Научная статья на тему 'Житейские и научные представления о личности психолога-консультанта'

Житейские и научные представления о личности психолога-консультанта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1944
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГ-КОНСУЛЬТАНТ / ПОТРЕБНОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / PERSON / CONSULTING PSYCHOLOGIST / NEED / VALUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руднева Мария Викторовна

Личность психолога в современной психологии рассматривается в русле ее духовности. Благодаря духовности на место иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Everyday an Scientific Representations of Person of Consulting Psychologist

Today, the person of psychologist in considered in the context of its spirituality. Thanks to spirituality an hierarchy of narrow personal needs, everyday relations and personal values is being replaced by orientation to the wide specter of human and cultural values.

Текст научной работы на тему «Житейские и научные представления о личности психолога-консультанта»

М. В. Руднева

ЖИТЕЙСКИЕ И НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

В современном социокультурном пространстве России представление о психологическом консультировании сформировалось под воздействием теоретических постулатов различных зарубежных психологических школ, которые способствовали разночтениям в понимании и интерпретации данной области практической деятельности. Современные средства массовой информации, преодолевая барьер сопротивления российского гражданина различным инновациям в психологической практике, прикладывают усилия для внедрения в сознание обывателя образа понимающего и помогающего психолога, который сможет справиться с любой трудностью. Безусловно, деятельность практикующих специалистов влияет на представления людей о понятной, и в тоже время загадочной профессии — психолог-консультант. Прежде чем описать портрет профессионала рассмотрим различные как житейские, так и научные представления о психологическом консультировании.

Анализируя и описывая социальные представления о психологах консультантах, существующие в житейской психологии, будем опираться на наше пилотажное исследование, в котором приняло участие шестьдесят человек — мужчин и женщин разного возраста (от 20-ти до 60-ти лет), разного уровня образования (от среднего до высшего), различного семейного положения (семейные, холостые и разведенные). Обязательным условием при формировании выборки исследования было требование отсутствия у исследуемых психологического и медицинского образования. Именн данное исследование позволило нам утверждать, что в житейской психологии бытуют различные социальные представления о психологах-консультантах. Перечислим наиболее популярные. Психолог-консультант — это доктор (часто с высшим психологическим образованием). В данной парадигме консультирование — это лечение, в котором врач-психолог принимает на себя ответственность за все советы и рекомендации, сформулированные им для пациента. Вследствие существующего стереотипного представления о психологе как «всевидящем докторе», многие обыватели рассматривают обращение к нему как стратегию поиска нестандартного, но в тоже время наименее травматичного способа помощи в ситуации болезни (часто психической). В данном житейском

270

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 2

представлении мы можем обнаружить существующую в сознании обывателя связь между психологией и парапсихологией. Не менее притягательной является концепция обожествления психолога консультанта и наделения его свойствами совершенного человека и волшебника. При наличии данного представления о психологе консультанте, сам процесс консультирования рассматривается как чудодейственный способа помощи практически в любой безвыходной ситуации. Психолог обладает «высшим знанием» о наиболее продуктивных способах решения как простых, так и сложных житейских ситуаций. С точки зрения многих людей, грамотный психолог любую проблемную ситуацию клиента должен разрешить за одну встречу, а если это не происходит, то он не профессионал. Еще одно распространенное представление: психолог-консультант — это специалист, который работает с душевными проблемами. При наличии этого социального представления о психологе консультанте, мы обнаружили отождествление деятельности психолога с деятельностью священника. Неправомерным бы было утаивание негативного образа психолога консультант. Психолог-консультант — это шарлатан, который своими сомнительными способами «дурит голову» доверчивым клиентам. Психолог-консультант — это предприниматель, который сферой своего заработка делает человеческие отношения. Психолог-консультант — это успешный манипулятор, удовлетворяющий свою ненасытную жажду власти. Негативные представления о психологе консультанте появляются как следствие собственного или чужого опыта, так и благодаря СМИ, Перечисленные стереотипные представления содержат в себе основания для будущего разочарования клиента действиями психолога.

