Научная статья на тему 'Житийные мотивы в стихотворении Н. А. Некрасова "Влас"'

Житийные мотивы в стихотворении Н. А. Некрасова "Влас" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
619
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКРАСОВ / СТИХОТВОРЕНИЕ "ВЛАС" / ЖИТИЙНАЯ ОСНОВА / ЖИТИЕ ПРЕП. НИКИТЫ СТОЛПНИКА / NEKRASOV / POEM "VLAS" / HAGIOGRAPHIC BASIS / THE REVEREND NIKITA STOLPNIK''S LIFE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мельник Владимир Иванович

В статье выдвигается предположение, что стихотворение Н. А. Некрасова «Влас» написано на основе жития преподобного Никиты Столпника, подвизавшегося в Никитском монастыре г. Переяславль-Залесский в XII веке. Оба произведения построены по принципу трехчастной композиции: 1. чрезмерная жадность; 2. устрашающее чудесное видение и, как следствие, покаяние; 3. описание аскетических подвигов («святости») героев. Преп. Никита, как и некрасовский Влас, был сборщиком денег. Стихотворение Некрасов написал после встречи со сборщиком денег на храм, который, вероятнее всего, и познакомил поэта с житием преп. Никиты Столпника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hagiographic Motives in N. A. Nekrasov’s Poem "Vlas"

In the article the assumption is made that N. A. Nekrasov’s poem «Vlas» is written on the basis of life of the Reverend Nikita Stolpnik who was active in the Nikitsky Monastery in Pereyaslavl-Zalessky in the XII-th century. Both works are constructed by the principle of a three-part composition: 1. excessive greed; 2. frightening wonderful vision and, as a result, repentance; 3. description of heroes’ ascetic feats («sanctity»). The Reverend Nikita, as well as Nekrasov’s Vlas, was a collector of money. Nekrasov wrote the poem after the meeting with the collector of money for the temple who, most likely, acquainted the poet with the Reverend Nikita Stolpnik's life.

Текст научной работы на тему «Житийные мотивы в стихотворении Н. А. Некрасова "Влас"»

УДК 82

В. И. Мельник

Житийные мотивы в стихотворении Н. А. Некрасова «Влас»

В статье выдвигается предположение, что стихотворение Н. А. Некрасова «Влас» написано на основе жития преподобного Никиты Столпника, подвизавшегося в Никитском монастыре г. Переяславль-Залесский в XII веке. Оба произведения построены по принципу трехчастной композиции: 1. чрезмерная жадность; 2. устрашающее чудесное видение и, как следствие, покаяние; 3. описание аскетических подвигов («святости») героев. Преп. Никита, как и некрасовский Влас, был сборщиком денег. Стихотворение Некрасов написал после встречи со сборщиком денег на храм, который, вероятнее всего, и познакомил поэта с житием преп. Никиты Столпника.

Ключевые слова: Некрасов, стихотворение «Влас», житийная основа, житие преп. Никиты Столпника.

V. I. Melnik

Hagiographic Motives in N. A. Nekrasov's Poem «Vlas»

In the article the assumption is made that N. A. Nekrasov's poem «Vlas» is written on the basis of life of the Reverend Nikita Stolpnik who was active in the Nikitsky Monastery in Pereyaslavl-Zalessky in the Xll-th century. Both works are constructed by the principle of a three-part composition: 1. excessive greed; 2. frightening wonderful vision and, as a result, repentance; 3. description of heroes' ascetic feats («sanctity»). The Reverend Nikita, as well as Nekrasov's Vlas, was a collector of money. Nekrasov wrote the poem after the meeting with the collector of money for the temple who, most likely, acquainted the poet with the Reverend Nikita Stolpnik's life.

Keywords: Nekrasov, poem «Vlas», hagiographic basis, the Reverend Nikita Stolpnik's life.

