Научная статья на тему 'Новое космическое мироощущение как пространство творческой деятельности Ю.Н. Рериха'

Новое космическое мироощущение как пространство творческой деятельности Ю.Н. Рериха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
323
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
космическое мироощущение / Ю.Н. Рерих / Живая Этика

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролов В. В.

Живая Этика как источник формирования космического мироощущения Рерихов. Основные положения философии Живой Этики, раскрывающие творческий потенциал человека. Аспекты научной деятельности Ю.Н. Рериха в свете его космического мироощущения (Центрально-Азиатская экспедиция 1923-1928 гг., создание научного института «Урусвати» в Индии, научный труд «История Средней Азии»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое космическое мироощущение как пространство творческой деятельности Ю.Н. Рериха»

В.В.Фролов

Новое космическое мироощущение как пространство творческой деятельности Ю.Н.Рериха

Задачи данного исследования состоят в том, чтобы: во-первых, показать, что новое космическое мироощущение в том виде, в котором оно представлено в творчестве Ю.Н.Рериха, является определенным результатом духовного развития Ю.Н.Рериха, сформировалось под влиянием обстоятельств его жизни и благодаря высочайшим духовно-интеллектуальным качествам Юрия Николаевича; во-вторых, проиллюстрировать, рассмотрев некоторые аспекты деятельности Ю.Н.Рериха, что его жизнь и творчество проходили в пространстве космического мироощущения.

Философская система Живой Этики, или философия космической реальности, как основа исследования. В нашем понимании использование Живой Этики как методологии исследования данной темы означает: привлечение для анализа проблематики темы категорий Живой Этики (таких как человек, космическое мироощущение, творчество, космический закон, новая наука и другие); стремление вести наши размышления в пространстве Живой Этики с учетом того обстоятельства, что это Учение является целостной философской системой.

Для того чтобы реализовать второе методологическое требование, мы предлагаем путем привлечения некоторых положений Живой Этики, взятых как проявление ее системного и целостного характера, актуализировать духовное пространство философии космической реальности. Обязательным условием реализации такого подхода является рассмотрение этой философской системы как творческого импульса космической эволюции, олицетворениемкоторого являются Учителячеловечества, создавшие Живую Этику и передавшие ее через Е.И.Рерих. Говоря о творческой деятельности Учителей по созданию Живой Этики, надо иметь в виду, что Они, в свою очередь, связаны с энергетикой Космического Магнита, представляющего, как отмечается в Учении, Космический Разум и Космическое Сердце нашей Вселенной. Космическое Сердце в сложнейшей структуре Космического Магнита является Венцом Космического

Разума. Эти грани Космического магнита образуют целостное синтетическое единство. Знания о Живой Этике, полученные Еленой Ивановной от Учителя, были ею записаны и оформлены, а книги Учения были опубликованы Рерихами на русском языке.

Указанный выше подход о применении в анализе данной темы Живой Этики именно как философской системы требует пояснения. Проблема состоит в том, что истинное понимание жизни и творчества семьи Рерихов и, в частности, Ю.Н.Рериха возможно только в пространстве философской системы Живой Этики, выступающей целостным духовно-энергетическим явлением.

В связи с этим мы обращаем внимание на то, что представляем философию Живой Этики не абстрактно, как систему взаимосвязанных положений, а как такое творчески наполненное пространство, которое органически связано с анализом проблематики темы статьи. Более того, именно этот анализ, ведущийся в пространстве философской системы Живой Этики, актуализирует и, если можно так сказать, делает реальными и действующими положения этой философской системы в нашем сознании. В таком контексте становится еще более понятным, что сделанный нами выбор тезисов и положений философской системы Живой Этики в значительной мере обусловлен темой статьи, которая определяет проблематику предпринимаемых исследований. В то же время ограниченное количество предлагаемых тезисов связано с отсутствием места для привлечения других положений Живой Этики, которые, безусловно, было бы целесообразно актуализировать в пространстве наших размышлений в связи с разработкой проблематики статьи.

Итак, ниже приводятся положения Живой Этики, которые мы воспринимаем и применяем в отмеченном методологическом контексте.

1. Человек - существо космическое. Это подтверждается по меньшей мере двумя качествами или способностями человека, данными ему от природы: он способен к энергообмену с Космосом и в той или иной мере этот энергообмен осуществляет, и в потенциале человек способен к космическому творчеству. Эта способность будет проявляться и реали-зовываться у человека в той мере, в какой он станет превращаться из объекта космической эволюции, в состоянии которого он находится в современную эпоху, в ее сознательного субъекта, качества которого он постепенно сформирует в будущем.

2. Космос и человек составляют неразрывное единство. «Великое единство в Космосе главенствует как мощный закон. Только примкнувшие к этому закону могут, истинно, принадлежать космическому сотрудничеству. Единство сущности во всем направляет человечество к творчеству» [1, ч. 2, 448]. Под сущностью в данном случае имеется в

виду зерно духа, заложенное в каждом явлении Мироздания, в том числе в человеке. Наряду с законом единства мы будем учитывать в нашем анализе следующие космические законы: Высшее в космической эволюции ведет низшее, закон Иерархии, закон двойственности, закон энергоинформационного обмена, закон единства и другие.

3. Человек - существо творческое. «Человек творит беспрестанно, сознательно или несознательно, действенно или мысленно; в бодрствовании или во сне человек продолжает творить, и в этом исполняет свое назначение. Человек не может не творить, ибо в таком состоянии он соприкасается с высшими энергиями», - говорится в Учении [2, 838].

В результате прочтения этой мысли может сложиться впечатление, что поскольку человек «творит беспрестанно», то способность к творчеству реализуется сама собою. Однако это не так. Способность к творчеству действительно составляет неотъемлемое природное качество человека, но реализация этой способности происходит не автоматически, а в процессе активной сознательной деятельности самого человека. Для того чтобы эта способность воплотилась в результатах творческой деятельности, необходимо, чтобы человек обладал «знанием чистого устремления». В этой связи в Живой Этике мы читаем: « Только знание чистого устремления даст творчество мысли» [2, 755]. Если такое знание у человека отсутствует, то его место занимает «мохнатое мышление» [2, 755], которое «вызывает соответствующие образования» [2, 755]. Можно далее предположить, что если «мохнатое мышление» у человека доминирует достаточно длительное время, то его природная способность к творчеству гасится и остается нереализованной.

4. Мера реализации творческого потенциала человека зависит от степени ассимиляции им более тонких космических энергий и от уровня его сознания, которое в этом процессе играет ведущую роль.

