Научная статья на тему 'МЕМ КАК ВИРУС ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ'

МЕМ КАК ВИРУС ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
403
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МЕМ / ВИРУС / СЕМИОТИКА / КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ / КАЛАМБУР / МЕМЕТИКА / ИМИДЖБОРД / ВИДЕОХОС ТИНГ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фомин Андрей Геннадьевич, Габитов Шамиль Рафикович

Рассма тривается роль мема в коммуникации пользова т елей Всемирной паутины Мем - это феномен, который преимущественно ассоциируется с современностью, однако по сути прослеживается в человеческой культуре давно, задолго до появления самого термина. С древних времен человеку разумному было свойс твенно творчески выражать свои мысли, некоторые из них и по сей день нам извес тны в виде народных сказаний, пословиц и поговорок, произведений живописи и других проявлений искусства, каждое из которых в своей сути несло определенную идею. Описывается происхождение термина «мем», его дальнейшее преобразование в интернет-мем в силу активного упо требления в коммуникации пользователей в интернет-пространстве, сравниваются подходы отечественных и зарубежных исследователей к определению статуса мема вообще и интернет-мема в частности. Одним из важнейших элементов исследования выступает рассмотрение явления интернет-мема с позиции семиотики. Приводится трактовка феномена интернет-мема, сопос т авление его с вирусом, исходя из общих характеристик данных явлений, включающих потребность быть переданным другим носи телям для репродукции. Интернет-мем подразумевае т несколько основных разновидностей, различающихся между собой по форме, к ним относятся: текстовый мем, мем-изобра жение, медиамем и креолизованный текст, являющийся наиболее распространенной среди пользователей формой в интернет-коммуникации. Крео-лизованный текст представляет собой комбинацию вербальных и невербальных (иконических) знаков. Использование креолизованного текста значительно увеличивает эффективность распрос транения мема среди пользователей сети Интернет за счет его большей выразительности. Наглядно проиллюс трировано, на чем основывае тся и как осуществляется процесс репликации интернет-мемов, в котором может принимать участие любой пользователь интернета. Приведен подробный анализ разнообразных интернет-мемов, отождествляемых с различными сферами жизни общес тв а, например рекламой, поли тической пропагандой и т.д. Интернет-мем способен преобразовываться под воздейс твием социокультурных и общественно-политических явлений, к ко торым изначально не имел никакого отношения. Интернет-мем, выс тупая аналогом вируса в коммуникации, вовсе не перенимает его сугубо отрицательную конно т ацию, а представляет собой одно из уникальных и эффективных современных средств общения в интернете и за его пределами, которое сущес твенно упрощае т взаимодейс твие носителей разных языковых культур, в том числе и благодаря наличию юморис тической окраски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEME AS A VIRUS OF INTERNET COMMUNICATION

The article aims to identify the role of memes in internet communication. A meme is a phenomenon that is mainly associated with modernity, but in its essence can be traced in human culture long before the appearance of this term itself. Since ancient times, it has been common for a man to creatively express his thoughts, some of them are still known to us in the form of folk tales, proverbs and sayings, paintings and other pieces of art, each of which in its essence carried a certain idea. The article described the origin of the term "meme" as such, as well as its further transformation into an "Internet meme" through active interaction between users on the Internet, compared the approaches of Russian and foreign researchers to determining the status of a meme in general and an Internet meme in particular. One of the most important elements of the study was the analysis of Internet meme phenomenon from the perspective of semiotics. The authors gave their own interpretation of the phenomenon of the Internet meme, comparing it with a virus, based on the general property of these phenomena which consists in the need to transfer to new carriers to reproduce. The Internet meme implies several main varieties that differ in their form, these include: text meme, image meme, media meme and creolized text, which is the most common form of Internet communication among users. Creolized text is a combination of verbal and nonverbal (iconic) signs. The use of creolized text significantly increases meme distribution among web users due to its greater expressiveness. The article clearly illustrated what the process of replication of Internet memes is based on and how it is carried out, in which any Internet user is able to participate. The authors also provided a detailed analysis of various Internet memes identified with various spheres of society, e.g., advertising, political agenda, etc. An Internet meme can be transformed under the influence of social, cultural and political phenomena, to which it initially had nothing to do. Internet meme, on the one hand, acting as an analogue of the virus in communication, does not at all adopt its purely negative connotation, but represents one of the unique and effective modern means of communication on the Internet and beyond, which significantly simplifies the interaction of speakers of different linguistic cultures, including due to its humorous coloring.

Текст научной работы на тему «МЕМ КАК ВИРУС ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ»

Язык и культура. 2023. № 61. С. 63-85 /Language and Culture. 2023;61: 63-85

Научная статья

УДК 81

doi: 10.17223/19996195/61/5

Мем как вирус интернет-коммуникации Андрей Геннадьевич Фомин1, Шамиль Рафикович Габитов2

1 2 Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия,

1 andfomin67@mail.ru

2 shamil9907@mail.ru

Аннотация. Рассматривается роль мема в коммуникации пользователей Всемирной паутины. Мем - это феномен, который преимущественно ассоциируется с современностью, однако по сути прослеживается в человеческой культуре давно, задолго до появления самого термина. С древних времен человеку разумному было свойственно творчески выражать свои мысли, некоторые из них и по сей день нам извес тны в виде народных сказаний, пословиц и поговорок, произведений живописи и других проявлений искусства, каждое из которых в своей сути несло определенную идею.

Описывается происхождение термина «мем», его дальнейшее преобразование в интернет-мем в силу активного употребления в коммуникации пользователей в интернет-пространстве, сравниваются подходы отечественных и зарубежных исследователей к определению статуса мема вообще и интернет -мема в частности. Одним из важнейших элементов исследования выступает рассмотрение явления интернет-мема с позиции семиотики. Приводится трактовка феномена интернет-мема, сопоставление его с вирусом, исходя из общих характеристик данных явлений, включающих потребность быть переданным другим носителям для репродукции.

Интернет-мем подразумевает несколько основных разновидностей, различающихся между собой по форме, к ним относятся: текстовый мем, мем-изобра жение, медиамем и креолизованный текст, являющийся наиболее распространенной среди пользователей формой в интернет-коммуникации. Крео-лизованный текст представляет собой комбинацию вербальных и невербальных (иконических) знаков. Использование креолизованного текста значительно увеличивает эффективность распространения мема среди пользователей сети Интернет за счет его большей выразительности.

