2014
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА
№ 203
УДК 128/179.9
КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Н.К. РЕРИХА КАК ОСНОВА ДУХОВНОГО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Н.А. НЕКРАСОВА, А.Г. СОШНИНА
В статье рассматривается космическое мировоззрение Н.К. Рериха, философское учение Живая Этика и его роль в духовно-нравственном, культурном преображении и развитии человека, а также взаимосвязь личности и космического мироздания и поиск соответствий между проблемами морали и законами космоса.
Ключевые слова: Живая Этика, духовное преображение, космизм, воспитание сердца, космические законы.
Эволюционное продвижение и преображение человечества связано с особыми знаниями, которые обогащают, расширяют человеческое сознание и делают возможным их дальнейший духовно-нравственный прогресс. На каждом новом этапе этого продвижения космическая эволюция посылает нам такие знания. В конце XIX - начале ХХ вв. в России они нашли свое отражение и воплощение в философско-мировоззренческой системе - русском космизме. Целостное социокультурное явление, особый духовно-теоретический феномен, который ориентирован на синтез, синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания.
Идея живого мира вокруг нас, живого мироздания, космоса является основополагающей, и проходит сквозь всю эзотерическую философию, концепции мироустройства. То есть изначально признается, что Вселенная, Космос и окружающий нас мир живые и обладают неким уровнем сознания. Однако, как правило, эти постулаты ограничиваются общими рассуждениями, глубоко не вдаваясь в природу данного явления и не конкретизируя его. В лучшем случае описываются некие законы и свойства живого Космоса Мироздания, а также взаимодействие человека с ним.
Пожалуй, впервые наиболее последовательно и обоснованно идея живой Вселенной проводится Рерихами Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем, которые дали название своему учению Живая Этика. Их философия представляет собой особый интерес как образец, эталон системы, в полной мере отражающий основополагающие принципы, которыми стремится овладеть современное мышление. В учении раскрываются великие законы Вселенной и отражается Космическая реальность. Рерихи называли Космос одухотворенным живым организмом. Поэтому Космос Рерихов - это никак не космос науки. Это намного больше. В учении Живой Этики разные уровни реальности органично объединяются в единое целое: человек и планета, планета и космос, микрокосм и макрокосм. Это идея живого всеединства. Природа Вселенной живая, ведь нет неживой природы, а закон жизни един. Он выступает первопричиной всех событий в Космосе и на Земле. Пространство охвачено живыми процессами.
Система нравственных приоритетов в философии космизма основана на идее нравственного преображения (духовно-культурного самосовершенствования) человека, из которого выводятся другие цели трансформации - освоение космоса, достижение бессмертного статуса бытия, интеллектуальное, техническое могущество и т.д. Согласно космическому миропониманию Н.К. Рериха, человек является неотъемлемой частью космоса, и жизнь человека, его эволюционное развитие подчинены космическим законам. Многие русские философы в своем творчестве касались различных граней космического миропонимания. Рерихи считали, что Космос представляет собой величественную одухотворенную систему высокого уровня, между структурами которой происходит постоянный, непрерывный энергообмен. Он невидим, осуществляется между человеком и мирами иных состояний материи. Н.К. Рерих считал, что в процессе энергообмена происходит накопление энергии, повышающее высшую энергетику и человека, и народов, стран, Земли, и подготавливает их дальнейшее духовное продвижение по ступеням Космической Эволюции. Его роль в эволюционном развитии человека и человечества очень велика. Механизмы этого энергообмена наука пока раскрыть не может прежде всего в силу отрицания самой возможности его существования. Сам этот процесс обширен, сложен и мало изучен современной наукой. Человек выступает в роли проводника, способного соединить столь разные противоположные системы - землю и небо, установив между ними незримую гармонию, которую сотворить нужно прежде всего в самом себе.
