М. В. Руднева
ЖИТЕЙСКИЕ И НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
В современном социокультурном пространстве России представление о психологическом консультировании сформировалось под воздействием теоретических постулатов различных зарубежных психологических школ, которые способствовали разночтениям в понимании и интерпретации данной области практической деятельности. Современные средства массовой информации, преодолевая барьер сопротивления российского гражданина различным инновациям в психологической практике, прикладывают усилия для внедрения в сознание обывателя образа понимающего и помогающего психолога, который сможет справиться с любой трудностью. Безусловно, деятельность практикующих специалистов влияет на представления людей о понятной, и в тоже время загадочной профессии — психолог-консультант. Прежде чем описать портрет профессионала рассмотрим различные как житейские, так и научные представления о психологическом консультировании.
Анализируя и описывая социальные представления о психологах консультантах, существующие в житейской психологии, будем опираться на наше пилотажное исследование, в котором приняло участие шестьдесят человек — мужчин и женщин разного возраста (от 20-ти до 60-ти лет), разного уровня образования (от среднего до высшего), различного семейного положения (семейные, холостые и разведенные). Обязательным условием при формировании выборки исследования было требование отсутствия у исследуемых психологического и медицинского образования. Именн данное исследование позволило нам утверждать, что в житейской психологии бытуют различные социальные представления о психологах-консультантах. Перечислим наиболее популярные. Психолог-консультант — это доктор (часто с высшим психологическим образованием). В данной парадигме консультирование — это лечение, в котором врач-психолог принимает на себя ответственность за все советы и рекомендации, сформулированные им для пациента. Вследствие существующего стереотипного представления о психологе как «всевидящем докторе», многие обыватели рассматривают обращение к нему как стратегию поиска нестандартного, но в тоже время наименее травматичного способа помощи в ситуации болезни (часто психической). В данном житейском
270
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 2
представлении мы можем обнаружить существующую в сознании обывателя связь между психологией и парапсихологией. Не менее притягательной является концепция обожествления психолога консультанта и наделения его свойствами совершенного человека и волшебника. При наличии данного представления о психологе консультанте, сам процесс консультирования рассматривается как чудодейственный способа помощи практически в любой безвыходной ситуации. Психолог обладает «высшим знанием» о наиболее продуктивных способах решения как простых, так и сложных житейских ситуаций. С точки зрения многих людей, грамотный психолог любую проблемную ситуацию клиента должен разрешить за одну встречу, а если это не происходит, то он не профессионал. Еще одно распространенное представление: психолог-консультант — это специалист, который работает с душевными проблемами. При наличии этого социального представления о психологе консультанте, мы обнаружили отождествление деятельности психолога с деятельностью священника. Неправомерным бы было утаивание негативного образа психолога консультант. Психолог-консультант — это шарлатан, который своими сомнительными способами «дурит голову» доверчивым клиентам. Психолог-консультант — это предприниматель, который сферой своего заработка делает человеческие отношения. Психолог-консультант — это успешный манипулятор, удовлетворяющий свою ненасытную жажду власти. Негативные представления о психологе консультанте появляются как следствие собственного или чужого опыта, так и благодаря СМИ, Перечисленные стереотипные представления содержат в себе основания для будущего разочарования клиента действиями психолога.
В проводимом исследовании нас интересовала степень конгруэнтности понятий «психолог-консультант» и «психотерапевт». Главное отличие, которое было нами зафиксировано — это представление о разном образовании данных специалистов — практически 90 % опрошенных считали обязательным наличие медицинского образования у психотерапевтов, которое позволяет им лечить своих подопечных, не только психологическими методами, но и медикаментозно. Во всех остальных функциональных обязанностях социальные представления о психологе-консультанте и психотерапевте конгруэнтны. Одним из аспектов нашего исследования было выявление особенностей ожидания людей от встречи с психологом-консультантом. Наиболее распространенный ответ — это ожидание совета, который позволит разрешить тупиковые, драматичные, кризисные и повседневные конфликтные ситуации в жизни клиентов. Кроме того, от психолога-консультанта наши испытуемые ждут: поддержку, сопереживание, профессионального взгляда со стороны, анализа ситуации и причин, которые вызвали данную ситуацию, авторитетности и обоснованности в суждениях, спокойствия, «уверенности, которая передается», умения слушать, гибкости, непредвзятости, профессионализма.
