Научная статья на тему 'Литературные очерки Н.К.Рериха 1920–1940 гг. как источник познания космической реальности'

Литературные очерки Н.К.Рериха 1920–1940 гг. как источник познания космической реальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
очерки Н.К. Рериха / космическая реальность / Живая Этика / космические законы

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дьяченко И. Ю.

Основные темы очерков Н.К. Рериха, их мировоззренческая суть. Понятие «космической реальности», ее особенности и место в ней человека. Пути познания космической реальности, роль науки, сознания и мышления в процессе познания. Представление о законах космоса. Связь космической реальности и культуры. Очерки Н.К. Рериха об эволюционной роли России. Актуальность очерков в современную эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературные очерки Н.К.Рериха 1920–1940 гг. как источник познания космической реальности»

И.Ю.Дьяченко

Литературные очерки Н.К.Рериха 1920-1940-х гг. как источник познания космической реальности

Литературное наследие Н.К.Рериха составляет цикл стихотворений, повесть, пьеса и более тысячи очерков. Они были опубликованы в разные годы в сборниках «Пути Благословения», «Держава Света», «Твердыня Пламенная», «Врата в Будущее» и других, вышедших в 1920-1940-е годы в Риге, Берлине, Харбине, Нью-Йорке, Аллахабаде. Многие очерки впервые увидели свет в 1990-х годах в трехтомнике «Листы дневника», изданном Международным Центром Рерихов в Москве.

Отличительной особенностью очерка как такового является описание явления, события, факта реально происходящего, своего рода набросок с натуры. Очерк становится художественным произведением, если автор не просто достоверно описывает происходящее, но вкладывает в него ведущую идею, которая возвысит человеческое сознание, одухотворит жизнь человека, наполнит ее высшим смыслом. В этом случае очерк будет заключать в себе нравственную, преобразующую и организующую силу. Это характерно для Рериха. Каждый свой «набросок» он осмысливал в общей мозаике жизни, в неразрывной связи единичного с многомерным бытием.

Очерки Н.К.Рериха создавались в разное время, по разным поводам и в разных обстоятельствах. Многие из них были связаны с его культурной работой в разных странах, деятельностью художественных и образовательных учреждений, с продвижением идей Пакта Рериха в мире. В них присутствует анализ происходящих событий, размышления о судьбах человечества в прошлом, настоящем и будущем. Рерих писал о достижениях медицины, археологических раскопках, развитии науки и в то же время о еще не познанных явлениях, особенностях человеческой природы, искусстве и практически обо всем. И каких бы вопросов он ни касался, главной всегда оставалась тема духовного, нравственного совершенствования человека. Обладая глубокими знаниями и уникальной способностью к синтезу, Н.К.Рерих, по сути, формировал в своих очерках единую систему познания, где органично присутство-

вали не только интересные для науки явления и факты, но и методы их постижения (логика мышления, сердечное чувствование, интуитивное прозрение, широта сознания и др.), а также методология исследования. Обращаясь к повседневным нуждам человека на земле, Рерих соотносил его жизнь и деяния с космическими процессами. События, процессы, явления, судьбы людей, их чаяния, стремления были рассмотрены автором с точки зрения единой эволюции человека, планеты и космоса.

В конце XIX - начале ХХ века новая картина мира складывалась в философской, художественной и научной мысли. Для нее открывался многомерный космос во всем богатстве своей динамичной жизни. В 1920-е годы начала выходить в свет серия книг с общим названием «Живая Этика», где освещались проблемы космической эволюции, роль в ней человека, его культуры, определялась зависимость эволюционных процессов на планете от культуры человека. С этим было связано и название книг. К созданию этих книг и их изданию были причастны Е.И.Рерих, Н.К.Рерих и их Учителя. Идеи Живой Этики находили свое воплощение в картинах, научной работе, общественной деятельности Н.К.Рериха и, конечно, в очерках. Впервые они были проанализированы Л.В.Шапошниковой в статьях «Чаша Грааля космической эволюции», «Послание грядущей эволюции», «Эпоха энергетического мировоззрения», «Магический мост синтеза», «Неугасимый свет тернового венца», «Врата в будущее» и других, где автор обратила внимание на Живую Этику как мировоззренческую основу очерков. «Очерки Рериха, - отмечает она, - в целом представляют собой уникальное явление. Они синтетичны в своей изначальной сути и соединяют в себе философию и науку, литературу и широчайший объем знаний духовно-исторических и культурных <...> Его очерки, с моей точки зрения, представляют ту новую литературу, где ощущается дыхание будущей эволюционной эпохи, будущих новых средств выражения и будущей эстетики. Он много писал о синтезе как одном из важнейших направлений современного эволюционного процесса. Он сумел воплотить этот синтез в своих литературных произведениях, где гармонично сочетаются Красота, Знание и Мысль. Это и позволяет нам считать литературное наследие Рериха одним из ярчайших явлений мировой культуры» [1, с. 32].

В изучении данной темы огромное значение приобретает труд самой Л.В.Шапошниковой «Философия космической реальности», где раскрываются особенности общей методологии системы познания Живой Этики, основанной на синтезе научных и культурно-духовных достижений Запада и Востока, а также идеях русского космизма. В сокровищнице его мысли мы встречаем понятия «научной реальности космоса» В.И.Вернадского; «вечной действительности» Н.А.Бердяева, «высшей реальности» у П.А.Флоренского. Понятие космической

реальности, встречающееся в Живой Этике, синтезирует эти представления. Оно не используется современной наукой, где под словом «реальность», как правило, подразумевают то, что видят, т.е. очевидность, что далеко не одно и то же. Живая Этика говорит: «Реальность - не очевидность. Очевидность по всем признакам не отвечает действительности <...> Пытливый ум не считается с условной очевидностью. Ему нужна действительность в оправе космических законов» [2, 206]; «Среди монотонности обыденности лишь немногие ощущают реальность космоса. Среди этих свитков рождений, болезней, горестей и смертей немногие найдут свиток без конца и начала» [2, 264]; «Тот, кто не может окру-житься сознанием величия вечной, беспредельной работы Космоса, лишен самого великого понимания жизни» [3, ч. 1, 53]. Так, понятие космической реальности связывалось с беспредельной работой космоса [3, ч. 1, 53], бесконечным движением, изменением и развитием всех форм бытия, т.е. с понятием космической эволюции.

