Научная статья на тему 'Научная методология нуждается в обновлении'

Научная методология нуждается в обновлении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология / философия / Живая Этика / новая система познания

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролов В. В.

Необходимость обновления научной методологии. Перспективность изучения философской системы Живой Этики для осмысления новой методологии исследований. Аналитический обзор публикаций российских и зарубежных ученых (Л.В. Шапошникова, Т.П. Сергеева, А.В. Федотов и др.), в которых фундаментальные положения Живой Этики рассматриваются как основа космического мировоззрения и новой системы познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная методология нуждается в обновлении»

В.В.Фролов

Научная методология нуждается в обновлении

Проблематика сборника «Живая Этика и наука» в значительной степени определяется сложившейся в науке и философии ситуацией. В науке, носящей в основном эмпирический характер и опирающейся на эксперимент, созрела необходимость дальнейшего развития ее методологии, которая в обновленном варианте позволила бы ученым в изучении Мироздания обращаться не только к явлениям физического мира, но и к явлениям иной реальности, которые обнаруживают себя благодаря материи более тонкого состояния. Существующая сегодня методология науки в силу своих ограниченных мировоззренческих оснований такими возможностями не располагает, ибо позволяет включать в поле зрения ученых только предметы и процессы физического, или плотного, мира, выводя за пределы их внимания явления иного бытия.

В то же время в современной философии есть зрелая философская концепция, в которой содержатся возможности обновления научной методологии. Речь идет о философской системе Живой Этики, или философии космической реальности. Ее проблематика, законы и категории все чаще становятся предметом научного осмысления, а методологический потенциал, аккумулированный в новом космическом мышлении, начинает применяться в научных исследованиях. Таким образом, необходимость обновления методологии науки обусловлена как потребностями самой науки, столкнувшейся с проблемой развития своих собственных философских оснований, так и творческим потенциалом философской системы Живой Этики, освоение которого расширяет сознание ученых и позволяет им выйти к новому пониманию предмета исследований, то есть рассматривать все явления в контексте реального Космоса.

В 2008 году МЦР издал первый выпуск сборника «Живая Этика и наука», в котором были опубликованы статьи ученых из различных университетов России, Беларуси и Украины. Статьи сборника отражают первые попытки применения нового космического мышления представителями различных научных направлений.

Во второй выпуск этого сборника вошли доклады ученых из МЦР, регионов России и из некоторых других стран, работающих в группе

Живой Этики. Эта группа создана в 2008 году по инициативе Л.В.Шапошниковой, которая с момента ее основания является ее руководителем. Один из основных принципов работы группы состоит в том, что на базе сформулированной Л.В.Шапошниковой научной программы, опирающейся на философскую систему Живой Этики, каждый член группы по избранной им теме делает научный доклад с обсуждением на заседании группы. Итог работы группы представлен во втором выпуске сборника «Живая Этика и наука».

Статьи сборника распределены по трем разделам. Такое деление статей отчасти носит условный характер. В то же время оно имеет свои основания в их содержании. Но, прежде чем говорить о проблематике статей каждого раздела, отметим, что концепция книги опирается на философию космической реальности. Это, прежде всего, обусловлено тем, что группой Живой Этики руководит Л.В.Шапошникова - крупный исследователь творческого наследия семьи Рерихов, основой которого является философская концепция Живой Этики. Ее методология блестяще реализована в статьях Людмилы Васильевны, помещенных в первом и втором разделах сборника и выражающих позицию автора по многим проблемам философии космической реальности. Позиция эта в той или иной форме реализована и в статьях большинства авторов данного сборника. Благодаря этому сборник отличается концептуальной целостностью. Итак, мы попытаемся выявить проблемы, объединяющие весь сборник.

Первый его раздел посвящен исследованию идей различных мыслителей, труды которых создали предпосылки осознания нового космического мировоззрения или были ему созвучны. Выдающийся русский ученый и философ В.И.Вернадский, 150 лет со дня рождения которого в 2013 году отметила мировая научная общественность, в указанном ряду мыслителей, бесспорно, занимает одно из первых мест. Неслучайно ему посвящен достаточно большой по объему и чрезвычайно емкий по содержанию очерк Л.В.Шапошниковой, в котором не только рассказывается о главных вехах его жизни, но и раскрываются идеи выдающегося ученого, созвучные философии космической реальности.

