Научная статья на тему '\ живая Россия \ детское подворье'

\ живая Россия \ детское подворье Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ живая Россия \ детское подворье»

\ ЖИВАЯ РОССИЯ \

Детское подворье

В деревне Петровка Ростовской области третий год существует православная деревня для приемных многодетных семьей.

В скором времени здесь появится Духовно-просветительский центр, откроется подворье ростовского Свято-Иверского женского монастыря.

«Мы расселили детский дом» Елена

В четырех коттеджах многодетных семей предпразднич- Оленина ная суета: на кухне в больших кастрюлях кипит борщ, с радостными криками бегают дети, здесь ждут гостей.

Накануне престольного праздника — иконы Божией Матери «Живоносный Источник» — в Петровку традиционно прибывают многочисленные паломники. Каждая из четырех семей размещает по 10 человек.

В 1864 году в Петровке (она находится в 60 км от Ростова-на-Дону) была явлена икона Божией Матери, после чего из-под земли забил святой источник. В советские времена храм был превращен в механические мастерские, но люди все равно шли к источнику. В конце 1980-х церковь была возвращена верующим, на источнике построили часовню. Работы по восстановлению храма еще не закончены.

То, что в Петровке появилась православная деревня, многие считают чудом. Идея построить дома для семей, которые хотят взять приемных детей, но не имеют для этого подходящих жилищных условий, родилась у руководителя ростовского благотворительного фонда «Я без мамы» Веры Тимченко. Вера не так давно усыновила одного ребенка, а потом и другого (сейчас у нее четверо детей). Она познакомилась с семьями, которые тоже хотели бы взять на воспитание детей, но не могли этого сделать из-за неподходящих жилищных условий. Вера решила, что для таких семей надо построить дома и создать небольшую православную деревню. Мало кто верил, что найдутся деньги и люди, готовые взяться за строительство.

Но удивительным образом все сложилось. Благотворительный фонд «Покровский» (его возглавляет руководитель крупного ростовского строительного концерна) по-

строил четыре коттеджа. Планировали, что домов в православной деревне будет больше, но помешал финансовый кризис. Министерство образования и епархия отобрали семейные пары, имевшие опыт воспитания детей. Так получилось, что все приемные родители (Алла и Владимир Журавлевы, Нелли и Виктор Стрельниковы, Ирина и Василий Синицкие, Галина Позднякова и Сергей Шквара) — прихожане ростовского храма святого великомученика Георгия Победоносца. Фонд «Покровский» передал дома «под ключ» с чистовым ремонтом и мебелью.

В августе 2009 года состоялось торжественное открытие деревни: губернатор Ростовской области приезжал поздравить семьи с новосельем, архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон совершил чин освящения домов.

— Детей мы взяли в семью незадолго до переезда в Петровку, — вспоминает Виктор Стрельников. — В Ростове жили на съемной квартире, денег не хватало, перспектив с жильем не было никаких. Мы молились святителю Спиридону Тримифунтскому. И скоро у нас появился свой дом!

Семья Журавлевых с девятью приемными детьми в течение семи месяцев ютилась в 25-метровой ростовской квартире.

— Когда нам дали этот 200-метровый дом, он показался нам дворцом! — говорит Алла Журавлева.

Дети живут в комнатах по двое, на первом этаже — просторная столовая. В коттеджах со всеми удобствами чисто и уютно.

Сейчас в четырех семьях воспитывается 30 детей (четверо кровных и 26 приемных).

— Мы расселили небольшой детский дом, — улыбается Галина Позднякова.

«Трудности нас сплотили»

Первый год жизни «новых деревенских» оказался полон самых разных хлопот: дети привыкали к приемным родителям, родители узнавали детей. К тому же приходилось с нуля налаживать быт. Взрослые — городские жители — никогда не работали на земле, не держали подсобное хозяйство. Но очень быстро обзавелись домашней птицей, рискнули завести коз и коров. У Сергея Шквары даже есть лошадь. Дети учатся ездить верхом, а еще с удовольствием помогают ухаживать за животными и работают на огороде.