Наглядно проиллюстрировано, на чем основывается и как осуществляется процесс репликации интерне т-мемов, в котором может принимать участие любой пользователь интернета. Приведен подробный анализ разнообразных интернет-мемов, отождествляемых с различными сферами жизни общества, например рекламой, политической пропагандой и т.д. Интернет-мем способен преобразовываться под воздействием социокультурных и общественно-политических явлений, к которым изначально не имел никакого отношения. Интернет-мем, выступая аналогом вируса в коммуникации, вовсе не перенимает его сугубо отрицательную коннотацию, а представляет собой одно из уникальных и эффективных современных средств общения в интернете и за его пределами, ко торое сущес твенно упрощает взаимодейс твие носи телей разных языковых культур, в том числе и благодаря наличию юмористической окраски.

Ключевые слова: интернет-мем, вирус, семиотика, креолизованный текст, каламбур, меметика, имиджборд, видеохостинг

© А.Г. Фомин, Ш.Р. Габитов, 2023

Для цитирования: Фомин А.Г., Габитов Ш.Р. Мем как вирус интернет -коммуникации // Язык и культура. 2023. № 61. С. 63-85. doi: 10.17223/19996195/61/5

Original article

doi: 10.17223/19996195/61/

Meme as a virus of internet communication Andrey G. Fomin1, Shamil R. Gabitov2

12 Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

1 andfomin67@mail.ru

2 shamil9907@mail.ru

Abstract. The article aims to identify the role of memes in internet communication. A meme is a phenomenon that is mainly associated with modernity, but in its essence can be traced in human culture long before the appearance of this term itself. Since ancient times, it has been common for a man to creatively express his thoughts, some of them are still known to us in the form of folk tales, proverbs and sayings, paintings and other pieces of art, each of which in its essence carried a certain idea.

The article described the origin of the term "meme" as such, as well as its further transformation into an "Internet meme" through active interaction between users on the Internet, compared the approaches of Russian and foreign researchers to determining the status of a meme in general and an Internet meme in particular. One of the most important elements of the study was the analysis of Internet meme phenomenon from the perspective of semiotics. The authors gave their own interpretation of the phenomenon of the Internet meme, comparing it with a virus, based on the general property of these phenomena which consists in the need to transfer to new carriers to reproduce.

The Internet meme implies several main varieties that differ in their form, these include: text meme, image meme, media meme and creolized text, which is the most common form of Internet communication among users. Creolized text is a combination of verbal and nonverbal (iconic) signs. The use of creolized text significantly increases meme distribution among web users due to its greater expressiveness.

The article clearly illustrated what the process of replication of Internet memes is based on and how it is carried out, in which any Internet user is able to participate. The authors also provided a detailed analysis of various Internet memes identified with various spheres of society, e.g., advertising, political agenda, etc. An Internet meme can be transformed under the influence of social, cultural and political phenomena, to which it initially had nothing to do. Internet meme, on the one hand, acting as an analogue of the virus in communication, does not at all adopt its purely negative connotation, but represents one of the unique and effective modern means of communication on the Internet and beyond, which significantly simplifies the interaction of speakers of different linguistic cultures, including due to its humorous coloring.

Keywords: internet meme, virus, semiotics, creolized text, pun, memetics, image board, video hosting

For citation: Fomin A.G., Gabitov Sh.R. Meme as a virus of internet communication. Language and Culture, 2023, 61, рр. 63-85. doi: 10.17223/19996195/61/5

Введение

На сегодняшний день широкое распространение мемов в виртуальном пространстве давно успело стать повседневностью. В том или ином виде интернет-мемы даже начинают проникать в общение за пределами сети Интернет. Тем не менее вопросы трактовки интернет-мема как феномена до сих пор остаются актуальными. Мемы как феномен, ставший повсеместно известным в среде молодежи и распространившийся главным образом посредством Всемирной паутины, представляют собой любопытный пример того, как понятие, изначально разработанное и описанное исключительно в научной среде, обрело несколько иную интерпретацию в период бурного развития компьютерных технологий: подавляющее большинство наших сограждан, услышав это слово, вероятнее всего, посчитают, что речь идет именно об интернет-меме.

Подобное положение дел сегодня совершенно не вызывает никаких вопросов у простых граждан, пользующихся интернетом (а количество таковых, как известно, неуклонно растет и едва ли перестанет расти с учетом нынешнего уровня развития технологий и глобализации), а скорее воспринимается как данность, так как мемы в интернете давно перестали быть неотъемлемой частью тех или иных субкультур и перекочевали в обиход электронных изданий различных средств массовой информации, где их используют не только в качестве иллюстрации специфических аспектов современного молодежного сленга, но и как полноценный инструмент эмоционального воздействия на потенциального читателя. Данное обстоятельство оказывается по своей сути неминуемым, ведь любое событие, попавшее в информационное пространство, может стать мемом, и, что характерно, его распространение по сети может оказаться как спонтанным явлением, так и плодом кропотливой работы профессионалов в сфере РЯ или, например, политических технологий.

Примечателен тот факт, что внушительная часть интернет-мемов одинаково известна повсеместно вне зависимости от языка оригинала, что очевидно свидетельствует не только о неизбежности глобализации в общем, но и конкретно о растущей эффективности процессов межкультурной коммуникации.

Однако рассмотрим ситуацию с самих ее истоков. Итак, мем -это феномен, который преимущественно ассоциируется с современностью, однако по своей сути прослеживается в человеческой культуре задолго до появления самого данного термина. С древних времен человеку разумному было свойственно творчески выражать свои мысли, некоторые из них и по сей день нам известны в виде народных сказаний, пословиц и поговорок, произведений живописи и других проявле-

ний искусства, каждое из которых в своей сути несло определенную идею. Подобно тому как кирпичное строение состоит из множества кирпичей, так и отдельные проявления нашей культуры и культура в целом также состоят из некоего материала. Этот материал составляет основу того фундамента, на котором выстроены проявления культуры, определенный набор мельчайших смысловых единиц, сумма которых преобразуется в культурные концепты человеческого общества. Иначе говоря, можно выделить мельчайшие единицы информации, представляющие культурную ценность. Такими единицами могут выступать именно мемы.

