Научная статья на тему 'Жилищное строительство в России - Федеральный аспект'

Жилищное строительство в России - Федеральный аспект Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
30
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / КОЭФФИЦИЕНТ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ / СТОИМОСТЬ ЖИЛЬЯ / HOUSING CONSTRUCTION / HOUSING STOCK / HOUSING OPPORTUNITY INDEX / HOUSE PRICE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Петров И. С.

В статье рассмотрены динамика роста жилищного фонда и доходов населения в России. Рассчитан коэффициент доступности жилья, используемый в федеральной целевой программе «Жилище». Определены положительные и отрицательные показатели жилищного строительства в Санкт-Петербурге в сравнении со средним уровнем по России. По мнению автора, одной из основных мер, закладывающих основы доступности жилья, является создание Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The federal aspect of housing construction in RussiaOOO «

The paper describes increase of housing stock and income of population. The author has calculated Housing opportunity index from the Federal Target Program «Dwelling». The paper examines positive and negative indicators of housing construction in Saint-Petersburg comparing with average level in Russia. The author considers the Federal Fund Supporting Development of Housing Construction as one of the most important instruments to make house prices affordable.

Текст научной работы на тему «Жилищное строительство в России - Федеральный аспект»

И. С. Петров1

ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Жилищное строительство является одним из приоритетных направлений развития страны в рамках национального проекта «Доступное комфортное жилье - гражданам России». Существует Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг. Программа состоит из двух этапов: первый - 2002-2005 гг., второй - 2006-2010 гг. Программа создана для решения проблем жилищной сферы и обеспечения доступности для граждан жилья с приемлемыми условиями проживания [5].

Основными задачами программы являются создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышение уровня обеспеченности населения жильем. Для решения поставленных задач планируется увеличение объемов жилищного строительства и развитие финансово-кредитных институтов рынка жилья [8].

Программа включает четыре подпрограммы. В рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» планируется развитие коммунальной инфраструктуры, осуществление инвестиционных проектов, направленных на строительство объектов инфраструктуры для жилищного строительства. Целевым индикатором данной подпрограммы является дополнительный ввод жилья.

Целью подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. Предполагается модернизация инфраструктурных объектов с привлечением средств из внебюджетных источников. Необходимость осуществления данной подпрограммы связана с высокой степенью износа и технологической отсталостью объектов коммунальной инфраструктуры [12]. Целевым индикатором является снижение уровня износа.

Основная цель подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» - государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Целевым индикатором является количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств бюджетов разных уровней.

И, наконец, подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» направлена на финансирование приобретения жилья для граждан, перед которыми государство имеет обязательства.

Показателем состояния жилищного строительства является жилищный фонд [6], представляющий собой совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Динамика роста жилищного фонда представлена в табл. 1 [15, 16].

Таким образом, к концу 2007 г. общая площадь жилищного фонда в Российской Федерации

превысила 3 млрд м2, а в Санкт-Петербурге 100 млн м2. При этом рост жилищного фонда в целом по России за период с 1995 по 2007 г. составил около 16%, в Санкт-Петербурге - 19%.

1 Финансовый директор OOO «ЭНОЛСТРОЙ», канд. экон. наук. E-mail: petrovrf@mail.ru

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

Таблица 1

Рост жилищного фонда 1995 - 2007 гг._

годы площадь жилищ, миллионов квад ратных метров

Москва Спб РФ ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДфО

1995 171,00 89,00 2645,00 730,00 285,00 354,00 563,00 225,00 360,00 128,00

2000 185,00 93,00 2787,00 779,00 296,00 380,00 596,00 234,00 373,00 129,00

2005 202,00 100,00 2955,00 838,00 310,00 414,00 630,00 246,00 385,00 132,00

2007 208,00 106,00 3060,00 874,00 320,00 435,00 648,00 255,00 395,00 133,00

Примечание . ЦФО, СЗФО, ЮФО, ПФО, УФО, СФО, ДФО -соответственно федеральные округа Центральный, Северо-Западный, Южный , Приморский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Еще один показатель, характеризующий жилищное строительство, - соотношение жилищного фонда и численности населения - уровень обеспеченности населения жильем [11]. Этот показатель является одним из целевых индикаторов федеральной целевой программы «Жилище» (табл. 2). Целевое значение показателя на 2005 г. по России было 20,2 м, а на 2007 г. -20,9 м. Из табл. 2 следует, что в целом по России и в Санкт-Петербурге этот показатель был удовлетворительным, однако в Москве, Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах индикатор не достиг необходимого значения. Санкт-Петербург занимает второе место по обеспеченности населения жильем, однако является лидером среди исследуемых объектов по темпам роста площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя.

