Научная статья на тему 'Жилищно-коммунальное хозяйство г. Ульяновска, его проблемы'

Жилищно-коммунальное хозяйство г. Ульяновска, его проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Ульяновска, его проблемы»

СООБЩЕНИЯ

В.В. КУЗНЕЦОВ, Л.М. АРУТЮНОВА, М.Н. КОНДРАТЬЕВА

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО г.УЛЬЯНОВСКА, ЕГО ПРОБЛЕМЫ

Город Симбирск-Ульяновск в 1998 году праздновал свое 350-летие. За этот срок город прошел все этапы становления. С момента первой описи 1678 года, когда в Симбирске было зарегистрировано 605 дворов и проживало 1579 человек, к началу 1999 года жилищный фонд составил 218 тыс. квартир с общей жилой площадью 12,4 млн. кв. м с населением 694,5 тыс. чел.

Юбилейный (к 350-летаю Симбирска-Ульяновска) статистический сборник дает следующую характеристику коммунального хозяйства города (табл. 1) [1]

Таблица 1

Динамика развития жилищно-коммунального хозяйства г.Ульяновска

Коммунальное хозяйство 1913 г. 1940 г. 1970 г. 1997 г.

Жилой фонд, тыс.кв. м общей площади 367 437,0 /у,2 12127,0

Оборудовано жилищного фонда, в процен-

тах

водопроводом 16,2 60,3 72,3 91,5

канализацией - 14,3 65,9 90,9

центральным отоплением - 1,8 69,3 95,4

1 <Щ11П - 7Й 4 г V,.. 47 П Г , V

электрическое освещение 14 - - 100,0

напольным электроплитами - - - 38,0

Бани, ед. 4 9 14 21

Радиоточки, тыс. шт. - 5,0 80,0 423,7

Квартирные телефоны, шт - 270 6553 77437

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство города представляет собой сложный, многоотраслевой хозяйственный комплекс, обеспечивающий жизнедеятельность населения и производственных объектов (табл.2) [6].

Доля коммунального хозяйства в расходах города из года в год растет и все сложнее становится обеспечить население всеми необходимыми услугами для нормального жизнеобеспечения. В 1913 г. на содержание города направлялось 28,7%, в 1927 г.- 35%, а в 1998 г. уже более половины городского бюджета (54%) направляется на жилищно-коммунальное обеспечение населения [2].

В значительной степени оказывает воздействие на состояние жилищно-коммунального хозяйства г. Ульяновска отношение бюджетов города и области. Средний показатель бюджетного обеспечения одного жителя России (1500 руб в год.),

что в два раза выше чем в г.Ульяновске (750 руб.), в то время как средняя бюджетная обеспеченность в остальной части области не меньше чем в среднем по России. В 1998 году на одного жителя г.Ульяновска в месяц на нужды коммунального хозяйства расходовалось 146 руб., из них возмещаемая населением доля составила порядка 23% от общих затрат. Дифференциация возмещаемой части по отдельным видам услуг колеблется от 12% по отоплению до 63% по обеспечению населения сетевым газом [5].

Сформированная в 1990-1996 годах законодательная, правовая и нормативно-методическая база определила основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования. Решениями Правительства Российской Федерации был определен поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с достижением в 1998 году 100% покрытия затрат на содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг за счет платежей граждан с одновременным переходом на бюджетную форму социальной поддержки низкодоходных семей через предоставление компенсаций (субсидий) на оплату жилья н коммунальных услуг вместо датирования предприятий ЖКХ.

Таблица 2

Услуги жилищно-коммунального хозяйства г. Ульяновска за 1998 год

Наименование услуг Услуги жилищно-коммунального хозяйства

Всего. в.т.ч; населению предприятиям на ко мбытн ужды

Общая площадь жилья (муниципальное), ТЫС.К8 м. в т.ч. приватизированная ш строк» 1 - жилая площадь ятл /"я л 1846,3 4421,0

2 _ Число проживающих на всем жилищном фонде, в т.ч. в приватизированных квартирах 404,7 93,9

3 Отпуск воды-всего млн.куб.м 120,7 45,3 45,6

4 Пропуск сточных вод, млн.кубм 94,5 61,2 32,8

5 Отпуск сетевого газа, млн.куб.м 2050,9 428,9 1604,0

6 Отпуск сжиженного газа, тыс тони 21,4 13,4 6,3

7 Отпуск электроэнергии, млн. кВт/ч 1416,2 760,5 488,8

8 Отпуск теплоэнергии, тысГкал 5704,0 2876,0 2430,0

Однако в связи с тем, что в этот период сложилась неблагоприятная динамика доходов населения, было предусмотрено увеличение срока поэтапного перехода к полной оплате жилья и коммунальных услуг населением с 5 до 10 лет. Один из основных путей преодоления кризиса ЖКХ «Программа реформирования жи-

