УДК 115; 165.19 ББК 87.66 ГРНТИ 02.41.11 ВАК 09.00.11
Артамонов Д. С., Воловикова М. Л., Тихонова С. В.
Саратов, Ростов-на-Дону, Россия
МИФОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ В ИНТЕРНЕТ-МЕМАХ ПЕРИОДА ПАНДЕМИИ СОУГО-19
Аннотация. Статья посвящается вопросу мифологизации времени в период пандемии СОУГО-19 в интернет-мемах. Авторы рассматривают современную социальную мифологию в контексте цифрового поворота гуманитарных наук. Цифровизация бытия человека приводит к появлению цифровой мифологии, которая позволяет осмыслять новую цифровую социальную реальность и влияет на формирование мировозренческих установок. Мифы цифровой эпохи заложены в инструменты социальной коммуникации, одним из которых является интернет-мем. Авторы определяют интернет-мем как часть цифровой культуры и коммуникационный феномен, способный передавать эмоционально окрашенную информацию и влиять на ее восприятие. Интернет-мемы содержат в себе мифоэлементы, которые позволяют коммуникантам воспринимать передаваемую информацию с большой долей эффективности. Мемы позволяют интернет-пользователям описывать реалии быстроменяющегося мира, одновременно осмысляя его с высокой скоростью, которую обеспечивает узнаваемость мифа. Мифы о времени в период пандемии приобрели особую актуальность, так как были связаны с необходимостью адаптации к новым условиям существования и ускорению цифровизации. Интернет-мемы о 2020-м годе демонстрируют особенности мифологизации времени в пандемийный период.
Ключевые слова: мифологизация времени, мифотворчество, социальный миф, цифровая мифология, интернет-мем, пандемия.
Artamonov D., Volovikova M., Tikhonova S. Saratov, Rostov-on-Don, Russia
THE MYTHOLOGY OF TIME IN INTERNET MEMES OF THE COVID-
19 PANDEMIC PERIOD
Abstract. The article is devoted to the mythologization of time in Internet memes during the COVID-19 pandemic. The authors consider modern social mythology in the context of the digital humanities. Digitalization of human existence leads to the emergence of digital mythology, which allows us to comprehend the new electronic social reality and influences the worldview formation. The myths of the digital age are embedded in the tools of social communication, one of which is the Internet meme. The authors define the Internet meme as a part of digital culture and a communication phenomenon that can transmit emotionally colored information and influence its perception. Internet memes contain myth elements that allow communicants to perceive the transmitted information with a high degree of efficiency. Memes make it possible for Internet users to describe the realities of a rapidly changing world, while at the same time comprehending it at a high speed, thanks to the recognition of the myth. Myths about the time have become particularly relevant during the pandemic, as they were associated with the need to adapt to new conditions of existence and accelerate digitalization. Internet memes about the year 2020 demonstrate the features of the mythologization of time in the pandemic period.
Keywords: time mythologization, myth-making, social myth, digital mythology, internet meme, pandemic.
Постановка проблемы и обзор литературы
Цифровой поворот в современной культуре способствует появлению гуманитарных наук, изучающих роль цифровых технологий в
конструировании представлений о мире. Цифровизация современного общества требует новых форм осмысления человеческого бытия, производимого сегодня цифровыми гуманитарными науками. Одной из таких наук может быть цифровая мифология. Изучение социального мифа велось на протяжении всего XX в. как западными (К. Леви-Стросс, Э. Кассирер, Р. Барт), так и российскими (Е. М. Мелетинский, А. Ф. Лосев, П. С. Гуревич) исследователями, которые понимали под этим термином характеристику мировоззренческих взглядов, являющихся основанием и побуждением социальных действий индивидов и выражающих определенные групповые, классовые, государственные или национальные интересы. Современный исследователь социальной мифологии А. Г. Иванов рассматривает ее как «аксиологически нагруженный феномен» и выделяет два уровня «архаический», содержащий «устойчивые архетипические образы, мифологемы, ритуалы, выработанные коллективно», и «инструментальный» («конъюнктурный»), который «предстает в качестве «мифологии идей» и содержит результаты рациональной целенаправленной деятельности отдельных мифотворцев» [Иванов, Полякова, 2018: 6].
