Научная статья на тему 'Живая Этика и совершенствование человека'

Живая Этика и совершенствование человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Живая Этика / философия / космическая реальность / космические законы. совершенствование / гносеология / онтология / антропология / этика / эстетика / the Living Ethics / philosophy / cosmic reality / cosmic laws / perfection / epistemology / ontology / anthropology / ethics / aesthetics

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролов Виктор Васильевич

Применение сложившейся структуры философского знания (гносеология, онтология, антропология, этика, эстетика) для осмысления новизны содержания основных философских вопросов в Живой Этике. Новые предпосылки, подходы и мотивации для совершенствования человека в философии космической реальности. Духовность, нравственность, красота и творчество как средства, связывающие человека с реальностью Космоса. Универсальный характер космических законов, регулирующих эволюцию Вселенной и закладывающих фундамент нравственных основ жизнедеятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Living Ethics and Human Perfection

Application of the existing structure of philosophical knowledge (epistemology, ontology, anthropology, ethics, aesthetics) to comprehend the novelty of the content of the main philosophical issues in the Living Ethics. New prerequisites, approaches and motivations for human perfection in the philosophy of cosmic reality. Spirituality, morality, beauty and creativity as means that connect man with the reality of the Cosmos. The universal nature of the cosmic laws regulating the evolution of the Universe and laying the basis for the moral foundations of human life.

Текст научной работы на тему «Живая Этика и совершенствование человека»

В.В.ФРОЛОВ,

доктор философских наук, профессор, заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха по научной работе, руководитель ОНЦ КММЦР, Москва

ЖИВАЯ ЭТИКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Особенности философии таковы, что в них заложен широкий спектр возможностей совершенствования человека. В ней сосредоточены разные системы, учения, концепции — их обобщенно можно назвать философскими представлениями о самых общих принципах видения мира и человека, носящих мировоззренческий характер, а их сумма и составляет Мировоззрение. В пространстве этого суммарного понятия возникает множество вопросов из числа вселенских: что такое человек и как он связан с Космосом? какова структура макрокосма и как она преломляется в микрокосме человека? в чем сущность человеческого сознания, познания и знания? каковы нравственные основания человеческого бытия? — продолжать ряд вопросов на тему «Человек — Космос» можно до бесконечности.

Примерами философских представлений являются учения религиозного характера, разного рода натуралистические концепции, всевозможные феноменологические, эволюционные теории и т.д. В той или иной мере вышеназванные и другие философские представления могут способствовать совершенствованию человека, а оно — процесс целостный, так же как и собственно сам его феномен, представляющий собой органическое единство духовного и материального, в котором духовное играет ведущую роль. Поэтому развитие его сознания, умножение нравственных качеств, повышение уровня культуры благотворно влияют как на его физический организм, так и на человека в целом.

В этой связи рассмотрим философскую систему Живой Этики, возникшую в 20-30-е годы прошлого столетия. Ее сформулировали Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. Философия Живой Этики вобрала в себя лучшие культурные достижения человечества, в ней, в частности, получил развитие русский космизм. Его ярчайшими представителями были такие выдающиеся мыслители, как В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и другие.

Ведущая роль в совершенствовании человека отводится его сознанию, сердцу как средоточию духовной жизни, культурным накоплениям, этической составляющей, эмоциональной сфере. В книгах Живой Этики [1], трудах Н.К.Рериха [2], Е.И.Рерих [3] эти вопросы всесторонне разработаны и получили дальнейшее развитие в работах Л.В.Шапошниковой [4]. Одной из важнейших для понимания темы доклада является статья Людмилы Васильевны «Философия космической реальности» [5], в которой автор раскрывает методологические возможности категории философии космической реальности для осмысления учения Живой Этики. Эта категория в свернутом виде отражает все богатство учения Живой Этики, главным предметом которого выступает человек и законы его космической эволюции. В этой связи Людмила Васильевна пишет об учении Живой Этики как об «удивительной философии, в которой отражена космическая реальность» [5, с. 36].