Творящая мысль (Мир Огненный), украшенная всеми красотами, основами созидательных космических законов устремляет человечество ввысь и устанавливает великое понятие "Прекрасного", которое
148
Н.А. Некрасова, А.Г. Сошнина
свойственно всем векам и народам. Из этого чувства "Прекрасного" рождается и благородство духа, и постоянный творческий огонь, оптимизм и героизм [1].
Все приходит из космических глубин и уносится во вселенскую даль. И индивид, направляя свои устремления туда, направляя и наполняя свою деятельность, мысли Благом, намерениями и поступками добра и блага сливается с Беспредельностью, загорается и сверкает как звезда, таким образом достигает несказуемых, невероятных вершин и высот, человек выступает как властелин сокровищ и ценностей мира. Не может человеческое существо, отражающее в себе все сияние и величие космического мироздания, ограничить себя духовной нищетой ограниченности и невежества, ложью, мерзостью ради тленности сегодняшнего дня. Ведь понятие "духовность" отражает процесс космической эволюции человека, постепенное его развитие, духовное самосовершенствование всё возрастающего потенциала сознания свободы, космизации мышления.
Уникальность и особая ценность философского творчества Н.К. и Е.И. Рерихов обусловлена в значительной мере тем, что духовная жизнь ощущается как область, входящая в Космос и подчиненная ему. Таким образом, происходит «космизация души и сознания» перенесение в личную жизнь категорий космического порядка. Когда внешний свет природы становится внутренним светом, огнем разума. Таким образом, можно сделать вывод о том, что «нужно все силы Космоса направить на расцвет духа...» [3]. Для объединения души с Космосом, Высшим космическим знанием, откровением необходимо особое мышление, очищенное и свободное от невежества, зависти, вражды, «черных мыслей». Только так, путем омовения души, целомудрия и очищения мы можем приблизиться и получить частицу Высшего знания, прекрасной проницательности и выявить глубинную связь индивида с Космосом.
Глубина постижения законов космической реальности и практическое применение, и освоение их -составляют ключевые моменты в развитии человеческого сознания, которое является одним из главных факторов в продвижении самого человека и человечества в целом по ступеням эволюции. Сама же энергетика человека выступает как первопричина всех процессов и явлений, происходящих в космическом пространстве, происходит переход от пассивного и неосознанного участия в эволюции к активному и осознанному. Во Вселенной ничего не изолировано, нет ничего отдельного, все взаимосвязано. Человек обретает знания и способности влиять, соблюдая великие законы Космоса, на ход и качество эволюции. Из тех, кто стал сознательным субъектом эволюции, и состоит иерархия одухотворенного Космоса, представленная на Земле Великими Учителями, в том числе и авторами Живой Этики. Законы свидетельствуют о приоритете духа, который выступает как энергетическое явление, силы природы. Искра такого духа находится в каждом создании и живет и действует в нем согласно великим законам с одной стороны, и его, человека, свободной воле - с другой [2].
Одна из таких форм - интуитивное познание, духовным органом которого является сердце. По своей природе человеческое сердце (согласно Н.К. Рериху) есть проявление Сердца Космического. Но такое качество сердца человеку еще предстоит осознать. Ему надо понять, что для раскрытия духовно-нравственного потенциала сердца нужно освободиться от эгоизма и невежества, открыть сердце красоте, любви и благу. В Живой Этике отмечается, что для своего развития сердце нуждается в воспитании и развитии, которое предполагает осознание роли сердца как водителя жизни и претворение нового подхода к нему в жизни каждого дня.
С чего же начинать воспитание и развитие сердца? Прежде всего полезно хотя бы иногда подумать о сердце, тогда мысль о сердце уже будет плодотворна, будет наполнена благом и светом. Хорошо также поговорить со своим сердцем, прислушаться к его голосу. Существенную роль в воспитании сердца играет культура и искусство. Но искусство подлинное, произведения которого отражают красоту природы, человека и Мироздания. Искусство является частью культуры. Поэтому духовное освоение человеком культуры во всем ее многообразии форм и прежде всего развитие внутренней культуры человека очищает сердце от наростов, «мозолей» эгоизма. Сердце не терпит никакого насилия, грубости, никакого механического вмешательства. «Сердце - самый независимый орган, можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться психической энергией» [3, с. 290]. Воспитывать сердце необходимо в сфере чувств. И здесь очень важно проявлять милосердие, сострадание, мужество, великодушие, любовь и другие высокие чувства, так как через их развитие сердце становится более культурным, а человек благодаря этому - более открытым к познанию космических (вселенских) реальностей.
