Шишкина Евгения Владимировна
аспирант кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России
(тел.: 89283620715)
Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейший фактор обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования и его
правовое регулирование
Аннотация
Статья посвящена проблемам, возникающим у органов местного самоуправления в связи с осуществлением ими полномочий в сфере обеспечения населения муниципального образования жилищно-коммунальными услугами. Жилищно-коммунальное хозяйство имеет огромное социальное значение, поскольку обеспечивает наиболее существенные стороны жизнеобеспечения людей. Однако в настоящее время жилищно-коммунальный комплекс в России находится в кризисном состоянии.
Annotation
The article is dedicated to problem, appearing beside organ of the local home rule in connection with realization them authority in sphere of the ensuring the population of the municipal formation housing-public utilities. Housing-public facilities has enormous social importance since provides the most essential sides of жизнеобеспечения people. However at present housing-public complex in Russia is found in crisis condition.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, местное самоуправление, органы местного самоуправления, коммунальные услуги, тарифы.
Key words: housing-public facilities, local home rule, organs of the local home rule, public facilities, tariffs.
Жилищно-коммунальное хозяйство имеет огромное социальное значе-
ние, поскольку обеспечивает наиболее существенные стороны жизнеобеспечения людей. Однако в настоящее время жилищно-коммунальный комплекс в России находится в кризисном состоянии. Это обусловлено рядом факторов, среди которых наиболее существенными являются следующие: износ коммунальной инфраструктуры (до 60%); большой объем ветхого и аварийного жилищного фонда, и эта доля не уменьшается, поскольку ввод нового жилья отстает от темпов "ветшания" имеющегося жилого фонда; высокая затратность ЖКХ при одновременном отсутствии экономических стимулов снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг.
Длительное время в СССР граждане оплачивали малую часть затрат на коммунальные услуги, по сути плата была символической, поскольку ЖКХ практически полностью дотировалось
государством. Квартирная плата, включающая платежи граждан за коммунальные услуги, составляла около 2,5% среднего дохода семьи, рассматривалась государством и обществом как одно из важнейших социальных завоеваний. С переходом на рыночные отношения в начале 1990-х гг. ситуация кардинальным образом изменилась, тарифы на жилищно-коммунальные услуги стали возрастать. Однако по-прежнему муниципалитеты продолжали дотировать ЖКХ, поскольку оно не было и пока не является самоокупаемым.
В этом контексте важным представляется выявление перспективных путей решения проблем ЖКХ и соответствующего правового регулирования. где важнейшее место должно отводиться полномочиям органов местного са-моуправления. Следует заметить, что еще 28 апреля 1997 г. Указом Президента РФ была утверждена Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, где был взят курс на создание реальной конкуренции в жи-
19
лищно-коммунальной сфере, снижение затрат на услуги, повышение качества работ коммунальных служб. При этом ставилась задача перейти от простого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более плавному, дифференцированному изменению их с учетом реальных доходов граждан, при одновременном совершенствовании и усилении адресной помощи малоимущим. Основная нагрузка по практической реализации Концепции легла на органы местного самоуправления. Именно на них возлагалась обязанность наладить контроль за коммунальными службами, выработать эффективные экономические механизмы взаимодействия с ними. Согласно Концепции реформирования жилищнокоммунального хозяйства предусматривались: переход к самофинансирова-нию организаций жилищно - коммунального хозяйства путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрест-ного субсидирования потребителей; увеличение тарифов на жилищно - коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном путем конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги. Население по этой концепции должно было оплачивать в итоге все услуги ЖКХ полностью с одновременной адресной под-держкой малоимущих.
Однако реализации реформы ЖКХ столкнулась с огромными трудностями. Далеко не все население в состоянии оплачивать 100% коммунальных услуг. В связи с неудовлетворительным состоянием ЖКХ 17 ноября 2001 г. было издано постановление Правительства РФ О подпрограмме "реформиро-вание и модернизация жилищно - коммунального комплекса российской федерации" федеральной целевой программы "жилище" на 2002 - 2010 годы". В этом документе указывалось, в частности, что кризисное состояние жи-лищно - коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положе-нием, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. В дальнейшем был принят ряд других федеральных правовых актов, в основном на уровне Правительства РФ (так, с 2005 г. ежегодно стали издаваться федеральные стандарты оплаты
жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт на предстоящий год, были изданы Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг и др.) Затем был принят Жилищный кодекс РФ.
Однако ситуация к лучшему не изменялась. На уровне субъектов Российской Федерации также принимаются меры правового регулирования. Так, Так, 14 июля 2004 г. было принято постановление Законодательного собра-ния Краснодарского края "Об утверждении краевой целевой программы антикризисных мер в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края на 2004-2010 годы". В этом документе указывается, в частности, что призна-ком кризисного состояния жилищно-коммунального комплекса является зна-чительное снижение надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Количество аварийных ситуаций и повреждений в водоснабжении превышает 1,7 аварии на один ки-лометр сетей, в теплоснабжении - более 2,3 аварий, на один километр сети. Более половины аварий и повреждений водопроводных и тепловых сетей происходит по причине их ветхости. Ущерб, наносимый авариями, значительно превышает затраты на плановую замену основных фондов и предотвращение аварий. При этом планово-предупредительный ремонт практически уступил место аварийно-восстановительным работам.
Но ситуация по-прежнему остается очень сложной. На наш взгляд, одной из причин сложившейся ситуации является то, что организации жилищно-коммунального хозяйства не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации затрат, к повышению ресурсной эффективности. В результате затраты электроэнергии на производство и реализацию одного кубометра во-ды на 35 процентов выше среднероссийских показателей, на 10 процентов выше показатель удельного расхода топлива на выработку одной гигакалории тепла, численность персонала на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5 - 2 раза выше нормативной. Потери и утечки воды и тепловой энергии (материального носителя услуги), значительно превышающие допустимый уровень, на предприятиях не контролируются, их снижение не стимулируется. Величина потерь или списываемых на них объемов реализации услуг продолжает нарастать.
И в этом контексте взят, как нам представляется, не совсем эффектив-ный путь решения данной проблемы в основном на федеральном уровне, в то время как вопросы ЖКХ решаются в каждом конкретном муниципальном образовании, и на местах виднее, какие именно затраты
20
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • № 3
нужно производить. По сути такой подход повторяет подход советского государства, где, как известно, все было централизовано, и в итоге в отсутствии стимулов ЖКХ развалислоь. Зачем повторять ошибки? Целесообразнее, на наш взгляд, издать акты федерального уровня, согласно которым бюджетные средства, которых в виду хорошей конъюктуры на мировом нефтяном и газовом рынке, сейчас немало скопилось в федеральном бюджете, нужно распределить по субъектам РФ, и далее по муниципальным образованиям. При этом, однако, нужно обеспечить обязательность
(и такие нормы должны иметь императивный ха-рактер) общественного обсуждения бюджетных затрат в сфере ЖКХ - с тем, чтобы не допустить коррумпированности данной сферы). Кроме того, нужно расширить полномочия представительных органов местного самоуправления в решении вопросов ЖКХ, включая тарифную политику, повысив тем самым их ответственность. Тогда отпадет необходимость в издании актов, подобных указанных выше на федеральном уровне, и в ЖКХ, наконец, появятся реальные сдвиги к лучшему.