ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 4 (16) 2022
Н. В. Пак
Житие преподобного Александра Свирского и русская агиография XVI-XVIII вв.: опыт каталога заимствований
УДК 271.2-36-9+821.161.1-343.5:82.091 DOI 10.47132/2541-9587_2022_4_149 EDN CDWTLK
Аннотация: В статье систематизированы сведения о влиянии Жития преподобного Александра Свирского на сочинения более поздних русских агиографов, установленные авторами частных историко-филологических публикаций, вышедших на протяжении 150 лет. Цель работы — перевести вопрос о влиянии того или иного образцового литературного памятника из традиционного филологического в историко-церковный и историко-культурный аспекты. При изучении почитания святых заимствования из литературных и гимнографических произведений, как правило, не учитываются. Между тем многие жития имеют прямые или косвенные указания на их происхождение из того или иного книжного центра, и наравне со строительством храмов и написанием икон могут свидетельствовать о почитании в этом центре того или иного святого — не только того, кому посвящено произведение, но и того, житие которого послужило образцом или источником заимствований. Задачи исследования заключались как в сборе и проверке уже выявленных заимствований из Жития преподобного Александра Свирского в памятниках русской агиографии, так и в выявлении новых. В результате исследования были определены одиннадцать памятников XVI-XVII вв., написанных непосредственно под влиянием Жития преподобного Александра Свирского, и один памятник XVIII в., испытавший его влияние опосредованно.
Ключевые слова: история христианской Церкви, история Русской Церкви, восточнославянская агиография, древнерусская агиография, новгородская агиография, Житие преподобного Александра Свирского, почитание святых.
Об авторе: Наталья Викторовна Пак
Кандидат филологических наук, специалист по учебно-методической работе Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0307-2395
Для цитирования: Пак Н. В. Житие преподобного Александра Свирского и русская агиография XVI-XVIII вв.: опыт каталога заимствований // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. №4 (16). С. 149-174.
Статья поступила в редакцию 19.09.2022; одобрена после рецензирования 26.09.2022; принята к публикации 26.09.2022.
PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 4 (16)
2022
Natalia V. Pak
The Life of Alexander of Svir and Russian 16th-18th Century Hagiography: an Attempt at the Catalog of Borrowings
UDC 271.2-36-9+821.161.1-343.5:82.091 DOI 10.47132/2541-9587_2022_4_149 EDN CDWTLK
Abstract: The article systematizes information about the influence of the Life of Alexander of Svir on the writings of later Russian hagiographers, established by the authors of special historical and philological researches published over a century and a half. The purpose of the work is to switch the question of the influence of one literary monument on others from traditional philological to historical-ecclesiastical and historical-cultural aspect. When studying the veneration of saints, borrowings from literary and hymnographic works, as a rule, are not taken into account. Meanwhile, many lives of saints have direct or indirect indications of their origin from a particular book center and, along with the construction of churches and writing of icons, can indicate the veneration of a saint in this center — not only the saint to whom the work is dedicated, but also the saint whose life served as a model or a source of borrowings. The objectives of the study were both to collect and verify the already identified borrowings from the Life of Alexander of Svir in the Russian hagiographical works, and to identify new ones. As a result of the study, eleven 16th-17th century monuments have been identified, written directly under the influence of the Life of Alexander of Svir, and one 18th century monument, which experienced its influence indirectly.
Keywords: history of the Christian Church, history of the Russian Church, East Slavic hagiography, Old Russian hagiography, Novgorod hagiography, Life of Alexander of Svir, veneration of Saints
About the author: Natalia Viktorovna Pak
Candidate of Philology, Specialist on Educational and Methodical Work at the Admiral Makarov State
University of Maritime and Inland Shipping.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0307-2395
For citation: Pak N. V. The Life of Alexander of Svir and Russian 16th-18th Century Hagiography: an Attempt at the Catalog of Borrowings. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2022, no. 4 (16), pp. 149-174.
The article was submitted 19.09.2022; approved after reviewing 26.09.2022; accepted for publication 26.09.2022.
Неоднократно высказывалось мнение, что данные о существовании в церквах и монастырях жития, службы святому или месяцеслова с его памятью следует относить к наименее существенным признакам «глубокого и устойчивого почитания святого в тех или иных местах» [Мельник, 2014, 66; Мельник, 2017а, 152; Мельник, 2017б, 154; Мельник, 2019, 207], поскольку «само по себе наличие этих последних произведений не может указывать на то, что почитание святого поднялось в соответствующем центре выше формального уровня» [Мельник, 2014, 66; Мельник, 2017а, 152; Мельник, 2019, 207]. Напротив, важнейшим таким признаком принято считать сооружение и функционирование в них посвященных тому или иному святому самостоятельных и придельных церквей [Мельник, 2014, 66; Мельник, 2017а, 151; Мельник, 2017б, 153; Мельник, 2019, 206-207]. Думается, что при таком подходе памятники письменной традиции явно недооценены. Хотя мы далеко не всегда располагаем сведениями о создании конкретной рукописи в каком-либо месте и можем связать ее происхождение или бытование с конкретным храмом или монастырем, можно указать по крайней мере один тип литературных памятников, достаточно часто имеющих сведения о происхождении из того или иного книжного центра, которые могут быть важными при изучении почитания святых. Это жития и другие агиографические сочинения, посвященные разным святым, написанные под влиянием одного литературного образца.
Известно, что восприятие литературного памятника как образца могло формироваться под влиянием личности как самого святого, так и составителя литературного описания его жизни и чудес. На ранних этапах истории русской агиографии (XI-XV вв.) наибольший авторитет имели палестинские монахи Евфимий Великий и Савва Освященный, а также их жизнеописания и похвальное слово в их честь, составленные византийским агиографом VI в. Кириллом Скифопольским [Пак, 2021]. В XV-XVI вв. эти сочинения вытесняются произведениями иеромонаха Афонской горы Пахомия Логофета1, среди которых в первую очередь нужно назвать отредактированное им Житие прп. Сергия Радонежского. Вопрос о том, почему Житие прп. Александра Свирского, произведение одного из рядовых книжников макарьевского круга (написано в 1545 г., через 11 лет после смерти прп. Александра, по заказу митр. Макария), воспринималось как образцовое, не имеет очевидного ответа и до сих пор не рассматривался никем из исследователей.
Отчасти эту ситуацию объясняет то обстоятельство, что на протяжении долгого времени Житие прп. Александра Свирского оставалось неизученным. Только в 2002 г. вышло в свет первое научное издание его текста [Герд, 2002]. Даже предварительная оценка числа сохранившихся списков памятника отличается у разных исследователей. Так, Н. А. Охотина-Линд отмечает, что Житие «было очень популярно среди древнерусских книжников и сохранилось более чем в сотне списков (несколько из которых — лицевые)» [Охотина-Линд, 1996, 101-102, 111]. Л. Сиилин, ссылаясь на устное сообщение В. И. Охотниковой в октябре 1997 г., пишет о «примерно 400» списках [Siilin,
1 О влиянии Пахомия Логофета на русскую агиографию см.: [Ключевский, 1871, 164-167].
2001, 16]. Некоторое время спустя сама В. И. Охотникова отдает предпочтение меньшему числу — «более двухсот» [Охотникова, 2008, 240]; это же число приводит А. Е. Соболева [Соболева, 2019, 53]. В работах, вышедших в 2020-2022 гг., А. Е. Соболева упоминает уже «более 300» [Соболева А., Соболева М., 2020, 116] и «около 300» [Соболева, 2020, 293; Соболева, 2021, 60; Соболева, 2022, 147] известных ей списков памятника из собраний российских и зарубежных хранилищ, а также частных коллекций. Не все эти списки содержат первоначальную (Минейную) редакцию Жития, составленную иг. Иродионом в 1545 г. В частности, по данным А. Е. Соболевой, из 73 списков Жития, хранящихся в Российской государственной библиотеке, к Минейной редакции относятся 60 [Соболева, 2019, 53-56]. Но и это примерное исчисление дает основание заключить, что Житие прп. Александра Свирского было самым тиражируемым сочинением макарьевских агиографов2 и что его всестороннее изучение является насущной задачей исследований русской книжности XVI в.
В настоящей статье приводятся сведения о всех известных на сегодняшний день сочинениях русских агиографов, для которых Житие прп. Александра Свирского послужило литературным образцом и источником. В книге 2011г. Т. Б. Карбасова приводит перечень из шести таких памятников, выявленных исследователями Х1Х-ХХ1 вв. [Карбасова, 2011, 24-25]. Сегодня этот круг может быть существенно расширен. Если ранее влияние Жития прп. Александра Свир-ского усматривалось преимущественно в жизнеописаниях основателей севернорусских монастырей (Александра Ошевенского, Антония Сийского, Ефрема
2 По всей видимости, самым популярным произведением русской агиографии было Житие прп. Сергия Радонежского, а самым популярным произведением русской агиографии XVI в. — Житие Зосимы и Савватия Соловецких. Известны около 450 списков разных редакций первого [Духанина, 2017, 265. Прим. 1] и 360 списков XVI-XVП вв. второго [Минеева, 2001, 15].