Комментаторы стихотворения Н. А. Некрасова «Влас» в Полном собрании сочинений поэта указали прежде всего на обстоятельства создания произведения, приведя рассказ А. Я. Панаевой: «Некрасов написал стихотворение „Влас" после свидания с одним из бывших крестьян его отца, который был сдан в солдаты, вернулся на родину после продолжительного срока своей службы и, не найдя в живых никого из своего семейства, посвятил остаток своей жизни на собирание пожертвований на построение церкви. Его занесло в Петербург, и он пришел к Некрасову повидаться с ним, с сыном своего бывшего помещика. Некрасов долго беседовал со стариком, попивая с ним чай» [7, т. 1, с. 628; т. 8, с. 389]. Однако многие сегменты стихотворения все еще требуют комментария.

Во-первых, следует упомянуть о том, о чем умолчала А. Я. Панаева: вероятнее всего, собеседник, рассказывая поэту о своей необычной должности сборщика, сообщил (или напомнил) Некрасову житие другого сборщика, тем более земляка-ярославца - преподобного Никиты Столпника, сборщика денег, в том числе и на храм, в XII веке.

В настоящее время вопрос о степени знакомства Некрасова с житийной литературой практически не разработан. Однако самое его творчество

показывает, что поэт был хорошо знаком с агиографическим каноном, хорошо представлял себе типы житий, существовавших в отечественной традиции. В свое время мы отметили важную роль житийного жанра в поэзии Некрасова [6]. Стихотворение «Влас» подтверждает большой интерес Некрасова к поэтической обработке жития и создания на его основе яркого современного характера.

Встреча со сборщиком денег («прошаком», как звал сборщиков народ) состоялась, согласно «Летописи жизни и творчества Н. А. Некрасова», в марте 1855 года [4, с. 463]1. Некрасов сразу приступил к поразившему его сюжету о раскаявшемся грешнике, ставшем святым, поэт работал над стихотворением в конце апреля-середине мая 1855 года [4, с. 470]2, и оно увидело свет уже в 6-м номере «Современника» [7, т. 1, с. 627]. На наш взгляд, житийным прототипом некрасовского Власа является преподобный Никита Столпник, живший в г. Переяславле-Залесском. Его житие гласит о том, что жадность довела его до нечеловеческого обращения с окружающими, но затем Бог пробудил в нем совесть, так что он стал монахом и взял на себя, как и Влас, тяжелые «вериги» аскетических подвигов.

© Мельник В. И., 2018

Архитектоника стихотворения «Влас», как и композиция «Жития преподобного Никиты Столпника», делится на три основных части. В первой части рассказывается, какими лютыми грешниками были Влас и Никита, роднящая их черта: жадность.

Влас у Некрасова именуется литературно, почти по Ф. Достоевскому: «великим грешником»: Говорят, великим грешником Был он прежде. В мужике

Бога не было; побоями В гроб жену свою вогнал; Промышляющих разбоями, Конокрадов укрывал;

У всего соседства бедного Скупит хлеб, а в черный год Не поверит гроша медного, Втрое с нищего сдерет!

Брал с родного, брал с убогого, Слыл кащеем-мужиком...

Непомерная жадность, приведшая к великому греху присваивания церковных денег, была свойственна и Никите. В его житии сказано о том, что преподобный Никита Столпник прежде был «мытарем»: заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году, по невыясненным причина, князь Юрий Долгорукий решил перенести город Переяславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. С. В. Заграевский выдвигает предположение, что Переяславль-Залесский, по замыслу князя, должен был стать столицей Северо-Восточной Руси [3]. Князь начал грандиозное строительство. «На покрытие расходов по этим строениям требовался усиленный сбор податей с жителей города, и над этими сборами был поставлен Никита. Он собирал не только то, что следовало в княжескую казну; но и много лишнего для своей пользы и удовольствия, и при этом никого не щадил, грабил бедных и теснил слабых. Со властями городскими он был в дружбе, давал им подарки, и ему безнаказанно сходила всякая неправда, всякое притеснение. Так проведено было им много лет» [9, с. 3].