С точки зрения С. В. Тихоновой, миф можно определить как коммуникационный феномен, основой развития которого является появление новых видов коммуникации [Тихонова, 2008]. Таким образом, цифровая коммуникация неизбежно влечёт за собой трансформацию социальной мифологии в цифровую форму, которая может быть охарактеризована не только цифровым способом существования современного мифа в медиасреде, но и новым значением, описывающем цифровую социальную реальность. Т. Валович еще в самом начале XXI в., исследуя основные социальные и политические последствия распространения сети Интернет, говорил о возникновении цифровых мифологий, описывающих скрытые сложности взаимодействия человека с виртуальной реальностью [Уа1оу1о, 1999]. Однако следует отметить, что термин цифровая мифология еще очень редко используется в научном дискурсе и подразумевает влияние Интернета
и социальных медиа на формирование мировозренческих основ современного человека [Соловей, 2017: 123].
Исследователи Хосе Мануэль Лосада и Антонелла Липскомб полагают, что стремительное вторжение цифровых медиа в повседневный быт индивидов вызвало большое напряжение в обществе. Сегодня фильмы, сериалы, комиксы или видеоигры, производимые корпорациями или небольшими компаниями в жанре научной фантастики, фэнтези или об искусственном интеллекте, подвергаются социальному или индивидуальному потреблению в беспрецедентных объемах. Цифровая революция привела к тому, что потребление огромного количества информации о цифровых технологиях и сами они непосредственно влияют на миф, заставляя мутировать его в новые формы. В тоже время, миф продолжает оставаться наиболее подходящим инструментом для познания нашего общества и нас самих [Losada, Lipscomb, 2019]. Новые способы цифрового бытия индивида такие как цифровая память, троллинг и цифровая смерть, цифровые ритуалы и кибернетический анимизм, онлайн-траур и многое другое [Касавина, 2020: 85] осмысляются именно через мифы, описывающие виртуальную реальность.
Мифы цифровой эпохи представлены не только в текстовой форме, очень часто они заложены в визуальных образах и связаны с появлением новых способов мифотворчества, обусловленных распространением социальных медиа. Социальные медиа обладают большим арсеналом коммуникационных инструментов, одним из которых является интернет-мем. Создание и распространение интернет-мемов является одним из важнейших способов мифологизации действительности, как на архаическом уровне (мем содержит архетипические образы и традиционные мифологемы), так и на конъюнктурном (мем всегда результат коммуникационной целенаправленной деятельности).
Термин «мем» был введен в научный оборот Р. Докинзом в качестве обозначения единицы культурной информации и изучался в рамках
меметики, исследовательского направления, претендовавшего на научное знание. Меметика описывала содержание сознания как некую совокупность самовоспроизводящихся мемов, имеющих вирусную природу и определяющих развитие культуры [см. Blackmore, 1999; Brodie, 1996; Hofstadter, 1986]. Такая абсолютизация мема не имела исследовательских перспектив, и уже в 2000-е годы меметика как научная дисциплина была признана несостоятельной. Сегодня феномен мема рассматривается в более узком значении в качестве медиамема или интернет-мема. Исследователи трактуют его как часть цифровой культуры, инструмент социальной коммуникации, представляемый в виде метафорического, чаще всего ироничного, юмористического высказывания, креализованного формата, т. е. сочетающего в себе визуальный и текстовый компоненты. Отличительной особенностью интернет-мема является его бесконечная вариативность, полисемантичность, подверженность трансформациям и способность распространяться в онлайн-среде с большой скоростью [Davison, 2009; Piata, 2016; Rotanova, Fedorova, 2019; Шомова, 2019].
Л. Шифман определяет интернет-мем как «группу цифровых элементов, имеющих общие характеристики содержания, формы и/или выражаемой позиции, которые созданы с осознанием соответствия друг другу, и были распространены, имитированы и/или преобразованы через Интернет многими пользователями [Shifman, 2014: 41]. Важной особенностью мема является линейная связь с повесткой дня. Он представляет собой эмоциональный отклик на новостные события и экономит пользователю усилия по формулировки собственной позиции, предлагая ему удобную и понятную интерпретацию [Голованова, Часовский, 2015: 137]. Тот, кто разделяет эмоции, передаваемые мемом, присоединяется к суждению. Одновременно мем переосмысливает сюжеты и темы культуры в связи со злобой дня и в сжатой форме передает мифы, которые в него «упаковываются», для того чтобы иметь возможность транслировать любые эмоции на огромные аудитории.
