Научная статья на тему 'Житийная топика и ее музыкальное воплощение в монастырской кантате «Преподобный Савва игумен» Г. П. Дмитриева'

Житийная топика и ее музыкальное воплощение в монастырской кантате «Преподобный Савва игумен» Г. П. Дмитриева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
214
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГИОГРАФИЯ / ТОПОС / ТОПИКА / ЖИТИЯ СВЯТЫХ / МОНАШЕСКИЕ ЖИТИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ТОПОСА / КАНТАТА / HAGIOGRAPHY / TOPOS / LIVES OF SAINTS / MONASTIC LIVES / MUSICAL REfl ECTION OF A TOPOS / CANTATA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корнилова Ирина Петровна

Настоящая статья посвящена духовной кантате Георгия Петровича Дмитриева «Преподобный Савва игумен», написанной для диаконского чтения и мужского хора без сопровождения в восьми частях. Рассматриваемое сочинение житийной тематики относится к внебогослужебному типу духовной музыки. Основные задачи данного исследования выявление и исследование топосов («общих мест») монашеских житий и житий устроителей монастырей, встречающихся в монастырской кантате Г. П. Дмитриева, а также изучение дальнейшего развития данных топосов и их музыкального воплощения в духовной кантате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hagiographic Topics and its Musical Refl ection in the Monastery Cantata “Reverend Hegumen Savva” by G. Dmitriev

This article deals with the spiritual cantata Преподобный Савва игумен (“Reverend Hegumen Savva”) by Georgy Petrovich Dmitriev, which was written in eight parts for deacon reading and male choir a cappella. The cantata, characterised by a hagiographic theme, belongs to non-liturgical spiritual music. The main objective of our research is the identifi cation of topoi (“common places”) in vitae of monks and founders of monasteries, occurring in the cantata, as well as the study of how these topoi were further developed and refl ected.

Текст научной работы на тему «Житийная топика и ее музыкальное воплощение в монастырской кантате «Преподобный Савва игумен» Г. П. Дмитриева»

Вестник ПСТГУ.

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Корнилова Ирина Петровна, аспирант

кафедры истории и теории музыки ФЦП ПСТГУ Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д.23, стр. 5а [email protected]

2017. Вып. 27. С. 152-159

Житийная топика и ее музыкальное воплощение

В МОНАСТЫРСКОЙ КАНТАТЕ

«Преподобный Савва игумен» Г. П. Дмитриева

Настоящая статья посвящена духовной кантате Георгия Петровича Дмитриева «Преподобный Савва игумен», написанной для диаконского чтения и мужского хора без сопровождения в восьми частях. Рассматриваемое сочинение житийной тематики относится к внебогослужебному типу духовной музыки. Основные задачи данного исследования — выявление и исследование топосов («общих мест») монашеских житий и житий устроителей монастырей, встречающихся в монастырской кантате Г. П. Дмитриева, а также изучение дальнейшего развития данных топосов и их музыкального воплощения в духовной кантате.

На протяжении более трех с половиной десятилетий значительное место в творчестве отечественных композиторов занимают попытки синтеза литературного жанра жития с различными музыкальными жанрами, таких как симфония, опера-оратория, кантата и другие. Одним из ярких примеров такого синтеза является монастырская кантата Г. П. Дмитриева «Преподобный Савва игумен»1, предназначенная для диаконского чтения и мужского хора без сопровождения в восьми частях. В качестве литературной основы музыкальных номеров композитор использует поэтические произведения А. С. Пушкина, современного поэта Ю. Кублановского, канонические тексты. В партитуре указывается, что для диаконского чтения избраны фрагменты из Пролога, т. е. свода кратких житий святых, в частности из жития преподобного Саввы Сторожевского в переводе с церковнославянского, сделанного А. С. Пушкиным2.

Так как исследование в данной статье имеет не только музыковедческую направленность, но также затрагивает область агиографии, необходимо дать разъяснение, касающееся используемой терминологии и жанра жития в целом.

Житие — раздел христианской литературы, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса,

1 Монастырская кантата Г. П. Дмитриева «Преподобный Савва игумен» является одним из произведений святоотеческой тематики, получившим метафорическое жанровое определение «музыкальное житие» (Ю. Паисов) в современном музыковедении, в частности в трудах музыковеда Ю. Паисова, и фигурируют в диссертационных работах канд. иск. О. Синельниковой и канд. иск. А. Трухановой (см.: Паисов Ю. И. Хоровое творчество Георгия Дмитриева. М., 2007).

2 Об ошибочности представления о том, что перевод Пушкина сделан на основе Пролога, пишет Е. Е. Серегина в исследовании «Пушкин и "Житие Саввы Сторожевского"» // Русская речь. 2015. Вып. 3. С. 81-87.