Значимым этапом исследования было описание свойств личности психолога консультанта. Более половины наших исследуемых наиболее важными свойствами личности психолога консультанта считают — гармоничность, терпение и непредвзятое отношение к людям, доброту, мудрость самообладание, спокойствие. 20 % испытуемых выделяет такие свойства как доброжелательность, искренность, статусность, мягкость. В описаниях также встречаются перечисление умений, таких как умения убеждать, успокаивать, находить индивидуальный подход к человеку. Если сравнить представления испытуемых нашей выборки и представления студентов психологов (данные получены в дипломных исследованиях Крымской Е. (2012), Чубукиной Е. (2009)),
то можно обнаружить следующие различия — студенты психологии выделяют следующие свойства, которые не встретились в описаниях наших испытуемых: терпимость к другим, профессионализм, уверенность, эмпатия, открытость, высокий интеллект, гибкость. Студенты психологии описывают умения психологов-консультантов отдельным блоком, и кроме перечисленных испытуемыми непрофессионалами умений, дополняют этот список такими умениями как умение следить за процессом консультирования, умение слушать, рефлексировать, способствовать самораскрытию клиента, анализировать как свою речь, так и речь клиента, умение вступать в конфронтацию. Интересным для анализа явился вопрос — что должен сделать консультант, чтобы вызвать доверие у клиента. Перечислим наиболее часто встречаемые ответы. Для формирования доверия со стороны клиента по отношению к психологу-консультан-ту важно, чтобы он был приятным человеком, который заботится о своем внешнем виде, который умеет раскрепостить и расположить человека к себе, чувствительный к установкам и поведению других людей, обладает пониманием и индивидуальным подходом к каждому конкретному человеку. Небольшая часть испытуемых (около10 % от всей выборки) была радикально настроена и утверждала, что доверие либо есть, либо его нет.
Мы знаем насколько значимым в психологическом поле практической психологии является размышление об ответственности психолога-консультанта по отношению к клиенту. В нашей выборке 60 % испытуемых уверены, что психолог-консультант несет ответственность за клиента. Таким образом, консультант наделяется родительской позицией, что может помешать эффективности процесса консультирования, и создает дополнительные трудности в преодолении сопротивления со стороны клиента. 40 % испытуемых считают, что ответственность принадлежит только клиенту. Данное утверждение нуждается в дальнейшем уточнении. Так как. с нашей точки зрения, клиент несет ответственность за результат консультирования, а психолог-консультант за организацию процесса консультирования и выбор наиболее продуктивных для каждого конкретного клиента форм и методов взаимодействия, а также технологий помощи.
Размышляя о факторах, которые влияют на эффективность процесса консультирования. 50 % наших испытуемых считают, что результативность достигается благодаря квалификации специалиста, которая позволяет расположить к себе клиента, сформировать у него доверие и создать установку на конструктивные рабочие отношения. 20 % наших испытуемых считают, что результат будет зависеть непосредственно от самого клиента (его настроенности на работу). 10 % испытуемых считают, что эффективность связана с процессом трансформации личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта.
Рассмотрев представления о процессе консультирования и личности консультанта, которые существуют в житейской психологии, обратимся к представлениям о личности психолога консультанта, которые сформировались в научной консультативной психологии.
Правомерно любой анализ начинать с этимологии слова. Консультировать (лат. сошикаге) — совещаться, советоваться, заботиться. Следовательно, психологическая консультация предполагает, что процесс совещания, заботы и высказывания различных рекомендаций протекает в области душевной жизни человека.