Методология исследования

Методологическая основа данного исследования включает концепции выделения и описания явления мема в работах отечественных и зарубежных авторов. Для подробного обсуждения данного феномена следует проследить историю искомого термина в научной среде. В 1976 г. свет увидел научно-популярный труд Ричарда Докинза под названием «Эгоистичный ген». Именно благодаря ему известность обрели как сам ученый, так и предложенный им термин «мем», который рассматривался в первую очередь как понятие, аналогичное гену, однако если последний служит базовой единицей хранения и передачи биологической информации, то первый выполняет ту же самую роль, но уже по отношению к информации, значимой для определенной культурной традиции и способной быть воспринятой иными культурами.

Как некая единица информации, являющаяся важной для культуры, мем по сути представляет собой любую идею, символ, манеру или даже образ действия, который передается посредством множества способов, как то: речи, письма, ритуалов, жестов, или, например, учитывая специфику передачи информации в наш век, видео. Р. Докинз утверждал, что примерами мемов служат мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок. Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое с помощью сперматозоидов или яйцеклеток, мемы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией [1].

Таким образом, помимо непосредственно идей также допускается причисление к мемам и конкретных проявлений поведения человека. Исходя из положений Докинза, Р. Броди приводит пример подобного аспекта мема: некоторые женщины носят длинные юбки в одном сезоне, в другом без видимых причин перенимают новый мем и впредь длинным предпочитают короткие [2]. Как видно из вышесказанного, при описании мема Докинзом выделяется множество сходств с наукой

биологией, ведь мемы, согласно ученому, представителю эволюционной биологии, точно так же, как и гены, подвергаются мутации, искусственной селекции и, разумеется, в первую очередь естественному отбору. При подробном изучении вопроса исследователями также отмечается относительно «нестрогий подход Р. Докинза и его последователей к определению мема». Так, А.Г. Квят отмечает, что подобное рассмотрение обсуждаемого явления приводит к весьма обобщенной его трактовке, исходя из которой допускается, что под мемами можно понимать буквально все, что может быть скопировано одним человеком у другого [3].

Итак, исходя из концепции Докинза, которая позже оформилась в самостоятельную и довольно неоднозначную в научных кругах дисциплину - меметику, мемы существовали в обществе задолго до появления самого термина «мем», и их репродуктивный успех во многом зависел от уровня развития средств коммуникации. По этой причине закономерным следствием появления почты, телеграфа, радио, телевизора, а впоследствии и интернета становится более эффективная передача от индивида к индивиду мемов, причем кроме возможности ретранслироваться практически в любую точку по всей площади земного шара мемы также неизменно обретали и различные графические формы.

Так, Ю.В. Щурина выделяет следующие основные разновидности интернет-мемов: 1) текстовый мем (как правило, представляет собой отдельное слово, словосочетание или фразу: «Доказано британскими учеными...», «Дратути», «Это фиаско братан» и т.д.); 2) мем-изображение (подразделяются на оригинальные изображения, обладающие юмористической окраской, и так называемые фотожабы, т.е. изображения, преобразованные при помощи сторонних программ, например в Adobe Photoshop); 3) медиамем (короткие видеоролики, будь то вырезки из фильмов, сериалов, телепередач, которые также могли подвергнуться монтажу в специализированных компьютерных программах, или оригинальные видеозаписи пользователей); 4) креолизованный мем (один из видов креолизованных текстов. Подобные мемы состоят из двух частей: вербальной (надписи) и иконической (картинки). Пожалуй, именно такую разновидность интернет-мемов можно назвать одной из самых распространенных) [4].

Примечателен и тот факт, что большая часть интернет-мемов всех видов так или иначе имеет юмористическую окраску. Подобная особенность во многом способствует распространению мемов, поскольку общение в интернете располагает к игровой форме [5]. Интер-нет-мем, являясь термином XXI в., обозначает явление спонтанного лавинообразного распространения в интернет-среде какой-либо информации посредством разнообразных способов [6], причем в определенных случаях понятие «интернет-мем» также может включать в себя и непосредственно саму эту информацию.

Поскольку настоящее исследование ставит своей целью выявление роли частного проявления мема, а именно интернет-мема, следует обратиться к более поздним изысканиям в данной области. Отметим, что, согласно мнению современных исследователей, интернет-мемы также следует относить к прецедентным феноменам. Как отмечает Ю.В. Щурина, являясь разновидностью прецедентных феноменов, ин-тернет-мемы сохраняют в себе информацию о том тексте, информационном ресурсе, культурном феномене или историческом событии, который послужил источником для появления мема [4]. Таким образом, интернет-мемы представляют собой «воспроизводимые в актах коммуникации феномены, хорошо известные всем представителям культурно-языкового коллектива» [7]. В этом смысле «любой прецедентный элемент (имя, текст, ситуация) в сжатом виде может передавать информацию о первоисточнике, а иногда о целом культурном или историческом событии. Такой элемент обладает особым типом коннотации -культурным» [8]. Данные умозаключения позволяют сделать вывод о том, что по своей сути мем как прецедентный феномен обладает свойствами, присущими тексту, следовательно, он также, по мнению М. М. Бахтина, представляет собой диалог автора не только с читателем, но и со всей современной, предшествующей и последующей культурой [9]. Подобные свойства описывают интернет-мем как комплексное явление, оказывающее заметное влияние не только на процесс непосредственно коммуникации в интернет-пространстве между пользователями сети, но и на культуру современного общества.

Тем не менее существующая теоретическая база не отменяет многочисленных дискуссий вокруг феномена «мем». При рассуждении о природе мема, его роли в культуре и современной коммуникации некоторые исследователи закономерно обращаются к вдохновленной самим Р. Докинзом меметике. Однако меметика как научная дисциплина и по сей день имеет весьма спорный статус и подвергается критике. Многие западные исследователи отмечают, что сама «идея мемов как культурного аналога генов спорная» [10] и опровергается большинством ученых-биологов. В своей монографии Т. Тайлер указывает, что в отличие от генов мемы не существуют в реальности, это лишь научная абстракция [11], и определенный итог деятельности меметики подводит Б. Эдмондс в статье с красноречивым названием «Выявленное убожество аналогии гена и мема: почему меметика неспособна сама по себе произвести существенных результатов» [12].

