Научная статья на тему 'Жить - значит действовать (памяти Вадима Ивановича василькова (1941-2016))'

Жить - значит действовать (памяти Вадима Ивановича василькова (1941-2016)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛИИ / В.И. ВАСИЛЬКОВ / ЮБИЛЕЙ / БИОГРАФИЯ / ПРОЕКТИВНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / КОНЕЧНЫЕ ПРОЕКТИВНЫЕ ПЛОСКОСТИ / ПЕРМСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ / ШАХМАТЫ / PERSONALITIES / V.I. VASILKOV / ANNIVERSARY / BIOGRAPHY / PROJECTIVE GEOMETRY / FINITE PROJECTIVE PLANES / PERM SCIENTIFIC SCHOOL / RESEARCH WORK WITH STUDENTS / CHESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Валентина Александровна, Мартынова Елена Владимировна, Нигматулин Равиль Михайлович, Севостьянова Светлана Анатольевна

6 декабря 2016 года исполнилось 75 лет со дня рождения Вадима Ивановича Василькова, педагога и математика. Являясь ярким представителем Пермской научной школы Е.Г. Гонина, Вадим Иванович внес заметный вклад в развитие теории конечных проективных плоскостей. Его профессиональная деятельность проходила в трех педагогических вузах Перми, Кургана, Челябинска, и была посвящена качественной подготовке учителей математики Уральского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

December 6, 2016 marked the 75th anniversary of the birth of Vadim Ivanovich Vasilkov, a teacher and mathematician. Being a bright representative of Perm scientific school of E.G. Gonin, Vadim Ivanovich made an appreciable contribution to the development of the theory of finite projective planes. His professional experience took place in three pedagogical universities of Perm, Kurgan and Chelyabinsk, and his activity was dedicated to the preparation of high-qualified teachers of mathematics of Ural region.

Текст научной работы на тему «Жить - значит действовать (памяти Вадима Ивановича василькова (1941-2016))»

УДК 51(092)

Баранова Валентина Александровна

кандидат физико-математических наук, кафедра математики и методики обучения математике Мартынова Елена Владимировна кафедра математики и методики обучения математике Нигматулин Равиль Михайлович кандидат физико-математических наук, кафедра математики и методики

обучения математике Севостьянова Светлана Анатольевна кандидат педагогических наук, кафедра математики и методики обучения

математике

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69, (351) 216-56-66, e-mail: baranovava@cspu.ru, martynova@cspu.ru, ravil@cspu.ru,

sevostyanovasa@cspu. ru

ЖИТЬ - ЗНАЧИТ ДЕЙСТВОВАТЬ (памяти Вадима Ивановича Василькова (1941-2016))

Valentina Alexandrovna Baranova

PhD, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics

Elena Vladimirovna Martynova, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics Ravil Mikhailovich Nigmatulin

PhD, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics Svetlana Anatolievna Sevostyanova PhD education, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «South Ural State Humanitarian Pedagogical University» 69 Leninaprospekt, 454080, Chelyabinsk, Russia, e-mail: baranovava@cspu.ru, martynova@cspu.ru, ravil@cspu.ru,

sevostyanovasa@cspu.ru

TO LIVE MEANS TO ACT (in memory of Vadim Ivanovich Vasilkov (1941-2016))

Аннотация: 6 декабря 2016 года исполнилось 75 лет со дня рождения Вадима Ивановича Василькова, педагога и математика. Являясь ярким представителем Пермской научной школы Е.Г. Гонина, Вадим Иванович внес заметный вклад в развитие теории

© Баранова В.А., Мартынова Е.В., Нигматулин Р.М., Севостьянова С.А., 2017

116

конечных проективных плоскостей. Его профессиональная деятельность проходила в трех педагогических вузах Перми, Кургана, Челябинска, и была посвящена качественной подготовке учителей математики Уральского региона.

Ключевые слова: персоналии, В.И. Васильков, юбилей, биография, проективная геометрия, конечные проективные плоскости, Пермская научная школа, исследовательская работа со школьниками, шахматы.

Abstract: december 6, 2016 marked the 75th anniversary of the birth of Vadim Ivanovich Vasilkov, a teacher and mathematician. Being a bright representative of Perm scientific school of E.G. Gonin, Vadim Ivanovich made an appreciable contribution to the development of the theory of finite projective planes. His professional experience took place in three pedagogical universities of Perm, Kurgan and Chelyabinsk, and his activity was dedicated to the preparation of high-qualified teachers of mathematics of Ural region.