Таблица 2

Рост жилищного фонда в 1995-2007 гг. на одного жителя_

годы площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв-х метров

Москва Спб РФ ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДфО

1995 18,50 18,60 18,00 19,10 19,30 16,70 17,60 17,80 17,30 17,20

2000 18,30 19,80 19,20 20,40 20,90 17,50 18,90 18,80 18,30 19,00

2005 19,40 21,90 20,90 22,50 22,80 19,10 20,60 20,10 19,60 20,10

2007 19,90 23,10 21,50 23,50 23,70 19,00 21,40 20,80 20,20 20,60

прирост, % 7,57 24,19 19,44 23,04 22,80 13,77 21,59 16,85 16,76 19,77

Анализируя жилищное строительство, необходимо оценить доступность жилья [7,9,10]. Для этого можно рассмотреть соотношение средних цен на жилье и средних денежных доходов населения. Имеются данные о средних ценах на первичном и вторичном рынке жилья. Для расчетов взяты средние цены на первичном рынке жилья (табл. 3) [15,16].

Таблица 3

Средние цены на первичном рынке жилья, р._

годы средние цены на первичном рынке жилья, руб.

Москва Спб РФ ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДфО

1997 6553 3749 3411 3854 3222 3369 3027 2818 3404 5012

1998 11823 7963 5050 6116 6445 4250 4357 4314 3673 7091

1999 17547 9370 6999 9248 7375 5720 5926 5192 5469 8061

2000 16281 11186 8678 11108 8671 6182 7156 6230 5482 7988

2001 21906 13263 10567 13151 10124 7754 9201 9736 8928 13281

2002 24331 16594 12939 15914 12791 10037 10786 12201 11365 14382

2003 35364 22081 16320 21412 17371 11939 12217 14340 13419 18103

2004 47058 26997 20810 28433 21179 14741 14724 17425 16579 22282

2005 58398 31343 25394 34773 24442 17721 17852 23410 21210 26356

2006 88590 45460 36221 47821 37457 23072 28964 35385 25952 31460

2007 113501 80251 47482 62189 58360 32221 36449 43691 36634 36511

В Москве и Санкт-Петербурге цены традиционно выше, чем в среднем по России (хотя в некоторые годы Санкт-Петербург уступал Центральному федеральному округу, частью которого является Москва). Чтобы оценить доступность жилья рассмотрим денежные доходы населения (табл. 4) [15,16].

Таблица 4

годы среднедушевые денежные доходы населения, рублей в месяц

Москва Спб РФ ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДфО

1997 3524 1022 942 1313 908 604 687 1131 868 1099

1998 4083 1179 1013 1497 1011 636 737 1116 844 1149

1999 6857 1838 1664 2482 1592 1068 1238 1827 1365 1820

2000 7998 2556 2281 3231 2269 1429 1726 2744 1933 2498

2001 10282 3426 3062 4300 3084 1908 2319 3820 2576 3304

2002 12461 4514 3947 5436 4011 2548 3035 4791 3373 4392

2003 16827 6851 5170 7211 5404 3310 3917 6110 4351 5788

2004 20899 9176 6410 8991 6938 4169 4787 7413 5267 7047

2005 24958 12556 8112 11084 9045 5333 6220 9507 6680 8892

2006 29803 14148 10196 13883 10970 6814 7996 12038 8346 11097

2007 35490 16876 12601 17079 13282 8713 9928 15025 10286 13358

В Москве и Санкт-Петербурге традиционно доходы населения также выше, чем в среднем по России (хотя в некоторые годы Санкт-Петербург уступал Центральному федеральному округу,

частью которого является Москва).

2

Соотношение стоимости 1 м жилья и ежемесячных доходов населения представлено в табл. 5, откуда следует, что за 11 лет среднее значение этого показателя было наилучшим в Москве, Санкт-Петербург находится на девятом месте (по данным за 2007 г. - на десятом).

Отношение стоимости 1 м2 жилья к доходам

Таблица 5

годы отношения стоимости одного квадратного метра жилья к доходам

Москва Спб РФ ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДфО

1997 1.859 3.668 3.6213 2.935 3.549 5.577 4.407 2.492 3.9221 4.56

1998 2.896 6.7544 4.9847 4.085 6.375 6.683 5.912 3.865 4.3523 6.171

1999 2.559 5.0979 4.2063 3.726 4.632 5.356 4.787 2.842 4.0063 4.429

2000 2.036 4.3763 3.8045 3.438 3.821 4.326 4.146 2.27 2.8362 3.198

2001 2.13 3.8713 3.4511 3.058 3.283 4.064 3.968 2.549 3.4658 4.02

2002 1.953 3.6762 3.2783 2.928 3.189 3.939 3.554 2.547 3.3693 3.275

2003 2.102 3.2231 3.1567 2.969 3.215 3.607 3.119 2.347 3.084 3.128

2004 2.252 2.9421 3.2465 3.162 3.053 3.536 3.076 2.351 3.1477 3.162

2005 2.34 2.4963 3.1304 3.137 2.702 3.323 2.87 2.462 3.1751 2.964

2006 2.973 3.2132 3.5525 3.445 3.414 3.386 3.622 2.939 3.1095 2.835

2007 3.198 4.7553 3.7681 3.641 4.394 3.698 3.671 2.908 3.5616 2.733

среднее 2.391 4.0067 3.6546 3.32 3.784 4.318 3.921 2.688 3.4573 3.679

В федеральной целевой программе «Жилище» разработан коэффициент доступности жилья. Он равен соотношению средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54