Это в первую очередь идеи, связанные с формированием нового космического мироощущения и новой системы познания. Один из источников новой системы познания, которая в своем развитом виде содержится в философской системе Живой Этики, коренится в творчестве В.И.Вернадского, обладавшего даром входить в пространство материи иного, более тонкого состояния. С особой силой и яркостью этот дар проявился во время болезни Вернадского в Крыму, когда он оказался в каком-то ином измерении и когда в своем духе сотрудничал с «чем-то более Высоким и ему еще неведомым» [1, с. 263]. С древнейших времен

человечеству были известны различные формы контактов с инобытием. «Но здесь, в случае с Вернадским, - отмечает Л.В.Шапошникова, - мы имеем совершенно иной тип контакта, когда проживается человеком целая будущая его жизнь» [1, с. 262]. Этот духовный опыт В.И.Вернадского имеет огромное значение для понимания системы познания Живой Этики и применения этой системы в научных исследованиях современных ученых, так как в новой системе познания главное состоит в духовных путях постижения человеком явлений одухотворенного Космоса.

В процессе духовного опыта В.И.Вернадский не мог не ощущать свой внутренний мир как проявление одухотворенного Космоса, что при его чрезвычайно развитой интуиции позволяло ему формировать свои представления о мире и человеке в пространстве нового космического мироощущения. Так, религиозность человека мыслитель понимал совершенно по-особому. Он чувствовал ее как «глубочайшее проявление человеческой личности» [1, с. 269], как ее природную связь с Высшим, которую Вернадскому нетрудно было ощутить и осознать, ибо он был связан с источниками высокой информации. Это же качество помогало ему разработать учение о живом веществе, согласно которому жизнь так же присуща Космосу, как атомы и энергия. Поэтому для В.И.Вернадского была естественной космизация научного мировоззрения, которое все более обретало у него черты космического мироощущения. «Новое космическое мироощущение, еще не свойственное современной науке, - пишет Людмила Васильевна, - пронизывало все его научное творчество и особенно новую систему познания, которая зарождалась в его трудах и мыслях» [1, с. 348].

В то же время в конце XIX - начале XX веков в России были и другие ученые, которые в своем творчестве разрабатывали идеи космизма, - это Н.И.Пирогов, К.Э.Циолковский и А.Л.Чижевский. Космическим корням мировоззрения мыслителей-космистов посвящена статья Т.П.Сергеевой. Важно, что автор статьи видит эти корни не только в космосе физическом, но также в одухотворенной Вселенной, частью которой выступает духовный мир человека. Именно пространство этого мира было тем каналом, через который названные мыслители получали из более тонких планов бытия необходимую для своего творчества и всего человечества высокую информацию. Эту информацию они, если можно так сказать, обрабатывали, применяя рациональное мышление и эксперимент. Аналогичные идеи, рассмотренные в статье А.А.Лебе-денко, высказывал выдающийся украинский философ Г.С.Сковорода, для которого главная роль в познавательной деятельности человека принадлежит сердцу. Таким образом, у вышеназванных мыслителей выявляется два взаимосвязанных пути познания - путь эмпирической науки и путь духовного познания. Иными словами, представление

о духовном пути познания, взятом в единстве с его эмпирическими методами, подготовило восприятие системы познания Живой Этики.

Выявление такого созвучия указанных граней развития познания расширяет контекст научного осмысления философии космической реальности и способствует ее освоению современными учеными. Идеи, созвучные Живой Этике, в частности представлениям о пространстве и времени в философии космической реальности, как показывает в своей статье Александр Федотов, аккумулированы в понятиях «пространство» и «время» в трактовке представителей буддизма Ва-джраяны. Внутренняя суть феноменов, обозначаемых этими понятиями, раскрывается в процессе их духовного переживания человеком, в результате которого выясняется, что подлинный смысл пространства и времени надо искать в их духовной природе. Ярчайшие примеры такого рода духовного опыта, которые рассматриваются в этой статье, - духовное подвижничество Гаутамы Будды и Нагарджуны. Другой вариант созвучия идей различных концепций обнаруживается в процессе сравнительного анализа взглядов евразийцев и мировоззрения Рерихов, реализованного в статье А.В.Иванова. Ее автор полагает, и не без оснований, что в мировоззренческих установках евразийцев и Рерихов значительно больше сходств, чем различий. Эти точки соприкосновения проявляются в изучении исторических путей движения евразийских народов, в общности исторической памяти, что является основой укрепления их братских связей сегодня. И Рерихи, и евразийцы отмечали особую роль тюркско-монгольских племен в формировании российской государственности и многое другое, что объединяет их социально-философские взгляды. Итак, статьи данного раздела, раскрывая некоторые идеи космизма, созвучные новому космическому мироощущению, свидетельствуют, что возникновение и восприятие философской системы Живой Этики было подготовлено работой многих ученых и культурных деятелей.