И. П. Корнилова

видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей3. По словам одного из исследователей, «въ литературномъ отношенш жипе святого должно было бы быть написано по образцу бюграфш знаменитыхъ мужей древней Грецш.<...>Какь памятникъ литературы, такая бiографiя всегда состоитъ изъ трехь основныхъ частей — предисловiя, главной части и заключешя»4. Рассмотрим более подробно каноническую схему жития:

1. Вступление к житию посвящено обычно рассуждению о необходимости почитания святых, о величии Бога; автор во вступлении должен говорить о своей скромности и той ответственности, которую он берет на себя, принимаясь за жизнеописание святого. Все это пронизано цитатами из библейских текстов, изобилует эмоциональными восклицаниями и сравнениями5.

2. Основная часть жития состоит из двух разделов. Первый — включает общие мотивы для всех типов житий, такие как божественные знамения, предшествующие рождению святого; рассказ о благочестивых родителях подвижника; стремление «от младых ногтей» к богоугодной жизни; отвержение детских игр; легкое усвоение грамоты (более редкий вариант — неспособность к грамоте, преодолеваемая лишь с божественной помощью); ранняя духовная зрелость и др.

Второй раздел строится в соответствии с чином святости прославленного угодника Божьего: относится ли он к мученикам, равноапостольным, святителям, благоверным князьям, преподобным, юродивым или праведным. Повествование о трудах и подвигах, а также прижизненных чудесах святого традиционно завершается рассказом о его праведной кончине.

3. Заключение включает похвалу святому и посмертные чудеса. Иногда заключающие житийную схему рассказы о чудесах, а также похвала святому могут выделяться в самостоятельные произведения — повести о чудесах святых и похвальные слова6.

Как уже было сказано, особенности различных типов житий, составляющих подгруппы агиографического жанра, определяются чином святости прославляемого подвижника. Таким образом, тип подвига святого определяет особенности композиционной структуры и поэтики жития, а следовательно, и систему его топосов7.

Под термином «топос» в агиографии в основном понимается любой повторяющийся элемент текста — от отдельной устойчивой литературной формулы до мотива, сюжета или идеи. Термин введен Эрнстом Робертом Курциусом8. Топо-

3 . Православная энциклопедия под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. XIX, available at: //www.pravenc.ru/text/182317.html (l3.06.2017)

4 Лопарев Х. М. Греческие жития святых VIII и IX веков: Опыт научной классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной: [Дис.]. Ч. 1. Петроград, 1914. С. 15.

5Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий. ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 2.

6 Православная энциклопедия по ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. XIX, available at: //www.pravenc.ru/text/182317.html (13.06.2017).

7 Руди Т. Р. Композиция и топика житий преподобных. ТОДРЛ. СПб. С. 431.

8 См.: Curtius E. R. Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern; München, 1984. 10 Aufl. S. 89-115.

сы являются частью канона и базируются на двух основных принципах: следовании литературному этикету (Д. С. Лихачев) и ориентации на образы9. По словам Д. С. Лихачева, «Литературный этикет и выработанные им литературные каноны — наиболее типичная средневековая условно-нормативная связь содержания с формой»10. Стремление агиографов к литературному этикету, приведшее к частому использованию одних и тех же литературных формул в различных типах житий, исследователь О. В. Творогов объясняет так: «Литературный этикет Средневековья <...> явление эстетическое, он является одной из тех условностей, без которых не существует и не может существовать ни одно искусство. Следование канонам литературного этикета на известной стадии развития древнерусской литературы не уменьшало ее художественной ценности, напротив, оно указывало на наличие определенных эстетических запросов у древнерусских читателей и книжников»11.

В данной статье нами была поставлена задача выявления и исследования то-посов монашеских житий и житий устроителей монастырей, встречающихся в монастырской кантате «Преподобный Савва игумен» Г. П. Дмитриева. Так как духовная кантата охватывает не весь жизненный путь святого, а лишь некоторые основные его вехи, то целесообразно было бы исследовать житийную топику («общие места»), встречающуюся в сочинении Г. П. Дмитриева, а не рассматривать ее каноническую структуру жития в целом.

Партия диакона разделяет части хорового цикла речевой декламацией без сопровождения и является сюжетным стержнем произведения (читаемый текст разделен композитором на шесть фрагментов, повествующих о разных подвигах и периодах жития святого). А весь музыкальный текст кантаты исполняется мужским хором £сарре11а, олицетворяющим монашескую братию преподобного Саввы, его непосредственное окружение. Прелюдия и Постлюдия на слова стихотворения А. С. Пушкина создают арку, придавая завершенность музыкальному сочинению Г. П. Дмитриева.