Размышляя о формулировке определения психологического консультирования как одного из видов психологической помощи, можно утверждать, что это диалоговое взаимодействие клиента и консультанта, целью которого является поиск ресурс-
ных возможностей клиента, позволяющих ему разрешить собственные трудности и проблемы в различных сферах его жизни. Наше определение пересекается с определениями других авторов. Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: «Консультирование означает профессиональное отношение между специально подготовленным консультантом и клиентом... Назначение консультирования заключается в том, чтобы помочь клиентам понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера» 1. Так же существует и другое понимания процесса консультирования. Эдемиллер Э. Г. формулирует свое представление о консультировании следующим образом: «Консультирование является полимодальной духовной практикой, соединивший в себе религию, медицину, вообще психотерапию в частности, педагогику. психологию, этику и политику. .Политика и консультирование близки тем, что способны оказывать влияние на человека. Без этого качества не может быть эффективного политика и консультанта» 2.
Обобщая приведенные определения, можно выделить общие положения:
— Консультирование — это процесс.
— Консультирование — это диалог.
— Консультирование — это сотрудничество.
— Консультирование — это взаимодействие двух или более личностей, которое позволяет им развиваться.
— В консультировании за организацию процесса несет ответственность консультант, а за результат клиент.
Во многих теоретических подходах личность психолога-консультанта рассматривается как важнейшее целительное средство в пространстве консультирования. Римас Кочюнас в своей работе приводит высказывание известного английского психоаналитика М. Balint, который еще в 1957 говорил о том, что «.психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности» 3. Обратимся к размышлениям зарубежных и отечественных психологов о важности и определяющей роли личностных свойств консультанта в процессе консультирования. Карл Роджерс (1994) подчеркивал, что теоретические и методологические навыки консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. Ролло Мей 4 называет «личность консультанта орудием труда, и акцентирует наше внимание на важности полноты и целостности личности консультанта, которые определяют эффективность консультирования».
Психологическое сообщество, сегодня, все больше осознает значимость личных качеств психолога-консультанта для консультативного процесса. В связи с этим становиться очевидным утверждение Шеховцовой Л.Ф, «что мастерство
1 Цит. по: Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: Теория и практика / Пер. с англ.— М.: Изд-во Эксмо, 2002. С. 10.
2 Добряков И. В., Никольская И. М., Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия.— СПб.: Речь, 2003.
3 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования — М., Академический проект, 2005.— С. 26.
4 Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т. К. Кругловой.— М.6 Независимая газета «Класс», 1994.
консультанта определяет наличие не только знаний и умений, но и определенные личностные качества» 5.
Римас Кочюнос обращает внимание на тот факт, что основной техникой психологического консультирования является модель «я — как инструмент», т. е. основным методом, стимулирующим совершенствование клиента, является личность консультанта 6.
По мнению Карвасарского Б.Д (1985), личность психотерапевта есть детерминанта психотерапевтического процесса и она обусловлена целым рядом динамических характеристик, которые определяют эффективность этого процесса. В первую очередь, автор выделяет такие фундаментальные, на его взгляд, характеристики как самооценка психотерапевта и восприятие им самим себя, представления о своей роли, ожидания эффективности от собственной работы 7. (Карвасарский Б. Д., 1985) Бернс рассматривает влияние самооценки на характер и успешность профессиональной деятельности, доказывая, что «высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий» 8.
Размышляя о содержательной и процессуальной стороне профессионального развития личности практического психолога, Якушева Г. И. (1996) выделяет такие структурные компоненты: как теоретико-психологическая образованность, психотехнологическое знание, специально-профессиональная компетентность, дифференцированная культура, саморазвитие и профессиональное самосовершенствование.
Особую роль в развитии личности психолога Якушева Г. И. отводит трем последним компонентам — дифференцированной культуре, саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию. Дифференцированная культура, по мнению автора, включает в себя культуру мысли, культуру общения, культуру эмоций, культуру отношений, культуру здорового образа жизни и пр. Автор выделяет основные ее компоненты: умение поставить себя на место другого, эмпатичность и рефлексия. Самопознание и профессиональное самосовершенствование включают: понимание своих личных характеристик, реальную оценку своих возможностей и уровня квалификации, способность к объективной самооценке, знание своих чувств настолько хорошо, насколько это возможно, а также ситуативное самопознание, под которым автор имеет в виду постоянную рефлексию и самоорганизацию при взаимодействии с клиентом.
