Научная статья на тему 'Жестово-мимическое поведение учащихся начальных классов'

Жестово-мимическое поведение учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1158
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жестово-мимическое поведение учащихся начальных классов»

ЖКСТОВО-МИ М И Ч БСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Наиболее универсальным средством общении ииллегся язык {вербальное средспю общения), однако не менее мясными, коммуникатнано-ш&чнмыми яилиютоя ппранербнльный и невербальный компоненты коммуникации. Термином наравербелышя коммуникация обычно обозначают акустические особенности речи - темп и громкость, высоту тонн голоса и т.д. Термин иевербальность в современной лингвистике понимается некоторыми учеными достаточно широко. чд> понюляет относить к невербальным ком-понсіпам обшення все 6« исключения неречевые сообщения. Весьма интс-

ресна точка зрения Ф.Поятоса [1], который относит к невербальным компонентам общения не только мимическое, кинетическое и пространственное поведение коммуникантов, но и физиолого-химические реакции организма (например, слезы), кожные реакции (например, покраснение лица), температурные и термальные реакции (например, появление пота). В нашей работе представлено узкое понимание термина невербальность. Под невербальной коммуникацией мы подразумеваем обмен информации с использованием неязыковых средств, включающих в себя движение тела и его положение в окружающем пространстве, мимику, зрительный контакт. Предметом нашего исследования является невербальное, а именно жестовое и мимическое поведения учащихся младшего школьного возраста.

Общеизвестно, что невербальный канал является важной составляющей частью человеческого общения, при его помощи передается, по мнению

А.Мейерабиана, до 55% [2], а по мнению А.Пиза, - до 93 % всей информации

[3]. Кроме того, невербальная коммуникация многофункциональна, способствует лучшему пониманию людей, в некоторых случаях невербальные способы коммуникации являются более эффективными, нежели вербальные. Не стоит забывать и того очевидного факта, что с точки зрения генезиса неречевые акты коммуникации (в том числе и жестово-мимические) являются первичными. Проблемы невербального способа коммуникации находятся в зоне пристального внимания специалистов (см., к примеру, работы Г.Вилсона, И.А.Горелова. ЛА.Капнадзе и Е.В.Красильникова, В. Киза. Г.В. Колшанского. Г.Е.Крейдлина и Е.А.Чувилиной, В.А.Лабунской, Е.А.Петровой, А.Пиза, И.А.Соболевского ,Д.Фаста и многих других ученых). Тем не менее специальных монографических работ, посвященных исследованию особенностей невербального поведения детей младшего школьного возраста в настоящее время нет. Эмпирической базой настоящего исследования является жестово-мимичское поведение школьников 3 «Б» класса школы № 171 г.Казани. Перефразируя цитату «...сфера и частота употребления жестов диктуются традициями и национальным характером народа» [4], можем сказать: частота и особенности употребления тех или иных жестов, той или иной мимики зависят от культурнонациональных традиций того или иного народа, а также от возраста и характера ребенка. Рассмотрим особенности использования мимического и жестового компонентов коммуникации учениками младших классов.

В словаре В.И.Даля дается следующее определение слову мимика: «Мимика - движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние» [5], С.И.Ожегов считает, что «мимика - это движение мышц лица, выражающее душевное внутреннее состояние» [б]. Практически бесконечное многообразие мимических движений дает возможность ученику выразить свое эмоциональное состояние или отношение к определенному объекту/субъекту.

Для анализа мимического поведения коммуникантов, в том числе и школьников, целесообразным представляется деление лица на следующие области: 1) область рта и подбородка, 2) область глаз, носа и щек, 3) область лба [7].

Мимика области рта и подбородка.

Наиболее яркой и универсальной мимикой этой области является улыбка. С физиологической точки зрения улыбку можно описать как деятельность мускулов лица, в результате которой растягиваются губы. Улыбки играют первостепенную роль в организации и поддержании коммуникативного процесса у учеников начального звена обучения.