Второй раздел сборника, можно сказать, центральный. В него включено наибольшее количество работ, которые объединены общей концепцией, сформулированной в четырех статьях Л.В.Шапошниковой, и представляют собой философское ядро сборника. Мы не станем давать характеристику каждой статьи, а постараемся сделать другое -в сжатом виде сформулировать концепцию, которая их объединяет и служит философской основой всей книги. Главный вопрос в связи с этим состоит в том, чтобы вычленить качественные особенности философии Живой Этики, которые выступают методологической основой формирования новой одухотворенной науки. Ключ для ответа на этот вопрос содержится в одной из статей Л.В.Шапошниковой. «Новое мышление ХХ века, основой которого стало космическое

мироощущение, - пишет Людмила Васильевна, - нуждается в новой системе познания, представленной в данный момент Живой Этикой, философией космической реальности, в которой парадигма двойственности играет главенствующую роль» [2, с. 229]. Итак, новое космическое мироощущение, или философия космической реальности, выступает основой нового мышления ХХ века. Особенности этого исторического вида мышления, в отличие от всех предшествующих (мифологического, религиозного и научного), состоят в том, что человек и космос рассматриваются как единое целое, эволюция которого регулируется системой космических законов. Во взаимодействии человека и космоса определяющую роль играет знание, которое приходит из одухотворенного Космоса в пространство внутреннего мира человека и которое имеет принципиальное значение для его космической эволюции. Новое мышление не может функционировать и развиваться без новой системы познания, для понимания которой важнейшее значение имеет принцип двойственности. Этот принцип, также называемый космическим законом двойственности, состоит в том, что во всех явлениях бытия, мышления и познания есть сторона духовная и сторона материальная. Они находятся в постоянном взаимодействии, где сторона духовная играет ведущую роль. В то же время интересно отметить, что духовная сторона, как ни парадоксально, по своей природе материальна, ибо представляет собой более тонкое проявление одной и той же универсальной материи.

Такое понимание явлений бытия имеет принципиальное значение для развития новой системы познания, ибо, во-первых, дает новый подход для определения источников познания, в качестве которых выступают не только явления космоса физического, плотноматериального, но и явления космоса одухотворенного, тонкоматериального. В этой ситуации надо сказать о знании, которое может быть информацией о свойствах физического мира и информацией о явлениях иной реальности. И, во-вторых, новое мышление раскрывает основные методы или пути познания этих аспектов космической реальности - эмпирический, опирающийся на экспериментальное познание, и метанаучный, который проходит через пространство духовного мира человека. Рассматривая значение принципа двойственности для понимания и формирования новой системы познания, важно учитывать, что эмпирический и духовный пути познания благодаря их синтезу образуют единое целое, ибо Космос неделим и представляет собой единую реальность. Принцип двойственности - не единственный, хотя и важнейший закон Космоса, который составляет методологию системы познания Живой Этики. Другие космические законы, о которых пишет Л.В.Шапошникова в своих статьях, также играют принципиальную

роль в системе познания космического мышления. Это космический закон «Высшее в космической эволюции ведет низшее», законы Иерархии, Учительства, энергоинформационного обмена, причин и следствий, единства и многие другие. Как отмечает Л.В.Шапошникова, «Эволюционные процессы Космоса развиваются согласно его объективным законам. Эти же законы определяют общие и частные цели эволюции и свидетельствуют о приоритете духа, который авторы Живой Этики рассматривают как силу природы и энергетическое явление. Искра такого духа находится в каждом человеке и живет и действует в нем согласно великим законам Космоса, с одной стороны, и его, человека, свободной воле - с другой» [3, с. 72].

