Научная статья на тему 'Жизнь и мученическая кончина протоиерея Михаила Лисицына(1862-1918 гг. )'

Жизнь и мученическая кончина протоиерея Михаила Лисицына(1862-1918 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ ЛИСИЦЫН / ARCHPRIEST MICHAEL LISITSYN / НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ / NEW MARTYRS AND CONFESSORS / РЯЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / RYAZAN THEOLOGICAL SEMINARY / СТАНИЦА УСТЬ-ЛАБИНСКАЯ / UST-LABINSKAYA VILLAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Линник П. С.

В статье рассматривается подвиг священномученика 20 столетия протоиерея Михаила Лисицына. Приводятся краткие биографические сведения. Подробно описывается учеба о.Михаила в семинарии, а также служение во Владикавказской, Ставропольской, Екатеринодарской епархиях и Усть-Лабинцкой станице. Приводится информация о мученической кончине о. Михаила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The life and martyrdom of Archpriest Michael Lisitsyn (1862-1918)

The article describes a feat of Michael Lisitsyn a Holy Martyr of the 20th century. A brief biographical information is given. It is described in detail study of fr. Michael in the seminary, as well as his ministry in Vladikavkaz, Stavropol, Ekaterinodar dioceses and Ust-Labintskaya village. Information about martyrdom of fr. Michael is given.

Текст научной работы на тему «Жизнь и мученическая кончина протоиерея Михаила Лисицына(1862-1918 гг. )»

1. Блаженнейший митрополит Христофор: Все больше людей в Чехии и в Словакии отдают предпочтение Православной Церкви. [Электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1630041.html (дата обращения: 01.10.2015)

2. Каретникова М. С., проф. Протестантизм. [Электронный ресурс] URL: http://www.kingdomic.com/Books/Protestantism/01.htm (дата обращения: 01.10.2015)

3. Святитель Николай Сербский (Велимирович). Национализм святого Саввы. [Электронный ресурс] URL: http://www.3rm.info/32256-nacionalizm-svyatogo-savYy-svyatitel-nikolay-serbskiy-velimirovich.html (дата обращения: 01.10.2015)

4. Хомяков А. С. Сочинения. Т.2. — М.: Издательство «Медиум», 1994. - 320 с.

Жизнь и мученическая кончина протоиерея Михаила Лисицына

(1862-1918 гг.)

УДК 26/28

Линник Павел Сергеевич, ассистент кафедры миссиологии Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород pavel.linn@ya.ru

Аннотация. В статье рассматривается подвиг священномученика 20 столетия протоиерея Михаила Лисицына. Приводятся краткие биографические сведения. Подробно описывается учеба о.Михаила в семинарии, а также служение во Владикавказской, Ставропольской, Екатеринодарской епархиях и Усть-Лабинцкой станице. Приводится информация о мученической кончине о. Михаила.

Ключевые слова: протоиерей Михаил Лисицын; новомученики и исповедники Российские; Рязанская духовная семинария; станица Усть-Лабинская.

The life and martyrdom of Archpriest Michael Lisitsyn (1862-1918)

Linnik Pavel S., assistant of the department of missiology of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation)

Russia, Belgorod pavel.linn@ya.ru

Annotation. The article describes a feat of Michael Lisitsyn - a Holy Martyr of the 20th century. A brief biographical information is given. It is described in detail study of fr. Michael in the seminary, as well as his ministry in Vladikavkaz, Stavropol, Ekaterinodar dioceses and Ust-Labintskaya village. Information about martyrdom of fr. Michael is given.

Key words: Archpriest Michael Lisitsyn; new martyrs and confessors; Ryazan Theological Seminary; Ust-Labinskaya village.

В Русской Православной Церкви работа по изучению жизни священнослужителей и мирян, пострадавших в годы революции и советской власти, продолжается уже много лет. Осознание необходимости такой работы происходит, прежде всего, из христианского чувства благодарности тем, кто был «верен до смерти» (Откр. 2:10), и не отрёкся от любви к Богу и Его Церкви. К настоящему времени проведено много исследований в этой области, были собраны материалы по тысячам пострадавших. Однако жизнь прот. Михаила Лисицына до сих пор остается малоизученной. Довольно скудные сведения о нём в печати присутствуют всего в нескольких статьях.