— После того как мы перебрались в деревню, свободного времени стало меньше и у нас и у детей. Но нам здесь нравится. Трудности нас сплотили, — говорит Алла Журавлева. — Я вспоминаю свои чувства в то время, когда воспитывала своих родных детей, и понимаю, что ощущаю приемных ребят такими же родными. Когда болеют малыши, так же плачу... Кажется, что мы всю жизнь вместе живем.

До того как стать приемной мамой, Алла Журавлева вырастила двоих сыновей (сейчас они уже взрослые). Многодетной приемной матерью стать не собиралась. Но первая супруга мужа бросила троих детей от другого брака. Журавлевы взяли их всех. После этого наступила черная полоса — муж лишился работы, Алла заболела, жить стало не на что. В то время Алла познакомилась с Верой Тимченко и устроилась на небольшую зарплату от благотворительного фонда «приходящей мамой»

в одну из детских больниц Ростова. И потихоньку в семье все налаживалось. Алла как активист фонда стала помогать детям из неблагополучных семей, а вскоре стала мамой сразу для шести родных братьев и сестер. Их мать-алкоголичка была лишена родительских прав. До этого фонд «Я без мамы» не раз пытался устроить ее на работу, определить детей в садик. Однако все усилия оказались тщетны. Детей пришлось спасать в буквальном смысле: когда однажды волонтеры фонда навестили эту семью, они увидели малышей, которые в мороз полуодетыми ползали по земляному полу.

— Родители пьяными спали в куртках, а мы, не найдя в доме теплой детской одежды, завернули двухлетнего Тиму и трехлетнюю Дашу в какие-то тряпки и увезли, — вспоминает Алла. — Потом пришлось долго их лечить.

Другие семьи, живущие в православной деревне, забрали ребят из детских домов после того, как стало известно, что для них строится жилье. В семье Галины Поздняковой и Сергея Шквары накануне переселения в деревню появилось сразу четверо приемных сыновей.

— Я познакомился с Галиной в 2007 году, — вспоминает Сергей Шквара. — Так случилось, что личная жизнь не сложилась ни у меня ни у Галины. Я вырастил двух дочек без жены, Галя — троих детей без мужа. Как-то раз Галина привела своего младшего сына к нам на тренировку рукопашного боя в казачий клуб «Сполох», которым я руководил. Познакомились, стали встречаться. Обнару-

Дети из православной деревни всегда ждут приезда ростовского благотворительного молодежного театра «Адреналин».

жилось много общего во взглядах на жизнь, самое главное, что мы — прихожане одного храма святого великомученика Георгия Победоносца.

Однажды Сергей поделился с Галиной своим желанием взять на воспитание приемного ребенка. Галина поддержала это решение. Так сложилась их семья. В сентябре 2008 года по благословению духовного отца Галина и Сергей приняли участие в отборе приемных родителей для православной деревни. После собеседования в областном Министерстве образования поехали в Новочеркасский детдом №7 знакомиться со своими будущими сыновьями.

— Два брата Сережка и Виталик сразу с радостью и удовольствием пошли на контакт, — вспоминает Сергей Викторович. — Сережка пел песню «Пусть всегда будет мама», а Виталик показывал такие акробатические трюки, что дух захватывало. Третий сын Артем сидел в сторонке. Я тогда обратил внимание на его грустный вид. Директор детдома сказала, что этот мальчик в детдоме с двух лет, и он болен гепатитом С. В детдоме Артема обходили вниманием кандидаты в приемные родители, опасались последствий его болезни. Его не приводили на встречи с потенциальными усыновителями, чтобы не травмировать

ребенка. И вот первый раз за все время незнакомая тетя позвала Артема к себе! Как он оживился! Стал рассказывать стихотворения, а потом с надеждой в глазах шепнул мне на ухо: «Папа, выбери меня!»

— Когда в детском доме мы увидели восьмилетнего Тему, он понял, что мы — его единственный шанс, — вспоминает Галина Позднякова. — Проплакали всю ночь и решили его взять. Врачи сказали, что у мальчика стабильное состояние, для здоровья других детей опасности нет. К тому же мы подумали, что едем в благословенное место, к святому источнику.

Здоровье Темы сейчас стабильное, он регулярно проходит медицинское обследование, занимается спортом. Галина вот уже много месяцев в судах отстаивает права Артема на жилье (комнату в коммуналке, доставшуюся в наследство от его родной матери, незаконно захватили соседи).

