Научная статья на тему 'ЖИВОПИСЬ ВАДИМА ИВАНКИНА (НАБРОСКИ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА)'

ЖИВОПИСЬ ВАДИМА ИВАНКИНА (НАБРОСКИ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАДИМ ИВАНКИН / ЦИКЛ КАРТИН «ЭСКИЗЫ УТРАЧЕННЫХ ФРЕСОК» / ФИЛОСОФСКИЙ И НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛЫ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чирков Владимир Фёдорович

В статье предпринимается попытка описания творчества новосибирского художника Вадима Викторовича Иванкина в контексте исторического времени от советской эпохи конца XX до первых десятилетий XXI вв. Исследование строится на материале большого живописного цикла «Эскизы утраченных фресок», выявляются семантические и пластические доминанты тематических композиций с целью дальнейшего изучения многожанрового творчества мастера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PAINTING BY VADIM IVANKIN (A RESEARCH ON THE ARTIST'S CREATIVE WORK)

This article is an attempt to describe the work of Novosibirsk artist Vadim Ivankin in the historical context from the end of the Soviet era to the first decades of the 21st century. The research examines the cycle of paintings “The sketches of the lost frescoes”. The dominant semantic and plastic features of the thematic compositions are identified in order to continue studying the genre diversity of the masters works.

Текст научной работы на тему «ЖИВОПИСЬ ВАДИМА ИВАНКИНА (НАБРОСКИ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА)»

DOI: 10.17516/2713-2714-0046 УДК 75.03; 7.071

THE PAINTING BY VADIM IVANKIN (A RESEARCH ON THE ARTIST'S CREATIVE WORK)

Vladimir F. Chirkov

Omsk regional branch of the Union of Artists of Russia Omsk, Russian Federation

Abstract: This article is an attempt to describe the work of Novosibirsk artist Vadim Ivankin in the historical context from the end of the Soviet era to the first decades of the 21st century. The research examines the cycle of paintings "The sketches of the lost frescoes". The dominant semantic and plastic features of the thematic compositions are identified in order to continue studying the genre diversity of the master's works.

Keywords: Vadim Ivankin; the cycle of paintings "The sketches of the lost frescoes"; the philosophical and moral meaning of the artist's creative work.

Citation: Chirkov, V.F (2022). THE PAINTING BY VADIM IVANKIN (A RESEARCH OF THE ARTIST'S CREATIVE WORK). IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri iDaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Т. 1, № 3 (12), p. 50-59.

В. Ф. Чирков

Омское региональное отделение ВТОО «Союз художников России» Омск, Российская Федерация

В. В. Иванкин.

Эскиз образа

Вестника

Молчания.

Фрагмент.

2014-2015. Холст,

синтетическая

темпера.

170x150

Собственность автора

V. V. ivankin. 'Ihe sketch of an image oj Ihe Messenger of Silence. Fragment. 2014-2015. Canvas, synthetic tempera. 170x150

Author's property

ЖИВОПИСЬ ВАДИМА ИВАНКИНА

(НАБРОСКИ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА)

В статье предпринимается попытка описания творчества новосибирского художника Вадима Викторовича Иванкина в контексте исторического времени от советской эпохи конца XX до первых десятилетий XXI вв. Исследование строится на материале большого живописного цикла «Эскизы утраченных фресок», выявляются семантические и пластические доминанты тематических композиций с целью дальнейшего изучения многожанрового творчества мастера.

Ключевые слова: Вадим Иванкин; цикл картин «Эскизы утраченных фресок»; философский и нравственный смыслы творчества художника.

Человек на 60% из химикалиев, на 40% из лжи и ржи? Но на 1% из Микеланджело! Поэтому я делаю витражи. Ко мне прицениваются барышники, клюют обманутые стрижи. В меня прицеливаются булыжники.

Поэтому я делаю витражи. Андрей Вознесенский. Хобби света. 1976

Введение

В 2014 году был издан первый альбом «Союз художников России. Новосибирск», сразу получившийся фундаментальным [10]. Альбом открывался двумя статьями: первая была посвящена исторической части творческой организации, во второй речь шла об искусстве Новосибирска постсоветского времени, где подчёркивалась роль художников, которые в критическую пору существования, грозившего распадом организации, взяли ситуацию в свои руки и смогли не только вернуть местный союз художников в конституционное поле, но и начать качественно новый этап художественной жизни региона. Исключительная роль в этих непростых процессах восстановления творческой организации принадлежит Вадиму Викторовичу Иванкину1, сумевшему совместить трудносочетаемое: личное творчество и рутинную работу администратора

- председателя Новосибирского отделения Союза художников России.