Коммуникационная природа мема позволяет ему становиться носителем и ретранслятором мифологем, объясняющих современному интернет-пользователю окружающую действительность. Его задача заключается не в передаче объективной информации, а в выполнении функции создания коммуникационного эффекта, благодаря которому происходит ускоренное ознакомление интернет-пользователей с определенными фактами, событиями, текстами, идеями и обеспечивается их включенность в обсуждение [Johan, Ви1оу, 2019: 1722-1724]. Данного коммуникационного эффекта мем добивается благодаря интерпретации ключевого сообщения, делая его более эмоциональным и включая в него элементы мифа.
Методика исследования
Методологической основой исследования является постклассическая парадигма, ориентированная на изучение мифологизации времени в широком историческом и социокультурном контексте. Рассмотрение темпоральности мифа предполагает проведение междисциплинарного социально-философского и культурологического исследования социальных явлений с применением коммуникационного и конструктивистского подходов, предполагающих исследование социальной реальности как результата субъективной и интерсубъективной творческой деятельности человека.
Результаты исследования
Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на повышение уровня развития цифровизации современного общества. В период локдауна и повсеместного перехода на дистанционные формы коммуникаций усилилась роль социальных медиа в повседневной жизни человека [Петрищева, 2020]. В это время интернет-мем не только не потерял свои позиции как инструмент коммуникации, но и даже укрепил их. Новостная повестка дня была перегружена событиями, имеющими для интернет-пользователей важное значение, так как были связаны с их безопасностью и благополучием. Не имея возможности для длительной рефлексии над происходящим, интернет-
пользователи выражали свое отношение к нему и пытались осмыслить новые реалии при помощи мемов. Описание быстроменяющейся реальности требовало использования архитипичных образов, содержащих мифоэлементы, которые могли бы способствовать осмыслению нового положения вещей.
В этом отношении уникальны интернет-мемы о времени, так как в них представлена основная мифоструктура, описывающая эту фундаментальную категорию, имеющую определяющее влияние на мировоззрение человека, и отражены взгляды интернет-пользователей и их отношения к происходящим изменениям реальности, а также ко времени в целом и конкретному временному периоду, связанному с пандемией. Исследуемые интернет-мемы ограничены по времени возникновения и распространения 2020-м годом, их популярность доказывается попаданием на информационные сайты с обзорами мемов (например: memepedia.ru, zen.yandex.ru) и индексацией в поисковых запросах. В каждом из них можно выделить мифоэлементы, показывающие как формируется мифология цифрового общества.
Миф о том, что время бесконечно, представлен в интернет-меме «2020-й год никогда не закончится». Причем новой модификацией этого мифа является представление, что бесконечно может длиться отдельный астрономический год. Рассматриваемый интернет-мем создан в виде мем-комикса, где в верхней части картинки изображен кот, как бы говорящий: «Наконец-то этот ужасный год закончился!» и указано время 31.12.2020 23:59, а в нижней части, помещен тот же кот с недовольной антропоморфной гримасой и указанием фантастического времени - 31.12.2020 23:61.
Интернет-мем «Школьники будущего, когда они узнают, что каждой неделе 2020 г. посвящен отдельный раздел истории» составлен из изображений удивленных, недовольных, плачущих и горюющих детей. Он иллюстрирует мифологизированное представление о социальном времени, которое может быть насыщено бесконечным количеством событий в отдельные временные отрезки.