В проводимом исследовании нас интересовала степень конгруэнтности понятий «психолог-консультант» и «психотерапевт». Главное отличие, которое было нами зафиксировано — это представление о разном образовании данных специалистов — практически 90 % опрошенных считали обязательным наличие медицинского образования у психотерапевтов, которое позволяет им лечить своих подопечных, не только психологическими методами, но и медикаментозно. Во всех остальных функциональных обязанностях социальные представления о психологе-консультанте и психотерапевте конгруэнтны. Одним из аспектов нашего исследования было выявление особенностей ожидания людей от встречи с психологом-консультантом. Наиболее распространенный ответ — это ожидание совета, который позволит разрешить тупиковые, драматичные, кризисные и повседневные конфликтные ситуации в жизни клиентов. Кроме того, от психолога-консультанта наши испытуемые ждут: поддержку, сопереживание, профессионального взгляда со стороны, анализа ситуации и причин, которые вызвали данную ситуацию, авторитетности и обоснованности в суждениях, спокойствия, «уверенности, которая передается», умения слушать, гибкости, непредвзятости, профессионализма.

Значимым этапом исследования было описание свойств личности психолога консультанта. Более половины наших исследуемых наиболее важными свойствами личности психолога консультанта считают — гармоничность, терпение и непредвзятое отношение к людям, доброту, мудрость самообладание, спокойствие. 20 % испытуемых выделяет такие свойства как доброжелательность, искренность, статусность, мягкость. В описаниях также встречаются перечисление умений, таких как умения убеждать, успокаивать, находить индивидуальный подход к человеку. Если сравнить представления испытуемых нашей выборки и представления студентов психологов (данные получены в дипломных исследованиях Крымской Е. (2012), Чубукиной Е. (2009)),

то можно обнаружить следующие различия — студенты психологии выделяют следующие свойства, которые не встретились в описаниях наших испытуемых: терпимость к другим, профессионализм, уверенность, эмпатия, открытость, высокий интеллект, гибкость. Студенты психологии описывают умения психологов-консультантов отдельным блоком, и кроме перечисленных испытуемыми непрофессионалами умений, дополняют этот список такими умениями как умение следить за процессом консультирования, умение слушать, рефлексировать, способствовать самораскрытию клиента, анализировать как свою речь, так и речь клиента, умение вступать в конфронтацию. Интересным для анализа явился вопрос — что должен сделать консультант, чтобы вызвать доверие у клиента. Перечислим наиболее часто встречаемые ответы. Для формирования доверия со стороны клиента по отношению к психологу-консультан-ту важно, чтобы он был приятным человеком, который заботится о своем внешнем виде, который умеет раскрепостить и расположить человека к себе, чувствительный к установкам и поведению других людей, обладает пониманием и индивидуальным подходом к каждому конкретному человеку. Небольшая часть испытуемых (около10 % от всей выборки) была радикально настроена и утверждала, что доверие либо есть, либо его нет.

Мы знаем насколько значимым в психологическом поле практической психологии является размышление об ответственности психолога-консультанта по отношению к клиенту. В нашей выборке 60 % испытуемых уверены, что психолог-консультант несет ответственность за клиента. Таким образом, консультант наделяется родительской позицией, что может помешать эффективности процесса консультирования, и создает дополнительные трудности в преодолении сопротивления со стороны клиента. 40 % испытуемых считают, что ответственность принадлежит только клиенту. Данное утверждение нуждается в дальнейшем уточнении. Так как. с нашей точки зрения, клиент несет ответственность за результат консультирования, а психолог-консультант за организацию процесса консультирования и выбор наиболее продуктивных для каждого конкретного клиента форм и методов взаимодействия, а также технологий помощи.

Размышляя о факторах, которые влияют на эффективность процесса консультирования. 50 % наших испытуемых считают, что результативность достигается благодаря квалификации специалиста, которая позволяет расположить к себе клиента, сформировать у него доверие и создать установку на конструктивные рабочие отношения. 20 % наших испытуемых считают, что результат будет зависеть непосредственно от самого клиента (его настроенности на работу). 10 % испытуемых считают, что эффективность связана с процессом трансформации личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта.

Рассмотрев представления о процессе консультирования и личности консультанта, которые существуют в житейской психологии, обратимся к представлениям о личности психолога консультанта, которые сформировались в научной консультативной психологии.

