Научная статья на тему 'Жидкое биотопливо из растительного и животного сырья. Технические и экономические аспекты'

Жидкое биотопливо из растительного и животного сырья. Технические и экономические аспекты Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
1961
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОДИЗЕЛЬ / ЖИВОТНЫЕ ЖИРЫ / ТРАНСЭТЕРИФИКАЦИЯ / УТИЛИЗАЦИЯ / A BIODIESEL ENGINE / ANIMAL FATS / TRANSETHERIFICATION / RECYCLING

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Горохов Д. Г., Бабурина М. И., Иванкин А. Н., Прошина О. П.

Горохов Д.Г., Бабурина М.И., Иванкин А.Н., Прошина О.П. ЖИД КОЕ БИО ТОПЛИВО ИЗ РА СТИТЕЛ ЬНО ГО И ЖИВО ТНО ГО СЫРЬЯ. ТЕХНИ ЧЕСКИЕ И ЭКОНО МИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Проведен анализ мирового рынка биодизельной и биоэтанольной отрасли. Показана возможность переработки животных жиров различной степени окисленности в жидкое биотопливо. Рассмотрено влияние технологических параметров на глубину модификации животных жиров в моноалкиловые эфиры жирных кислот. Представлены основные физико-химические показатели полученных образцов биотоплива и результаты апробации на дизельном двигателе. Предложены основные принципы производства биодизеля из животных жиров и применения в дизельной технике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gorohov D.G., Baburina M.I., Ivankin A.N., Proshina O.P. LIQUID BIOFUEL FROM VEGETATIVE AND ANIMAL RAW MATERIAL. TECHNICAL AND ECONOMIC ASPECTS. The analysis of the world market biodiesel and bioethanol branches is lead. The opportunity of processing of animal fats of a various degree of oxidation in liquid biofuel is shown. Influence of technological parameters on depth of updating of animal fats in monoalkyl ethers of fat acids is considered. The basic physical and chemical parameters of the received samples of biofuel and results of approbation on the diesel engine are presented. Main principles of manufacture of a biodiesel engine from animal fats and it`s applications in diesel equipment are offered.

Текст научной работы на тему «Жидкое биотопливо из растительного и животного сырья. Технические и экономические аспекты»

БИОЭНЕРГЕТИКА И БИОТЕХНОЛОГИИ

ЖИДКОЕ БИОТОПЛИВО ИЗ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО СЫРЬЯ. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Д.Г. ГОРОХОВ, асп. каф. химии и биотехнологии МГУЛ

М.И. БАБУРИНА, ГНУВНИИМП им. В.М.Горбатова РАСХН, канд.биол.наук,

А.Н. ИВАНКИН, проф. каф. химии и биотехнологии МГУЛ, д-р. хим. наук,

О.П. ПРОШИНА, доц. каф. химии и биотехнологии МГУЛ, канд. хим. наук

Возрастающее загрязнение окружающей среды, ухудшение экологической обстановки из-за повышенного потребления энергии из минерального сырья вместе с быстрым истощением ископаемых ресурсов и высокие цены на них привели ученых к поиску альтернативных видов топлива, получаемых из возобновляемых источников. Наиболее приоритетными видами жидкого биотоплива являются биодизель и биоэтанол. Биодизель представляет собой смесь моноалкиловых эфиров природных жирных кислот, обладающих свойствами горючего материала и получаемых в результате алкоголиза жиров животного или растительного происхождения, которые в огромном количестве скапливаются на предприятиях мясной или маслоперерабатывающей промышленности. Биоэтанол - этанол, который представляет собой обезвоженный этиловый спирт максимальной крепости (99,5°). Биоэтанол получают переработкой любого растительного сырья с высоким содержанием крахмала или целлюлозы. Один из наиболее распространенных способов производства -брожение. Топливный этанол не предназначен для пищевых целей, так как он не только хуже очищен от альдегидов и сивушных масел, но вдобавок денатурирован бензином.