Система космических законов, взятая в единстве с другими положениями Живой Этики, выступает основой нового космического мышления, которое рассматривает все явления бытия в контексте одухотворенного Космоса. В связи с его формированием возникает вопрос о его соотношении с мышлением научным, которое используется достаточно давно. Представители одной точки зрения считают, что новое мышление есть часть мышления научного. Однако такой взгляд на их соотношение не подтверждается реальным историческим процессом. Другая точка зрения, представленная исследованиями Л.В.Шапошниковой, свидетельствует, что в истории человечества имели место три культурно-исторических вида мышления - мифологическое, религиозное и научное. В настоящее время формируется четвертый его исторический вид - мышление космическое. Закономерностью возникновения и развития всех их является то, что каждый последующий вид мышления (за исключением мифологического) формируется в недрах предыдущего. Эта же закономерность проявляется и в процессе формирования его четвертого исторического вида, ростки которого наметились в недрах мышления научного. «В космизме ХХ века, - пишет в связи с этим Л.В.Шапошникова, - мы имеем не частное направление, а начало (а может быть, уже не начало) общего процесса замены одного вида глобального мышления другим» [3, с. 67].

Важнейшую роль в формировании и реализации нового космического мышления играет сердце. Оно есть место сознания, уровень которого определяется светоносной энергетикой сердца. Кроме того, сердце есть орган познания. Благодаря своей энергетике сердце в процессе синтеза объединяет дух и материю, мир земной через тонкий с Огненным. Человеческое сердце соотносится с Космическим Сердцем, которое представляет собой энергетический и творческий центр нашей Вселенной. Наряду с осмыслением функций сердца в познании принципиальное значение для формирования новой науки имеют мысль, мыслеобразы и мыслетворчество. «Ее, мысли, причина, - отмечает Люд-

мила Васильевна, - лежит в энергетическом пространстве Космоса, в его тонких и высоковибрационных процессах» [4, с. 86-87].

Вместе с тем в отношении к мысли сердце является структурой ведущей. Таким образом, все указанные функции сердца, взятые в их единстве, обеспечивают духовный путь познания, который в данной системе является главным. Именно благодаря духовному пути постижения мира человеку открывается доступ к космической информации, которая необходима для решения насущных проблем его эволюционного развития. В свою очередь, эта система познания обеспечивает формирование новой одухотворенной науки.

Методология этой науки весьма эффективно применялась Рерихами в деятельности созданного ими Института «Урусвати». Главная причина этого коренилась в том, что Рерихи обладали космическим мышлением и были связаны с Высшим. «Идея, что причина многих земных явлений лежит в Космосе и мирах более высокого состояния материи, -пишет Л.В.Шапошникова, - пронизывала научные концепции Института. Они открывали перед сотрудниками беспредельность научных исследований, выводили науку из кризиса и делали беспочвенными мысли о конце науки. Новая наука, соответствующая космическому мышлению, должна иметь связь с Высшим, чтобы выйти в беспредельность познания Мироздания во всей его сложности. Эта связь была присуща в первую очередь самим Рерихам и еще нескольким ученым, хорошо понимавшим значение взаимодействия с Высшими силами» [4, с. 106].

Именно эта связь Рерихов с Высшим, энергетика которого приносила им в процессе научных исследований новые знания, была залогом успешной деятельности Института «Урусвати». Огромное значение для взаимодействия человека «с высшими силами» имеет его культурный уровень, поскольку культура как духовный феномен аккумулирует психическую энергию, обеспечивающую это взаимодействие. Если брать человеческую цивилизацию в ее отношении к культуре, то цивилизация, являясь воплощением материальных условий существования человечества, выступает материальным носителем культуры и эффективно функционирует только в той мере, в какой пронизывается ее энергетикой, или «духом Культуры». «...Материя цивилизации, - отмечает Л.В.Шапошникова, - не может нормально существовать без духа Культуры» [5, с. 22]. Итак, понятие культуры оказывает свое влияние на функционирование каждого элемента той концепции космического мироощущения, которая играет решающую роль в формировании новой одухотворенной науки и принципы которой были определены выше.