Интернет-пользователи, опираясь на миф о вечном возвращении и возможности повторения времени, создали мем «Простите, а можно переустановить 2020 г. Эта версия с вирусом». Здесь мифологизация времени сочетается с цифровыми реалиями и повесткой дня, так как вирус имеет значения и компьютерной программы, и носителя заболевания. Этому интернет-мему противопоставляется мем, направленный в будущее, и сконструированный как новостное сообщение: «В связи с коронавирусом 2020 г. переносится на 2021 г.». Этот мем характеризует 2020 г. как период безвременья и отрицает наличие в нем событий. Так же как и мемы «Прошу не прибавлять этот год к моему возрасту. Я им почти не пользовалась» или «Дайте мне 2021-й. С этим 2020-м уже все ясно» мифологизируют время цифровой эпохи, эксплуатируя представление, что определенные негативно воспринимаемые периоды, исчезая из коллективной памяти приводят к образованию временных лакун.
С точки зрения особенностей цифровой мифологизации представляется интересным серия интернет-мемов, сравнивающих 2020-й год с различными материальными объектами или людьми, представляющими опасность или способными доставить неприятность «Если бы 2020 г. был...». Отождествление принципиально не отождествляемых феноменов отличительная особенность мемов, которые используют для визуализации ключевых сообщений абсолютно любые средства, чему также способствует их пластичность при трансформировании в процессах коммуникации.
Не обошли стороной интернет-мемы 2020-го года и мифологизацию прошлого. В качестве интернет-фейка в период локдауна появился мем «Природа очистилась». Якобы из-за карантина, когда люди не выходили их своих домов в города вернулись дикие животные, в Венецию дельфины, в Токио олени и т. д. Однако интернет-пользователи в своей фантазии пошли дальше и стали в мемах возвращать в США индейские племена, а на каналы Невы в Санкт-Петербурге Петра I, обыгрывая миф о том, что прошлое можно вернуть. Примечательно, что именно в 2020-м году возникла вторая волна
мемов, появившаяся в 2019-м г. «Парни с машиной времени». Этот мем имел ярко выраженный гендерный характер и показывал то, каким различным способом использовали бы машину времени парни и девушки. В этих мемах стереотипное восприятие гендерных ролей молодых мужчин и женщин сочетается с мифом о путешествиях во времени с целью манифестации ценностей цифрового общества.
В июле 2020 г. пользователи сайта Reddit, взяв за основу кадр из фильма «Геркулес в Нью-Йорке» с Арнольдом Шварценеггером, моделировали ситуации, в которых герой получает доступ к машине времени, и сравнивали цели ее использования юношами и девушками. Например, в одном из мемов девушка предполагала вновь пережить лучший момент со своим бывшим парнем, а юноша пытался предупредить Юлия Цезаря о грозящей ему опасности в Сенате. Данный мем показателен с точки зрения восприятия времени, он актуализирует в сознании интернет-пользователей художественный фильм 1970 г., являющийся для современных молодых людей достаточно архаичным и узнаваемым только через образ известного актера. Сам фильм построен на использовании и модернизации мифологического сюжета, что также легло в основу шаблона мема, который призван продемонстрировать интерес мальчиков к всеобщей истории в противовес легкомысленности девушек, сосредоточенных на своей личной жизни. В этом меме время — это набор событий, которые можно предотвратить или изменить.
Популярность данного интернет-мема привела летом 2020 г. к изменению шаблона. Он был актуализирован интернет-пользователями, которые ввели в него более современных и узнаваемых молодым поколением персонажей. Им стали девушка-думера и Nordic Gamer. В молодежной субкультуре думерами (doomer - от английского слова doom - «судьба», «рок») называют людей, рожденных в поздних 1990-х, но не всех, а тех, кто страдает от депрессии и не может приспособиться к жизни в обществе. Девушка-думер его женская версия, которую изображают с черными
волосами и в черном чокере. В мемах она взаимодействует с каноническим думером или Trad Girl (женой Nordic Gamer). Nordic Gamer изображен бородатым светловолосым мужчиной, который в ответ на издевки и вопросы лаконично отвечает «Да». Портрет часто используют как героя интернет-мема, делая из мужчины геймера, хипстера, патриота и т.д. Его жена (Trad Girl) также изображается светловолосой девушкой в простом синем платье с цветами.