Не отстают и отечественные исследователи. В статье Т.Е. Савицкой «Интернет-мемы как феномен массовой культуры» приводится достаточно резкая трактовка: «вся научность» меметики была и остается на уровне яркой остроумной аналогии с «генами-репликаторами». Ме-метика навсегда застряла на уровне блестящего, публицистически

броского сравнения ген-мем-вирус, эксплуатируя при этом все таящиеся в обществе подспудные страхи и опасения по поводу возможности манипуляции сознанием научными методами [13. С. 3].

Косвенно концепцию передачи идей, подобно генам, рассмотрел академик РАН С.Г. Инге-Вечтомов. Он допустил, что хотя мы и не знаем пока закономерностей этого сигнального наследования, но очень много общего между наследованием в популяциях и передачей вот такой вот информации негенетическим путем. Как гены мутируют, так и идеи мутируют. Некоторые опечатки меняют смысл слова, и при переписывании текста вы получаете искаженные тексты, иногда - с другим смыслом... Идеи приходят, минуя границы, и обогащают или разрушают имеющуюся систему идей. При этом в противовес вышесказанному он приводил принцип Вейсмана, согласно которому главное отличие сигнального наследования от классического генетического наследования такое: при стандартном генетическом наследовании не происходит наследования приобретенных признаков [14]. Как видно из данного комментария, хотя прямое сравнение социокультурного явления «мем» и биологического «ген» не вполне целесообразно, отрицать определенные сходства также не приходится.

Однако наибольший интерес для нас представляет критика меме-тики с позиций семиотики, в частности в трудах Т. Дикона, К. Кулла и др. Заключается она в том, что мем является примитивной концепцией знака. Следовательно, мем - это знак без его триадной природы, т.е. он представляет собой деградировавший знак, который сохраняет лишь способность к копированию. Соответственно, в более широком смысле мемы являются объектами копирования, в то время как знаки - объектами перевода и интерпретации [15].

При рассмотрении данных трактовок следует выделить тот факт, что, с одной стороны, опровержение аналогии «мем - ген» демонстрирует нецелесообразность попытки сопоставить социокультурный феномен мема и биологический - гена, с другой - лишь подталкивает к созданию альтернативной аналогии, которая бы в очередной раз выявила очевидные сходства между мемом и вирусом. Для начала сопоставим ген и вирус. В отличие от живых организмов, жизнедеятельность клеток которых обусловлена генами, вирусы в принципе не относятся к живой природе, при этом размножаются они при помощи клеток живых организмов, проникая в них и воспроизводя репликацию, т. е. воссоздавая себе подобных в зараженном организме. Учитывая, что, согласно Т. Дикону [16] и К. Куллу [15], с позиций семиотики мем - это примитивный знак, лишенный своей изначальной природы, главная черта которого - способность к копированию, т.е. размножению (а последнее закономерно производится посредством самих знаков, другими словами, паразитируя на них), напрашивается прямое сопоставление именно вируса и мема, при-

чем не только с точки зрения науки о природе живых организмов - биологии, но и науки о природе знаков - семиотики.

Одной из ключевых деталей, способствующих рассмотрению ин-тернет-мема в качестве вируса в виртуальной коммуникации, является присущий ему процесс репликации. Для наглядной демонстрации авторами были отобраны конкретные примеры, иллюстрирующие особенности функционирования подобного механизма. Материал исследования формировался на основе сплошной выборки с использованием различных интернет-платформ: социальных сетей «ВКонтакте», Twitter, Instagram, видеохостингов и видеостриминговых сервисов Youtube, Twitch, фотохостингов Pinterest, форумов 9gag, Reddit, Pikabu. Помимо непосредственно постов и комментариев членов сообществ, видеороликов и стримов, во внимание принимались и официальные заявления в СМИ. Большинство примеров, приводимых в настоящей статье, представляют собой креолизованный текст (в отдельных случаях - фрагменты веб-страниц) и вынесены в виде иллюстраций к тексту работы.

Методология исследования включает следующие лингвистические методы: описательный, сравнительный, сопоставительный, компонентного анализа, контекстного анализа, направленные на выявление ключевых особенностей интернет-мема, обусловливающих его успешное распространение в интернет-среде и за ее пределами, в частности при рассмотрении процесса репликации.

Исследование и результаты

Мем по Докинзу - это так называемый репликант, как правило, выраженный какой-то идеей (концептом), которая, подобно генам, передается от человека к человеку, эволюционирует и мутирует с тем, чтобы передаваться еще эффективнее [1]. Очевидно, что потребность в передаче новым носителям является определяющей для мема, т. е. его репродуктивная функция - основная, как и у вируса, выступающего биологическим аналогом мема, что видится весьма актуальным в свете недавней ситуацией пандемии. Поэтому полагаем, что, основываясь на репликационной природе, мем можно сравнить с вирусом, практически полностью поразившим интернет-коммуникацию. На данный момент практически невозможно представить интернет-коммуникацию без ин-тернет-мемов. При этом одни области всемирной сети склонны к поражению мемами в большей степени, другие - в меньшей, словно обладают иммунитетом к данному вирусу.

Так, например, наиболее благоприятной средой, стабильно насыщаемой интернет-мемами, выступают столь многочисленные сегодня социальные сети, в которых круглосуточно с помощью всевозможных устройств, в том числе различных гаджетов, пребывают мил-

лионы людей как с целью коммуникации с друзьями и близкими, так и по работе: Twitter, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», и это лишь наиболее известные социальные сети. К ним же можно отнести и так называемые мессенджеры, которые распространены в первую очередь на мобильных устройствах, однако способны применяться и на персональных компьютерах, например WhatsApp, Viber или Telegram. Особняком стоит небезызвестный Instagram, который изначально был приложением для загрузки пользовательских фотографий и коротких видео, а теперь по набору доступных функций стал в один ряд со специализированными приложениями ведущих социальных сетей, некоторые, в частности «ВКонтакте», даже позаимствовали из него отдельные элементы интерфейса.