В роли «многостаночника» В. В. Иванкин встретил свой первый крупный, 60-летний, юбилей в 2021 году четырьмя персональными выставками: две в Новосибирске, по одной в Барнауле и Владивостоке. В этой «буче боевой и кипучей», казалось бы, некогда искусством заняться, но нет, оказывается, возможно. Творчество В. В. Иван-кина и является предметом попыток размышлять, что делает художника современным - тем, кто умеет высмотреть современный мир и себя в нём сквозь призму истории, искусства прошлых эпох. Следует оговориться: предлагаемый текст

- предварительное слово, потому что слишком серьёзные проблемы затрагивает автор, как содержательные, так и формальные. Их понимание, осмысление потребует от исследователей времени, обращения к источникам художественного, исторического, культурологического, философского характера.

Творчество Вадима Иванкина в контексте искусства конца XX - начала XXI в.

В публикациях последних лет встречаются определения искусства Сибири рубежа ХХ-ХХ1 вв. как «сибирский полистилизм»2 [7]. Современное искусство Сибири, действительно, разнообразно, оно содержит свойства и признаки разных стилистических школ и тенденций развития. Достаточно вспомнить крупные выставки и проекты последних двух десятилетий, чтобы в этом убедиться - их плотность велика2. Экспозиции и материалы проектов подтверждают мнение о разнообразии тенденций в содержательном и стилистическом контекстах. Вычленим только две из множества, обе отражают устойчивые интересы современных авторов к историческому прошлому мира, России, Сибири.

В поле зрения первой тенденции находятся культурные архетипы и мифологии многочисленных этносов Сибири, ранние художественные опыты с которыми были осуществлены давно, ещё на рубеже Х1Х-ХХ веков, и объединены под называнием «сибирский стиль»2 [2]. Начиная с 1960-х по возрастающей интерес к прошлому трансформировался в разнохарактерное и разно-укладное направление с называнием «сибирская неоархаика»3. Именно об этом говорят многочисленные разноуровневые выставки, прошедшие в городах Сибири, в Русском музее в Санкт-Петер-бурге2.

Другая тенденция, условно обозначим её как «русская», не меньшая по количеству авторов, очень яркая, весомая по содержанию и форме, была сформирована на волне всё той же оттепели шестидесятниками, создавшими сотни пейзажей с изображением православных храмов и среднеазиатских мечетей, жанровых картин и демократических портретов. Вслед за ними уже в наше противоречивое, увы, нередко трагическое время

В. В. Иванкин. Михаил. 2006. Из серии «Откровение». Бумага, акварель. 72,3x100

Собственность автора

V. V. Ivankin. Michael. 2006. From the Revelation series. Paper, watercolor. 72,3x100 Author's property

произошло обращение к византийскому, древнерусскому, средневековому и народному искусству4. В этом «русском» векторе современного искусства «Эскизы утраченных фресок» Вадима Иванкина занимают ключевое положение. Погружение в их содержание через пластику дают многие поводы для размышлений, сопоставлений, выводов о современном мире и искусстве.

«Эскизы утраченных фресок» как художественный способ «откровения» современного человека о современном мире

Погружение в творчество В. В. Иванкина показывает, насколько оно пространно по видам, жанрам, материалам, значительно по содержанию. Он не пишет разовых работ, его «размашистый» темперамент реализуется в сериях библейской тематики: «Откровение», «Полуночный мир», «Лицевая книга», которые составляют цикл «Эскизы утраченных фресок» (далее - «Фрески»). В одном из интервью В. В. Иванкин говорит: «Библейский цикл» - основная тема моего творчества, которая проходит с начала девяностых, развиваясь и трансформируясь. Эта тема - некий способ самовыражения через обращение к древнерусскому, византийскому искусству. То есть некая внешняя форма, взятая оттуда и трансформированная, адаптированная к современному мышлению. А все остальное - это прежде всего человеческие взаимоотношения вне зависимости от библейских текстов, выраженные через отношения формы, цвета, пластики» [5]. Знакомство автора статьи с «фресками» Вадима Иванкина

состоялось достаточно давно, в 2004 году5, когда готовилась Всесибирская выставка-конкурс «ПОСТ № 1». Та первая встреча обернулась для автора статьи муками во время построения экспозиции: акварельные листы художника не хотели «жить» с другими участниками выставки. Авторская непривычность прочтения библейских сюжетов, «упакованных» в классицистические композиции свободным, экспрессивным письмом выглядели неожиданно, прямо сказать, совсем непривычно, выбивались из общего достаточно высокого художественного ряда. С той поры и тянется устойчивый интерес к творчеству художника. А видя «Фрески» на крупных выставках, редко, к сожалению, бывая в новосибирской мастерской художника, но более-менее регулярно общаясь онлайн, стал представлять метод работы живописца.