Космическая реальность как объект исследования и познания

Рассматривая очерки Н.К.Рериха как источник познания космической реальности, необходимо понять, что процесс этого познания беспределен. Как можно познать ту реальность, которая есть не только земное бытие, но и инобытие? В каких масштабе и глубине? Для человека это - путь в Беспредельность, и элемент «несказуемого», о котором говорил когда-то Рериху А.А.Блок [4, с. 57-62], здесь всегда будет оставаться. По свидетельству самого Рериха, Блок перестал ходить на религиозно-философские собрания не просто потому, что там говорили о «несказуемом», а более потому, что люди допустили словесную грубость суждений о нем. Как отмечал Н.К.Рерих в очерке «Познавание Прекрасного», человечество в прошлые века уже приблизилось к такой утонченности и возвышению духа, которая позволила выразить «несказуемое величие непроизносимого Понятия» словами «не То, не То» [4, с. 241]. Несомненно, для такого процесса познания нужен и иной аппарат, и другая система, необходимо формирование качественно иного мировоззрения, которое и подскажет соизмеримость выражения «несказуемого». Но остается вопрос: а нужно ли все-таки о нем говорить и его изучать? Для многих этот вопрос открыт, и мнения на этот счет бывают самые противоположные. Живая Этика дает возможность нам помыслить в этом направлении, утверждая, что «Реальность заключается во всем надземном. Человек боится надземного, он предпочитает

зарываться в Землю, лишь бы избежать величия Беспредельности <...> Людям не уйти из этой лаборатории, потому полезно приобщиться к ней всем сознанием. Мыслитель говорил: "Принимай участие во всем сущем. Оно для тебя и ты для него"» [5, 310]. Так, изучение мира Надземного, соотнесение происходящих в нем процессов с земными диктуется эволюционными задачами. И человеку в их решении предстоит создать адекватную картину мира, которая обобщила бы существующие научные представления о нем. Человеку предстоит осознать, что энергетика Высшего должна быть приумножена на земном плане для эволюции низшего, потому предметом познания и научного исследования становится именно космическая реальность во всем ее величии. Это есть целостная энергетическая система, состоящая из различных структур, включая человека [6]. Она предстает во всех измерениях, состояниях, планах, формах и вне форм, проявленных и не проявленных, познанных и не познанных, непрерывно взаимодействующих между собой в грандиозном энергетическом обмене. Этот обмен является движущей силой космической эволюции. В его основе лежит дух как сила природы и энергия, пронизывающая все сущее, способная одухотворять материю и служить созданию более высоких ее форм, тем самым выявляя бесконечный процесс космического творчества.

Место человека в космической реальности

Будучи единым с космосом, человек может объединить в сознании все аспекты бытия благодаря присутствию во всем, в каждом элементе мироздания всеначальной энергии, или духа, подчиняющегося космическим законам. Дух человека - это своеобразный мост к познанию космической реальности. Вне этого понятия космическая реальность недоступна для исследования.

Проблема духа как такового, духовности и духовной жизни прошла через всю мировую философскую мысль и отразила искания многих поколений выдающихся мыслителей (Платон, Эпиктет, Плотин, Н.Кузан-ский, Григорий Богослов, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, В.Дильтей и др.). В гносеологическом плане наработки этих авторов дают возможность проследить развитие познания духа на протяжении веков. Труды Е.П.Блаватской, Н.К.Рериха, Е.И.Рерих открывают новую ступень в изучении этого вопроса, поскольку в их трудах дух и материя выступают как два аспекта одной реальности, познать которые возможно в их синтезе.

Опираясь на древние источники, Н.К.Рерих в очерках «Адамант», «Здоровье духа», «Corason», «Чандогия Упанишады» и других приводит фрагменты, которые дают представление о свойствах духа: «Дух,

который в сердце моем, меньше зерна риса, меньше зерна ячменного, меньше зерна горчичного, меньше малейшего проса. Тот же дух, который в сердце моем, больше всей земли, больше пространства, больше небес, больше всех миров!» [7, с. 70]. И еще: «Оружие не рассекает его. Огонь не палит его. Вода его не мочит. Ветер его не сушит. Ибо нельзя ни рассечь, ни высушить его: постоянный, всепроникающий, устойчивый, незыблемый, извечный он» [8, с. 92-93]. Такая многомерность, всепроникае-мость, неуязвимость духа, его отношение к Высшему Миру дает новые подходы к пониманию самого человека. Если дух в нем активен, т.е. находится в процессе энергообменов, то он наделяет человека творческой силой, познавательной и преобразующей. Дух расширяет границы физических возможностей человека, он организует его материю, но не наоборот. «Вспомним, - писал Рерих, - как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя. Устремленный дух окутывал нас непроницаемым покровом» [8, с. 91]. Таким образом, дух - это иного качества и внутренней организации материя, которая принадлежит Высшему началу бытия, тесно связана с ним.

Н.К.Рерих отмечал такую важную особенность человеческого духа, как его способность к распознаванию добра и зла. Другими словами, если человек живет духом, он способен почувствовать и понять истину, в противном случае - нет. Дух определяет нравственное начало в человеке, и поскольку дух связан с истиной, то этим он возвышает материю, и без него она перестает развиваться и даже существовать. Однако здесь необходимо одно условие: дух в человеке должен быть устремлен. Есть у него еще одна особенность: в зависимости от духовных накоплений человека, уровня мышления и сознания его физическое излучение имеет разный цвет. Это наиболее ярко отразилось в искусстве, особенно в иконописи. «Художники христианского иконописания, - писал Н.К.Рерих, -так же как и буддийские мастера, изображали световые излучения с великим знанием. Вглядитесь и сопоставьте эти изображения и вы найдете наглядное изображение и изложение кристаллизации света» [9, с. 19]. Так, изображения святых людей сопровождаются светом, свидетельствующим о высоте и мощи их духовной силы. Свет - явление мира Высшего.

Рассмотренные качества духа были испокон веков известны разным народам, и это знание запечатлелось в сказаниях, эпосах, преданиях. Н.К.Рерих призывал внимательно отнестись ко всему, что возвышает дух, поскольку знание о нем дает возможность проникнуть мыслью в творческую лабораторию космоса, познать его законы, ощутить пространство метаистории. В этой лаборатории присутствуют явления других измерений и миры более высокого состояния материи, влияющие на мировой эволюционный процесс [10, ч. 3, 109], формирующие его метаисторическую основу. О мирах высокого состояния материи и ино-

го измерения говорится в таких очерках Н.К.Рериха, как «Бог», «Письмена Азии», «Шамбала Сияющая», «Познавание Прекрасного», «Женщинам» и др. В них понятие Высших Миров синтезируется на том, что на протяжении тысячелетий утверждало человеческое сознание, делало реальным видимое и невидимое. Речь идет о том самом «несказуемом», не выражаемом земным языком, но направляющим сознание «Ко Всевышнему, к Дыханию всех Дыханий, к Атману всего Сущего», «Богу Всевышнему», к которому «все народы на всех языках приносят свое сокровенное и непреложное устремление» [4, с. 58].