Культура, являясь одним из столпов космической эволюции человека, показывает, что от степени овладения культурой и ее энергетикой

непосредственно зависит его взаимодействие со структурами одухотворенного Космоса. Это обнаруживается в том, что культура влияет на развитие сердца человека как места сознания и органа духовного познания космической реальности. При этом культура как самоорганизующаяся система духа обеспечивает и регулирует энергетику этого процесса. Важная роль культуры раскрывается в новой теории познания, стержень которой заключается в познании духовном, наталкивающимся на непреодолимые преграды без определенного уровня культурного развития человека. Иными словами, все основные принципы нового космического мироощущения отражают целостный механизм взаимодействия человека и космической реальности, в пространстве которого проблема развития научного мышления как одного из его исторических видов приобретает особую актуальность.

Сформулированная в работах Л.В.Шапошниковой концепция нового мышления, основой которого является новое космическое мироощущение, поддерживается и развивается в последующих статьях сборника. Если эти статьи сгруппировать по поставленным в них проблемам, то складывается следующая картина. Первую такую проблему мы условно обозначили бы как проблему роли Высшего начала в космической эволюции человека. При осмыслении различных аспектов этой проблемы, которые разрабатываются в статьях нескольких авторов, методологически можно опереться на космический закон «Высшее в космической эволюции ведет низшее». Учет этого закона в преломлении к анализу проблематики этих статей позволяет выявить особенности их понимания в пространстве взаимодействия Высшего и низшего.

Такой подход реализован в статье В.Г.Соколова, посвященной исследованию астрономических аспектов творчества Космического Магнита. Прежде чем раскрыть некоторые из таких аспектов, автор отмечает ряд основных особенностей этого важнейшего и очень интересного явления в Мироздании. В основной части своей работы автор, опираясь на труды Е.И.Рерих, результаты астрономических исследований, космологические данные, анализирует проблему отношения Космического Магнита к физическому уровню Космоса и, в частности, к нашей Галактике. При этом в статье рассматривается вопрос возможного местонахождения фокусов Космического Магнита в различных структурах Вселенной. В целом проведенные автором исследования выстраивают стройную картину грандиозного космического творчества, основанную, в частности в нашей Галактике, на определенных фокусах, которые тесно связаны с основным Фокусом Космического Магнита в нашей звездной системе. Кроме того, автор намечает определенные соответствия между тонкоэнергетической структурой человека и некоторыми структурными элементами космических объектов. В русле

общего тематического направления, связанного с космической эволюцией планеты и человечества, автор данной работы прослеживает связь между Космическим Магнитом, областью пространства, обозначенной созвездием Орион, легендарным Камнем и проведенной Рерихами Центрально-Азиатской экспедицией.

Принципиальное значение для космической эволюции человека имеет психическая энергия, или Свет, волны которого в соответствии с законами космического ритма омывают нашу планету. Его источник коренится в структурах одухотворенного Космоса, фокусом которых выступает Космический Магнит. Неслучайно Н.К.Рерих в своем творчестве огромное внимание уделял проблеме Света, понятие которого в космическом мироощущении Рерихов играет одну из главных функций. Свет, отмечает в своей статье И.Ю.Дьяченко, является началом, связывающим человека с Высшим. При этом, по ее мнению, важно понять, что источником Света выступают высшие структуры бытия -«зерно духа», которое есть в каждом человеке, и Космический Магнит, который с этим зерном энергетически соотносится и взаимодействует. Космический Магнит, будучи источником Света, высвобождает энергию, аккумулированную в зерне духа. Благодаря этому проявляется и реализуется творческий потенциал человека. Поэтому Свет для человека не может не быть предметом почитания. Огромный вклад в разработку концепции «почитания Света» своим художественным, философским и литературным творчеством внес Н.К.Рерих, который не только раскрыл эволюционное значение Света для духовного развития человека, но и принес Свет Мира Огненного в наш земной мир.

Важнейшим каналом привнесения Света иных миров в жизнь земного человечества является Пакт Рериха, имеющий не только земное, но и метаисторическое значение. Именно в этом ключе пишет о Пакте Рериха и Знамени Мира О.А.Уроженко, показывая их значение для сохранения эволюционных возможностей развития человечества через охранение Культуры как необходимого столпа космической эволюции. Такую свою роль Пакт Рериха и Знамя Мира могут выполнять прежде всего потому, что Пакт Рериха создан Н.К.Рерихом по поручению Учителей, а Знамя Мира есть «Знамя Владык». Иными словами, Пакт Рериха и Знамя Мира напрямую связаны с Космической Иерархией Света. Это дает им возможность нести метаисторическую информацию, так необходимую человечеству сегодня для его эволюционного развития.