Правомерно любой анализ начинать с этимологии слова. Консультировать (лат. сошикаге) — совещаться, советоваться, заботиться. Следовательно, психологическая консультация предполагает, что процесс совещания, заботы и высказывания различных рекомендаций протекает в области душевной жизни человека.

Размышляя о формулировке определения психологического консультирования как одного из видов психологической помощи, можно утверждать, что это диалоговое взаимодействие клиента и консультанта, целью которого является поиск ресурс-

ных возможностей клиента, позволяющих ему разрешить собственные трудности и проблемы в различных сферах его жизни. Наше определение пересекается с определениями других авторов. Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: «Консультирование означает профессиональное отношение между специально подготовленным консультантом и клиентом... Назначение консультирования заключается в том, чтобы помочь клиентам понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера» 1. Так же существует и другое понимания процесса консультирования. Эдемиллер Э. Г. формулирует свое представление о консультировании следующим образом: «Консультирование является полимодальной духовной практикой, соединивший в себе религию, медицину, вообще психотерапию в частности, педагогику. психологию, этику и политику. .Политика и консультирование близки тем, что способны оказывать влияние на человека. Без этого качества не может быть эффективного политика и консультанта» 2.

Обобщая приведенные определения, можно выделить общие положения:

— Консультирование — это процесс.

— Консультирование — это диалог.

— Консультирование — это сотрудничество.

— Консультирование — это взаимодействие двух или более личностей, которое позволяет им развиваться.

— В консультировании за организацию процесса несет ответственность консультант, а за результат клиент.

Во многих теоретических подходах личность психолога-консультанта рассматривается как важнейшее целительное средство в пространстве консультирования. Римас Кочюнас в своей работе приводит высказывание известного английского психоаналитика М. Balint, который еще в 1957 говорил о том, что «.психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности» 3. Обратимся к размышлениям зарубежных и отечественных психологов о важности и определяющей роли личностных свойств консультанта в процессе консультирования. Карл Роджерс (1994) подчеркивал, что теоретические и методологические навыки консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. Ролло Мей 4 называет «личность консультанта орудием труда, и акцентирует наше внимание на важности полноты и целостности личности консультанта, которые определяют эффективность консультирования».

Психологическое сообщество, сегодня, все больше осознает значимость личных качеств психолога-консультанта для консультативного процесса. В связи с этим становиться очевидным утверждение Шеховцовой Л.Ф, «что мастерство

1 Цит. по: Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: Теория и практика / Пер. с англ.— М.: Изд-во Эксмо, 2002. С. 10.

2 Добряков И. В., Никольская И. М., Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия.— СПб.: Речь, 2003.

3 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования — М., Академический проект, 2005.— С. 26.

4 Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т. К. Кругловой.— М.6 Независимая газета «Класс», 1994.

консультанта определяет наличие не только знаний и умений, но и определенные личностные качества» 5.

Римас Кочюнос обращает внимание на тот факт, что основной техникой психологического консультирования является модель «я — как инструмент», т. е. основным методом, стимулирующим совершенствование клиента, является личность консультанта 6.

По мнению Карвасарского Б.Д (1985), личность психотерапевта есть детерминанта психотерапевтического процесса и она обусловлена целым рядом динамических характеристик, которые определяют эффективность этого процесса. В первую очередь, автор выделяет такие фундаментальные, на его взгляд, характеристики как самооценка психотерапевта и восприятие им самим себя, представления о своей роли, ожидания эффективности от собственной работы 7. (Карвасарский Б. Д., 1985) Бернс рассматривает влияние самооценки на характер и успешность профессиональной деятельности, доказывая, что «высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий» 8.

Размышляя о содержательной и процессуальной стороне профессионального развития личности практического психолога, Якушева Г. И. (1996) выделяет такие структурные компоненты: как теоретико-психологическая образованность, психотехнологическое знание, специально-профессиональная компетентность, дифференцированная культура, саморазвитие и профессиональное самосовершенствование.