В начальном приближении попытаемся сформулировать эти представления. Первое. Художник Вадим Иванкин современный, «насмотренный», образованный живописец, знающий историю академической картины европейских и русских классиков, русской иконописи, среди источников его профессиональных знаний (подчеркнём!) - летописный свод «Лицевая книга» (XVI в.), содержащий тысячи изографических иллюстраций и текстов кириллической письменности. Однако, зная об интересе автора к культурному наследию, мы во «Фресках» автора не найдем прямых прототипов и тем более цитат, по которым он пишет свои композиции; живописные картины и акварельные листы В. В. Иванкина впитали в себя суммарные знания о классическом искусстве, выраженные свободным языком (помним слова автора: «через отношения формы, цвета, пластики»).

Второе. Художник в совершенстве владеет рисунком, делает ставку на рисующую линию -плавную, льющуюся, энергичную, напряжённую, ломаную, острую, агрессивную. Она полноправный элемент творческого метода художника6 и выполняет ту самую содержательную нагрузку, благодаря ей невозможно не почувствовать время, в которое мы живём, контрастное время - от ликования и мимолетного счастья до череды сменяющих друг друга трагедий.

Третье. Цвет (колорит) и свет. Художник не имеет предпочтений в колорите: вся сетка цветов (от холодных до тёплых), которая, непременно вступая во взаимодействие с источниками света (внутренними, внешними, «зажигая» или «гася»

колорит), рождает образы, подлежащие не однозначному прочтению7. Герменевтика, на которую делается опора в настоящем исследовании, разрешает такое активно ассоциативное толкование произведения искусства.

Четвёртое, последнее. Методика, манера письма, выкладки красочных слоев и фактур. Вадим Иванкин обрёл то качество профессионала, которое допускает не просто «закрасить» поверхность («как учили»), а сочинить художественную ткань, которая то притягивает к себе, то отталкивает, то задерживает твое внимание на игре рефлексов на гребешках мазков, то безжалостно поглощает живопись, то даёт насладиться тщательно прокрашенными лессировками, то отталкивает «грубостью» пастозных мазков. О методе В. В. Иванкина, увидев его работы, московский искусствовед Александр Греков сказал: «Ты как в кубики играешь - из традиционных христианских символов и образов выстраиваешь собственные композиции»8. Очень грамотное наблюдение, правда: у Вадима Иванкина есть определённый набор приёмов, трансформируя и перетасовывая их, он выстраивает сюжеты или в прежних находит иные смыслы, которые интуитивно, бессознательно фиксируют его психологические интенции. Приведём здесь слова самого художника: «...когда набрасываешь много-много фактур, что-то вырисовывается»9.

«Фрески» ранних 1990-х годов (тема продолжает развиваться и в настоящее время) писались акварелью или смешанными материалами по бумаге и уже тогда получили высокую искусствоведческую оценку, прозвучавшую очень вовремя! Профессор А. И. Морозов, обозревая выставку «ПОСТ № 1», писал: «Вадим Иванкин... художник обладает ценным даром живописного мышления. Его акварели - это совсем не графика, в ней нет этого «хищного» расползания акварельного пятна, все заключено в ритмы, в идею свечения, в драму жизни... (курсив мой. - Б.Ч.)» [8]. Отмеченный критиком, можно сказать рано, спонтанно проявивший «дар живописного мышления», В. В. Иванкин «подчинил» раскрытию «драмы жизни», которая, увы (во благо!), продолжается по сей день. А потому из 2020-х годов полезно глянуть сначала на работы середины 2000-х.

Акварельная серия «Откровение» началась в 2006 году, складывается по сей день в традиции нон-финито. Листы серии с номерами 1, 2, 3... имеют названия «Михаил», «Дверь», «Лист», что, во-первых, заставляет зрителей вспоминать

страницы, которым несть числа в «Лицевой книге», Остромирово, Валаамское, Хитрово или Ми-лятино Евангелиях, а во-вторых, вглядываться в композиционный строй, во «встревоженную» пластику листов, думать о себе в контексте дня нынешнего. Вот где работают «гештальты» Гада-мера. Позволим себе большую цитату: «В самом деле, между произведением и всеми воспринимающими его имеет место как бы абсолютная одновременность <... > у произведения искусства есть всегда свое собственное настоящее, что оно лишь очень отчасти привязано к своему историческому происхождению и является прежде всего выражением правды, вовсе не обязательно

В. В. Иванкин. Дверь. 201)6. Из серии «Откровение» Бумага, акварель. 72,3x100

Собственность автора

V. V. Ivankin. Door. 2006. From the Revelation series. Paper, watercolor. 72,3x100

Author's properly

В. В. Иванкин. Слова. 2006. Из серии «Откровение». Бумага, акварель. 72,3x100

Собственность автора

V. V. Ivankin. Words. 2006. From the Revelation series. Paper; watercolor. 72,3x100 Author's properly

совпадающей с тем, что конкретно имел в виду интеллектуал, создатель произведения» [3].

