УДК 75.042(470)
DOI: 10.28995/2686-7249-2024-2-154-164
Животные Крайнего Севера в работах художника А.А. Борисова
Мария С. Лютаева Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, Россия, liutaeva@yandex.ru
Аннотация. Предметом данного исследования являются изображения животных в работах русского художника А.А. Борисова, сопоставленные с письменно зафиксированными наблюдениями этого автора. В области живописи получили известность его пейзажи, выполненные на пленэре в условиях низких температур, зарисовки жизни ненцев, изображения святилищ и северных поселений, привезенные из экспедиций (1894-1901). В контексте этих работ можно выявить особое художественное видение животных Арктики. Это точка зрения академического живописца-исследователя, принадлежащего к христианскому вероисповеданию, т. е. стороннего наблюдателя из другой культурной среды, стремящегося дать образный и понятный язык описания Русского Севера. В статье анализируются изображения и описания оленя, собаки и белого медведя, представленные в творчестве художника, проводится их сопоставление с фольклорной традицией ненцев. В качестве заинтересованного путешественника А.А. Борисов демонстрирует альтернативный взгляд, противоположный распространенному в его время мнению о ненцах как «диком» и «глупом» народе. Художник представляет свой подход к изображению уникальной кочевой северной культуры. Животные, с одной стороны, вербально описываются в фокусе утилитарного, выгодного, рационального, однако, с другой - в визуальном материале отражается внимательное, чуткое отношение к ним как к части суровой, таинственной, но по-своему прекрасной северной природы, неотъемлемой составляющей ненецкой повседневности. Изображения животных в контексте формирования российской программы освоения северных территорий в начале XX в., помимо фактического свидетельства, выполняют роль маркирования их как достояния нашего мира и визуального символа.
Ключевые слова: А.А. Борисов, Русский Север, ненцы, животные в живописи, олень, собака, белый медведь
© ^roTaeBa M.C., 2024
Для цитирования: Лютаева М.С. Животные Крайнего Севера в работах художника А.А. Борисова // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024. № 2. С. 154-164. DOI: 10.28995/2686-7249-2024-2-154-164
Animals of the High North in Borisov's painting
Maria S. Lyutaeva
Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia, liutaeva@yandex.ru
Abstract. The subject matter of the study is images of animals in the works of the Russian artist A.A. Borisov, compared with the written observations of that author. In the field of painting, his landscapes made in the open air at low temperatures, sketches of the life of the Nenets, images of sanctuaries and northern settlements brought from expeditions (1894-1901) gained world recognition. In the context of those works, one can identify a special artistic vision of the animals of the Arctic. It's the point of view of an academic painter-researcher belonging to the Christian denomination, i.e. an outside observer from a different culture, seeking to give a figurative and understandable language for describing the Russian North. The article analyzes the images and descriptions of a deer, a dog and a polar bear, presented in the artist's work, and matches them with the folklore tradition of the Nenets. As an interested traveler, A.A. Borisov demonstrates an alternative view, opposite to the popular opinion of his time about the Nenets as a 'wild' and 'stupid' people. The artist presents his approach to depicting the unique nomadic northern culture. Animals, on the one hand, are verbally described in a utilitarian, beneficial, rational focus, however, on the other hand, the visual material reflects an attentive, sensitive attitude towards them as part of the harsh, mysterious, but in its own way beautiful northern nature, an integral part of Nenets everyday life. Images of animals in the context of the formation of the Russian program for the development of the northern territories at the beginning of the 20th century, in addition to factual description, serve as marking them as an asset to our world and a visual symbol.