Иными словами, проблема философского познания человеком космической реальности, его взаимоотношения с Космосом благодаря этой категории поставлена перед нами со всей очевидностью, ясностью и глубиной. Категория «философия космической реальности» как бы открывает дверь в совершенно удивительное и для многих неизведанное пространство учения Живой Этики. В этом пространстве человек ощущает себя субъектом свободного труда, космического сотрудничества, для которого он создан космической реальностью. Термины, образующие эту категорию, — философия, реальность, космическая реальность — понятны и доступны многим философам, ученым, искусствоведам, педагогам. Ее применение в том значении,

какое придала ей Л.В.Шапошникова, при изучении Живой Этики выступает своеобразной гарантией от заблуждений и неверного хода мысли. Раскрывая содержание этой категории, подчеркиваю, что главным в методологическом отношении моментом в философии космической реальности является новая система познания, которая обращает внимание на духовный мир человека как на сферу познания и источник знания, раскрывает синтетическое единство эмпирических и духовных методов познавательной деятельности человека [см.: 5, с. 17—35]. С учетом сказанного философия Живой Этики обладает такими предпосылками, освоение которых расширяет для человека новые возможности совершенствования. К этим предпосылкам относятся новые подходы к человеческому познанию, структуре Вселенной и причинам ее эволюции, учению о человеке, включающему этическую и эстетическую составляющие.

Используя уже сложившуюся в философии структуру философского знания, назову эти предпосылки. К ним в Живой Этике относятся гносеология, онтология, антропология, этика и эстетика — в данном случае для осмысления философии Живой Этики применяется уже сложившаяся структура философского знания. Это важно, поскольку сознание многих людей, в особенности философов и ученых, готово к ее восприятию. В то же время наполнение уже знакомой многим структуры новым содержанием философии Живой Этики может способствовать их успешному ознакомлению с этой философской системой. Таким образом, цель применения данной категориальной структуры состоит в том, чтобы донести до читателей глубинный смысл философии Живой Этики и показать ее возможности для совершенствования человека. В то же время — подчеркну еще раз! — указанная категориальная структура в пространстве Живой Этики наполняется принципиально новым содержанием по сравнению с уже существующими философскими представлениями, что касается всех основных философских вопросов. В процессе их изложения в данной статье новизна содержания этих вопросов будет отмечена.

Важной методологической установкой является настроенность сознания на синтез указанных аспектов философии Жи-

вой Этики, ибо их рассмотрение раскрывает взаимовлияние, переплетение и единство этих аспектов. Гносеология Живой Этики как предпосылка совершенствования человека обнаруживает особенности познания им Вселенной и самого себя. Существует особый раздел философии, который называется гносеологией или теорией познания, объясняющий особенности постижения человеком всего сущего. В древности знания человека о явлениях реальности отражались в мифах, искусстве, магии, религиозных верованиях, в нравственных установках. Важное место в познании занимали первые философские представления.

На современном этапе развития человечества функции познания Вселенной, в том числе самого человека, выполняет наука. Сегодня она в основном обращена к изучению явлений физической реальности, применяет эмпирические методы исследования и опирается на эксперимент. Вместе с тем научные открытия и разработки последних ста с лишним лет, начиная с открытия атома и электрона, появления теории относительности, открытия множества элементарных частиц и т.д., нуждаются в объяснении с новых методологических позиций. Проблема заключается в том, что подобные научные открытия и опытные данные являются своего рода сигналами, содержащими информацию о существовании более высоких состояний материи. Задумываясь над этой информацией, некоторые ученые стали осознавать, что возможности сложившейся научной методологии для осмысления получаемых ими сведений оказываются ограниченными. Все это побуждает ученый мир искать какие-то новые подходы к их объяснению. Иными словами, ощущается необходимость дальнейшего развития такой научной методологии, которая позволила бы ученым в исследовании Мироздания обращаться не только к явлениям физического мира, но и к явлениям иной реальности, которые обнаруживают себя благодаря материи более тонкого состояния. Существующая сегодня методология науки в силу своих ограниченных мировоззренческих оснований такими возможностями не располагает, ибо позволяет включать в поле зрения ученых только предметы

и процессы физического, или плотного мира, выводя за пределы их внимания явления иного бытия.

В то же время в современной философии есть сложившаяся философская концепция, в которой содержатся предпосылки обновления научной методологии. Речь идет о философской системе Живой Этики или философии космической реальности. Ее проблематика, законы и категории все чаще становятся предметом научного осмысления, а методологический потенциал, аккумулированный в новом космическом мышлении, начинает применяться в научных исследованиях. Таким образом, необходимость обновления методологии науки обусловлена как потребностями самой науки, столкнувшейся с проблемой дальнейшего развития своих собственных философских оснований, так и творческим потенциалом философской системы Живой Этики, освоение которого расширяет сознание ученых и позволяет им выйти к новому пониманию предмета исследований, то есть рассматривать все явления в контексте реального Космоса.

