Научная статья на тему 'Жиль Делёз. Марсель Пруст и знаки'

Жиль Делёз. Марсель Пруст и знаки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
722
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жиль Делёз. Марсель Пруст и знаки»

Жиль Делёз МАРСЕЛЬ ПРУСТ И ЗНАКИ*

Французский философ Жиль Делёз (1925-1995) выпустил книгу «Marsel Proust et les signes» в 1964 г. В ней исследуется многотомная эпопея французского писателя Марселя Пруста (18711922) «В поисках утраченного времени», лучшим романом которой считается «Под сенью девушек в цвету» (1918). За этот роман Марсель Пруст получил в 1919 г. Гонкуровскую премию.

Цикл романов об утраченном времени написан методом «потока сознания» и посвящен зарисовкам жизни французской аристократии и буржуазии, причем человеческое существование представлено в эпопее именно как «утраченное время».

Жиль Делёз полагает, что понятие «поиски» в прустовской эпопее следует понимать как «поиски истины», которые обращены к будущему, а не к прошлому. В прустовской эпопее Делёз усматривает четыре мира знаков. Первый мир светский, в нем имеется несколько знаков, причем они отнюдь не однородны. Самый главный отправитель знаков в эпопее Пруста - это барон де Шарлюс. Светский знак «возникает в качестве заместителя действия или мысли» (с. 31). Светскость, согласно Прусту, обманчива и жестока, а с точки зрения мысли она еще и глупа.

Второй знаковый мир - это любовь, в которой знаки предпочтения и внимания переплетаются со знаками ревности.

Третий мир есть сочетание впечатлений и чувственных свойств. Наконец, последний, четвертый мир - это искусство, ко-

* Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки / Пер. с фр. Соколова Е.Г. - СПб.: Але-тейя, 2014. - 188 с.

Марсель Пруст и знаки

торое воздействует своими знаками на все другие миры. Итак, имеются: пустые светские знаки, лживые знаки любви, материальные и чувственные знаки. Важнейшими, трансформирующими все другие знаки, являются знаки искусства. В связи со всем этим Де-лёз пишет, что Пруст предложил свой собственный поиск истины, противопоставив его всем другим поискам - научным и философским.

Эпопея «В поисках утраченного времени» противопоставляет «дружбу и философию любви и искусству» (с. 55). Центральный момент любых поисков, по Прусту, есть разочарование, которое наступает в каждой области знаков, причем «разочарование многообразно» (с. 59). Момент разочарования появляется уже при втором контакте с предметом или знаком. Это бывает и в любви, и в искусстве. Обучение чему-либо включает два момента: разочарование и затем стремление понять причину такового. Так, герою эпопеи Свану нравится творчество художников Джотто и Боттичелли только тогда, когда он находит у них черты сходства со своей кузиной или с любимой женщиной (с. 62).

Превосходство знаков искусства над всеми остальными знаками состоит в том, что знаки искусства нематериальны, тогда как все другие знаки материальны. Сущность, или Идея, представляет собой единство знака и смысла. Именно такой она «открывается в произведении искусства» (с. 67). Словом, искусство идеально, и в этом состоит его превосходство над жизнью, которая всегда материальна. Что же касается бессмертия, то «единственный шанс его обрести эстетический» (с. 70). Сущность воплощается в живописи, литературе, музыке как цвет, слово и звук. Сущность есть стиль произведения искусства, ибо «сущность всегда художественна» (с. 77). По дороге сущностей человечество ведет память, хотя ее роль, по мнению Ж. Делёза, вторична, тем более что при обучении искусству память только «пробуждает смутные воспоминания» (с. 93). Сущность в любви есть явление серийное, ибо любовь повторяется. Так, в романе Пруста герой увлекается и Жильбертой, и герцогиней Германской, и Альбертиной. Время также имеет большое значение в романе Марселя Пруста, поскольку «любая истина -это истина времени» (с. 122). Жиль Делёз полагает, что эпопея Пруста имеет глубокий философский смысл, ибо в ней речь постоянно идет о поисках истины.

Жиль Делёз

Над романом «A la recherché du temps perdu» Марсель Пруст работал всю жизнь. Начал его писать в 1909 г., а первые четыре книги вышли в свет при его жизни. Роман состоит из семи книг (некоторые из них двухтомные). В 1922 г. Марсель Пруст умер от воспаления легких. В 1923-1927 гг. брат писателя Роберт опубликовал три последние книги цикла: «Пленница», «Беглянка», «Обретенное время». Известно, что эпопея М. Пруста оказала большое влияние на художественную литературу Европы ХХ в.

И. Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.