Биоэтанол как энергоноситель ничем не отличается от гидролизного или синтетического этанола, но его производители и потребители, например в странах Евросоюза, имеют большие преференции. Это объясняется стремлением не только решить проблему расширения топливной базы, но и стимулировать собственного сельскохозяйственного производителя.

По свойствам биоэтанол заметно отличается от бензина: он обладает высоким октановым числом (104-108 условных

[email protected]; [email protected]

единиц), но меньшей теплотой сгорания (23,5 МДж/кг, у бензина - 44 МДж/кг). В качестве автомобильного топлива биоэтанол применяется как в чистом виде, так и в смеси с бензином. В зависимости от содержания спирта топливные смеси обозначаются Е5, Е10, Е85 и т.д. (где Е - от англ. ethanol, а цифры указывают объемную долю спирта в процентах). Агрессивность к резинотехническим деталям и гигроскопичность (ею особенно характеризуются смеси с низким содержанием спирта) ограничивают применение биобензинов в стандартном двигателе внутреннего сгорания.

Важнейшее достоинство биотоплива - замена продуктов нефтепереработки на природное возобновляемое сырье. Поэтому наибольшее внимание этой проблеме уделяется в странах, бедных нефтью, но располагающих богатыми растительными ресурсами.

Несмотря на то, что в России биотопливо практически не используется, возможность организации его производства с целью применения на транспорте или для экспорта рассматривается в нашей стране на разных уровнях.

Биодизельное топливо обладает рядом несомненных преимуществ:

- высокое цетановое число 56-58 %, против 50-52 % у минерального дизтоплива;

- использование возобновляемого сырья;

- хорошие смазочные характеристики, что увеличивает срок службы двигателя. При работе двигателя на биодизеле одновременно производится смазка его подвижных частей, в результате которой достигается увеличение срока службы самого двигателя и топливного насоса в среднем на 60 %;

- при сгорании биодизеля выделяется ровно такое же количество углекислого газа,

74

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2010

БИОЭНЕРГЕТИКА И БИОТЕХНОЛОГИИ

которое было потреблено из атмосферы растением, являющимся исходным сырьем для производства масла, за весь период его жизни. Цикл получается замкнутым;

- высокая температура воспламенения. Точка воспламенения для биодизеля превышает 150 °С, что делает биогорючее сравнительно безопасным веществом;

- побочный продукт производства глицерин является дополнительным полезным продуктом, находящим широкое применение в промышленности;

- по сравнению с минеральным аналогом почти не содержит серы (< 0,001 %, минеральный - < 0,2 %) [1].

Биоэтанол как топливо нейтрален в качестве источника парниковых газов. Он обладает нулевым балансом диоксида углерода, поскольку при его производстве путем брожения и последующем сгорании выделяется столько же CO2, сколько до этого было связано из атмосферы использованными для его производства растениями. Содержащийся в этаноле кислород позволяет более полно сжигать углеводороды топлива. 10 %-ное содержание этанола в бензине позволяет сократить выхлопы аэрозольных частиц до 50 %, выбросы СО - на 30 %. В 2006 г. применение этанола в США позволило сократить выбросы около 8 млн тонн парниковых газов (в СО2 эквиваленте), что примерно равно годовым выхлопам 1,2 млн автомобилей.

Наиболее распространенным биотопливом сегодня является так называемый рапсметиловый эфир (РМЭ), который в заметном количестве используется в Швеции, Германии, Франции и других странах Европы. Его можно добавлять к дизельному топливу в концентрации до 30 % без дополнительной регулировки двигателя. В западноевропейских странах принято решение об обязательной добавке 5 % РМЭ в дизельное топливо, но кое-где (например в Швеции) его используют непосредственно. Испытания РМЭ и его добавок к дизельному топливу в США и Европе показали, что при его использовании снижается эмиссия углеводородов и оксида углерода, а интенсивность образования оксидов азота остается без изменения. Было отмечено некоторое увеличение выбросов озо-

нообразующих компонентов (ароматических углеводородов, олефинов и альдегидов). Поэтому двигатели, работающие на биотопливе, должны быть оборудованы каталитическими нейтрализаторами. Наблюдается также увеличение образования твердых частиц, но при этом их характер иной, чем при работе на дизельном топливе. Собственно сажи содержат немного твердых углеродных частиц, их основная часть состоит из растворимых органических соединений, представляющих собой главным образом несгоревшие частицы биотоплива. Исследование мутагенной активности твердых частиц показало, что она ниже, чем у твердых частиц, образующихся при сгорании дизельного топлива.