Особую роль в развитии личности психолога Якушева Г. И. отводит трем последним компонентам — дифференцированной культуре, саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию. Дифференцированная культура, по мнению автора, включает в себя культуру мысли, культуру общения, культуру эмоций, культуру отношений, культуру здорового образа жизни и пр. Автор выделяет основные ее компоненты: умение поставить себя на место другого, эмпатичность и рефлексия. Самопознание и профессиональное самосовершенствование включают: понимание своих личных характеристик, реальную оценку своих возможностей и уровня квалификации, способность к объективной самооценке, знание своих чувств настолько хорошо, насколько это возможно, а также ситуативное самопознание, под которым автор имеет в виду постоянную рефлексию и самоорганизацию при взаимодействии с клиентом.

Нам представляется интересным рассмотреть и специально-профессиональную компетентность, которая понимается Якушевой Г. И. (1996) как способность практического психолога эффективно взаимодействовать с другими в процессе консультирования, умение ориентироваться в ситуации клиента, и умение верно отразить его личностные особенности и эмоциональное состояние.

5 Шеховцова Л.Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического конультирования и психотерапии.— СПб.: Издание храма Воскресения Христова, 2009.

6 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования — М.: Академический проект, 2005. — С. 26.

7 Карвасарский Б.Д. Психотерапия.: Учебник для вузов.— СПб.: Питер, 2002.

8 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ.— М.: Прогресс, 1986.

Рефлексия как наиболее важная профессиональная составляющая личности психолога рассматривается Набережневой М. А., которая утверждает что «.рефлексия позволяет психологу наиболее эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность на уровне творческой самореализации, в условиях потребности само-актулизации, “Я-концепции” и децентрации» 9.

С точки зрения Абрамовой Г. С.— квалифицированный психолог понимает, что его реакции влияют на клиента, и он сам (психолог) оказывается под влиянием реакций клиента. Автор утверждает, что осознавая это влияние, психолог должен фиксировать свои чувства, мысли, желания и возможности. Это позволит психологу не выделять содержание своей «Я-концепции», и степень ее включенности во взаимодействие с клиентом 10.

Отмечая. что существуют поверхностные и более глубокие взгляды на требования предъявляемые психологу-консультанту, Обозов Н. Н. обращает внимание на следующие качества:

«— безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей;

— чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находиться рядом;

— пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью), как способность легко переключаться с одной темы на другую, быстрота смены различных точек зрения при рассмотрении того или иного вопроса.

— эмоциональная сдержанность и терпимость;

— поддержание общей культуры поведения (возможно только при многочисленных и разнообразных контактах психолога с другими людьми, в результате чего формируются своеобразные штампы речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости — дистантности в межличностных контактах, характерной жестикуляции и мимики);

— умения выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения» и.

Наиболее значимыми и соответствующими западной парадигме консультативной психологии, по мнению Римаса Кочюнаса являются следующие характеристики личности психолога:

— аутентичность — имеется в виду желание и способность человека быть самим собой.

— открытость собственному опыту — искренность в восприятии собственных чувств, что обеспечит успешное контролирование своего поведения.

— развитое самопознание — умение слышать то, что твориться внутри.

— сила личности и идентичности — консультант должен знать кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни и что для него важно по существу;

— толерантность к неопределенности — уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать;

9 Набережнева М.А. Психологические условия развития рефлексивной культуры практического психолога образования // Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г.— 102.

10 Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт.— М., 2002. С. 127.

11 Обозов Н. Н. Психологическое консультирование: Методическое пособие.— СПб.: Изд-во СПБГУ— 1993.— С. 20-26.

— принятие личной ответственности — личная ответственность помогает конструктивно воспринимать критику, и в таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты. А служит полезной обратной связью;

— глубина отношений с другими людьми — консультант обязан оценивать взгляды, чувства, своеобразные черты личности. Но делать это без осуждения, и не наклеивать ярлыков;

— постановка реалистичных целей — эффективный консультант должен осознавать свои возможности 12.

Интересно отметить, что Дж. Бьюдженталь определяет аутентичность как стержневое качество психотерапевта и важнейшую экзистенциальную ценностью. Психотерапевт отождествляет слово «аутентичность» с близким ему «присутствие», и выделяет две стороны этого качества:

«1. Доступность — степень того, насколько человек допускает. чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовала на него;

2. Экспрессивность — степень, в которой человек склонен позволять другому (другим)действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает самораскрытие без маскировки каких-то субьективных переживаний» 13.