Итак, рассмотрим первый топос подражания/уподобления ангелам тИаНо а^еИ, свойственный монашеским житиям. Этот распространенный топос призван подчеркнуть сходство монахов с ангелами. В агиографической традиции выражения «принять монашество», «постричься в монахи» являются синонимичными выражению «сподобиться ангельского образа», то есть вести ангелоподобную жизнь: отвергнуть жизнь плотскую и сосредоточиться на жизни духа. Данный топос встречается в тексте у диакона между первой и второй частью: «Преподобный Отец наш Савва от юности своей Христа возлюбил, а мир возненавидел и, пришед к преподобному Сергию, принял Ангельский образ и стал подвизаться, угождая Богу постом, бдением, молитвами, смиренномудрием и всеми добродетельми, желая небесная блага приять от Господа. Многие искушения претерпел он от бесов, но победил их помощию Вышнего и над страстями воцарился».

9 Руди Т. Р. Топика русских житий: Вопросы типологии // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика / С. А. Семячко, Т. Р. Руди, ред. СПб., 2005. С. 62.

10 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. С. 80-81.

11 Творогов О. В. Задачи изучения устойчивых житийных формул Древней Руси. ТОДРЛ. М.; Л., 1964. Т. 20. С. 39.

В данном случае используется одна из наиболее распространенных формул данного топоса, называемая «Именование монашеского пострига "принятием ангельского образа"». В большинстве житий преподобных он присутствует в сходных формулах, например «дабы ему восприяти аггельский образъ», «аггель-скаго образа сподобльшуся» и др.12

Так как в агиографической традиции уподобление ангелам тождественно принятию монашества, то далее, во II части кантаты «На молитве», текстологический топос imitatio angeli трансформируется в сюжетный топос своего синонима, вводя в атмосферу монастырского богослужения. Таким образом, осуществляется переход в музыкально-изобразительную плоскость.

Творя молитву, монахи перед ликом Пречистой Девы, прибегая к ее заступничеству, изъявляют готовность быть посланниками преподобного Сергия в любом месте Русской земли.

В тексте диакона между 2 и 3 частями можно выделить сразу два сюжетных топоса, первым из которых является «уход святого в монастырь или в данном случае пустыню».

«Тогда, по наставлению учителя своего, великого Сергия, отошел он от обители Святыя Троицы и поселился в пустыне на горе, называемой Сторожи, в верху Москвы-реки, в расстоянии одного поприща от Звенигорода и сорока от града Москвы».

Обычно при описании обретения святым места будущих подвигов используется одна из двух библейских цитат, либо «Се, удалихся бегая и водворихся въ пустыни, чаяхъ Бога спасающаго мя от малодушия и от бури» (Пс 54. 8—9), либо «Се(й) покой мой в век века, зде вселюся, яко изволихъ и» (П. 131: 14). Так как композитор взял за литературную основу текст, адапированный А. С. Пушкиным для его современников и не имеющий прямых библейских цитат, соответственно, данные примеры являются сюжетными, а не текстологическими топосами.

Второй сюжетный топос отеческой любви игумена к братии является характерным для житий устроителей монастырей.

«И принимал он всех с любовью, и был им образец смирения и иноческих трудов, сам черпая и нося воду и другие потребности правя, научая тем братию не лениться и не губить дней своих Праздностью, изобретательницей всего злого».

Идея сюжетного топоса «отеческой любви к братии» развивается далее в III части под названием «Пастырь».

Данное песнопение построено в трехчастной репризной форме с контрастной серединой. В первой части и репризе использован прием антифонного пения. Поочередное вариантное изложение темы двумя трехголосными хорами теноров и басов, охватывающее первый раздел, повествует об укреплении в христианской вере преподобного Саввы. Средняя часть песнопения, в которой хоры сливаются, отождествляется с новым этапом жития святого, связанным с его духовной зрелостью и наставлениями монашеской братии.

12 Руди Т. Р. О композиции и топике житий преподобных. ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. C. 459-460.

Следующий сюжетный топос, «устроение монастыря», используется в тексте диакона между III и IV частями.

«Потом некий Христолюбивый Князь, пришед к блаженному Отцу Савве, умолил его построить храм на том месте и сумму, нужную на создание оного, дал святому. И святой прошение Князя исполнил и построил храм честного и славного Рождества Пречистой Богоматери...».

IV часть — «Строительство храма» — является музыкально-изобразительным продолжением данного сюжетного топоса и воспевает возведение церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Начинается данное песнопение с хвалы, обращенной ко Господу каноническим текстом из Сугубой ектеньи «Аллилуия...Слава Тебе, Боже». Данный текст, пронизывающий всю часть и выполняющий функцию рефрена в рондообраз-ной по своей сути трехпятичастной форме, говорит о том, что любое начинание имеет успех, если оно делается во славу Божию.

IV. Строительство храма

текст канонический и Ю.М. Кублаповского

Напевно и тепло, довольно подвижно

-— * ш О - _ п сге$с.