Keywords: A.A. Borisov, Russian North, Nenets, animals in painting, deer, dog, polar bear
For citation: Lyutaeva, M.S. (2024), "Animals of the High North in Borisov's painting", RSUH/RGGU Bulletin. "Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies" Series, no. 2, pp. 154-164, DOI: 10.28995/2686-72492024-2-154-164
Александра Алексеевича Борисова (1866-1934) заслуженно называли «первым живописцем русской Арктики», «художником вечных льдов», «русским Нансеном». Его творчество посвящено единственной теме - Русскому Северу, который он запечатлел в своих картинах, описывал в путевых заметках и исследовал, переживая о его повседневном бытии и социально-экономическом развитии. Творчество художника не только интересно северными пейзажами, выполненными на пленэре, но и исследовательскими материалами в области географии, этнографии и экономики. Его научно-исследовательский вклад отмечают П.В. Боярский [Боярский 2005, с. 92-95], Ю.И. Максимов и А.И. Кривичев [Максимов, Кривичев 2017, с. 79], А.С. Бородулина [Бородулина 2015, с. 84]. В XIX в. северные территории европейской части России становятся объектом политического и социально-экономического интереса, параллельно вызвав рост внимания к ним широкой общественности, воспринимаясь порой как экзотика. Как следствие, Русский Север стал притягателен для художников: на рубеже XIX-XX вв. «паломниками от искусства» здесь были В.М. и А.М. Васнецовы, А.Е. Архипов, И.Я. Билибин, К.А. Коровин, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В.В. Верещагин [Чуракова 2016, с. 236].
А.А. Борисов участвовал в качестве рисовальщика и фотографа в экспедициях Мурманского побережья (1884), на Новую Землю (1885), в последующих поездках 1886-1903 гг. (на Кольский полуостров, по Большеземельской тундре, на Новую Землю) он «проявил себя не только как художник, но и как этнограф, с интересом открывающий жизнь, традиции и культуру местного населения -самоедов» [Максимов, Мамбетова, Кривичев 2019, с. 28]. Итогом экспедиций стали многочисленные этюды, картины, опубликованные записи о путешествиях: «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» (1907), «В стране холода и смерти» (1909); научные работы о необходимости строительства железных дорог на север: «Великий Северо-Восточный путь. Великий речной путь из Сибири в Европу» (1910), «Обь-Мурманская железная дорога» (1915).
В фокусе нашего исследования - животные в творчестве этого замечательного художника. Рефлексия о животных актуальна не только в рамках экологически ориентированного мышления, но и позволяет «по-новому сформулировать проблему природы и культуры, характера самого знания, человеческого и его границ» [Петровская 2008, с. 4]. Изображения животных в русском искусстве были довольно распространены в картинах на темы охоты, в пейзажах, портретах и бытовых сюжетах, однако самостоятельное значение и ценность как центральный художественный объект они приобретают только в 30-х годах XX в., когда складывается
московская школа анималистики [Портнова 2009, с. 179]. В картинах А.А. Борисова, написанных в условиях полярного пленэра, животные (олени, собаки, медведи, тюлени и т. п.) выполняют как подчиненную функцию (деталь пейзажа, быта, повседневности, факт экспедиции), так и самостоятельную, что можно отнести к ранним примерам анималистической живописи.
Источниками выступили изобразительные и литературные работы А.А. Борисова, официальные сведения об Архангельской губернии того времени1, художественные сочинения и заметки его современников (К.Д. Носилова, К.Д. Ушинского), материалы по ненецкому фольклору [Пушкарева, Хомич 2001; Диксон 2017], современные критические материалы о ненцах и А.А. Борисове. В ходе анализа материала применялись подходы этнографического анализа текста и анализа различений (определение значимых семантических маркеров, явных и подразумеваемых оппозиций/ контрастов).