Keywords: personalities, V.I. Vasilkov, anniversary, biography, projective geometry, finite projective planes, Perm scientific school, research work with students, chess.

В.И. Васильков (1941-2016)

Детство Вадима Ивановича пришлось на военные и послевоенные годы, так как родился он 6 декабря 1941 года и всегда очень гордился, что это был день начала разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.

В школе Вадим учился хорошо и с большим интересом, увлекался спортом: футбол, волейбол, лыжи, настольный теннис и, конечно, шахматы, любовь к которым он пронес через всю жизнь. Кроме этого он активно и успешно занимался общественной деятельностью. За работу председателем совета пионерского отряда, далее

в комсомольском бюро школы, пионервожатым, руководителем шахматного кружка был награжден многочисленными грамотами и отмечен благодарностями.

После окончания школы в 1959 году не было сомнений в выборе профессии учителя. Он был предопределен многими причинами:

положительный пример учителей, у которых он учился, школьные навыки работы с детьми, многодетная семья (в семье Васильковых было шестеро детей), а главное - его отец. Иван Иванович Васильков был учителем, а в последние годы - директором школы в селе Большая Соснова Пермского края. Он рано ушел из жизни, когда сыну Вадиму было всего 14 лет. А его мама, Вера Георгиевна, закончила три класса церковно-приходской школы и всю жизнь была хранительницей домашнего очага. Несмотря на жизненные трудности, все шестеро детей стали образованными и порядочными людьми.

Вадим Иванович поступил в Пермский государственный педагогический институт на специальность «Математика и черчение», так как именно математика в школе давалась ему легко. Сам он объяснял, что причины этого, видимо, связаны с хорошей наследственностью: «Можно сказать, что в значительной мере я своим выбором профессии обязан родителям, хотя выбор делал самостоятельно».

Наиболее яркими впечатлениями его студенческих лет были: посещение Кунгурской ледяной пещеры с группой на I курсе, осенние ежегодные сельскохозяйственные работы на колхозных полях в течение месяца. На IV курсе Вадим Иванович совмещал учебу с работой учителем сельской школы. Ему приходилось сдавать сессии только в период школьных каникул. Позднее по поручению комитета ВЛКСМ института работал на общественных началах в качестве преподавателя подготовительных курсов в строительном техникуме.

К учебе в институте Вадим Иванович относился ответственно и осознавал необходимость регулярных систематических занятий по всем предметам, но прежде всего, по специальным, что объясняется высоким уровнем требований к знаниям в ВУЗе.

В студенческие годы на будущее студента Василькова оказали положительное влияние многие преподаватели института (профессор Лев Израилевич Волковыский, старший преподаватель Евгений

Александрович Дышинский, доцент Валентина Сергеевна Морозова и др.).

118

Но наибольший вклад в его становление как математика внес Евгений Григорьевич Гонин, который в это время заведовал кафедрой алгебры и геометрии, был научным руководителем аспирантуры, а также организатором и руководителем научного семинара. Его активными участниками были все сотрудники кафедры и аспиранты.

В научно-исследовательскую работу вовлекались также способные и заинтересованные студенты, среди которых оказался и Вадим Иванович. Его знания и способности были высоко оценены преподавателями института и он был рекомендован в аспирантуру. Научным руководителем Василькова стал Е.Г. Гонин, «.. .широта и глубина научных знаний которого, умение видеть актуальность проблемы позволяли ему успешно руководить диссертациями по различным научным направлениям» [14].

Теория конечных геометрий, изучением которой занимались преподаватели и аспиранты под руководством Е.Г. Гонина, зародилась в начале XX века и исторически оформилась в результате объединения трех линий развития: геометрической, комбинаторной и алгебраической. Была создана также теория плоскостных конечных геометрий. С середины ХХ века и до настоящего времени эта теория интенсивно развивается. Центральное положение в системе конечных плоскостей занимают проективные плоскости, которые находят применение в самых различных по содержанию и формулировке проблемах [14].

В России этими вопросами впервые стали заниматься именно в Перми [14]. Конечные геометрии изучались в русле трех отмеченных выше направлений. Каждый из методов требовал кропотливого выполнения большого числа переборов соответствующих комбинаторных объектов.