Необычно широкое распространение почитания прп. Александра Свирского, отражением которого явилось широкое распространение рукописных списков его Жития, подтверждается результатами исследования посвященных святому церквей и икон: «...культ Александра Свирского действительно получил общероссийское признание в середине XVI — начале XVII в. [...] всего лишь за 50-60 лет после официального установления всецерковного празднования памяти этого преподобного достаточно активное почитание последнего утвердилось на огромном пространстве страны. Следует подчеркнуть, что столь быстрое распространение данного культа не было чем-то обычным для того времени (выделено мной. — Н. П.). Так, многие из подвижников благочестия, получивших общероссийский статус одновременно с Александром Свирским на церковном соборе в 1547 г., фактически во второй половине XVI в. остались узко региональными, то есть мало популярными святыми. К ним, например, можно отнести Александра Невского, Дионисия Глушицкого, Иоанна Новгородского, Михаила Клопского, Никона Радонежского, Павла Обнорского, Савву Сторожевского. О чем свидетельствует то, что храмы во имя этих подвижников в документах того времени за пределами мест, в которых они были захоронены, либо вообще не фигурируют, либо известны по одному или двум примерам. Точно так же в дошедших до нас описях церквей и монастырей второй половины XVI в. редко отмечаются их иконы» [Мельник, 2017б, 158]; «.культ Александра Свирского занимал необычно большое место в сознании значительной части русских людей середины XVI — начала XVII в. По уровню тогдашней популярности преподобный приближался к ограниченной группе самых популярных русских святых XVI в.» [Мельник, 2017б, 158].
Перекомского, Кирилла Новоезерского), написанных игуменами или монахами этих монастырей, то сейчас картина предстает несколько более сложной. Установлено, что Житие прп. Александра Свирского явилось литературным источником чудес юродивого (Василия Блаженного) и преподобного (Антония Римлянина), послужило литературным образцом не только житий севернорусских святых, но и московского святого (Василия Блаженного); выявлены случаи неоднократного обращения к этому источнику при редактировании одного и того же памятника книжниками разного времени.
Свою задачу автор каталога видит прежде всего в сборе и проверке упоминаний в научной литературе (не всегда корректных) случаев влияния Жития прп. Александра Свирского на сочинения последующих агиографов. Вопросы типологии и терминологии при этом не затрагиваются.
Выбор Жития прп. Александра Свирского для анализа обусловлен исключительно научными интересами автора; актуальными научными задачами остаются оценка влияния на последующую агиографию житий преподобных Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Варлаама Хутынского, митрополита Алексея, Зосимы и Савватия Соловецких и Димитрия Прилуцкого. Едва ли окажется возможным оценить их влияние без какого-либо формального критерия. Перечень агиографических памятников, при создании которых было использовано то или иное житие, с известной долей условности может быть одним из таких критериев.
Предлагаемый материал систематизирован по принципу тематического указателя литературы и сопровождается комментариями автора; сведения расположены в алфавитном порядке имен святых. Кроме названий памятников приводятся имена агиографов, названия книжных центров, из которых происходят памятники, если они известны, и датировки, если они имеются. Библиографические отсылки даются для первого упоминания Жития прп. Александра Свирского в исследованиях истории текста этих памятников и для наиболее важных последующих работ. Цитаты из текстов приводятся только для тех памятников, влияние на которые Жития прп. Александра Свирского выявляется впервые или рассматривается заново.
1. Житие Александра Ошевенского, иеромонах Феодосий, 1567 г., Никольский Александро-Ошевенский монастырь [Яхонтов, 1881, 88-109; Пигин, 2017, 210, 212-214].
Текст Пространной редакции издан: [Пигин, 2017, 220-303; Кузьмина, 2018, 61-171]. В основу второго издания положен список с большой лакуной, см.: [Пигин, 2022: 161, прим. 8; 162, прим. 9].
А. В. Пигин сопоставляет Пространную и Основную редакции памятника с литературными источниками, в том числе с Житием прп. Александра Свирского, для выяснения вопроса о взаимоотношении редакций [Пигин, 2017, 208-212]. В большинстве случаев Основная редакция сокращает текст Пространной, но «в отдельных случаях текст Жития Александра Свирского Основная редакция передает точнее, нежели Пространная» [Пигин, 2017, 212], «каждая из двух редакций содержит такие заимствования из Жития Александра Свирского, которые отсутствуют в другой; в одних случаях Пространная
редакция оказывается ближе к тексту источника, в других — Основная» [Пигин, 2017, 214]. Считая первоначальным текст Пространной редакции, этот текстологический факт исследователь объясняет сверкой на каком-то раннем этапе Основной редакции по Пространной или по Житию прп. Александра Свирского [Пигин, 2017, 214].
2. Сказание о чудесах и обретении мощей Антония Римлянина, монах Нифонт, 22 марта 1598 г., Троицкая Сергиева лавра [Пак, 2017, 366].
Текст издан (без предисловия): [Сказание, 1897].
Описания десяти чудес (5-го, 9-го, 10-го, 11-го, 13-го, 16-го, 17-го, 18-го, 19-го и 21-го) основываются на описаниях чудес прп. Александра Свирского. Кроме того, заключительная глава «Оя до здЪ преиде, яже о чудесЬхъ препо-добнаго и богоноснаго отца нашего Антоша: такожде и о писавшемъ чудеса, до здЪ сказуетъ повесть, яже о святЬмъ» содержит пространные заимствования из заключительной главы Жития прп. Александра Свирского.
3. Житие Антония Сийского, священноинок Иона, 1578 г., Троицкий Антониево-Сийский монастырь [Яхонтов, 1881, 111-114].
Текст редакции Ионы издан: [Рыжова, 2000, 241-340]. Текст редакции царевича Иоанна Иоанновича издан: [Герд, 2003, 15-144].
Е. А. Рыжова утверждает, что в редакции царевича Иоанна Иоанновича есть дополнительные по сравнению с первоначальной редакцией параллели к Житию прп. Александра Свирского и Житию Зосимы и Савватия Соловецких, «проявленные» редактором [Рыжова, 2000, 92]. Однако приведенные ею примеры малочисленны и не представляются убедительными.
4. Чудеса Василия Блаженного, между 1588 и 1600 гг.3
Текст Полного жития по классификации И.И. Кузнецова [Кузнецов, 1910], или Распространенной редакции жития по классификации Л. М. Сабировой-Орловой [Сабирова, 1992; Орлова, 2008], издан: [Кузнецов, 1910, 33-75].
Житие прп. Александра Свирского послужило основным источником 1-го, 2-го, 5-го, 8-го, 9-го, 11-го, 13-го, 14-го, 15-го, 17-го и 20-го чуда. Кроме того, небольшие фрагменты из него использованы в самом конце 4-го и 23-го чуда и при описании болезни в начале 12-го чуда.
5. Житие Ефрема Перекомского, игумен Роман, втор. пол. XVII в. или нач. XVIII в. [Ключевский, 1871, 263-264; Федотова, 2001, 155].
Текст Основной редакции издан: [Федотова, 2001, 161-195].
Житие прп. Александра Свирского используется не только в описании жизни Ефрема до главы «о преставлении» включительно [Федотова, 2001, 155], но и в трех посмертных чудесах, события двух из которых датируются 90-ми гг. XVII в. Этот факт не был замечен ранее, вероятнее всего вследствие того, что опубликованный М. А. Федотовой список РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 3884 (далее — РГИА) содержит не первоначальный текст Жития Ефрема Переком-ского и часть заимствований из источника в нем не обнаруживается.
В первом посмертном чуде, «о беснующемся отроке», список РГБ. Ф. 205. № 45 (далее — ОИДР 45) более точно отражает текст источника, чем текст
3 1588 г. датировано первое посмертное чудо [Кузнецов, 1910, 59], 1600 г. — старший список, имеющий точную дату [Кузнецов, 1910, 4-6. № 1].
опубликованного списка РГИА. Полужирным шрифтом выделяются совпадения между чудом о беснующемся отроке прп. Александра Свирского и одноименным чудом Ефрема Перекомского по списку ОИДР 45.
Житие прп. Александра Свирского
Житие Ефрема Перекомского по списку ОИДР 45
Житие Ефрема Перекомского по списку РГИА
Чюдо святаго о беснующемся отроке
И бяше же некии юноша именем Агафон от села, нарицаемаго Глиннаго,
и сему же отроку случися
за небрежение ему лукавым духом обладану быти, якоже глаголашя о нем:
празднику убо святаго Въскресениа Христа Бога нашего,
и в тъи день до обеда пившу ему, и внеза-пу от деиства диаволя онеме и смятеся умом, неподобная дея,
не могыи отнудь ни глаголати.
И на много время зле вяжем бываше крепко, и растерзаа бегаше, скитаася в пустынях и по стремнинам убивашеся,
и пакы обретаем бываше и многыми едва привла-чим бяше в дом свои.
Чюдо святаго Ефрема о беснующемся отроке АгафоникЪ, како исцЪлЪ у гроба. НЪкоторыи юноша именемъ Агафонъ, от села, нарицаемаго Голинъ,
и сему же отроку случися
за небрежениемъ лука-вымъ духомъ обладану быти, якоже глагола о семъ.
Празднику убо сущу святаго Воскресения Христа Бога нашего, въ тои день до обеда пившу ему, и внеза-пу от дЪиства диаво-ля онемЪ, и смятеся умомъ, и неподобная д4я,
не могии отнюдъ глаголати.
Многое время крепко вяжемь бывая, и рас-терзая узы, бегая в' пустыни и стремнинами убивашеся.