5. Огромное значение для осмысления темы исследования имеет понимание того, что основой творчества является Всеначальная энергия. Приток этой энергии к человеку в значительной степени зависит от его сознательного положительного отношения к ней.

«<...> Всеначальная энергия, - говорится в Учении Живой Этики, -тем сильнее, чем она сознательнее воспринимается. <...> Люди могут ощущать эту силу, когда они любят ее» [2, 444]. Под Всеначальной энергией имеется в виду энергия Огня. И для удобства восприятия этого понятия людьми эта энергия в Живой Этике называется также психической энергией. И далее мы находим в Учении разъяснение этого момента: понятия «огненная энергия», «Всеначальная энергия» и «психическая энергия» в данном случае обозначают один и тот же феномен - энергию Огня. «К чему называть огненную энергию психической? Только для лучшего усвоения большинством людей. На явлении психической энергии

они еще примирятся, но понятие Огня будет совершенно неприемлемо. Не пугайте боящихся. Пусть они входят через свои двери» [3, ч. 3, 508].

6. В пространстве человечества существуют градации творчества. «Когда человеческий дух узнает часть космической энергии как действующую силу, тогда он станет сотрудником Космоса» [1, ч. 2, 357]. Из этого высказывания можно сделать вывод, что современный человек пока не воспринимает космическую энергию как действующую силу и поэтому не может стать сотрудником Космоса, то есть его творчество ограничено, если можно так сказать, земными рамками. Таким образом, мы можем выделить два качественно различающихся типа творчества: творчество обычного человека, который мыслит и действует исходя из традиционных представлений о человеке и мире, не выходя за границы физического мира, и космическое творчество человека будущей эпохи, которое будет основываться на ассимиляции и претворении в действие энергий более высоких структур Космоса.

В то же время проявления космического творчества возможны и у человека, мироощущение которого пока не вышло на уровень мироощущения космического. В связи с этим в Живой Этике отмечается, что «<...> высшие явления могут быть и среди самого земного существования. <...> Каждый человек в мгновение вдохновения находится уже в сверхземном состоянии. Он может чувствовать именно те ощущения, которые соучаствуют с высшими. Каждое такое состояние есть надземное ощущение. Оно делает человека ясновидящим и яснослышащим <...>» [2, 516].

Итак, в этом фрагменте показаны качества человека, необходимые для реализации космического творчества. Одним из таких качеств является «вдохновение» человека, как известно, посещающее его в процессе творчества. В данном случае мы не затрагиваем вопрос о том, какими способностями человеку нужно обладать и какие действия ему необходимо предпринимать для того, чтобы его посещало «вдохновение». Нас интересуют обстоятельства, связанные с изменением энергетики человека в моменты «вдохновения» в сторону ее утончения и повышения частоты вибраций. А такого рода изменения энергетики, если исходить из представления о человеке как единстве духовной и энергетической сторон, не могут не происходить. Утончение энергетики человека в мгновения его вдохновения, в свою очередь, открывает перед ним возможность соприкосновения с энергетикой более высоких структур Космоса и вхождения в пространство космического творчества, которое складывается как процесс сотворчества человека и одухотворенного Космоса. Роль такой структуры, занимающей ведущее место в нашей Вселенной, играет Космический Магнит, в котором действует Космический Разум и Космическое Сердце.

Все сказанное позволяет сделать такое предположение: чем чаще человека будут посещать мгновения «вдохновения», тем быстрее его энергетика будет утончаться и тем больше возможностей у человека появится для соприкосновения с более высокими космическими энергиями, что, в свою очередь, будет открывать перед ним возможности формирования качеств, необходимых для сотворчества с более высокими структурами, а значит, для космического творчества. Жизнь и творческое наследие семьи Рерихов, как высочайший идеал космического творчества, играют важную роль в развитии земного творчества человека. В Живой Этике описывается механизм, действие которого сделало возможным космическое творчество Рерихов.

«Животворная сила сердца настолько мощна, что можно сказать: она и есть Магнит. Творчество сердца собирает устремленные части атома. Потому когда Космическим Магнитом объединяются принадлежащие части атома, то устремление воли Разума совершается сердцем. Только эти притяжения насыщают космическое творчество. Так творчество сердца направляет к завершению. Только эти притяжения насыщают космическое творчество. Так космическое сердце трепещет в Ар-хате. Так космическое сердце трепещет в Таре» [1, ч. 2, 469]. И далее мы находим пламенные строки о сияющем будущем человечества, которое наступит в результате длительной культурной эволюции человека: «Когда человечество воспримет все проявления творческих огней, тогда мощь духа начнет, истинно, притягиваться к космическому творчеству. Когда человеческий дух узнает часть космической энергии как действующую силу, тогда он станет сотрудником Космоса» [1, ч. 2, 357].

Итак, мы рассмотрели некоторые положения Живой Этики, с которыми связана тема статьи. Системно-целостное представление об этих положениях позволяет актуализировать пространство Живой Этики как пространство синтетическое и целостное. В этом пространстве мы будем вести наше исследование.

Понятие «космическое мироощущение» в традиционной философии употребляется в значении стороны понятия «мировоззрение», которое трактуется как «совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей» [4, с. 24-25]. Аналогичным образом определяется понятие «мироощущение». Под ним имеется в виду «эмоционально-психологическая сторона мировоззрения», мироощущение проявляет себя «на уровне настроений и чувств» [4, с. 25].

В пространстве философии Живой Этики по сравнению с традиционной философией понятие «мироощущение» обретает качественно иное значение, ибо употребляется в контексте философии космической

реальности, вектор которой проходит по линии «человек-космос». В таком контексте мироощущение человека (мы имеем в виду носителя высокого сознания) рассматривается как новое космическое мироощущение. Понятие «новое космическое мироощущение» введено в научный оборот Л.В.Шапошниковой.

Особенностью ее подхода к этому понятию является то, что его значение раскрывается не в специальном определении (как это принято в традиционной философии), а в процессе его употребления при анализе конкретных философских проблем. Так, рассматривая проблему исторических видов мышления, Людмила Васильевна пишет: «На смену мифологии Шамбалы идут современные представления нового космического мироощущения, которые были изложены Учителями в философской системе Живой Этики» [5, с. 165]. В данном случае содержание категории «новое космическое мироощущение» является тождественным содержанию категории «философская система Живой Этики», в которой сформулированы основы нового космического мировоззрения.