Те же разделы интернета, которые созданы профессионалами для профессионалов, как правило, в наименьшей степени подвержены обмену мемами, но такая возможность, разумеется, не исключается. Кроме того выделяются и определенные очаги распространения, а именно форумы, чья деятельность в первую очередь завязана на производстве и распространении всевозможных мемов, как 9gag, а также имиджборды, т.е. сетевые форумы для обмена картинками по типу англоязычного 4chan или отечественного «двача» - 2ch. Также весомую роль в распространении мемов играют видеохостинги - сайты, на которых публикуются видео. Самый известный из них, YouTube, по сути, заменивший молодому поколению телевидение, построен в первую очередь на пользовательских видеороликах (на данный момент все крупные СМИ и различного рода компании и корпорации также располагают собственными каналами на данном сервисе) и трансляциях в прямом эфире, многие из которых посвящены видеоиграм. Культура видеоигр в последние годы выросла настолько существенно, что появились специализированные видеостриминговые сервисы во главе с Twitch, на которых ведутся прямые трансляции как ки-берспортивных соревнований, так и «геймплея» (игрового процесса) пользователей, из которых самые популярные стримеры, т.е. пользователи, стабильно ведущие трансляции на сервисе, способны набирать до 660 тыс. зрителей, одновременно смотрящих трансляцию, суммарный же рекорд платформы достигает отметки более чем в 4 млн человек. Сами по себе трансляции, нередко отличающиеся довольно эксцентричными ведущими и изначально предрасположенной к потреблению мемов публикой, значительно повышают шансы на появление новых интернет-мемов, активно публикующихся на других платформах. Наиболее меметические картинки остаются в самом сервисе Twitch в виде «эмодзи» смайликов, с помощью которых пользователи выражают свои эмоции в чате трансляции.

От теоретического поля дискуссии перейдем к более конкретным примерам. Итак, примем на веру утверждение о сопоставимости вируса и мема и попробуем доказать эту точку зрения. В первую очередь необ-

ходимо признать существенную роль мемов как средства межкультурной коммуникации. Возвращаясь к вариантам графического исполнения, стоит отметить явление языковой игры или его конкретного проявления - каламбура. Чем же примечательны каламбуры? Пожалуй, с их помощью мемы способны произвести еще больший эффект.

Рис. 1. Каламбур в виде слияния слов Thor (Тор) и названия известного бренда L'Oreal Paris

Приведем пример каламбура, основанного на слиянии двух слов (см. рис. 1): Thor (Тор) и названия известного бренда L'Oreal Paris. Суть каламбура состоит в шутке на тему того, что в одном из фильмов франшизы «Мстители» герой Криса Хемсворта отрастил настолько длинные волосы, что мог бы открыть собственный бренд косметики. Этот и другие подобные мемы были представлены лично актеру на шоу Конана О'Брайана. Хотя данный интернет-мем, очевидно, обрел популярность в англоязычном интернете, на данный момент и для большинства русскоязычных пользователей будет понятен его смысл. Более того, принцип, на котором построена шутка, активно эксплуатируется пользователями для создания сотен подобных образов. Так, искомый мем «THOR» встраивается в разнообразные графические знаки, которые часто даже не имеют между собой ничего общего, и, подобно вирусной инфекции, наводняет интернет, проявляясь, например, в виде следующих креолизованных текстов.

Итак, каждое изображение представляет собой креолизованный текст, т.е. сочетание картинки (иконический компонент) и текстовой надписи (вербальный компонент). В первом примере (рис. 2) даны 9 картинок с Тором из вселенной «Мстители» от Marvel, каждая из ко-

торых выполнена в определенном стиле и снабжена соответствующей надписью.

Рис. 2. Мемы «THOR» в виде креолизованного текста, часть 1

В первом ряду слева направо даны три изображения, на каждом из которых представлен внешний вид Тора от первого фильма к последнему: Thor (первый фильм серии), Thor: Mundo Sombrio (португальский вариант названия второго фильма «Тор: Царство тьмы») и Thor Ragnarok (последний фильм трилогии: «Тор: Рагнарек»). Далее идут сращения образа Тора с героями других фильмов и вселенных: Росомахой (из фильма «Wolverine: The Immortal» - «Росомаха: Бессмертный»), Доктором Стрэнджем (порт.: Doutor Estranho), Профессором X (из серии фильмов «Люди Х»), Наташей Романофф (из тех же «Мстителей»), Харли Квин (персонаж вселенной комиксов DC) и даже ежом Соником (из одноименной серии игр, фильмов и мультфильмов). Текстовая надпись всякий раз представляет собой каламбур, построенный на одной схеме: в название фильма или имя персонажа вставляется слово Thor таким образом, чтобы получалось созвучное изначальному слово.

poTHOR THORnado CalculaTHOR

Рис. 3. Мемы «THOR» в виде креолизованного текста, часть 2

В следующей группе примеров (см. рис. 3) представлен схожий алгоритм, который от предыдущего отличается лишь тем, что теперь парадигма мема «Тор» выходит за рамки вселенной игр, фильмов и комиксов и покушается на такие обыденные понятия нашей жизни, как доктор (DocTHOR), продюсер (producTHOR), эскалатор (escalaTHOR), торнадо (THORnado), калькулятор (calculaTHOR) и даже на имя известного литературного героя Гарри Поттера (Harry PoTHOR). Данный ряд можно продолжать практически бесконечно, все более доводя изначальный мем до абсурда.

Данные явления свидетельствуют о том, что в настоящее время наблюдается достаточно высокий уровень межкультурной интеграции, которая обеспечивает еще более эффективное и вирусное распространение мемов в сети Интернет. Причем каламбуры, лежащие в основе таких мемов, вовсе не обязательно будут основаны лишь на материале одного языка, соответственно, все большее распространение получают интернет-мемы, репликации которых способствует применение пользователями межъязыковых каламбуров, опирающихся на базу двух и более языков.

На следующем примере (рис. 4) вырисовывается уникальный случай: пользователи ресурса 9gag придумали такой каламбур, смысл которого сохраняется как в английском языке, так и в языках романской группы: французском, испанском, итальянском и португальском,

при этом на русском шутка заметно теряет в остроте: «Куда попадают кошки после смерти? В кошачье чистилище».

^fr ra wen 5 tag smooches

I found a pun that works in both English and Spanish

Where do cats go when they die? Purrgatory.