Чудо святаго Ефрема о беснующемся отроке
Некии уноша, именемъ Агафонникъ, от села, нарицаемаго Голинъ,
сему случися
за непрежение4 лука-вымъ духомъ облада-ну быти. Глаголаху бо о немъ, яко
празнику // бывшу Воскресения Христова,
въ тои денъ до обеда пившу ему, и внеза-пу от деиства дияволя онеме и смятеся умомъ, неподобная дея.
И многое время крепко вяжемъ бывая и, разтер-зая узы, бегая по полямъ и по стреминамъ5, разбивашеся.
4 В публикации «зане прежение».
5 Так в публикации.
И многажды // же ему
падающу убиватися от зелнаго мучениа находящаго беса,
и тако на много время сему бывающу. Видевше же сердо-боля его и глаголаху, яко от Божиа попуще-ниа бысть се грех ради наших.
И помянуша же чюдеса преподобнаго Александра, и приведоша и в монастырь, и приложиша его къ гробу святаго. И священному же събору молебная певшу, и святою водою того покропивше, и абие в том часе отгна-ну бывшу нечистому духу, молитвами святаго отца Александра исцелевшу юноши и смыслену бывшу, яко николи же болев.
И отиде в дом свои ра-дуяся, славя и благодаря Бога о бывшем чюдеси святаго [Охотникова, 2008, 266-267]._
И овогда хотЬхъ во езерЬ потонути, вшедъ собою, всегда ему
падающу и убиваю-щуся от земнаго (sic!) мучения нападаю-щаго бЪса.
И тако много сему бывающу, видЪвъ же сердо-боли его, глаго-лаху: «ГрЬхъ ради нашихъ // от Божия попущения сие бысть». И помянуша чудеса преподобнаго Ефрема, и приведоша его въ монастырь, и приложи-ша ко гробу, и молебная пЬвше, и водою святою покропивше,
и абие в' том(ъ) часЬ бысть от него отгнану бывшу бЬсу молитвами святаго Ефрема, и исцЪлЪвшу тому отроку и смыслену бывшу, яко николи болЪвшу.
И отиде въ домъ свои радуяся, славя и благодаря Бога и препо-добнаго отца Ефрема [ОИДР 45, л. 67-67 об.].
Овогда хотяше и во езере утопитися
от зелнаго мучения бесовъскаго.
И тако много сему бывающу.
Сожалеша о немъ сродницы его, глаголаху яко: «Грехъ ради нашихъ от Божия попущения чему быстъ». И помянуша чудеса, бывающая от мощеи преподобнаго Ефрема, и приведоша его въ монастыръ, и певше молеб-ная, приложиша его ко гробу и водою святою покропиша.
Абие в томъ часе изыде бесъ изъ него,
и быстъ здравъ и смыс-ленъ молитвами святаго Ефрема.
И отиде в домъ свои радуяся, славя Бога и его угодника, Ефрема препо-добнаго [Федотова, 2001, 183-184]._
В заключении чуда Ефрема Перекомского «о архимандрите Макарии, како избави его святый от потопления», датируемом 1691 г. по списку ОИДР 45 и 1686 г. по списку РГИА, содержится небольшое заимствование из чуда прп. Александра Свирского «о некоем старци Саватии именем». В опубликованном списке РГИА этот фрагмент отсутствует.
Житие прп. Александра Свирского
Житие Ефрема Перекомского по списку ОИДР 45
Житие Ефрема Перекомского по списку РГИА
И тогда же, скоро потщався, поиде въ обитель святаго, пение благодарственое Го-сподеви въздав, и раку святаго честно облобызав, и съ многыми слезами
съдеянная чюдным Александром священному събору, еже на нем, събыв-шаася, вся исповеда. Аз же сия слышах от уст его и написах. И сия же // дозде [Охотни-кова, 2008, 269]._
И о семъ славя и благодаря Бога сотворша молеб-ная пения со усердиемъ,
любезно со многими слезами раку святаго облобызав(ъ) честно, и содЪянная чуднымъ Ефремом(ъ) священному собору еже бывшая вся повЪда.
Азъ сия слышахъ от устъ ихъ и написахъ. Сия яже до здЪ [ОИДР 45, л. 84]._
В основу чуда «о беснующемся муже Никите именемъ» положено чудо прп. Александра Свирского «о беснующемся отроке» (Агафоне), ранее уже использованное автором Жития Ефрема Перекомского [Федотова, 2001, 183-184]. Фрагмент предисловия к этому чуду «Ниже сие да покрыется молчанием(ъ) чудо святаго Ефрема, еже пред очима нашима сотвори святыи» (в списке РГИА предисловие отсутствует) восходит к чуду «о жене разслаблене» (Ирине) прп. Александра Свирского. Кроме того, в ряде чтений список ОИДР 45 воспроизводит текст Жития прп. Александра Свирского точнее, в частности, в нем читаются слова «за небрежениемъ лукавымъ духомъ обладану быти, якоже глаголаша о семъ», «И многажды же ему падающу и убивахуся от зЪлнаго мучения находящаго беса», «Видевши же сердоболие его, и глаголаху, яко от Божия попущения бысть се грЪхъ ради нашихъ», «исцЪлЪвшу тому мужу и смыслену бывшу, якоже николи болЪвшу», которых нет в списке РГИА.
Полужирным шрифтом выделяется первоначальный текст чуда, который содержится в списке ОИДР 45 и отсутствует в опубликованном списке РГИА. Обратим внимание на расхождение дат в списках (1702 и 1697 гг.).
Житие прп. Александра Свирского Житие Ефрема Перекомского по списку ОИДР 45 Житие Ефрема Перекомского по списку РГИА
Чюдо святаго о жене разслаблене Ниже се да покрыеть-ся молчаниемь чюдо святаго, еже пред Чудо святаго Ефрема о беснующемся муже Никите именемъ. Ниже сие да покрыется молчанием(ъ) чудо святаго Ефрема, еже пред Чудо преподобнаго Ефрема о бесномъ
очима нашима сътво-ри святыи [Охотникова, 2008, 268].
Чюдо святаго о беснующемся отроке И бяше же некии юноша именем Агафон от села, нарицаемаго Глиннаго, и сему же отроку случися
за небрежение ему лукавым духом обладану быти, якоже глаго-лашя о нем:
празднику убо святаго Въскресениа Христа Бога нашего, и в тъи день до обеда пившу ему, и внеза-пу от деиства диаволя онеме и смятеся умом, неподобная дея,
не могыи отнудь ни глаголати. И на много время зле вяжем бываше крепко, и растерзаа бегаше, скитаася в пустынях и по стремнинам убивашеся,
очима нашима сотвори святыи.
Во времена // седмыя тысящы дву сотъ первыя десятицы (7210), во дни благочестиваго г(о)с(у) д(а)ря царя и великаго князя Петра Алексиевича всеа великия и малыя и белыя России самодержца, при святеишемъ патриархе Адриане, и при митрополите Ев-фимии Великаго Нова-града и Великихъ Лукъ
нЪкии мужъ Никита именемъ, от села нарица-емаго Сергиевъ,
сему же Никиты случися
за небрежениемъ лука-вымъ духомъ обладану быти, якоже глаголаша о семъ.
Празднику убо сущу свя-таго Воскресения Христа Бога нашего, и въ тои день до обЪдни пившу ему, внезапу от дЪиства диаволя онЪм'Ь и смятеся умомъ, неподобная дЪя,
не могии отнюдъ и глаголати. На многи дни и время злЪ вяжемъ бываше крепко, и растерзая бЪгаше скитаяся въ пустыняхъ и по стремни-намъ убивашеся,
В лЪто 7205-го года
некии мужъ Никита от села Сергова
сему же случися,
празникъ сущу Восъкресению,
в тои денъ до обедни пити, и вънезапу от дЪиства дияво-ля онеме и смятеся умомъ, неподобная дея,
не могии отнюдъ глаголати. И на многи дни зле вяжемъ бываше крепко и, разтерзая узы, бегаше, скитаеся въ пу-стыняхъ и разбивашеся по стремникахъ6.
6 Так в публикации. 158
и пакы обретаем бываше
и многыми едва привла-чим бяше в дом свои.
И многажды // же ему падающу убиватися от зелнаго мучениа находящаго беса, и тако на много время сему бывающу. Видевше же сердоболя его и глаголаху, яко от Божиа попущениа бысть се грех ради наших.
И помянуша же чюдеса преподобнаго Александра, и приведоша и в монастырь, и при-ложиша его къ гробу святаго.
И священному же събору молебная певшу, и святою водою того покропивше, и абие в том часе отгна-ну бывшу нечистому духу, молитвами святаго отца Александра исцелевшу юноши и смыслену бывшу, яко николи же болев.
И отиде в дом свои ра-дуяся, славя и благодаря Бога о бывшем чюдеси святаго [Охотникова, 2008, 266-267]._
и многимъ едва причимъ (sic!) бяше в' домъ // свои.
И многажды же ему падающу и убивахуся от зЪлнаго мучения находящаго бЪса,
и тако на много время сему бывающю. ВидЪвши же сердоболие его, и глаголаху, яко от Божия попущения бысть се грЪхъ ради нашихъ. И помянуша же чудеса преподобнаго Ефрема, и приведоша его въ монастырь, и приложиша его ко гробу святаго.
Священному же собору молебная пЪвше, и святою водою того покропивше, и абие в' томъ часу от-гнану бЪсу, молитвами святаго отца Ефрема,
исцЪлЪвшу тому мужу и смыслену бывшу, якоже николи болЪвшу.