Интернет-мем «Парни с машиной времени» демонстрирует желание пользователей показать, что когда девушки получают доступ к машине времени, они отправляются в прошлое, но делают скучные вещи, например, приходят к своей молодой бабушке без всякой цели. Парни же делают отчаянные вещи, а именно: пытаются предотвратить различные исторические события: убийство президента США Д. Кеннеди, развал СССР, теракт 11 сентября 2001 г. и т.д. Герой мема не только предупреждает ключевых действующих лиц событий прошлого об опасности или совершенных ими ошибках, но и в некоторых вариациях мема передает им современное огнестрельное оружие или другие различные приспособления, которые могли бы им помощь, если бы существовали в прошлом.
Один из интернет-мемов данной вариации напрямую связан с распространением коронавируса. Он эксплуатирует версию о появлении вирусного заболевания из-за поедания одним из жителей Китая летучей мыши. В меме Nordic Gamer держит пистолет, направленный на китайца и летающую вокруг него представительницу отряда рукокрылых. Кроме этого, герой мема, используя оружие предотвращает различные эпохальные события и само появление человечества, прерывая эволюцию, и есть мемы, где, убив самого себя в прошлом, нордический геймер препятствует и появлению самой шутки.
В разный вариациях этого интернет-мема были отражены основные мифы о перемещении во времени известные как «парадокс убитого дедушки» и «эффект бабочки». Путешествие во времени в этих мемах связывается с
нарушением хода истории и должно привести к неминуемому изменению настоящего, будь то автоинфантицид (убийство самого себя в прошлом), либо убийство своего прародителя, либо это влияние на прошедшие события, которые могут иметь непредсказуемые последствия, в том числе в совершенно другом месте. В период пандемии интерес к данным темпоральным мифам показателен. Оценивая переживаемое время негативно, интернет-пользователи в своих сообщениях при помощи мемов выражают свое отношение к происходящему, предполагая в шуточной форме как можно изменить настоящее. Игры со временем становятся частью цифровой мифологии, отражаемой в интернет-мемах. Темпоральные мифы широко известны, так как популяризованы художественной литературой и кинематографом, а мемы не просто актуализируют их, они делают мифологию частью цифровой культуры.
Будущее как форма времени представлено в интернет-мемах пандемийного периода исключительно через эсхатологические мифы. В мемах представлена версия, что 2020-й год должен закончится апокалипсисом, и отражена репрезентация представлений о нем, построенная на образах массовой культуры. В пример можно привести мем в виде календаря, где каждый месяц визуализирован характерным образом, а декабрь картинкой со взрывом нашей планеты. Но наибольшую популярность имели мемы, где обыгрывалось «Предсказание Майя» о конце света 2012 г., якобы цифры были перепутаны местами, и мем, напоминающий, что события фильма режиссера Дж. Миллера «Mad Max», снятого в 1979 г. и рассказывающего о постапокалиптической Земле, происходят в 2021 г.
Выводы
В интернет-мемах время представлена как социальная категория, которую можно рассматривать в рамках концепции социального времени П. Сорокина и Р. Мертона. По их мнению, «социальное время отражает изменения, движение социальных феноменов в терминах других социальных
феноменов, принятых за референтные точки» [Сорокин, Мертон, 2004: 114]. В сознании индивида время делится на отрезки, которые ассоциируется со значимыми событиями, являющимися «референтными точками», а календарное дробление времени имеет лишь инструментальное значение и ничего не говорит о его течении. Сущность социального времени определяет последовательность «ярких» социальных событий и то, насколько насыщены ими определенные отрезки времени, поэтому одномерное астрономическое время заменяется многомерным социальным. Многомерность времени достаточно трудна для восприятия индивидом, что способствует его мифологизации. Миф облегчает осмысление реальности и самой категории времени, а также служит ориентиром в коммуникационном процессе, позволяя коммуникантам быть понятыми. Заложенный в саму структуру интернет-мема, миф способствует более эффективному его функционированию в качестве инструмента коммуникации.
Использование интернет-мемов становится все более значимой частью профессиональной коммуникационной деятельности. Вирусная природа интернет-мема позволяет с высокой скоростью распространять информационные сообщения на большие аудитории, а содержащиеся в мем-сообщениях мифоэлементы способствуют повышению глубины восприятия смыслов транслируемой информации. Сегодня интернет-мем из развлекательного контента превратился в маркетинговый инструмент и оружие политической борьбы, он способен задавать или менять восприятие событий повестки дня, он формирует оценки происходящему и может не только создавать общественное мнение, но и конструировать фундаментальные представления человека о мире.