Пути познания человеком космической реальности

Восприятие исторического процесса в сложной взаимосвязи миров позволяет выявить истинные причины происходящих событий. Такой подход отвечает характеру и особенностям новой системы познания, основа которой заложена в Живой Этике: «Связь между мирами должна занять мысли человечества. Как же иначе объяснить некоторые невидимые процессы, которые насыщают жизнь? Можно проникнуться тем знанием, лишь когда дух примет в сердце явления невидимого мира. <...> Каждое земное проявление имеет за собою невидимую причину, которая и является потенциальной силой» [10, ч. 3, 109]. В очерках «Обитель Света», «Видения», «Оттуда» и других Н.К.Рерих обращает внимание на многие факты проявлений Тонкого и Огненного Миров: вот в маленьком норвежском городке наблюдали светоносную фигуру Христа в небе, благословляющую город; в греческой деревушке наблюдали гигантскую фигуру воина в полном вооружении, поднимавшегося в голубом свете над горизонтом; в других местах видели огненные кресты, огненного ангела на столбах света, огненного всадника, чашу и многое другое. «При землетрясении в Италии, - писал Рерих, - видели все небо в языках пламени. Над Англией видели огненный крест. Суеверие ли только? Или просто кто-то увидал то, что часто не замечали?» [9, с. 20]. В очерке «Свет Неугасимый» он упоминал о многократных видениях К.Минину и другим русским людям Преподобного Сергия, наставлявшего их к спасению родины в годы польско-литовского нашествия. Подобные видения были в годы Великой Отечественной войны, что требует своего глубокого исследования, поскольку раскрывает особенности и характер метаисторического процесса. Ценность размышлений Н.К.Рериха состоит в том, что он указал на фактическую массовость подобных явлений, свидетельствующих о взаимопроникании миров,

и на «особо тонкие условия, неуловимые пока человеческим мышлением» [9, с. 48], которые способствуют их выявлению.

Н.К.Рерих упоминал о современных ему ученых (Р.Милликен, А.Эйнштейн, О.Лодж и др.), которые адекватно воспринимали глубинную связь миров и не представляли без этого величия Беспредельности. Видимо, истинная религиозность сыграла непоследнюю роль в их научных открытиях. Из трудов Л.В.Шапошниковой известно, что информация, получаемая человеком в результате энергетического обмена с более высокими мирами, по своему эволюционному значению важнее, чем та, которая добывается средствами эмпирической науки. Важнее потому, что она метаисторична, т.е. складывается, как писал Рерих, «помимо историков» [11, с. 286]. Эта информация не может быть объяснена строгой земной логикой, но она может быть воспринята сердцем человека. Оно создает особое пространство познания, связуя земное с небесным, в его природе - та чистота, которая является одним из важных условий восприятия действительности, а также понимания реальности той Космической Силы, которая утверждает порядок во всем космосе и которую люди назвали коротким словом «Бог». «Знание вездесущия Бога <...> дает реальность всем тонким состояниям, всем дальним мирам, всему тому, что видит даже человеческий глаз, а кроме того, и всему тому, что знает в существе своем сердце человеческое. Сердце, - писал Рерих, - это <...> престол Всевышнего» [9, с. 60]. Так, познавание космической реальности невозможно без развития сердца. Именно оно первым помогает воспринять импульс космической эволюции благодаря своей энергетике и вместе с интеллектом выразить его. Живая Этика утверждает сердце носителем внутреннего Огня, природа которого требует своего изучения. «Это прекрасный и мощный Огонь, который очищает все окружающее пространство. Мысль созидающая питается этим Огнем <...> Помощь ближнему истекает из того же источника» [10, ч. 2, 22]. Исходя из этого, от внутреннего огня сердце приобретает все свои наилучшие качества, которые и помогают человеку эволюционировать. В очерках «Неисчерпаемость», «Прекрасное», «Огнь претворяющий» и других Н.К.Рерих говорит о необходимости утончения сердца, его открытом, чистом состоянии, поскольку в таком состоянии оно способно трансму-тировать (преобразовывать) огонь и в этом процессе познавать истину. Когда огонь не культивируется (не осознается как жизненная сила), то сердце молчит, «затухает», поскольку теряет связь с Высшим. Когда эта связь существует, то оно «открыто» в Беспредельность, имеет неограниченный ресурс познания. Еще одно качество сердца следует отметить: оно не допустит расчленения, а приемлет только созидание, но созидание не само по себе, а, как писал Рерих, вокруг возвышенной идеи «Светлого Града» как образа духовного просветления.

Как начать утончать сердце? С дружелюбия, отвечал Рерих. «Путь дружелюбия, - писал он, - восходит великой спиралью до самых вышних обителей» [4, с. 210]. В очерке «Твердыня Пламенная» он отметил неисследованное свойство сердца испытывать тоску по Высшему, по «космической правде». Оно «тоскует по Храму Прекрасному, по Иерусалиму Небесному, по Светлому Китежу и по всем горним Обителям Духа» [4, с. 4]. Природа этой тоски космична, и ее распознавание входит в методологию новой системы познания космической реальности. Входит потому, что подобное ощущение помогает человеку осознавать свою природную связь с Высшим, осмыслить истинную религиозность. Н.К.Рерих приводит целые фразы из «Добротолюбия», где говорится о вековом опыте русских подвижников, как надо организовывать свое сердце, чтобы оно училось внимать Высшему, просвещаться «в делании духовном» [12, с. 13].

Говоря о сердце, надлежит не разобщать его с явлением ума [13, 178], поскольку одно без другого не позволит человеку сформировать синтез познания. В этом огромную роль играет сознание, его способность к расширению, которое надо понимать не просто как механическое накопление сведений, а «расширение миросозерцания и устремление к наивысшему» [14, с. 68]. Расширение сознания до уровня космического сознания происходит под влиянием знания, но не только добытого эмпирическим путем. В этом процессе важным будет знание сердца, т.е. духовное знание, которое будет питать сознание. Чем чище и выше атмосфера жизни сердца, тем более полно и адекватно воспринимает и выражает идущую через него информацию из Высших миров человеческое сознание. Частица «со» связывает посредством сердца знание человека с высшим знанием, сознание человека с Высшим сознанием. Усвоение новой модели мироздания требует не только расширения сознания, но и утончения его. В очерке «Бог» Н.К.Рерих отметил уникальные особенности этой энергетической жизни сердца. Он писал: «Понятие Бога, бесчисленное количество его высочайших свойств, конечно, несказуемо ограниченным словарем земным, но сердце, на своем неограниченном языке, знает эту высшую беспредельную мудрость, огни которой сверкают в Лотосе Сознания» [4, с. 61]. В этой фразе Рерих определил вершину познавательной способности сердца, то его знание (для которого Рерих выбрал образ «огней»), которое оно «открывает» в себе и «передает» сознанию в результате энергоинформационного обмена глубинного характера. «Несказуемое» осталось, оно не выражено, но созданный Рерихом образ «сверкающих огней» знания способствует более глубокому пониманию происходящего.