Характерными чертами изобразительного творчества А.А. Борисова считают реализм, объективность, ясность, достоверность, убедительность, правдивость, документальность [Аксенова 2021, с. 407]. Он был учеником И.И. Шишкина, которого молодые современники упрекали в фотографическом реализме, тиражировании одной темы, ремесленничестве и бездуховности [Кушнарев 2019, с. 34]. Однако согласно философии романтизма считается, что в природе проявляется возвышенное, идеальное, духовное, а в христианской аргументации, красота и гармония мира являются одним из ведущих доказательств существования Творца. Подобные высказывания встречаем и у А.А. Борисова, человека христианской
1 Свенске К.Ф. Новая Земля в географическом, естественно-историческом и промышленном отношениях / Сост. по поручению Рус. геогр. о-ва К<арл> Свенске. Санкт-Петербург: изд. на иждивение члена-соревнователя Рус. геогр. о-ва М.К. Сидорова, 1866. VI, 131 с.; Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. СПб.: Изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861-1885. [Вып.] 1: Архангельская губерния: ... по сведениям 1859 г. / Обраб. ред. Е. Огородниковым. СПб., 1861. XXIII, 131 с. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/12240-vyp-1-arhangelskaya-guberniya-po-svedeniyam-1859-goda-1861 (дата обращения 10.12.2023); Энгельгардт А.П. Русский Север: Путевые заметки. М.: ОГИ, 2009. 256 с.; Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской империи: из лекций по русскому государственному и административному праву. Одесса: Тип. «Техник», 1912. X, 258 с. URL: http://elib.shpl.ru/ru/ nodes/14539 (дата обращения 10.12.2023).
культуры, посвятившего всю свою жизнь и творчество единственной теме - Северу, как «дивному творению Бога». Природа «полярного мира» для Борисова: «мощная и таинственная», «необычайно красивая», «грозная», «молчаливая тайна», «мрачная», «полная своеобразной красоты»2, вызывает чувства нежности, грусти и покорности, ощущение непреклонной воли и силы, ее цветовые оттенки очень тонки, требуя передачи «десятой доли тона»3.
Художественные работы, в которых мы встречаем оленей - это «На Мурмане близ гавани» (1896), «Большеземельская тундра» (1898), «Олени на привале в большеземельской тундре» (1889), «Олень» (1903), «Олени» (1904). Можно обозначить общие черты, отличающие изображение этих животных: точная передача анатомии, фактуры и цвета шерсти, детальное изображение упряжи, нарт. Художник фиксирует характерные для оленей позы и свое впечатление от этих животных как части северной повседневности. Для Борисова все олени «типичные», «невероятно похожи один на другого: рога, морды, шерсть и т. д. у всех одни и те же». При этом художник приводит и точку зрения самоедов (так называли ненцев до 1930 г.). Как пишет художник, «самоед безумно любит оленя»4 и поэтому неразумно увеличивает численность стада. В представлениях ненцев олени («домашний олень» - «ты»; «дикий олень» -«илебць'»)5 тождественны жизни, а их стада - «синоним» счастья. Борисов подмечает, что самоеды всегда «повинуются инстинкту оленя», они прекрасно знают всех своих животных, несмотря на то, что в стаде более тысячи голов, остановки выбирают из соображения доступности пищи для оленей, ежедневно меняют их в упряжке, доверяют им поиск стойбища по «чумовому дыму» в случае непогоды6. Для Борисова олени - это в первую очередь ресурс, оленина, а также транспорт. Он постоянно приводит сведения о ценности/стоимости мяса и шкур в рублях, т. е. мыслит в различениях дешево/дорого, выгодно/невыгодно, разумно/неразумно. Современное ему оленеводство и меновую торговлю (особенно на водку - «отраву тундры») расценивает как неразумное, гибельно
2 Борисов А.А. У самоедов: от Пинеги до Карского моря: путевые очерки: с автобиографической заметкой и с 36 снимками с картин автора, из коих 15 в красках художника Александра Алексеевича Борисова. СПб.: Изд. А.Ф. Девриена, 1907. C. 5-7.
3 Там же. C. 101.
4 Там же. C. 20.
5ХомичЛ.В. Ненецко-русский словарь. Л.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1954. C. 21.
6 Борисов А.А. У самоедов... C. 42.
влияющее на коренное население и не способствующее экономическому развитию региона и страны. Очень натуралистично Борисов описывает убой оленей, разделку, поедание сырого мяса, крови, молодых рогов и т. п. Художник не испытывает к этому процессу отвращения, страха, чувства вины, просто описывает «как есть», руководствуясь своим принципом, применяемым и в художественном изображении - правдивость, достоверность, документальность. Все это - естественная часть жизни на Севере.