м2 и среднего годового совокупного дохода семьи из трех человек. Целевое значение на 2007 г. -3,2. Фактический коэффициент доступности жилья в 2007 г., определенный расчетом, представлен в табл. 6, из которой следует, что целевой индикатор на 2007 г. не был достигнут ни в одном из округов. При этом Санкт-Петербург по значению коэффициента доступности жилья находится на последнем месте.

Расчет коэффициента доступности жилья по состоянию на конец второго квартала 2009 г. (табл. 7) показывает, что целевой показатель на 2009 г. (3,1) достигнут только в Уральском федеральном округе. При этом Санкт-Петербург, как и в 2007 г., находится на последнем месте.

В Санкт-Петербурге основными положительными моментами являются высокий показатель площади жилых помещений в среднем на одного жителя (на 7% больше, чем в среднем по России, на 16% больше, чем в Москве), а также высокие темпы роста этого показателя. Однако жилье в Санкт-Петербурге примерно в 1,5 раза менее доступно, чем в среднем по России. При этом денежные доходы на душу населения в Санкт-Петербурге на 27 % выше, чем в целом по России, а стоимость квадратного метра - на 88%.

Таблица 6

Расчет коэффициента доступности жилья в 2007 г._

показатели объекты исследования

Москва Спб РФ ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДфО

стоимость квартиры 54 кв м, руб. 6129059 4333549 2564017 3358206 3151445 1739934 1968251 2359325 1978247 1971572

средний годовой совокупный денежный доход семьи состоящей из трех человек, руб. 1277640 607536 453636 614844 478152 313668 357408 540900 370296 480888

коэф-фициент доступности 4,797172 7,132991 5,652147 5,461883 6,59089 5,54706 5,50702 4,36185 5,342339 4,09986

Таблица 7

Расчет коэффициента доступности жилья на конец второго квартала 2009 г._

показатели объекты исследования

Москва Спб РФ ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДфО

средняя стоимость одного квадратного метра жилья на конец 2 кв-ла 2009 года, руб 132500 92500 49300 64300 68800 38700 37600 39800 36700 49100

стоимость квартиры 54 кв.м., руб. 7155000 4995000 2662200 3472200 3715200 2089800 2030400 2149200 1981800 2651400

денежные доходы н душу населения июнь 2009 , руб. 46131,8 22448,5 17648,6 23229 17411,4 12062,7 13954,1 19906,4 13830,5 18511,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средний годовой совокупный денежный доход семью состоящей из трех человек, руб. 1660745 808146 635349,6 836244 626810 434257 502348 716630 497898 666421

коэф-фициент доступ-ности 4,308308 6,180814 4,190134 4,152137 5,92715 4,81236 4,04182 2,99904 3,980333 3,97856

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

Улучшение коэффициента доступности жилья как в целом по России, так и в Санкт-Петербурге является одной из основных социальных задач. Однако темпы развития жилищного сектора на настоящий момент недостаточны, а целевые индикаторы федеральной программы «Жилище» не выполняются. Вместе с тем некоторые события последних лет, по нашему мнению, закладывают основы для повышения доступности жилья в России, в частности, принятие закона 161-ФЗ от 24.07.2008 г. «О содействии развитию жилищного строительства». Закон регламентирует особенности создания и деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Фонд аккумулирует большое количество земельных участков и предоставляет их по доступным ценам для строительства жилья эконом-класса. Таким образом, создан новый институт, стимулирующий жилищное строительство в России.

Список литературы

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 30.12.2008).

2. Федеральный закон от 24.07.2008 №161-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «О содействии развитию жилищного строительства» (принят ГД ФС РФ 04.07.2008).

3. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 №675 (ред. от 14.02.2009) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

4. Губанова, Е. С. Инвестиционная деятельность в регионе / Е. С. Губанова. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2003. - 135 с.

5. Гумба, Х. М. Влияние инвестиционной привлекательности региона на цену жилой недвижимости / Х. М. Гумба, А. И. Осипов, С. В. Беляева // Экономическое возрождение России. - 2006. - №4(10). -С. 52-56.