Анализируя проблематику Духовной революции, Л.В.Шапошникова отмечает: «Ученые обратили внимание на забытые мысли древних мудрецов о тесном взаимодействии человека, планеты, Космоса, о фундаментальном единстве макро- и микрокосма. Эти мысли находили подтверждение в научных открытиях. Особенно много для осмысления новых открытий дала умозрительная философия Востока. Новое космическое мироощущение вводило в науку категорию духа, приближало ученых к изучению иных состояний материи и заставляло их искать экспериментальные подтверждения существования такой материи» [5, с. 237-238]. В этом фрагменте понятие «новое космическое мироощущение» употребляется в значении понятия «новое космическое мировоззрение».

Другой существенный момент подхода Л.В.Шапошниковой к проблеме человека состоит в том, что в отличие от традиционной философии содержание рассмотренных понятий расширено до универсальных представлений о мире и это содержание отражает не только мир физический, но и мир иных измерений и состояний материи, в который включаются также тонкоматериальные структуры человека. Мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, так как он требует специального исследования, отметим лишь то, что содержание понятия «космическое мироощущение» в целом совпадает с философской системой Живой Этики. В Учении, отражающем закономерности эволюции в реальном Космосе, человек неразрывно связан с Мирозданием в силу того, что он составляет неотъемлемую его часть. А значит, космическое мироощущение как ощущение неотъемлемости человека от космоса является гранью космического мировоззрения.

Если говорить о космическом творчестве человека, то в пространстве космической эволюции оно представляет собой процесс одухотворения материи, который применительно к земному человечеству есть результат ассимиляции человеком более тонких энергий и их претворения в жизни и творчестве. Процесс одухотворения материи присущ всему Космосу, никогда не прерывается и составляет необходимое условие существования и развития человека. «Вечное, непрестанное творчество Жизни Великой, - пишет Елена Ивановна Рерих, - окружает нас, и мы, будучи частью этого великого Творчества, должны творить каждую минуту нашей жизни, творить мыслью, словом, действием» [6, с. 112]. В этом высказывании Елена Ивановна выделяет несколько важных для темы нашего исследования моментов: 1) человека окружает непрестанное творчество Жизни Вселенной; 2) человек - часть этого великого творчества; 3) человек должен творить каждую минуту своей жизни; 4) формы творчества человека - мысль, слово и действие.

В связи с темой статьи мы затронем три аспекта творческой деятельности Ю.Н.Рериха: его участие в Центрально-Азиатской экспедиции, работу в Институте «Урусвати» и его научные исследования, представленные в трехтомнике «История Средней Азии» [7]. В то же время мы не ставим целью всестороннее исследование творчества Ю.Н.Рериха в отмеченных направлениях. Для нас существенным выступает здесь то, что деятельность Ю.Н.Рериха проявляется в пространстве космического мироощущения и в значительной мере это пространство формирует. Далее, мы не претендуем на рассмотрение всех сторон указанной темы, ибо находимся в самом начале размышлений о ее проблематике. Поэтому многие наши суждения по данной теме будут носить постановочный и тезисный характер.

Осмысление хотя бы в какой-то мере творческого пути Ю.Н.Рериха, всей семьи Рерихов позволяет утверждать, что основой их творчества была философская система Живой Этики. К теме нашего доклада это положение имеет непосредственное отношение, ибо эволюционные действия, философские идеи Рерихов, эмоциональная окрашенность их мышления, художественного творчества и всей жизни Рерихов - все грани их космического творчества претворялись в пространстве нового космического мироощущения.

В связи с этим отметим, что каждый из членов великой семьи занимался особыми направлениями в творчестве. В то же время семья Рерихов как духовное целое обладала определенными общими моментами, которые объединяли ее. Это водительство Учителей; Учение Живой Этики, ставшее одним из источников формирования космического мироощущения; общая эволюционная миссия, порученная Учителями и реализовавшаяся в ряде эволюционных действий этой семьи. Выявление

общих моментов, присущих семье Рерихов, имеют важное методологическое значение для темы нашего доклада, так как дают основание подходить к семье Рерихов как к единому целому.

Юрий Николаевич Рерих, будучи сыном великих родителей и членом уникальной семьи, формировался как ученый и культурный деятель в пространстве духовного единства своей семьи, где главным было космическое мироощущение и претворение его положений в действие. Такой духовный контекст творчества Ю.Н.Рериха стал, надо полагать, важнейшим условием блестящего выполнения Юрием Николаевичем выпавшей ему той доли задач, которые были поставлены Учителями. Рассмотрим основные вехи жизни и творчества Ю.Н.Рериха, которые повлияли на формирование его космического мироощущения.

Важным условием правильного понимания этого процесса является учет того обстоятельства, что формирование этого мироощущения представляло собой единство духовно-интеллектуальной и энергетической сторон. Вместе с тем это единство мы начинаем рассматривать с духовно-интеллектуальных факторов, ибо именно духовность, культурный уровень человека и его нравственность выступают такими качествами, благодаря развитию которых человек продвигается по лестнице космической эволюции.

1. Главной вехой или фактором формирования космического мироощущения Ю.Н.Рериха, бесспорно, было водительство Учителей семьей Рерихов. Учителя оказывали огромное благотворное влияние на каждого члена этой великой семьи, в том числе на Ю.Н.Рериха. В этом случае проявлялся космический закон «Высшее в космической эволюции ведет низшее».

2. Семья Рерихов как духовное целое и, прежде всего, родители Ю.Н.Рериха - Е.И. и Н.К. Рерихи также оказывали благотворное влияние на формирование его духовного мира, и главным в этом процессе было развитие космического мироощущения Ю.Н.Рериха. В то же время можно предположить, что старшие Рерихи в общении с Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем также становились духовно богаче.

Такая духовная атмосфера семьи Рерихов не могла не повлиять самым благотворным образом на его духовно-нравственное развитие. Также надо учитывать, что такое состояние духовной атмосферы этой семьи не было неизменным. В процессе жизни и творчества духовный мир Рерихов не мог не развиваться, ибо они постоянно занимались творчеством и становились все более совершенными людьми. Все это создавало в семье неповторимую атмосферу сотворчества, в котором Юрий Николаевич принимал самое активное участие. Таким образом, будущий выдающийся ученый формировался в семье, где новое космическое мироощущение было ее естественным состоянием.

Одним из важных условий, которое определяло духовное развитие Ю.Н.Рериха, был высоконравственный характер взаимоотношений в семье Рерихов и отношений к другим людям. В основе этих отношений лежала сердечность. «Одно из условий бытия, - отмечается в Живой Этике - искренность, иначе говоря, сердечность» [8, 595]. О важности этого качества писала и Е.И.Рерих: «Сердечность есть тот магнит, которым держится все построение» [9, с. 115]. Иными словами, представления Ю.Н.Рериха о нравственности формировались под влиянием его родителей, а направляющим вектором складывания и реализации нравственных принципов Юрия Николаевича были указания Учителей и философской системы Живой Этики.

