Научная статья на тему 'Жилище верхнего позднепалеолитического слоя стоянки Куличивка в Тернопольской области'

Жилище верхнего позднепалеолитического слоя стоянки Куличивка в Тернопольской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жилище верхнего позднепалеолитического слоя стоянки Куличивка в Тернопольской области»

В. П. САВИЧ

ЖИЛИЩЕ ВЕРХНЕГО ПОЗДНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО СЛОЯ СТОЯНКИ КУЛИЧИВКА В ТЕРНОПОЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Многослойный археологический памятник Куличивка на окраине г. Кременец Тернопольской области на протяжении ряда лет планомерно исследуется Институтом общественных наук АН УССР. Полевыми исследованиями автора (1968—1975 гг.) на Куличивке обнаружено большое количество археологических материалов, позволяющих затронуть ряд сложных проблем истории древнего населения не только исследуемого памятника, но и всего региона юго-западной Волыни (Савич, 1973). Геология стоянки изучалась А. Б. Богудким и И. К. Ивановой (Иванова, Ренгартен, 1975). Стоянка расположена на террасовидном мысу (северная окраина Кременецких гор) и связана с отложениями делювиально-солифлюкционного происхождения. Раскопками обнаружены два горизонта остатков позднепалеолитических поселений. Археологические материалы позволяют датировать их относительно ранними этапами позднего палеолита.

Следы поселения верхнего слоя Куличивки обнаружены в темно-бурых суглинках близ контакта их со светлыми лёосами на глубине 0,95— 1,06 м от поверхности. Лёссы мощностью от 0,35 до 0,8 м не содержат культурных остатков (кроме единичных переотложенных предметов). В их подошве и нижележащей ископаемой почве находится нижний позднепалеолитический культурный слой.

На исследованном участке поселения верхнего слоя (вскрыто 1626 м2 площади) наблюдается неравномерное расположение культурных остатков. Их больше в центральной и северо-западной части мыса, где обнаружены жилищно-бытовые комплексы, отдельные скопления культурных остатков, следы мастерских, очаги и более 30 тыс. экземпляров кремневых изделий. Местами культурный слой нарушен хозяйственными ямами бронзового и раннежелезного века.

Ниже дается характеристика остатков наземного жилища поселения верхнего позднепалеолитического слоя, обнаруженного раскопками 1972 г. в центральной части мыса. Оно выделялось интенсивной концентрацией культурных остатков, охристой окраской почвы, небольшой линзой, углубляющейся на 20—35 см вниз, и остеологическими материалами, расположенными преимущественно по краям жилища.

В плане жилище (рис. 1) почти округлой формы, размерами 7,00X Х7,35 м. По его краям находились крупные кости и фрагменты костей различных ископаемых животных очень плохой сохранности. Более интенсивная концентрация костей прослежена возле южного и западного края жилища.

Всего в пределах жилища обнаружено более 400 целых костей разных животных и их обломков. Более 80% от всех находок составляют кости конечностей (голени). Это позволяет считать, что для постройки жилища были использованы преимущественно голени животных.

По определению К. А. Татаринова здесь присутствуют: северный олень, мамонт, лошадь, первобытный зубр, овцебык. Преобладают кости северного оленя, но костей мамонта также много.

Обращает на себя внимание расположение костей животных на площади остатков жилища. Голени и их крупные фрагменты длиною 21— 37 см, лежащие по краям жилища, были ориентированы эпифизами к центру или в противоположную сторону. Лопатки и рога животных так-

р~о1» [Жж]/2 1НН ЕЙ* Ю**ИИК О'И'^ЭО^

Рис. 1. План и профили жилища верхнего позднепалеолитического слоя стоянки Ку-личивка

/ — контуры жилища; 2— кострище; 3 — хозяйственные ямы поселений бронзового и раннежелез-ного веков; 4 — разрезы жилища; 5 —нуклеусы; 6 — кремневые пластины, отщепы и отбросы; 7 — острия; 8— скребки; 9— резцы; 10 — пластины с краевой ретушью; //— скребловидные орудия; 12— другие категории кремневых орудий; 13 — кости ископаемых животных; 14 — костяные и роговые изделия; 15 — зубы животных; 16 — комки минеральной краски (охры); 17 — угольки; 18 — челюсти животных; 19 — камни и каменные плитки; 20 — роговая подвеска