Одно из направлений в изучении геометрий конечных проективных плоскостей (КПП), к которому относятся исследования В.И. Василькова, -выявление структуры известных КПП порядка 9 (дезаргова плоскость, плоскость трансляций, двойственная ей плоскость сдвигов, плоскость Хьюза), которое осуществлялось по схеме:

- исследование групп коллинеаций в каждой из них;

- подсчет наборов из к точек плоскости: конфигураций, к-дуг, полных дуг, овалов, латинских квадратов; сетей и др.);

- отыскание подплоскостей разных порядков и нахождение их числа;

- изучение связей между подплоскостями одного и того же порядка и др.

Сформулированные задачи решали многие российские и зарубежные

ученые. Уже в 70-х годах XX века Васильков В.И. с помощью метода поэтапных отождествлений, разработанного профессором Е.Г. Гониным, исследовал с точностью до изоморфизма к-дуги (с к = 3, 4, 5 и частично с к = 6 точками) в плоскости Хьюза [7, 8].

Позже, используя модифицированный для ЭВМ метод Е.Г. Гонина, Вадим Иванович совместно со своим учеником Г.В. Масленниковым провел полное исследование к-дуг, разработал свой способ проведения классификации подплоскостей в плоскостях трансляций, сдвигов, Хьюза, а также способ подсчета в них подплоскостей каждого типа [1].

После окончания аспирантуры у молодого перспективного ученого В.И. Василькова были предложения от работодателей из нескольких вузов страны (Ленинград, Тарту и др.). Однако к этому времени Вадиму Ивановичу требовалось место работы с жильём, так как он уже был семейным человеком. Свою любовь он встретил еще в студенческие годы. В группе с ним училась девушка Галина, которая по его словам: «Чертит божественно», а Галина говорила о нем: «Есть человек, который лучше всех решает математические задачи!». В 1964 году они поженились. В порядке исключения молодой семье дали комнату в общежитии - бывшую гладильную с бетонным полом, площадью 7 м2. Вскоре у них родилась дочь Ирина. Преподаватели кафедры собрали деньги на детскую кроватку, которую изготовили по заказу.

Молодая семья переехала в город Курган, где им предоставили квартиру. Свою профессиональную деятельность Вадим Иванович начал в 1967 году в должности старшего преподавателя кафедры математики Курганского педагогического института.

В первый год работы Вадим Иванович читал курс «Аналитическая геометрия» для студентов математиков и физиков. В последующие годы читал все остальные геометрические курсы (дифференциальная геометрия, проективная геометрия, основания геометрии).

С 1970 года в педвузах ввели единый курс геометрии объемом 400 часов. В связи с этим, как вспоминал Вадим Иванович: «Мне приходилось выполнять огромную лекционную нагрузку. В один из учебных годов было 330 лекционных часов, причем лекции требовалось заново разрабатывать, поэтому времени даже на сон оставалось мало. Наверное, удалось выдержать такую бешеную нагрузку благодаря достаточно хорошей математической и физической подготовке». На завершение диссертации и представление ее к защите у Вадима Ивановича просто не было времени. На этот счет он говорил с иронией: «Видимо, слишком увлекся учебной работой».

В сложные 90-е годы в стране происходила реорганизация высшей школы. В это время Вадиму Ивановичу приходилось самостоятельно заниматься организацией защиты своей диссертации: поиском диссертационного совета, ведущей организации, оппонентов. Поэтому он часто бывал в командировках в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге... Уровень его научной подготовки и результаты диссертации получили положительную оценку ведущих специалистов в Институтах математики Сибирского и Уральского отделений РАН. Осенью 1995 г. в Институте математики и механики УрО РАН в Екатеринбурге Вадим Иванович успешно защитил кандидатскую диссертацию «О строении проективных плоскостей порядка 9».

В 1995 году педагогический институт в Кургане объединился с машиностроительным институтом. Был создан Курганский государственный университет и, естественно, изменились приоритеты, руководство, планы на будущее. В 1998 году Вадим Иванович уже окончательно возвратился в Челябинск, а с 1999 года работал доцентом кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики Челябинского государственного педагогического университета.