3. Семья Рерихов, как отмечалось, составляла единое духовное целое. В то же время космическое мироощущение каждого члена семьи Рерихов в значительной мере приобретало свое содержание и свою окраску в зависимости от особенностей творческой деятельности каждого из них.

У Н.К.Рериха космическое мироощущение было наполнено философскими размышлениями о культуре и ее определяющей роли в космической эволюции человечества. Практическим воплощением концепции культуры Н.К.Рериха стал Пакт Рериха в защиту культурных ценностей в военное и мирное время. Для обозначения объектов защиты Пакта Николай Константинович разработал отличительный знак - Знамя Мира. Философские размышления также находили свое образное развитие и подкрепление в художественном творчестве Николая Константиновича, которое прежде всего по причине своего философского содержания имело огромное эволюционное значение. Кроме того, эта грань творчества Мастера придавала его ощущению космоса чувственно-образное звучание и окраску. Хотя главным в картинах Николая Константиновича является то, что они пронизаны идеями философии космической реальности.

Если говорить о Е.И.Рерих, то источником и главным содержанием ее космического мироощущения было прежде всего общение с Учителем, результаты которого представлены в дневниковых записях Елены Ивановны и других ее трудах. Вместе с тем, поскольку общение Е.И.Рерих с Учителем не могло не быть по своей природе творческим и представляло собой претворение в жизни космического закона Учительства, а также других законов Космоса, то процесс этого творческого общения был одновременно и процессом реализации космического мироощущения Е.И.Рерих. Еще одним важным источником мироощущения Елены Ивановны был также осуществлявшийся под руководством Учителя Огненный опыт по повышению уровня ее энергетики. Относительно этого направления творчества Е.И.Рерих также надо заметить, что пространство ее Огненного опыта, будучи наполнено эманациями

творчества, было пространством реализации и развития космического мироощущения нашей великой соотечественницы.

Пытаясь понять особенности космического мироощущения С.Н.Рериха, мы обращаемся к его художественному творчеству, в пространстве которого запечатлены сюжеты, раскрывающие незримые связи человека с иной реальностью. В картинах Святослава Николаевича его космическое мироощущение получило самое яркое и непосредственное выражение. Важную роль в раскрытии глубинного смысла художественного творчества С.Н.Рериха играют его философские размышления о высокой роли искусства в жизни человека, содержащиеся в книге этого мыслителя «Искусство и Жизнь». Эти размышления составили важную часть космического мироощущения великого художника. Можно предположить, что все грани космического мироощущения, составившие целостное мировоззрение С.Н.Рериха, придали также своеобразную окраску его ощущению Космоса.

У Ю.Н.Рериха космическое мироощущение складывалось и проявлялось в таких важнейших сферах его научного творчества, как экспедиции по Центральной Азии, работа в институте «Урусвати», в трудах по исследованию истории и культуры народов Азии, а также в научной и культурно-просветительской деятельности в СССР.

Итак, каждый член семьи Рерихов был уникальной личностью и творческой индивидуальностью. В творчестве каждого члена семьи Рерихов, которое имело свои особенности, новое космическое мироощущение не могло не обрести свои неповторимое содержание и своеобразные оттенки. Это положение имеет важное методологическое значение для всех наших размышлений о новом космическом мироощущении как пространстве творчества Рерихов. Космическое мироощущение проявляло себя через конкретные результаты творческой деятельности каждого из членов семьи. Иными словами, космическое мироощущение не было каким-то абстрактным качеством духовного мира Рерихов, их творчества. Оно, если можно так сказать, носило вполне конкретный содержательный, эмоционально-образный и практически-действенный характер, что в значительной мере раскрывается в результатах их индивидуальной творческой деятельности. Проблематика нового космического мироощущения Рерихов настолько многообразна, что едва ли можно очертить ее границы. В то же время мы хотели бы обратить внимание на синтетический характер мироощущения Рерихов, ибо синтез как внутреннее качество каждого члена семьи Рерихов всегда проявлялся в их подходе к космической реальности и человеку как ее неотъемлемой части.

4. Необходимым условием формирования космического мироощущения Рерихов было то, что на каждого из Рерихов оказывала

влияние более высокая энергетика. Этот общий принцип подхода к жизни и творчеству Рерихов, но уже применительно к Юрию Николаевичу, побуждает нас обозначить ее источники. Такими источниками являются:

- огненная энергетика Камня, который находился у Рерихов. Этот камень является осколком метеорита, находящимся в Шамбале и прибывшим на нашу планету из созвездия Орион. Камень нес энергетику метеорита, в свою очередь связанного с энергетикой Космического Магнита;

- энергетика Е.И.Рерих, которая в процессе Огненного опыта под руководством Учителя повысила ее качество до более высокого состояния. Благодаря этому опыту Е.И.Рерих своим высоким энергетическим потенциалом оказывала влияние как на окружающее ее пространство, так и на людей, и, в частности, на Юрия Николаевича;

- энергетика картин Н.К.Рериха, созданных им на маршруте экспедиции, также служила источником тончайших энергетических эма-наций, благотворно влиявших на формирование космического мироощущения Ю.Н.Рериха;

- принимая во внимание космический закон энергоинформационного обмена, нельзя не учитывать также того обстоятельства, что в процессе общения между Ю.Н.Рерихом и его родителями шел постоянный энергообмен и Юрий Николаевич испытывал самое благотворное влияние энергетики своих родителей;

- тончайшие эманации излучали энергетические наслоения, накопившиеся за тысячелетия на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, на котором бывали Учителя человечества, безусловно, благотворно влиявшие своей более высокой энергетикой на энергетическое пространство маршрута экспедиции. Кроме того, по маршруту экспедиции вместе с торговыми караванами прокатывались и оставляли свои энергетические следы волны культур разных народов;

- свою тончайшую энергетику не могла не передать Ю.Н.Рериху, всем участникам экспедиции красота природы Центральной Азии, по регионам которой проходил ее маршрут.

5. Рассмотрев источники более высокой энергетики, влиявшей на формирование нового космического мироощущения Ю.Н.Рериха, обратимся к личностным духовно-интеллектуальным качествам Юрия Николаевича, которые играли очень важную роль в складывании его философских представлений. Ю.Н.Рерих обладал высочайшими духовно-интеллектуальными и нравственными качествами, которые проявлялись в разносторонней учебе в период, когда Юрий Николаевич готовил себя к востоковедческой научной деятельности, а затем занимался научными исследованиями, когда принимал участие

в экспедициях по Средней Азии, работал директором Института «Урусвати», трудился в СССР в Институте Востоковедения.