Познать космическую реальность помогает мысль. Очерки «Обитель Света», «Творящая мысль», «Одеяние духа», «Культура», «Прекрасное»,

«Сожжение тьмы» и другие дают представление о том, что мысль, порождая слово и действие, более значительна по сравнению с ними. Побуждая человека к поступку, она этим выявляет огромную силу, определяет в итоге всю жизнь человека. Как энергия, мысль подчиняется всем физическим законам и обладает разными свойствами: может быть магнитом, притягивая подобную мысль, может наслаиваться в пространстве и на предметах, даже изменять вес человека. Опыт индийского ученого Д.Боше по воздействию мысли человека на растения, описанный Н.К.Рерихом в очерке «Следы мысли», показывает ее реальную силу и возможности. Ученый впрыскивал растению яд и отмечал его «пульс». Добрая мысль присутствующего человека ограждала растение от действия яда, и это было зафиксировано Боше с помощью аппарата. Так, мысль о высоком несет помощь ближнему, укрепляет сердце и пославшего, и принимающего. Эта творческая мысль, аккумулируя высокие энергии, идущие из Высших миров, питает ими все существо человека, даже продлевает его жизнь. Мысль может принести душевное отдохновение и здоровье или, ослабив человека, принести ему болезнь. Мысль о красоте обладает мощным созидательным потенциалом и может принести человеку счастье, т.е. в полноте бытия открыть человеку радость постижения прекрасного. Мысль может быть передаваема другому (звуком, словом, действием или той же мыслью). Человек может улавливать мысль из Высших миров и прилагать ее в действие. «Если вас наполнила высшая форма мысли, то вы вступаете в сотрудничество с Высшим Сознанием» [12, с. 22], - писал Н.К.Рерих, подчеркивая, что именно высокая мысль, а не всякая, соединяет человека с одухотворенным космосом и помогает вступить в сотрудничество с ним.

Объединенная благая мысль обладает великой силой, потому что благо не разрушает, а созидает. Мысль практически неразрушима, и напоминает об ответственности человека не только перед миром, но и перед эволюцией. В 1939 году в одном из очерков Н.К.Рерих упоминал, что в ряде университетов уже начали изучать мысль и мозговую деятельность, тем самым признавая, какой мощной энергией обладает человечество. Исследования ученых А.Мьюля, Дж.Райна, У.Макдугалла и др. [14; 15] свидетельствовали, что высокая мысль повышала духовное напряжение, передавалась на ближние и дальние расстояния. Все результаты фиксировались, и участвовали в этом опыте самые обычные люди - студенты вышеназванных профессоров.

Мысль как основа Тонкого Мира распространяется быстрее скорости света, и осознание ее значения, как отмечал Рерих, «значительно преобразит земное существование» [7, с. 31]. Мысль, устремленная ввысь (организуя вертикальный энергообмен), будет питаться огнем, и это говорит о неисчерпаемых возможностях мысли как основной

энергии, ее творческом потенциале, влиянии на окружающий мир и самого человека. Искусство мышления Н.К.Рерих по праву называл искусством. Сегодня подобные исследования, позволяющие увидеть воздействие мысли (в частности, основанные на методе Кирлиан, визуализирующем энергетические процессы), проводятся рядом ученых и в нашей стране.

В мироздании все находится в движении, и тончайшие энергии, наполняющие пространство, имеют множество граней выявления: огненная, сердечная, тонкая, психическая и другие (очерк «Границы Шамбалы»). Очерки Рериха помогают осознать богатейший энергетический потенциал человека, возможности его психической энергии. Заложенная во всей природе, она особенно выражена в человеке. Об этой энергии упоминал Плотин в «Эннеадах», а А.Крёбер (американский антрополог ХХ в.) связал ее с культурой человека. Он допустил существование некоей «культурной энергии» как внутреннего импульса, направляющего людей, что близко пониманию психической энергии. Накапливается психическая энергия от чистых, возвышенных мыслей, от созидательных действий, направленных ко благу. Убывает - от раздражения, уныния, сомнения, других негативных свойств человека. С ее помощью можно преодолеть губительные болезни, ведь подавленность психической энергии, как отмечал Н.К.Рерих, ведет к заболеванию. С другой стороны, человек сам допускает эту подавленность, когда говорит о своих трудностях и неудачах окружающим, допускает сомнение, разочарование, отчаяние. Так люди, по убеждению Рериха, буквально «опутывают себя целою паутиною» [14, с. 47], которая ведет их к духовной немощи. Если психическая энергия осознана, то она практически неисчерпаема и целительна (очерк «Неисчерпаемость»).

Жизнь человека - это непрерывный энергообмен: с себе подобными (горизонтальный); солнцем, планетами, созвездиями (вертикальный); мирами иных измерений и иного состояния материи (глубинный). Во всех этих взаимодействиях важна психическая энергия человека. Н.К.Рерих приводил примеры воздействия психической энергии человека на окружающее: «Почему <...> каждая машина устает в одних руках быстрее, нежели в иных? Каждый опытный инженер замечал это. Почему усталость коня зависит от всадника? И рука сокращает жизнь букета цветов? Ходим вокруг психической энергии» [9, с. 21]. Из всего этого следует, что надо учиться организовывать и целесообразно применять эту энергию, без которой ни человек, ни природа развиваться не могут. Если психической энергии не дать полноты выявления, то рано или поздно она «восстает мятежом» [12, с. 147] и проявляется этот «мятеж» по-разному: в масштабах человеческой судьбы, судеб народа и целой страны. История полна таких примеров.

Н.К.Рерих указывал на связь психической энергии с мыслью человека, призывал к всестороннему ее изучению как основанию эволюции человечества. Когда человек как часть космоса начинает осознавать в себе эту изначальную энергию, то он воспринимает космос как свою духовную родину и, взаимодействуя с его структурами, в познании его материи начинает развивать космос, т.е., по сути, влиять на сложнейший процесс космической эволюции.

В познании человеком космической реальности огромную роль должна сыграть наука. История науки - это не только история человеческого таланта, усилий и труда, но и отражение процесса расширения сознания, которое развивается в ходе энергоинформационного обмена на всех уровнях космоса. В очерках Н.К.Рериха «Бесстрашие», «Борьба с невежеством», «Внимательность», «Знак эры» и других приводятся факты изучения стихий, энергий, присутствующих в мироздании, но при этом закономерно выступает проблема знания: какое знание нам нужно? В какой мере его открывать человечеству? По мнению Рериха, знание должно быть безграничным, поскольку безгранична сама жизнь. «Мы должны, - писал он, - почитать науку как истинное знание, без предпосылок, ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством <...> Мы должны брать факты так, как они есть, без эгоистического перетолкования» [12, с. 24]. Таким образом, наука, если она хочет быть обновленной, должна быть поистине бесстрашной. Бесстрашной в открытии новых знаний и бесстрашной в борьбе с невежеством. Н.К.Рерих считал, что предрассудки должны быть изжиты изнутри человека. Вырастают они из предвзятости, самомнения, гордыни, невежества, лукавства, лжи и других отрицательных качеств. Истинное знание лежит в духе и в сердце. Но как его добыть? Через изучение основ всех мировых учений, желание общего блага и стремление к нему, через красоту. Представитель новой науки должен быть открыт ко всему полезному и тем более к тому, что уже засвидетельствовано веками. «Решительно все, что может облегчать эволюцию, должно быть приветствовано и сердечно осознано. <...> Благо знания во всех краях мира будет иметь почетное место. В нем нет ни старого, ни молодого, ни древнего, ни нового. В нем совершается великая, неограниченная эволюция» [14, с. 6].

