Научно-технический и производственный журнал
-------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Preservation of architectural heritage
УДК 728.03
Л.И. ИВАНОВА-ВЕЭН, канд. архитектуры, директор Музея МАРХИ
Московский архитектурный институт (государственная академия) (127493, г. Москва, ул. Рождественка, 11/4)
Жилой дом в учебных проектах архитектурных школ
Москвы XIX — начала XX в.
Показано, что на разных этапах истории той или иной архитектурной школы тема жилого дома корректировалась в зависимости от социального заказа и стилевых пристрастий эпохи. Рассматриваются учебные проекты по теме «Жилье», выполнявшиеся в Московском дворцовом архитектурном училище, Училище живописи, ваяния и зодчества (УЖВЗ) и других учебных заведениях Москвы начала XX в. Анализируются в хронологической последовательности учебные проекты, хранящиеся в собраниях московских музеев. Показано, что обучение проектированию доходных домов стало развиваться после реформы 1861 г., упразднившей крепостное право в Российской империи, когда население городов стало расти. Вводятся в научный оборот ранее неопубликованные материалы.
Ключевые слова: проект жилого дома, Дворцовое архитектурное училище, музейные коллекции.
L I. IVANOVA-VEEN, Candidate ofArchitecture, Director of MARKHI Museum Moscow Institute ofArchitecture (State Academy) (11/4, Rozhdestvenka Street, 127493, Moscow, Russian Federation)
A Residential House in Training Projects of Moscow Architectural Schools of the XIX — beginning of the XX Century
It is shown that at different stages of the history of one or the other architectural school, the theme of a residential house was corrected depending on the social order or style addiction of the epoch. Training projects "Housing" carried out at the Moscow Palace School of Architecture, the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (SPSA) and other educational establishments of Moscow in the beginning of the XX century are considered. Training projects which are stored in the collections of Moscow museums are analyzed in a chronological sequence. It is shown that the training to design tenement buildings began after the reforms of 1861, which abolished serfdom throughout the Russian Empire, when the population of cities began to grow. Early unpublished materials are introduced into the scientific circulation.
Keywords: design of residential house, Palace School of Architecture, museum collections.
Тема истории архитектурного образования Москвы является ключевой в деятельности Музея истории московской архитектурной школы (Музея МАРХИ) [1-3]. За двадцать пять лет его существования собраны учебные работы ряда школ по разным темам, в том числе и проекты по теме жилья. Автором проведена исследовательская работа по выявлению материалов в архивах и музеях Москвы: в Государственном историческом музее (ГИМ), Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева (ГНИМА), Музее истории Москвы (МИМ), Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) и др. Некоторые работы из собрания музея МАРХИ опубликованы в монографии Музея МАРХИ «250 лет Московской архитектурной школы. Учебные работы и проекты. 1749-1999» (иллюстрированный альбом / Автор-составитель Л.И. Иванова-Веэн. М.: МАРХИ, 2000).
Тема жилья являлась и до сих пор является важным и неотъемлемым заданием по проектированию в любом архитектурном учебном заведении. Своим появлением она обязана подготовке архитекторов в Кремлевском архитектурном училище, созданном в 1801 г. на базе школы-мастерской М. Казакова и находившемся в Кремле в построенном этим зодчим здании Сената. В отличие от Императорской академии художеств в Петербурге Кремлевское училище готовило архитекторов-практиков для ведения различных строительных работ (включая реконструкцию и ремонт сооружений), в том числе градостроительных работ, возведения жилых и административных зданий и пр. Выпускники училища получали звание архитекторских по-
112015 ^^^^^^^^^^^^^
мощников 3-го класса. В 1831 г. училище стало называться Московским дворцовым архитектурным училищем. Ранее наметившийся интерес к более широкому изучению исторического наследия закрепляется в учебных программах, в заданиях на проектирование «в стилях» классическом, византийском, готическом и др.
Самые ранние из выявленных на сегодня свидетельств о заданиях на проектирование жилья относятся к началу 1830-х гг. В журнале конференций Дворцового архитектурного училища 10 апреля 1833 г. имеется запись о задании ученику Д.С. Индейцеву выполнить к последнему экзамену программу (проект) «Господский дом» (ГИМ ОПИ, ф. 327, д. 5). В 1836 г. ученикам предлагались для выпускных испытаний на звание архитекторского помощника 3-го класса программы «Частный дом» и «Ферма с усадебным домом».