Согласно Н.К. Рериху, основой построения мира является его иерархичность, наличие одного управляющего мира над другим. Это то, что человек никогда не учитывает. И еще одна большая ошибка человека заключается в том, что только себя он обособил в этом мире в единственно разумное и живое
Космическая философия Н.К. Рериха как основа духовного преображения человека
149
существо, а весь мир отнес к неживой материи. Индивид, отталкиваясь от физической материи, утончаясь, взаимодействует с тонкими энергетическими структурами, уходит в бесконечность. Весь процесс связан цепочкой зависимостей. Поэтому существуют законы, которые устанавливают между ними конкретные отношения и взаимосвязи. По ним и принципу соподчинения развиваются все материальные и тонкие миры во Вселенной и контролируют всеобщий порядок. Каждая Вселенная имеет своего Иерарха.
Энергия творящей мысли и сердца имеет у Рерихов поистине вселенскую насыщенность, она направляет и ведет их по наилучшим, великим творческим путям. Поэтому их философия, свершения столь грандиозны и поражают своим многообразием, уровнем и масштабом познания. Они показали, что человечество в своем развитии вступает в новую эпоху, когда каждому из нас жизненно необходимо расширять свое сознание, по-новому смотреть на окружающий мир и уметь прислушиваться к своему сердцу [5]. Человечество должно объединять одно общее качество - устремленность к новому, иному мышлению, в основе которого поиск соответствий между проблемами морали и великими законами Космоса.
Такое мировоззрение поможет индивиду определить свою истинную роль и место в эволюции Вселенной. Человек должен стать активным субъектом, гармонично взаимодействующим с миром и Космосом. Смыслом жизни, согласно Н.К. Рериху, станет духовно-нравственное, культурное совершенствование и преображение личности, одухотворение своей собственной активной творческой природы, общества и планеты, на которой человек обитает.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беликов П.Ф. Рерих (Опыт духовной биографии) - Новосибирск, 1994; - М., 2011.
2. Беликов П.Ф., Князева Л.Н. Рерих. - М.: Молодая гвардия, 1980.
3. Рерих Н.К. Держава Света. - М.: Эксмо, 2007.
4. Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. Беседы о неизвестном. - М.: Художественная литература, 2009.
5. Шапошникова Л.В. Держава Рерихов: сб. статей: в 2 т. - М.: МЦР, 2006. - Т. 1.
N.K ROERICH'S SPACE PHILOSOPHY AS THE BASIS FOR THE SPIRITUAL TRANSFORMATION OF MAN
Nekrasova N.A., Soshnina A.G.
The article discusses the cosmic worldview N.K. Roerich's philosophical doctrine Living Ethics and its role in the spiritual and moral, cultural transformation and human development, and the relationship of Personal Progress and outer universe and search for conformities between the problems of morality and the laws of the outer space.
Key words: Living Ethics, spiritual transformation, Space Art, Education of Heart, cosmic laws.
Сведения об авторах
Некрасова Нина Андреевна, окончила КГУ (1979), доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологи МГУ ПС (МИИТ), член координационного совета Европейской научно-промышленной палаты, действительный член РАЕ, действительный член Европейской академии естественной истории, автор более 220 научных работ, область научных интересов - социальная философия, этика, философия науки и техники, онтология, философская антропология, культурология.
Сошнина Анастасия Геннадиевна, окончила МГУ ПС (МИИТ) (2012), аспирантка МГУ ПС (МИИТ), область научных интересов - социальная философия, этика, философская антропология.