Понятие Космического Магнита как высшего для нашей Вселенной творческого начала и источника Огненной энергии, концепция взаимодействия человека и Огненной энергии Космического Магнита - все это грани нового космического мироощущения, которое принесли Рерихи человечеству. Для них эта философская система была

тем духовным пространством, в котором Рерихи жили и занимались творчеством. Значение духовного опыта семьи Рерихов по формированию космического миропонимания для будущего человечества трудно переоценить. Особенности формирования космического мироощущения семьи Рерихов, и в частности Ю.Н.Рериха, рассматриваются в статье В.В.Фролова. В ней делается акцент на то, что это мироощущение складывалось у Юрия Николаевича в процессе жизни и творчества постепенно под влиянием важнейших обстоятельств его жизни и выдающихся личностных качеств, а пространством формирования и реализации нового космического мироощущения была творческая деятельность ученого.

Взаимодействие человека и Космоса на всех планах бытия регулируется космическими законами. Необходимо обратить внимание на то, что законы Космоса реализуются через сознание человека, который, обладая свободной волей, имеет возможность строить свою жизнь либо в согласии с космическими законами, придерживаясь положительных мыслей, чувств и действий, либо, сознательно или по незнанию, нарушая их, оказываясь тем самым в пространстве отрицательных энергий. Так, в первом случае мысли, чувства и действия будут направлены на добро, а во втором случае - на зло. И если добро представляет собой качество проявленного мира, то есть имеет онтологические предпосылки своего существования, то источником зла выступает сознание человека, делающего неправильный выбор и нарушающего космические законы. Именно этой проблематике посвящена статья Т.О.Книжник, в которой она, опираясь на идеи Е.И.Рерих, анализирует причины духовного падения Люцифера, коренившиеся в нарушении им космических законов. В итоге это падение привело его к духовному самоуничтожению. Что касается обычного человека, то он также имеет возможность оградить себя от мыслей, чувств и действий, нарушающих законы Космоса. Средствами защиты могут быть совесть, осознание происходящего, контроль над мыслями, воспитание сердца и опора на Устои эволюции - Знание, Любовь и Красоту. Таким образом, в последних четырех статьях рассмотрены те грани концепции космической эволюции человека, которые касаются его взаимодействия с Высшим с точки зрения космических законов.

Следующая группа статей посвящена познавательной деятельности человека, которая берется в свете новой теории познания. В этих статьях не ставится цель всестороннего исследования проблем познания. В то же время каждая из статей раскрывает очень важные грани этого процесса. Главную роль в постижении человеком космической информации, идущей через пространство его внутреннего мира, играет сердце как центральная структура духовного мира человека. Такой под-

ход к функции сердца в познании вытекает из общего понимания роли философии космической реальности в формировании новой научной методологии. Именно в таком контексте проблема сердца рассматривается А.А.Лебеденко, который выявляет многообразие функций сердца в процессе эволюционного развития человека. Среди них в качестве ведущих функций выделяются следующие: синтез духовного и материального в явлениях бытия и самом человеке; познание внутреннего «я», других «я» и познание Высшего; познание нравственных законов и формирование этики сердца; творчество в пространстве межличностных отношений, идущее от сердца к сердцу.

