами им даже предписывалось нарушать тайну исповеди, если они узнают о готовящемся политическом преступлении [31, с. 38] (это наставление было вновь актуализировано в советский период). При поступлении в Академию потенциальные студенты проходили медкомиссию - сначала в стенах семинарии, а затем повторно в Академии. Особенности здоровья отражались в личном деле. Василий Фомич, проучившись два года, подает прошение об отчислении по состоянию здоровья,

отправляется на медкомиссию, где врач фиксирует «обструкцию в чревных внутренностях, особенно в печени и происходящую от того отдышку, по каковой болезни мною признается к продолжению обучения в Академии неспособным» [29, с. 6]. После долгой бюрократической переписки Василий Фомич уволен из Академии по болезни и направлен в распоряжение отправившей его на учебу Саратовской епархии. Назначен учителем латыни в уездное училище, где и служил ближайшие два года, после чего подал прошение о восстановлении его в качестве казеннокоштного (на гособеспечении) студента старшего отделения. Вновь отправился на двойную медкомиссию и на этот раз был признан здоровым. Для переезда в Москву (Сергиев Посад) получает специальную подорожную и 40 руб. денег. В 1844 г. он окончил академию кандидатом богословия. В современных биографиях ошибочно полагают, что кандидат того времени и кандидат наук сегодняшний - одно и то же. Это не так. Кандидат - минимальный статус выпускника Академии, за которым мог следовать магистр (при защите диссертации), а потом - доктор. Судя по аттестату из Академии, Василий был твердым хорошистом [29, с. 22].

Василий Фомич был назначен на должность смотрителя Моздокских духовных училищ и учителем высшего отделения уездного училища, пытался добиться отмены назначения по семейным обстоятельствам, но руководство нашло это «прошение неудобным» [29, с. 22], поскольку подорожные уже были выписаны. Как тут опять не сравнить службу священника и военного! Василий Фомич отбыл немедленно и всю оставшуюся жизнь провел в распоряжении Кавказской (позднее Ставропольской) епархии. В 1851 г. он был рукоположен во диакона, а через несколько месяцев - в священника и начал служить в Покровской церкви г. Ейска, где его и застала

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Крымская война. Видимо, в Ейске он потерял семью, о чем упомянул вскользь всего раз: «вспомнилась мне семейная жизнь моя (я лишился жены и детей в течение двух месяцев и остался один как перст)» [42, с. 39]. По собственному прошению он был переведен в Ставрополь, где служил протоиереем Троицкого собора (1856-1862), в 1862-1873 гг. - священником и духовником ставропольского Иоанно-Марьинского женского монастыря, позже вновь протоиереем и настоятелем Троицкого собора, цензором катехизаторских поучений (служение Василия Фомича на Кавказе приходится на финал Кавказской войны и первые годы замирения) и епархиальных ведомостей. Был награжден орденами Анны 2-й и 3-й степени, Владимира 4-й степени.

Обучение пятого от меня поколения прошло уже в пореформенные годы, траектория уже привычная: духовное училище, семинария. С появлением Самарской губернии Николаевский, Новоузенский уезды вошли в нее, следовательно, основным местом учебы стала Самарская семинария. Ее окончил мой прапрадед Михаил Гавриилович Любарский (1860-1907), прапрадед по другой линии Владимир Дмитриевич Розалиев (1851-1933) - Уфимскую, оба вторым разрядом, что помешало их поступлению в Академию, но не препятствовало многочисленным награждениям за усердный миссионерский труд, улучшение народного образования (Владимир Дмитриевич среди прочего был награжден медалью в честь 25-летия церковно-приходских школ и крестом ордена св. Анны 3-й степени), проповедническую деятельность и работу помощником и собственно благочинным соответственно в своих округах.

Наибольший интерес и разнообразие представляет собой выбор образования в четвертом поколении. В семье Владимира Дмитриевича Розалиева и его жены Анны Федоровной (урожденной Поповой) было двенад-

цать детей, поровну сыновей и дочерей. У Михаила Гаврииловича Любарского и Олимпиады Петровны (урожденной Кустодиевой) - пятеро: три сына и две дочери. Все девочки семьи Розалиевых, кроме младшей, рожденной в 1908 г., окончили епархиальное училище. У Любарских учились в гимназии. Сыновья Розалиевы Дмитрий (1883г. р.), Петр (1887г. р), Алексей (1894г. р.) окончили Самарскую семинарию. Петр, видимо, покидал стены семинарии, поскольку окончил ее только в 1915 г. вольнослушателем, приравненным к первому разряду, уже в сане диакона. Алексей окончил в срок и первым разрядом, после чего поступил в Варшавский университет, где и учился до революции. С началом Первой мировой войны университет был переведен в Ростов-на-Дону, что подтверждается и фотографией из семейного архива его сына, где Алексей представлен в форме, а на фотографии есть клеймо фотографа и города. Николай (1901 г. р.) успел проучиться только три класса семинарии [14] до революции, Константин (1899 г. р.)в1914г. окончил вторым разрядом Вольское духовное училище, Александр (1888 г. р.) окончил Вторую мужскую самарскую гимназию [55]. Об этом же свидетельствует и выпускной альбом [10], где можно увидеть фотографии Александра отдельным портретом и в классе (стоит в верхнем ряду у доски слева, рис. 1). По окончании гимназии Александр успешно окончил юридический факультет Казанского университета [33], успел поработать помощником присяжного поверенного [36]. Эти сведения мы получаем из метрических книг.