Прот. Михаил был потомственным священником. По крайней мере, известно, что его отец, прот. Михаил Кондратьевич Лисицын, и дед были священниками. В 1860 году Михаил Кондратьевич Лисицын окончил Рязанскую духовную семинарию по первому разряду. В 1860 году был рукоположен в сан священника к Преображенской церкви с. Екшур Рязанского уезда, расположенной в 50 верстах на северо-восток от Рязани на реке Пра.

Свящ. Михаил Кондратьевич «поведения весьма хорошего, судим и штрафован не был»1. На его попечении приходилось 11 деревень с 202 дворами, в которых 844 мужчин и 934 женщин. Интересно, что из 3946 человек, приписанных к церкви с. Екшур в 1860 году знающих грамоту было 28 . Всё время своего служения в селе Екшур до 1868 г. прот. Михаил со своей семьёй жил «в доме сиротствующего семейства умершего священника

-5

Писарева» . Жена о. Михаила, Ксения Петровна Мизерова, 1844 г. р., тоже из священнического рода, в клировых ведомостях характеризовалась как поведения «весьма хорошего и честного»4. На содержании прот. Михаила находился десятилетний племянник Александр и «бывшего в сем селе умершего пономаря дети: Евдокия, Мария и Анна Дмитриевы (12, 10, 9 лет)»5.

1 ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 8.

2 Там же.

3 ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 15. Л. 500.

4 ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 16. Л. 317.

5 ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 15. Л. 504.

Михаил Михайлович Лисицын родился 19 октября 1862 г. 21 октября над ним было совершено Таинство Крещения. В 1868 г. свящ. Михаил Кондратьевич Лисицын переведён в Никольский храм с. Ершово Рязанского уезда. Прослужив здесь менее двух лет, он 19 января 1870 г. скончался от простуды.

Овдовевшая Ксения Петровна с тремя детьми, Михаилом, Александром и Клавдией, осталась жить в с. Ершово на попечении свящ. Павла Крылова6. Из Рязанского духовного попечительства она получала пособие на несовершеннолетних детей с 1871 г. до 1877 года по 12 руб. в год и по 6 руб. с 1877 до конца 1879 г. И только с поступлением младшего сына Александра в Рязанское духовное училище в 1879 году выдавать пособие перестали. В клировой ведомости указано, что дети Ксении Петровны

п

Михаил (18 лет) и Александр (13 лет) «оба поведения скромного» .

Михаил Михайлович Лисицын поступил в 1-е Рязанское Духовное Уездное Училище в 1877 г. За годы его учёбы в Духовном Училище никаких сведений не сохранилось. Судя по всему, он учился хорошо, так как после окончания Училища по первому разряду в 1877 году поступил на казённое содержание в Рязанскую духовную семинарию.

Это период, когда в управлении семинариями действует устав 1867 г., результатом чего стала их постепенная либерализация. Многие семинаристы перестают принимать церковные догматы и нормы, склоняются к материализму или гностицизму. Только треть выпускников семинарий становились церковнослужителями или поступали в духовные академии. В этой ситуации вместе с отрицательными были и положительные стороны, так как «Русская Церковь от проведенных преобразований, скорее, выиграла, чем проиграла: в Церкви остались люди с твердыми убеждениями, сделавшие

о

осознанный выбор церковного служения» . Рязанская семинария не отличалась яркой революционной настроенностью. За период 1870-1880-х гг. в ней не произошло ни одного восстания, не было замечено активного участия семинаристов в революционной деятельности.

По сравнению с более ранним периодом в результате введения Устава 1867 г. число учеников семинарии уменьшилось. Численность воспитанников РДС за время учёбы Михаила Лисицына с 1877 по 1883 годы колебалась от 574 — в 1877 году до 707 — в 1883 году, число преподавателей с 15 до 249. К воспитанникам предъявлялась высокая требовательность. В учебном процессе поддерживался дух соревнования. Экзамены проходили два раза в год, и по их результатам составлялись разрядные списки. Существовало три разряда. Учеников, сдавших экзамен по 1 -му и 2-му разрядам, переводили в следующий класс, а сдавших по 3-му разряду оставляли на повторное обучение либо отчисляли.