Примечательно, что в присутствии моноалкиловых эфиров растительных кислот улучшаются свойства малосернистых экологически чистых дизельных топлив. Это очень важное обстоятельство, поскольку снижение содержания серы в топливе в общем случае приводит к потере его смазывающих свойств.

Недостатки и достоинства биодизельных топлив обобщены в табл. 1.

Можно выделить следующие преимущества биоэтанола перед нефтью:

- является экологически чистым продуктом, не загрязняет окружающую среду, а также при его сгорании отсутствует нагревание атмосферы (т.е. исключается возникновение парникового эффекта);

- нефть - исчерпаемый, а биоэтанол

- возобновляемый ресурс;

- производство биоэтанола - безотходное;

- растительным топливом можно замещать экологически вредные добавки в бензин, при этом добавление одной части этанола в бензин ведет к экономии трех частей нефти.

Существует несколько недостатков биоэтанола:

- спирт расслаивается при низких температурах (что не вполне подходит для нашего северного климата);

- технические недостатки биоэтанола

- в 1 литре содержится на треть меньше энергии, чем в 1 литре бензина.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2010

75

БИОЭНЕРГЕТИКА И БИОТЕХНОЛОГИИ

Таблица 1

Преимущество биодизельного топлива

Достоинства Недостатки

Расширение топливных ресурсов Пониженная теплотворная способность

Использование возобновляемого сырья Высокая температура застывания

Хорошие смазочные свойства Повышенная вязкость

Хорошие моющие свойства Нетоксичность Высокие моющие свойства, вызывающие «проблему чистых резервуаров»

Высокая температура вспышки Сравнительно высокая стоимость

Эффект экономического мультипликатора: развитие сельскохозяйственной и смежных отраслей

- повышенные выбросы альдегидов и испарение углеводородных соединений. Содержание альдегидов растет с увеличением концентрации спиртов в топливной смеси. Для метанола характерны выбросы формальдегида, в то время как при сгорании этанола образуется преимущественно ацетальдегид.

Производство и потребление биодизеля в Европе и США имеет правительственную поддержку через ряд принятых стратегических решений. Система регулирования производства биотоплива развивалась в течение последних лет. В 2003 г. была принята директива, устанавливающая цели замещения жидкого топлива биотопливом - 2 % к 2005 г. и 5,75 % к 2010 г. Другой документ создает основу налогообложения на биотопливо: оно должно полностью или частично освобождаться от налогов в целях обеспечения его конкурентоспособной цены.

Мировое производство биоэтанола в 2005 г. составило 36,3 млрд литров, из которых 45 % пришлось на Бразилию и 44,7 % - на США. Этанол в Бразилии производится преимущественно из сахарного тростника, а в США из кукурузы, в нашей стране осуществлялся выпуск гидролизного спирта из отходов древесины. Производство этанола из тростника на сегодняшний день экономически более выгодно, чем из кукурузы и тем более из древесного сырья, хотя индустрия биотоплива существует во многом благодаря государственным субсидиям. США в 2005 г. приняли план, предусматривающий к 2025 г. замену 75 % импорта нефти биотопливом и увеличение производства биоэтанола в 10 раз.

В январе 2007 г. ЕС были объявлены стратегические цели по обеспечению энер-

гетической безопасности и приоритеты экологической политики, ориентированные до 2020 г. на необходимость снижения выброса парниковых газов на 20 %, доведение доли альтернативных источников в энергетическом балансе до 20 % и достижения 10 %-ной доли биотоплива в транспортной структуре топливного баланса.