Здесь нужно сделать небольшое отступление об источниках. Хорошо, если сохраняется послужной список, но чтобы его получить, нужно иметь представление о профессии человека и месте его проживания, это не всегда очевидно. Большое подспорье здесь - метри-

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ческие книги, в которых не только фиксировались акты гражданского состояния, но и максимально подробно описывался статус действующих лиц.

Сыновья Любарские Владимир (1882 г. р) и Борис (1884 г. р) Михайловичи также окончили Самарскую семинарию. Борис Михайлович по окончании семинарии поступил и окончил Казанский ветеринарный институт [23]. Для рубежа Х1Х-ХХ вв. поступление в университет после окончания семинарии было распространенной практикой, часть специальностей не пользовалась популярностью, семинарскому начальству спускали разнарядки, скажем, для медицинских школ. А Варшавский университет и вовсе имел непростую историю, в это время образование в нем велось исключительно на русском, что вызывало бесконечные волнения среди варшавской молодежи и студенчества. Это делало поступление в этот университет заметно проще, чем в любой другой, да и цена обучения 100 руб. в год была одной из самых доступных.

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть

Полковых священников среди моих родных не случилось, но от войны это их не уберегло - от Крымской до Гражданской и Великой Отечественной. Судьба приводит Василия Фомича Розалиева в недавно образованную Кавказскую епархию. Присоединение новых земель требует их освоения в том числе, или прежде всего, на духовном поприще. Трудно говорить о сколько-ни-будь серьезном влиянии православной церкви на мусульманское население Северного Кавказа, но ее значимость для переселенцев трудно переоценить. В 1851 г. Василий Фомич переведен в г. Ейск, уже в январе 1851 г. в метрической книге Покровской церкви [39] есть запись о священнике Розалиеве. На служение в этом приморском

городе приходится и Крымская война. Весной 1855 г. в город приходят известия о бомбардировании Керчи англо-французской эскадрой, множество жителей, в том числе и духовенство, покидают город. Василий Фомич остается в городе вместе с причетником Надеждиным, вместе они проводят с оставшимися жителями всю осаду с мая по октябрь 1855 г., сопровождающуюся бомбардировками, высадкой неприятельских войск, прямыми артиллерийскими ударами по молельному дому и все это на фоне эпидемии холеры, в которой, по всей видимости, погибает семья Василия Фомича. По свидетельству очевидцев, Василий Фомич служил молебен под ударами бомб. Город устоял, протоиерей Розалиев сообщил епископу о заслугах всего духовенства, многие были награждены, кроме него самого, так как на него написать представление было просто некому. К служению в Ейске относится и еще один любопытный факт, раскрывающий культуру повседневности провинциальной России того времени, в метрической книге находим запись о венчании « протоиереем города Ейска Василием Розалиевым бродяги Вальцева с бродягою Ироною Алексеенковою» [ГАСК. Ф. 135. Оп. 13. Д. 391]. То есть, во-первых, значимость церковного брака была неоспорима для всех слоев общества, во-вторых, церковь не требовала платы за требы.

Жизнь братьев Любарских охватила сразу три войны. По завершению семинарии Владимир Михайлович, 1883 г. р., либо добровольцем, либо по призыву отправляется на службу и попадает на Русско-японскую войну. В зоне боевых действий он находится с 17 июня 1904 по 5 марта 1905 г. на Далинском перевале, прикрывавшем подход к Мукдену. Ранен в левую руку. Награжден светло-бронзовой медалью в память о Русско-японской войне. Медаль носилась на соединенной ленте орденов св. 1еоргия и св. Александра Невского и предназначалась для всех, кто принимал участие в одном или не-

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

скольких сражениях, но не в Порт-Артуре (для них чеканили медаль из серебра). Информацию о боевых заслугах Владимира Михайловича мы обнаруживаем в Клировой ведомости с. Малое Перекопное [23], в котором он служит на момент 1915 г. диаконом без жалования, имея на руках жену и четверых маленьких детей. В этом же селе служил до самой смерти его отец Михаил Гавриилович и проживает теперь его мать Олимпиада Петровна и младший брат Виталий. Мать получает пенсию 112 руб. из казны и еще 112,5 руб. из эмеритальной кассы (взаимопомощи). Мать умрет до революции, а Владимир будет растить младшего брата, который чуть старше его собственных детей. Средний брат Борис Михайлович, 1885 г. р., земский ветеринарный врач с. Босоргино Бугурусланского уезда был призван по мобилизации на Первую мировую в 1915 г. [41, с. 402], где и пропал без вести.

Виталий Михайлович Любарский, 1906 г. р., мечтал стать священником, чтобы не прервалась традиция. Во время Великой Отечественной в чине лейтенанта был командиром взвода 1193 стрелкового полка, 360 стрелковой дивизии. Умер от ран 27 марта 1942, захоронен под Смоленском в д. Макушино Велижского района. Первый внук, родившийся после его смерти, получил его имя, это был мой отец, внук сестры Виталия Михайловича Екатерины в замужестве Розалиевой.

В Гражданской войне на стороне белых примут участие братья Алексей и Николай Розалиевы и их племянник Михаил Филатов, на стороне красных - Екатерина, сестра Алексея и Николая.