же лежали преимущественно в краевых частях жилища. Кроме того, в квадратах Н47, М43, К42, Й42, И43, И48, Л48 крупные фрагменты голеней находились в скошенном положении или с наклоном к центру жилища, а некоторые стояли почти вертикально. В южной части жилища (кв. К44) обнаружены бивень молодого мамонта длиной 94 см и три крупных обломка (длина 30—75 см) бивней взрослых мамонтов. Очевидно, они скрепляли верхнюю часть жилища.

В центральной части обнаружены остатки очага, имевшего овальную форму, размерами 2,30x1,40 м. Края очага — неровные, пологие, а его линза толщиной 8—15 см заполнена интенсивным слоем углистой массы с отдельными угольками (преимущественно костными). В северной стороне очага прослежено много мелких обломков костей, в южной — разбитые кости конечностей, позвонки, ребра и другие кости животных. На различных участках встречено много следов охры — красной, желтой и коричневатой.

Кремневые находки концентрировались преимущественно у очагов и в юго-западной части жилища, где было встречено на одном квадратном метре от 217 до 940 кремней. В других квадратах жилища их обнаружено значительно меньше.

Скопление кремневых материалов в юго-западной части жилища имеет своеобразные черты. Здесь обнаружены нуклеусы в разной стадии обработки, сколы от оживления ударных площадок нуклеусов, резцовые сколы, обломанные пластины и отщепы, неоконченные орудия и орудия, не употреблявшиеся в работе, а также множество мелких отщепов и осколков. Эти данные позволяют предполагать, что здесь происходил процесс обработки и изготовления кремневых орудий.

В составе коллекции, обнаруженной в границах жилища, 109 нуклеусов, 126 фрагментов желваков и нуклеусов, 6 сколотых ударных площадок нуклеусов, 527 пластин и фрагментов пластин, 8679 отщепов и осколков, 2 отбойника, 3 скребловидных орудия, 44 отщепа с краевой ретушью и следами использования их в работе, 34 пластины и фрагментов пластин с краевой ретушью, 22 скребка, 3 скобеля, 12 резцов, 6 пластин и отщепов с боковыми выемками, 3 проколки, 3 острия, 2 орудия типа острий и несколько галек со следами использования.

Нуклеусы в основном средней величины, длиною 55—108 мм, и лишь небольшое количество их — массивные, достигающие 40—180 мм длины. Преобладают нуклеусы аморфные, призматические, неправильно призматические. Меньше нуклеусов в начальной стадии расщепления, нуклеусов близких к дисковидной форме, односторонних плоских и других. Нуклеусы имеют преимущественно скошенные или прямые ударные площадки на концах. Встречаются нуклеусы с одной ударной площадкой.

Пластины преобладают короткие, длиною 55—108 мм, реже массивные, крупные длиной 112—174 мм. Отщепы имеют среднюю величину, но встречаются также и крупные.

В составе кремневого инвентаря выделяется большая коллекция орудий, изготовленных на пластинах и обломках пластин, реже на отщепах, фрагментах желваков и нуклеусов (рис. 2). Среди них много пластин и фрагментов пластин с краевой ретушью. Они преимущественно короткие (58—105 мм), хотя некоторые массивные достигают длины 157 мм. Часть пластин ретуширована по двум краям, другие — по одному краю, а некоторые имеют ретушь или подправку ретушью, нанесенную со стороны брюшка. Большая часть пластин ретуширована высокой скошенной или высокой крутой ретушью. Имеются также пластины с мелкой краевой ретушью и в ряде случаев с плоской ретушью солютрейского типа. Значительное место в коллекции занимают скребки на пластинах и реже на отщепах. Рабочий край их обычно равномерно закруглен и ретуширо-

ван высокой скошенной или крутой ретушью. Имеются также скребки двойные, скребки с прямым, скошенным или сужающимся стрельчатым рабочим краем и других типов. Отметим часть скребков с краевой ретушью или с боковой выемкой. У некоторых из них второй конец превращен в резец. Из резцов преобладают угловые, изготовленные на пластинах длиною 47—105 мм. Имеются двойные, скошенные резцы, а также с ретушью на обломанном конце пластины. Кремневые орудия других типов (острия, скребловидные, скобели, проколки и другие) встречены в небольшом количестве. Кремневый инвентарь жилища тождествен кремневому инвентарю всего поселения верхнего слоя Кули-чивки.