Наиболее ранние из выявленных ученических проектов, связанные с темой жилья, относятся к середине XIX в. Возможно, это связано с тем, что образование эпохи классицизма было ориентировано на воспитание примерами высоких жанров, т. е. копирование архитектурных деталей и фрагментов и зарисовки образцовых существующих архитектурных произведений, а не на сочинение собственных проектов, тем более обычных жилых домов. В лучшем случае это мог быть проект палаццо или барского дома. Несколько ученических проектов, связанных с темой жилья, сохранились в ГНИМА. Это проекты учеников Дворцового архитектурного училища, например «Двухэтажный жилой дом» Н. Антонова 1853 г. (рис. 1). Фасад его выполнен в
- 41
Сохранение
архитектурного наследия
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 1. Двухэтажный жилой дом (Н. Антонов. МДАУ. 1853 г. Собрание ГНИМА)
ренессансном духе: рустованный нижний этаж, повышенный верхний этаж с арочными окнами и полуколоннами, метрическая композиция. Еще один пример - работа ученика П. Постникова «Барский дом» 1864 г. с фрагментом фасада роскошного усадебного дома в классическом духе («250 лет Московской архитектурной школы», с. 70).
В 1866 г. Дворцовое училище преобразовано в архитектурное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества (УЖВЗ). Система архитектурно-художественного образования получила иной характер. Процесс обучения утратил непосредственную связь с деятельностью строительных команд, как это было ранее. На смену практически ориентированному обучению в процессе непосредственного участия в строительстве пришло обучение сочинением композиций и проектов. УЖВЗ, сохраняя предшествующий опыт Дворцового училища, курировалось академией и было вторым после нее крупным российским учебным заведением, готовившим художников и архитекторов. Приближение процесса обучения в УЖВЗ к обучению в ИАХ позволило присваивать выпускникам аналогичное академическому звание художника-архитектора с правом производства построек и присуждать медали (только серебряные - большие и малые) за наиболее удачные выпускные программы.
В отличие от работ Дворцового училища учебных работ архитектурного отделения УЖВЗ сохранилось достаточно много. Известны несколько комплексов учебных заданий, последовательно исполнявшихся будущими архитекторами. Это постепенно усложнявшиеся разработки разных типов зданий, в том числе и жилья, которые отложились в частных архивах архитекторов и в дальнейшем поступили в музеи. Примером этому являются собрания архитекторов
Рис. 2. Двухэтажный каменный дом (И. Машков. УЖВЗ. 1882 г. Собрание Музея истории Москвы). Публикуется впервые
Рис. 3. Загородный жилой дом в неорусском стиле (И. Машков. УЖВЗ. 1883 г. Собрание РГАЛИ)
Н. Всеволожского, М. Преображенского и др., хранящиеся в ГНИМА и МИМ. Некоторые из этих работ опубликованы.
Отдельно стоит выделить фонд наследия И.П. Машкова, сохранившего все свои ученические проекты (они находятся в фондах РГАЛИ, МИМ, ГНИМА и Музея МАРХИ). На примере работ Машкова установлено, что работа с архитектурными объектами начиналась с копирования архитектурных сооружений, затем переходили к проектированию. Среди проектов на жи-
Рис. 4. Доходный дом (Н. Колли. УЖВЗ. Собрание ГНИМА. 1916 г.): а — фасад, б — разрез. Публикуется впервые
Рис. 5. Трехэтажный жилой дом в крупном губернском городе. Стиль итальянского Возрождения. По заданию С.В. Но-аковского (Г. Мапу. УЖВЗ. 1916 г. Собрание Музея МАРХИ). Рабочий эскиз. Публикуется впервые
а
42
11'2015
Научно-технический и производственный журнал
Preservation of architectural heritage
лье вначале был выполнен проект небольшого деревянного сельского дома (1881 г.), затем проект каменного двухэтажного дома городского типа (1882 г.) и проект загородного дома в русском стиле (1883 г.) (рис. 2-3). Приведенные примеры ученических работ во многом аналогичны построенным московским жилым зданиям разных архитекторов второй половины XIX в.
Примечательно, что наравне с различными программами частных домов в УЖВЗ почти с самого начала его существования появилась программа «Доходный дом», отражавшая изменения в реальной архитектурной практике. Уже в 1868 и 1870 гг., почти сразу после появления в архитектуре типа доходного дома в связи с резким ростом населения крупных городов после реформы 1861 г., упразднившей крепостное право в Российской империи, доходные дома задаются выпускными программами УЖВЗ на конкурс на малую серебряную медаль (РГАЛИ, ф. 680, оп. 3, д. 31).
С экономическим развитием страны, развитием техники, промышленности и строительного искусства в конце XIX в. потребовался пересмотр системы образования в учебных заведениях России. Начало ХХ в. диктовало современные подходы в строительстве - появились новые материалы (металлические и железобетонные конструкции), новые типы сооружений. В 1900-е гг. начали создаваться инженерно-строительные учебные заведения, где был введен курс архитектурной подготовки. В 1909 г. на базе первых и вторых женских строительных курсов созданы Высшие женские строительные курсы, в состав которых входили два отделения: архитектурное и конструкторское. После 1916 г. Высшие курсы были преобразованы в Женский политехнический институт, затем в Московский институт гражданских инженеров (МИГИ). В программу курса строительного искусства Императорского технического училища, преподававшегося под руководством А. Кузнецова, также входило проектирование небольших сооружений, среди которых встречается, например, жилой дом для рабочих из собрания Музея МАРХИ. В этих проектах большое значение уделялось разработке конструкций.