® ВЕСТНИК ПГТПУ Серия №2. Физико-математические и естественные науки

Все годы работы в педагогическом университете он читал курсы лекций, вел практические занятия по всем разделам курса высшей геометрии на дневном и заочном отделениях, разрабатывал и проводил спецкурсы и спецсеминары по различной тематике, включая и конечные проективные плоскости («Применение математики в решении экономических задач», «Группы симметрий правильных многогранников», и др.).

Для занятий, проводимых Вадимом Ивановичем, был характерен строгий научный подход и доступность изложения материала для понимания студентов, свободное владение материалом и оригинальность содержания лекционных курсов, прекрасно выполненные чертежи, хорошая методическая оснащенность [12, 13], подходящий темп, динамичность и использование информационных технологий. Высокий научно-методический уровень аудиторных занятий в сочетании с систематической самостоятельной работой студентов, организуемой Вадимом Ивановичем, четкость требований, нестандартная рейтинговая оценка знаний формировали у студентов заинтересованность в результатах учебного труда, ответственное отношение к учению. В.И. Васильков постоянно и целенаправленно работал над коррекцией знаний студентов и ликвидацией пробелов в знаниях материала школьного курса математики. С этой целью им проводились индивидуальные занятия, коллоквиумы, консультации.

Следует отметить бескомпромиссность Вадима Ивановича в вопросах, которые он считал принципиальными, которые отстаивал без оглядки на авторитеты и вышестоящие инстанции. Если что-то анализировал и критиковал, то всегда находил убедительные аргументы и предлагал разумные, обоснованные решения для изменения положения в лучшую сторону (добился введения установочной сессии для студентов-заочников; выделения помещения для подготовки студентов к занятиям в общежитии). И вообще считал своим долгом выпускать только хорошо подготовленных, грамотных, ответственных специалистов, которые не будут изменять своей профессии, призывал «всегда помнить, что учителей мы готовим на народные деньги и для народа».

Как преподаватель и куратор он всегда стремился привить студентам интерес к математике, приобщить их к научно-исследовательской работе уже на первом и втором курсах. Организовывал и проводил математические семинары «Решение исследовательских задач из учебников по геометрии А.Д. Александрова», «Элементы теории конечных проективных плоскостей» и др. Впоследствии свои результаты студенты представляли в курсовых и выпускных квалификационных работах и совместно с Вадимом Ивановичем в учебно-методических пособиях, опубликованных издательством ЧГПУ [4, 5, 10, 11]. Эти пособия активно используются преподавателями и учителями школ города и области.

Вадим Иванович продолжал заниматься научной работой, участвовал в конференциях,

публиковал статьи и пособия, в которых обобщал полученные результаты исследований конечных проективных плоскостей [2, 3, 6, 9], а также приобщал к большой науке студентов. В 2004 студентка Полтавская О., руководителем которой был Вадим Иванович, году

Вадим Иванович с участниками семинара получила грант Администрации

«Элементы теории конечных проективных тт г ~ г

Челябинской области, став

плоскостей» (справа аспирантка

А.М. Шарафутдинова (Кузнец°ва) победителем в конкурсе научно-

исследовательских работ студентов (тема проекта «Группы автоморфизмов опорных латинских квадратов из описаний проективных плоскостей порядка 9»). В 2006 г. за работу «Группа симметрий правильного тетраэдра» студентка Рыльская Ю. стала лауреатом премии в конкурсе студенческих работ ЧГПУ. В 2008 г. студентка Кузнецова А. стала победителем в конкурсе научно-

® ВЕСТНИК ПГТПУ Серия №2. Физико-математические и естественные науки

исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Челябинской области, получила грант Правительства Челябинской области. Весной 2011 года, будучи ассистентом кафедры, она получила грант ректората ЧГПУ (тема проекта «Исследование шестисторонников в плоскости трансляций порядка 9»), а в сентябре стала аспиранткой Вадима Ивановича. А.М. Шарафутдинова (Кузнецова) начала работать над диссертацией по теме «Исследование &-дуг в плоскости над правым почти полем порядка 9», которую успешно защитила 28 июня 2016 года в Институте математики и механики УрО РАН в Екатеринбурге.