Одним из важных аспектов очерков Н.К.Рериха является представление о Космических Законах. Они действуют на всех уровнях бытия и являются универсальными, поскольку затрагивают физическую жизнь человека, действуют в сфере духа и нравственности, складывая судьбу человека, народа, мира в целом. Через жизнь человека, его земное творчество космическая эволюция проявляет себя на Земле. Есть примеры жизней Св. Сергия Радонежского, Св. Франциска Ассизского, Св. Жанны д'Арк, Св. Терезы Авильской, Шри Рамакришны и многих

других, в судьбах которых можно отметить действие Космических Законов, но это тема отдельных исследований, первые результаты которых содержатся в трудах Л.В.Шапошниковой (см.: «Великое Путешествие», «Земное творчество космической эволюции» и др.).

Среди Законов следует выделить:

Закон двойственности. Выражается в том, что каждое явление несет в себе два начала: дух и материю, мир высший и мир низший, проявленное и непроявленное, божественное и человеческое и т.д. В очерках «Риши», «Здоровье», «Майтрейя», «Держава Света» и других Н.К.Рерих дал представление о двойственной природе человека, показав дух как высшее начало, способствующее эволюции материи человеческого бытия, ее самоорганизации и саморазвитию. «Жить в духе - значит сиять и благотворить, и постигать, жить в плоти - значит затемнять и осуждать, и невежествовать и удлинять путь. Но не следует забывать, что, удлиняя наш путь, мы затрудняем и путь близких» [12, с. 15-16]. В данном отрывке раскрывается зависимость и взаимодействие мира Тонкого и мира плотного, что дает возможность расширить пространство познания человеческого бытия, понять и осмыслить то, что происходит в человеке, а вместе с тем и в окружающем мире. Присутствие духа в материи создает энергетический потенциал (свидетельствуя об уровне одухотворения материи), который влияет на процесс творчества человека и творчество самой космической эволюции. Без этого энергетического потенциала невозможно понять феномен творчества и его нравственное влияние на человека.

Двойственность реализуется там, где взаимодействует земное и небесное. Согласно Закону двойственности, у человека два источника познания - земной и надземный, что формирует двойственную природу познания. У Н.К.Рериха эта тема затронута в очерках «Бог», «Град Светлый», «Дары Небесные», «Священные Ашрамы» и других. Известно, что земной источник связан с наукой, ограниченной особенностями эксперимента; надземный источник связан с вненаучными способами познания (интуицией, свидетельством, озарением, сердечным чувствованием и др.), позволяющими получать информацию из миров иных состояний и измерений материи. Познание не может быть полноценным, если придается значение только одному из двух аспектов: или земному, или надземному. И если мы будем воспринимать космическую реальность как целое, единую систему, то не различим, где миф, легенда и та земная реальность, к которой мы привыкли. Человек ближе подойдет к пониманию истинных причин земных событий. Наглядным примером феномена двойственности в познании является древняя мифология, в которой культурные герои, представляющие для людей мир богов («космический» аспект), обучали их наукам и ремеслам,

организации социальной, культурной и духовной жизни, нравственным законам («человеческий» аспект). Миф и историческое предание сливались в библейских сказаниях, эпосе, легендах. Двойственность проявляла себя в том, что культурный герой действовал на земле среди людей, боролся за справедливость, торжество истины и в то же время олицетворял космические силы. Николай Константинович ссылался на исследования профессора Варшавского университета Ф.Ф.Зелинского, сумевшего показать историчность легенд, и сам также умел за легендой и мифом видеть реальность, что нашло свое отражение в таких очерках, как «Легенды», «Парапсихология», «Вперед», «Камень», «Шамбала Сияющая» и других. «За последнее время, - писал он, - признали историческое значение легенд и мифов. Немало ценных археологических открытий сделано на основе изучения легенд» [16, с. 98]. Он приводил пример, как один ученый пытался доказать, что Будда есть миф, но археологи нашли в Непале урну с частью золы и костей Учителя. Также кто-то пытался утверждать, что не было Христа, но в Сирии была найдена плита с вырезанным на ней эдиктом правительства о преследовании Иисуса. Н.К.Рерих дал представление о двойственной природе сущего, где присутствует проявленное и непроявленное, познанное и еще не познанное, мир высший и мир низший (очерки «Град Светлый», «Жданные сроки», «Шамбала» и др.). Н.К.Рерих писал о реальности, отраженной в легендах о Священной Земле, находящейся в Гималаях, откуда к человечеству пришло учение о новой эре справедливости и добра. Реальность этого места подтверждали Рериху высокие ламы, которые ходили туда и на своем пути видели обычные физические предметы. На маршруте Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха сами путешественники близко подходили к границам заповедного места.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, двойственность определяет диалектику бытия, его энергетическую наполненность, возможность постоянного развития.

Закон энергоинформационного обмена. Согласно ему, энергия человеческого духа есть одна из главных движущих сил космической эволюции человечества. Именно поэтому в Живой Этике обращается особое внимание на развитие духа. Духовный человек способен воспринимать энергоинформационные потоки, идущие к нему из Высших Миров, и взаимодействовать с ними. Главный источник энергоинформационного потока - материя более высокого состояния. Регулирует и определяет все энергетические процессы во Вселенной Космический Магнит как высшая энергетическая структура мироздания. Энергоинформационный обмен внутреннего мира человека с такой энергетической структурой обладает высоким химизмом, в результате чего человек может изменить свой энергетический потенциал, который может повыситься или понизиться. Все будет зависеть

от сознания человека, его способности воспринимать происходящее. Другими словами, только устремленный дух может воспринять импульс космической эволюции и благодаря этому энергообмену восходить. «Велик закон обмена энергий, - говорится в книге "Беспредельность", - и зависит от человека, куда устремить свой удел. Космическое Веление назначает каждому ступень прогресса; сам же дух предопределяет, отринуть или принять, но в вечном обмене веществ и энергий нет конца» [3, ч. 1, 143]. Наличие в человеке духа и уровень его развития определяет качество и масштаб этого энергообмена, отчего он становится, условно говоря, либо позитивным, либо негативным. Процесс эволюции сложен и включает в себя все виды энергообменов, которые взаимопроникают друг в друга.