И отиде въ домъ свои радуяся, славя и благодаря Бога о бывшем(ъ) чудеси святаго [ОИДР 45, л. 85 об.-86 об.]._
И многими едва при-влачимъ бываше въ домъ свои.
И тако надолзе бысть ему.
Помянуша же чудеса преподобнаго Ефрема и приведоша его в мо-настыръ, приложиша его к раце мощеи его.
Свещеникъ же певшу молебенъ, и покро-пленъ быстъ святою водою,
абие бесъ изыде из него молитвами святаго Ефрема
и отидЪ въ домъ свои радуяся [Федотова, 2001, 190].
Примечательно, что составитель чуда 1702/1697г. обратился к Житию прп. Александра Свирского (а не к более раннему чуду Ефрема Перекомского о беснующемся отроке), что подтверждается чтениями «зле вяжемъ бываше крепко», «скитаяся въ пустыняхъ» и «И многажды же ему падающу и убива-хуся от зелнаго мучения находящаго беса». В соответствующих местах более
раннего чуда Ефрема Перекомского о беснующемся отроке в списке ОИДР 45 читается «крЬпко вяжемь бывая» и «всегда ему падающу и убивающуся от земнаго (sic!) мучения нападающаго бЬса»; слова «скитаеся въ пустыняхъ» в этом чуде отсутствуют.
Несмотря на прямое указание на авторство игумена Романа, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о времени составления Основной редакции Жития Ефрема Перекомского и датируют ее серединой XVI в. [Соколова, 1989, 312; Охотина, 1991a, 137; Охотина, 1991b, 20-21; Корогодина, 2015, 42], второй половиной XVI в. [Ключевский, 1871, 263], второй половиной XVII в. [Охотина-Линд, 1996, 57], концом XVII в. или даже XVIII в. [Охотина-Линд, 2007a, 171; Охотина-Линд, 2007b, 417]. Такой широкий разброс датировок вызван несоответствиями хронологических указаний источников, для объяснения которых исследователям приходится прибегать к тем или иным допущениям, признавая достоверность одних известий и недостоверность других. Выявленные заимствования из Жития прп. Александра Свирского в чудесах 1691/1686 и 1702/1697гг. создают определенную сложность для датировок памятника серединой и второй половиной XVI в. и второй половиной XVII в., поскольку предполагают продолжение Жития в конце XVII — начале XVIII в. книжником, который знал, какой литературный источник, использованный его предшественником, должен стать для него литературным образцом. Однако ввиду неоднократного обращения к Житию прп. Александра Свирского в истории текста других памятников (Жития Александра Ошевенского, Жития Никандра Псковского) такое предположение не выглядит неправдоподобным.
6. Житие Иннокентия Комельского, вторая редакция, XVII в. [Шамина, 2009, 44-45].
Текст издан: [Шамина, 2009, 55-57; Герд, 2010, 73-78; Семячко, 2021, 52-61, 62-88].
И. Н. Шамина приводит параллели между Житием Иннокентия Комельского, Житием Феодосия Печерского в поздней редакции, Житием прп. Александра Свирского и Житием Ефрема Перекомского, отмечая, что «вопрос о конкретном источнике заимствования остается открытым» [Шамина, 2009, 45]. К числу возможных источников Жития Иннокентия Комельского С. А. Семячко добавляет Житие Кирилла Новоезерского и Житие Александра Ошевенского, также затрудняясь с определением конкретного источника: «Сказать точно, какое именно житие послужило источником для создателя второй редакции Жития Иннокентия, невозможно. Совпадение / несовпадение одного-двух слов в этих текстах не является показательным, потому что мы должны принимать во внимание вариативность текста каждого жития и невозможность учесть при сопоставлении данные всех списков, тем более что далеко не все они известны исследователям» [Семячко, 2021, 26].
В действительности имеются текстологические аргументы в пользу того, что прямым источником Жития Иннокентия Комельского явилось Житие прп. Александра Свирского. Рассмотрим каждый из названных памятников.
Фраза «"О чадо, видиши ли, яко место се скорбно суще и подвижно на всяко дело. Ты же, юн сыи, и аз мню же, яко не имаши терпети скорби на месте сем» позволяет исключить из круга возможных источников Житие Феодосия Печерского, по крайней мере ту позднюю редакцию, с которой проводит сопоставление И. Н. Шамина, где в соответствующем месте читается другой текст, ср.:
Житие прп. Александра Свирского Житие Иннокентия Комельского Житие Феодосия Печерского
«О чадо, видиши ли, яко место се скръбно суще и подвижно на всяко дело. Ты же ун сыи, якоже мню, не имаши терпети скръбии на месте сем» [Охотникова, 2008, 248]. «О чадо, видиши ли, яко место се скорбно суще и подвижно на всяко дело. Ты же, юн сыи, и аз мню, яко не имаши терпети скорби на месте сем» [Шамина, 2009, 55]. «Чадо! Видишь ли, что место сие весьма скорбно и требует подвига. А ты еще молод, юн, и не можешь перенести его» [Шамина, 2009, 44].
В Житии Ефрема Перекомского эпизод прихода в монастырь разделен надвое. В первый раз Ефрем приходит в Калязинский монастырь Святой Троицы и просит игумена принять его в монастырь: «дабы его приялъ» [Федотова, 2001, 167]. Через три года, испросив разрешения игумена, Ефрем покидает монастырь, отправляется в Новгород к Савве Вишерскому и просит игумена Савву, «дабы // сотворилъ его инока» [Федотова, 2001, 170]. Эти эпизоды основываются на одном и том же эпизоде Жития прп. Александра Свирского. Текстуальные совпадения между Житием Иннокентия Ко-мельского и Житием прп. Александра Свирского точнее по крайней мере в двух местах, если проводить сравнение с Житием Ефрема Перекомского по списку ОИДР 45: в самом начале эпизода встречи с игуменом монастыря вместо «пад, поклонися до земля» [Охотникова, 2008, 248], «Пад, покло-нися ему до земли» [Шамина, 2009, 55] читается «и поклонися до земли» [ОИДР 45, л. 34], «поклонися до земли» [Федотова, 2001, 167]; в конце того же эпизода вместо «паки поклонися ему до земля» [Охотникова, 2008, 248], «паки поклонися ему до земли» [Шамина, 2009, 55] — «поклонися ему до земли» [ОИДР 45, л. 34об.], «поклонися ему до земли» [Федотова, 2001, 167]. Если сравнить упомянутые выше жития с Житием Ефрема Переком-ского по опубликованному списку РГИА, который, как уже было сказано, содержит не первоначальный текст, добавятся еще три расхождения: вместо слов «явитися на нем» [Охотникова, 2008, 248; Шамина, 2009, 55], «явитися на немъ» [ОИДР 45, л. 34] читается «быти на немъ» [Федотова, 2001, 167], вместо «не то//кмо» [Охотникова, 2008, 248; Шамина, 2009, 55], «не токмо» [ОИДР 45, л. 34] — «не яко» [Федотова, 2001, 167], вместо «Божественыи же отрок» [Охотникова, 2008, 248; Шамина, 2009, 55], «Блаженныи же отрокъ» [ОИДР 45, л. 34] — «Святыи же» [Федотова, 2001, 167].
Житие прп. Александра Свирского
Се же слышав божестве-ныи юноша и окри-латив умом, вниде в монастырь и пришед къ игумену, пад, поклонися до земля, моляся ему со слезами, дабы его сотворил мниха. Игумен же Ияким видев юношу, на земли лежаща и слезы многы проливающа,
и проразуме хотящую благодать явитися на нем. И начат глагола-ти к нему: «О чадо, видиши ли, яко место се скръб-но суще и подвижно на всяко дело. Ты же ун сыи, якоже мню, не имаши терпети скръ-бии на месте сем». Се же не то//кмо искушаа его глаголаше, но и про-зорливома очима зряше блаженнаго, яко Богом наставляем бе юноша сии прииде и хощеть Богу съсуд избран быти. Божественыи же отрок, съ многым смирением отвещав къ игумену, глаголаше: «О честныи отче, яко провидець всяческых Бог привед мя къ твоеи святыни, спасти ми ся хотящу.
Житие Иннокентия Комельского
Житие Ефрема Перекомского, приход в Калязинский
монастырь
И прииде в белозерския пределы в скит ко блаженному отцу нашему Нилу Сарскому.
Пад, поклонися ему до земли, моля его со слезами, еже облещи его во аггельскии образ. Святыи же, видев юношу, // на земли лежаща и слезы многи проливающа,
и проразуме хотящую благодать явитися на нем. И нача глагола-ти к нему:
О чадо, видиши ли, яко место се скорбно суще и подвижно на всяко дело. Ты же, юн сыи, и аз мню, яко не имаши терпети скорби на месте сем. Се же не токмо искушая его глаголаше, но и прозливыма (sic!) очи//ми зряше блажен-наго, яко Богом наставляем бе юноша сеи, прииде и хощет Богу сосуд избран быти. Божественныи же отрок со многим смирением отвещав ко святому отцу, глаголя: «О чест-ныи отче. Яко провидец всяческих благ приведе мя ко твоеи святыни. Спасти ми ся хотящу.
Се же слышавъ блажен-ныи юноша окрилативъ умомъ, вниде въ м(о) н(а)стырь, и пришедъ ко игумену
и поклонися до земли, моляся ему со слезами, дабы его приял(ъ).