В 2009-2010 учебном году Вадим Иванович был приглашен для руководства научно-исследовательской работой учащихся по математике в один из самых титулованных лицеев города - 11 лицей Челябинска. В это время с лицеем сотрудничают многие преподаватели вузов - кандидаты и доктора наук, среди которых и доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН С.В. Матвеев. Вадим Иванович оставался верным своему научному направлению и начал приобщать школьников к исследованию КПП. Его увлеченность этой тематикой передалась ученикам. Вадим Иванович занимался со школьниками не только в лицее, но и на кафедре после своих занятий со студентами. Результаты такой упорной и увлеченной работы не заставили себя долго ждать. Покорив пьедесталы городских и областных конкурсов исследовательских работ в Челябинске, его ученики вышли на всероссийский уровень, выступили наравне с учениками С.В. Матвеева, завоевывая награды в Москве и Санкт-Петербурге.

В 2013 году в Санкт-Петербурге на одном из самых крупных научных

соревнований для школьников в России - IX Балтийском научно-инженерном

конкурсе (проводится с 2005 года на базе «Санкт-Петербургского

национального исследовательского университета информационных технологий,

механики и оптики» (университет ИТМО)) работа Владислава Корзуна, ученика

Вадима Ивановича, «Исследование подплоскостей и 5-дуг в конечной

проективной плоскости порядка 11» была награждена дипломом 2 степени

124

и специальной премией. В следующем 2014 году другой его ученик Максим Аксёнов, представив на X Балтийский научно-инженерный конкурс работу «Исследование 6-дуг в конечной проективной плоскости порядка 11», стал лауреатом этого конкурса и получил премию учительского жюри.

В это же время его ученики покорили и Москву, выступив с исследовательскими работами на не менее престижном Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее» (Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)). В 2013 году дипломом 2 степени была отмечена работа «Исследование подплоскостей и 5-дуг в конечной проектной плоскости порядка 13», выполненная одиннадцатиклассником Антоном Чекановым, а Вадим Иванович в очередной раз получил благодарность от экспертного совета форума «Шаг в будущее» за высокий уровень руководства исследовательской деятельностью молодежи при подготовке научных работ. Высокие результаты работы Вадима Ивановича с учащимися были отмечены и в Челябинске. На юбилейной церемонии в честь 50-летия Челябинского Научного Общества Учащихся (НОУ) Вадим Иванович был награжден Почетной Грамотой Управления по делам образования г. Челябинска.

В юбилейном для Вадима Ивановича 2016 году работа его ученика, десятиклассника 11 лицея Челябинска Кирилла Кокшарова, «Исследование 7-дуг в конечной проективной плоскости порядка 11» получила одну из наивысших наград в профессиональных номинациях форума «Шаг в будущее» - «Лучшая работа в области прикладной математики». А уже спустя три месяца Кокшаров К., как призер Всероссийского научного соревнования молодых исследователей «Шаг в будущее» был удостоен премии Министерства образования и науки РФ для поддержки талантливой молодежи и получил весомое денежное поощрение.

Несмотря на большую занятость в университете учебной и научной работой со студентами, а потом и со школьниками, но благодаря своей невероятной организованности, Вадиму Ивановичу удавалось уделять время

125

ц 1/2" $

своему любимому с детства увлечению - шахматам. Вадим Иванович был постоянным участником шахматных турниров ветеранов, выезжал на соревнования в города области: Миасс, Сатку, Копейск, Коркино, Пласт. Каждый год участвовал в Кубке ГРАН-ПРИ г. Челябинска по быстрым шахматам. В течение нескольких лет Вадим Иванович руководил командой студентов ЧГПУ по шахматам и шашкам и сам, как преподаватель, участвовал в соревнованиях. Каждый год по собственной инициативе организовывал в вузе шахматные блиц-турниры для преподавателей и студентов, проводил командные турниры между факультетами.

В декабре 2012 года

в Челябинске проходил

турнир по шахматам

и шашкам среди работников

образования и науки

области, организованный

областным комитетом

профсоюзов работников

образования. Вадим

Иванович среди многих

сотен преподавателей

Вадим Иванович проводит сеанс одновременной игры ^

со студентами физико-математического факультета и сотрудников университета

нашел тех, кто успешно защитил честь университета в этом турнире. В новостной ленте сайта http://shashki.org (Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва № 9 по шахматам и шашкам» города Челябинска) было написано: «Команда сотрудников Челябинского государственного педагогического университета не знала равных среди вузов». В мае 2016 года Вадим Иванович впервые стал призером IV Кубка ГРАН-ПРИ г. Челябинска по быстрым шахматам (сезон 2015-2016 годов). Набрав одинаковое количество очков еще с двумя более опытными и титулованными соперниками, Вадим Иванович уступил им только

по дополнительным показателям и занял третье место.

