Научная статья на тему 'Живопись Иеронима Босха в русскоязычных интернет-мемах'

Живопись Иеронима Босха в русскоязычных интернет-мемах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иероним Босх / мем / коммуникация / креолизованный текст / сетевые сообщества / Hieronymus Bosch / meme / communication / creolized text / web communities

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анастасия Г. Шерстнева

Интернет-мемы – неотъемлемая часть сетевой коммуникации, отражающая настроение части общества через соединение изображения, текста и подразумеваемого контекста употребления. Мемы на основе живописных произведений позволяют вписать полотна старых мастеров в контекст современных социальных дискуссий. Мемы, переосмысляющие наследие Иеронима Босха, занимают особое место в системе такого познания искусства, в пользу чего говорит принадлежность этого художника сразу двум эпохам, Средневековью и раннему Новому времени, что позволяет пользователю Сети активнее перекодировать смыслы. С опорой на концепцию интернет-мема как креолизованного текста вскрывается семантическая продуктивность обращения к наследию Босха. Показано, что восприятие Босха не сводится к акценту на странности или неоднозначности его образов. Напротив, пользователи Сети проникают за поверхность отдельных образов и вскрывают отражение в них кризисной эпохи, в частности, эстетического и этического слома. Образы Босха позволяют истолковать непредсказуемый мир и новые этические императивы социальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Painting by Hieronymus Bosch in Russian Internet memes

Internet memes are an integral part of online communication, reflecting the mood of a part of society through the combination of image, text and implied context of use. Memes based on pictorial works make it possible to fit the paintings of old masters into the context of contemporary social discussions. Memes reinterpreting the legacy of Hieronymus Bosch have a distinctive place in the system of such knowledge of art, which is supported by the fact that the artist belonged to two epochs at a time, the Middle Ages and early Modern Times, which allows the Web user to recode meanings more actively. Based on the concept of the Internet meme as a creolized text, the semantic productivity of referring to Bosch’s legacy is discovered. It is demonstrated that the perception of Bosch is not reduced to an emphasis on the strangeness or ambiguity of his images. On the contrary, the users of the Web penetrate beyond the surface of individual images and uncover the reflection in them of the crisis epoch, in particular, of the aesthetic and ethical breakdown. Bosch’s images allow for the interpretation of an unpredictable world and new ethical imperatives of social life.

Текст научной работы на тему «Живопись Иеронима Босха в русскоязычных интернет-мемах»

УДК 75:004.94

Б01: 10.28995/2073-6401-2023-4-152-166

Живопись Иеронима Босха в русскоязычных интернет-мемах

Анастасия Г. Шерстнева Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, shastassja@gmail.com

Аннотация. Интернет-мемы - неотъемлемая часть сетевой коммуникации, отражающая настроение части общества через соединение изображения, текста и подразумеваемого контекста употребления. Мемы на основе живописных произведений позволяют вписать полотна старых мастеров в контекст современных социальных дискуссий. Мемы, переосмысляющие наследие Иеронима Босха, занимают особое место в системе такого познания искусства, в пользу чего говорит принадлежность этого художника сразу двум эпохам, Средневековью и раннему Новому времени, что позволяет пользователю Сети активнее перекодировать смыслы. С опорой на концепцию интернет-мема как креолизованного текста вскрывается семантическая продуктивность обращения к наследию Босха. Показано, что восприятие Босха не сводится к акценту на странности или неоднозначности его образов. Напротив, пользователи Сети проникают за поверхность отдельных образов и вскрывают отражение в них кризисной эпохи, в частности, эстетического и этического слома. Образы Босха позволяют истолковать непредсказуемый мир и новые этические императивы социальной жизни.