В работе Г.Е.Крейдлина и Е.А.Чувилиной представлена типология улыбок по нескольким параметрам [8]. По социальному параметру, согласно указанной классификации, выделяются следующие типы улыбок: клоунская, голливудская, профессиональная. Одной из самых распространенных типов улыбок у младших школьников является клоунская улыбка. Возникает она в ситуации неофициального общения при передразнивании друг друга. Голливудская, а также профессиональная (свойственная продавцам, врачам, психологам и др. людям подобных профессий) улыбки, как показывают наши наблюдения, не свойственны ученикам младших классов.

С психологической точки зрения в указанной работе Г.Е.Крейдлиной и Е.А.Чувилиой выделяется семь типов улыбок (грустная, рассеянная, удивленная, надменная/наглая, мудрая, успокаивающая, искусственная) [9]. В исследуемой группе школьников наблюдается только часть из перечисленных улыбок. Остановимся на них более подробно. Рассеянную улыбку можно увидеть на лице ученика во время урока при объяснении нового материала, например, ученик сидит погруженный в свои мысли, неожиданный вопрос учителя в подобной ситуации вызывает на его лице рассеянную улыбку. В таких случаях учителю следует активизировать учебный процесс, чтобы заинтересовать ученика. Удивленная улыбка встречается, когда ученик узнает нечто новое, необычное, например, на уроках чтения он получает информацию о невероятных приключениях какого-либо героя. Мудрая улыбка наблюдается у детей, которые хорошо учатся, возникает она в ситуации помощи своим одноклассникам, например, при подготовке домашнего задания в группе продленного дня. В подобные моменты у детей возникает чувство психологического комфорта от чувства собственного достоинства и уважения к себе. Успокаивающая улыбка возникает в ситуации, когда ребенок утешает своего одноклассника, получившего неудовлетворительную оценку или проигравшего в какой-либо игре. В исследуемой группе школьников не наблюдались надменная/наглая и искусственная улыбки. Как показывают наши наблюдения, они формируются в более позднем возрасте.

Ситуативные улыбки (приветственная и прощальная) у детей крайне экспрессивны, они сопровождаются соответствующими жестами, вербальными знаками и интонацией, передающей или радость от встречи с адресатом, или грусть из-за вынужденного расставания.

Таким образом, наиболее типичной мимикой области рта и подбородка у учащихся младших классов является улыбка. В процессе коммуникации ученики младших классов используют не весь набор улыбок, свойственных взрослым. На данном этапе у детей сформированы только такие улыбки, как

клоунская, прощальная, приветственная, рассеянная, удивленная, мудрая, умная, успокаивающая. Грустная, наглая/надменная, искусственная, голливудская и профессиональные улыбки формируются позднее. Перечень улыбок. используемых учениками младших классов, свидетельствует о том, что в этом возрасте используются улыбки, передающие в основном только прямое сообщение.

Мимика области лба. глаз, носа и щек.

Мы считаем возможным объединить мимику средней части лица и области лба, так как мускулатура движения в этих областях взаимосвязаны. Анализ нашего материала показывает, что мимика в данной области позволяет ученикам передать целый спектр эмоциональных состояний - радость, гнев, удивление, страх. Рассмотрим отдельно каждое эмоциональное состояние.

Удивление. Экспрессия удивления ученика мимолетна, интенсивность ее зависит от степени неожиданности и значимости события. Выделяются две разновидности мимики удивления: вопросительное и изумленное удивление. При вопросительном удивлении брови вскидываются, на лбу появляются го-ризонтатьные морщины, глаза расширяются. Если на уроках при чтении художественного произведения ученик посредством мимических средств выражает эмоциональное состояние вопросительного удивления, для учителя это должно послужить сигналом к тому, чтобы пояснить непонятное слово, дать необходимую справку исторического или культурологического характера. При изумленном удивлении срабатывает прежде всего рот, еще одной отличительной особенностью этой формы удивления от предыдущей является отсутствие морщин на лбу. Возникает указанная мимика, например, в ситуации преждевременного звонка с урока. У детей изумленное удивление может сопровождаться словесным рядом, например, «Не может быть!», «Что?».