126

ТА ^ V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможно, 2016 год стал бы для Вадима Ивановича не просто юбилейным, а одним из самых успешных в его жизни. Продолжая, как всегда, жить и работать в полную силу, он впервые стал призером главного городского шахматного турнира, его ученик из 11 лицея Челябинска получил одну из наивысших наград «Лучшая работа в области прикладной математики» во Всероссийском форуме «Шаг в будущее» в Москве, аспирантка успешно завершила и представила свое исследование в диссертационном совете, назначена дата защиты. Вадим Иванович запланировал долгожданную поездку для встречи с внуками и сыном, которые живут в Бельгии, уже были куплены билеты в Большую Соснову, где он провел детство и юность. На факультете уже задумались о том, как отметить его 75-летие.

Только всем этим планам не суждено было сбыться. В жаркий июньский день на очередном шахматном турнире сердце Вадима Ивановича остановилось...

Вадим Иванович остается в памяти своих родных, учеников и коллег. Молодое поколение преподавателей кафедры и учителя используют его опыт и методические пособия в работе со студентами и школьниками, его научные результаты привлекают внимание исследователей и цитируются в научных статьях.

Список литературы

1. Васильков В.И., Масленников. Исследование k-дуг в плоскости Хьюза порядка 9 с помощью ЭВМ // Труды института математики и механики УрО РАН. 1999. - Т. 5. - С. 28-38.

2. Васильков В.И. Исследование на эквивалентность латинских квадратов из описаний плоскостей трансляций и сдвигов порядка 9 // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2001. - Сер. 4. С. 24-31.

3. Васильков В.И. Исследование подплоскостей в конечных проективных плоскостях малых порядков: справочное пособие. - Челябинск: ЧГПУ, 2008. - 94 с.

4. Васильков В.И., Павлова Г.Г., Шумина Н.В. Исследовательские задачи в курсе «Геометрия-8» А.Д. Александрова: учебное пособие - Челябинск: ЧГПУ, 2013. - 152 с.

5. ВасильковВ.И., Е.Г. Ивлева, А.А. Овчинникова. Исследовательские задачи в курсе «Геометрия-9» А.Д. Александрова: учебное пособие, Е.Г. Ивлева, А.А. Овчинникова. -

Челябинск: ЧГПУ, 2014. - 140 с.

6. Васильков В.И. Конечные проективные плоскости малых порядков: Справочное пособие. - Челябинск: ЧГПУ, 2003. - 197 с.

7. Васильков В.И. Наборы точек и подплоскости в недезарговых проективных плоскостях порядка 9 // Комбинаторный анализ / Под ред. К.А. Рыбникова. - М.: Изд-во МГУ. - 1976. - Вып.4. - С. 48-58.

8. Васильков В.И. О строении плоскости Хьюза порядка 9 // Ученые записки Пермского пединститута. - Пермь, 1976. - Т.156. - С. 55-68.

9. Васильков В.И., Ю.Н. Зверева, Г.В. Масленников. Опорные дуги и группы их автоморфизмов в проективных плоскостях малых порядков: Справочное пособие. -Челябинск: ЧГПУ, 2005. - 261 с.

10. Васильков В.И., А.В. Потапова. Пособие по решению задач на построение из школьных учебников А.Д. Александрова, Л.С. Атанасяна и А.В. Погорелова методом геометрических преобразований. - Челябинск: ЧГПУ, 2007. - 105 с.

11. Васильков В.И, У.Ю. Набокова, Н.М. Пирожкова. Решение задач на построение алгебраическим методом и методом геометрических мест. - Челябинск: ЧГПУ, 2010. - 111 с.

12. Геометрия (элементы геометрии и дифференциальной геометрии): методические рекомендации. - Челябинск: ЧГПУ, 2011. - 32 с.

13. Геометрия: учебно-методическое пособие для студ. II курса матфака. - Челябинск: ЧГПУ, 2012. - 44 с.

14. Малых А.Е., Данилова В.И. О научной школе Е.Г. Гонина // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. - 2010. - №3. - С.108-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.