Ключевые слова: Иероним Босх, мем, коммуникация, креолизованный текст, сетевые сообщества

Для цитирования: Шерстнева А.Г. Живопись Иеронима Босха в русскоязычных интернет-мемах // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 4. С. 152-166. Б01: 10.28995/20736401-2023-4-152-166

© Шерстнева А.Г., 2023

Painting by Hieronymus Bosch in Russian Internet memes

Anastasiya G. Sherstneva Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, shastassja@gmail.com

Abstract. Internet memes are an integral part of online communication, reflecting the mood of a part of society through the combination of image, text and implied context of use. Memes based on pictorial works make it possible to fit the paintings of old masters into the context of contemporary social discussions. Memes reinterpreting the legacy of Hieronymus Bosch have a distinctive place in the system of such knowledge of art, which is supported by the fact that the artist belonged to two epochs at a time, the Middle Ages and early Modern Times, which allows the Web user to recode meanings more actively. Based on the concept of the Internet meme as a creolized text, the semantic productivity of referring to Bosch's legacy is discovered. It is demonstrated that the perception of Bosch is not reduced to an emphasis on the strangeness or ambiguity of his images. On the contrary, the users of the Web penetrate beyond the surface of individual images and uncover the reflection in them of the crisis epoch, in particular, of the aesthetic and ethical breakdown. Bosch's images allow for the interpretation of an unpredictable world and new ethical imperatives of social life.

Keywords: Hieronymus Bosch, meme, communication, creolized text, web communities

For citation: Sherstneva, A.G. (2023), "Painting by Hieronymus Bosch in Russian Internet memes", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 4, pp. 152-166, DOI: 10.28995/2073-6401-2023-4152-166

Термин «мем» был введен Ричардом Докинзом в 1976 г. для обозначения «нового репликатора», т. е. «единицы передачи культурного наследия» или «единицы имитации» [Докинз 2016]. В своем труде «Эгоистичный ген» ученый проводит параллель между генетической и культурной эволюцией:

Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое с помощью сперматозоидов или яйцеклеток, мемы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией [Докинз 2016].

Сам термин был создан, как рифмующееся со словом «ген» сокращение от «мимема» («единица подражания»), от греческого глагола «цгцеоцш» - «подражать». Мемами, то есть единицами культурной информации в понимании Докинза, могут быть анекдоты, насвистываемый мотив популярной песни, рецепты блюд, деталь гардероба, идеи, курсирующие в научной среде, сцена из кинофильма, религия. Одним словом, все культурное наследие человечества представляет из себя мемофонд - свод мемов и мемо-комплексов (групп взаимосвязанных мемов), прошедших, подобно генам, естественный отбор на пути развития цивилизации.

Изучение содержания человеческого сознания как совокупности мемов - усвоенных правил, образов, идей и знаков, распространилось в мировой науке в 1980-1990-х гг. и получило, благодаря одному из исследователей - американскому физику и информатику Дугласу Хофштадтеру, название «меметика». Несмотря на то что меметика в настоящее время имеет спорный научный статус из-за стремления к всеохватности, универсальности и одновременно к абстрактной умозрительности [Шомова 2015, с. 31], у этой теории есть преданные поклонники среди исследователей и популяризаторов науки. Таков Дэниэл Деннет, рассматривающий «заражение» мемами как ключевой механизм формирования человеческого мышления [Деннет 2021], и Сьюзен Блэкмор в своей работе «Машина мемов», предельно расширившая горизонты меметики, требуя понимать под мемами любую информацию, передающуюся от человека к человеку [Blackmore 1999]. Однако чаще всего в повседневной речи термин «мем» используется в более узком значении - для обозначения интер-нет-мема, ставшего неотъемлемой частью коммуникации в цифровой культуре.

С.В. Тихонова и Д.С. Артамонов в работе «Историческая память в социальных медиа» определяют интернет-мем как

...инструмент сетевой коммуникации, передающий информацию в виде текста и/или графического изображения, содержащую в себе историю об объекте, который она представляет, несущую определенный смысл и имеющую значение для субъекта, который использует ее в качестве эмоционально окрашенного сообщения [Тихонова, Артамонов 2021, с. 95].