Страх. При данном эмоциональном состоянии брови вскидываются кверху и сдвигаются к переносице, причем брови не сгибаются дугой, как при выражении удивления, а остаются прямыми, глаза широко раскрыты, зрачки нередко увеличены. Эмоция страха у детей младшего школьного возраста может наблюдаться в ситуации, когда учитель сообщает оценки за контрольные работы. В этом возрасте дети эмоционально чувствительны, многие очень сильно волнуются в подобной ситуации, поскольку боятся недовольства со стороны родителей в случае неудовлетворительной оценки. Мимика страха в подобной ситуации может сопровождаться вздохами или междометными возгласами «Ой!», «Ах!».

Печаль. Данное эмоциональное состояние выражается следующим образом: брови с опущенными концами сдвинуты к переносице, кожа верхнего века собрана в треугольник, концы губ опущены. Появляется данная мимика в тех случаях, когда ученик получает плохую оценку, когда его кто-нибудь обижает или он теряет какой-либо предмет. Мимику печали нередко сопровождают вздохи, всхлипывания, плач или даже крики.

Радость: уголки губ поднимаются кверху, щеки выпячиваются, в результате чего по обе стороны рта появляются морщины, брови приподняты. Эмо-

циональное состояние радости выражается практически всеми учениками. Психологические возрастные особенности детей младшего школьного возраста обуславливают тот факт, что состояние радости и счастья наблюдается у указанной группы учеников часто и проявляется очень открыто. Мимика, выражающая радость, возникает в ситуации хорошо выполненного задания, при получении хороших оценок, при чтении интересного произведения, при встречи с друзьями и т.д., нередко данная мимика подкрепляется междометиями «Ура!», «Класс!», а также активизацией телодвижений: хлопаньем в ладоши, подпрыгиванием, беспорядочными размахиваниями руками.

Таким образом, проведенный анализ позволяет выявить четыре эмоциональных состояния (удивление, страх, печаль, радость), которые находят отражение на лице учеников младших классов, тогда как у взрослых

В.А.Лабунская выделяет шесть эмоциональных состояний (удивление, страх, печаль, гнев, отвращение, радость). Такие эмоции, как гнев, отвращение, по-видимому, формируются и начинают мимически проявляться в более позднем возрасте. Мимика средней части лица и области лба тесно взаимосвязана с мимикой области рта, она нередко сопровождает, а иногда и заменяет вербальные знаки.

Мимическое поведение учащихся начальных классов, безусловно, требует пристального внимания учителя, поскольку оно позволяет ему оптимизировать процесс обучения. К примеру, рассеянная улыбка, возникающая на уроке, является сигналом для активизации учебного процесса, мимика, выражающая удивление на уроке при объяснении нового материала, заставляет учителя еще раз пояснить изучаемый материал. Кроме того, индивидуальный набор мимических средств каждого конкретного ученика позволяет дать более полную психологическую характеристику ребенка, выявить его личностные особенности, что в конечном итоге способствует' оптимизации учебного и воспитательного процессов.

Жест - это телодвижение, преимущественно рукой, рассматриваемое нами как элемент знаковой системы, выполняющий в акте коммуникации функции повтора, дополнения или замещения того, что обозначено вербальным знаком, средство выражения эмоционального отношения к предмету речи или эмоционального состояния говорящего. В нашей работе используется классификация жестов, согласно которой все жесты могут быть квалифицированы как жесты ритмические, указательные, символические, эмоциональные или изобразительные 110]. Проанализируем особенности употребления указанных жестов учениками младших классов.