В США на сегодняшний день работают около двухсот биодизельных заводов, потенциал которых оценивается в 10 млн литров в год. Коммерческие производители биодизельного топлива все чаще рассматривают технологии «второго поколения», сырьем которых являются масла ятрофа и водоросли, масложировые отходы пищевой промышленности. Эти потенциальные источники топлива обладают более низкой стоимостью и существуют вне вопроса «топливо против продовольствия» [2].

В России не существует единой государственной программы развития биодизельного топлива, но создаются региональные программы, например Алтайская краевая целевая программа «Рапс - биодизель». В Липецкой области создана Ассоциация производителей рапсового масла. Планируется строительство заводов по производству биодизеля в Липецкой области, Татарстане, Алтайском крае, Ростовской, Волгоградской, Орловской областях, Краснодарском крае, Омской области. Согласно требованиям ГОСТ Р 52368-2005 на дизельное топливо разрешено внесение моноалкиловых эфиров до 5 % в дизтопливо.

Одним из перспективных видов липидного сырья для производства биодизельного топлива могут служить животные жиры мясной промышленности, а также образую-

76

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2010

БИОЭНЕРГЕТИКА И БИОТЕХНОЛОГИИ

щиеся жировые отходы (около 150 тыс. т жировых отходов по России в год), переработка которых позволит улучшить экологическую обстановку на предприятии и снизить техногенную нагрузку на окружающую среду. Данное альтернативное топливо может применяться в дизельных двигателях сельскохозяйственной техники, автопарка предприятий, в бойлерных котлах для обогрева зданий или в дизельных генераторах для выработки электроэнергии [3, 4].

Впервые в России сотрудниками ВНИИМП им. В.М. Горбатова совместно с кафедрой химии и биотехнологии МГУЛ были проведены всеобъемлющие исследования по разработке рациональной технологии переработки животных жиров различной степени окисленности в биодизельное топливо стабильного высокого качества с применением высокоактивных катализаторов и различных спиртов, таких как метиловый, этиловый, в том числе древесного происхождения, изопропиловый и бутиловый. Изучена и определена сырьевая база производства биодизельного топлива (рисунок). Так, биодизель может быть изготовлен из пищевого животного жира прямой трансэтерификацией имеющихся триглицеридов из жиров более низкого качества (технического, жиромассы жироловок), с предварительным проведением процесса этерификации свободных жирных кислот в моноалкиловые эфиры. Определены оптимальные технологические параметры проведения процессов этерификации свободных жирных кислот и трансэтерификации триглицеридов с максимальным выходом целевых моноалкиловых эфиров жирных кислот, такие как температура, концентрация катализатора, избыток спирта, число оборотов мешалки.

В лабораторных условиях были определены физико-химические свойства полученных образцов биодизельного топлива животного и растительного происхождения (табл. 2).

Из данных табл. 2 следует, что биодизельное топливо, полученное из животных жиров, обладает более высоким цетановым числом, т.е. отличается более хорошей воспламеняемостью. По показателям плотности, кинематической вязкости, температуре

помутнения и кислотному числу не выходит за рамки европейского стандарта качества на биодизельное топливо EN 14214, что позволит полученное биотопливо использовать в дизельных двигателях.

Показатели качества биоэтанола (ГОСТ Р 52201-2004 «Этанольное моторное топливо для автомобильных двигателей с принудительным зажиганием) представлены в табл. 3.

Нами проведены испытания полученных образцов биодизеля в виде 5-20 % добавки к традиционному топливу на дизельном двигателе с замером уровня выхлопных газов. Как показали анализы выхлопных газов, с увеличением процентного содержания моноалкиловых эфиров в дизельном топливе наблюдается динамика снижения окиси углерода, углеводорода и дымности. Наблюдается незначительное увеличение окиси азота с увеличением содержания эфиров.