лищно- коммунального хозяйства Ульяновска до 2003 года» так же планирует переход от бюджетного дотирования к оплате услуг потребителями с доведением к 2003 году до 100% оплаты услуг населением [5],

Таблица 3

Стоимость жилищно-коммунальных услуг и уровень их оплаты населением в расчете

на 1 человека в месяц за 1998 год [6 ]

Планируемая Возмещаемая Процент возме-

величина величина щения затрат на-

затрат затрат селением

Всего по области, руб. 145,79 33,35 22,9

в том числе;

горячее водоснабжение 28,88 5,0 17,3

отопление 57,76 7,0 12,1

водоснабжение 7,05 1,85 26,2

канализация 9,51 2,34 24,6

энергоснабжение 13,68 5,7 41,7

жилье 22,14 7,2 32,5

газ сетевой 6,77 4,26 62,9

Вторым путем улучшения ситуации в жилшцпо-коммуналшом хозяйстве реформой предусматривается внедрение энергосберегающих технологий и приборов учета расхода теплоэнергии, воды и газа.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время реализует пока одно из принятых направлений-переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг без непосредственного изменения системы управления самого хозяйства, где пока что сохраняется система, стимулирующая развитие затратного механизма, что не создает условия для выполнения второго направления реформирования.

В результате проводимой политики приватизации жилья гражданами произошли изменения в структуре собственности жилищного фонда. Доля частного жилищного фонда области с 39% в 1990 году увеличилась до 62% к концу 1998 года. В этот же период в муниципальную собственность активно передавались объекты жилищно-коммунального хозяйства: приватизированных, акционированных, ликвидированных предприятий и организаций, колхозов и совхозов. Процесс муниципализации наиболее активно шел в жилищной сфере, где сегодня концентрируется около 28 процентов ведомственного жилищного фонда, принадлежащего государству.

Меняется структура управления жилищно-коммунальным хозяйством. На смену ведомственным ЖКХ на муниципальном уровне начали создаваться службы « 3 у к-я ч чи к- я л—лп гя н и я т г ии по лтпяяпению жилитным сЬониом. Осуществляется ие-

""¿Е ' ----J —X ..............' X

реход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с одновременным

применением мер социальной защиты граждан путем предоставления им субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, формируются договорные отношения с нанимателями и собственниками жилья. Из табл. 4 видно, что самые высокие темпы роста имеет стоимость услуг по водоснабжению и канализации, на втором мес-те-горячее водоснабжение. Стоимость квартплаты за указанный период выросла более чем в 7 тыс.раз [2, 4].

Таблица 4

Динамика цен на основные виды жилищно- коммунальных услуг

г.Ульяновска (руб.)

....... - Виды услуг Ед. измер. 1990 1995 1996 1997 1999* В 1999 к 1990 В 1999 к 1997

Квартплата в домах муниципального жилья 1 ки.м гающ. 0,13 30 30 300 1000 7690 раз 3?3 раза

Плата за водоснабжение и канализацию с1чел. в мес. 0,38 1740 1740 5100 9230 24290 раз 1,81 раза

Плата за горячее водоснабжение с 1чел. в мес. 0,80 1800 800 5000 9250 11563 раза 1,85 раза

* в но?,г«ш&ции рубля до 1998 г.

В соответствии с программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства пешением городской Думы г.Ульяновска от 24,03,99г. N 28 были повышеЛ А-!-«»

ны тарифы на коммунальные* услуги и установлены новые ставки на оплату за содержание и ремонт жилья и тарифы за холодную воду и водоснабжения. В среднем на холодную воду и горячее водоснабжение тарифы по сравнению с 1997 г, выросли в 1,7-1,8 раза, ставки на 1кв.м жилья повышены в зависимости от качества жилья от 3 до 4 раз [2,4]. Этим решением величина собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг с 5,2 в 1998 г. доведена до 12% от совокупного дохода семьи. Следует указать на тот факт, что решение городской Думы не в полной степени учитывает то обстоятельство, что, чем больше семьи имеют сверхнормативные площади, тем в больших объемах дотирует их городской бюджет и, таким образом, тем большая доля социальных благ достается им.