¿De dónde van los gatos cuando mueren? Purgatorio.

£ waiting-unknown

Dude it works aíso in Italian! 'Dove vanno i gatti quando muoiono? Nel purGATTQrio'

e n v ahis santec apu с ine

could also work in french: "oil vonl íes eüats quand ils meurent? Au purCHATtoire"

warning--known—f д n grr I

The ultimate pun

^^ badmooon rising

IT ALSO WORKS IN PORTUGUESE

"Para onde os gatos vio quando morrem? Para o purGATOrio"

Рис. 4. Каламбуры, предложенные пользователями ресурса 9gag

Комический эффект в английском придает созвучие слова purr (мурлыкать) с первым слогом в слове purgatory (чистилище). Полученное в итоге «purrgatory» дословно будет обозначать «чистилище для тех, кто мурлыкает» т.е. для кошек. В романских же языках подобный эффект достигается благодаря созвучию корневого -gato- со словом «кот» (фр. - chat, исп. - gato, ит. - gatto, порт. - gato). Стоит также отметить, что возможен и альтернативный английский вариант с использованием слова «кот», с помощью которого проиллюстрировать совершенно идентичную схему репликации мема-каламбура на материале

нескольких языков будет еще нагляднее. Иначе говоря, к ряду «purgatorio», «purgatorio», «purchatoire» и «purgatorio» также подходит «purcatory». Приведенный пример отлично иллюстрирует легкость, с которой способны воспроизводиться мемы. В основе каждого конкретного мема лежит достаточно простой интуитивно понятный принцип репликации, который позволяет рядовому пользователю не только воспринимать полученный продукт без всяких затруднений, но и внести свою посильную, а порой даже и невольную лепту в его распространение.

В этом случае можно констатировать полноценную интеграцию мемов в человеческое общество и говорить о том, что роль интернет-мемов становится достаточно существенной, чтобы оказывать влияние на определенные аспекты жизни общества. И действительно, на сегодняшний день мемы активно применяются в различных сферах жизни в зависимости от исполняемой ими функции.

Начнем с такой обыденной вещи, как реклама. На следующих примерах (см. рис. 5, 6) представлены изображения в виде креолизо-ванного текста, которые содержат как признаки типичных мемов из интернета, так и рекламных плакатов. На первом примере (рис. 5) знакомый многим по известному сериалу «Игра престолов» герой Шона Бина Эддард Старк выступает в качестве главного средства привлече-

Рис. 5. Мем-реклама, отсылающая к сериалу «Игра престолов»

ния внимания. В тексте справа даже используется фраза, сама по себе ставшая мемом, рекламировавшая сам сериал и часто в нем фигурировавшая, - «Зима близко!». В данном контексте она имеет прямой смысл, потенциальному покупателю резонно указывают, что в таком случае разумным будет утеплить свой балкон.

На следующем примере (рис. 6) - рекламный щит, содержание которого не отсылает к какому-либо известному феномену. Используется частотная в обществе фраза «Будь мужиком», а за ней следует противоречивое «Смени пол». Очевидно, в этом случае имеется ввиду все-таки не биологический пол, а пол в жилом помещении, который любезный рекламодатель предлагает сменить.

Интерьер

ДИ! •

** v 1

4ЫИ ■ -й £

Л

БУДЬ МУЖИКОМ'

СМЕНИ ПОЛ.

¡sssss®

ШР- ЗАОЗЕРНЫЙ , 1АЩ

7-14-74

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7-94-74

+7 (92270) г 7(93230)

•9-94-74 7-94-74

Рис. 6. Мем-реклама «Будь мужиком. Смени пол»

Рассмотрим другой пример (рис. 7). На изображении представлена реклама мероприятия, которое проводилось в Кемеровском государственном университете. Основной посыл сокрыт во фразе «Олды поймут». Под словом «олды», которое является очевидным англицизмом, в интернете имеются ввиду люди, которые были подписаны на канал или блог в течение длительного времени и, таким образом, застали старые («олдовые») публикации.

--22 АПРЕЛЯ 118:00

* , . V

rJLl ПЕРВИЧНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ МЩН СТУДЕНТОВ KwiTV

ОЛДЬи ПОЙМУТ

/

7 КОРПУС [ 4 ЛЕКЦИОННАЯ _

Рис. 7. Мем-реклама мероприятия Кемеровского государственного университета

В данном контексте термин применяется в более широком ключе: имеются ввиду, в принципе, все, кто застал мультфильмы, сериалы и рекламы нулевых (2000-2010 гг.), т.е. мероприятие должно вызвать чувство ностальгии у его участников.

Наконец, последний пример (рис. 8) - это скандальная реклама известного бренда спортивной одежды Reebok. Она была сделана по частной инициативе одного из российских подразделений, поскольку один из редакторов состоял в приятельских отношениях с телеграм-блоггером Залиной Маршенкуловой, чья цитата и приведена в виде текста на данном изображении. По задумке реклама должна была поддержать феминистическую повестку, показав наглядно, что женщины такие же желанные клиенты для Reebok, как и мужчины. В течение суток после публикации головной офис компании Reebok немедленно удалил эту рекламу из всех сервисов.

К весьма развитой на сегодняшний день сфере развлечений можно отнести, пожалуй, львиную долю всех существующих интернет-мемов исключительно юмористического характера. Сюда же можно отнести уже упомянутые мемы с Тором, которые также популяризировали на шоу Конана О'Брайана, и ряд других довольно схожих примеров. Так, рубрика «Старые добрые мэмы» на отечественном шоу «Вечерний Ургант» буквально основана на использовании мемов, «в свое время, взбаламутивших интернет» (рис. 9).

Рис. 8. Рекламная компания Reebok в России #нивкакиерамки (оригинальный слоган Reebok звучал: «Be More Human», т.е. «Будь человечнее»)

Л* А Ч

Рис. 9. Передача «Старые добрые мэмы»

Политическая сфера: одними из самых распространенных мемов в этой области являются так называемые демотиваторы, которые пред-

ставляют собой пародию на распространенные на рабочих местах и в учебных заведениях плакаты-мотиваторы, соответственно, высмеивают клишированность последних и несут противоположный смысл, вызывая вместо радости чувство уныния и отчаяния. Такие мемы обычно изначально связаны с политической жизнью и основаны на злободневном (рис. 10).