Миф о времени приобрел большое значение в период пандемии COVID-19, так как поставил человека перед необходимостью скорейшего осмысления новых реалий цифровой цивилизации. Это осмысление происходило в ставших привычными для интернет-пользователей форматах, одним из которых остается интернет-мем. Представление о времени
отраженное в мемах характеризует его как многомерную социальную категорию, подверженную мифологизации. Таким образом, можно констатировать, что интернет-мем является новым способом репрезентации цифровой мифологии современной эпохи.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-0П-00297«Мифологизация времени в современной медийной среде: риски трансформации, стратегии конструирования, дискурсивные практики».
Библиография
Голованова Е. И., Часовский Н. В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5(360). С. 135141.
Иванов А. Г., Полякова И. П. Социальная мифология в пространстве повседневности и масс-медиа // Вестник Пермского университета. Сер.: Философия. Психология. Социология. 2018. № 1(33). С. 5-15. DOI 10.17072/2078-7898/2018-1-5-15.
Касавина Н. А. «Digital existence»: цифровой поворот в понимании человеческого бытия // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2020. Т. 3. № 4. С. 73-89. DOI 10.5840/dspl20203441.
Петрищева Е. Г. Последствия ускоренного развития цифровизации на фоне пандемии // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2020. № 5(36). С. 34-37.
Соловей В. Д. Цифровая мифология и избирательная кампания Дональда Трампа // Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 122-132. DOI 10.17976/jpps/2017.05.09.
Сорокин П. А., Мертон Р. К. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа // Социологические исследования. 2004. № 6(242). С. 112-119.
Тихонова С. В. Коммуникационные структуры социальной мифологии. Саратов: СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2008. 244 с.
Шомова С. А. Выборы президента РФ - 2018 в зеркале мемов: новые реалии политической коммуникативистики // Полис. Политические исследования. 2019. № 3. С. 157-173. DOI 10.17976/jpps/2019.03.10.
Blackmore S. (1999) The Meme Machine. Oxford: Oxford University Press.
Brodie R. (1996) Virus of the Mind: The New Science of the Meme. Seattle, WA: Integral Press.
Davison P. (2009) The Language of Internet Memes. In: Mandiberg M. (ed.) The Social Media Reader. New York, London: New York University Press.
Hofstadter D. R. (1986) Metamagical Themas. Questing for the Essence of Mind and Pattern. New York: Basic Books.
Johann M., Bülov L. (2019) One Does Not Simply Create a Meme: Conditions for the Diffusion of Internet Memes. International Journal of Communication 13: 1720-1742.
Losada J.M., Lipscomb A. (2019) Myth and Audiovisual Creation. Berlin: Logos
Verlag.
Piata A. (2016) When Metaphor Becomes a Joke: Metaphor Journeys from Political Ads to Internet Memes. Journal of Pragmatics 106: 39-56. DOI 10.1016/j.pragma.2016.10.003
Rotanova, M.B., Fedorova, M.V. (2019). Internet meme as the Cyber Laughter Culture Phenomenon. In: Modern Russian Digital Society. 2019 Communication Strategies in Digital Society Workshop (ComSDS), 65-69. DOI 10.1109/C0MSDS.2019.8709650.
Shifman L. (2014) Memes in Digital Culture. Massachusetts: MIT Press. Valovic, T.S. (1999). Digital Mythologies: The Hidden Complexities of the Internet. Rutgers University Press.
References
Blackmore S. (1999) The Meme Machine. Oxford: Oxford University Press. Brodie R. (1996) Virus of the Mind: The New Science of the Meme. Seattle, Washington: Integral Press.
Davison P. (2009) The Language of Internet Memes. In: Mandiberg M. (ed.) The Social Media Reader. New York, London: New York University Press.
Golovanova E. I., Chasovsky N. V. (20150 Internet-mem kak element vizualizacii v SMI [Internet-meme as an element of visualization in the media]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie [Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philology. Art history]. 5 (360): 135-141.
Hofstadter D. R. (1986) Metamagical Themas. Questing for the Essence of Mind and Pattern. New York: Basic Books.