6 ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 27. Л. 15 об.

7 ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 23. Л. 15 об.

8 Сушко А. В. Духовные семинарии в пореформенной России (1861-1884).- СПб., 2010. - С. 209.

9 Там же, С. 83.

В обязательном порядке для семинаристов проводились занятия по пению. Кроме того, желающих учили игре на музыкальных инструментах, поэтому в семинарии был большой хор и оркестр. Важной частью жизни семинарии были диспуты, причём публичные проводились четыре раза в год, а частные каждую субботу. Для частных диспутов выступления готовились на латинском языке, а для публичных — на русском и латинском.

Управлял семинарией ректор в сане архимандрита, который был одновременно настоятелем Спасского или Троицкого монастыря г. Рязани. Сам процесс учебы контролировали инспекторы, которые преподавали и духовные, и светские дисциплины. «Ежедневно (кроме воскресенья) семинаристы занимались по 6 часов. Нерадивых и ленивых не щадили, применяя к ним различные методы воздействия и наказания. Широко распространено было написание оригинальных сочинений и стихов. Ежегодно проводились своеобразные конкурсы, а победителей награждали редкими и дорогими книгами» 10 . Но, вместе с этим, обеспечение казённокоштных воспитанников оставляло желать лучшего, так как «по крайней ограниченности окладов <...> стол их не отличался ни доброкачественностью, ни довольством, ни разнообразием своим»11.

За время учебы о. Михаила в семинарии сохранились классные журналы, ведомости с годовыми баллами, кондуитные книги и аттестат. Из шести лет обучения первые два года он обучался в параллельном классе, а с третьего был переведён в нормальный класс12.

В ведомостях с годовыми баллами учеников семинарии имеются оценки Михаила Лисицына по поведению: 1 класс — 5, со второго по пятый — 4, шестой — 5. Оценки по поведению, указанные в аттестате, несколько отличаются: первые три курса — 5, три последние — 4.

За четвёртый и пятый классы обучения Михаила Лисицына сохранились кондуитные книги, содержание которых в основном касается сведений о пропусках учебных занятий воспитанниками семинарии. Записи велись на листах без полей, причём на одной странице размещалось по три фамилии учащихся, под которыми в течение учебного года производились заметки о нарушениях поведения. В кондуитной книге за 1880-1881 гг. сохранились такие записи: «Михаил Лисицын. Несколько раз мешал заниматься своему товарищу — Тацитову Н., который вынужден был принести на него жалобу. Замечен в неисправном хождении на уроки. 14 января не был на молитве; в январе опустил 1 урок без уважительной

13

причины» .

За 1881-1882 учебные годы записано: «В сентябре месяце неисправно ходил в класс. В октябре замечен в том же. В ноябре и декабре замечен в том

10 Сушко А. В. Духовные семинарии в пореформенной России (1861-1884).- СПб., 2010. - С. 85

11 Там же, С. 89.

12 В дореволюционной системе семинарского образования было разделение на нормальный, параллельный и параллельно-епархиальный классы. В нормальном классе учились воспитанники, получившие первый разряд. В параллельном — получившие второй разряд. В параллельно-епархиальном классе, соответственно, имеющие третий разряд.

13 ГАРО. Ф. 634. Оп. 1. Д. 97.

же. В январе и феврале месяцах неисправно ходил на уроки и позволял себе

14

ходить в трактирные заведения»14.

Говоря в целом о семинарии, среди нарушений дисциплины чаще всего встречаются такие: «находился в спальне во время урока», «неисправно ходил на уроки», «пришел в корпус в 12 часов ночи», «был замечаем в курении табака», «не был на вечерней молитве», «опускал уроки без уважительной причины», «нескромно держал себя в классе», «ушел из церкви, не дождавшись конца службы», «не бывал часто в квартире», «отказался дежурить по кухне», «уходил из квартиры без росписи в квартирном журнале», «поздно встает на утреннюю молитву».