Собаки на картинах Борисова (например, «Чум ненцев в Малых Кармакулах» (1896), «Собаки на нартах. Новая Земля» (1901), «Остановка ненцев на Медвежьем Заливе» (1901), «Сани, поставленные на пятки» (1901)) - это частые персонажи, особенно в изображении ненецких стойбищ, во время остановок. Они отдыхают, свернувшись «калачиком», около чума, кострища, на нартах, просто развалившись на земле. Очень характерно переданы позы собак. Они спутники быта, неотъемлемая часть повседневности кочевой жизни и путешествий по Северу. Борисов отмечает, что для ненцев лайка - верный друг и кормилец, помощник в охоте, охране и загоне оленей. Собака - спутник «доброго человека» по ненецким представлениям, поэтому художник всегда в экскурсии на лыжах брал с собой самоедскую лайку7. Согласно одной из версий ненецких мифов собака (вэнеко) была сотворена вместе с человеком из одного куска глины верховным богом Нумом, что определило ее «равноправное» положение в среднем мире с человеком. В ненецком сказании с острова Вайгач «Рука Мороза - Тегида Наны с гремящими кольцами», сестра забирает из леса замерзшего брата с собакой, приносит их в чум, укрывает обоих одеялом, а в конце истории они оба оживают [Диксон 2017, с. 433-434]. Также собака связана с кругом значений корня «вэ»: вэва (плохой), вэнза (плохая примета), вэнзу (злой), и по другой версии ее создателем является подземный дух Нга. Собака в этом ракурсе занимает промежуточное положение между нижним и средним миром8. В экспедициях первостепенной задачей было заготовить корм для собак. Очень переживает художник о разбежавшихся по льдинам собаках, которые «умирали от голода и отчаянно выли»9. Борисов наблюдателен. Он отмечает их хитрость и лукавство, пишет о пищевых
7 Там же. C. 57.
8 Тайны ненецкой мифологии. URL: https://vk.com/search?c%5Bq% 5D=%23ТАЙНЫ_НЕНЕЦКОЙ_МИФОЛОГИИ&c%5Bsection%5D= auto&w=wall-81842730_3786 (дата обращения 04.09.2023).
9 Борисов А.А. В стране холода и смерти: Экспедиция худож. А.А. Борисова. СПб.: Постоян. комис. нар. чтений, 1909. C. 29.
повадках четвероногих (все едят, в том числе одежду, упряжь), о том, как их сбалансированно кормить. Резюмируя, можно обозначить изобразительные связки: чум-собаки, нарты-собаки, остановка/отдых - собаки, самоеды (люди) - собаки. Примечательно, что другие животные вместе с людьми Борисовым не изображались.
Белого медведя промысловики называли «ошкуй», ненцы -«сэр», а Борисов - «одним из местных царей»10. Белый медведь -это не обыденность, а дикий зверь, на которого хотя и охотились, но боялись и уважали. Для ненцев медведи - это олицетворение сил природы, а белый - хозяин моря, северной границы. По описанию художника, это животное не только сильное, но и хитрое, ловкое, искусное в плавании, но при этом беззащитное против коллективной охоты и огнестрельного оружия людей. На рубеже Х1Х-ХХ вв. охота на белого медведя была самой выгодной и промысел этого зверя рос с каждым годом. Статистику проданных шкур белого медведя приводит А.П. Энгельгардт: 1881 г. - 7 (420 р.); 1892 г. - 33 (1650 р.), 1893 г. - 43 (3300 р.), 1894 г. - 36 (2457 р.), 1895 г. - 69 (4445 р.)11. В начале XX в. их численность сильно сократилась, вследствие чего потребовалось государственное регулирование промысла и охрана животных для восстановления популяции. Картины художника изображают медведя на охоте, медведей в долине, есть этюд медвежонка («Лунная Ночь. Медведь на охоте» (1899), «Лунная белая ночь на Новой Земле» (1903), «Медведи на льду у берегов Новой Земли» (1906)). Изображение белого медведя становится определенным «символом» природы Севера. Если для средней России - это бурый медведь, вспомним картину И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», которая неизменно входит в перечни самых популярных картин русских художников12, то дикая арктическая природа ассоциируется с полярным мишкой. Борисов создает такой визуальный образец: холодные снежные пейзажи с мягкими, плавными линиями, переходами тонов и белые медведи. Манера выполнения работ скорее импрессионистская (здесь заметно влияние другого его учителя - А.И. Куинджи), передающая повадки, художественное видение зверя в природном контексте. Таким образом создается концептуальная модель - «белый медведь в дикой природе».