Применение 5-20 % добавки имеет ряд преимуществ: внесение не требует перестройки двигателя, снижает эмиссию вредных газов, улучшает смазочные характеристики топлива, повышает цетановое число топлива. Также применение данной смеси исключает проявления недостатков биодизеля в виде агрессивного воздействия на резиновые детали двигателя, отложений кристаллов воска при низких температурах на жиклерах, форсунках и других калиброванных отверстиях двигателя, которые приводят к их закупорке.

Экономический расчет производства биодизеля показывает, что биодизель на собственные нужды предприятию будет обходиться по цене 12 руб./л при оптовой цене 14 руб./л с уровнем рентабельности в 15 %.

Рисунок. Годовое накопление животных жиров на мясоперерабатывающих предприятиях по России (тыс. т)

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2010

77

БИОЭНЕРГЕТИКА И БИОТЕХНОЛОГИИ

Таблица 2

Свойства биодизеля из возобновляемого сырья различного происхождения

Показатели Этиловые эфиры Биодизель EN 14214

рапсового масла животного технического жира

Содержание моноалкиловых эфиров, % 98 97 >96,5

Цетановое число 48,2 62 >51

Плотность при 15 °С, кг/м3 833 885 860-900

Кинетическая вязкость при 40 °С, мм2/с 4,3 4,6 3,5-5,0

Температура помутнения, °С 8 9 От -11 до -16

Кислотное число, мг КОН/г 0,2 0,2 <0,5

Таблица 3

основные технические показатели моторного биоэтанола

Наименование показателей Значение

Детонационная стойкость : октановое число:

по моторному методу 76-88

по исследовательскому методу 80-98

Концентрация свинца, мг/дм3 бензанола не более 5

Фракционный состав: объемная доля испарившегося бензанола, %, при температуре: 70°С

летнего вида 20,0-48,0

зимнего вида 22,0-50,0

100°С 46,0-71,0

150°С не менее 75,0

конец кипения бензанола, °С не выше 210

остаток в колбе, % об. не более 2,0

Давление насыщенных паров, кПа,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

летнего вида 45,0-60,0

зимнего вида 60,0-90,0

Концентрация серы, мг/кг не более 500

Объемная доля этанола, % 5,0-10,0

Объемная доля бензола, % не более 5,0

Концентрация смол, промытых растворителем, мг на 100 см3 бензанола не более 5

Антикоррозионные свойства : степень коррозии стального стержня, баллы не более 1

Фазовая стабильность : температура помутнения, °С на месте производства

летнего вида не выше минус 10

зимнего вида не выше минус 30

Массовая доля кислорода, % не более 3,5

Таким образом, можно сделать выводы, что жидкое биотопливо животного происхождения обладает высокими топливными показателями, превышающими показатели традиционного дизельного топлива и биодизельного, полученного из растительного масла. Его производство является экономически эффективным и перспективным. Представляется целесообразным продолжать исследования, включающие определение условий и сроков хранения биодизельного топлива, полученного из животных жиров, и определению оптимальных параметров получения биодизельного топлива с использованием простых спиртов, таких как изопропиловый и бутиловый.

Библиографический список

1. Knothe G. Analytical methods used in the production and fuel quality assessment of biodiesel. // Am. Soc. Agr. Eng. - 2001. - V. 44. - N 2. -P. 193-200.

2. Meka P. K.; Tripathi V. Synthesis of biodiesel fuel from safflower oil using various reaction parameters. // J. Oleo Sci. - 2007. - V. 56. - N 1. -P. 9-12.

3. Горохов, Д.Г. Биодизельное топливо из животных жиров / Д.Г. Горохов, М.И. Бабурина, А.Н. Иванкин // Мясная индустрия. - 2008. - № 11.

4. Иванкин, А.Н. Биотопливо из возобновляемого сырья: перспективы производства и потребления / А.Н. Иванкин, А.Д. Неклюдов, Н.А. Горбунова и др. // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2008. - № 6. - С. 91-96.

78

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.