Рис. 2. Кремневые изделия из жилища верхнего позднепалеолит ического слоя стоянки Кулнчнвка

— скребки; 10—13— острия; 14—16, 21 — резцы; 17 — орудие типа острия; 18, 22— пластины г иг^еэйй ретушью; 19, 20, 23 — пластины с боковыми выемками; 24 — скребловидное орудие

В пределах жилища обнаружены интересные изделия из кости и рога. Среди них подвеска, изготовленная на пластинке рога северного оленя, размерами 116X69X3 мм, обнаруженная в квадрате И43 (рис. 3, 4). Нижняя часть этого украшения округленная, верхняя имеет две вогнутости. Она представляет собой профиль животного (лошадь?) с хорошо выделенной спиной и частью шеи, но без изображения ног. Одна сто-

Рис. 3. Костяные изделия из жилища верхнего позднепалеолитического слоя стоянки Куличивка

1 — фрагмент рога северного оленя со схематическими изображениями; 2— проколка; 3 — пластинка яз бнвня мамонта; 4 — роговая подвеска; 5 — бусина; 6 — малая роговая подвеска

рона подвески орнаментирована несколькими рядами ямок (по 4—5 в каждом ряду) и углубленными линиями, которые составляют загадочную композицию. Кроме того, она имеет два сквозных отверстия для подвешивания. По форме и до некоторой степени по характеру орнамента она напоминает подвеску, обнаруженную на позднепалеолитическом поселении Сунгирь (Сукачев, Громов, Бадер, 1966).

Обращает на себя внимание большой фрагмент рога северного оленя (длина 242 мм), находившийся в квадрате И43 (рис. 3, 1). На одной еп> стороне имеется схематическое изображение (человека?), выполненное техникой гравировки, очевидно кремневым резцом. Головка и лицо человека имитируются двумя большими углублениями (одно частично сохранилось) и черточками, а корпус — длинными, хорошо выделяющимися линиями. В верхней части изображения, ниже головки, имеются линии, напоминающие руки, а в нижней части видна слегка волнистая линия ног. Внизу имеется второе изображение, напоминающее животное, стоящее на задних ногах. С противоположной стороны рог орнаментирован небольшими ямками и удлиненными углублениями очень плохой сохранности.

Интересную находку представляет фрагмент пластинки бивня мамонта, обнаруженный в квадрате И44. Это изделие размерами 25Х18Х ХЗ мм имеет прямоугольную форму и два сквозных отверстия по одному краю (рис. 3, 3). Очевидно, эта пластинка была частью браслета.

К предметам украшения принадлежат еще малая роговая подвеска (рис. 3, 6) и бусина (рис. 3, 5), обнаруженные в квадратах И44, И47. Первая изготовлена на пластинке рога северного оленя, неправильно прямоугольной формы, размерами 21X13X4 мм. В одном ее углу имеется сквозное отверстие для подвешивания. Бусина изготовлена из сланца (?), имеет овальную форму (размеры 20x19x3 мм) и округлое отверстие в центре. Одна ее сторона орнаментирована черточками.

Встречена также проколка (длина 94 мм), один конец которой при-острен и заполирован от работы (рис. 3, 2).

Изучение и анализ материалов описанного жилища позволяет отнести его к группе наземных, шалашевидных, постоянных жилищ. Оно должно было служить хорошей защитой от ветров и непогоды. Материалы этого жилища раскрывают нам характер домостроительства в позднем палеолите, технику обработки кремня, кости и рога, изготовления предметов искусства и другие стороны жизни древнего населения, обитавшего в этом районе.