Мощный потенциал философии Живой Этики обнаруживает себя прежде всего в ее особой системе познания, представляющей собой синтез эмпирических и духовных методов познания, в формировании и применении которой самое активное участие принимали В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский и многие другие. В силу указанных причин некоторые современные философы, историки, культурологи, ученые естественнонаучного направления начали интересоваться новой системой познания. С ее помощью обнаруживаются возможности изучения различных структур Космоса, истории человечества, культур разных народов в единстве их духовной и материальной сторон, благодаря чему в явлениях реальности, к примеру в человеке, раскрываются грани не только внешние, вещественные, но и внутренние, присущие сфере инобытия. Они берутся в их нераздельности и взаимосвязи, что позволяет сформировать целостное понимание изучаемых явлений. Иными словами, эта система познания открывает качественно новые возможности познания Вселенной и человека.

Так гносеология обнаруживает свою связь с онтологией, то есть с учением о бытии, ибо понимание человеком процесса познания реальности и самого себя выступает условием выявления структуры вселенной и законов ее эволюции.

В онтологии Живой Этики принципиальную роль играет категория Духо-материи. Сам термин указывает на единство духовного и материального, существующего в рамках единого предмета или явления материи. Духо-материей объясняется существование тончайшей материальной субстанции, из которой состоят все явления реальности, в том числе духовные. Под духовным здесь понимаются тончайшие формы энергии, которые выступают в проявлениях единой материальной субстанции, получившей в философии Живой Этики название Духо-материи, и обнаруживаются в бесчисленных формах и качествах. Так, благодаря новой системе познания выявляется двойственность Космоса, диалектика духовного и материального в его эволюции при ведущей роли духовного. В то же время существует противоположение духовного и материального в границах единой материи, которое применительно к конкретным явлениям имеет относительный характер. Так, например, сознание человека по отношению к его физическому телу есть феномен духовный, а по отношению к более высоким, чем человек, состояниям материи — материальный.

Другим элементом рассматриваемой онтологии выступает категория Космоса. Она отражает существование грандиозной энергетической системы — понятие, введенное в научный оборот Л.В.Шапошниковой, — включающей в себя как необходимую подсистему планету Земля и пребывающее на ней человечество. Данная подсистема как часть Космоса связана с ним, с его более высокими структурами множеством связей посредством энергоинформационного обмена. Важное значение для реализации таких структур в нашей подсистеме имеет этическая составляющая, о которой более подробно речь пойдет далее.

Определяющую роль в эволюции Космоса и человека играют космические законы. «Эволюция самостоятельна и добровольна — это основной закон» [6, § 399]. Кроме того, надо отметить

законы двойственности, законы космического строя — Высшее в космической эволюции ведет низшее, закон Иерархии, закон причин и следствий, единства и другие. Они носят универсальный характер, ибо регулируют эволюцию всей Вселенной, в том числе человека. Согласно первому из вышеназванных законов Вселенная носит двойственный характер. Как уже было сказано, ее структурные образования представляют собой единство духовного и материального при ведущей роли духовного. Важную роль этот закон играет в познании человека и применении добытого знания в его жизнедеятельности. В этом контексте к материальной стороне человека относится его физическое тело, а к духовной — сознание, сердце как духовный орган, культурные и нравственные накопления человека.

Закон «Высшее в космической эволюции ведет низшее» указывает на то, что в Мироздании существуют структуры более высокие и менее высокие по уровню своего развития, и их взаимоотношения регулируются данным законом. В пространстве его регулирующего влияния находится и человечество, по отношению к которому в роли Высшего выступают более высокие сущности — Учителя человечества, или Махатмы, как их называют на Востоке. Со стороны человечества по отношению к их духовному водительству важную роль играет принцип добровольности и принцип самостоятельности, в соответствии с которыми люди с учетом закона свободной воли делают выбор о признании духовного водительства Учителей и проявляют при этом самостоятельность, ибо «все должно быть совершено руками и ногами человеческими».