Есть также интересные записи: «Кедров Сергей — 15 февраля при отпуске воспитанников хотел обмануть инспектора фальшивой телеграммой, чтобы прежде отпуска уплыть», «Дручанов Александр — отпрашиваясь на масляницу раньше срока, представил фальшивое письмо», «Тардов Александр 8 ноября сделал ослушание, соединенное с форсом во время всенощной», «Соколов Сергей — не желая дождаться баньщика залез на крышу бани и чрез слуховое окно проник в баню, чем подал повод и другим товарищам», «Гиацинтов Сергий — при выходе наставника из класса произвел крик, похожий на крик козла, в чем сознался», «Гривцев Михаил — несмотря на неоднократные замечания не носить длинные волосы, продолжал носить и остригся только тогда, когда угрожали ему наказанием, дрался в классе с Карташевым и не хотел сознаться».

В конце учебного года учащимся выводилась сумма баллов. В третьем классе у Михаила Лисицына сумма баллов составляла 91/2. При этом минимальная сумма у учащихся класса была 72/ балла, максимальная 134 балла. За четвёртый класс 76 / баллов (при мин. 61 балле и макс. 117/ баллов). За 5 класс 121/ (при мин. 99/ и макс. 176/). За 6 класс 144 (при мин. 93 и макс. 180).

Михаил Лисицын окончил семинарию в июле 1883 г., откуда уволен с аттестатом 11-го разряда15.

В аттестате содержатся оценки по 23-м предметам семинарского курса. Оценка хорошо (3) стоит по предметам: «немецкий язык», «церковное пение», «физика и космография», «литургика», «общая церковная история», «математика», «психология». Оценку очень хорошо (4), имели предметы: «изъяснение Священного Писания», «история Русской Церкви, «основное богословие», «догматическое богословие», «нравственное богословие», «практическое руководство для пастырей», «гомилетика», «русская словесность», «история русской литературы», «всеобщая гражданская история», «русская гражданская история», «логика», «обзор философских учений», «педагогика», «латинский язык», «учение о русском расколе»16. Оценка отлично хорошо (5) имелась только по греческому языку.

14 ГАРО. Ф. 634. Оп. 1. Д. 97.

15 ГАРО. Ф. 634. Оп. 1. Д. 78. Л. 334.

16 Там же.

Таким образом, учитывая, что оценка 3 в то время имела положительный характер, можно сделать вывод, что в целом успехи Михаила Лисицына в учёбе были средними. Кроме того, в разрядных списках, где содержались в числе прочего и задолженности воспитанников, не было упоминаний о долгах Михаила Лисицына по предметам или назначении повторных экзаменов.

Каждому воспитаннику семинарии по окончании обучения необходимо было принять священный сан или устроиться работать сельским учителем, о чём специально делалась запись в аттестате: «В случае непоступления его, Михаила Лисицына, на службу по Духовному Ведомству или на учебную службу в начальных народных школах, согласно ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 16 Апреля 1869 г. журналу Присутствия по делам Православного Духовенства, обязан возвратить Семинарскому Правлению сумму, употребленную на его содержание в Семинарии с 12-го сентября 1877 года по 1-е июля 1883 года в количестве пятисот двадцати двух рублей двадцати пяти копеек. Гражданское начальство, в ведении которого он будет находиться, имеет право побудить его, Лисицына, к

17

упомянутой уплате...» .

С 1 сентября 1883 г. Михаил Лисицын работал «учителем и

преподавателем Закона Божьего в сельской школе деревни Задней-Пилевой

18

Рязанского уезда» . 27 июля 1885 года архиепископом Феоктистом (Поповым) рукоположен с назначением вторым священником Троицкой церкви с. Катина19. Троицкий храм с колокольней построен в 1862 г. из кирпича и покрыт железом. Из трёх престолов главный во имя Живоначальной Троицы, правый придел святителя Николай Чудотворца, левый — во имя Покрова Божией Матери. Оклада на содержание священнослужителей не полагалось, и не было церковно-приходской школы20, поэтому здесь, в отличие от последующих мест служения, он не занимался учительской деятельностью.

Собственного дома у семьи о. Михаила не было. Его жена Евдокия Ивановна, 1865 г. рождения, поведения «честного». Поведение о. Михаила на 1894 год (девятый год священнической службы) отмечено как «отлично хорошее». За время служения в Рязанской епархии у них родились двое

91

детей: Наталья — 1887 г. и Василий — 1891 г. В с. Катино о. Михаил служил с 27 июля 1885 г. по февраль 1895 г.