Как происходят эволюционные сдвиги? В тесном взаимодействии негативного и позитивного энергообменов, их влиянии друг на друга в человеческом сознании, энергетическом противостоянии, в результате которого новую ступень создаст позитивный энергообмен. В очерках «Семь Святых», «Гималаи», «Великое наследие», «Право входа» и других Н.К.Рерих дал примеры разнообразных энергообменов, которые происходят на разных уровнях: плотном, тонком и других. Анализируя миграции народов в прошлом и настоящем, вопросы творчества и задачи искусства, соприкосновение человеческого сознания с необычными явлениями, он показал, какую важную роль в каждом из энергообменов играет человеческий дух, его высота и устремленность, его «положительная созидательность» [12, с. 75] как основное качество. Именно дух человека претворяет накопленную энергию в знаки культуры. Например, о времени Первой мировой войны Рерих писал следующее: «С 1914 года человечество пришло в космическое беспокойство. Пока одна часть людей занялась плохо объяснимой стрельбой, другая инстинктивно задвигалась <...> Все поднялось. Все поехало <...> Уже девять лет бродит человечество. Толкается из угла в угол. Произнесло весь словарь добра и поношения <...> Но среди судорог, среди опасных взлетов за поисками чудесного края начинают расти крылья. И мысли начинают клубиться выше, и сквозь дым мечтаний начинают светить возможности действительных достижений» [8, с. 112]. В данном описании событий, происходящих в начале ХХ века на нашей планете и имеющих поистине космические последствия, раскрываются причины энергообмена, его механизм (в данном случае агрессия), движущие силы, а также процесс перехода количественных накоплений энергии в качественные. Показано, как духовное напряжение народов, участвующих в огромных по масштабу передвижениях, дает изменение их сознания (среди судорог все-таки растут крылья). Можно видеть, как негативный энергообмен сменяется позитивным, выявляя ритм космической эволюции.

Космические энергии, воспринимаемые человеком естественным образом, т.е. сознанием и сердцем, чтобы не быть разрушительными, должны быть организованы и введены в эволюционное русло. Это напрямую связано с развитием культуры, искусства, знания, творчества и ведет к совершенствованию человека. Это все то, что способно поднять энергетику человека, способствовать передаче тонких энергий от человека к человеку в процессе энергообмена. В своем служении человечеству человек пройдет те ступени культуры, которые ему самому дадут право на вход в храм, как образно выразился Н.К.Рерих, т.е. на право приблизиться к Высшему.

Говоря о позитивном горизонтальном энергообмене, происходящем на планете, надо отметить эволюционную роль в нем самого Н.К.Рериха, признанного современниками выдающимся организатором культурного строительства в мировом масштабе, в основе которого был Пакт Рериха в защиту культурного наследия (1930-1940-е гг.). Известна не имеющая исторических аналогов деятельность мировой общественности по продвижению Пакта: создание комитетов и обществ, объединение кругов общественности разных стран в поддержке культуры и сохранении культурного наследия, культурная работа. Об этом Н.К.Рерих писал в очерках «Культура», «Прекрасное», «Преображение жизни», «Женщинам», «Корни культуры», «Сожжение тьмы», «Знамя Мира», «Конференция в Брюгге, 1931 год», «Созидательная работа» и многих других. В продвижении Пакта (его обсуждении, принятии решений, обращениях, претворении в жизнь его идей) мы видим проявленную волю и духовное напряжение многих людей, которые под руководством Н.К.Рериха добились подписания Пакта двумя десятками государств, признания Пакта во многих странах представителями прогрессивного человечества, и этим была утверждена новая эволюционная ступень. Культура стала главным действующим «лицом» позитивного горизонтальном энергообмена, ее возвышенные идеалы были положены в основу мирового общественного движения. В своих очерках Н.К.Рерих дал программу развития культурного строительства, раскрыл духовный смысл и созидательный пафос культуры, утвердил ее основанием эволюции человека. На примере Пакта можно изучать и вертикальный, и глубинный энергообмены, поскольку сама идея Пакта была связана с тем импульсом космической эволюции, который принес миру Живую Этику и новое понимание культуры.

Вертикальный энергообмен представляет собой более сложное явление, чем горизонтальный, поскольку в нем процесс энергообмена направлен «ввысь». Первую ступеньку этой вертикали представляют те, кто находится по отношению к нам на более высокой ступени эволюционного развития. Это те, кого мы называем Великими Мудреца-

ми или Учителями. Однако, говоря о Них, мы должны иметь в виду и ту реальность, которая с Ними связана, а именно то особое место на планете, которое называют Заповедной Страной, где «формируется общая энергетика, необходимая для эволюционного продвижения земного человечества» [17, с. 12]. Являясь энергетическим полюсом нашей планеты, Заповедная Страна способствует энергоинформационному обмену человека со всем космосом. Этому были посвящены такие очерки Н.К.Рериха, как «Шамбала Сияющая», «Сокровище снегов», «Шамбала», «Священная земля», «Границы Шамбалы», «Майтрейя», «Именем Его» и другие. В этих очерках раскрывается разнообразная жизнь одухотворенного космоса, его Иерархия, определено в ней место самого человека.

Н.К.Рерих особое внимание в очерках уделял тому, что возвышает и укрепляет человеческий дух, а ведь в энергоинформационном обмене (и в горизонтальном, и особенно в вертикальном) именно эта энергия проявляет себя как главная движущая сила эволюции. Н.К.Рерих как бы выстраивал цепь духовной Иерархии (от человека - в Беспредельность) и сознание человека объединял многими нитями с сознанием Высшим. Каковы же эти нити? Это - создание величественных образов Учителей, с которыми были связаны многие культурные явления; это - описание высочайших горных массивов планеты (Канченджанги, Кайласа, Эвереста, Нанга Парбат и др.) как мировых магнитов; описание мест, связанных с пребыванием в них святых людей и существованием заповедной горной Обители (приводятся легенды о горах, откровения и пророчества, праздники в их честь и т.д.); рассказы, притчи и легенды о священных предметах, прежде всего о Камне (Сокровище мира), известном у разных народов; о древних иконах или танках, манускриптах и книгах; описание священных сооружений (монастырей, субурганов и т.д.); выдержки из древних учений (Вед, Пуран, Упанишад и т.д.), повествующих о наступлении новой эры знания, справедливости и добра и т.д. Процессы энергообмена, которые раскрывает Н.К.Рерих в поэтических образах, позволяют человеку выстраивать для себя новую систему координат, опираясь на духовные ценности.

Великий закон Высшей Воли и Великий закон Космической Иерархии. Согласно Живой Этике, Закон Высшей Воли правит всем космосом и влияет на эволюцию духа. В очерках Н.К.Рериха «Бог», «Письмена Азии», «Шамбала Сияющая», «Познавание Прекрасного» и многих других присутствует тема Высшего. От Высших Миров человек всегда получал откровения «о благе, о мире, о доверии» [7, с. 187], о единении и непричинении зла, мудрости и терпении, наконец, о Свете как признаке божественного начала. И в древних Ведах, фрагмент из которых приводил Н.К.Рерих, говорится: «Пусть Бог нам мир засвидетельствует.