Ритмические жесты. Они связаны с ритмом речи, подчеркивают логическое ударение, замедление или ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Ритмические жесты могут использоваться на уроках чтения при проведении речевых разминок. Например, на уроке чтения возможно использование такого задания: «Прочитайте веселую «Грибную считалку», которая записана на доске, выделяя подчеркнутые слова голосом и отбивая фразовые и сиятагменные паузы стихотворения хлопками».

Я вошел в тайный бор/ И увидел мухомор / Сыроежку /

Зеленушку /

Розоватую Волнушку /

Боровик/

И дождевик / Два опенка/ Два сморчка I Три масленка /

Моховик / Ежевик

Два строчка//

Ну а ты / шампиньон / Выходи из круга вон / /

Ты не здешний / Не таежный / /

Целый кон считай ворон / /

Ритмические жесты используются детьми и на перемене, когда считающий произносит считалку, сопровождая свою речь ритмическим отбиванием тех, кто участвует в игре.

Эмоциональные жесты. Эти жесты весьма индивидуальны, их использование во многом зависит от привычек и темперамента говорящего. На уроках чтения, когда ребенок рассказывает стихотворение наизусть, можно наблюдать такие жесты: подкручивание подола платья у девочек, хватание за край пиджака или за пуговицу у мальчиков. Названные жесты являются непроизвольными и выдают волнение, а иногда и страх ученика. Учителю следует обратить внимание на подобных учеников и постепенно отучать их от этих жестов.

Почесывание затылка, круговые движения кистью или указательным патьцем передают состояние неуверенности ученика, нередко эти жесты говорят о недостаточном словарном запасе или слабом развитии речевых навыков и умений. Такие жесты, как хлопок или постукивание по лбу, потирание или постукивание висков патьцем, говорят о том, что ребенок хочет что-то припомнить. Эти жесты обычно сопровождаются словами: «Так, сейчас вспомню», «Дайте подумать».

Указательные жесты. Указательным жестом говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место - рядом, наверху, там, подчеркивает порядок следования предметов речи.

Указательные жесты используются на уроках во время работы с таблицей у доски. Ученик работает указкой, показывает на выделяемый им объект, подчеркивая его важность в данной речевой ситуации. Подобные навыки формируются у учеников в начальных классах.

Одним из видов указательных жестов является и указание пальцем на слушателя или предмет речи. Подобный жест в европейской культуре считается недопустимым, однако некоторые ученики младших классов используют его в речевой практике. Учителю в таком случае приходится отучать ребенка от этого жеста.

Изобразительные жесты. В отсутствие объекта часто имеющего сложное наименование, появляется потребность его изобразить, для этого выбираются репрезентирующие объект характерные черты или типичные действия с ним.

На уроках изобразительные жесты используются некоторыми учениками при пересказе сказки. В ходе повествования ученик начинает запинаться: ему не хватает слов, чтобы передать суть рассказа, и ученик находит выход,

он начинает заменять вербальный знак невербальным - изображением недостающего элемента или действия. Для учителя это тревожный знак, следует обратить внимание на такого ученика и проводить с ним дополнительную работу, можно, например, завести словарик, куда бы он записывал каждую неделю по пять новых слов и заучивал бы их.

Изобразительные жесты особенно активно используются на перемене в ситуации непринужденного общения, когда дети рассказывают друг другу увлекательные истории и, чтобы лучшим образом воздействовать на собеседника, наиболее полно эмоционально и зримо передать ему некую заданную информацию, применяют изобразительные жесты.

Символические жесты. В жестах-символах находят отражение приветствие и прощание, утверждение и отрицание, недоумение, призыв к молчанию, отказ, сомнение, привлечение внимания. В нашей картотеке зафиксировано немало жестов-символов. Рассмотрим некоторые из них.