Вторая часть обоих жизнеописаний - «видение» и покаяние, или «Божие посещение». В житии преп. Никиты говорится о том, что однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших... научитеся добро твори-ти... избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу» (Ис.1:16-17). Всю

ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил веселой беседой с друзьями заставить проснувшуюся совесть замолчать. Господь вновь призвал Никиту к покаянию. Когда жена стала готовить праздничный обед, она вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Никиту пронзила мысль, что, присваивая чужие деньги, пожертвованные на храм Божий, он поступает как убийца. «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» - с такими словами он выбежал из дома и пришел в переяславльский монастырь во имя святого великомученика Никиты.

Видение Власа несколько иного рода, но результат тот же - глубокое покаяние:

Наконец и грянул гром! Власу худо; кличет знахаря -

Да поможешь ли тому, Кто снимал рубашку с пахаря, Крал у нищего суму?

Только пуще все неможется. Год прошел - а Влас лежит, И построить церковь божится, Если смерти избежит. Говорят, ему видение Все мерещилось в бреду: Видел света преставление, Видел грешников в аду;

Мучат бесы их проворные, Жалит ведьма-егоза. Ефиопы - видом черные И как углие глаза,

Крокодилы, змии, скорпии Припекают, режут, жгут... Воют грешники в прискорбии, Цепи ржавые грызут.

Гром глушит их вечным грохотом, Удушает лютый смрад, И кружит над ними с хохотом Черный тигр-шестокрылат.

Те на длинный шест нанизаны, Те горячий лижут пол... Там, на хартиях написаны, Влас грехи свои прочел...

Влас увидел тьму кромешную И последний дал обет...

Внял Господь - и душу грешную Воротил на вольный свет.

Роздал Влас свое имение,

Сам остался бос и гол И сбирать на построение Храма Божьего пошел.

Наконец, третья часть жизнеописаний - это описание аскетических подвигов героев, которыми Никита и Влас очищаются и даже несут в своем образе свет святости.

«Принявши иночество, преподобный Никита всем сердцем и всею душою начал подвизаться ради Бога, в тесной келии, в строгом воздержании и посте, он проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. Для усиления благочестных подвигов он. возложил на себя тяжелые вериги. Затем, более и более совершаясь в любви к Богу, преподобный построил себе столп для молитвы, а на главу возложил каменную шапку, и, прокопав небольшой проход под церковь, ходил им, никем невидимый, слушать церковные службы. Душа преподобного день ото дня очищалась и возвышалась молитвою и богоугодными подвигами, и благодать Божия даровала ему дар чудес недуги исцеляти и бесы прогоняти. Слава о его чудесных дарованиях стала распространяться и за пределами града Пере-славля» [9, с. 4]. Преподобный Никита Столпник, искренне раскаявшись, постригся в монахи - и в монашестве стал нарочито искать, для искупления своей вины, тяжелых аскетических подвигов: стал носить на голом теле колючую власяницу, возложил на себя тяжелые вериги. Вскоре он еще более усилил свой подвиг: выкопал глубокую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Такой образ жизни он вел до своей мученической кончины.

Усиленная аскеза Власа началась с того, что он «роздал свое имение, Сам остался бос и гол». Странничество с церковной кружкой также можно считать аскетическим подвигом: ведь Влас у Некрасова:

Весь в веригах, обувь бедная, На щеке глубокий шрам.

Ходит в зимушку студеную, Ходит в летние жары.