Игуменъ же видЪвъ блаженнаго юношу на земли лежаща, и слезы многи проливающа, и проразумЪ хотящую благодать явитися на немъ, и начатъ глаголати к нему: «О чадо, видиши ли, яко мЪсто се скорбно суще и подвижно на всяко дЪло, ты же юнъ сыи, яко мню не имаши терпЪти скорби на мЪст'Ь семъ». Се же не токмо искушая его глаголаше, но прозорливыма очима зряще блаженнаго, яко Богом(ъ) наставленъ бЪ юноша сии прииде и хощетъ Богу сосудъ избранъ быти. Блаженныи же отрокъ со многимъ смирениемъ отвЪща ко игумену, гла-голаше: «Отче ч(е)ст-ныи, яко провидец(ъ) всяческих(ъ) Богъ, приведе мя ко твоеи святыни, спасти ми ся хотящу,
И елико аще велиши ми, отче, сътворити повеле-наа тобою, вся сътворю, но токмо спаси мя».
И тогда глагола к нему игумен: «Благословен Бог, чадо, укрепивыи тя на се тщание, отселе буди служаи братии съ всякым терпениемь и покорениемь, купно же и послушаниемь».
Се же слышав от игумена, божественныи юноша паки поклонися ему до земля. И тако остризает власы главы своея, вкупе же со отъятием влас отлагает // и долу влекущая мудрования... [Охотни-кова, 2008, 248]._
И елика яще (sic!) что повелиши ми сотворити, по//велен-ная тобою вся сотворю, но токмо спаси мя». И тогда глагола ему святыи старец: «Благословен Бог, чадо, укрепивыи тя на сие тщание. Отселе буди служаи братии со всяким терпением и покорением, купно же и послушанием». Се же слышав от святаго старца, Божественныи юноша паки поклонися ему до земли. И тако о//стризает власы главы своея, вкупе же со отъятием влас отлагает и долу влекущая мудрования [Шамина, 2009, 55].
и елико аще велиши ми отче // сотворити, повелЪнная тобою вся сотворю, но токмо спаси мя».
И тогда глагола ему игу-мен(ъ): «Благословенъ Богъ чадо укрЪпивыи тя на се тщание, отселЪ <буди> служаи братии со всякимъ терпЪниемъ и покорениемъ, купно же и послушаниемъ».
Се же слышавъ от игумена блаженныи юноша поклонися ему до земли,
и труждаяся с покорениемъ во обители у братии три лЬта [ОИДР 45, л. 34-34об.].
Житие прп. Александра Свирского
Житие Иннокентия Комельского
Житие Ефрема Перекомского, приход
в монастырь Саввы _Вишерского_
Се же слышав божестве-ныи юноша и окрилатив умом, вниде в монастырь и пришед къ игумену,
пад, поклонися до земля, моляся ему со слезами, дабы его сотворил мниха.
Игумен же Ияким видев юношу, на земли лежаща и слезы многы проливающа, и прора-зуме хотящую благодать явитися на нем. И начат глаголати к нему:
И прииде в белозерския пределы в скит ко блаженному отцу нашему Нилу Сарскому.
Пад, поклонися ему до земли, моля его со слезами, еже облещи его во аггельскии образ.
Святыи же, видев юношу, // на земли лежаща и слезы многи проливающа, и прора-зуме хотящую благодать явитися на нем. И нача глаголати к нему:
Се же слышавъ юноша окрилатевъ умомъ, вниде въ м(о)-н(а)стырь, и при-шедъ // ко игумену, поклонися до земли и прия благословение, и нача молити со слезами, дабы его сотворилъ мниха.
Игуменъ же святыи Савва видевъ юношу на земли лежаща и слезы проливающа, проразуме хотящую благодать явитися на немъ,
«О чадо, видиши ли, яко место се скръбно суще и подвижно на всяко дело. Ты же ун сыи, якоже мню, не имаши терпети скръбии на месте сем». Се же не то//кмо искушаа его глаголаше, но и про-зорливома очима зряше блаженнаго,
яко Богом наставляем бе юноша сии прииде и хощеть Богу съсуд избран быти. Божественыи же отрок, съ многым смирением отвещав къ игумену, глаголаше: «О честныи отче, яко провидець всяческых Бог привед мя къ твоеи святыни, спасти ми ся хотящу. И елико аще велиши ми, отче, сътворити повеле-наа тобою, вся сътворю, но токмо спаси мя».
И тогда глагола к нему игумен:
«Благословен Бог, чадо,
укрепивыи тя на се тщание, отселе буди служаи братии съ всякым терпениемь и покорениемь, купно же и послушаниемь». Се же слышав от игумена, божественныи юноша паки поклонися ему до земля.
О чадо, видиши ли, яко место се скорбно суще и подвижно на всяко дело. Ты же, юн сыи, и аз мню, яко не имаши терпе-ти скорби на месте сем. Се же не токмо искушая его глагола-ше, но и прозливыма (sic!) очи//ми зряше блаженнаго, яко Богом наставляем бе юноша сеи, прииде и хощет Богу сосуд избран быти. Божественныи же отрок со многим смирением отвещав ко святому отцу, глаголя: «О чест-ныи отче. Яко провидец всяческих благ приведе мя ко твоеи святыни. Спасти ми ся хотящу. И елика яще (sic!) что повелиши ми сотворити, по//велен-ная тобою вся сотворю, но токмо спаси мя». И тогда глагола ему святыи старец: «Благословен Бог, чадо,
укрепивыи тя на сие тщание. Отселе буди служаи братии со всяким терпением и покорением, купно же и послушанием». Се же слышав от свя-таго старца Божествен-ныи юноша, паки по-клонися ему до земли.
яко Богом(ъ) настав-ленъ бЪ и приведенъ, и хощетъ сосудъ из-бранъ быти Богу,
И тогда глагола ему святыи Савва: «Благословенъ Богъ чадо
приведши тя до моей грубости и укрЪпивыи тя на се тщание, отселЪ буди служа братии со всякимъ терпЪни-емъ и покорениемъ и с послушаниемъ». Сие же слышавъ от отца Саввы юноша, паки ему поклонися до земли.
И тако остризает власы главы своея, вкупе же со отъятием влас отлагает // и долу влекущая мудрования... [Охотни-кова, 2008, 248]._
И тако о//стризает власы главы своея, вкупе же со отъятием влас отлагает и долу влекущая мудрования [Шамина, 2009, 55].
И тако остригаетъ власы главы своея, вкупЪ же со снятиемъ власъ отла-гаетъ и долу влекущая мудрования [ОИДР 45, л. 39 об.-40]._
Житие Александра Ошевенского содержит по крайней мере два чтения, которые не позволяют видеть в этом памятнике прямой источник Жития Иннокентия Комельского: «причти мя къ братии» вместо «спаси мя» и «работая Богови и служа братии» вместо «служаи братии».
Житие прп. Александра Свирского Житие Иннокентия Комельского Житие Александра Ошевенского
И елико аще велиши ми, отче, сътворити повеле-наа тобою, вся сътворю, но токмо спаси мя» [Охотникова, 2008, 248]. ...отселе буди служаи братии съ всякым терпениемь и покорени-емь, купно же и послу-шаниемь» [Охотникова, 2008, 248]. И елика яще что пове-лиши ми сотворити, по//веленная тобою вся сотворю, но токмо спаси мя» [Шамина, 2009, 55]. Отселе буди служаи братии со всяким терпением и покорением, купно же и послушанием» [Шамина, 2009, 55]. И елика аще велиши ми, отче, сотворити повелен-ная тобою, вся сотворю. Но токмо причти мя къ братии» [Пигин, 2017, 236]. Отселе буди работая Богови и служа братии со всякым терпениемъ и покоре-ниемъ, // купно же и по-слушаниемъ» [Пигин, 2017, 236].
Житие Кирилла Новоезерского также не могло быть источником Жития Иннокентия Комельского, поскольку вместо фразы «И тако исходит из дому своего, не имыи с собою ничто же, разве одежды и хлеба мало немощи ради телесныя» [Шамина, 2009, 55; Охотникова, 2008, 247] в нем читается «и не взя от имения своего ни злата, ни сребра, ни ризъ светлыхъ, ни хлеба, но токмо едину ризу, юже ношаше» [Карбасова, 2011, 236].
Житие прп. Александра Свирского Житие Иннокентия Комельского Житие Кирилла Новоезерского
Божественыи же юноша приим от родителю благословение и тако исходит из дому своего, не имыи у себе ничтоже, разве одежа и хлеба мало немощи ради телесныя [Охотникова, 2008, 247]. И тако исходит из дому своего, не имыи с собою ничто же, разве одежды и хлеба мало немощи ради телесныя [Шамина, 2009, 55]. Не поскорбе бо о ро-дителехъ и о дому своем, и не взя от имения своего ни злата, ни сребра, ни ризъ светлыхъ, ни хлеба, но токмо едину ризу, юже ношаше [Карба-сова, 2011, 236].
7. Житие Кирилла Новоезерского, игумен Пимен, не ранее ноября 1581г. и не позднее июля 1582 г. [Карбасова, 2006, 637, 639-640, 641, 644-645; Карбасова, 2008, 333, 334-343, 352, 364, 365; Карбасова, 2011, 14, 16, 23, 24-29, 31, 37, 43, 60, 231, 235-304].
Текст Первоначальной редакции издан: [Карбасова, 2005, 354-415; Карбасова, 2006, 646-670; Карбасова, 2011, 236-304].
В издании [Карбасова, 2011, 236-304] параллельно тексту Жития приведены его литературные источники.