Рис. 10. Демотиватор «Политика»

Однако помимо демотиваторов новый смысл обретают даже такие мемы, которые, казалось бы, с политикой не связаны вовсе. Так, вследствие некоторых событий в США, произошедших в период между избранием Джо Байдена президентом и его инаугурацией, руководство Twitch запретило использование одного из старейших и самых популярных мемов-смайликов «pogchamp» в январе 2021 г. Таким образом, компания сама придала своему детищу политический подтекст.

На следующем примере (рис. 11) изображено лицо Райана Гуть-ерреса, известного как Gootecks, которое используется для выражения радости или изумления, причем как искренне, так и саркастически. Само слово «PogChamp» - не что иное, как сокращение от «pog» - аббревиатура от «play of the game» (буквально - «повтор игры», понятие, пришедшее из игры Overwatch, в которой в конце каждого матча игрокам показывался краткий повтор лучших моментов) и «champion» -чемпион, т.е. лучший игрок. Соответственно, исходя из этимологии слов, значением термина «pogchamp» можно считать как сам факт того, что один или несколько игроков считаются лучшими, чемпионами, попав в повтор лучших моментов матча, так и самих чемпионов матча.

Рис. 11. Эмодзи «PogChamp»

Однако как мем, к которому отсылают и слово, и картинка, pogchamp не обозначает чего-то конкретного, а используется в виде эмодзи в чате видеотрансляции, в переписке или в разговоре скорее как междометие для выражения удивления, радости или при виде чего-то, что говорящий считает «крутым». После того как Райан Гуть-еррес, чье лицо изображено на иллюстрации с этим мемом, высказал собственное мнение о протестах в Капитолии США, администрация Twitch запретила использование pogchamp, так как посчитала, что Гу-тьеррес призывает американский народ к насилию, а следовательно, эмодзи с ним теперь несет тот же посыл. Таким образом, с подачи самой компании Twitch мем в виде популярного смайлика, использовавшегося преимущественно в чате видеотрансляций на плафторме Twitch, может расцениваться как символ протеста против действующей власти в США (рис. 12).

Twitch 0 <"><•

©Twitch

We've made the decision to remove the PogChamp emote following statements from the face of the emote encouraging further violence after what took place in the Capitol today.

9:12 PM ■ Jan 6, 2021 • Twitter Web App 7.6К Retweets 9.1 К Quote Tweets 36,3K Likes

Рис. 12. Twitch заявили об удалении эмодзи «PogChamp» в Twitter

При сравнении мема с вирусом невольно напрашивается переходящая к нему отрицательная коннотация: ведь вирус априори обозначает отрицательное явление нашей жизни, с которым приходиться бороться и которое не несет никакой пользы. Но так ли обстоит ситуация с мемами? Их распространение также трудно (скорее невозможно) контролировать, о многих из них мы узнаем случайно, причем часто изначально вовсе не проявляя интереса к ним, значит ли это, что они не более, чем информационный шум, действующий на нервы?

В определенной степени такое утверждение справедливо, однако в отличие от вирусов мемы не становятся прямой причиной различных заболеваний и горя, а напротив, призваны вызвать у пользователя улыбку. За редкими исключениями мемы - это в первую очередь смешные картинки, которые люди просматривают, делятся с друзьями и знакомыми, чтобы поднять настроение себе и другим, выразить эмоции или банально убить время. На данный момент мемы также открывают широкие возможности для межкультурной коммуникации: смысл в большинстве случаев либо понятен графически, либо интуитивно. Иначе говоря, мем - это лишь очередное средство коммуникации и самовыражения, которое, как и сам человеческий язык, может быть применено во зло или во благо.

Заключение

Меметика Р. Докинза, концепцию которой можно принимать на веру или же оспаривать, позволяет, однако, вывести весьма любопытную аналогию «вирус - мем», которая, в свою очередь, наглядно иллюстрирует процессы стихийного распространения интернет-мемов в информационном пространстве, при этом само распространение сильно напоминает репликацию вирусов. В подтверждение подобной трактовки выступает простой, интуитивно понятный процесс воссоздания и восприятия мемов как силами отдельных пользователей на форумах и в узких группах по интересам, так и в медиасфере руками шоураннеров-профессионалов, причем и те и другие имеют в распоряжении практически неисчерпаемый инструментарий графических средств, которые также не ограничиваются системой какого-то одного языка и позволяют по меньшей мере совмещать, комбинировать и проводить аналогии посредством базы сразу нескольких языков.

Таким образом, интернет-мемы и все сопряженные с ними процессы определенно представляют интерес для дальнейшего глубокого изучения. Кроме того, тенденции межкультурной интеграции и коммуникации, прослеживаемые на их фоне, придают надежду на то, что международное сообщество все же сможет находить общий язык в наше непростое время.

Список источников

1. Докинз Р. Эгоистичный ген / пер. Н.О. Фомина. М. : Мир, 1993. 318 с.

2. Броди Р. Психические вирусы. Методическое пособие для слушателей курса «современные психотехнологии». М. : Центр психол. культуры, 2001.

3. Квят А.Г. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход // Медиаскоп. 2013. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/1254 (дата обращения: 09.11.2022).

4. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. № 3. Филология. С. 160-172.

5. Сычев А.А. Юмор в интернет-коммуникации: социокультурный аспект. URL: https://silver-harbor.clan.su/_fr/0/sychev.pdf (дата обращения: 05.11.2022).

6. Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор : сб. ст. М. : Гос. респ. центр рус. фольклора, 2009. С. 285-294.

7. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность ? Человек. Сознание. Коммуникация. М., 1998.

8. Пишкова Е.Ю., Смирнова М.С. Интернет-мемы: коммуникативный и транслато-логический аспекты. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/mternet-memy-kommunikativnyy-i-translatologicheskiy-aspekty/viewer (дата обращения: 20.10.2022).

9. БахтинМ.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

10. Blackmore S. Третий репликатор эволюции: гены, мемы - что дальше? // New Scientist. 2009. Вып. 2719. URL: https://sites.google.com/site/mememediavirus/4-ssylki/5-suzen-blekmor-susan-blackmore-tretij-replikator-evolicii-geny-memy—cto-dalse (дата обращения: 27.10.2022).