10 Там же. C. 12.
11 Энгельгардт А.П. Указ. соч. C. 167-168.
12 Топ 10: самые известные русские картины. URL: https://top10reiting. com/samye-izvestnye-russkie-kartiny.html#:~:text=1.%20Утро%20в%20 сосновом%20лесу,лесу%20(Иван%20Шишкин%2C%20Константин%20 Савицкий) (дата обращения 04.09.2023).
По ненецким представлениям, голова белого медведя считалась ценным жертвенным даром. В путевых заметках «У самоедов: от Пинеги до Карского моря» целый фрагмент посвящен святилищу на острове Вайгач, куда приносили в жертву животных - оленей и головы медведей13. Самоеды, по наблюдениям Борисова, продолжали оставаться «идолопоклонниками», только номинально став христианами14. Художник изображал и других северных зверей. Есть картины с тюленями («Весенняя полярная ночь» (1897), «Тюлень» (1897)), моржами («На моржа» (1897)), которых также можно считать визуальными маркерами северной красоты и экзотики.
Не случайно А.А. Борисова называли «русским Нансеном». Рубеж XIX-XX вв. на Русском Севере (в том числе остров Новая Земля) оказался периодом конфликта геополитических интересов различных государств: в первую очередь России и Норвегии, а также Швеции, Германии, Англии. Иностранное освоение северных земель и промыслы на этих территориях становятся объектом беспокойства русских властей, осуществляются программы по заселению территорий семьями самоедов, проводятся экспедиции, картирование, налаживаются регулярные рейсы из Архангельска, публикуются работы, обосновывающие первенство русских в освоении этого региона (К. Свенске, А.П. Энгельгардт). В данном контексте художественные работы Борисова (картины и путевые заметки) становятся альтернативой норвежским публикациям Ф. Нансена. Работы Борисова подчеркивали и декларировали первенство русских и в изображении северных территорий. Несмотря на то что Борисов озабочен экономическим развитием региона и в отношении к животным у него нет сентиментальности, жалости, однако в его творчестве нет и упоения превосходством человека, отсутствует азарт охотника, который мы встречаем, например, в рассказах его современника, этнографа, члена Российского географического общества К.Д. Носилова, также работавшего в это время на Новой Земле15. Скорее творчество художника ближе заботливо-хозяйскому подходу губернатора Архангельской губернии А.П. Эн-гельгардта или мировоззрению писателя-педагога К.Д. Ушинского, который в хрестоматии для детей описывает северных животных, их внешний вид, повадки, промыслы на них, но акцентирует смысл, что это часть «нашего мира», животные «нашей Родины». Творче-
13 Борисов А.А. У самоедов... C. 95.
14 Там же. С. 61.
15 Носилов К.Д. Юдик: Из жизни самоедов на Новой Земле. URL: http:// az.lib.ru/n/nosilow_k_d/text_1899_udik.shtml (дата обращения 04.09.2023).