Дела семейные

Л. Манчестер настаивает на «внутрисословной эндогамии» [31, с. 33,139], что и сами поповичи не женились

и другим священнослужителям не советовали брать матушек не из своего сословия. В браках моих предков это правило невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть с уверенностью. Самостоятельным субъектом в клиро-вых ведомостях женщина из духовного сословия была или девицей, или вдовой, тогда о ней была отдельная строчка о ее отце и образовании. Восстановить метрические записи о браке в этом сословии непросто, поскольку нужно точно знать место совершения брака и где в это время служил (если уже служил) жених. Абсолютно уверена я могу быть только в пятом и четвертом поколении, а вот здесь встречаются интересные факты, которые делают общую картину культуры повседневности этого периода более живой.

В семье Любарских дочери вышли замуж за священников, а вот один из братьев - Борис, ставший земским ветеринарным врачом, женился 12 сентября 1908 г. [32] на Альме Магделене Винцентьевне Билевской лютеранского исповедания, дочери ткача из г. Риги. Невеста была старше жениха на 16 лет. Вот такие бывали чудеса с поповичами.

Прапрародители со стороны Любарских правило подтверждают, брак был заключен примерно в 1880-м: Олимпиада Петровна Любарская (1864-1916/18), урожденная Кустодиева, дочь священнослужителя, окончившая епархиальное училище, была ровней Михаилу Гаврииловичу Любарскому А вот с родом Розалиевых все иначе. Владимир Дмитриевич Розалиев взял в жены купеческую дочь. Долгое время история про невероятное богатство Анны Федоровны Розалиевой (1861-1941), урожденной Поповой, мне казалась семейной легендой, которых у нас много, но тут появились факты. В этой семье было двенадцать детей, и каждая ветка хранила какую-то свою часть легенд и домыслов, дойдя до меня через несколько поколений и подкрепленная фо-

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

тографиями и найденными документами. Часть легенд можно считать подтвержденными.

Так, например, в г. Пугачеве [32] есть ряд объектов культурного наследия, связанных с нашей семьей: это дома купцов Поповых и дом священника Розальева. В 2001 г. дом внесен в список выявленных памятников, с 2022 г. имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Розалъев или Розалиев - разночтение, возникшее после реформы алфавита 1918 г., когда написание Розалгевъ было транслитерировано двумя способами, с Ь прижилось во внутренних губерниях, через И - на окраинах и за пределами страны. Особняк был частью приданого Анны Федоровны, позже был отдан сыну Александру Владимировичу и его молодой жене. Долгое время для меня оставалось загадкой размышления местных краеведов, что одного из наследников назвали в честь деда Николаем, но в семье Владимира Дмитриевича этого имени не было. Загадку разрешила метрическая запись [33] от 23 января 1911 г. в церкви с. Екатериновка о браке Александра Владимировича 22 лет и 10 месяцев и крестьянки с. Екатериновка Анны Николаевны Кочановой 20 лет, судя по всему, ее отец к этому времени уже умер. Александр умер в 1914 г., был похоронен на городском кладбище Пугачева, дом какое-то время принадлежал вдове, а потом вновь отошел Владимиру Дмитриевичу до национализации.

В доме купцов Поповых вступил в партию большевиков В.И. Чапаев, он-то и предложил переименовать Николаевск в Пугачев, но нам интересно другое. На фронтоне здания есть надпись: «19-Н.Р.П.08», местный музей не в силах ее расшифровать, хотя это не так уж сложно, 1908, очевидно, год постройки, а Н.Р.П. -Никифор Романович Попов, объявивший в 1890 г. свои капиталы на купечество 2-й гильдии, двоюродный брат Анны Федоровны. Еще один двоюродный брат, объявив-

ший свои капиталы на гильдейство, Григорий Никифорович Попов, упоминается в числе активных жертвователей [38] при постройке и украшении кафедрального собора Пугачева. О капиталах Анны Федоровны пока ничего не известно, но есть запись в клировой ведомости мужа за 1907 г. [20] о ее имуществе, состоящим из земельного участка в 1614 десятин земли, фактически он уже фиксируется в качестве не-утвержденной пока собственности уже в 1894 г. [19]. Десятина имела два значения: казенная в 1,09 га и хозяйственная или владельческая десятина (1,45 га), употребляемая нарезке земли для сельскохозяйственных угодий, бытовала в XVIII-XIX вв. Даже если мы остановимся на варианте казенной десятины, то получим участок в 1759,26 га, для сравнения, крупнейший лесопарк Европы - Измайловский парк Москвы составляет 1608,1 га, с учетом примыкающих к нему усадьбы Измайлово с Серебряно-Виноградным прудом и Тер-лецким парком. Самое раннее упоминание о ее имуществе в ведомости 1887 г. - участок в 38 десятин (41,42 га) [27]. Анна Федоровна сама вела это огромное хозяйство, в семье сохранились воспоминания о большом доме с купальней, экипажем, верблюдами и т. д. Интересно, что, имея все возможности дать детям более дорогостоящее образование, Анна Федоровна была довольно рачительна. Ее племянницы Поповы оканчивали институт благородных девиц в Саратове и гимназии в Николаевске. В 1904 г. из Саратовского Мариинского института благородных девиц выпусти-лась Мария Попова, дочь купца Григория, в 1906 г. -Нина Попова, дочь купца Никифора [49]. В 1911 г. Николаевскую гимназию окончила Клавдия Григорьевна Попова и пошла в дополнительный класс. В 1914 г. основной курс окончили Вера и Надежда Никифоровны, Лидия Григорьевна Поповы [54]. По воспоминаниям,

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Анна Федоровна очень хорошо умела считать, но читала плохо. Ее дед был яростным противником образования для девочек, может, именно поэтому все ее дети получили образование.