Воистину, в крупных листах горизонтального формата (73x100) не надо пытаться найти прямые сюжетные или композиционные аналоги из литературы священного свода. Структура листов, внешне, визуально сохраняя признаки библейской живописи, наполнена мощнейшим эмоциональным зарядом, который направляет чувства и мысль зрителя к метафоре о трудностях мирской жизни. Сложно организованное пространство листов - и не в перспективе, и не декоративным занавесом сверху вниз, а слоями, находящимися в динамике «смены положений» - моделирует метафорический текст, который таит для любознательного зрителя возможность почувствовать реальный мир, в котором он живёт сегодня. Глядя на картину, человек возносится над бытом, воспринимая и понимая его глубже. Скорее интуитивно, чем логически, акварельное «Откровение» (особенно лист «Слова» с «грубым» киноварным задником) требует активного зрительского восприятия авторской «внутренней тайны» в другом произведении, и этим произведением в данном случае оказывается большой холст «Эскиз пейзажа с фигурой одинокого человека» (2012). При всей тонкости и множестве нюансов «отделки» красочной поверхности, композиция относится к самым суровым по живописи произведениям: чёрное, синее, серое выстраивает лапидарную, предельно условную, на грани с абстракцией, композицию. Великолепно нарисованная и пластически грамотно прописанная сидящая на коленях фигура с говорящими жестами обеих рук на фоне громадной чёрной «дыры» может быть занесена (не можем отказать себе в эмоции) в список самых совершенных произведений современной живописи. Несмотря на нейтральный сюжет об «одиноком человеке», пластика, детали, общий колористический настрой картины невольно вызывают ассоциации с христианским сюжетом «Моление о чаше», что лишний раз подтверждает наши суждения о высоком уровне образности и обобщениях в творчестве Вадима Иванкина.

Параллельно с акварельной серией «Откровение» в творчестве художника появились живописные (синтетическая темпера по холсту) мотивы «вестника», их несколько, все монументальных размеров: диптих «Эскиз картины вестника молчания» (2014-2015; каждая часть 170x150), диптих «Эскиз образа Вестника Молчания» (2016; каждая часть 150x120), которому предшествовал

одиночный холст (2014-2015; 170x150) с таким же названием.

Глядя на эти работы Вадима Иванкина, начинаешь догадываться, что художник оказался «во плену» своих образов, не исключающих наслоения смыслов до уровня сакральных категорий: от «откровения» до «искушения» и «исповеди». Однако, думается, одно из слов, присутствующее в названии холстов, всё-таки имеет ключевое значение: слово это - «молчание». Молчание в философском и религиозном смыслах принято понимать как сокрытое со-знание, мнение, когда же оно, сознание-молчание-мнение, выносится наружу, в изображение, превращается в исповедь, последняя, в свою очередь, есть покаяние, очищение. Левая часть диптиха - вестник в нимбе, занимающий правую часть холста, - существо сакральное, априори непререкаемое, т.е. однозначное: вестник истины. Однако пространство картины усложнено зеркалом, в котором отражён вестник, тем самым он вносит двойственный смысл: «сакральное, священное» по воле автора подвергается «сомнению». Предположение может быть верным, если иметь в виду вторую фигуру с чёрным квадратным фоном, вносящим трагический акцент в содержание картины. А памятуя о словах М. А. Ильина о «непосредственных связях с сознанием и мыслью людей соответствующей эпохи» [6], в данном случае с нашей повседневностью, мы, конечно, можем почувствовать контекст времени создания полотна - середины 2010-х годов, переполненных двойными стандартами современных «вестников молчания». Известно и мнение автора, В. В. Иванкина: «Есть иконный извод „Спас Благое Молчание". Моего „Вестника" можно вести и отсюда, но вообще-то картина больше про людей, чем про богов... Герой, его взаимоотношение с миром, противопоставление, другая сторона героя (тёмная или светлая сторона, оно же зеркало), разделение или объединение...»10. Кажется, зритель и автор друг другу не противоречат: тёмная и светлая стороны жизни людей составляют смысл их повседневного бытия, нашедший метафорическое отражение в творчестве художника, который выбрал классическую форму для своих произведений.