На первое место среди многих высочайших по уровню качеств Ю.Н.Рериха, несомненно, надо поставить его самоотверженность и героизм. Эти качества Юрия Николаевича с особой силой проявлялись в экспедициях по Центральной Азии, в руководстве Институтом «Урусвати». Надо подчеркнуть, что безусловно героическим было возвращение Ю.Н.Рериха в СССР, вся его научная работа в нашей стране и деятельность по популяризации творческого наследия семьи Рерихов.

Ю.Н.Рерих был способнейшим учеником как своих родителей, которые являлись выдающимися мыслителями, учеными и общественными деятелями, так и тех профессоров-педагогов, под руководством которых он, будучи студентом Гарвардского и других западных университетов, изучал восточные языки и другие востоковедческие дисциплины.

Ю.Н.Рерих обладал блестящими способностями, что проявилось в его чрезвычайно качественной и разносторонней лингвистической подготовке в области восточных языков. Это помогло Ю.Н.Рериху как переводчику обеспечить Центрально-Азиатскую экспедицию и стать выдающимся востоковедом, о чем свидетельствуют его труды в этой области.

Неслучайно в одном из писем Е.И.Рерих обращается к Юрию Николаевичу со словами: «...Твои профессора считают тебя исключительно одаренным <...> Работай, мой мальчик, и все будет у тебя хорошо» [6, с. 18]. Где бы ни работал Ю.Н.Рерих на научном поприще, он везде был первопроходцем и показывал образец ученого новой формации, блестяще владевшего методологией новой одухотворенной науки. Его талант ученого ярко проявился в экспедициях по Центральной Азии, а также при исследовании истории ее народов. Результатом этой деятельности стали многие его работы и, в частности, фундаментальный труд «История Средней Азии», впервые изданный Международным Центром Рерихов.

Основой его научных исследований является новая одухотворенная наука, открывающая качественно новые возможности понимания истории и культуры народов Центральной Азии в их истинном контексте - с точки зрения исторического процесса как космического явления и в свете ведущей роли культуры в эволюционном развитии народов.

Известен также педагогический талант Юрия Николаевича. После переезда в СССР он очень много сделал для возрождения советской школы тибетологии. Ю.Н.Рерих занимался с учениками, которые со временем стали известными учеными и образовали школу Ю.Н.Рериха в востоковедении. Многие годы они продолжают научные традиции,

заложенные Юрием Николаевичем. Это касается прежде всего применения методологии новой науки, примером чему может служить научная деятельность академика Монгольской академии наук, профессора Шагдарына Бира, занимающего ведущее место в монголоведении. Все ученики Ю.Н.Рериха о своем учителе отзывались и отзываются с сердечной благодарностью и глубочайшим уважением.

Таким образом, можно считать, что высочайшие духовно-интеллектуальные и нравственные качества, активная творческая деятельность Ю.Н.Рериха в значительной мере способствовали тому, что он смог творчески использовать те важнейшие обстоятельства своей жизни, под влиянием которых формировалось его космическое мироощущение. Существенное влияние на формирование космического мироощущения Ю.Н.Рериха оказало то, что он принимал самое активное участие в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, которыми руководил Н.К.Рерих, а в первой экспедиции принимала участие и Е.И.Рерих. Так, в Центрально-Азиатской экспедиции старшие Рерихи, безусловно, оказывали на духовное развитие Ю.Н.Рериха самое благотворное влияние.

6. В ряду важнейших духовных факторов развития Ю.Н.Рериха и реализации его творчества в пространстве нового космического мироощущения играла его деятельность на посту директора Института «Урусвати». Надо отметить, что в Институте «Урусвати» в тесном сотрудничестве работали все Рерихи. Их совместная творческая деятельность и в первую очередь научная работа была пронизана энергетикой нового космического мироощущения, что открывало все новые и новые возможности в духовном развитии Рерихов и в том числе Ю.Н.Рериха.

Юрий Николаевич не был бы ученым новой формации, если бы эти возможности не реализовывал. Все Рерихи в процессе сотрудничества обогащали друг друга своими духовными нахождениями, значение которых выходило далеко за рамки личных отношений, так как носило планетарно-космический характер. В этом отношении старшие Рерихи являлись для своих сыновей Ю.Н. и С.Н. Рерихов учителями и духовными наставниками, в общении и сотворчестве с которыми Юрий и Святослав постоянно возрастали духом, что еще более обогащало их космическое мироощущение.

7. Проявлением духовного единства семьи Рерихов была переписка Е.И. и Н.К. Рерихов со своими сыновьями, а также переписка между братьями - Юрием и Святославом. Е.И.Рерих в письме от 30 марта 1935 года духовно поддерживает Юрия Николаевича: «Юханчик, мой любимый, посылаю тебе мужество...» [10, с.166].

Итак, на формирование нового космического мироощущения Ю.Н.Рериха определяющее влияние оказали следующие факторы: водительство Учителей семьей Рерихов; осмысление Юрием Николаевичем

философии Живой Этики и претворение в жизни ее положений; духовное единство семьи Рерихов; духовное наставничество и творческое сотрудничество родителей; указанные нами источники более высокой энергетики. Важную роль в формировании и претворении нового космического мироощущения сыграли высочайшие духовно-интеллектуальные качества Ю.Н.Рериха. Путем или способом формирования нового космического мироощущения Ю.Н.Рериха был синтез, дар которого, как можно предположить исходя из общих закономерностей космической эволюции человека, проявлялся у Юрия Николаевича по мере того, как он продвигался по пути своего духовного развития.

Таким образом, духовное развитие Ю.Н.Рериха не могло не проходить в пространстве нового космического мироощущения, которое составляло основу его философских взглядов. В то же время мы не ошибемся, если скажем, что к тому моменту, когда Ю.Н.Рерих начал проявлять себя как ученый, он владел основами нового космического мироощущения. В свою очередь, это мироощущение не могло не оказывать огромного влияния на его научные исследования, основой которых была методология новой одухотворенной науки. Эту методологию, как показывают выдающиеся результаты его научной деятельности, Юрий Николаевич блестяще использовал. Выделим основные направления научной деятельности Ю.Н.Рериха, в которых развивалось и реализовывалось его космическое мироощущение и применялась методология новой науки. Именно в сфере научной деятельности Юрий Николаевич, может быть, в наибольшей мере проявил себя как философ новой формации.