Старшие дочери, вышедшие замуж до революции, связали свои жизни с выпускниками семинарий, младшие дочери, как и старшие внучки, стали женами офицеров и ответственных работников. Мария Владимировна, 1878 г. р., вышла замуж за выпускника Московской духовной академии Петра Ермиловича Губкинского, священника Успенской церкви в Самаре, законоучителя (преподаватель Закона Божия) Николаевского духовного училища, женского одноклассного приходского училища, 1-й женской гимназии, училища слепых детей, Самарского учительского института. Жили они в доме притча церкви, удивительно, что при смене строя адрес [7], по крайней мере, до 1941 г. не менялся, ул. Преображенская, она же с 1923 г. - ул. Водников, следовательно, выселены не были, хотя и уплотнены. Родила десять детей, выжили шесть, младший пропал без вести в 1941-м. Единство большой семьи демонстрирует метрическая запись о рождении младшей сестры Марии Владимировны Веры, которую крестит племянница - старшая дочь Губкинских - Ольга [35].

Валентина Владимировна, 1880 г. р., вышла замуж за священника с. Духовицкое Сергея Ивановича Филатова. Источник, по которым можно частично восстановить бытовую сторону их жизни, - воспоминания Софии и Надежды Самуиловых «Отцовский крест» [44]. Семья претерпела гонения в советское время, сестры были в лагерях. Текст, как принято считать, был в основном написан в 1950-1960-е гг. на основе ранних записей, до перестройки распространялся в самиздате, в 1990-е передан в печать петербургскому издательству «Сатисъ». В 1996 г. в библиотеке Петербургской духовной акаде-

мии была обнаружена рукопись второй части. Позже нашлась и неоконченная третья часть. Источники личного происхождения дают нам представление о первых годах советской власти, о перевороте в развитии церковного пути, о трансформации и разделении образа священника на подвижника и сторонника государства. Так неоднозначный образ священника, созданный классической русской литературой, соединился с антирелигиозной агитацией и пропагандой, отголоски которой видны до сих пор.

Семейная история не может быть изолирована от истории страны, тех институтов, что составляют ее основу. Рассказывая о делах семейных, нельзя обойти вниманием внутрицерковные споры, которые во многом определили судьбу духовного сословия в XX веке. В начальный период советской истории патриарх Тихон занял твердую антибольшевистскую позицию, обозначив переживаемую эпоху, как «годину гнева Божия» [50]. Государство не устроила такая точка зрения, патриарх Тихон был заключен под домашний арест, а церкви была предложена новая концепция «Живой» или «Обновленной» церкви, по которой роль белого духовенства должна была быть существенно расширена в том числе за счет епископских должностей, традиционно до и после этого занимаемых монашествующими. Разумеется, все это должно было происходить под контролем государства. 1917-1925 гг. - период Гражданской войны и страшного голода в Поволжье, для ликвидации которого, по крайней мере декларативно, реквизировали церковные ценности, а само духовенство подвергалось репрессиям. Образ священника в обыденном сознании оставшейся части XX века складывался под влиянием атеистической пропаганды, где религия была опиумом для народа, с одной стороны, и политикой соглашательства самой церкви - с другой. Противо-

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

поставление церкви катакомбной и явной четко выразил И. Тальков в одной из последних своих песен советского периода (1990 г.) «Глобус» [46]: «Покажите мне страну, / Где заколочены Храмы, / Где священник скрывает под рясой / КГБ-шный погон <...> / Покажите мне такую страну, / Где святых унижают...».

Образ мученичества, лжи во спасение сложился уже в постсоветской России и распространился, в том числе и на митрополита, а позже патриарха Сергия и его последователей. Представители семьи Розалиевых были убежденными тихоновцами. Владимир Дмитриевич отказался стать одним из иерархов обновленцев. Православная церковь управляется соборно, это одно из ее принципиальных отличий от католической. Для принятия обновленческой доктрины, ее легитимизации по всем городам и весям должны были пройти церковные съезды. Один из таких проходил и в Николаевском уезде в 1923 г. Церковные историки говорят о мимолетности увлечением обновленческими идеями. Однако на съезде в Николаевском уезде священники единодушно подписали свое присоединение к Новой церкви, исключение составили только трое, одним из них был о. Сергей Иванович Филатов. За этот поступок он был отлучен от служения епископом Пугачевским Николаем, но нарушил этот запрет, более того, стал инициатором протокола всех самарских приходов, а для этого их все следовало объехать, не признавать ни одного из обновленческих течений и не допускать до служения священников обновленцев [44]. После разрыва с обновленцами Патриарха Тихона это казалось победой. Упоминают сестры Самуиловы и «боевую духовицкую матушку», это и есть Валентина Владимировна. Ее муж умер очень рано, в 1925 г., на его место в с. Духовицкое был рукоположен ученик 6-го класса Самарской духовной семинарии Владимир Сергеевич Филатов (1901 г. р.), сын.