Нам представляется интересным рассмотреть и специально-профессиональную компетентность, которая понимается Якушевой Г. И. (1996) как способность практического психолога эффективно взаимодействовать с другими в процессе консультирования, умение ориентироваться в ситуации клиента, и умение верно отразить его личностные особенности и эмоциональное состояние.
5 Шеховцова Л.Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического конультирования и психотерапии.— СПб.: Издание храма Воскресения Христова, 2009.
6 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования — М.: Академический проект, 2005. — С. 26.
7 Карвасарский Б.Д. Психотерапия.: Учебник для вузов.— СПб.: Питер, 2002.
8 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ.— М.: Прогресс, 1986.
Рефлексия как наиболее важная профессиональная составляющая личности психолога рассматривается Набережневой М. А., которая утверждает что «.рефлексия позволяет психологу наиболее эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность на уровне творческой самореализации, в условиях потребности само-актулизации, “Я-концепции” и децентрации» 9.
С точки зрения Абрамовой Г. С.— квалифицированный психолог понимает, что его реакции влияют на клиента, и он сам (психолог) оказывается под влиянием реакций клиента. Автор утверждает, что осознавая это влияние, психолог должен фиксировать свои чувства, мысли, желания и возможности. Это позволит психологу не выделять содержание своей «Я-концепции», и степень ее включенности во взаимодействие с клиентом 10.
Отмечая. что существуют поверхностные и более глубокие взгляды на требования предъявляемые психологу-консультанту, Обозов Н. Н. обращает внимание на следующие качества:
«— безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей;
— чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находиться рядом;
— пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью), как способность легко переключаться с одной темы на другую, быстрота смены различных точек зрения при рассмотрении того или иного вопроса.
— эмоциональная сдержанность и терпимость;
— поддержание общей культуры поведения (возможно только при многочисленных и разнообразных контактах психолога с другими людьми, в результате чего формируются своеобразные штампы речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости — дистантности в межличностных контактах, характерной жестикуляции и мимики);
— умения выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения» и.
Наиболее значимыми и соответствующими западной парадигме консультативной психологии, по мнению Римаса Кочюнаса являются следующие характеристики личности психолога:
— аутентичность — имеется в виду желание и способность человека быть самим собой.
— открытость собственному опыту — искренность в восприятии собственных чувств, что обеспечит успешное контролирование своего поведения.
— развитое самопознание — умение слышать то, что твориться внутри.
— сила личности и идентичности — консультант должен знать кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни и что для него важно по существу;
— толерантность к неопределенности — уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать;
9 Набережнева М.А. Психологические условия развития рефлексивной культуры практического психолога образования // Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г.— 102.
10 Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт.— М., 2002. С. 127.
11 Обозов Н. Н. Психологическое консультирование: Методическое пособие.— СПб.: Изд-во СПБГУ— 1993.— С. 20-26.
— принятие личной ответственности — личная ответственность помогает конструктивно воспринимать критику, и в таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты. А служит полезной обратной связью;
— глубина отношений с другими людьми — консультант обязан оценивать взгляды, чувства, своеобразные черты личности. Но делать это без осуждения, и не наклеивать ярлыков;
— постановка реалистичных целей — эффективный консультант должен осознавать свои возможности 12.
Интересно отметить, что Дж. Бьюдженталь определяет аутентичность как стержневое качество психотерапевта и важнейшую экзистенциальную ценностью. Психотерапевт отождествляет слово «аутентичность» с близким ему «присутствие», и выделяет две стороны этого качества:
«1. Доступность — степень того, насколько человек допускает. чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовала на него;
2. Экспрессивность — степень, в которой человек склонен позволять другому (другим)действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает самораскрытие без маскировки каких-то субьективных переживаний» 13.