у 4рррр| Ад-ди-луи-я, ^л к к К 1А-АИ лу-и - 0, 'с-, ал-ли - луй - я, у-л! - ЛУ к Ь-4 -И - д. сла-ва Те-бе сгезс. , Бо- же,

Ал-ли р * * -луи-а, ал-ли 1 |д| лу-и - а, ал-ли-луи - а, ал-м \»% Щ Щ % М - лу-и-а, ----р '' сла-ва Те-бе, Бо-же, сге$с. 1*1«. «

и» Ал-А И р ### -луи- а, ал-ли - лу-и -а,— йл-лы- луй - а у йл-л1 - Л¥ -и-а,_ сла-ва Те- (к , Бо- же,

II

В.

II

Ал

луи

Эпизоды, разделенные и обрамленные рефреном «Аллилуия», написаны в характере народной песни и варьируются в разных ладах.

1 Р В010 р * г Г "

у д 0 — Не о - го-род го - ро - а ^ / на желт-гад раз - 1 Г 0 1 во ' дим ---1

♦):;---- ] ---1

у - у* 1 ---1

N

Топос предсмертного наставления святого братии — о молитве, о милостыни, о братолюбиии и т. д., является обязательным и присутствует во всех житиях основателей монастырей. В кантате данный топос возникает в диаконском тексте между IV и V частями.

«В поздней старости впал он в болезнь телесную и, недолго пострадав, призвал братию и поучал их Божественным писаниям, наказывающим хранить

чистоту телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением, и прилежать

посту и молитве».

Звучащая далее V часть под названием «Успение» и последующие за ней части «Чудотворец», «Пение всеумильное» не являются идейным продолжением топоса «предсмертного наставления святого братии. Эта часть относится к заключительному разделу пространного жития, в котором идет повествование о посмертной жизни святого.

Итак, как мы видим, в кантате используются следующие разновидности то-посов:

1) топосы, свойственные монашеским житиям (т^ю angeli, уход святого в монастырь);

2) топосы, свойственные основателям монастырей («отеческой любви к братии», «устроение монастыря», топос предсмертного наставления святого братии).

В кантате лишь один раз применяется текстологический топос (устойчивая литературная формула, т^ю angeli), все остальные топосы являются сюжетными. Объясняется это авторским выбором текста, который был адаптирован Пушкиным для современников.

Житийные топосы помещены в диаконский текст, в музыкальных частях кантаты рассматриваемые топосы либо не имеют дальнейшего развития в музыкальных разделах (топос «уход святого в монастырь или в данном случае пустыню» и топос предсмертного наставления святого братии), либо имеют музыкально-изобразительное воплощение.

Ключевые слова: агиография, топос, топика, жития святых, монашеские жития, музыкальное воплощение топоса, кантата.

Список литературы

Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий. ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

Лопарев Х. М. Греческие жития святых VIII и IX веков: Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной: [Дис.]. Ч. 1. Петроград, 1914.

Паисов Ю. И. Хоровое творчество Георгия Дмитриева. М., 2007.

Руди Т. Р. О композиции и топике житий преподобных. ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57.

Руди Т. Р. Топика русских житий: Вопросы типологии // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика / С. А. Семячко, Т. Р. Руди, ред. СПб., 2005.

Curtius E. R. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern; München, 1984.

St. Tikhon's University Review. Irina Kornilova.

Series V: Problems of History Graduate Student.

and Theory of Christian Art. St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities,

2017. Vol. 27. P. 152-159 6/1 Likhov pereulok, Moscow

127051, Russian Federation [email protected]

Hagiographic Topics and its Musical Reflection in the Monastery Cantata "Reverend Hegumen Savva" by G. Dmitriev

I. Kornilova

This article deals with the spiritual cantata Преподобный Савва игумен ("Reverend Hegumen Savva") by Georgy Petrovich Dmitriev, which was written in eight parts for deacon reading and male choir a cappella. The cantata, characterised by a hagiographic theme, belongs to non-liturgical spiritual music. The main objective of our research is the identification of topoi ("common places") in vitae of monks and founders of monasteries, occurring in the cantata, as well as the study of how these topoi were further developed and reflected.

Keywords: hagiography, topos, lives of saints, monastic lives, musical reflection of a topos, cantata.

References

Curtius E. R., Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter, Bern, München, 1984. Dmitriev L. A., Zhanr severnorusskikh zhitij,

Leningrad, 27, 1972. Likhachev D. S., Poetika drevnerusskoi litera-tury, Moscow, 1979.

Paisov Yu. I., Khorovoe tvorchestvo georgija

Dmitrieva, Moscow, 2007. Rudi T. R., O kompozitzii i topike zhitii pre-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

podobnykh, St. Petersburg, 57, 2006. Rudi T. R., "Topika russkikh zhitii", in: Russkaja agiographja, St. Petersburg, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.