6. Дроздова, И. В. Эффективность вариантов реконструкции городской жилой застройки/ И. В. Дроздова, О. А. Малафеев, Л. Г. Паршина // Экономическое возрождение России. - 2008. - №3 (17). - С. 63-67.

7. Зотов, В. Б. Проблемы инвестирования строительства муниципального жилья / В. Б. Зотов // Экономическое возрождение России. - 2005. - №1(3). - С. 17-22.

8. Круглик, С. И. Управление жилищной сферой современных городов России/ С. И. Круглик // Экономическое возрождение России. - 2007. - №2(12). - С. 33-38.

9. Лавров, С. Н. Трудности ипотечного кредитования на пути решения жилищной проблемы/ С. Н. Лавров // Экономическое возрождение России. - 2005. - №1(3). - С. 27-32.

10. Манаков, Л. Ф. Кризис в инвестиционно-строительной сфере: истоки, угрозы, новые возможности / Л. Ф. Манаков, Р. А. Фалтинский // Экономическое возрождение России. -2009. - №1 (19). - С. 58-70.

11. Песоцкая, Е. В. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов регионального инвестиционно-строительного комплекса / Е. В. Песоцкая // Экономическое возрождение России. - 2005. - №4(6). - С. 80-87.

12. Тесалова, Ю. Н. Проблемы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве / Ю. Н. Тесалова // Экономическое возрождение России. - 2007. - №1(11). -С. 72-76.

13. Салин, В. Н. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля / В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова. - М.: Финансы и статистика, 2006. -480 с.

14. Сидоренко, И. А. Холистические и коэволюционные закономерности в развитии социально-экономических систем/ И. А. Сидоренко. - Новосибирск: НГАСУ (СИБСТРИН), 2007. - 48 с.

15. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат.сб./ Росстат. -М., 2008.

16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: стат.сб./ Росстат. -М., 2004.

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

The list of literature

1. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 №190- FZ (prinyat GD FS RF 22.12.2004) (red. ot 30.12.2008).

2. Federal'nyj zakon ot 24.07.2008 №161-FZ (red. ot 07.05.2009) «O sodejstvii razvitiju zhilischnogo stroitel'stva» (prinyat GD FS RF 04.07.2008).

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.09.2001 №675 (red. ot 14.02.2009) «O federal'noj celevoj programme «Zhilische» na 2002-2010 gody».

4. Gubanova, E. S. Investicionnaja dejatel'nost' v regione / E. S. Gubanova. - Vologda: VNKC CJeMI RAN, 2003. - S. 135.

5. Gumba, H. M. Vlijanie investicionnoj privlekatel'nosti regiona na cenu zhiloj nedvizhimosti // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2006. - №4(10). - S. 52-56.

6. Drozdova, I. V. Effektivnost' variantov rekonstrukcii gorodskoj zhiloj zastrojki / I. V. Drozdova, O. A. Malafeev, L. G. Parshina // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2008. - №3 (17). - S.63-67.

7. Zotov, V. B. Problemy investirovanija stroitel'stva municipal'nogo zhil'ja / V. B. Zotov // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2005. - №1(3). - S. 17-22.

8. Kruglik, S. I. Upravlenie zhilischnoj sferoj sovremennyh gorodov Rossii/ S. I. Kruglik // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2007. - №2(12). - S. 33-38.

9. Lavrov, S. N. Trudnosti ipotechnogo kreditovanija na puti reshenija zhilischnoj problemy / S. N. Lavrov // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2005. - №1(3). - S. 27-32.

10. Manakov, L. F. Krizis v investicionno-stroitel'noj sfere: istoki, ugrozy, novye vozmozhnosti / L. F. Manakov, R. A. Faltinskij // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2009. -№1 (19). - S. 58-70.

11. Pesockaja, E. V. Teorija i metodologija institucional'nyh vzaimodejstvij sub'ektov regional'nogo investicionno-stroitel'nogo kompleksa / E. V. Pesockaja // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2005. - №4(6). - S. 80-87.

12. Tesalova, J. N. Problemy cenoobrazovanija v zhilischno-kommunal'nom hozjajstve/ J. N. Tesalova // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2007. - №1(11). - S. 72-76.

13. Salin, V. N. Kurs teorii statistiki dlja podgotovki specialistov finansovo-ekonomicheskogo profilja / V. N. Salin, Je. Ju. Churilova. - M.: Finansy i statistika, 2006. - S. 480.

14. Sidorenko, I. A. Holisticheskie i kojevoljucionnye zakonomernosti v razvitii social'no-ekonomicheskih sistem/ I. A. Sidorenko; Novosibirskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet. - Novosibirsk: NGASU (SIBSTRIN), 2007. - S. 48.

15. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. 2008: stat. sb./ Rosstat. - M.,

2008.

16. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. 2004: stat. sb./ Rosstat. - M.,

2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.