Залогом его колоссальной популярности является вирус-ность, то есть быстрое, не поддающееся контролю распространение в цифровом пространстве, а также, по утверждению Светланы Шомовой, автора монографии «Мемы, как они есть» в

информации «сжатой до молекулы», которая «быстро считыва-ется, позволяет отличить "своих" от "чужих", обладает привлекательной упаковкой и проста для воспроизведения...» [Шомова 2018, с. 12]. Таким образом, мем вводит информацию в жизнь эволюционирующих сообществ и выстраивает их совместное переживание смысла.

К визуальным отечественным мемам доцифровой эры можно отнести, например, карикатуры, шаржи и, конечно, плакат - один из важнейших инструментов конструирования реальности в советскую эпоху. «Он кричит с забора, со стены, с витрины. Он нагло прыгает прохожему в зрачки», - писал о советском плакате критик Вячеслав Полонский [Полонский 1925, с. 7]. В XXI в. пользователям сети «нагло прыгают в зрачки» множество модифицированных версий плаката. И тот и другой чаще всего относятся к «креолизованным текстам» - данный термин впервые использовали в своей работе психолингвисты Ю.А. Сорокин и Е.Ф. Тарасов [Сорокин, Тарасов 1990] для определения текста, состоящего из двух разных, негомогенных частей. В случае плакатов и мемов - иконической (изображения) и вербальной (текста). От своего прототипа современные креолизованные тексты отличаются скоростью распространения и анонимностью. Открытый призыв и агитация сменился иронией; единый идеологический центр - множеством платформ с разными мировоззренческими установками.

Мемы, опирающиеся на живописные произведения, как правило, также относятся к креолизованным текстам. Накладывая на цифровую репродукцию живописной работы свой текст, анонимный автор создает продукт, актуализирующий произведение и вписывающий его в современный контекст. Исследование 2022 г. Софии Влахоу и Микаэля Панагополуса [Vlachou, Panagopoulos 2022] показывает корреляцию между популярностью мемов и положительными эмоциями публики, увидевшей оригинал в музее. Вдохновляясь таким успехом вирусного типа сообщения, музеи начали использовать мемы для привлечения аудитории. Показательно, что в 2023 г. на просторах рунета за-вирусился мем, отражающий этот современный тренд - «ЧЗХ? Люди на полном серьезе по 2-3 часа смотрят на шаблоны для мемов без подписи?» (рис. 1).

Иероним Босх превратился в востребованный материал для создания мемов во многом благодаря ресурсу необъяснимого в его творчестве, что делает рассматривание мемов увлекательным и эмоционально насыщенным. Исследовательница Валерия Косяко-ва также отмечает парадоксальность произведений живописца:

чзк? люди не полном серьезе

по 2-3 часа смотрят на шаблоны |для мемов Вез подписей

Рис. 1. Мем «ЧЗХ? Люди на полном серьезе...» URL: https://pikabu.ru/story/gde_ya_10405217 2023 (дата обращения 15 августа 2023)

Вместе с попранием и поруганием глупости в любых проявлениях, он охотно использует и культивирует фривольную эстетику, основанную на карнавальной игривости визуальных каламбуров. Чувство напряжения меж полюсами противоположных значений и неожиданных коннотаций пронзает творчество Босха [Косякова 2020, с. 430].

Мир, созданный этим художником на полотнах, стал нарицательным обозначением чего-то странного, чудовищного, архаичного и при этом принадлежащего не мифологии, а истории.

Поскольку объектом данного исследования являются интер-нет-мемы, созданные на основе произведений Иеронима Босха, необходимо отметить меметичность самого имени нидерландского мастера. В российской сетевой культуре, благодаря схожести звучаний, слово «Бог» подменяется «Босхом», придавая ироничный оттенок высказыванию - «Босх с ним!», «Не дай Босх!», «Слава Босху!». Десакрализировано на просторах Интернета и знаменитое высказывание А. В. Суворова, превращенное в меметическое именование художника: «Мы русские, с нами Босх!» Художнику также уступил пальму первенства Франц Кафка - писатель, имя которого часто употребляется для обозначения субъективного восприятия абсурда окружающей действительности, что отразилось в расхожем высказывании: «Это уже даже не Кафка, это Босх!»