Другие законы Космоса также проявляют себя в этом процессе. Одним из них выступает закон причинно-следственных связей. Он называется также законом кармы (слово «карма» с санскрита переводится как «действие»). В жизни человека этот закон проявляется наиболее ярко прежде всего в сфере мыслей и чувств, отражаясь в его действиях и поступках. Иначе говоря, субъективные особенности мыслей, чувств и действий человека в значительной мере обусловливают формы проявления закона причин и следствий и других космических законов в его жизни. При этом ведущую роль в реализации

законов Космоса через сознательную деятельность человека, если он в своей эволюции достиг достаточно высокой ступени взаимодействия с Мирозданием, играют его мысли. Человек представляет собой своеобразную фабрику мыслей, которая работает постоянно. Мысли определенной направленности, обладающие в силу своей энергетической природы свойством самостоятельного существования, в единстве с чувствами порождают определенные следствия.

В общем виде можно сказать, что мысли положительного характера воспроизводят положительные следствия, которые в самых разных формах вплетаются в канву жизни данного человека и наполняют ее своей позитивной энергетикой и созидательными смыслами. Проявлением этих следствий в его жизни могут быть различные полезные события, добрые встречи с разными людьми, лад в семейных отношениях и т.д. Можно предположить, что при сознательном отношении человека к этому закону и другим законам Космоса жизнь человека становится более интересной и насыщенной новыми творческими возможностями. Когда человеком порождаются мысли отрицательного характера, то они формируют негативные последствия — проблемы и препятствия, которые человек будет вынужден преодолевать, чтобы понять в конце концов причины возникших препятствий, коренящиеся, как отмечено выше, в мыслях и чувствах, а также в обусловленных ими действиях и поступках. Все это выступает важнейшим напоминанием о том, что данному человеку, всем людям надо стремиться контролировать свое мышление, стараясь не допускать в сознание отрицательные мысли и чувства.

Таковы некоторые характерные примеры понимания онтологии Живой Этики, освещающей структуру Вселенной, и такое представление о ее структуре способствует лучшему пониманию закономерностей ее познания, что в свою очередь позволяет сформировать более углубленные онтологические представления о Космосе. Таким образом, во взаимодействии и взаимовлиянии гносеологии и онтологии Живой Этики обнаруживается единство этих, условно говоря, разделов названной философской системы.

Еще один ее раздел раскрывается в антропологии Живой Этики. Человек и Космос образуют единое целое, структура которого свидетельствует, что человек есть часть космического пространства и несет в себе его особенности. В человеке как в микрокосме преломляется структура макрокосма. Она составляет основу человека, представляющего целостное единство материального и духовного, то есть физического тела и духовного мира, фокусом которого выступает его сознание и сердце.

Человек есть часть Космоса, ибо он есть его порождение. Благодаря человеку Космос себя проявляет, реализует свое творчество. В этом контексте можно говорить, что важнейшей особенностью эволюции Космоса и человека, как это ни парадоксально звучит с точки зрения сложившегося понимания этих аспектов реальности, выступает их сотворчество, целью которого является одухотворение материи. В таком эволюционном процессе принимает участие как Космос, так и человек, а основой их сотворчества служит познание и использование космических законов, которые синхронно регулируют жизнедеятельность человека и эволюцию вселенной. Важно учитывать и то, что Учителя человечества также опираются на космические законы. В этом смысле процесс сотворчества человека и Космоса имеет общую основу.

Однако вернемся к философским предпосылкам совершенствования человека, содержащимся в Живой Этике. Отмеченное выше понимание гносеологии и онтологии человека в значительной степени предопределяет особенности философии Живой Этики, которые раскрываются в пространстве ее антропологии. Этот аспект был кратко освещен ранее, когда мы рассматривали основные принципы связей человека и Космоса. Строго говоря, вся философская система Живой Этики носит антропологический характер, ибо ее главный предмет — человек и законы его космической эволюции. Можно сказать, что учение о человеке сохраняет непосредственную живую связь как с онтологией, так и гносеологией Живой Этики.

Одна из важнейших особенностей философии Живой Этики проявляется в ее этических принципах, отражающих прави-

ла поведения людей в сфере нравственных отношений. Рассматриваемая философская система закономерно именуется Живой Этикой. В ее основе лежит знание о нравственном характере взаимоотношений между человеком и Мирозданием. Космос пронизан этикой и объективно, ибо его законы носят нравственный характер, и субъективно, поскольку авторами Живой Этики являются высокодуховные сущности — Учителя человечества, для которых следование этим законам есть требование космической эволюции. Со стороны человека также предполагается принятие высоких нравственных принципов, которые аккумулируются в философской системе Живой Этики и могут служить своего рода нравственными идеалами для человечества. Именно практическое применение этих принципов является показателем духовности.