Пусть мир, и мир един царствует повсюду» [7, с. 187]. Мир как проявление Высшей Воли был издавна заповедан человечеству для развития и преображения жизни. Вне мира этого развития не происходит, и потому человек несет ответственность за сохранение мира перед всем человечеством. «Потрясаема земля, - писал Н.К.Рерих, - всевозможными кризисами. В этом убожестве, в этом всяческом обеднении еще раз мощно встает величайшее Понятие, которое, хотя бы частично осознанное, преображает жизнь человеческую в сад прекрасный <...> Сад преображенного Труда и Знания в руках самих людей, обратившихся к Богу» [4, с. 62]. Так, путь к преображению жизни идет через познание материи Высшего порядка, через труд, творчество, знание, красоту, т.е. культуру. Другого пути для человечества не указано. Там, где присутствует Высшее, там нет разделений, злобы и ненависти. Там присутствует единение, честное познавание, почитание Высшего и сотрудничество с ним.

Закон Космической Иерархии связан с иерархией различных состояний материи, миров и энергий. Без понимания Иерархии не устанавливается и понимание Высшей Воли. В эволюции, согласно Живой Этике, Высшее ведет за собой низшее, но не наоборот. Н.К.Рерих писал: «Идея "Духа Ведущего", идея "Высокого Водительства" проходит через все века» [12, с. 63]. Мир более высокого состояния материи является причинным явлением для более низкого, поэтому в эволюции человека очень важны Высшие миры и взаимодействие с ними. Н.К.Рерих отмечал эту закономерность в очерках «Сожжение тьмы», «Майтрейя», «И это пройдет», «Он» и других.

В очерках Н.К.Рериха «Прекрасное», «Майтрейя», «Корни Культуры», «Он», «Священные основы», «Держатели», «Судьба», «Сожжение тьмы» автор показывает, как подойти к пониманию Высшего. Этот путь - через творческую мысль, самопожертвование, просвещение, подлинную красоту. Для того чтобы принять понятие Иерархии или Учительства, нужно чистое сердце (очерк «Священные основы») и сама Иерархия должна быть принята прежде всего в духе (очерк «Сожжение тьмы»).

В познании миров иных измерений, более высокого состояния материи огромную роль играли в древности мистерии. Н.К.Рерих описывает мистерии, происходящие и в наши дни: праздник почитания Канченджанги (Горы Пяти Сокровищ) в Сиккиме, встреча Нового года в Ташидинге, праздник Весны в Кашмире, священные танцы в Монголии и другие. Главная задача всех этих действ, как отмечал Н.К.Рерих, ввести Прекрасное в жизнь, дать знание через красоту священнодействия, через красоту привлечь новые, высшие энергии на землю.

Закон учительства. Согласно ему, космическая эволюция человечества осуществляется по принципу отношений «Учитель-ученик»,

где каждый учитель также является учеником. В методологии Живой Этики это есть космический принцип обучения и познания, без которого невозможно какое-либо культурно-духовное продвижение человечества. В очерках «Он», «Священные основы», «Корни культуры», «Прекрасное», «Гуру-Учитель» и других Н.К.Рерих утвердил концепцию учительства и показал, что учительство не есть рабство или подавление личности, но возвышенное, благородное понимание Иерархии (Иерархии знания), в котором «создается искусство мышления, творится радость о предметах высших» [7, с. 110]. Для подобного понимания, считал Рерих, необходимо осознание себя звеном беспредельной цепи, «от несведущего до всезнающего», а также чувство сотрудничества во имя эволюции. Так, образ «звена» беспредельной цепи выражает собой космический закон. В философии космической реальности, теоретически разработанной и проанализированной Л.В.Шапошниковой, сказано, что ведущий принцип космической эволюции заключен в формуле «Учитель-ученик». В методологии Живой Этики он расширен до универсальных масштабов как космический принцип обучения и познания, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества.

В древней мудрости Востока, отмечал Н.К.Рерих, если человек утверждает сказанное им лишь от себя, то он есть мертвое дерево, не имеющее корней. Данное положение подтверждает, что космический закон учительства имеет природную основу. «Дерево без корней, - писал он, - обречено лишь на гниение; лишь корни, проникающие глубоко до самой сущности первичных минералов, могут удержать в равновесии и в расцвете мощный ствол и украсить его изысканным творчеством ветвей и цветами благоуханными» [12, с. 152]. Качества Учителя: быть соединителем миров, передавать знания низшему, получать их от Высшего и самому восходить. «Учитель - основное понятие духовной Иерархии. Учитель Тот, Кто открывает, умудряет и ободряет», тот, кто «сам осознает ценность Иерархии знания и в постоянном движении своем создает восходящие исследования» [12, с. 44]. Н.К.Рерих очищал забытое понятие Учительства, поскольку человек обычно склонен видеть в Учителе поработителя его воли и свободы. Учитель у Н.К.Рериха воплощает в себе сотрудничество, творчество, братство, высокую нравственность (очерки «Прекрасное», «Священные основы» и др.). Он выражал в очерках суть космического Закона учительства: человек не может совершенствоваться без влияния Учителя, и Учитель есть ведущее начало в творческой и духовной эволюции человека, связуя его с миром Высшим (очерк «Шамбала Сияющая»). Н.К.Рерих давал представление об Иерархии в нашей жизни на примере Учительства в Индии. «В Индии все же живет учительство в трогательном и высоком понимании <...>

Это не есть рабство, не подавление личности, не суживание горизонта, но есть возвышенное, благородное понимание Иерархии. Даже в мелочах обихода, и в глаза и за глаза, ученик действительно почитает и хранит достоинство своего учителя. Конечно, эти качества могут развиваться лишь от соответственной взаимности. Учитель, истинно, является отцом и советником, руководителем во всей жизни. <...> В таких взаимоотношениях создается искусство мышления, творится радость о предметах высших» [7, с. 109-110]. Так, связь «Учитель-ученик» дает и Учителю, и ученику возможность прикоснуться к источнику высшей красоты, высшего знания, высшего творчества.

Существование Учителей, согласно Живой Этике, - это космическая реальность, но также реальность нашего земного мира. Связь человека и человечества с Учителями относится и к горизонтальному, и к вертикальному, и к глубинному энергообменам. Сотрудничество Рерихов с Учителями в создании Живой Этики, ставшей основой в их научной, художественной, культурной деятельности, представляет собой уникальное явление, которое должно быть осмыслено в системе нового научного познания.