Основной площадкой по распространению «босхианских» мемов является паблик «Страдающее Средневековье», изначально созданный молодыми медиевистами для размещения картинок со смешными подписями на основе средневековых маргиналий и со временем превратившийся в масштабный образовательный проект. Примечательно, что в предисловии к полноценной монографии «Страдающее Средневековье» авторы называют само Средневековье мемом, «набором образов, вокруг которых не умолкают споры». Следует оговорить, что работы Иеронима Босха хронологически относятся к Северному Возрождению, сочетая в себе влияние двух эпох - уходящих Средних веков и наступающего Нового времени. Но эти работы лучше всего отражают идею «кризиса Средневековья» как она существует в том числе в массовом сознании.

Иероним ван Акен родился примерно в то время, когда Иоганном Гутенбергом был изобретен книгопечатный станок (изобретение Гутенберга датируется серединой 1440-х гг., дата рождения художника - около 1450 г.), т. е. жизнь художника пришлась на становление, по выражению Маршала Маклюэна «Галактики Гутенберга» [Маклюэн 2004]. Конец ХХ - начало XXI в. - время очередного культурного слома, когда на смену человеку печатной культуры приходит человек цифровой культуры. Люди, находящиеся в постоянном стрессе из-за невозможности усвоить и переработать информацию, поступающую бесконечным потоком, по утверждению Элвина Тоффлера [Тоффлер 2008], не успевающие подстраиваться под ее метаморфозы, возможно, на интуитивном уровне оказались особенно восприимчивы к главному и легко считываемому элементу босхианской живописи - апокалиптическому восприятию мира. Отличие заключается в том, что главная фобия человека XXI в. - рукотворный ад, созданный в результате игнорирования экологических проблем, войны искусственного интеллекта против своего создателя, экспериментов с опасными вирусами.

Своего рода реакцией на бешеный ритм жизни, культуру потребления и перенасыщенность информационного поля стало стремление к «простой жизни». Все чаще в информационном пространстве появляются инфлюэнсеры - лидеры мнений, призывающие отказаться от употребления продуктов животного происхождения, минимизировать отходы своей жизнедеятельности и отдать предпочтение минимализму как стилю жизни. На платформе УоыТыЬв с каждым годом появляется все больше каналов, пропагандирующих осознанный образ жизни, единение с природой, концентрацию на самой важной, духовной сфере жизни человека, которая на может быть достигнута без определенной доли аскезы. Видеоролики на этих каналах по своему настрою и внутреннему со-

держанию перекликаются с самым идиллическим произведением Босха - «Святой Иоанн на Патмосе» (рис. 2, 3). Примечательно, что сам Иероним Босх состоял в католическом движении «Новое благочестие», достигшем своего расцвета в XV в. в основном в Нидерландах и Германии, выступавшем за религиозную реформу и ставшем в некотором смысле предтечей Реформации. Подвергая тогдашнюю Церковь критике, данное движение призывало к обновлению путем возвращения к подлинной вере и простоте жизни. Этот нюанс еще больше актуализирует творчество художника в современном мире.

Рис. 2. «Святой Иоанн на Патмосе» (1504-1505), Иероним Босх URL: https://art.biblioclub.ru/ picture_6664_svyatoy_ioann_na_ patmose/ (дата обращения 15 августа 2023)

Рис. 3. Кадр из видеоролика

«Путешествие к простой и стабильной жизни» (2019) URL: https://www.youtube.com/ watch?app=desktop&v=X7tzLezgws8 (дата обращения 15 августа 2023)

Резкий слом представлений о дозволенном и о личных границах, эмоциональная нестабильность, нарастающая в современной цивилизации, связаны и с переосмыслением человеческих взаимоотношений на глобальном уровне. Люди XXI в. живут в мире, постепенно отвоевываемом «новой этикой». Деконструируя патриархальную модель, в рамках которой человеческое общество существовало всю прежнюю письменно зафиксированную историю, она переосмысляет взаимоотношения между людьми и формирует новый моральный кодекс, подвергая ревизии всю культуру. То, что

еще вчера было позволительно или, по крайней мере, не считалось серьезным проступком в глазах общественности, сегодня вызывает осуждение и может повлиять на репутацию и финансовое положение. Необходимость подстраиваться под новый регламент провоцирует стрессовые ситуации в социуме, служит катализатором конфликтов, а низвержение старых идеалов и авторитетов ведет к утрате, казалось бы, незыблемых ориентиров.