Служение во Владикавказской епархии

В феврале 1895 г. свящ. Михаил Лисицын по прошению определен в Крестовоздвиженский храм станицы Кисловодской Владикавказской епархии. В июне того же года он начинает заниматься вопросом расширения Крестовоздвиженского храма, сооружения деревянной пристройки,

17 ГАРО. Ф. 634. Оп. 1. Д. 78. Л. 334.

18 ГАРО. Ф. 634. Оп. 1. Д. 79. Л. 97.

19 ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 41. Л. 266 об.

20 ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 41. Л. 265 об. - 266.

21 ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 41. Л. 265 об. - 266.

необходимой для вмещения всех прихожан. Составленные им письма к правящему архиерею, архиепископу Владикавказскому Владимиру, содержат

просьбы от лица клириков и прихожан благословить дело расширения храма

22

и разрешить использовать на это храмовые деньги . Прошение, по-

23

видимому, было удовлетворено, и был составлен план пристройки .

Сохранилось ещё одно письмо, написанное о. Михаилом в Духовную Консисторию 23 января 1896 г., где сообщается о предоставлении приходом деловой книги во исполнение архиерейского постановления.

В августе 1895 г. умерла мать прот. Михаила, Ксения Петровна Лисицына. В это же время о. Михаил становится законоучителем в станичной и церковно-приходской школе станицы Кисловодской.

О проповеднических трудах о. Михаила сохранилась лишь одна заметка от 1 января 1898 г. с кратким разбором его бесед: «В тетради свящ. Лисицина — 14 бесед, из них в десяти идет изъяснение молитвы Господней, две общего характера - о почитании св. икон и об ангелах, и две последние представляют собою вступительные беседы к объяснению Символа Веры — о религиозных заблуждениях и о законных пастырях как богопоставленных учителях. Каждая беседа проповедника состоит из двух частей, — объяснения прошений молитвы Господней и затем нравственного наставления применительно к пониманию и потребностям слушателей; здесь проповедник пользуется случаем обратить внимание слушателей на замечаемые у них недостатки (по этому плану составлены и остальные поучения). Такой план бесед находит свое полное оправдание в цели пастырской проповеди и потому является совершенно правильным. Прошения изъяснены согласно с учением Православной Церкви; содержание их раскрыто по возможности со стороны тех потребностей и нужд, какие являются наиболее общими и понятными для жителей станицы; благодаря этому, поучения являются жизненными и должны оказать доброе влияние на

24

слушателей. Священник Александр Малиновский»24.

За 11 лет священнического служения в ст. Кисловодской прот. Михаил получает ряд церковных наград. 1 января 1898 г. награждён набедренником. 22 августа 1899 г. «за усердное и аккуратное исполнение законоучительских обязанностей» в Кисловодской станичной школе выражена благодарность и архипастырское благословение со внесением в послужной список. 1 декабря 1900 г. преподано архипастырское благословение и благодарность за труды и заботы по постройке здания церковно-приходской школы ст. Кисловодской. 28 января 1902 г. «за усердное и ревностное пастырское служение» награжден скуфьёй, а также Святейшим Синодом награждён Библией за ревностные труды и заботы и воспитание детей-учеников церковно-приходской школы в духе религиозности. 10 марта 1905 г. за труды и заботы в деле школьного

22 ЦГАРСО-А. Ф. 143. Оп. 2. Д. 73. Л. 2.

23 ЦГАРСО-А. Ф. 143. Оп. 2. Д. 73. Л. 10.

24 Владикавказские Епархиальные Ведомости. - 1898. - № 1. С. 55-56.

образования и строительства выражена благодарность и преподано благословение. 6 мая 1906 г. Святейшим Синодом награждён камилавкой.

О. Михаил состоял членом благочиннического Совета 20-го округа Владикавказских церквей по Пятигорскому благочинию в должности товарища председателя25.

В августе 1906 г. прот. Михаил по прошению перемещён к Орбельяновскому молитвенному дому Владикавказской епархии, а с 1 сентября 1906 г. начал законоучительскую деятельность в Орбельяновском училище.