Шеховцова Л. Ф. определяет аутентичность как соответствие чувства и его экспрессии, это способность не только быть собой, самотождественность, но также и способность принимать себя, демонстрировать другим свою самотождественность. Как пишет автор, «аутентичность невозможна при неуверенности и непринятии себя, когда есть желание подчеркнуть свою значимость. У аутентичного психолога отсутствует позиция знатока человеческих душ, психолога-душеведа» 14.
На наш взгляд, стоит уделить особое внимание одной из важнейших черт личности консультанта — эмпатии. Выполнение требований предъявляемых к личности психолога, невозможно без ряда качеств и способностей, где центральную роль играют эмпатические способности 15.
К качествам, которые отвечают за продуктивность профессиональной деятельности практического психолога, по мнению Котовой С. С. (2003), нужно отнести социальный интеллект и эмпатию, которые способствуют субъективному восприятию другого человека, проникновению в его внутренний мир, пониманию его переживаний, мыслей и чувств.
«Позитивное значение эмпатического понимания для результатов консультирования лучше всего отражено эмпирически, и этого не оспаривают представители всех ориентаций» 16.
В отечественной психологии на проблему значимости эмпатических способностей для личности психолога обратила внимание Собчик Л. Н. Она выдвинула
12 Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия.— 5 изд-е.— М.: Академический проект, 2005.— С. 30-36.
13 Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта.— СПб.: Питер. 2001.— С. 42-43.
14 Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии.— СПб.: Издание храма Воскресения Христова, 2009.
15 Щербакова Н. А. Эмпатические способности студентов психологов. Учебное пособие.— М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
16 Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия.— 5 изд-е.— М.: Академический проект, 2005.— С. 61.
предположение о том, что успешная, деятельная личность психолога имеет ряд позитивных и продуктивных качеств, среди которых безусловно присутствует эмпатия. В противном случае, считает Собчик Л. Н., «.личность психолога с явно выраженным чувством превосходства над окружающими, упивающаяся своей властью, лишена внутренней конгруэнтности, гуманности, жертвенности, эмпатийности» 17.
Профессиональная ментальность в структуре личности психолога изучалась в психологии как интегральная характеристика личности, которая включает в себя совокупность социально-психологических установок, ценностных ориентаций, особенностей восприятия и осмысления действительности, систему отношений человека к миру. Но, как утверждает Шербакова Н.А, в случае отсутствия эмпа-тических способностей личность психолога претерпевает необратимый процесс деформации 18.
Завершая наш анализ и описание научных представлений о личности психолога консультанта, представляется важным акцентировать внимание на структуре целостности и духовности как базовой основы для формирования профессиональных качеств психолога-консультанта. Леонтьев Д. А. обращает внимание, что по мнению ряда авторов (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. П. Зинченко, В. И. Сло-бодчиков, Т. А. Флоренская и др.), личность психолога в современной психологии рассматривается в русле ее духовности. Духовность в данном случае определяется автором как определенный способ существования человека, и суть ее состоит в том, что вместо иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность. Именно духовность характеризует зрелую личность и определяет как направление саморазвития, так основные принципы и технологию профессиональной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт.— М., 2002.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание I Пер. с англ.— М., 1986.
3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта.— СПб., 2001.
4. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: Теория и практика I Пер. с англ.— М., 2002. З. Добряков И. В, Никольская И. М., Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная
психотерапия.— СПб., 2003.
6. Карвасарский Б. Д. Психотерапия.: Учебник для вузов.— СПб., 2002.
7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.— М., 200З.
8. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия.— З-е изд.— М., 200З.
17 Собчик Л.Н. Введение в психологию идивидуальности.— М.: Изд-во «Фолиум», 1997.
18 Щербакова Н. А. Эмпатические способности студентов психологов. Учебное пособие.— М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2006
9. Набережнева М. А. Психологические условия развития рефлексивной культуры практического психолога образования // Матер. III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г.
10. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование: Методическое пособие.— СПб., 1993.
11. Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т. К. Кругловой.— М. 6. Независимая газета «Класс», 1994.
12. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности.— М., 1997.
13. Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии.— СПб., 2009.
14. Щербакова Н. А. Эмпатические способности студентов психологов. Учебное пособие.— М.; Воронеж, 2006.