Эстетика цвета в живописи Иванкина как способ трансляции этических ценностей современного человека

Иванкин - неординарный живописец, со своим редким нынче грамотным колористическим

строем. Со временем специалисты признают в нём живописца интуитивистского толка. В этом связи всплывают в памяти слова А. Бергсона об «интеллектуальности духа», способного переходить в «чистое время, в котором непрерывно движущееся прошлое постоянно наполняется абсолютно новым настоящим» [1], что передано у Вадима Иванкина с помощью цвета. Сейчас, исходя из общих представлений о творчестве мастера и темы настоящей публикации, ограничимся предварительным суждением о том, что доминанта цветового строя Вадима Иванкина восходит к древнерусской фреске, однако вряд ли уместно искать в его живописи прямые аналогии (или цитаты) с иконописью. Его живопись представляет собой колористические ассоциации современного человека - художника, знающего высокие образцы. И на подсознательном, интуитивном, как и опытном, не исключено, тактильном уровне сверяющего проложенный мазок со своим мироощущением. Зритель, погружаясь в пространство картины, доверяет художнику: его профессиональная память держит средневековые (сакральные) и классические (светские) образы искусства. Именно в этом теоретическом дискурсе заявляет о себе символика цвета, прежде всего, красного, черного, белого (они доминируют у Иванкина), реже синего и жёлтого. Примеры: «Эскиз красного поля с крестом и серпом» (14,19,20.05.2011; 0810.06.2011. Именно так выглядит подрисуночная подпись автора - повод для будущих интерпретаций картин автора); «Эскиз красной картины» (храм Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне (2013, Москва); «Эскиз большой красной картины с вихрем преображения» (2013-2014).

Приведённые примеры композиций позволяют сделать эти предварительные суждения о цвете, колорите. Красный или пурпурный цвет в иконописи имеет множество значений. В одних случаях это цвет любви, тепла, жизни. В других -цвет мучений и крови. Колористическая тональность красного у Вадима Иванкина ассоциативно ближе к смыслам жизни, «живоначальности», что, по нашему мнению, основанному на длительном личном общении с автором, отражает его личностное отношение к жизни вообще. И в это же время, параллельно с «красными», художник пишет больше форматные композиции: «Эскиз тёмной комнаты с тремя фигурами» (2627, 29.06.2011; 10.07.2011), «Эскиз фигуры с белой вертикалью, зеркалом и отражением в нём»

(2013) и «Эскиз пейзажа с фигурой одинокого человека» (2012). Последнюю я уже приводил в качестве примера совершенной по всей совокупности художественности. Сейчас лишь подчеркну символику чёрного - квадратная чернота фона доведена до той степени выразительности, когда подчиняет себе все остальные компоненты композиции и превращает полотно в трагическую исповедь, которая ассоциативно находит отклик у зрителя, адекватно реагирующего на мир и понимающего висящую перед ним картину как знак предостережения.

Наконец, пора в качестве заключения сказать о философском и нравственном контексте творчества В. В. Иванкина, предвидя раскрытие этой стороны искусства мастера в дальнейшем. В его «фресковых» композициях, которые неуклонно, как мне кажется, выходят на уровень знаковых художественных высказываний на общечеловеческие темы «сохранения жизни на земле», появился ранее упоминаемый цикл акварельных работ с названием «Откровение» - возможно, самое драматическое произведение живописца (на данный момент). За работы с таким названием обычно зрелые художники случайно не берутся, тема требуют знаний - во всех смыслах этого слова. Известно, «Откровение» от Иоанна Богослова [9] занимает особое место среди книг Священного Писания. За 2000 лет появилось множество его

И. И. Иеанкин. Эскиз пейзажа с фигурой одинокого человека. 2012. Холст, синтетическая темпера. 150x170

Собственность автора

К V. Ivankin. 'Ihe sketch of a landscape with the figure of a lonely man. 2012. Canvas, synthetic tempera. 150x170 Author's property

i ч r*

i ■ИНД-

В. В. Иванкин. Эскиз образа Вестника Молчания. Диптих. Девая часть. 2016. Холст, синтетическая темпера. 150x120