Служение о. Михаила в Ставропольской и Екатеринодарской епархии

В декабре 1907 г. прот. Михаил по прошению перемещён в село Александровское Александровского уезда Ставропольской губернии 26 . Михаило-Архангельский храм был построен из кирпича и имел два престола: главный во имя Архистратига Михаила и в правом приделе во имя блгв. кн. Александра Невского. Согласно штату в нём служило 3 священника. В приходе Михаило-Архангельского храма числилось 1450 хозяйств, в которых 6209 мужчин и 6079 женщин.

У священников храма было довольно широкое поле образовательной деятельности. Так, в 1911 году к приходу причислялись четыре церковно -приходских школы, одно двухклассное и пять одноклассных училищ Министерства Народного Просвещения и частная смешанная Прогимназия (училище 2-го разряда). На содержание всех школ выделялось от церкви 100 руб. и «натурой от общества 100 руб.». В церковно-приходских школах на

27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1911 год обучались 101 мальчик и 72 девочки .

Материальное положение о. Михаила здесь было хорошим. В кондуитной книге зафиксировано, что «священник Михаил Лисицын жалованья из казны не получает, а из братских доходов до 1400 р. в год; от

аренды причтовой земли получает 578р. 52 коп., и за законоучительские

28

обязанности 250 руб.» . Сын прот. Михаила Василий учился в Пятигорской мужской гимназии, дочери Серафима и Вера учились в Ставропольском Епархиальном женском училище.

С 15 января 1908 г. о. Михаил назначен законоучителем во 2-е училище с. Александровское. Он состоял членом-делопроизводителем и казначеем Александровского отделения Ставропольского Епархиального училищного Совета. В документах Совета имеется лишь одно событие, связанное непосредственно с ним, где на заседании Отделения рассматривается просьба выделить средства на покупку дров для отопления

29

канцелярии29.

25 ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1045. Л. 8 об.

26 ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1045 Л. 9.

27 ГАСК. Ф. 135. Оп. 69. Д. 999. Л. 16.

28 ГАСК. Ф. 135. Оп. 8. Д. 620. Л. 7.

29 ГАСК. Ф. 306. Оп. 1. Д. 144. Л. 5. об - 6.

Осенью 1911 г. на епархиальном совете обсуждался вопрос реформы Братской (другое название — эмеритальной) кассы, которая служила для помощи нуждающимся священнослужителям епархии и их родственникам. В журналах Совета сохранилась запись, положительно характеризующая о. Михаила: «Горячий протест высказан священником 10 округа Ставропольской губернии, Лисицыным, против требования от иноепархиального духовенства, переходящего на службу в Ставропольскую епархию, делать непосильные взносы за все годы прежней службы, и он убеждён, что, если иноепархиальным священнослужителям так затрудняется доступ в Братскую Кассу, то, по крайней мере, следует их осиротевшим семействам выдать ту сумму, какая падает на их долю из субсидии от

30

свечного завода» .

Период служения в станице Усть-Лабинской

25 июня 1912 г. по прошению, резолюцией архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафадора, прот. Михаил Лисицын направлен в станицу Усть-Лабинскую для священнического служения в Николаевской церкви. Свято-Никольская войсковая казачья церковь, разрушенная впоследствии в 1935 году, располагалась на месте ныне существующего городского парка и построена в 1862 году «тщанием прихожан». По штату положено было три священника, два дьякона и три псаломщика. Сумма годовых кружечных доходов храма в 1916 г. составляла 8137 р. 80 к., сумма аренды за причтовую землю 2311 руб. В 1916 году в ст. Усть-Лабинской числилось 802 % дворов, в которых 3223 мужчин и 3552 женщин.

При церкви состояло 220 десятин пахотной земли. В 1908 году, по распоряжению Ставропольской Духовной Консистории, вся земля разделена была на три штата, причем каждый священник получал по 42 десятины, диакон 31 десятину, и каждый псаломщик по 21 десятине.

На церковной территории дома для священников не было. Небольшое здание с двумя комнатами служило сторожкой. В другом деревянном здании располагалась церковная канцелярия с библиотекой. Одна большая комната

31

служила крестильней в холодное время года и читальней для народа31 . К Никольской церкви был приписан станичный храм Святой Троицы и домовая церковь во имя свт. Алексия Митрополита Московского.