Жесты прощания и приветствия у детей младшего школьного возраста:

- рукопожатие. Наблюдается лишь у мальчиков, у которых есть старшие братья, младшие в таком случае копируют поведение старших;

- сгибание и разгибание кисти руки от себя в сагиттальной плоскости. Этот жест характерен для девочек;

- помахивание из стороны в сторону рукой (ладонью вперед), жест универсальный;

- вставание из-за парты - обозначает приветствие в начале урока и прощание в конце урока. Этот жест (если быть более точным - пантомимика) обязательно прививается детям в школе;

- кивок головой вперед в сагиттальной плоскости - жест приветствия учителя;

Жесты прощания и приветствия обязательно сопровождаются словами «Здравствуй(те) (имя отчество учителя)!», «Привет!», «До свидания!», «Пока!». Выбор жестов приветствия и прощания обусловлен социальным статусом приветствуемого человека, обстановкой речи и полом собеседника.

Среди жестов одобрения, согласия, несогласия у детей младшего школьного возраста наблюдаются следующие жесты: кивок головой вперед сверху вниз ('да'), большой палец вверх, кисть сжата в кулак ('отлично!'), кивок головой горизонтально из стороны в сторону с одинаковым наклоном вправо и влево ('нет'), поднятие согнутой правой руки ребром ладони вперед - жест, обозначающий готовность отвечать. Синонимичным последнему является такой жест, как беспорядочное размахивание рукой из стороны в сторону, сопровождаемое словами «Можно мне!» или «Я! Я!». Если первый из указанных жестов является кодифицированным, ему обучают детей в начальных классах, то второй - ненормированный, использовать его на уроке запрещается.

Таким образом, в процессе речевой коммуникации ученики начальных классов активно используют разнообразные типы жестов, какие-либо ограни-100

чения в использовании жестов нами не зафиксированы, кроме, разумеется, ограничений в использовании ненормированных жестов. Проведенный анализ позволяет заключить, что жесты используются детьми как в учебной практике, так и во внеурочное время. Естественно, что в ситуации свободного, неофициального общения жесты используются более активно, причем репертуар жестов в данной ситуации значительно шире. Основы владения некоторыми стандартными жестами, используемыми в учебной практике в школе, прививаются ученикам именно в начальной школе. Особого внимания и соответствующей индивидуальной работы требуют непроизвольные эмоциональные жесты: подкручивание подола платья у девочек и хватание за край пиджака или за пуговицу у мальчиков, почесывание затылка, круговые движения кисти и т.п., изобразительные жесты-заместители слов, ненормированный символический жест, обозначающий готовность отвечать.

Итак, невербальный компонент коммуникации является важной составляющей частью межличностного общения и требует пристального внимания со стороны учителя, особенно учителя начального звена обучения, поскольку именно на этом этапе формируются навыки речевого общения. Ни одно общение не возможно без жестово-мимического сопровождения вербальной речи, тем более что нередко невербальный знак заменяет вербальный, актуализирует ту или иную часть информации, передает эмоционально-оценочное отношение говорящего к объекту речи или декодирует эмоциональное состояние самого говорящего. Кроме лого, мимический и жестовый знаки должны рассматриваться как обязательный элемент речевой этики (речевой культуры), нормы которой закладываются учителем в начальных классах.

Литература

[1] Цит. по: Красавский H.A. Эмоциональные компоненты в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград. 2001. С. 84.

[2] Цит. по: Лабунская В.А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов н/Д. 1994. С. 63.

[3J См.: Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли окружающих по их жестам. М. 2002. С. 17.

[4] Акишина A.A., Кано X.. Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи: лингвострановедческий словарь. М. 1991. С. 3.

[5] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М. 1973. Т.2.

[6] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. 1984.

[7] Степанов С.С. Язык внешности. М. 2002. С. 54.

[8] См.: Крейдлин Г.Е.. Чувилина Е.А. Улыбка как жест и как слово II Вопросы языкознания. 2001. № 4. С. 66-91.

[9] Там же.

[10] Введенская Л.Л., Червянский П.Г1. Теория и практика русской речи. Ростов н/Д. 1997. С. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.