— Тема часто говорит мне: «Я тебя больше всех люблю и всегда буду защищать», — признается Галина. — А еще на службе в храме он теперь читает на клиросе. Может быть, не случайно одна старая монахиня, когда мы только взяли Тему, взглянув на него, сказала, что этот ребенок к Богу особенно расположен.

«Хорошо, что Господь послал нам эту семью»

Когда в православной деревне завели коров, местные жители поняли, что «пришлые» решили обосноваться надолго. С появлением многодетных семей в селе заработала пекарня, пустили дополнительный рейс автобуса. А приемный отец Сергей Шквара открыл в клубе детскую секцию физической культуры и рукопашного боя.

— С удовольствием ходят и наши и местные ребята, — улыбается Сергей Викторович. — Недавно у нас были показательные выступления — ребята выступали с казачьими клинками и нагайками. Скоро пойдем в поход — запланировали марш-бросок в заказник, с рюкзаками и палатками.

— В эту секцию ходят даже девочки, — рассказывает жительница Петровки Татьяна. — Сергей Викторович ведет патриотический клуб «Сполох», рассказывает детям об истории, традициях казачества, водит детей в походы. И родители и дети ходят в клуб, участвуют в самодеятельности. Татьяна говорит, что обитатели православной деревни — «добрые, вежливые, но детей готовы защищать». Правда, свою фамилию просит не называть: «У нас тут разные люди, по-разному и к приемным семьям относятся».

На фото слева: cемья Стрельниковых: «За нас много людей молятся».

На фото в центре: Ирина Синиц-кая с детьми на приусадебном участке.

Алла и Владимир Журавлевы не подозревали, что станут приемными родителями для девяти детей.

Противникам приемных семей, возможно, стоит послушать рассказы самих детей.

настя Херхерян (13 лет) воспитывается в семье Журавлевых:

— Кода я и мои братья и сестры жили на Портовой (улица в Ростове-на-Дону. — Ред.), у нас была пьющая семья, из-за этого нас забрали в приют «Дом надежды». Потом нас усыновила православная семья. Маму зовут Алла, а папу — Вова, старшую сестру — Катя, младшую — Настя, а брата — Ваня. Эта семья очень хорошая, хорошо, что Господь послал нам эту семью. Мы всей семьей ходим в храм, у нас появились новые друзья, мы научились вышивать крестиком. А еще у нас есть хозяйство: корова Милка, кролики, цыплята и утки. Папа учит нас доить корову, это очень интересно. Этим летом мы ездили в лагерь на Черное море и в Ново-Николаевку в православный лагерь. Нам не хотелось расставаться с новыми друзьями. Семья у нас очень дружная. Мы вместе ездим в цирк, театр, на всякие интересные мероприятия. Я очень люблю маму и папу. Они добрые и строгие, но всегда справедливые. Я хочу, чтобы мы всегда были вместе и любили друг друга, и прошу Бога, чтобы Он помогал нам и не забывал нас.

Катя Духанина (13 лет) воспитывается в семье Стрельниковых:

— У нас большая и очень дружная семья. Нас 10 человек: папа Витя, мама Нелли, сестры Валерия, Вероника, Карина и братья Коля, Дима, Ваня, Серафим. Мы все делаем вместе. Готовим завтрак, накрываем большой стол и садимся кушать, особенно мы любим вместе пить чай. Потому что тогда можно рассказывать интересные истории и смеяться. Потом мы дружно моем посуду. Иногда мы спорим между собой — кому что делать. Но наша мама помогает разрешать споры мирно. Мы вместе ездим на озеро купаться и загорать, ходим в лес печь сосиски и картошку, ездим на рынок покупать игрушки и наряды. Мы очень любим по вечерам собираться на ковре вокруг мамы и читать древние сказания и легенды. А в воскресенье мы идем в храм Божией Матери «Живоносный Источник». Мы друг друга очень любим, стараемся друг друга не обижать.

Молиться за бросившую мать

— Нашей православной деревне скоро три года, а мы, кажется, только-только начали понимать детей, и они стали относиться к нам как к родным, — признается Галина Позднякова. — Правда, по-прежнему

чувствуется конкуренция между детьми за родительское внимание.