В декабре того же 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола был назначен митрополит Нижегородский Сергий (И.Н. Страгородский). 27 июля 1927 г. была обнародована «Декларация митрополита Сергия», в ней говорилось о вредительской и диверсионной деятельности «наших зарубежных врагов», в связи с чем особо важно «теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством» [44]. Декларация стала водоразделом церковной жизни, многие верующие и духовенство не приняли, результатом стало появление Русской зарубежной церкви, объединившей вокруг себя белую эмиграцию, и так называемой катакомбной церкви внутри Советского Союза [18, с. 161]. Митрополиту Сергию припомнили его участие в деятельности обновленцев, это не способствовало его авторитету у несогласных с ним мирян и клириков, да и гонения на церковь усилились.

Владимир Сергеевич Филатов, продолжавший служение в храме отца, 20.12.1929 был арестован, осужден тройкой по ст. 58.10 на восемь лет концлагерей, отбывал наказание на Беломорканале, освобожден досрочно за ударный труд. Выслан в Северный край, работал исполнителем технического снабжения отдела шоссейных дорог УНКВД КК, 2 мая 1938 г. по доносу повторно арестован, приговорен тройкой к расстрелу. Расстрелян 23 июля 1938 г. в Красноярске [52].

Михаил Сергеевич Филатов (1899 г. р.) окончил сельскую школу в Духовицком (1907-1910), Вольское духовное училище (1910-1914), четыре класса Саратовской духовной семинарии (1914-1918), примкнул к белой армии, окончил ускоренные офицерские курсы, чин - прапорщик, артиллерист, на бронепоезде атамана Семенова был ранен, дошел походом до Манчжурии, остался

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

в Харбине, служил псаломщиком в гимназии Хорната, псаломщиком Благовещенской церкви в Харбине, работал шофером [30].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожалению, прекрасный образ рыцаря в сияющих латах, создаваемый, разрушаемый и воссоздаваемый вновь применительно к первой волне эмиграции, не подтверждается документально. Архивы БРЭМа, переданные в архив Хабаровского края, пестрят доносами, материалами внутренней слежки. Из десяти листов дела Николая Владимировича Розалиева - семь составляют результаты слежек и доносы, две вырезки из газеты, изобличающие его попытку получить советский паспорт. Из документов очевидно, что дядя и племянник, который двумя годами старше, прошли один и тот же военный путь. Николай Владимирович - тоже прапорщик, награжденный георгиевской медалью. При этом племянник упоминает среди родственников исключительно родню жены, а о дяде «забывает». Георгиевская медаль в данном случае - важный опознавательный знак неудобного прошлого, которое хранится в любой семейной истории нашей страны. Сама Георгиевская медаль появилась еще накануне Первой мировой в 1913 г., ею могли награждаться гражданские лица и военные по заслугам, не подходящим под статус Георгиевского креста, у нее было 4 степени и портрет Николая П на одной из сторон. Очевидно, что в своем прежнем виде после гибели императора и в рамках Гражданской войны она использоваться не могла. Возрождение Георгиевской медали произошло в период так называемой сибирской или дальневосточной государственности адмирала Колчака и атамана Семенова. Награда была основана на статуте 1913 г., но с изменением во внешнем виде и добавлением букв ОМО (Особый маньчжурский отряд). Судя по сохранившимся наградным листам, вручались георгиевские награды по-прежнему за боевые подвиги

самоотверженности, но при этом нельзя забывать, что война эта была гражданской, стоившей России 10-12 млн жизней.

Варвара Владимировна Розалиева, 1885 г. р., была замужем за преподавателем рисования в учительской семинарии, а позднее священником Константином Аксеновым. После революции семья была выслана в Красноярский край, где и встретились потомки сестры Валентины и сестры Варвары. Младшие сестры Екатерина, Павла и Вера вышли замуж уже после революции за представителей других сословий.

Неудобное прошлое

Понятие «неудобное» или «сложное прошлое» используется в коммеморативных исследованиях для обозначения периода диктатуры [57], геноцида, Гражданской войны, террора, который потом становится коллективной травмой и вместе с тем специфическим консолидирующим опытом той или иной социальной / этнической группы или государства в целом. В данном случае речь пойдет о таком частном случае культурной памяти, как память семейная, когда отношение к тому или иному событию сопрягается с личностью близкого родственника и передается следующим поколениям в соответствующем виде.

Смена государственного строя, Гражданская война, безбожная пятилетка (1932-1937), целью которой было забыть имя Бога к 1 мая 1937 г., но в переписи 1937 г. около половины населения СССР назвали себя верующими. Как во всем этом жили поповичи? Последний раздел этого экскурса будет посвящен двум братьям - Петру и Алексею Владимировичам Розалиевым. С рассказа об их жизни и начался мой интерес к истории рода, первый поиск, мне тогда было 13, и вот теперь я могу под-

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

твердить то, что хранила память моей семьи несколько поколений, за что я очень благодарна своей старшей бабушке Юлии Петровне Григорьевой, урожденной Розапиевой. По ее рассказу незадолго до начала войны в дом пришел незнакомый человек, одетый не по погоде тепло и с очень характерным чемоданчиком, по которому узнавали людей «оттуда». Объяснялся он знаками, удостоверившись в адресе и людях, к которым прибыл, он заговорил и рассказал, что он с Соловков, тогда это был СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Странник назвался монахом, сказал, что принял постриг на Соловках и там же взял на себя обет молчания и сейчас нарушает, чтобы рассказать об о. Алексее. Так семья узнала, что Алексей Владимирович отбывал срок на Соловках за свое служение, что и там он держался очень твердо, что священники и в условиях лагеря продолжали проводить церковные службы. Странник высказал свое мнение, что такие из лагеря не возвращаются, отказался от ночлега, принял только хлеб и ушел. А в семье поселилось мнение, что Алексей погиб на Соловках. Но оказалось все иначе.