Прп. Александр Свирский упоминается в первом прижизненном чуде Кирилла Новоезерского «о некоемъ старце Никифоре, посланном от Александра Сверьскаго чюдотворца» [Карбасова, 2011, 258, 260].
Через посредство Жития Кирилла Новоезерского (в одном из поздних вариантов Основной редакции) заимствования из Жития прп. Александра Свирского перешли в Житие Александра Куштского и Евфимия Сянжемско-го, составленное в XVIII в.7 Источник заимствований указан Т. Б. Карбасовой [Карбасова, 2008, 365; Карбасова, 2011, 112, 172].
8. Житие Мартирия Зеленецкого, клирик Стефан, не позднее 70-х гг. XVII в.
Текст Первой редакции издан: [Крушельницкая, 1996, 293-322; Крушель-ницкая, 1998, 52-109].
К Житию прп. Александра Свирского восходят фрагмент предисловия от слов «иже ныне вново в наша роды просиявшаго, желаемъ прискорб-наго его пустыннаго жития слышати и написати всемъ на ползу» до слов «в непроходнеи сеи и блатнеи пустыни усердно подвизавшагося, житие в повесть предлагаемъ слышати желающимъ» [Крушельницкая, 1996, 294], фраза «Второе же породиша его банею святаго крещения» [Крушельницкая, 1996, 295]8, фраза «Достигшу же ему осмаго лета возраста своего, вдаста родителя его в научение грамоте» [Крушельницкая, 1996, 295]9, а также фрагменты «И тамо остризает власы главы своея, вкупе же и долу влекущая мудрования, и нарекоша имя ему // Боголепъ» [Крушельницкая, 1996, 296-297]10 и «Егда же убо преподобныи игуменъ Мартирии уразуме свое от земли преставление, призывает братию, глаголаше слезная: "Се убо, о, отцы и братия, по благодати Божии отходя света сего, предаю васъ в руце Господни..."» [Крушельницкая, 1996, 320].
Прп. Александр Свирский упоминается в молитве Мартирия в автобиографической Повести Мартирия Зеленецкого, легшей в основу многих эпизодов собственно Жития Мартирия: «Пречистая госпоже, царице небесная, посещала
7 Текст издан: [Семячко, 2005, 305-311; Герд, 2007, 123-134].
8 В обоих случаях Житие прп. Александра Свирского основывается на Житии Саввы Сербского. Источник установлен Л. К. Гаврюшиной [Гаврюшина, 1985; Гаврюшина, 2002].
9 В Житии прп. Александра Свирского этот фрагмент заимствован из Жития прп. Сергия Радонежского [Яхонтов, 1881, 52]. При заимствовании агиограф Мартирия Зеленецкого вставил указание на возраст, отсутствующее в источнике.
10 Текст Жития прп. Александра Свирского представляет собой в этом месте заимствование из Жития Варлаама Хутынского.
ты, госпоже, великих чюдотворцев, Иоанна Предтечю, и Сергия и Александра преподобных новых чюдотворцовъ, и всЬх святых, но то не дивно, понеже они от утробы матерня святи и твоего посещения достоини. Сие же велми дивно и чюдно на земли и на небеси будет, аще мя, // грЪшнаго и окаяннаго, своим милосердиемъ посетишь на уверение души моеи грЪшнои и на утвер-жение къ святому мЪсту сему» [Крушельницкая, 1996, 291].
9. Житие Никандра Псковского, 80-е годы XVI в. [Охотникова, 2003, 459; Охотникова, 2004а, 485, 489, 492; Охотникова, 2004б, 504; Охотникова, 2007, 517, 519-521, 562, 648-649].
Текст Псковской редакции издан: [Серебрянский, 1904, 47-56; Серебрян-ский, 1908, 538-545; Охотникова, 2004а, 497-500; Охотникова, 2005, 618-633; Охотникова, 2007, 526-534; 534-538]. Текст Риторической редакции издан: [Охотникова, 2004б, 526-565; Охотникова, 2007, 661-707].
По данным В. И. Охотниковой, Житие прп. Александра Свирского было использовано при создании трех редакций: Псковской (древнейшей), Монастырской и Риторической.
В Житии имеется эпизод видения прп. Александра Свирского герою: «Еще же преподобному бывшу в молитвах и в пощениих, и явися ему преподоб-ныи Александр Сверскии чюдотворец в видении, стоя пред келиею святаго и глагола ему: "Не боися, // Никандре". И второе явися ему Александр явленно в сенех пред келиею, то же глаголя: "Не боися, Никандре". И от того дне избавлен бысть святыи от всех сетеи вражиих» [Охотникова, 2007, 530]. Существует также совместный канон прп. Александру Свирскому и Никандру Псковско-му11, происхождение которого В. И. Охотникова связывает с богослужебной практикой в храме с двойным посвящением этим святым в Никандровой пустыни, сгоревшем в пожаре 1673 г. [Охотникова, 2007, 729-730].
10. Житие Трифона Вятского, не ранее 1663 г.
Текст Пространной редакции издан: [Шестаков, 1868, 1-158; Кузьмина, 2018, 381-448].
Заимствованиями из Жития прп. Александра Свирского являются четыре фрагмента предисловия: «юже подобну вашего достоинства предложити трапезу полну сущу словесе ангельския пищи» [Кузьмина, 2018, 382], довольно большой фрагмент от слов «Слово же, от разума текущее, и языка уяснение от неоскудных сего сокровищ молим подати нам» до слов «к добродетели поне мало подвигнемся, да негли многи велики // повести святых жития возбудят сердца наша к житию исправления» [Кузьмина, 2018, 382-383], «иже в пустыни труждьшася и постившася, и особь хождение его, последи же и архимандрита бывшаго в созданнем от него монастыре, яже в повести предлагаем слышим (sic!)» [Кузьмина, 2018, 383], «Обаче же Бога в помощь молитвами его призываем и начинаем повествовати, взыскующе отнюдуже удобно. Подобает же взыскати от корене отрасль, и обрящем, и вемлем (sic!) не от терния, но от благоплодныя лозы грозд» [Кузьмина, 2018, 384], а также фразы «Ро-диста же ся има и ины сыны, их же и божественным крещением просветив-ше, и благонравию научивше, о Господе радовахуся» [Кузьмина, 2018, 384],
11 Текст издан: [Охотникова, 2007, 753-755]. Теория и история культуры, искусства
«Блаженныи же отрок растяше добре» [Кузьмина, 2018, 384], «во всем повину-яся родителем своим. И ни в чем же преслушаше их, по божественному писанию, глаголющему: "Чти отца твоего и матерь, да благо ти будет и да будеши долголетен на земли"» [Кузьмина, 2018, 384], «Деснаго пути емлется» [Кузьмина, 2018, 384], «пощением // тело свое изнуряя» [Кузьмина, 2018, 384], «Бе бо благ нравом, и смирением, и кротостию украшашеся, и ко всем благоуветлив бысть» [Кузьмина, 2018, 385], «И егда же бывшу ему в возрасте в миру мужа» [Кузьмина, 2018, 385], «И яко земля плодовита прия в сердце своем сеющее семя учителя своего Спаса Иисус Христа слово» [Кузьмина, 2018, 386], «и ризы ношаше худы и многошвенны, точию плоти прикровением» [Кузьмина, 2018,
387]. Чудо об исцелении сына и даровании чад Иакову Строганову [Кузьмина, 2018, 388-389] написано под влиянием чуда прп. Александра Свирского о Богдане Корюкове [Охотникова, 2008, 263], хотя текстуальные совпадения ограничиваются частью фраз «и судбами Божиими вси изомроша» [Кузьмина, 2018,
388] и «сие дело, о нем же глаголеши, не наше, но Божие» [Кузьмина, 2018, 388]; эпизоды встречи с игуменом, пострига, описание монашеских подвигов [Кузьмина, 2018, 392-393], а также глава о преставлении Трифона [Кузьмина, 2018, 447] — под влиянием соответствующих описаний в Житии прп. Александра Свирского. В эпизоде болезни Трифона [Кузьмина, 2018, 394] использовано начало Видения Даниила [Охотникова, 2008, 260] или чуда о Савватии прп. Александра Свирского [Охотникова, 2008, 268-269]. «Чюдо о жене, бесным недугом одержимеи» [Кузьмина, 2018, 409-410] построено по образцу чуда «о жене разслаблене» (Татиане) [Охотникова, 2008, 271], текстуальные совпадения прослеживаются только в словах «абие ошютившися от видения сего, страхом и радостию одержима бе» [Кузьмина, 2018, 409].
11. Житие митрополита Филиппа, инок Варфоломей, 20-е гг. XVII в. [Пан-ченко, 2021, 215-216, 241-242; Панченко, 2022, 129, 178, 182].
Текст Колычевской редакции 1 и 2 вида издан: [Лобакова, 2006, 205-225; 226-241]. Текст Тулуповской редакции издан: [Панченко, 2022, 173-209]. Текст Основной редакции издан: [Лобакова, 2006, 164-204].
Житие прп. Александра Свирского в числе возможных литературных источников Жития митр. Филиппа рассмотрено в работе И. А. Лобаковой 1999 г. [Лобакова, 1999]. Отталкиваясь от упоминания И. Яхонтова о «сходных до буквы» выражениях и оборотах речи Жития митр. Филиппа и житий Кирилла Белозерского, прп. Александра Свирского и Александра Ошевенского [Яхонтов, 1881, 151], исследовательница сопоставляет предполагаемые источники с тремя основными редакциями Жития (Краткой, Колычевской и Тулуповской). Результаты анализа приводят к выводу о том, что связи рассматриваемых памятников «не могут быть объяснены простым заимствованием» и что общие для них мотивы получают разное по степени близости словесное оформление [Лобако-ва, 1999, 358]. Набор цитат из Священного Писания оказывается общим для всех памятников, но одинаковые цитаты могут оформлять как в сходные, так и (значительно чаще) различные ситуации [Лобакова, 1999, 361-362].