В ст. Усть-Лабинской находилось две церковно-приходских школы, одна из которых располагалась в общественном доме и получала содержание от общества 480 руб. и от храма 100 руб. В 1916 году в ней обучался 1 мальчик и 153 девочки. Вторая церковно-приходская школа находилась в сторожке Троицкой церкви. На её содержание отчислялось от Екатеринодарского отделения Ставропольского Училищного Совета 360

32

руб., от церкви 100 руб.32 В 1916 году в ней обучались 28 мальчиков и 8 девочек.

30 Ставропольские Епархиальные Ведомости. - 1911. - № 46. - С. 295.

31ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1045. Л. 9.

32ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1045. Л. 8 об.

Помимо прот. Михаила Лисицына, в храме служили священники Иоанн Сальский и Алексий Богданов — благочинный 12-го Усть-Лабинского округа.

Свято-Никольский храм славился своим хором, который несколько раз приглашали выступать в столицу Кубанского Края в Кубанский войсковой певческий хор. Судя по всему, эта заслуга принадлежит регенту хора, Стефану Иосифовичу Волику, бывшему вместе с этим и школьным учителем пения. Об этом говорит и то, что епархиальный наблюдатель в отчете за 1910-1911 гг. отметил выдающиеся успехи по пению в Усть-

33

Лабинской школе33.

Отец Михаил с 16 сентября 1912 г. преподавал Закон Божий в двухклассном и одноклассном Министерских училищах. С 15 октября 1913 г. начал преподавать Закон Божий в 1 -м Высшем одноклассном Министерском станичном училище. С 6 ноября 1914 г. назначен заведующим 2-й Усть-Лабинской церковно-приходской школы.

В Ставропольских Епархиальных Ведомостях отмечен факт успешной миссионерской деятельности о. Михаила: «Священником ст. Усть-Лабинской Михаилом Лисициным, 30 сентября 1913 г., присоединены к православию, от старообрядчества: австрийской лжеиерархии — казак сей станицы Никита Давидов Водолазов, 18 лет, и австрийскаго толка — казачка сей станицы Параскева Михеева Юдина, 18 лет»34.

В эти годы о. Михаил получает медали в память Императора Александра III, Общества Красного Креста, в память 25-летия церковноприходских школ и в память 300-летия царствования Дома Романовых.

По воспоминаниям своего правнука, Геннадия Анатольевича Лисицына, о. Михаил пользовался большим авторитетом и всеобщим уважением у станичников и казачества.

Мученичество

В феврале 1918 г. в ст. Усть-Лабинскую прибыла группа большевиков. В метрической книге Свято-Никольского храма они записаны как большевики, но, более вероятно, что это были бандиты, назвавшиеся большевиками. В это время на Кубани ещё не было централизованной советской власти. Их целью была расправа над священниками и грабеж. Судя по всему, прот. Михаил был предупреждён об опасности, но прятаться не стал.

-з с

26 февраля 1918 г. о. Михаил был «арестован»35. «Перед убийством ему накинули на шею петлю и водили по станице, глумились и били его, так что под конец он уже сам, падая на колени, молил поскорее с ним покончить»36. Из воспоминаний известно, что мучители отрубили прот. Михаилу пальцы правой руки, чтобы он не смог совершать крестное

33 Отчет Епархиального наблюдателя о состоянии в учебно-воспитательном отношении церковноприходских школ Ставропольской епархии за 1910-11 учебный год.

34 Ставропольские Епархиальные Ведомости. - 1914. - № 1. - С. 6.

35 ГАКК. Ф. 396. Оп. 5. Д. 424. Л. 394-396.

36 Красный террор в годы Гражданской войны. / Под ред. Ю. Фельштинского. - М., 2004.- С. 76

знамение, требовали отречься от православной веры, отдать церковную утварь из Свято-Никольского храма. После трёхдневных издевательств и мучений, с пятницы по воскресенье, его расстреляли на Войсковой площади в ста метрах от Свято-Никольского храма. «Когда тело его было найдено,

37

то на нем оказалось более 10 ран, голова была изрублена в куски» . Есть сведения, что один из большевиков при этом сошел с ума. Евдокии Ивановне Лисицыной, жене прот. Михаила, пришлось заплатить 600 рублей, чтобы ей

38

разрешили его похоронить38.