Алексей Владимирович Розалиев родился 26 февраля 1894 г. в с. Липовка Самарской губернии [34]. Окончил Самарскую духовную Академию первым разрядом, учился в Варшавском университете, работал учителем в гимназии г. Николаевска, в 1918 г. ушел с белыми частями до Новосибирска, служил телеграфистом в штабе Ишимского фронта [53], попал в плен. В 1922 г. принял сан.

Удивительно, но и в годы Гражданской войны члены семьи не теряли связи друг с другом. Мое предположение, что Алексей принял сан вскоре после того, как узнал о смерти, вернее ее обстоятельствах, старшего брата Петра, моего прямого прадеда, навсегда останется предположением. Но хронологически это возможно.

Петр Владимирович родился в 1887 г., учился в духовном училище, потом в семинарии, однако в срок ее не закончил. Примерно в 1911 г. он женился на Екатерине Михайловне Любарской, дочери священника, к 1913 г. служил диаконом в с. Дергуновка Николаевской округи, что следует из записи о рождении его старшей дочери Юлии [36]. Только в 1915 г. в списке выпускников самарской семинарии появляется запись: «Розалиев Петр, диакон, вольнослушатель - причисляется к 1 разряду» [9]. По воспоминаниям Юлии Петровны, Петр Владимирович служил законоучителем в гимназии Николаевска, а после упразднения предмета в 1918 г. получил приход в с. Семеновка. К этому времени детей было уже двое, а в 1919 г. родилась еще одна девочка - моя бабушка по отцу. Петр Владимирович умер в 1921 г. в возрасте 33 лет от аппендицита, поскольку фельдшер отказал ему в помощи, учитывая его происхождение. Прабабушка осталась вдовой с тремя детьми в голодающем Поволжье, прихожане были возмущены поступком доктора, власти похоронили прадеда очень быстро, опасаясь волнений. Несмотря на все народное возмущение и поддержку, одним из главных воспоминаний семьи от похорон стало то, что в этот день украли корову - единственную кормилицу.

Через несколько месяцев сан принимает младший брат, с его служением в с. Сабинка Красноярского края связана история Таштыпского явления Иисуса Христа. Это событие находит свое отражение в статье Д.В. Бутенко «Таштыпское явление Иисуса Христа» [6] и учебном пособии В. Гиндер «Подвижники земли русской. Приенисейская Сибирь» [11]. Наиболее полное описание событий находим в донесении уполномоченного Большакова [37]. В них говорится о видении Иисуса Христа хакасу Павлу Куржакову. В Хакасии, как и везде, в это время шла борьба тихоновцев и обновлен-

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

цев. Тихоновцы, среди них и о. Алексей, встали за духовидца, обновленцы, поддержанные ОГПУ, его отвергли. До сих пор в Хакасии эта история - часть местночти-мого благочестия, не утвержденная официальной церковью. Другие жители села видели огненный столб, ведро с кровью, которое никто не мог сдвинуть, рядом с воздвигнутым крестом рассказывали о бьющем на несколько сажень фонтане воды, а при выстрелах в крест он начинал кровоточить. И духовидцы, и священники были арестованы, потом под давлением общественности отпущены. Когда страсти улеглись, Куржаков был отправлен на принудительное психиатрическое лечение. Алексей Розальев был арестован 29 марта 1927 г. по обвинению в том, что «проводил агитацию и пропаганду среди крестьян путем распространения ложных слухов о войне, отлучал от церкви верующих крестьян, дети которых были пионерами, высказывал недовольство советской властью» [40]. По постановлению Особого совещания при коллегии ОГПУ от 10.06.1927 осужден по ст. 58-13 УК РСФСР и приговорен к трем годам лагерей. Срок отбывал в Соловецком лагере. По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23.03.1930 А.В. Розалиев по отбытию срока наказания выслан через ПП ОГПУ в Северный край на три года. Проживал на поселении в лесопункте № 12 Виноградовского района Северного края, работал на лесозаготовке. Отказывался выходить на работу по воскресеньям и церковным праздникам, призывал к тому же других ссыльных. Повторно арестован 02.03.1931, по постановлению тройки ПП ОГПУ Северного края от 17.04.1931 осужден по ст.58-10 ч.2 УК РСФСР и приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Приговор приведен в исполнение 4 июня 1931 г. в окрестностях Котласа. Захоронения индивидуально не фиксировались. Массовые захоронения производились

в это время в районе Болтинского кладбища и в м. Макариха, где и стоит памятник пострадавшим за веру, на котором он упомянут. В обоих делах нет и упоминания о Таштыпском видении, хотя очевидно, что оно и стало причиной преследования. Реабилитирован. Причислен к лику Новомучеников и исповедников церкви русской, день поминовения - 4 июня. Осталась жена и двое маленьких на тот момент детей, сейчас у них уже есть свои внуки.

В заключение своей работы о поповичах Л. Манчестер подчеркивает бинарное восприятие мира этим сословием и безусловный этос служения, с этим трудно не согласиться. Собственная инаковость и обособленность проникала и в повседневность, становилась частью самосознания. Так, подписывая сыну Николаю свою фотографию «на молитвенную память», Владимир Дмитриевич именует себя «отец Протоиерей Владимир Дмитриев (sic!) Розалиев», не различая личного и общественного. Еще одной особенностью мышления поповичей была презумпция собственной правоты, некая монополия на истинность [31, с. 377], это делало их удивительно крепкими во всех испытаниях, тут можно в равной степени говорить и о женщинах, и о мужчинах. Позднее священников ни в одной из ветвей рода никогда не было, по крайней мере мне о них неизвестно, зато много было врачей и учителей.