Так, значительная часть внутреннего содержания живописных полотен мастера на эмоциональном уровне оказалась созвучна человеку сегодняшнего дня, а босхианская эстетика, подобно вирусу, инфицировала современную культуру. Этим объясняется востребованность автора в качестве источника интернет-мемов. Босх воспринимается кинематографично, не как зарисовки, а как кадры или «скрины» странного действа.

Страх перед меняющимися нормами, включая границы личного и общественного, и перед бесконечным потоком разнообразной, зачастую противоречащей друг другу информацией - один из основных мотивов безымянных авторов «босхианских» мемов. Например, мем «Весь мир - это картина Босха, а ты - просто маленькая нерпа на ней, которая не понимает, что происходит» (рис. 4) - отсылка к комедии Уильяма Шекспира «Как вам это понравится» - «Весь мир театр, а люди в нем - актеры». Автор мема местоимением «ты» выделил каждого отдельно взятого человека, потерянного в сложном и непонятном ему мире.

Рис. 4. Мем «Все мы немного нерпы» URL: https://pikabu.ru/story/vse_myi_nemnogo_nerpyi_9069347 (дата обращения 15 августа 2023)

Рис. 5. Мем «Имя Иероним вам что-нибудь говорит?» URL: https://pikabu.ru/story/ibragim_boskh_9290159 (дата обращения 15 августа 2023)

Еще один мем - «Имя Иероним вам что-нибудь говорит? -Прекрасное имя» (рис. 5) эксплуатирует репутацию Босха и связывает уже первое имя художника с «безумным миром» живописца, находящего свои отголоски в современной автору реальности. Текст мема - парафраз на видеомем «Дама в красном кандибобере», на котором женщина в красном головном уборе произносит запутанный текст, в том числе фразу «Имя Ибрагим вам о чем-нибудь говорит? - Прекрасное имя». Здесь как бы уже не герои полотен Босха, а сам художник теряется в мире абсурда.

Сложность мира, созданного Босхом на полотнах, неспособность современного зрителя расшифровать полностью его произведения из-за частичной утраты «ключей» к его творчеству - знаний об обычаях, устное народное творчество и др. - также являются предметом рефлексии в мемах. Примером могут служить мемы «Кто последний к Босху за разъяснениями?» (рис. 6) и «Каждый раз, как кто-то говорит, что не понимает современное искусство, мне хочется спросить, а что, вы ренессанс, что ли, понимаете?» (рис. 7). Последний мем поднимает вопрос о восприятии искусства массовым зрителем, с одной стороны, а с другой стороны, вписывает художника уже в культуру Ренессанса.

Рис. 6. Мем «Кто последний в очереди за разьяснениями?» URL: https://pikabu.ru/story/razbor_mema_sad_zemnyikh_ naslazhdeniy_chast_1_6571818 (дата обращения 15 августа 2023)

Рис. 7. Мем «Каждый раз, когда кто-то говорит...» URL: https://pikabu.ru/story/chto_khotel_skazat_avtor_4702184 (дата обращения 15 августа 2023)

Присутствует среди «босхианских» мемов и бытовая тема, связанная опять же с новыми правилами проведения границ между людьми - давка в маршрутках, ограничения периода пандемии ко-ронавируса, дальнейшая индивидуализация стиля поведения. Однако и здесь построение живописных полотен Босха подчеркивает абсурдность мира, в котором большинство людей не могут сразу начать соответствовать новым требованиям. «Дорогая, пойми: у них цифровые пропуска, им можно» выстроен на основе фрагмента изображения центральной части триптиха «Сад земных наслаждений», где одна любовная пара заключена в сферу, в то время как остальные резвятся в воде и среди гигантских птиц.