В более поздней работе, с учетом еще одного найденного списка Краткой редакции и нескольких обнаруженных к тому времени непосредственных источников Жития митр. Филиппа, И. А. Лобакова пересматривает свои
выводы и упоминает Житие прп. Александра Свирского только в качестве примера особого типа житий — «основателей и устроителей монастырей, имеющих свою устойчивую систему мотивов и топику», на который ориентируется агиограф митр. Филиппа [Лобакова, 2006, 45].
Взаимоотношение редакций Жития митр. Филиппа было рассмотрено заново О. В. Панченко, который, в частности, выделил Тулуповскую редакцию из числа списков Тулуповской и Основной редакции. Прямые текстуальные заимствования из Жития прп. Александра Свирского отмечены О. В. Панченко в публикации Тулуповской редакции [Панченко, 2022, 178, 182]. По мнению исследователя, влияние Жития прп. Александра Свирского обнаруживается в следующих фрагментах: «Родителем же его взысканию велику бывшу о немъ. Поискавше его въ царствующемъ граде // всюду, и по окрестнымъ градовом и весемъ, и не обретше; и плакашеся, яко по мертвомъ» [Панченко, 2022, 178] и «аще и стареишиньство приемъ» [Панченко, 2022, 182]. Кроме того, мотив недовольства братии в эпизоде строительства двух новых храмов добавлен к первоначальному тексту также под влиянием Жития прп. Александра Свирского [Панченко, 2021, 215-216].
Прп. Александр Свирский упоминается в тексте Жития митр. Филиппа в описании пострига и начала монашеского пути Филиппа: «И даша его по чину монастыря того под начало на исправление душевное и внимати чернечеству и благочинию монастырскому духовну и знаменоносну старцу священноиноку Ионе, зовому Шамше, // иже вторая правляще монастыря того, иже и бысть со-причастникъ преподобному отцу нашему Александру Свирскому» [Лобакова, 2006, 210, Колычевская редакция]; «И на исправление предается в послушание и внимати чернечеству и благочинию монастырьскому некоему дивну мужу, единому Богу живущу, именемъ ермонаху Ионе, иже вторая правяше монастыря того, иже и бысть сопричастникъ преподобному отцу нашему Александру Сверьскому» [Панченко, 2022, 179, Тулуповская редакция]; «И на исправление предается в послушание и внимати чернечеству и благочинию монастырьско-му некоему дивну мужу, единому Богу живущу, именем ермонаху Ионе, иже вторая правяше монастыря того, иже и бысть сопричастникъ преподобному отцу Александру Свирьскому» [Лобакова, 2006, 171, Основная редакция].
Выводы
В своем исследовании распространения почитания прп. Александра Свир-ского в России А. Г. Мельник приводит сведения о шести храмах с посвящением этому святому, построенных в XVI в. [Мельник, 2017б, 154], упоминая, что писцовые материалы XVI в. по большей части городов и сел России до нас не дошли и эта картина заведомо фрагментарна [Мельник, 2017б, 155]. Как видно из приведенного выше обзора, к XVI в. относятся шесть агиографических памятников, литературным образцом или источником которых послужило Житие прп. Александра Свирского (Житие Александра Ошевенского, Сказание о чудесах и обретении мощей Антония Римлянина, Житие Антония Сийского, Чудеса Василия Блаженного, Житие Кирилла Новоезерского, Житие Никандра Псковского). Часть из них имеет прямое указание на происхождение
из того или иного книжного центра (Житие Александра Ошевенского, Сказание о чудесах и обретении мощей Антония Римлянина, Житие Антония Сий-ского), о происхождении других имеются косвенные свидетельства (Чудеса Василия Блаженного, вероятнее всего, связаны с московской церковью Покрова на Рву, ныне более известной как собор Василия Блаженного, Житие Кирилла Новоезерского, написанное игуменом Пименом, — с Кирилловым-Новоезерским монастырем, Житие Никандра Псковского — с Никандровой пустынью). Перечень агиографических произведений также может дополняться по мере выявления новых памятников, испытавших влияние Жития прп. Александра Свирского. Число известных нам церквей в честь святого вполне сопоставимо с числом письменных памятников, авторы которых воспринимали Житие прп. Александра Свирского как авторитетный образец, и эти данные дополняют друг друга.
Очевидно, что создание посвященных тому или иному святому литературных произведений может рассматриваться в качестве полноценного признака развитого почитания в том или ином книжном центре, при этом не только того святого, которому посвящено житие или похвальное слово, но и того, житие которого послужило образцом. Таким образом, выявление литературных образцов и литературных источников письменных памятников является задачей не только историко-литературной, но и историко-церковной и историко-культурной.
Источники и литература
Источники
1. ОИДР 45 — Российская государственная библиотека. Ф. 205 (собрание Общества истории и древностей Российских). № 45. Кон. XIX в. Л. 22 об.-98. Житие Ефрема Перекомского.
2. РГИА — Российский государственный исторический архив. Ф. 834 (Архив Синода). Оп. 3. № 3884. Кон. XVIII в. Л. 1-53. Житие Ефрема Перекомского.
Литература
3. Гаврюшина (1985) — Гаврюшина Л. К. Из истории сербско-русских литературных связей (Житие Саввы Сербского и русские агиографы XVI в.) // Советское славяноведение. 1985. № 1. С. 76-81.
4. Гаврюшина (2002) — Гаврюшина Л. К. Жития преподобного Сергия Радонежского и святителя Саввы Сербского в русской агиографии XVI в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы II Международной конференции 4-6 октября 2000 г. Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2002. С. 208-222.
5. Герд (2002) — Житие Александра Свирского: Текст и словоуказатель / Сост. И. В. Азарова, Е. Л. Алексеева, Л. А. Захарова, К. Н. Лемешев; под ред. А. С. Герда. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2002. 211, [2] с.
6. Герд (2003) — Житие Антония Сийского: Текст и словоуказатель / Под ред. А. С. Герда. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2003. 311, [1] с.
7. Герд (2007) — Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского: Тексты и словоуказатель / Под ред. А. С. Герда. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. 211, [4] с.
8. Герд (2010) — Жития Иннокентия Комельского, Арсения Комельского и Стефана Комельского: Тексты и словоуказатель / Под ред. А. С. Герда. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2010. 178, [3] с. EDN YNMZET.
9. Духанина (2017) — Духанина А. В. Изучение языка и поэтики Епифаниевской редакции Жития Сергия Радонежского в свете текстологии // Труды Отдела древнерусской литературы. 2017. Т. 65. С. 265-281. EDN VMUVLD.
10. Карбасова (2005) — Житие Кирилла Новоезерского (Подготовка текста, перевод и комментарии Т. Б. Карбасовой) // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 13: XVI век / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. По-нырко. СПб.: Наука, 2005. С. 354-415; 788-795.
11. Карбасова (2006) — Карбасова Т.Б. Житие Кирилла Новоезерского: Первоначальная редакция // Труды Отдела древнерусской литературы. 2006. Т. 57. С. 633670. EDN XUЮVF.
12. Карбасова (2008) — Карбасова Т.Б. Литературные источники Жития Кирилла Новоезерского // Труды Отдела древнерусской литературы. 2008. Т. 58. С. 332-365. EDN XUAFJB.
13. Карбасова (2011) — Карбасова Т.Б. Кирилл Новоезерский. История почитания: Исследование и тексты. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2011. 560 с. EDN QVVXAX.
14. Ключевский (1871) — Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: К. Солдатенков, 1871. [4], IV, 466, IV, IV с.
15. Корогодина (2015) — Корогодина М.В. Литературные источники о времени жизни валаамских чудотворцев Сергия и Германа // Русская литература. 2015. № 3. С. 39-45.
16. Крушельницкая (1996) — Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Марти-рия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските: Исследование и тексты. СПб.: Наука, 1996. 368 с. EDN WIVCER.
17. Крушельницкая (1998) — Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь / Изд. подг. Е. В. Крушельницкой. СПб.: Алетейя, 1998. 256 с. (Серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях». Вып. 5).
18. Кузнецов (1910) — Кузнецов И. И, прот. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради <юродивые>, московские чудотворцы (Историко-агиографическое исследование) // Записки Московского археологического института, издаваемые под редакцией А. И. Успенского. 1910. Т. 8. 495, IV, 4 с.
19. Кузьмина (2018) — Кузьмина М. К. Малоизвестные севернорусские жития XV-XVII вв. М.: Водолей, 2018. 572 с. EDN ZBNJZJ.
20. Лобакова (1999) — Лобакова И.А. «Житие митрополита Филиппа» и севернорусская житийная традиция (Вопросы типологии) // Труды Отдела древнерусской литературы. 1999. Т. 51. С. 357-364.
21. Лобакова (2006) — Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты / Науч. ред. Н. С. Демкова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 312 с.
22. Мельник (2014) — Мельник А.Г. Практика почитания св. Алексея, митрополита всея Руси, в XVI веке // Труды Отдела древнерусской литературы. 2014. Т. 62. С. 53-69. EDN SQTSIF.