В семье Журавлевых были другие проблемы: старшие приемные дети хорошо помнили родных родителей и долго не могли называть Аллу и Владимира мамой и папой.

— Малыши называли меня мамой, а вот старшие не могли преодолеть этот барьер, — рассказывает Алла Журавлева. — Я посоветовалась с более опытными приемными родителями, они поделились своим опытом. После этого мы собрали детей и сказали, что их родных родителей мы никогда не забудем, будем о них молиться, что, наоборот, им повезло — у них теперь по две мамы и два папы. После этого меня стали называть «мама», но какое-то время обращались на «вы». Потом начали говорить «ты», так постепенно все наладилось.

— Недавно мы побывали в Подмосковье на православных курсах для приемных родителей, — говорит Галина Позднякова. — Там много говорили о том, как важно молиться за родных родителей наших ребят, чтобы они осознали свои поступки, покаялись перед Богом, а наши дети не страдали от нераскаянных родительских грехов.

Братья Виталик и Сережа жили с матерью в антисанитарных условиях (их младший брат-младенец умер от пневмонии). Тему мать бросила в два с половиной года. Сейчас ему 10 лет, и он не может ее простить. Говорит, когда вырастет, тоже возьмет детей на воспитание.

У мальчиков недавно появилась сестра. Галина и Сергей взяли из Новочеркасского детского дома Вику шести лет. Вика быстро освоилась: поет в хоре, научилась читать и писать. Перед семейной трапезой она спешит вслух прочитать «Отче наш», хотя это не нравится Теме, который привык лидировать.

В семье Журавлевых, Синицких и Стрельниковых в этом году старшие девочки после окончания школы уезжают учиться в город. В детских комнатах освобождается место. Приемные родители уже задумываются над тем, чтобы взять еще детей.

— Мы тоже хотели бы принять ребенка, может быть, двоих, — говорит Галина Позднякова. — Хорошо, если это будут дети из православных приютов.

— Конечно, мы живем непросто, но с Божьей помощью все трудности преодолеваем, — говорит нелли Стрельникова. — Просто за нас очень много людей молится.

— Приемный ребенок резко отличается от кровного, у них другое восприятие мира и другое отношение к взрослым, — считает Сергей Шквара. — Особенно это касается сирот при живых родителях. Каждый ребенок имеет право иметь счастливое детство, а детство — это прообраз Небесного Царства. Наша цель — подарить радость ребенку. Брошенных и одиноких детей быть не должно.

Говорят, кто воспитает сироту, тот построит на небе храм. Если так, то на небе уже строится 26 храмов. Может быть, скоро их станет еще больше.

«Монастырь пришел к вам»

В этом году в Светлую Седмицу, на праздник иконы Бо-жией Матери «Живоносный Источник» православную деревню с архипастырским визитом посетил глава Донской митрополии — митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

У Журавлевых, как оказалось, самая просторная гостиная, поэтому высоких гостей принимали в их доме. Накануне дети выучили тропарь Пасхе и стихотворения о празднике, приготовили для владыки рисунки и поделки из бисера.

Во время чаепития митрополит выразил надежду на то, что на ранее выкупленных фондом «Покровский» участках в скором времени будут построены еще три дома для приемных семей. Кроме того, он сообщил, что храмовый комплекс в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и прилегающая к нему территория в ближайшее время станут подворьем ростовского Свято-Иверского женского монастыря. Здесь же появится Духовно-просветительский центр, который станет окормлять приемные семьи и многочисленных паломников.

— Мы очень рады тому, что в Петровке будет монастырское подворье. Двойная радость — если появятся новые приемные семьи и наша деревня расширится, — говорит Галина Позднякова. — Думаю, тогда нам легче будет решать свои проблемы.

— Мы так мечтали о том, чтобы съездить с детьми в монастырь! — призналась Алла Журавлева.

— А вот теперь монастырь сам пришел к вам, — резюмировал митрополит Меркурий.

Галина Позднякова и Сергей Шквара готовы принять в семью и других детей.

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий вручил ребятам пасхальные подарки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.