Космическая реальность и культура

В очерках Н.К.Рериха «Зов о культуре», «Культура - почитание Света», «Мир и культура», «Качество» и других содержится оригинальная концепция культуры. Ее духовная составляющая близка воззрениям русских мыслителей и философов. О космичности природы человека размышляли В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и многие другие. Осмысливая космичность природы человека, ее способность к саморазвитию, самоорганизации, Н.К.Рерих писал о духовных корнях культуры как ее основе, которые формируются во взаимодействии человека с космической реальностью. «Во всей истории человечества, - писал он, - ни продовольствие, ни промышленность не строили истинной культуры. И надлежит особенно бережно обойтись со всем, что еще может повысить уровень духа» [8, с. 91]. Крахмальный воротник или модное платье - еще не признаки культуры и не являются достижением. Духовная составляющая концепции Рериха хотя и близка воззрениям русских мыслителей и философов, но тем не менее отличается от них. Культура у Рериха есть служение Свету и почитание его. Понятие Света высоко. Постичь его возможно расширенным сознанием, духом, сердцем. Здесь Рерих обозначил «линию просвещения и красоты» [8, с. 93], которая ведет к этому Свету как истине. Эта линия должна постоянно повышаться, но никогда не должна быть забыта в повседневности.

«Красота и знание» у Н.К.Рериха - основы культуры и представляют собой тот энергетический источник, который питает сердце и ум человека высокими и значимыми образами, представлениями, словами, мыслями. В очерках «Радость творчества», «Познавание Прекрасного», «Звезда Матери Мира» и других он показал метаисторическую основу красоты, ее принадлежность Высшим мирам, ее миссию по передаче импульса космической эволюции человеку, ее воздействие на него и мощную преобразующую силу. Красота и знание - это то, что объединяет человечество и ведет его ко благу, то, что несет народам взаимопонимание и мир. Он писал в 1920-е годы: «Мы видели, как в России именно носители и собиратели Красоты пережили потрясение легче всех прочих. <...> Мы видели, как самая огненная молодежь настораживалась молитвенно под крылом Красоты. И останки Религии возвышались там, где не умерла Красота. И щит Красоты был самым прочным» [8, с. 149]. Красотою и знанием культура определяет уровень развития цивилизации, решает такие социальные и в то же время космические проблемы, как отношение к собственности, построение общины, сотрудничество и другие. Утверждая культуру во всех областях человеческой деятельности, Н.К.Рерих призывал к сохранению культурного наследия, несущего энергетику эволюции. Он писал и о трудностях, с которыми человек неизбежно столкнется на этом пути. И одна из них та, которая стала реальностью нашей сегодняшней жизни в XXI веке, когда человек начал жизненные ценности измерять денежным знаком. Но такие приоритеты противоречат Законам космоса. Не противоречит то, что связано с понятием духа, духовной жизни. Н.К.Рерих считал, что только энтузиазмом, подвигом можно привести дух в обновленное состояние. «Знаем, - писал он в далекие 1930-е годы, -что эти пути красоты и знания особенно трудны сейчас. Знаем, что материальная сторона предательски овладела человечеством, но мы и не скрываем, что надо искать пути подвига» [8, с. 93].

В контексте понимания культуры Н.К.Рерих осмысливал многие жизненные вопросы, постоянно волнующие человечество, среди которых первостепенными были вопросы здоровья. Он утверждал, что чистый творческий дух приносит здоровье всему организму (очерк «Здоровье»). В том же ключе он рассматривал и проблему счастья. Он писал: «Труднорасширенному сознанию, когда оно окунается в беспредельность. Недаром малые сознания по своему размеру чувствуют себя по-своему более счастливыми. Но счастье беспредельно» [18, с. 390]. По сути, он дал новую концепцию счастья как состояния сознания, его потенциальных возможностей в масштабах космической реальности. Счастье, считал он, не в роскоши, не в безделии, не в пустых наслаждениях, а в красоте жертвенности, в целесообразности и соизмеримости действия, в творческом труде и познании, в радости сердца, которое знает о Высшем.

Счастье - в терпении, неутомимости, мгновенном озарении истиной. У счастья, считал Рерих, есть и враги: уныние, страх, злоба, зависть, клевета, сомнение. Этому, отмечал он, надо бы учить в школах, чтобы творить счастливых людей. А человеку самому нужно захотеть быть счастливым, что сделает жизнь достойной и радостной.

Космическая реальность и Россия

Творческий импульс космической эволюции Рерихи передали миру. Но они верили, что их родина сумеет первой понять и принять его. В очерках «Неотпитая чаша», «Подвиг», «Россия», «Могуча Русь», «Народ» и других Н.К.Рерих раскрыл эволюционную роль России, специфику национального самосознания ее народа. Она заключается в непоколебимой вере в торжество истины, добра и красоты, в глубинной рефлексии над этими ценностными основами культурной жизни, веками развивающими национальный дух, характер, сердце, чуткость к красоте, язык, само бытие народа, находящего в себе силы вставать с колен после всех потрясений. Соединение рационального и внерациональ-ного, реального и идеального, восточного и западного, исторического и метафизического, наконец, вместимость сознания, духовная полярность в культуре и в бытии веками складывали необходимый синтез, а в пространстве страны - высокую энергетику. «Все вносило те зачатки Синтеза, - отмечал Рерих, - которые, поверх всех проблем сегодняшнего дня, должны сказать каждому русскому, где истинная ценность» [4, с. 91]. Сложившееся энергетическое пространство России позволяет ей в полном масштабе воспринять в форме Живой Этики импульс космической эволюции в ХХ веке, однако для этого должна возрасти роль культуры, которая определит ее дальнейший исторический путь. Роль России в прошлом, настоящем и будущем была оценена Н.К.Рерихом с точки зрения эволюционных процессов.

Очерки Рериха сегодня как никогда актуальны. Погружение мира в глобальный кризис показывает кризис культуры, кризис сознания, но выход открыт. Он заключается в познании космичности земного бытия человека, и очерки Рериха этому способствуют. По высоте мысли, богатству языка, энергетике речи, охвату разнообразных тем их можно назвать своеобразной энциклопедией космической эволюции на планете Земля. Как и Живая Этика, они несут тот же творческий импульс к познанию космической реальности, расширению сферы знания, созидательному действию, но реализация этого импульса будет зависеть от нашей культуры. Провидчески звучат слова Рериха: «Свет Великой Реальности сияет там, где произросло просвещение Культуры» [4, с. 5].

Литература

1. Шапошникова Л.В. Врата в будущее // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1999.

2. Учение Живой Этики. Община.

3. Учение Живой Этики. Беспредельность.

4. Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

5. Учение Живой Этики. Надземное.

6. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Книга 1. Зов.

7. Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига: Виеда, 1991.

8. Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

9. Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1992.

10. Учение Живой Этики. Мир Огненный.

11. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Рига: Виеда, 1992.

12. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Учение Живой Этики. Иерархия.

14. Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.

15. Рерих Н.К. Химават. Самара: Агни, 1996.

16. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.

17. Шапошникова Л.В. Послание грядущей эволюции // Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.

18. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.