Мем «По-моему, ты оделся слегка вызывающе. - Фигня! Через месяц так будут ходить все!» (рис. 8) напоминает советские карикатуры на стиляг из журнала «Крокодил»; однако учитывая гипертрофированно экстравагантный внешний вид демонических созданий, абсурд проникает и сюда. В мире времен пандемии никакой вестиментарный канон не может быть объявлен вполне серьезным, равно как и осуждение этого канона может принадлежать только к дискурсивным, а не к дисциплинарным практикам.

Рис. 8. Мем «По-моему, ты оделся слегка вызывающе» URL: https://pikabu.ru/story/moda_v_budushchem_8749797 (дата обращения 15 августа 2023)

Мем, относящийся к десакрализации социальных ритуалов гордости «Только шашка казаку во степи подруга! Ты пьян, слезай», работает по тому же принципу, что и фраза «Мы русские, с нами - Босх!» (рис. 9), где патетичность снижается и на место гордости становится ее противоположность - напряженное осознание текущей ситуации. Так мем возвращается к своей начальной природе программирования текущего хода эволюции.

Рис. 9. Мем «Только шашка казаку во степи подруга» URL: https://pikabu.ru/story/leysya_pesnya_8854947 (дата обращения 15 августа 2023)

Изучая сетевое творчество по мотивам произведений художника, нельзя обойти вниманием и фотографии пользователей, с помощью подручных средств воспроизводящих образы с живописных полотен в интерьерах собственных жилищ. Сообщество «Изоизоляция», появившееся в самый разгар пандемии корона-вируса в марте 2020 г., стало отражением арт-терапии, проводимой людьми на карантине, и стремлением справиться с тревогой через карнавализацию быта. Как отмечают организаторы группы в своей книге:

В самом деле, когда еще главный бухгалтер или топ-менеджер могут позволить себе завернуться в простыню и надеть на голову тазик? Разве что на корпоративе или дружеской вечеринке. В нашем случае этот костюмированный балаган проходит публично. Карантин продиктовал домашний формат флешмоба, а он, в свою очередь, позволил смешно и раскрепощенно выступить перед многомиллионной аудиторией и при этом остаться под защитой родных стен1.

Неудивительно, что среди наиболее завирусившихся работ особой популярностью пользовались имитации «под Босха». Дан-

1 Изоизоляция / Колл. авт. М.: АСТ, 2020. 180 с. Электронное издание на платформе LitRes.

ные визуальные эксперименты построены на диалоге между двумя эпохами через воспроизведение - меметичное изображение Босха подвергается переосмыслению, в результате чего появляется новый мем-изображение. В дальнейшем на основе этого мема будут создаваться мемы - креолизованные тексты - путем добавления вербальной составляющей.

Таким образом, мемы на основе работ Иеронима Босха (как и на основе других живописных произведений) строятся, за редким исключением, в соответствии с концепцией Ролана Барта, выдвинутой в эссе «Смерть автора» [Барт 1994], где смысл текста-изображения заложен во впечатлении читателя/зрителя/ производителя мемов. Это впечатление и ассоциация вкладываются в мем и передаются по цепочке другим пользователям. Создание мемов - процесс, стирающий границы между автором и потребителем, так как в любой момент они могут поменяться местами в процессе коммуникации - в ветках с сообщениями под опубликованной работой появляются множество альтернативных вариантов, превращая все происходящее в игру, обеспечивающую бесконечную эволюцию самой цифровой культуры. При этом особая популярность работ Босха в интернет-среде построена на неосознаваемом созвучии эпох, а потому «осмысление» его живописных произведений происходит через экзистенциальный кризис, страх и бессилие перед наступающей реальностью.

Источники

Изоизоляция / Колл. авт. М.: АСТ, 2020. 180 с. Электронное издание на платформе LitRes.

Литература

Барт 1994 - Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика.