Рассмотрим участие Ю.Н.Рериха в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях как условие развития и реализации его космического мироощущения. Научно-культурная деятельность Рерихов в Средней Азии сосредоточивалась вокруг экспедиций в этом регионе. Одной из важнейших целей было изучение общих закономерностей культурного развития азиатских народов, что служило основой осмысления проблем эволюционного развития человечества.

Надо всегда помнить, что в определении философского вектора научных исследований всех Рерихов и, в частности, Ю.Н.Рериха ведущую роль играло водительство Учителей. Также огромное значение в научных исследованиях имела методология Живой Этики. Накапливаемый в экспедиции материал использовался Рерихами для осмысления более общей проблемы, а именно роли культуры в эволюционном развитии человечества. Эта проблема особенно интересовала Николая Константиновича, который понимал, что культура является основой этого процесса, ибо в культуре аккумулируется более тонкая энергетика, позволяющая человечеству взаимодействовать со структурами одухотворенного космоса.

Если говорить об участии Ю.Н.Рериха в Центрально-Азиатской экспедиции, то он был вовлечен в решение всех ее задач, среди которых на первом месте стояли задачи научных исследований. И здесь без преувеличения можно сказать, что, так же как Е.И. и Н.К. Рерихи, Юрий Николаевич подходил к этой экспедиции как к проявлению земного творчества космической эволюции. Поэтому космическое мироощущение не могло не быть пространством всей его многогранной экспедиционной деятельности и, в частности, научных исследований.

Так, Н.К. и Е.И. Рерихи в беседах с Учителями получали очень много важных знаний о задачах Центрально-Азиатской экспедиции. Если исходить из того, что Юрий Николаевич принимал активное участие в делах экспедиции и решении ее научных задач, то, скорее всего, он также понимал ее эволюционную значимость. Об этом свидетельствуют его записи в экспедиционном дневнике. Размышляя над проблемой передвижения кочевых племен Центральной Азии, - проблемой, которая была на повестке научных исследований экспедиции, - Юрий Николаевич пишет: «В течение столетий древний кочевой путь, один из старейших исторических высокогорных путей Азии, идущий к северу от Небесных гор или Тянь-Шаня и соединяющий высокогорья Монголии со степными территориями, расположенными севернее Каспия и Черного моря, оглашался топотом скачущих орд. Мы до сих пор не в состоянии постичь истоки этого могучего движения народов, которые, будучи привлечены центрами древней культуры, вступили на путь завоевания и разрушения границ Китая и Римской империи» [11, с. 109].

И далее Юрий Николаевич отмечает, что «на наших глазах возникает новая отрасль исторической науки, задачей которой станет нахождение законов, обусловивших возникновение кочевых государств» [11, с. 110]. Предметом этой науки, по мнению Ю.Н.Рериха, должна стать «...великая культура кочевников Центральной Азии, которая распространилась на огромном пространстве, от степей на юге России до самых границ Китая» [11, с. 110].

Все, что сказано о духовных основаниях Центрально-Азиатской экспедиции, определяющей роли Учителей в жизни и творчестве семьи Рерихов, непреходящей духовной миссии Живой Этики в их творческой деятельности, наставничества старших Рерихов по отношению к их сыновьям, духовного значения участия в экспедициях по Центральной Азии Ю.Н.Рериха, методологически также относится к деятельности Юрия Николаевича в Гималайском институте научных исследований «Урусвати».

Этот институт, созданный Рерихами в 1928 году, возглавляли сами Рерихи. Ю.Н.Рерих десять лет работал его директором. Е.И.Рерих была Президентом-основателем. Н.К. и С.Н. Рерихи также принимали

самое активное участие в работе Института «Урусвати». Несмотря на сравнительно небольшой по историческим меркам срок своей работы (в 1939 году он был законсервирован из-за начавшейся Второй мировой войны), институт показал очень высокую эффективность научных исследований. Это обстоятельство объясняется прежде всего тем, что Рерихи вели свои научные исследования в свете космического мироощущения, одним из истоков которого были древние традиции культуры Индии и, в частности, долины Кулу. Все это существенно влияло на формирование и применение новой одухотворенной науки в исследованиях Института «Урусвати».

Обратим внимание на философские представления, которые служили для Ю.Н.Рериха методологической основой всей его работы в Институте «Урусвати». Это своеобразие, на наш взгляд, было связано с новой одухотворенной наукой. Для того чтобы хотя бы в какой-то мере понять философские взгляды Ю.Н.Рериха, мы обратимся к мысли Л.В.Шапошниковой о том, что семья Рерихов является уникальной голограммой: «Вся семья представляла собой единое духовное явление, что встречается крайне редко в нашей жизни. <...> Вся семья представляла собой уникальную голограмму, которую нельзя было, как и реальную голограмму, разделить на отдельные части - каждая из них все равно продолжает нести изображение целого. Так и семья Рерихов: каждый из них нес в себе всех четверых - их задачи, их эволюционную миссию и их творчество» [12, с. 246]. Опираясь на это положение, мы можем сказать, что новое космическое мироощущение было присуще каждому члену этой выдающейся семьи. Рерихи жили и творили в пространстве Живой Этики. В связи с этим напомним, что выше мы попытались показать следующую особенность космического мироощущения каждого из Рерихов, состоящую в том, что оно получило своеобразное выражение в уникальном творчестве каждого из них. Другой его особенностью был действенный характер, то есть Рерихи постоянно претворяли идеи и принципы космического мироощущения в своем творчестве.

Поясним этот момент на конкретном примере. Ведущим направлением реализации законов Живой Этики было ученичество Рерихов у Учителей человечества - в этом плане Рерихи на протяжении длительного периода своей жизни совершенно естественным образом блестяще претворяли космический закон Учительства, который тесно связан с другим космическим законом «Высшее в космической эволюции ведет низшее». Можно было бы привести и другие примеры реализации Рерихами космических законов в их жизни и творчестве. Что касается Юрия Николаевича, то в данном случае для нас важно понять, что своеобразие его космического мироощущения было обусловлено в первую очередь его представлениями о новой одухотворенной науке, ме-

тодологию которой он активнейшим образом претворял как в работе Института «Урусвати», так и в своих научных исследованиях. Истоки этих представлений коренятся в философии Живой Этики.

Ее положения находят развитие в высказываниях Е.И.Рерих о деятельности ученого в пространстве новой науки. Именно эта грань Живой Этики интересна для нас в связи с научным творчеством Ю.Н.Рериха на посту директора Института «Урусвати». В значительной мере эта деятельность Юрия Николаевича приоткрывает перед нами некоторые особенности его научного космического мироощущения, которые обусловливались в первую очередь своеобразием результатов его творчества.