Правая часть. 2016. Холст, синтетическая темпера. 150x120

Собственность автора

V. V. Ivankin. The sketch of an image of the Messenger of Silence. Diptych.

The right part. 2016. Canvas, synthetic tempera. 150x120

The left part. 2016. Canvas, synthetic tempera. 150x120

Author's properly

толкований, в том числе и в искусстве. В контексте настоящего дискурса обнаруживаются, может быть, самое любопытное: совпадение, точнее, параллели. Многофигурные композиции «Откровения» Вадима Иванкина появились на свет в том же году, что и ставший знаменитым на весь мир фильм Мела Гибсона «Апокалипсис» (2006). Понятно, одновременность появления на разных континентах этих работ не более чем совпадение. Тем не менее при полной жанровой несовместимости американского фильма и живописного цикла В. В. Иванкина, эти два произведения объединяет идея, высказанная Гибсоном: «Человек убегает от гибели и в то же время возвращается назад, чтобы сделать нечто важное для себя»7. Думается, художник Вадим Иванкин делает чрезвычайно «важное» в наше очень неспокойное время дело для человека. Не будем замахиваться на глобальные проблемы - остановимся на основных человеческих, которые «для себя». И вспомним слова П. А. Флоренского, произнесённые в начале XX века: «И каждое мое духовное усилие, каждый вздох, слетающий с кончика губ, устремляет на помощь мне весь запас благодатной энергии» [11]. Стоит быть убежденным в том, что нравственные, духовные основания современной жизни невозможны без опоры на традиционные ценности добра (гуманизм и красота), а значит гармонии, в чём убеждала нас «ностальгия» по «витражам» духовности Андрея Вознесенского в 1970-е годы (напоминание в эпиграфе), чем занимается и Вадим Викторович Иванкин в начале XXI века. В за-

ключении статьи лишь наметим тему символики цвета в творчестве Вадима Викторовича, которая получит анализ в будущих исследованиях творчества мастера.

Примечания

1. Вадим Викторович Иванкин родился 12 марта 1961 году в городе Рубцовске Алтайского края. Окончил художественно-графический факультет Новосибирского государственного педагогического института (1978-1983), преподаватель Г. М. Недовизий. Участник выставок с 1982 года. Персональные выставки проходили в Бердске, Новосибирской обл. (1991, совм. с Ю. И. Третьяковым), Новосибирске (2009, 2011, 2016, 2021), Барнауле (2012,2021), Владивостоке (2021) и др. Член Союза художников России с 1989 года. В 20032006 годах - заместитель председателя, ответственный секретарь правления НРО ВТОО «Союз художников России», с 2006 года - председатель Новосибирского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», с 2009 года - секретарь Союза художников России, куратор Сибирского федерального округа. Делегат IX, X съездов Союза художников России (Суздаль, 2004,2009). Подробную биографическую справку см.: URL: https://www.nro-shr.ru/node/16 (дата обращения 08.02.2022).

2. Выставка-конкурс «ПОСТ № 1» (2005, Омск); «Сибирь» (2008, Новосибирск; 2013, Омск; 2018, Новокузнецк), «Сибирский миф. Голоса территорий» (2008, Омск, Санкт-Петербург), «Великие реки искусства» (2012, Красноярск; 2013, Омск; 2014, Иркутск); Международный форум «Байкал-КераМистика» (с 2012, Ольхой, Иркутская обл.); «Красный проспект» (2014, 2017, 2020, Новосибирск); «Форма» (2019, Новокузнецк); «АзАртСибирь» (с 2011, Барнаул) и др. Все проекты сопровождаются изданиями, приведу некоторые: Сибирская неоархаика: сб. материалов / отв. ред., авт. пре-дисл. В. Ф. Чирков; сост.: В. Ф. Чирков, О. М. Галыгина. - Новокузнецк : Сибирское искусство, 2011. - 124 е.; Сибирская неоархаика: альбом / сост. О. М. Галыгина.

- Новосибирск : Мангазея ; Новокузнецк : Сибирское искусство, 2013. - 158 е., ил.; Третья Новосибирская межрегиональная художественная выставка «Красный проспект»: в 7 т. - Новосибирск, 2017. Направление «сибирская неоархаика» продолжает развиваться, оно сопровождается новыми интерпретациями, см., например: Кичигина, А. Г. Неоархаика в контексте современной региональной культуры. Основные характеристики и анализ на примере современного искусства Сибири : монография. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 194 c.; Шишин, M. Ю. Основные черты стиля «Метаистори-ческий экспрессионизм» и его проявления в искусстве современных художников Сибири и Монголии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2017. - №11. - С. 208-212.

3. В новейшей истории об интересе к историческим мифам и артефактам говорят многие проекты, выставки, чтения, среди них групповая выставка «Александр Бобкин, Владимир Наседкин, Николай Рыбаков. Живопись-графика» (Москва, 1989); передвижная выставка «Мифы тайги и тундры» (Сургут - Ноябрьск - Салехард - Омск, 1994; куратор С. П. Лазарев, Томск); «След» (Новокузнецк - Красноярск - Новосибирск

- Томск - Омск - Ханты-Мансийск, 1999-2011; кураторы С. П. Лазарев, А. В. Суслов, О. М. Галыгина, В. Ф. Чирков); выставочный проект группы «Номады» (Барнаул, 2000-е годы, куратор Л. П. Пастушкова); художественно-культурологический проект «Горная Шория» (с 2007 года рук. О. М. Галыгина).