Поэтика. М.: Прогресс, 1990. С. 384-391. Деннет 2021 - Деннет Д. Разум от начала и до конца. М.: Бомбора, 2021. 528 с. Докинз 2016 - Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Corpus, АСТ, 2016. Электронное

издание на платформе LitRes. Косякова 2020 - Косякова В. Код Средневековья. Иероним Босх. М.: АСТ, 2020. 432 с.

Маклюэн 2004 - Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной

культуры. К.: Ника-Центр «Эльга», 2004. 432 с. Полонский 1925 - Полонский В. Русский революционный плакат. М.: Государственное издательство, 1925. 192 с.

Сорокин, Тарасов 1990 - Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Высшая школа, 1990. C. 180-186.

Тихонова, Артамонов 2021 - Тихонова С.В., Артамонов Д.С. Историческая память в социальных медиа. СПб.: Алетейя, 2021. 260 с.

Тоффлер 2008 - Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008. 560 с.

Шомова 2015 - Шомова С.А. Политический интернет-мем: сущность, специфика, разновидности // Бизнес. Общество. Власть. 2015. № 22. C. 28-41.

Шомова 2018 - Шомова С.А. Мемы как они есть. М.: АспектПресс, 2018. 136 с.

Blackmore 1999 - Blackmore S. The Meme Machine. Oxford: Oxford University Press, 1999. 264 p.

Vlachou, Panagopoulos 2022 - Vlachou S, Panagopoulos M. An Examination of Classical Art Impact and Popularity through Social Media Emotion Analysis of Art Memes and Museum Posts // Information. 2022. URL: https://sciprofiles.com/publication/ View/3f6b2ec02020e8a5e4e54da8d98dbc59 (дата обращения 9 августа 2023).

References

Barthes, R. (1990), "The death of an author", Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika [Selected works: Semiotics. Poetics]. Moscow: Progress Publ.

Blackmore, S. (1999), The Meme Machine, Oxford University Press, Oxford, UK.

Dennett, D. (2021), From Bacteria to Bach and Back, Bombora, Moscow, Russia.

Dawkins, R. (2016), The Selfish Gene, Corpus, AST, Moscow, Russia.

Kosyakova, V. (2020), Kod Srednevekov'ia. Ieronim Boskh [Code of the Middle Ages. Hieronymus Bosch], AST, Moscow, Russia.

McLuhan, M. (2004), Galaktika Gutenberga. Sotvorenie cheloveka pechatnoi kul'tury [The Gutenberg Galaxy. Creation of the print culture man], Nika-Tsentr "El'ga", Kiev, Ukraine.

Polonsky, V. (1925), Russkii revoliutsionnyi plakat [Russian revolutionary poster], Gosudarstvennoe izdatel'stvo, Moscow, Russia.

Sorokin, Yu.A. and Tarasov, E.F. (1990), "Creolized texts and their communicative function", Optimizatsiia rechevogo vozdeistviya [Optimization of speech influence], Vysshaya shkola, Moscow, Russia, pp. 180-186.

Tikhonova, S.V.and Artamonov, D.S. (2021), Istoricheskaya pamyat' v sotsial'nykh media [Historical memory in social media], Aleteiya, St. Petersburg, Russia.

Toffler, E. (2008), Shok budushchego [Shock of the future], AST, Moscow, Russia.

Shomova, S.A. (2015), "The political internet meme: essence, characteristics, types", Biznes. Obshchestvo. Vlast', no. 22, pp. 28-41.

Shomova, S.A. (2018), Memy kak oni est' [Memes as they are], AspectPress, Moscow, Russia.

Vlachou, S. and Panagopoulos, M. (2022), "An Examination of Classical Art Impact and Popularity through Social Media Emotion Analysis of Art Memes and Museum Posts", Information, no. 13 (10), available at: https://sciprofiles.com/publication/ view/3f6b2ec02020e8a5e4e54da8d98dbc59 (Accessed 9 August 2023).

Информация об авторе

Анастасия Г. Шерстнева, аспирант, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Москва, Миусская площадь, д. 6; Shastassja@gmail.com

Information about the author

Anastasiya G. Sherstneva, postgraduate student, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; Shastassja@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.