Шеховцова Л. Ф. определяет аутентичность как соответствие чувства и его экспрессии, это способность не только быть собой, самотождественность, но также и способность принимать себя, демонстрировать другим свою самотождественность. Как пишет автор, «аутентичность невозможна при неуверенности и непринятии себя, когда есть желание подчеркнуть свою значимость. У аутентичного психолога отсутствует позиция знатока человеческих душ, психолога-душеведа» 14.

На наш взгляд, стоит уделить особое внимание одной из важнейших черт личности консультанта — эмпатии. Выполнение требований предъявляемых к личности психолога, невозможно без ряда качеств и способностей, где центральную роль играют эмпатические способности 15.

К качествам, которые отвечают за продуктивность профессиональной деятельности практического психолога, по мнению Котовой С. С. (2003), нужно отнести социальный интеллект и эмпатию, которые способствуют субъективному восприятию другого человека, проникновению в его внутренний мир, пониманию его переживаний, мыслей и чувств.

«Позитивное значение эмпатического понимания для результатов консультирования лучше всего отражено эмпирически, и этого не оспаривают представители всех ориентаций» 16.

В отечественной психологии на проблему значимости эмпатических способностей для личности психолога обратила внимание Собчик Л. Н. Она выдвинула

12 Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия.— 5 изд-е.— М.: Академический проект, 2005.— С. 30-36.

13 Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта.— СПб.: Питер. 2001.— С. 42-43.

14 Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии.— СПб.: Издание храма Воскресения Христова, 2009.

15 Щербакова Н. А. Эмпатические способности студентов психологов. Учебное пособие.— М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.

16 Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия.— 5 изд-е.— М.: Академический проект, 2005.— С. 61.

предположение о том, что успешная, деятельная личность психолога имеет ряд позитивных и продуктивных качеств, среди которых безусловно присутствует эмпатия. В противном случае, считает Собчик Л. Н., «.личность психолога с явно выраженным чувством превосходства над окружающими, упивающаяся своей властью, лишена внутренней конгруэнтности, гуманности, жертвенности, эмпатийности» 17.

Профессиональная ментальность в структуре личности психолога изучалась в психологии как интегральная характеристика личности, которая включает в себя совокупность социально-психологических установок, ценностных ориентаций, особенностей восприятия и осмысления действительности, систему отношений человека к миру. Но, как утверждает Шербакова Н.А, в случае отсутствия эмпа-тических способностей личность психолога претерпевает необратимый процесс деформации 18.

Завершая наш анализ и описание научных представлений о личности психолога консультанта, представляется важным акцентировать внимание на структуре целостности и духовности как базовой основы для формирования профессиональных качеств психолога-консультанта. Леонтьев Д. А. обращает внимание, что по мнению ряда авторов (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. П. Зинченко, В. И. Сло-бодчиков, Т. А. Флоренская и др.), личность психолога в современной психологии рассматривается в русле ее духовности. Духовность в данном случае определяется автором как определенный способ существования человека, и суть ее состоит в том, что вместо иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность. Именно духовность характеризует зрелую личность и определяет как направление саморазвития, так основные принципы и технологию профессиональной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт.— М., 2002.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание I Пер. с англ.— М., 1986.

3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта.— СПб., 2001.

4. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: Теория и практика I Пер. с англ.— М., 2002. З. Добряков И. В, Никольская И. М., Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная

психотерапия.— СПб., 2003.

6. Карвасарский Б. Д. Психотерапия.: Учебник для вузов.— СПб., 2002.

7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.— М., 200З.

8. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия.— З-е изд.— М., 200З.

17 Собчик Л.Н. Введение в психологию идивидуальности.— М.: Изд-во «Фолиум», 1997.

18 Щербакова Н. А. Эмпатические способности студентов психологов. Учебное пособие.— М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО

«МОДЭК», 2006

9. Набережнева М. А. Психологические условия развития рефлексивной культуры практического психолога образования // Матер. III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г.

10. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование: Методическое пособие.— СПб., 1993.

11. Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т. К. Кругловой.— М. 6. Независимая газета «Класс», 1994.

12. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности.— М., 1997.

13. Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии.— СПб., 2009.

14. Щербакова Н. А. Эмпатические способности студентов психологов. Учебное пособие.— М.; Воронеж, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.