Рассмотрим с этой точки зрения одно из высказываний Елены Ивановны Рерих, в котором содержатся очень важные мысли о новой науке и особенностях научного творчества. Опираясь на идею Л.В.Шапошниковой о семье Рерихов как уникальной голограмме, означающей в данном случае, что философской системой Живой Этики владели все члены семьи Рерихов, мы вполне можем заключить, что приведенные ниже размышления Е.И.Рерих были созвучны Юрию Николаевичу, и он руководствовался ими в своей научной деятельности. «Истинная наука, - отмечает Елена Ивановна, - не преподает ограничений. Истинная наука не может расходиться с непреложными законами, следовательно, нужно при всех новых исследованиях постоянно держать в уме и сердце Заповеди Основ. Они дадут несломимое восхищение ученому, который идет, не ограничивая себя самостью, но честно исследует во благо других. Он почует волны Света и среди вибраций уловит новые энергии» [13, с. 285].

В этом фрагменте раскрываются следующие особенности новой методологии:

1. Прежде всего, новая наука не разделяет (имеется в виду одно разделение на науки о природе и науки о духе, и другое - на материалистическую и идеалистическую), а объединяет различные научные направления и в своих положениях отражает непреложные законы Мироздания.

2. Далее, в этом высказывании идет речь о законах Космоса, регулирующих космическую эволюцию человека. Суть этих законов раскрыта в Живой Этике. Иными словами, принципы новой науки совпадают с основными положениями философии Живой Этики, которые выражены в законах Мироздания.

3. Вот почему ученому «нужно, - подчеркивает Е.И.Рерих, - при всех новых исследованиях постоянно держать в уме и сердце Заповеди Основ» [13, с. 285]. Концентрированным выражением этих основ, как мы знаем, являются космические законы.

4. Осмысление и применение этих законов даст «несломимое восхищение ученому». Это очень важное качество ученого, возникающее в процессе осознания им принципов новой науки, вообще в пространстве формирования его космического мироощущения и - самое главное - в процессе претворения указанных принципов в сфере научного творчества. Интересно то, что это «восхищение» вдохновляет ученого, захватывая и скрепляя в единое целое всю структуру его духовного мира, все его существо. Тогда убежденность ученого в истинности принципов новой науки и необходимости их применения в научных исследованиях становится «несломимой».

5. Это качество, безусловно, проявлялось в творчестве Ю.Н.Рериха, особенно в тот период, когда он работал в СССР в Институте Востоковедения и ему постоянно приходилось преодолевать препятствия для реализации стоящих перед ним исследовательских задач, которые, с точки зрения обычного человека, могли казаться непреодолимыми. Эта особенность научного творчества носит, мы бы сказали, универсальный характер, так как часто проявлялась и продолжает присутствовать в творчестве ученых, которые выдвигают новые идеи.

6. Таким образом, как показывает история науки, Е.И.Рерих раскрыт очень важный момент научного творчества, ибо ученый, приносящий человечеству новые знания и тем более использующий принципы новой научной методологии, зачастую встречает на своем пути непреодолимые, с точки зрения обычной логики, препятствия. И в такой ситуации вступает в действие «несломимость» духа ученого, опираясь на которую, он эти препятствия преодолевает.

7. Говоря о «непреложных законах» бытия, безусловно, нельзя не вспомнить о законе энергоинформационного обмена, который регулирует энергетическое взаимодействие всех структур Мироздания и, в частности, энергообмен между человеком и более высокими структурами. Именно в этом пространстве такого энергообмена у человека открываются возможности почуять «волны Света» и среди вибраций уловить «новые энергии». Прежде всего, именно через эти энергии человек получает новую информацию в пространстве своего внутреннего мира, входя в соприкосновение с мирами более высоких состояний материи. Это сердцевина новой системы познания, объединяющей эмпирическое и духовное, или метанаучное, познание. Принципы этой философской системы отражены и в других законах Космоса, анализировать которые в данном исследовании мы не будем.

8. Наконец, в приведенном высказывании Е.И.Рерих определяются этические условия деятельности ученого, который, «не ограничивая себя самостью, <...> честно исследует во благо других». Здесь неизбежно возникает проблема нравственной ответственности ученого, кото-

рая в числе прочих социокультурных условий формирует этическую составляющую науки.

Не нужно доказывать, что примером ученого, блестяще применявшего сформулированные Е.И.Рерих и другие принципы одухотворенной науки, был Ю.Н.Рерих. Прежде всего, потому, что он постоянно держал «в уме и сердце Заповеди Основ» и даже больше - был творческим носителем этих Заповедей, то есть личностью, претворявшей их в жизни и творчестве. Это обстоятельство, безусловно, давало его космическому мироощущению такую философскую основу, которая делала его внутреннее ощущение Космоса чрезвычайно глубоким и органичным.

Между тем вернемся к теме философских взглядов Ю.Н.Рериха, тесно связанной с темой его космического мироощущения. Исходя из вышесказанного, Юрий Николаевич владел философской системой Живой Этики. Как показывают результаты его научной деятельности в «Урусвати», он блестяще применял ее в своих исследованиях в качестве методологии новой одухотворенной науки. Доказательством этого являются его труды. Самый значительный среди них - его трехтомник «История Средней Азии», где при изучении истории кочевых народов Средней Азии Юрием Николаевичем применялась методология новой науки. Об этом пишут в предисловии к трехтомнику вице-президент Кыргызской академии наук В.М.Плоских и председатель Тянь-Шанско-го общества Рерихов Е.В.Троянова: «Труд Юрия Николаевича Рериха по истории Центральной Азии, созданный на русском языке, не вышел в свет при жизни ученого. Мы читаем его спустя более полувека с большим сожалением о небрежении к этому прекрасному исследованию, но и с радостью о его публикации, ибо знания, собранные в нем, представляют огромный научный интерес и, несомненно, будут полезны современному востоковедению. И это обусловливается не только тем, что в «Истории Средней Азии» содержатся редкие и ранее неизвестные факты по истории кочевых народов, но прежде всего тем, что этот труд написан с позиций новой методологии <...>» [7, с. 9].