ство А.А. Борисова не относится к анималистике, животные в его картинах - часть фактического материала Арктики, документирование арктической жизни. Он создает уникальный и интуитивно понятный «язык» описания Севера посредством художественных образов, который восполняет лакуну речевой коммуникации (выразить невыразимое), не способной передать комплексность восприятия реальности. Феномен А.А. Борисова может рассматриваться и с точки зрения антропологии движения, антропологии путешествия [Головнев, Белоруссова, Киссер 2020, с. 69-70], отражая в авторском искусстве смену мотивов, ракурсов, точек зрения, опыт преодоления и освоения физических, географических, культурных пространств. Животные в его картинах - это, с одной стороны, изобразительная фиксация фактов, мимесис - подражание, а с другой -создание символических образов, кластера устойчивых визуальных ассоциаций в изображении природы Севера (олени, белые медведи, тюлени, моржи) и повседневности самоедов (собаки, нарты, чумы). В результате анализа художественного материала можно выделить следующие семантические различения, которыми руководствуется автор. В текстах фигурируют оппозиции: дешево/дорого, разумно/ неразумно, выгодно/невыгодно, полезно/бесполезно и т. п., однако картины такого утилитарно-статистического мышления нам не демонстрируют. А.А. Борисов стремится к изобразительной правде, избегая вымышленного и воображаемого. Учитывая религиозность автора, можно говорить о том, что мир природы для него - божественная красота, и он опирается на космологический аргумент, свидетельствующий о существовании и промысле Творца. Также в противовес доминирующему в русской литературе (например, в текстах А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина) маркированию самоедов как «глупейших», «диких» и т. п., А.А. Борисов позиционирует их культуру как интересную для изображения и наблюдения, предлагая зрителю убедиться в этом самостоятельно, рассмотрев его картины и сопоставив их с путевыми записями, наполненными деталями и бытовыми подробностями.
Литература
Аксенова 2021 - Аксенова С.В. Искусство А.А. Борисова глазами современников и следующих поколений // Полярные чтения на ледоколе «Красин». 2021. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/iskusstvo-a-a-borisova-glazami-sovremen nikov-i-sleduyuschih-pokoleniy (дата обращения 04.09.2023). Бородулина 2015 - Бородулина А.С. [Рец.]: Борисов А.А. У самоедов. СПб., 1907; В стране холода и смерти. СПб., 1909. Репринтное издание под общей редак-
цией П.В. Боярского. М.: Паулсен, 2013 // Сибирские исторические исследования. 2015. № 2. С. 84-89.
Боярский 2005 - Боярский П.В., Сметанин В.В., Соколов Ю.И., Химичук П.В. История освоения полярного архипелага Новая Земля / Под ред. П.В. Боярского. М.: Белушья Губа, 2005. 256 с.
Головнев, Белоруссова, Киссер 2020 - Головнев А.В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. Очерки антропологии движения. СПб.: МАЭ РАН, 2020. 336 с.
Диксон 2017 - Диксон О. Духи Тундры: Эпические, родовые и шаманские сказания Нёлёко Вылко из собрания М.С. Синицына, записанные на острове Вайгач в 1948-1949 гг. М.: Велигор, 2017. 464 с.
Кушнарев 2019 - Кушнарев А.А. Александр Борисов: «Певец Арктики». М.: Майор Осипенко, 2019. 192 с.
Максимов, Кривичев 2017 - Максимов Ю.И., Кривичев А.И. Художник А.А. Борисов и его вклад в экономическое освоение северных территорий России // Жизнь Земли. 2017. № 1 (39). С. 79-89.
Максимов, Мамбетова, Кривичев 2019 - Максимов Ю.И., Мамбетова А.Б., Кривичев А.И. Арктические пейзажи А.А. Борисова: изучение, хранение, реставрация, экспонирование // Жизнь Земли. 2019. № 1 (41). С. 27-41.
Петровская 2008 - Петровская Е. От редактора // Синий диван. Журнал. 2008. Вып. 10/11. С. 3-4.
Портнова 2009 - Портнова И.В. Особенности творческого метода художника-анималиста // Вестник Вятского государственного университета. 2009. № 3 (2). С. 179-182.
Пушкарева, Хомич 2001 - Пушкарева Е.Т., Хомич Л.В. Фольклор ненцев в записях 1911, 1913, 1946, 1953, 1965-1987 гг. Новосибирск: Наука, 2001. 504 с.
Чуракова 2016 - Чуракова О.В. «Крестьяне старых построек не ценят, а священники немножко стыдятся»: Художник Василий Васильевич Верещагин -ревнитель северной старины // Российский Север и Арктика: история, традиции, образы (к 150-летию А.А. Борисова). Архангельск: КИРА, 2016. С. 236-242.