' Аналогии жилищу из верхнего слоя Куличивки можно найти и на других позднепалеолитических памятниках. По своей форме и в ряде случаев по характеру использованного материала описанное жилище близко к остаткам жилища нижнего позднепалеолитического слоя той же стоянки (Савич, 1971, 1973), а также многих других памятников Европейской части СССР: Липа I на Волыни, Молодова V —слой VII, Вороновица I — верхний слой, Мезин, Добраничевка, Гагарино, Кос-тенки II, IV и др. (Борисковский, 1958; Пидопличко, 1969; Рогачев, 1964; Черныш, 1959, 1961; Шовкопляс, 1974).

ЛИТЕРАТУРА

Богуцкий А. Б., Савич В. П., Татаринов К. А. Природа и развитие первобытного общества на территории юго-западной Волыни.— В кн.: Первобытный человек, его материальная культура и природная среда в плейстоцене и голоцене. М., 1974. Борисковский П. И. Изучение палеолитических жилищ в Советском Союзе. СА, 1958, № 1.

Иванова И. К., Ренгартен Н. В. Материалы к геологии и палеогеографии палеолитической стоянки Куличивка.— Бюлл. Комиссии по изуч. четвертич. периода, № 44. М., «Наука», 1975.

Пидопличко И. Г. Позднелалеолитические жилища из костей мамонта на Украине. Киев, 1969.

Рогачев А. Н. Палеолитические жилища и поселения в Восточной Европе.— Доклад ■на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М., 1964.

Савич В. П., Шдсумки дослшжень багатошарово1 археолопчно1 пам'ятки «Кулич1вка» у м. Кременщ — Матер1алы ав1тно1 науковсн сессп ¡нституту сустльных наук АН УРСР, 1971 р. К., 1971.

Савич В. П. Раскопки на горе Куличивка в г. Кременец.— Археологические открытия 1972 г. М., «Наука», 1973.

Сукачев В. Н., Громов В. И., Бадер О. Н. Верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь. М„ 1966.

Шовкопляс И. Г. Роль природных и социальных факторов в возникновении жилищ.— В кн.: Первобытный человек, его материальная культура и природная среда в плейстоцене и голоцене. М., 1974.

Черныш А. П. Поздний палеолит среднего Приднестровья.— Тр. Комиссии по изуч. четвертич. периода. М., Изд-во АН СССР, 1959.

Черныш О. П. Палеол1тична стоянка Молодве V. К., 1961.

X. А. АМИРХАНОВ

О ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОЗДНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ЖИЛИЩА ПОД СКАЛЬНЫМ НАВЕСОМ В ЧОХСКОЙ СТОЯНКЕ

(Дагестан)

После открытия на Русской равнине ряда выразительных поздне-палеолитических жилищ стал актуальным вопрос о жилищах того же периода в других физико-географических областях, в частности на Кавказе, с его своеобразными природными особенностями. Специальных работ, посвященных палеолитическим жилищам Кавказа, еще нет, но считается более или менее общепринятым, что характерные для этой области пещерные стоянки демонстрируют тип естественного жилища. Однако пещерные стоянки — не единственный тип позднепалеолитиче-ских памятников Кавказа. Наряду с ними здесь известны стоянки под неглубокими скальными навесами и стоянки открытого типа. Те и другие не рассматривались до сих пор в этом отношении отдельно от пещерных стоянок. И если для стоянок открытого типа вопрос о существовании в них позднепалеолитических жилищ не может быть сейчас решен в силу единичности этих памятников, то уместным было бы обращение к стоянкам под скальными навесами. Интересны в этом плане некоторые данные о Чохской стоянке в горном Дагестане.

Чохская многослойная мезолитическая и позднепалеолитическая стоянка была открыта в 1954 г. и исследовалась в 1955—1957 гг. В. Г. Котовичем и в 1974 г. автором. Стоянка находится на известняковом Турчидагском плато. Называемое еще Кегерским, это плато имеет высоту примерно 1700—1900 м над уровнем моря. Поверхность плато покрыта обильной субальпийской растительностью и изрезана глубокими оврагами. Кроме того, с востока на запад плато рассекает глубокое (в низовьях — до 100 м) каньонообразное ущелье, образованное, очевидно, долговременным водным потоком, который в виде небольшой речки протекает по ущелью и в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.