Семейная память была избирательной, помнили, что двое уехали в Харбин, но не помнили, что с семьями, не помнили, что вернулись, хотя некоторым членам семьи приходилось объясняться по этому поводу с компетентными органами. О репрессированных часть семьи знала как о героях и мучениках, часть не упоминала, а часть считала преступниками и в таком виде передавала память дальше. И через много поколений ветви эти

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

могли сходиться, узнавать друг о друге, удивляться и достраивать свою версию новыми фрагментами, как диковинную мозаику.

Рис. 1. Выпускной альбом Второй мужской самарской гимназии за 1908 год // История России до 1917 года [10]

Рис. 2. Алексей Розалиев и Ефросиния Короткова

Рис. б. Петр Розальев и Екатерина Любарская

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Рис. 5. Анна Федоровна Попова

Рис. 8. Алексей Владимирович Розальев, 1915

Рис. 7. Екатерина Владимировна Розалиева (Шикунова)

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Рис. 9. Н.В. Розалиев

Рис. 10. Екатерина Любарская

Рис. 11. Екатерина Михайловна Розальева

Рис. 12. Владимир Любарский с женой

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Рис. 13. М.С. Филатов

Литература:

1. Автобиография Е.В. Шикуновой 11.05.1950. Семейный архив автора.

2. Алеша Попович и сестра Петровичей-Збродовичей: [Былина] № 117 // Былины: В 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). СПб.: Наука; М.: Классика, 2001. (Свод рус. фольклора). Т. 1: Былины Печоры: Север Европейской России. С. 530—533.

3. Алеша Попович и Тугарин Змеевич // Дети Онлайн. URL: https://deti-online.com/ skazki/byliny/alesha-popovich-i-tugarin-zmeevich/ (дата обращения: 26.12.2023).

4. Белоусов А.Ф. «Внук дьячка»// Рижский филологический сборник. Вып. 1: Русская литература в историко-культурном контексте. Рига: ЛУ, 1994. С. 30-41.

5. Белоусов А.Ф. Образ семинариста в русской культуре и его литературная история (от комической интермедии XVIII века до романа Надежды Хвощинской «Баритон» // Традиции в фольклоре и литературе. СПб: Академическая гимназия СПбГУ, 2000. С. 2-18.

6. БутенкоД.В. Таштыпское явление Иисуса Христа // Известия Алтайского государственного университета. Журнал теоретических и прикладный исследований. 2009. № 4-3 (64). С. 45-47.

7. Вся Самара (Спутник-указатель) 1911 г. Саратов: Электро-Типолитография Б.Л. Рабиновича, 1911. 72 с.

8. Выписка из извещения на младшего сына Алексея Петровича Губкинского, пропавшего без вести в 1941// Память народа. URL: https://rn.pamyat-naroda.ru (дата обращения: 27.12.2023).

9. Выпускники Самарской семинарии // Петербургский генеалогический портал. URL: http://petergen.com/bovkata/duhov/samarasem.html (дата обращения: 31.12.2023).

10. Выпускной альбом Второй мужской самарской гимназии за 1908 год // История России до 1917 года. URL: https://russiahistory.ru/al-bom-samarskoj-muzhskoj-gimnazii-1908-g/ (дата обращения: 25.12.2023)

П. Гиндер В. Подвижники земли русской. Приенисейская Сибирь. Учебное издание в 2-х кн. Книга первая. Красноярск: Издательские решения, 2020.334 с.

12. Государственный архив Саратовской области. Ф. 12 Оп. 1. Д. 1886

13. Государственный архив Саратовской области. Ф. 28. Д. 136,251

14. Государственный архив Хабаровского края (далее - ГАХК). Ф. Р-830. Оп. 3. Д. 20045, л. 7.

15. ДавыдовД.В. 1812 год//1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. М.: Правда, 1987. С. 190.

16. Дом купца Попова — Пугачёв, Революционный проспект, 189//Лаперуз: Авторский путеводитель по достопримечательностям. URL: https://laperuz.com/dom-kupca-popova-pugachyov/ (дата обращения: 27.12.2023)

17. Епархиальные ведомости // РНБ. URL: https://rusneb.ru/collections/374_ eparkhialnye_vedomosti (дата обращения: 30.12.2023).

18. Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Православная церковь. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. 376 с.

19. Клировые ведомости по II благочинному округу// Центральный государственный архив Самарской области (далее - ЦГАСО). Ф. 32. Оп. 17. Д. 243, л.45

20. Клировые ведомости по VII благочинному округу за 1907 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 17. Д. 314.

21. Клировые ведомости по VIII благочинному округу за 1900 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 17. Д. 270, л. 32 об.

22. Клировые ведомости по VIII благочинному округу за 1905 г.//ЦГАСО. Ф. 32, Оп. 17, Д. 302, л. 51 об.

23. Клировые ведомости по VIII благочинному округу за 1908 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 17. Д. 319. Л. 58.

24. Клировые ведомости по VIII благочинному округу за 1915 г.// ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 17. Д. 357, л. 68,70 об.