Такому представлению о роли сердца в познавательной деятельности человека созвучны мотивы статьи Т.О.Книжник, касающейся проблемы понимания текста. Данный вопрос раскрывается в контексте космического мировоззрения, которое позволяет объяснить механизм понимания текста. В основе этого механизма, сторонами которого выступает собственно текст и стремящийся понять его человек, лежит тождественность или созвучие энергетических вибраций, присущих тексту и сознанию человека. Многое в понимании человеком текста зависит от его духовно-интеллектуальных качеств, которые в силу их несовершенства нуждаются в дальнейшем развитии. Главные его направления, как справедливо считает автор статьи, заключаются в очищении мысли, развитии сердца и расширении сознания. Итак, перечисленные статьи в своих основных положениях дополняют и развивают концепцию нового космического мироощущения, которая разрабатывается в трудах Л.В.Шапошниковой. В этом плане хотелось бы обратить внимание читателя на статью И.Ю.Дьяченко, в которой рассматриваются различные аспекты познания человеком космической реальности. Автор делает это на примере очерков Н.К.Рериха 1920-1940-х годов, которые служат методологическим ориентиром рассмотрения очень сложных проблем познавательной деятельности человека. Принципиальным здесь является то, что указанные очерки, как отмечает Л.В.Шапошникова, опираются на философскую систему Живой Этики. Возвращаясь к проблемам познания, отметим, что И.Ю.Дьяченко рассматривает эти процессы в контексте космической эволюции человека и философии космической реальности, что позволяет выявить закономерности и звенья познавательной деятельности человека. Объектом познания выступает космическая реальность, в беспредельное пространство которой включен человек как его неотъемлемая часть. Применяя новую теорию познания, человек оказывается способным постигать явления иных измерений и более высоких состояний материи. Важнейшие функции в процессе познания космической реальности выполняют сердце, ум, сознание и мысль. В будущем все большую роль в этом процессе

благодаря новой системе познания будет играть наука, но не традиционная, а новая, одухотворенная, связанная с Высшим. Благодаря такой науке ученые, а также другие люди станут на путь познания космических законов, знание и применение которых откроет перед человечеством новые возможности духовного восхождения. К таким законам автор данной статьи относит законы двойственности, энергоинформационного обмена, Высшей Воли, Космической Иерархии, учительства. Особенно важную роль для познания имеет культура, от которой в значительной мере зависит расширение сознания человека и реализация его духовно-интеллектуальных качеств. Примером реализации этих качеств является творческая деятельность Л.В.Шапошниковой, которая рассматривается В.В.Фроловым как творческий отклик на космический зов Живой Этики. Эта философская система служит методологической основой многопланового творчества Л.В.Шапошниковой, так как несет вместе с утонченной энергетикой высокие знания и образы красоты иных миров. Вместе с тем результатам философской творческой деятельности Людмилы Васильевны, в отличие от философии космической реальности, представленной в книгах Живой Этики, присущи свои особенности. Они состоят в том, что в философских трудах этого мыслителя, которые опираются на идеи Живой Этики, содержится такая высокая информация, которая необходима человечеству именно в современной исторической ситуации.

В третий раздел сборника включены три статьи, авторы которых исследуют их темы в пространстве проблемы «человек - космос». В статье Л.М.Гиндилиса рассматривается вненаучный способ познания, который реализуется через внутренний мир человека. Сверхнаучное носит космический характер, а принадлежность знания к указанному критерию определяется следующим образом: если окажется, что данное знание противоречит знаниям своей эпохи, а в дальнейшем наукой подтверждается, это знание является по своей природе сверхнаучным. Знание является характеристикой сознания. Фундаментальный закон изучения этого сложнейшего феномена, как отмечает в своей статье А.В.Иванов, выражается таким положением: чем выше человек продвинулся по ступеням духовного совершенствования, тем более глубокие закономерности функционирования сознания ему открываются. Функциональное определение сознания выражает многомерную связь человека с миром и обеспечивает его целенаправленную деятельность в этом мире. Закономерная тенденция эволюции сознания в Космосе выражается в переходе от пассивного и бессознательного со-знания к более сознательному и творческому состоянию той или иной индивидуальности, примером которой может служить человек. Раздел заключает статья И.Ф.Малова, который показывает, что открытие тонких

форм материи дает возможность рассматривать квантовую вселенную как живой организм. В определенной мере вопрос, поставленный в заглавии данного предисловия, о том, что научная методология нуждается в обновлении, в работах авторов статей сборника получает ответ, ибо в них очерчиваются основные направления формирования такой методологии.

Сборник «Живая Этика и наука» рекомендуется ученым, культурным деятелям, преподавателям, аспирантам, студентам - всем, кто интересуется проблемами развития философии и научной методологии.

Литература

1. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3. Вселенная Мастера. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.

2. Шапошникова Л.В. Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов. Сб. докл. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011.

3. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века: материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.

4. Шапошникова Л.В. «Свет утренней звезды» // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.

5. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции [предисл.] // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.