23. Мельник (2017а) — Мельник А.Г. История распространения культа св. Алексея митрополита в России конца XV-XVI века // Материалы Российской научной конференции «Макариевские чтения», 25-27 июня. Вып. 24: Труженики на историческом поприще. Можайск: ЗАО «Периодика», 2017. С. 151-161.
24. Мельник (2017б) — Мельник А.Г. Распространение почитания св. Александра Свирского в России XVI — начала XVII в. // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. Т. 3. СПб.: Пушкинский Дом, 2017. С. 153-158.
25. Мельник (2019) — Мельник А.Г. Почитание святого Димитрия Прилуцкого. Распространение культа в России XV-XVI века // Пространство иконы. Иконография и иеротопия: сборник статей к 60-летию А. М. Лидова / Ред.-сост. М. Баччи, Е. Богданович. М.: Феория, 2019. С. 206-214.
26. Минеева (2001) — Минеева С.В. Рукописная традиция Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVI-XVIII вв.). Т. 1. М.: Языки славянской культуры, 2001. 796 с. EDN RAXZOP.
27. Орлова (2008) — Орлова Л.М. «Житие Василия Блаженного» — памятник древнерусской агиографии XVI века: Проблемы текстологии и литературной истории произведения // Герменевтика древнерусской литературы. 2008. № 13. С. 601-623. EDN YQASOV.
28. Охотина (1991a) — Охотина Н. А. О времени основания Перекомского монастыря и авторе жития Ефрема Перекомского // Народная культура Севера: «первичное» и «вторичное», традиции и новации: Тезисы докладов и сообщений Региональной научной конференции, 28-30 мая 1991 г. / Ред.-сост. А. А. Куратов. Архангельск: Архангельский государственный педагогический институт, 1991. С. 136-138.
29. Охотина (1991b) — Сказание краткое (вступление, перевод, публикация и комментарии Н. А. Охотиной) // Север. 1991. № 9. С. 11-24.
30. Охотина-Линд (1996) — Охотина-Линд Н.А. Сказание о Валаамском монастыре: Исследование, текст, перевод с древнерусского, комментарии. СПб.: Гла-голъ, 1996. [2], X, 3-246 с.
31. Охотина-Линд (2007a) — Охотина-Линд Н.А. Ефрем Перекомский // Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков: Энциклопедический словарь / Отв. ред. В. Л. Янин. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 171.
32. Охотина-Линд (2007b) — Охотина-Линд Н.А. Роман // Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков: Энциклопедический словарь / Отв. ред. В. Л. Янин. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 417.
33. Охотникова (2003) — Охотникова В. И. Житие Никандра Псковского в редакциях XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. 2003. Т. 54. С. 435-490.
34. Охотникова (2004а) — Охотникова В. И. Житие Никандра Псковского: К вопросу о первоначальной редакции жития // Труды Отдела древнерусской литературы. 2004. Т. 56. С. 481-500.
35. Охотникова (2004б) — Охотникова В. И. Поздние редакции Жития Никандра Псковского // Труды Отдела древнерусской литературы. 2004. Т. 56. С. 501-565.
36. Охотникова (2005) — Житие Никандра Псковского (Подготовка текста, перевод и комментарии В. И. Охотниковой) // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 13: XVI век / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. По-нырко. СПб.: Наука, 2005. С. 618-633, 826-828.
37. Охотникова (2007) — Охотникова В.И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исследования и тексты: в 2 т. Т. 2: Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. 772 с. EDN QTBGNT.
38. Охотникова (2008) — Житие преподобного Александра Свирского. Публикация В. И. Охотниковой // Соловьева И.Д. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь: художественное наследие и историческая летопись. СПб.: НП-Принт, 2008. С. 239-273.
39. Пак (2017) — Пак Н. В. Об источниках Жития Александра Свирского: глава «о списавшемъ житие святаго» // Slovene. 2017. Т. 6. № 1. С. 350-380. EDN UUVQEE.
40. Пак (2021) — Пак Н.В. Похвала Евфимию Великому и Савве Освященному Кирилла монаха и похвальные слова русским святым // Slavia Orientalis. 2021. T. 70. № 2. C. 279-297. EDN BMHXRM.
41. Панченко (2021) — Панченко О.В. Житие митрополита Филиппа: Нерешенные вопросы истории текста // Труды Отдела древнерусской литературы. 2021. Т. 68. С. 211-368. EDN UOFLFX.
42. Панченко (2022) — Панченко О.В. О Тулуповской редакции Жития митрополита Филиппа и ее авторе, соловецком иноке Варфоломее Коноплеве // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации / Отв. ред. Т. Р. Руди, С. А. Се-мячко. Т. 4. СПб.: Пушкинский Дом, 2022. С. 126-209. EDN DKDNCR.
43. Пигин (2017) — Пигин А.В. Пространная редакция Жития Александра Оше-венского // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. Т. 3. СПб.: Пушкинский Дом, 2017. С. 206-309. EDN YPGLAV.
44. Пигин (2022) — Пигин А. В. «И от своего отечествия изгнани быша»: утраченный эпизод в житии Александра Ошевенского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2022. № 2 (88). С. 158-168. EDN EGIKCG.
45. Рыжова (2000) — Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2000. 371 с. EDN KCWISL.
46. Сабирова (1992) — Сабирова Л.М. Житие Василия Блаженного — памятник древнерусской агиографии XVI века: Проблемы текстологии и литературной истории произведения: дисс. ... канд. филол. наук / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1992. 237, [5], 28 с.
47. Семячко (2005) — Семячко С.А. Житие Александра Куштского и Евфимия Сянжемского // Святые подвижники и обители Русского Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели / Изд. подг. Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. С. 299-311. EDN QTNBFZ.
48. Семячко (2021) — Житие преподобного Иннокентия Комельского / Вступ. ст., подг. текстов и пер. С. А. Семячко. Вологда: [б.и.], 2021. 96 с. EDN NYCDDW.
49. Серебрянский (1904) — Серебрянский Н.И. О редакциях Жития преподобного Никандра Псковского // Памятники древней письменности и искусства. 1904. Т. 157. С. 3-58.
50. Серебрянский (1908) — Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле с критико-библиографическим обзором литературы и источников по истории псковского монашества. М.: Синодальная типография, 1908. IV, 580, VI с.
51. Сказание (1897) — Сказаше о чудесЬхъ преподобнаго отца нашего Антошя Римлянина // Новгородские епархиальные ведомости. 1897. № 13. С. 792-803; № 14. С. 858-867; № 15. С. 940-951.
52. Соболева (2019) — Соболева А.Е. Рукописи Жития Александра Свирского в собраниях Российской государственной библиотеки // Румянцевские чтения —
2019: Материалы Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Ч. 3. М.: Пашков Дом, 2019. С. 53-57. EDN ZSWKUZ.
53. Соболева (2020) — Соболева А.Е. Новонайденные ранние житийные тексты об Александре Свирском // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2020. Т. 17. № 2. С. 290-308. EDN BBHWAZ.
54. Соболева (2021) — Соболева А.Е. К вопросу о соотношении житийных текстов в минеях четиих иеромонаха Германа Тулупова и Иоанна Милютина // Вестник ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2021. № 66. С. 59-70. EDN LHYVBW.
55. Соболева (2022) — Соболева А.Е. Житие преподобного Александра Свирского в четиих минеях XVI-XVII вв. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2022. № 2 (88). С. 147-157. EDN MFJXTJ.
56. Соболева А., Соболева М. (2020) — Соболева А.Е., Соболева М.Е. Рукопись Жития Александра Свирского из собрания Покровского собора в кругу лицевых рукописей Жития // Актуальные проблемы изучения и сохранения памятников архитектуры: Чтения памяти И. И. Кузнецова. Вып. 1. Материалы научной конференции, посвященной памяти протоиерея Покровского собора (храма Василия Блаженного), историка Иоанна Иоанновича Кузнецова и 550-летию рождения блаженного Василия, Московского чудотворца (12-13 ноября 2019 г., г. Москва) / Отв. ред. Т. Г. Сарачева, ред.-сост. Н. Н. Малышева, Т. Г. Сарачева. М.: [б. и.], 2020. С. 111-131.
57. Соколова 1989 — Соколова Л.В. Роман // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: (вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 2: Л-Я / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1989. С. 311-313.
58. Федотова (2001) — Федотова М.А. К вопросу о Житии Ефрема Перекомско-го // Книжные центры Древней Руси. Севернорусские монастыри / Ред. тома С. А. Семячко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 152-198.
59. Шамина (2009) — Шамина И. Н. Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им монастырь // Вестник церковной истории. 2009. Вып. 13-14. № 1-2. С. 26-99. EDN SDYBOJ.
60. Шестаков (1868) — Житие преподобного отца нашего Трифона, Вятского чудотворца: Памятник русской духовной письменности XVII века / Ред. и пре-дисл. П. Шестакова // Православный Собеседник. 1868. Октябрь. С. 1-80; Ноябрь. С. 81-116.
61. Яхонтов (1881) — Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Составлено по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань: Типография Императорского университета, 1881. 377 с.
62. Siilin (2001) — SUlin L. Отражение графико-орфографических норм церковнославянского языка в житийной литературе второй половины XVI в. (на материале Жития Александра Свирского). Joensuu: Joensuun yliopisto, 2001 (=Joensuun yliopiston humanistisia julkaisuja. №25). [4], IV, 402, 28 с.