4. В Сибири к представителям «русского» направления относятся Н. Г. Горбунов, Г. В. Павлов, А. Н. Ма-шанов, Г. Г. Пилипенко, С. Е. Сочивко (Омк); А. Н. Потапов (Барнаул); С. И. Казанцев (Иркутск); их можно назвать иконописцами новейшей истории.

5. Знакомство автора статьи с Вадимом Иванкиным началось с 1995 года, с выставки «Человек в пространстве времени», т.е. со времён его «экспрессионизмов» щетинной кистью акварелью по сухому. Этот период не рассматривается в данной статье. Цель работы - исследовать творчество мастера в других аспектах.

6. Приходят на память художники-рисовальщики от классиков Рембрандта, А. А. Иванова, Н. И. Фешина до наших современников - Олега Яхнина (Санкт-Петербург), Николая Грачикова (Нижний Тагил), Георгия Кичигина, Анастасии Гуровой (Омск), Александра Гнилицкого (Горняк, Алтайский край), Германа Пашто-ва (Красноярск) и др.

7. См.: Мел Гибсон на съёмках фильма «Апокалипсис», 2006 год. - URL: https://pikabu.ru/story/

mel_gibson_na_semkakh_filma_apokalipsis_2006_god_

faktyi_i_semki_4130374 (дата обращения 08.02.2022).

8. Греков Александр Умарович (01.09.1954 -23.06.2021). Кандидат искусствоведения, член-корреспондент PAX.

9. Чирков, В. Ф. Интервью с В. В. Иванкиным. 20.11.2019. Архив автора.

10. Чирков, В. Ф. Интервью с В. В. Иванкиным. 21.05.2016. Архив автора.

Литература

1. Бергсон, А. Творческая эволюция : материя и память / пер. с франц. М. Булгакова. - Минск : Харвест, 1999. - 1407 с. - URL: http://ligis.ru/psylib/090417/books/ bergs01/txt03.htm (дата обращения 08.02.2022)

2. Бусаргина, Т. Г. Художественная жизнь Восточной Сибири 1917-1945 гг.: автореф. дис.... канд. искусствоведения. - Москва, 1979. - 16 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / пер. с нем. - Москва : Искусство, 1991. - 366 с. (История эстетики в памятниках и документах).

4. Гармонеистов, Н. Вадим Иванкин: Пути своего развития я нащупываю интуитивно // Новая Сибирь: сайт. Новосибирск, 2018. - 1 декабря. - URL: https:// newsib.net/personality/vadim-ivankin-puti-svoego-razvitiya-ya-nashhupyvayu-intuitivno.html (дата обращения 08.11.2021).

5. «Иванкин» // Алтайская правда: сайт. - Барнаул, 2012. - 7 февраля. - URL: http:www.ap22.ru/paper/ paper_6041.html (дата обращения 08.02.2022).

6. Ильин, М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублёва. Проблемы, гипотезы, исследования. - Москва : Искусство, 1976. - 173 с.

7. Искусство Сибири и Дальнего Востока : наследие, современность, перспективы : материалы межрегион, науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2-3 декабря 2015 года / под общ. ред. М. Ю. Шишина. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. - 251 с.

8. Морозов, А. И. О четвёртой Всесибирской выставке-конкурсе современного искусства «ПОСТ № 1» (в жанре критического экспресс-обзора) // Пятые Омские искусствоведческие чтения «Современное искусство Сибири как со-бытие» 19-20 апреля 2005 года. Материалы респ. науч. конф. / отв. ред. В.Ф. Чирков. - Омск: Изд-во Союза художников, 2005. - С. 30-39.

9. Откровение Иоанна Богослова. Образы Апокалипсиса. - URL: https://espavo.ning.com/profiles/ blogs/3776235:BlogPost:1742336 (дата обращения 10.10.2021).

10. Союз художников России. Новосибирск : альбом. Исторический обзор развития новосибирского изобразительного искусства / сост. разд. «Художники Новосибирска 1926-2014» Л. К. Богомолова и др., сост. иллюстрированного, разд. С. А. Беляева и др. ; авт. ст.: П. Д. Муратова, В. Ф. Чирков. - Новосибирск : НРО ВТОО «СХР», 2014. - 639 с.: ил.

11. Чирков, В. Ф. Искусство Сибири в фактологическом и историографической аспектах. К постановке

В. В. Иванкин. Эскиз большой красной картины с вихрем преображения. 2413-2014. Холст, синтетическая темпера. 139x200

Собственность автора

V. V. Ivankin. The sketch

of a large red painting with a vortex of transformation. 2013-2014. Canvas, synthetic tempera. 139x200

Author's property

проблемы // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2019.-№1.-С. 98-105.