Ivanov A. G., Polyakova I. P. (2018) Socialnaya mifologiya v prostranstve povsednevnosti i mass-media [Social mythology in the space of everyday life and mass media]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya [Bulletin of the Perm
University. Philosophy. Psychology. Sociology]. 1: 5-15. DOI: 10.17072/2078-7898/2018-1-515.
Johann M., Bulov L. (2019) One Does Not Simply Create a Meme: Conditions for the Diffusion of Internet Memes. International Journal of Communication 13: 1720-1742.
Kasavina N. A. (2020) «Digital existence»: cifrovoj povorot v ponimanii chelovecheskogo bytiya [«Digital existence»: digital turn in the understanding of human existence]. Cifrovoj uchenyj: laboratoriya filosofa [The Digital Scholar: Philosopher's Lab]. 4: 73-89. DOI: 10.5840/dspl20203441
Losada J.M., Lipscomb A. (2019) Myth and Audiovisual Creation. Berlin: Logos
Verlag.
Petrishcheva E. G. (2020) Posledstviya uskorennogo razvitiya cifrovizacii na fone pandemii [Consequences of the accelerated development of digitalization against the background of the pandemic]. Rossijskaya nauka i obrazovanie segodnya: problemy i perspektivy. [Russian Science and Education today: problems and prospects]. 5 (36): 34-37.
Piata A. (2016) When Metaphor Becomes a Joke: Metaphor Journeys from Political Ads to Internet Memes. Journal of Pragmatics 106: 39-56. DOI 10.1016/j.pragma.2016.10.003
Rotanova, M.B., & Fedorova, M.V. (2019). Internet meme as the Cyber Laughter Culture Phenomenon in Modern Russian Digital Society. 2019 Communication Strategies in Digital Society Workshop (ComSDS), 65-69. DOI 10.1109/TOMSDS.2019.8709650. Shifman L. (2014) Memes in Digital Culture. Massachusetts: MIT Press. Shomova S. A. (2019) Vybory prezidenta RF - 2018 v zerkale memov: novye realii politicheskoj kommunikativistiki [Russian Presidential Election-2018 in the mirror of memes: New Realities of Political Communication Studies]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies]. 3: 157-173. DOI: 10.17976/jpps/2019.03.10
Solovey V. D. (2017) Cifrovaya mifologiya i izbiratel'naya kampaniya Donalda Trampa [Digital Mythology and the election campaign of Donald Trump]. Polis. Politicheskie issledovaniya [The policy. Political studies]. 5: 122-132. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.05.09
Sorokin P.A., Merton R.K. (2004) Socialnoe vremya: opyt metodologicheskogo i funkcionalnogo analiza [Social time: the experience of the methodological and functional analysis]. Sociologicheskie issledovaniya. Socis. [Sociological Studies. Socis]. 6: 112-119.
Tikhonova S. V. (2008) Kommunikacionnye struktury socialnoj mifologii [Communication of the structure of social mythology]. Saratov: SGSEU Publ.
Valovic, T.S. (1999). Digital Mythologies: The Hidden Complexities of the Internet. Rutgers University Press.
Сведения об авторах
Артамонов Денис Сергеевич - кандидат исторических наук, доцент, кафедра философии и методологии науки, философский факультет, СГУ имени H. Г. Чернышевского, artamonovds@mail.ru
Воловикова Марина Левоновна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра лингвистики и профессиональной коммуникации, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Южный Федеральный университет, mvolovikova@yandex.ru
Тихонова Софья Владимировна - доктор философских наук, профессор, кафедра теоретический и социальной философии, философский факультет, СГУ имени Н. Г. Чернышевского, segedasv@yandex.ru
Artamonov Denis S. - candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy and Methodology of Science, Faculty of Philosophy, Saratov State University, artamonovds@mail.ru
Volovikova Marina L. - сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Linguistics and Professional Communication, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication, Southern Federal University, mvolovikova@yandex.ru
Tikhonova Sophia V. - doctor of Philosophy, Professor, Department of Theoretical and Social Philosophy, Faculty of Philosophy, Saratov State University, segedasv@yandex.ru