11. Tyler T. Memetics: Memes and the Science of Cultural Evolution // CreateSpace. 2011. P. 130-151.

12. Edmonds B. The Revealed Poverty of the Gen-meme Analogy: Why Memetics per se Has Failed to Produce Substantive Results // Journal of Memetics - Evolutionary Models of Information Transmission. 2005. Vol. 9. URL: http://cfpm.org/jom-emit/2005/vol9/edmonds_b.html (дата обращения: 22.10.2022).

13. Савицкая Т.Е. Интерне т-мемы как феномен массовой культуры // Информкультура онлайн. Аналитика, библиография, фактография по культуре и искусс тву. 2013. № 3. URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/KVM_archive/articles/2013/03/2013-

14. Мнг_-Вхшмп>мн1£ (дГтОшбртщениянббтНбйоЙЗг а. Генетика, эволюция, человек. Ч. 2 // Коммерческая биотехнология. 1 мая 2007. URL: http://cbio.ru/page/46/id/3324/ (дата обращения: 22.10.2022).

15. Kull K. Copy versus translate, meme versus sign: development of biological textuality // European Journal for Semiotic Studies. 2000. № 12 (1). Р. 101-120.

16. Deacon T. The Trouble with Memes (and what to do about it) // The Semiotic Review of Books. 1999. № 10 (3).

References

1. Dawkins R. (1993). Egoistichnyj gen [The Selfish Gene]. M.: Mir. 318 p.

2. Brodi R. (2001) Psihicheskie virusy. Metodicheskoe posobie dlya slushatelej kursa "sov-remennye psihotekhnologii". [Mental viruses. Methodological guide for students of the course "modern psychotechnologies"] M.: Centr psihol. kultury.

3. Kvyat A.G. (2013) Mediamem kak instrument politicheskogo PR: kognitivnyj podhod [Media meme as a tool of political PR: a cognitive approach]. Mediascope. 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/1254 (Accessed: 9.11.2022).

4. Schurina Ju.V. (2012) Internet-memy kak fenomen internet-kommunikacii [Internet memes as a phenomenon of Internet communication]. Nauchnyj dialog. 3. Filologija. pp. 160-172.

5. Sychev A.A. (2009) Yumor v internet-kommunikacii: sociokulturnyj aspekt. [Humor in Internet communication: socio-cultural aspect]. URL: https://silver-harbor.clan.su/_ fr/0/sychev.pdf (Accessed: 5.11.2022).

6. Ksenofontova I.V. (2009) Specifika kommunikacii v uslovijah anonimnosti: memetika, imidzhbordy, trolling [Specifics of communication in conditions of anonymity: memetics, image boards, trolling]. Internet i folklor: sb. st. M.: Gos. resp. centr russkogo folklora. pp. 285-294.

7. Krasnyh V.V. (1998) Virtualnaya realnost ili realnaya virtualnost? [Virtual reality or real virtuality?]. Chelovek. Soznanie. Kommunikaciya. M.

8. Pishkova E.Yu., Smirnova M.S. (2018) Internet-memy: kommunikativnyj i translatolog-icheskij aspekty. [Internet memes: communicative and translatological aspects]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kommunikativnyy-i-translatologicheskiy-aspekty/viewer (Accessed: 20.10.2022).

9. Bahtin M.M. (1975) Voprosy literatury i estetiki. [Questions of literature and aesthetics]. M.

10. Blackmore S. (2009) Evolution's third replicator: Genes, memes, and now what? New Scientist, 2719. URL: https://sites.google.com/site/mememediavirus/4-ssylki/5-suzen-blekmor-susan-blackmore-tretij-replikator-evolicii-geny-memy---cto-dalse (Accessed: 27.10.2022).

11. Tyler T. (2011) Memetics: Memes and the Science of Cultural Evolution. CreateSpace. pp. 130-151.

12. Edmonds B. (2005) The Revealed Poverty of the Gen-meme Analogy: Why Memetics per se Has Failed to Produce Substantive Results. Journal of Memetics — Evolutionary Models of Information Transmission. Manchester, Vol. 9. URL: http://cfpm.org/jom-emit/2005/vol9/edmonds_b.html (Accessed: 22.10.2022).

13. Savickaja T.E. (2013) Internet-memy kak fenomen massovoj kultury [Internet memes as a phenomenon of mass culture]. Informkultura onlajn. Analitika, bibliografija, faktografija po kulture i iskusstvu [Infoculture online. Analytics, bibliography, factography on culture and art]. NIC Informkultura RGB. 3. URL: http://infoculture.rsl.ru/ donArch/home/ KVM_archive/articles/2013/03/2013-03_r_kvm-s3.pdf (Accessed: 6.11.2022).

14. Inge-Vechtomov S.G. (2007) Otvetstvennost biologa. Genetika, evoljucija, chelovek. Chast 2 [Responsibility of the biologist. Genetics, evolution, human. Part 2]. Internet-zhurnal Kommercheskaja biotehnologija. URL: http://cbio.ru/page/46/id/3324/ (Accessed: 22.10.2022).

15. Kull K. (2000) Copy versus translate, meme versus sign: development of biological textu-ality. European Journal for Semiotic Studies 12 (1). pp. 101-120.

16. Deacon T. (1999) The Trouble with Memes (and what to do about it). The Semiotic Review of Books 10 (3).

Информация об авторах:

Фомин А.Г. - доктор филологических наук, профессор кафедры переводоведения и

лингвистики, Кемеровский государственный университет (Кемерово, Россия). E-mail:

andfomin67@mail.ru

Габитов Ш.Р. - аспирант, ассистент кафедры переводоведения и лингвистики, Кемеровский государственный университет (Кемерово, Россия). E-mail: shamil9907@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Fomin A.G., D.Sc. (Philology), Professor of Department of Linguistics and Translation Studies, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia). E-mail: andfomin67@mail.ru Gabitov Sh.R., Postgraduate Student, Assistant Lecturer, Department of Linguistics and Translation Studies, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia). E-mail: shamil9907@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию 26.10.2022; принята к публикации 10.01.2023 Received 26.10.2022; accepted for publication 10.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.