Определенная часть затрат предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере, покрывается за счет субсидий из городского бюджета. Общая площадь жилого фонда, на которую распространяется право на получение субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг по области в 1998 г. составила 13,3 млн. кв. метров, где проживает 258,1 тыс. семей. Общая сумма начисленных субсидий в г.Ульяновске в 1998 г. составила 1 млн. руб. Наибольшее число граждан, получивших субсидии, составляют иждивенцы (32,3%), пенсионеры (20,4%). друг ие категории (37,3%)[6].

Кроме субсидий, значительному числу граждан предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. В Ульяновске в 1998 г. имели льготы 190.3

104 Вестник- У л Г" ГУ 4/99

тыс.человек. Фактические расходы по реализации льгот в среднем на одного гражданина области составили чуть более 12 рублей в месяц.

Однако повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением не обеспечивается ростом доходов населения. По данным выборочного обследования Ульяновского областного комитета государственной статистики[1,3], доля расходов на жилищно-коммунальные услуги с 3,5% в 1990 гол)' в общих расходах семей выросла до 5,2% в 1998 году и до 12% в 1999 году, то есть в 3,4 раза. Одновременно растут цены на потребительские товары, особенно на продовольственные товары, вследствие чего доля расходов семей на питание за период 1990-1998 гг. выросла с 26,9 до 54,1%. Но уже в первом полугодии 1999 года цены на потребительские товары выросли в 2-3 раза, не остались на уровне 1998 года стоимости бытовых, медицинских, образовательных, транспортных и других услуг. Население вынуждено сокращать затраты на непродовольственные товары, на образовательные услуги и услуги на учреждения культуры.

Но распределение населения по уровню доходов весьма неоднородно й понятно, что финансовые возможности различных категорий населения весьма различны [2]: более 60% населения располагало в 1998 году доходами ниже среднего по области. Кроме того, пятая часть населения вообще находится ниже порога прожиточного минимума.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что такое несоответствие в росте стоимости коммунальных услуг и дохода населения не позволяет принятыми темпами увеличивать долю расходов населения в оплате коммунальных услуг. С увеличением ставок и тарифов на услуги ЖКХ в 1999 году г.Ульяновск по всем видам услуг оставил далеко позади все города 1 Поволжья.

Следующим условием реализации принятой Программы по реформированию в г.Ульяновске является улучшение технического обеспечения эксплуатации коммунального хозяйства. Однако в этом вопросе г.Ульяновск находится пока з начале пути. Оснащение приборами учета в водоснабжении жилых домов и отопления находится на уровне менее одного процента. Несколько лучше (2,5%) оснащение приборами учета стыков между коммунальными энерго1шедприятиямк и домовладениями и на порядок лучше (21,2%) учет между предприятиями.

Проведенный анализ фактически сложившейся ситуации по реформе жилищно-коммунального обслуживания в г.Ульяновске позволяет сделать следующий вывод:

во-первых, такое несоответствие в росте стоимости коммунальных услуг и дохода населения не позволяет принятыми темпами увеличивать расходы населения в оплате жилищно-коммунальных услуг;

во-вторых, необходима более полная дифференциация ставок по оплате жилищно-коммунальных услуг, учитывающих территориальное размещение квартир а городе, а также наличие сверхнормативной жилой площсцш;

в-третьих, для принятия подобных решений необходимы региональные стандарты качества жизни населения;

в-четвертых, необходимо более тесное взаимодействие региональной и муниципальной бюджетных систем, позволяющее более полно учитывать интересы населения региона в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Прошлое и настоящее Симбирска-Ульяновска. Статистический сборник. Ульяновск, 1998.

2. Экономическое положение Ульяновской области в 1998 году. Статистический сборник. Ульяновск, 1999.

3. Решение городской Думы г.Ульяновска «Об изменении ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги». №28 от 24.03.1999 г.

4. Экономическое положение Ульяновской области за 1990-1995 гг. Статистический сборник. Ульяновск, 1996.

5. Решения городской Думы г.Ульяновска «Коммунальные услуги: тарифы, льготы» №172 от 01.11.1997г., «Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г, Ульяновске}) №197 от 19.11.1997г. // «Город и власти» 1999. №107.

6. Дмитриев А.Н. Структурные преобразования и организационные мероприятия по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства. Ульяновск, 1999.

Кузнецов Виталий Васильевич, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ. Окончил Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Имеет более 100 научных публикаций по актуальным проблемам экономики и методики преподавания экономических дисциплин.

Арутюнова Любовь Максимовпй, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ. Окончила Ташкентский институт легкой промышленности. Имеет более 60 научных публикаций по актуальным проблемам экономики и методики преподавания экономических дисциплин.

Кондратьева Мария Николаевна, стажер кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.

■ 06 Вестник УлГТУ 4/99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.