References
Aksenova, S.V. (2021), "Borisov through the eyes of contemporaries and the next generations", in Polyarnyye chteniya na ledokole "Krasin"[Polar Conference on the "Krasin" icebreaker], available at: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-a-a-borisova-glazami-sovremennikov-i-sleduyuschih-pokoleniy (Accessed 4 Sept. 2023).
Borodulina, A.S. (2015), "[Review]: BorisovA.A. U samoyedov [By the Samoyeds], Saint Petersburg, 1907; V strane kholoda i smerti [In the land of cold and death], Saint Petersburg, 1909. Reprintnoye izdaniye pod obshchei redaktsiei P.V. Boyarskogo, Moscow: Paulsen, 2013", Siberian Historical Research, no. 2, pp. 84-89.
Boyarskii, P.V., Smetanin, V.V., Sokolov, Yu.I. and Khimichuk, P.V. (2005), Istoriya osvoyeniyapolyarnogo arkhipelaga Novaya Zemlya [The history of the development of the polar archipelago Novaya Zemlya], Belush'ya Guba, Moscow, Russia. Golovnev, A.V., Belorussova, S.Yu. and Kisser, T.S. (2020), Ocherki antropologii dvizheniya [Essays on the anthropology of movement], MAE RAS, Saint Petersburg, Russia.
Dikson, O. (2017), Dukhi Tundry. Epicheskie, rodovye i shamanskie skazaniya Noloko Vylko iz sobraniya M.S. Sinitsyna, zapisannye na ostrove Vaygach v 1948-1949 gg. [Spirits of the Tundra. Epic, tribal and shamanic tales of Nelyoko Vylko from the collection of M.S. Sinitsyn, recorded on Vaigach Island in 1948-1949], Veligor, Moscow, Russia.
Kushnarev, A.A. (2019), Aleksandr Borisov: "Pevets Arktiki" [Alexander Borisov: "The
inspirer of the Arctic"], Mayor Osipenko, Moscow, Russia. Maksimov, Yu.I. and Krivichev, A.I. (2017), "Artist A.A. Borisov and his contribution to the economic development of the northern territories of Russia", Zhizn' Zemli, vol. 39, no. 1, pp. 79-89. Maksimov, Yu.I., Mambetova, A.B. and Krivichev, A.I. (2019), "Arctic landscapes by A.A. Borisov. Study, storage, restoration, exposure", Zhizn' Zemli, vol. 41, no. 1, pp. 27-41.
Petrovskaya, E. (2008), "From the editor", Sinii divan, iss. 10/11, pp. 3-4. Portnova, I.V. (2009), "Features of the creative method of the animal painter", Herald of
Vyatka State University, vol. 3, no. 2, pp. 179-182. Pushkareva, E.T. and Khomich, L.V. (2001), Fol'klor nentsev v zapisyakh 1911, 1913, 1946, 1953, 1965-1987godov [Folklore of the Nenets in the records of 1911, 1913, 1946, 1953, 1965-1987], Nauka, Novosibirsk, Russia. Churakova, O.V. (2016), " 'The peasants do not appreciate old buildings, and the priests are a little ashamed'. Artist Vasily Vasilyevich Vereshchagin - a zealot of northern ancientness", in Rossiyskii Sever i Arktika: istoriya, traditsii, obrazy (k 150-letiyu A.A. Borisova) [Russian North and the Arctic. History, traditions, images (on the 150th anniversary of A.A. Borisov)], KIRA, Arkhangelsk, Russia, pp. 236-242.
Информация об авторе
Мария С. Лютаева, кандидат философских наук, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, Россия; 600000, Россия, Владимир, ул. Горького, д. 87; liutaeva@yandex.ru
Information about the author
Maria S. Lyutaeva, Cand. of Sci. (Philosophy), Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia; 87, Gorky St., Vladimir, Russia, 600000; liutaeva@yandex.ru