Относительно точной даты смерти о. Михаила ещё нет однозначного

39

ответа. В книгах «Красный террор в годы Гражданской войны»39 и «Новые мученики Российские»40 указывается, что о. Михаила мучили с пятницы по воскресенье и убили 22 февраля. Метрическая книга Свято-Никольского храма содержит дату смерти 26 февраля. Другие данные говорят об аресте 22 февраля и казни 25 февраля41. Если признать верными сведения, что о. Михаил был убит в воскресенье, то остаются две возможные даты: по старому стилю воскресенье в 1918 году выпадало на 25 февраля (10 марта н. ст.), по новому — на 24 февраля (11 февраля ст. ст.).

Ночные похороны проходили тайно на станичном кладбище. Отпевание совершали клирики Никольского храма. Впоследствии, после освобождения от большевиков, останки его были перезахоронены на церковном кладбище на территории Никольского храма. С уничтожением храма в 1935 году было уничтожено и кладбище, из-за чего место захоронения прот. Михаила можно назвать лишь предположительно.

В священническом сане о. Михаил прослужил 33 года. 1 ноября 1981 г. Архиерейский собор РПЦЗ канонизировал в числе прочих новомучеников и прот. Михаила Лисицына. В Русской Православной Церкви в настоящее время идет сбор документов для последующего рассмотрения вопроса о его канонизации.

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

Литература

Владикавказские Епархиальные Ведомости. — 1898. — № 1. ГАКК. Ф. 396. Оп. 5. Д. 424. Л. 394-396. ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 15. Л. 500.

ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д

15. Л. 504.

16. Л. 317. 23. Л. 15 об.

41. Л. 265 об. - 266. 8.

ГАРО. Ф. 634. Оп. 1. Д. 55.

37 Там же. С.78.

38 Там же. С.76.

39 Там же. С. 49.

40 Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. // http://www.paraklit.Org/eres/MP/Poljskiy.Novie_mucheniki_Rossiyskie.t.1.htm

41 ГАКК. Ф. 396. Оп. 5. Д. 424. Л. 394-396.

Параклит ХЦ. ШЬ:

10. ГАРО. Ф. 634. Оп. 1. Д. 78. Л. 334.

11. ГАРО. Ф. 634. Оп. 1. Д. 79. Л. 97.

12. ГАСК. Ф. 135. Оп. 69. Д. 999 Л. 16

13. ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1045 Л. 9

14. ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д.1045. Л. 8 об.

15. ГАСК. Ф. 135. Оп. 8. Д. 620. Л. 7

16. ГАСК. Ф. 306. Оп. 1. Д. 144. Л. 5. об - 6

17. Красный террор в годы Гражданской войны / Под ред. Ю. Фельштинского. — М.: ТЕРРА, 2004. - 512 с.

18. Отчет Епархиального наблюдателя о состоянии в учебно-воспитательном отношении церковно-приходских школ Ставропольской епархии за 1910-11 учебный год.

19. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. // Параклит ХЦ. URL: http://ww.paraklit.org/eres/ MP/ Poljskiy.Novie_mucheniki_ Rossiyskie.t. 1.htm

20. Ставропольские Епархиальные Ведомости. — 1911. — № 46.

21. Ставропольские Епархиальные Ведомости. — 1914. — № 1.

22. Сушко А. В. Духовные семинарии в пореформенной России (1861-1884). — СПб.: СПбГМА им. И. И. Мечникова, 2010. — 256 с.

23. ЦГАРСО-А. Ф. 143. Оп. 2. Д. 73. Л. 10.

К вопросу об языковой картине мира как когнитивно-дискурсивном феномене

УДК 26/28

Полетаева Татьяна Александровна, кандидат философских наук, заведующая отделом образования и документоведения, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород polet_ta@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается развитие идеи о влиянии языка на образ мышления в трудах В. фон Гумбольдта, Э. Сепира, Ф. Боаса, Б. Уорфа. Анализируются различия языковой и научной картин мира. Автор описывает концептуализацию термина «языковая картина мира» Л. Вайсгербером. Делается вывод о том, что можно говорить о языковой картине мира той или иной мировой религии или религиозной конфессии.

Ключевые слова: картина мира; гипотеза Сепира-Уорфа; языковая картина мира; научная картина мира; когнитивно-дискурсивный феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.