Тема доходного дома сохраняла актуальность и находила отражение и в проектах учеников старших курсов УЖВЗ в 1910-х гг. Проект доходного дома Н. Всеволожского выполнен как рабочий чертеж (см.: «250 лет...», с. 92). Интересна коллекция проектов учащихся одного пятого класса, выполненных в 1917 г. под руководством И. Иванова-Шица. К этому проекту в собрании Музея МАРХИ задания, составленные самим архитектором:
«Архитектурная программа для учащихся V курса.
Составить проект застройки свободного участка, выходящего на одну изъ главныхъ улицъ столицы, каменнымъ доходнымъ домомъ въ одинъ или несколько корпусовъ... Корпуса должны быть проектированы въ 4 этажа... При застройке участка предусматривается образование чистых дворов... Квартиры проектируются с числомъ комнатъ отъ 4-х до 7-ми... Изъ каждой квартиры должно быть два выхода, по парадной и черной лестницамъ. Парадный выходъ должен вести съ улицы или съ чистого двора; служебный -со служебного двора. При каждой лестнице проектируется подъемникъ... Въ первых этажах лицевого корпуса возможно устройство, вместо квартиръ, магазиновъ и конторъ... Отопление предполагается центральное: водяное или пароводяное. Стиль обработки фасада - по выбору... Къ экзамену, 29-го октября, требуется представить: 1) общий
11'2015 ^^^^^^^^^^^^^
планъ листъ съ нанесениемъ корпусовъ въ масш. 5 саж. въ 1. 2) детальные планы... этажей... 3) разрезы по лестницамъ в масш. 1 саж.=1/2...
И. О. Ивановъ-Шицъ.» Примером доходного дома служит проект, выполненный
H. Колли (рис. 4). Сохранились учебные эскизы проектов на эту тему Г. Мапу с текстом и комментариями 1916 г. (рис. 5).
Множество жилых домов, особняков и доходных домов XIX - начала XX в. и в настоящее время украшают Москву и запечатлены в архитектурных путеводителях [4-5].
На разных этапах истории той или иной архитектурной школы тема жилого дома корректировалась в зависимости от социального заказа и стилевых пристрастий эпохи. Следующий этап настоящей темы был по-новому решен архитектурной школой 1920-х гг., прежде всего во Вхутемасе, чему будет посвящена следующая статья.
Список литературы
I. Иванова-Веэн Л.И. Реформа архитектурно-художественного образования в регионах 1918-1920 гг.: проблемы изучения // Тезисы докладов международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искус-ства-2013». М.: МГУ, 2013. С. 94-96.
2. Иванова-Веэн Л.И. География и система архитектурно-художественного образования в России 1918-1930 гг. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2013. № 3. С. 10-20.
3. Иванова-Веэн Л.И. Музей истории Московской архитектурной школы (при МАРХИ). Энциклопедия русского авангарда. Т. III. Кн. 1. М.: МАРХИ, 2014. С. 375-376.
4. Прокофьева И.А., Васильева А. История комфортного жилища на примере московских малоэтажных ансамблей // Жилищное строительство. 2011. № 5. С. 5-8.
5. Сарабьянов А.П. МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Энциклопедия русского авангарда. Т. III. Кн. 1. М.: МАРХИ, 2014. С. 374.
References
1. Ivanova-Veen L.I. Reform of architectural art education in regions of 1918-1920: studying problems. Papers of reports of the international conference «Actual Problems of the Theory and History of Art — 2013». Moscow: MGU. 2013, pp. 94-96. (In Russian).
2. Ivanova-Veen L.I. Geography and system of architectural art education in Russia 1918-1930. Vestnik Sankt-Peter-burgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizaina. 2013. No. 3, pp. 10-20. (In Russian).
3. Ivanova-Veen L.I. The museum of history of the Moscow architectural school (at MARKHA). Muzei istorii Moskovskoi arkhitekturnoi shkoly (pri MARKhI). In book: Entsiklopediya russkogo avangarda [Encyclopedia of the Russian avan-guard]. Vol. III. Book. 1. M.: MARKhI, 2014, pp. 375-376.
4. Prokof'eva I.A., Vasil'eva A. History of the comfortable dwelling on the example of the Moscow low ensembles. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2011. No. 5, pp. 5-8. (In Russian).
5. Sarab'yanov A.P. MUZhVZ (Moscow school of painting, sculpture and architecture). In book: Entsiklopediya russkogo avangarda [Encyclopedia of the Russian vanguard]. Vol. III. Book. 1. M.: MARKhI, 2014, pp. 374.
- 43