25. Клировые ведомости по благочинию гор. Новоузенска за 1845 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 1, л. 16,18

26. Клировые ведомости по благочинию гор. Новоузенска протоиерея Уигвицкого // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 47, л. 127 об.

27. Клировые ведомости по благочинию села Липовки священника Архангельского// ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 17. Д. 193, л. 48

28. Клировые ведомости села Черебаева и других сел // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 4,61.

29. Личное дело Розалиева Василия Фомича// Центральный государственный архив (далее - ЦГА) Москвы. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3466 (3.08.1838-31.01.1846).

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

30. Личное дело Филатова Михаила Сергеевича // ГАХК. Ф. Р-830 Оп. 3. Д. 39562, л. 11

31. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания. М.: Новое литературное обозрение, 2015.448 с.

32. Метрическая книга Крестовоздвиженской церкви г. Самары за 1908 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 33. Д. 298, л. 57 об.

33. Метрическая книга с. Екатериновка за 1912 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 35. Д. 354, л. 84.

34. Метрическая книга с. Липовка за 1894 г. // ЦГАСО. Ф. 637. Оп. 13. Д. 107, л. 8 об., 9.

35. Метрическая книга Успенской церкви г. Самары за 1908 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 33. Д. 515, л. 40 об., 41.

36. Метрическая книга Успенской церкви г. Самары за 1913 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 35. Д. 1252, л. 98.

37. Обзоры политического состояния Хакасского округа за август-октябрь 1926 г. // ГКУ Республики Хакасия «Национальный Архив». Ф. П-1. Оп. 1. Д. 95, л. 30-33.

38. Один из старейших действующих храмов митрополии (Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в г. Николаевске) // Православное Поволжье. URL: https:// www.eparhia-saratov.ru/Artides/odin-iz-starejjshikh-dejjstvuyushhikh-khramov-mitropolii (дата обращения: 23.12.2023).

39. Ответ Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова на запрос о служении в г. Ейске Розалиева В.Ф. от И декабря 2023. № 333.

40. Ответ на обращение Джафаровой О.В. 16.12.2022 N2 Д-1377 РУФСБ РФ по Архангельской области, на основе дела П-15116

41. Памятная книжка Самарской губернии на 1916 год. Самара: Самарская губернская типография, 1916 г. 402 с.

42. Розалиев В.Ф. Современная подвижница. Схимонахиня Платонида. (ум. 14 дек. 1886 г.): С прил. фотогр. снимка / Сост. прот. Василий Розалиев. 2-е изд. Владикавказ: Типолит. Просвирнина, 1899. 47 с.

43. Салтыкова В.В. История тебя. Восстанови родословную с XVII века. М.: ACT, 2021. 496 с.

44. Самуилова Н.С., Самуилова С.С. Отцовский крест. Жизнь священника и его семьи в воспоминания дочерей. 1908-1931. М.: Никея, 2014. 880 с.

45. Сергий, Патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иван Николаевич) // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/50857.html (дата обращения: 28.12.2023)

46. Тальков И. Глобус. URL: https://lyricsworld.ru/lyrics/Igor-Talkov/Globus-1862. htmlhttps://lyricsworld.ru/lyrics/Igor-Talkov/Globus-1862.html дата обращения: 31.12.2023

47. Тарабукина A.B. Мировоззрение «церковных людей» в массовой духовной литературе рубежа XIX-XX веков // Традиции в фольклоре и литературе. СПб: Академическая гимназия СПбГУ, 2000. С. 33-71.

48. Тарабукина A.B. Фольклор и культура церковного круга. Автореферат: дис____канд.

филолог, наук. СПб, 1999.17 с.

49. ТеодоровичМ.И. История Саратовского Мариинского института благородный девиц. 1854-1916. Саратов: Типография губернского земства, 1916. URL: https:// www.personalhistory.ru/papers/705.htm дата обращения: 30.12.2023).

50. Тихон, Патриарх Московский и Всея Руси (Белавин Василий Иванович) // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/671310.html (дата обращения: 28.12.2023).

51. Февраль // ГБУК «Калининградская областная научная библиотека», код доступа: https://lib39.ru/kray/history/modern_calendar/2011/02.php (Дата обращения: 22.12.2023)

52. Филатов B.C. // База данных за Христа пострадавших. URL: http://martyrs.pstbi.ru/ bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans дата обращения 28.12.2023

53. Христос в Хакасии // Советская Сибирь. 08.09.1926 // ГАКК. Ф. П-42. Оп. 11. Д. 165, л. 4.

54. ЦГА Москвы Ф. 363. Оп. 3. Д. 493.

55. ЦГА Москвы Ф. 4590. Оп. 14. Д. 87, л. 48 об.

56. ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 68.

57. Зппле Н. Неудобное прошлое: память о государственных преступлениях в России и других странах. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 576 с.

Olga Rodionova,

PhD in Cultural Studies, Associate Professor at the Faculty of Management of Socio-cultural Projects of the Moscow School of Social and Economic Sciences (Moscow), olgavrodionova@yandex. ru.

Life and fate of popish children: the genealogical aspect of everyday culture

The purpose of this article is to try to highlight the meaning-forming elements of the life-creation on the basis of biographical studies of several representations of the priests families of Kustodiyevs, Lyubars, and Rozaliyevs in the period from 1840s to 1930s.

Keywords: history of everyday life; spiritual estate; estates in Russia; genealogical research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.