Таким образом, особенность Живой Этики состоит не только в этических принципах, но и прежде всего в том, что эти принципы носят глубинный онтологический характер, поскольку их содержанием выступают универсальные законы Мироздания, регулирующие эволюцию Вселенной и человека. На этих законах строится весь Космос, эволюция человека, и нарушение их человеком есть одновременно нарушение этических принципов, о которых говорится в Живой Этике.

Наконец, рассмотрим эстетические представления Живой Этики. Эстетика — наука о красоте. Вопрос: какова природа красоты? П.А.Флоренский считал, что красота есть реальность. Это означает, что она существует вне человека, объективно. Если это так, то нужно понять, что значит красота для человека, как он с нею связан и какую роль играет в ее претворении. В Живой Этике находим ответ: «Неверно сказать — красота спасет мир, правильнее сказать — сознание красоты спасет мир» [7, § 27]. Иными словами, человек для того, чтобы воспринимать и претворять красоту, должен ее осознать. Таким образом, Красота есть средство, связывающее человека с реальностью Космоса. «Красота, заключая в себе гармонию энергетики, — пишет Л.В.Шапошникова, — превращает хаос в Космос на всех уровнях, начиная от миров различных состояний материи и кончая духом человека, которого она одаривает

способностью создавать самое главное в его жизни — Культуру, существование которой без Красоты невозможно» [5, с. 67]. Человек осознает и воплощает Красоту в процессе творчества. В этом отношении очень важную роль играет искусство. Художник, создавая произведение искусства, входит в соприкосновение с высшей Красотой, оказывающей благотворное влияние на его духовный мир, его совершенствование. Энергетика Красоты утонченных сфер наслаивается на произведения искусства и открывается ощутившему Красоту сердцу, способному воспринять энергетику этих высоких сфер, в архитектуре, в музеях, концертных залах, везде, где присутствует эта высшая Красота. Так Красота реального Космоса через творчество художника приходит к людям.

Подытоживая, можно сказать, что гносеология, онтология, антропология, этические принципы и эстетические представления философии Живой Этики являются важными предпосылками совершенствования человека. Этот процесс может идти в следующих направлениях: совершенствование познания в плане понимания ведущей роли духовных методов постижения в их синтезе с методами эмпирическими; углубление знаний о Космосе, которое предполагает раскрытие диалектики духовной и материальной сторон его подсистем; формирование представлений о самом человеке как космическом существе; освоение этических принципов, в которых отражаются законы эволюции космической реальности и которые представляют собой фундамент нравственных оснований жизни человека; осознание и претворение в реальность Красоты иных миров, которая вносит гармонию, мир и покой в человеческие сердца.

В заключение приведу высказывание выдающегося мыслителя и подвижника культуры Людмилы Васильевны Шапошниковой о философии космической реальности: «Живая Этика и ее новая система познания дают нам возможность пересмотреть важнейшие эволюционные и творческие процессы на нашей планете и более глубоко и многосторонне определить их причинную суть. Сегодняшняя свобода мысли, которая есть несомненное завоевание Духовной революции, требует своего инфор-

мационного пространства, своих этических устоев. Основы всего этого уже наработаны новым космическим мышлением ХХ века, сложившимся и теперь вновь развивающимся в России. Как мы сможем воспользоваться достижениями Живой Этики, в какой мере сумеем на ее основе расширить наше сознание, — полностью зависит от нас самих» [5, с. 164—165].

Литература

1. Учение Живой Этики. В 3 т. / Сост. Г.Е.Чирко. СПб.: Отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993—1994.

2. РерихН.К Листы дневника. [В 3 т.] М.: МЦР, 1995-1996.

3. Елена Ивановна Рерих. Библиографический указатель. М.: МЦР, 2009; РерихЕ.И. Письма. [В 9 т.] М.: МЦР, 1999-2009.

4. Людмила Васильевна Шапошникова. Библиографический указатель. М.: МЦР, 2011.

5. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [вступ. ст.] // Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1: Зов. М.: МЦР, 2003.

6. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. I.

7. Учение Живой Этики. Община (Рига).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.