Следует учесть, что вериги Власа не имеют никакого отношения к работе сборщика, они обозначают, прежде всего, степень его покаяния. Некрасов, ориентируясь на житие преп. Никиты,

который добровольно лезет в болото, отдавая себя на съедение комарам, одевает на голову тяжелую каменную шапку и пр., создает житийно и житейски достоверный образ кающегося грешника. В этом смысле в одном ряду с веригами - и «обувь бедная», и даже «на щеке глубокий шрам». Впрочем, «глубокий шрам» играет сразу несколькими смыслами. Прежде всего, поэт пытается создать образ человека, пережившего глубокий внутренний переворот, и «глубокий шрам» должен указывать на «глубокий шрам души», а не тела. Кроме того, шрам мог быть отметиной тридцатилетних скитаний странника, в том числе и среди лихих людей, пытавшихся, возможно посягнуть на церковную кружку. Что касается вериг, то, разумеется, сборщик в веригах мог быть большим исключением. Возможно, Некрасов имеет в виду конкретную личность, а именно: известного всему Петербургу блаженного «странника», Александра Михайловича Крайнева (1818-1889), который ходил в массивных пудовых веригах и собирал деньги на украшение церквей. Блаженный «Алек-сандрушка», в отличие от некрасовского Власа, никогда не был лютым грешником, его жизненная история совсем иная [1, с. 214-233]. Очевидно, Некрасов поместил «александрушкины» вериги в поэму для усиления художественного впечатления от фигуры кающегося грешника Власа. Если речь действительно идет об «Александрушке» Крайневе, то можно лишний раз убедиться, насколько хорошо знал Некрасов настроения и факты жизни православной народной массы даже в столице.

После тридцатилетнего покаяния в чертах Власа начинает проглядывать святость, перед нами человек, разительно отличающийся от «кащея-мужика». В его образе Некрасов подчеркивает величавую неспешность, просветленность:

В армяке с открытым воротом,

С обнаженной головой, Медленно проходит городом Дядя Влас - старик седой.

Полон скорбью неутешною, Смуглолиц, высок и прям, Ходит он стопой неспешною По селеньям, городам.

Ходит с образом и с книгою, Сам с собой все говорит

И железною веригою Тихо на ходу звенит.

Последние строчки вырвали у восхищенного Ф. М. Достоевского восклицание: «Чудо, чудо как хорошо!» [2, т. 21, с. 33; т. 26 с. 119].

Таким образом, стихотворение «Влас» имеет житийную композиционную основу: грех - покаяние - святость.

Житийную часть стихотворения о покаявшемся грешнике Некрасов дополняет своей фантазией, опираясь на хорошее знание фольклора, апокрифов, духовных стихов, святоотеческих писаний [5].

Библиографический список

1. Блаженные Санкт-Петербурга: от св. блаженной Ксении до Любушки Сусанинской [Текст]. - СПб. : Воскресение, 2009.

2. Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч. : В 30-ти томах [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 19721990.

3. Заграевский, С. В. К вопросу о столицах СевероВосточной Руси: Переславль-Залесский при Юрии Долгоруком, Боголюбово при Андрее Боголюбском [Текст] // Материалы ХХ межрегиональной краеведческой конференции (17 апреля 2015 г.). - Владимир, 2016. - С. 296-306.

4. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова. Т. 1. [Текст]. - СПб. : Наука, 2006.

5. Мельник, В. И. Поэзия Н. А. Некрасова в свете христианского идеала [Текст] / В. И. Мельник. - М., Изд-во «Даръ», 2007.

6. Мельник, В. И. Типология житийных сюжетов у Н. А. Некрасова (к постановке вопроса) [Текст] // Некрасовский сборник. Т. XIII. - СПб, Наука, 2001. -С. 59-65.

7. Некрасов, Н. А. Полн. собр. соч. В 15 томах [Текст] / Н. А. Некрасов. - Л. : Наука, 1981-2000.

8. Панаева (Головачева), А. Я. Воспоминания [Текст] / А. Я. Панаева (Головачева). - М. : Правда, 1986.

9. Свирелин, А. И. Жития святых Переславских чудотворцев: Никиты столпника, Даниила игумена, благоверного князя Андрея и Корнилия молчальника [Текст] / А. И. Свирелин. - М. : MelanarE, 2005.