Важные идеи по поводу методологии исследования мы находим и у самого автора этого выдающегося труда. «В настоящем труде, - пишет Юрий Николаевич, - мы излагаем историю народов Средней Азии не с точки зрения сопредельных с ней стран, а пытаемся изложить ход исторических событий от лица племен и народов, населявших среднеазиатские области. Отсутствие письменных туземных источников для ранних периодов и малая исследованность археологии Средней Азии не дают еще возможности обрисовать это прошлое с достаточной полнотой. Как это часто имело место в истории кочевых народов, их историю приходится восстанавливать по письменным памятникам соседних оседлых и более

культурных народов, поддерживающих отношения со среднеазиатским кочевым миром. Это обстоятельство значительно затрудняет работу историка, ибо исторические анналы культурных государств, сопредельных со среднеазиатскими областями, не всегда объективно оценивают то или другое историческое событие, разыгрывавшееся в среде кочевых племен и народов, и не всегда правильно передают иностранные имена и названия. Все это до чрезвычайности усложняет работу над восстановлением прошлого кочевых народностей» [7, с. 123]. О жизни тех или иных народов мы узнаем из различных источников. При этом Ю.Н.Рерих в своем исследовании опирался в первую очередь на источники культурного характера. Это, прежде всего, археологические данные и сведения, содержащиеся в памятниках письменности. По сути, процессы, которые исследовал Ю.Н.Рерих в своем труде, олицетворяются в культурных достижениях этих народов в самом широком смысле этого понятия.

Прежде всего, это язык того или иного народа. В своем труде Ю.Н.Рерих описывает лингвистические особенности многих терминов. Это религиозные верования, например буддизм, объединительную культурную роль которого в истории народов Центральной Азии раскрывает Юрий Николаевич. К явлениям такого рода относится и древнее искусство, в пространстве которого Юрий Николаевич выделяет, например, звериный стиль и керамику с гребенчатым орнаментом. В связи с этим он пишет: «В III тысячелетии до н.э. в степном поясе появляется керамика с так называемым гребенчатым орнаментом, которая впервые появляется в Средней полосе России и затем распространяется по Западной Сибири и которая сродни древнекитайской керамике Цайцзяпина в провинции Ганьсу в Западном Китае» [7, с. 79].

Иными словами, в следах жизни древних народов были аккумулированы культурные наслоения, которые Ю.Н.Рерих сумел увидеть, исследовать и отразить в своем труде. Это давало ему возможность объединить разные исторические факты и события, если можно так сказать, по их культурному основанию в единое культурное пространство. Приведем одно из интереснейших наблюдений Ю.Н.Рериха такого рода. Оно касается скифов. «Следует отметить, - пишет Юрий Николаевич, - что скифы не были разрушителями. Еще у себя на родине в Туркестанском Двуречье они свыклись с культурой оседлых оазисов, откуда получали земледельческие продукты и изделия городских ремесленников. В Индии они сохранили греческие сатрапии, продолжали чеканить монеты с двуязычными надписями, словом, восприняли греко-индийскую культуру. Еще около 87 г. до н.э. часть скифов прошла на север через Александрию -Газни и утвердилась в долине Кабула, где стала чеканить монеты с двуязычными надписями: на греческом и письмом кхароштхи» [7, с. 204].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проникновение скифов на территории других стран и их взаимодействие с другими народами носило культурные основания. Культура в их взаимоотношениях с другими народами играла роль общего основания их эволюционного развития. В другом месте Юрий Николаевич также высказывает мысль о взаимовлиянии культур: «Хотя буддизм, вероятно, проник в страны Средней Азии еще до основанияКушанской империи, нельзя отрицать, что объединение под властью кушанских царей значительных областей Средней Азии и Северо-Западной Индии весьма способствовало распространению учения вдоль караванных путей. Кушанская империя, как было указано выше, явилась областью оживленного культурного и духовного обмена» [7, с. 330].

За многообразием истории кочевых народов Юрий Николаевич видел объединяющую роль культуры, что давало ему возможность подходить к истории кочевых народов как единому, целостному процессу. В заключение отметим, что в своем труде Ю.Н.Рерих ввел в научный оборот огромный культурно-исторический материал. Об этом свидетельствует не только список источников, на которые ссылается Ю.Н.Рерих, но и само содержание трехтомника «История Средней Азии».

Далее в этом труде Юрий Николаевич осуществил анализ и концептуальное обобщение огромного массива исторического материала. По нашему мнению, такое обобщение Ю.Н.Рерихом этого материала оказалось возможным потому, что в качестве основы своей концепции он взял культуру в том ее значении, которое рассматривается в Живой Этике и трудах Н.К.Рериха. Применяемый Юрием Николаевичем подход выступил, если можно так сказать, методологическим гарантом рассмотрения подлинной истории древних кочевых народов, главной тенденцией которой было их культурное саморазвитие и культурное взаимодействие с другими народами.

Итак, еще раз подчеркнем, что жизнь и творчество Ю.Н.Рериха -выдающегося подвижника, ученого, мыслителя и путешественника -убеждают нас в том, что он был ученым и философом, творчество которого проходило в пространстве нового космического мироощущения, что давало ему возможность применять методологию новой одухотворенной науки.

В заключение мы хотели бы привести очень проникновенные слова Л.В.Шапошниковой из ее доклада на конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха. Это высказывание Людмилы Васильевны мы цитируем не только потому, что ею дана истинная оценка духовного подвига Ю.Н.Рериха, но и по той причине, что такая оценка ставит жизнь и творчество Юрия Николаевича и рассмотрение его космического мироощущения на высочайший уровень космической эволюции: «Юрий Николаевич имел мужество в 1957 году приехать

к нам и принять наше гражданство. Он умер в 1960 году, пройдя свой крестный путь до конца и с великим достоинством. Он прекрасно осознавал цель своего приезда и, конечно, знал, чем все это для него кончится. Однако ничего не могло поколебать его решения. Ибо это решение было неотъемлемой частью той миссии, которую несли все Рерихи. То, что он сделал, переоценить невозможно. Его великий подвиг был достоин семьи Рерихов. Именно он, и никто другой, вернул нашей стране ее ценнейшее национальное достояние - самих Рерихов» [12, с. 29].

Литература

1. Учение Живой Этики. Беспредельность.

2. Учение Живой Этики. Братство.

3. Учение Живой Этики. Мир Огненный.

4. Введение в философию. М., 1989.

5. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005.

6. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк; Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, 1999.

7. Рерих Ю.Н. История Средней Азии. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.

8. Учение Живой Этики. Сердце.

9. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР; Мастер-Банк; Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, 2003.

10. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 3. М.: МЦР; Мастер-Банк; Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, 2001.

11. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара: Издательство «Агни», 1994.

12. Шапошникова Л.В. Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов: сб. докл. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2011.

13. Рерих Е.И. У Порога Нового Мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.