References

1. Bergson A. Tvorcheskaya evolyuciya: materiya i pamyat' [A creative evolution: matter and memory]. Transi, from French M. Bulgakov. Minsk, Harvest, 1999, 1407 p., available at: http://ligis.ru/psylib/090417/books/ bergsO 1 /txtO3.htm (accessed 08.02.2022)

2. Busargina T. G. Hudozhestvennaya zhizn' Vostochnoj Sibiri 1917-1945 gg. [The artistic life of the Eastern Siberia in 1917-1945]. Extended abstract of Candidate (Arts) Dissertation, Moscow, 1979,16 p.

3. Gadamer H.-G. Aktual'nost' prekrasnogo [The actuality of beautiful]. Transi, from German. Moscow, Iskusstvo, 1991, 366 p. (The history of the esthetics in monuments and documents).

4. Garmoneistov N. Vadim Ivankin: Puti svoego razvitiya ya nashchupyvayu intuitivno [Vadim Ivankin: I intuitively feel the ways of my development]. The new Siberia: web site. Novosibirsk, 2018, 1 December, available at: https:// newsib.net/personality/vadim-ivankin-puti-svoego-razvitiya-ya-nashhupyvayu-intuitivno.html (accessed 08.11.2021).

5. "Ivankin" // Altajskaya pravda: web site. Barnaul, 2012, 7 February, available at: http:www.ap22.ru/paper/ paper_6041.html (accessed 08.02.2022).

6. Ilyin M. A. Iskusstvo Moskovskoj Rusi epohi Feofana Greka i Andreya Rublyova. Problemy, gipotezy, issledovaniya [The art of the Muscovite Rus of the epoch of Theophanes the Greek and Andrey Rublev. Problems, hypothesis, studies]. Moscow, Iskusstvo, 1976,173 p.

7. Iskusstvo Sibiri i Dal'nego Vostoka : nasledie, sovremennost', perspektivy [The art of the Siberia and the Far East: heritage, modernity, perspectives]. Materialy

mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem, 2-3 December 2015. Ed. by M. Yu. Shishin. Barnaul, Izdatel'stvo AltGTU, 2015, 251 p.

8. Morozov A. I. О chetvyortoj Vsesibirskoj vystavke-konkurse sovremennogo iskusstva «POST № 1» (v zhanre kriticheskogo ekspress-obzora) [About the Forth all-Russian exhibition-contest of contemporary art "POST no. 1"]. Pyatye Omskie iskusstvovedcheskie chteniya "Sovremennoe iskusstvo Sibiri kak so-bytie", 19-20 April 2005. Materialy resp. nauchnoj konferencii. Ex. ed. V.F. Chirkov. Omsk, Izdatel'stvo Soyuza hudozhnikov, 2005, pp. 30-39.

9. Otkrovenie Ioanna Bogoslova. Obrazy Apokalipsisa [The book of Revelation. The images of the Apocalypse], available at: https://espavo.ning.com/profiles/ blogs/3776235:BlogPost: 1742336 (accessed 10.10.2021).

10. Soyuz hudozhnikov Rossii. Novosibirsk: al'bom. Istoricheskij obzor razvitiya novosibirskogo izobrazitel'nogo iskusstva [The Union of Artists of Russia. Novosibirsk: an album. The historical review of Novosibirsk fine art's development]. Compiler of the chapter "Novosibirsk artists 1926-2014" L. K. Bogomolova and others, compiler of the illustrative chapter S. A. Belyaeva and others, introduction P. D. Muratova, V. F. Chirkov. Novosibirsk, Novosibirsk branch of the Union of Artists of Russia, 2014, 639 p.

11. Chirkov V. F. Iskusstvo Sibiri v faktologicheskom i istoriograficheskoj aspektah. К postanovke problemy [Siberian art. Study of the development of knowledge about Siberian art in the factual and historiographical aspects]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Krasnoyarsk, 2019, no. 1, pp. 98-105.

Об авторе

Чирков Владимир Фёдорович - кандидат философских наук, доцент, почётный член PAX, член комиссии по искусствоведению и художественной критике ВТОО «Союз художников России», заслуженный деятель культуры Омской области.

E-mail: chirkovart@mail.ru

Chirkov Vladimir Fiodorovich

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Honorary Member of the Russian Academy of Arts. Member of the Commission on Art Criticism of the Union of Artists of Russia. Honored Worker of Culture of the Omsk region.

В. II. Иванкин. Эскиз фигуры с белой вертикалью, зеркалом и отражением в чём. 2013. Холст, синтетическая темпера. ¡50x170

Собственность автора

V. V. Ivankin. 'Ihe sketch of a figure with a white vertical, a mirror and a reflection in it. 2013. Canvas, synthetic tempera. 150x170

Author's properly

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.