Bibliograficheskij spisok

1. Blazhennye Sankt-Peterburga: ot sv. blazhennoj Ksenii do Ljubushki Susaninskoj [Tekst]. - SPb. : Voskresenie, 2009.

2. Dostoevskij, F. M. Poln. sobr. soch. : V 30-ti tomah [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1972-1990.

3. Zagraevskij, S. V K voprosu o stolicah Seve-ro-Vostochnoj Rusi: Pereslavl'-Zalesskij pri Jurii Dolgorukom, Bogoljubovo pri Andree Bogoljubskom [Tekst] // Materialy HH mezhregional'noj kraeved-cheskoj konferencii (17 aprelja 2015 g.). - Vladimir, 2016. - S. 296-306.

4. Letopis' zhizni i tvorchestva N. A. Nekrasova. T. 1. [Tekst]. - SPb. : Nauka, 2006.

5. Mel'nik, V I. Pojezija N. A. Nekrasova v svete hristianskogo ideala [Tekst] / V. I. Mel'nik. - M., Izd-vo «Dar», 2007.

6. Mel'nik, V I. Tipologija zhitijnyh sjuzhetov u N. A. Nekrasova (k postanovke voprosa) [Tekst] \\ Ne-krasovskij sbornik. T. HIII. - SPb, Nauka, 2001. - S. 59-65.

7. Nekrasov, N. A. Poln. sobr. soch. V 15 tomah [Tekst] / N. A. Nekrasov. - L. : Nauka, 1981-2000.

8. Panaeva (Golovacheva), A. Ja. Vospominanija [Tekst] / A. Ja. Panaeva (Golovacheva). - M. : Pravda, 1986.

9. Svirelin, A. I. Zhitija svjatyh Pereslavskih chudot-vorcev: Nikity stolpnika, Daniila igumena, blagovernogo knjazja Andreja i Kornilija molchal'nika [Tekst] / A. I. Svirelin. - M. : MelanarJo, 2005.

Reference List

1. St. Petersburg Blissful people: from St. Blessed Ksenia to Lyubushka Susaninskaya. - SPb. : Voskresenie, 2009.

2. Dostoevsky F. M. Complete set of works: In 30 volumes. - L. : Nauka, 1972-1990.

3. Zagraevsky S. V To a question of the capitals of Northeast Russia: Pereslavl-Zalessky at Yury Dolgoruky, Bogolyubovo at Andrey Bogolyubsky's times//Materials of the XX interregional local history conference (on April 17, 2015). - Vladimir, 2016. - Page 296-306.

4. Chronicle of life and N. A. Nekrasov's creativity. V. 1. - SPb. : Nauka, 2006.

5. Melnik V. I. N. A. Nekrasov's poetry in the light of a Christian ideal. - M, «Dar» Publishing House, 2007.

6. Melnik V. I. Typology of N. A. Nekrasov's hagio-graphic plots (to formulation of the question) \\ Nekrasov-sky collection. V XIII. - SPb, Nauka, 2001. - Page 5965.

7. Nekrasov N. A. Complete set of works. In 15 volumes. - L. : Nauka, 1981-2000.

8. Panaeva (Golovacheva) A. Ya. Memoirs. - M. : Pravda, 1986.

9. Svirelin A. I. Lives of Saint Pereslavsky wonderworkers: Nikita Stolpnik, Daniil the Abbot, Blessed Prince Andrey and Cornelius the Silentiary. - M. : MelanarË, 2005.

Дата поступления статьи в редакцию: 18.12.2017 Дата принятия статьи к печати: 16.02.2018

1 Правда, составители «Летописи» не указывают основания датировки.

2 Надо заметить, что Некрасов окончил «Власа» незадолго до празднования памяти св. преп. Никиты Столпника (24 мая по ст. ст.). Возможно, это связано с тем, что он проникся особым чувством к святому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.