ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №3(14)
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СЕМИОТИЧЕСКИЕ КОДЫ МОЛОДЕЖИ
© Л.А.Мардиева, Г.Р.Мухаметзянова
Представлено описание и классификация жестов, используемых подростками и студентами в условиях неформального общения.
Невербальные знаки - неотъемлемые спутники любой интерактивной коммуникации, по мнению ученых, они мультифункциональны, способствуют лучшему пониманию людей, обладают онтогенетической первичностью, более истинны и способны выразить то, что не может и/или не должны выражать вербальные знаки [1, с.81], "почти во всех случаях устной коммуникации, в которой участвуют естественный язык и невербальные семиотические коды, невербальные коды важны сами по себе хотя бы потому, что они существенно меняют качество информации, передаваемой вербально" [2, с.15]. Невербальная семиотика - одна из активно развивающихся междисциплинарных отраслей знания. Теоретическое осмысление природы невербальной коммуникации, представленное в работах Г.В.Колшанского, В.А.Лабунской, Г.Е.Крейдли-на, И.Н.Горелова, М.Л.Бутовской, Ф.Поятоса, Р.Л.Бирдвистела, А.Пиза, Х.Рюкле и многих других исследователей, начинает находить свое воплощение и в лексикографической практике [3]. Современный этап развития невербальной семиотики характеризуется накоплением и описанием эмпирического материала, апробацией исследовательского инструментария. Наша работа в основе своей эмпирическая, в ней представлены результаты наблюдения за жестовым поведением молодых людей (подростков и студентов) в непринужденной неофициальной обстановке. Материал исследования представлен в лексикографическом формате, поэтому в работе мы по возможности старались использовать способ организации материала, предложенный составителями вышеназванных словарей. В основе предпринятого исследования лежит положение о влиянии среды на невербальное (жестовое) поведение человека: для людей, объединенных одним возрастом, кругом общения, увлечениями и интересами, характерны типичные достаточно устойчивые формы невербального поведения. "Языку тела свойственна вариативность, - пишет Г.Е.Крейдлин. - Наряду с повседневными бытовыми жестами, образующими центр кинетической системы, имеются географические, или, иначе, территориальные, а также профессиональные, социальные, конфессиональные и дру-
гие жестовые диалекты" [4, с.87]. Жестовый язык молодежи является открытой и подвижной системой, активно впитывающей и переосмысляющей элементы знакового телесного поведения людей разнообразных социальных слоев и культур, поэтому, естественно, он должен находиться в зоне постоянного исследовательского внимания. "Цивилизация в своем развитии постоянно наращивает объем знаковых отношений", - считает Г.Г.Почепцов [5, с. 13], и невербальные коды не являются в этом смысле исключением.
Среди конвенциональных невербальных молодежных средств общения можно выделить группу стандартных этикетных жестов, используемых в официальной обстановке (в классе/аудитории) как средство общения между учителем/преподавателем и учениками/студентами, а также группу жестов, используемых во время общения между сверстниками, чаще в непринужденной обстановке. Наибольший интерес представляют соматические коды второй группы. Именно они составляют костяк жестового языка молодежи, и именно они являются объектом нашего исследования. Названная группа невербальных знаков служит средством маркирования " своего", это своеобразный символ, который, "кроме значения, вложенного в него ситуативно, несет еще постоянное значение - принадлежности к "своему" сообществу" [6, с.67].
Как показывают наши наблюдения, среди соматических кодов молодежи больше всего знаков символических. В них особенно сильно проявляется игровое начало. Некоторые невербальные знаки этой группы используются с целью сокрытия информации от постороннего, "чужого", они выступают в качестве своеобразного условного пароля, другие жесты рассматриваемой группы применяются с целью экономии речевых (вербальных) ресурсов. Рассмотрим некоторые жесты этой группы.
Жест приветствия. В последнее время среди девушек получает широкое распространение такая форма приветствия, как объятие и поцелуй/поцелуи1 (в том числе и поцелуй в губы). Этот
1 При описании жестов в зоне номинации жеста и в зоне значения в некоторых случаях использованы
способ приветствия заимствован, его распространение связано с появлением на телеэкранах большого количества телесериалов о жизни сверстников за рубежом. Для многих молодых людей эти телефильмы стали образцом для подражания: подростки и студенты копируют отдельные слова, манеру одеваться, невербальные навыки, а вместе с ними нередко и модель миро-восприятия2. Несмотря на то что частота тактильных контактов (в том числе и сфера употребления поцелуя) в традиционной жестовой культуре татар сведена к минимуму, вышеназванный невербальный способ приветствия получил широкое распространение и в этнически однородных группах молодежи, например, среди студенток факультета татарской филологии.
Приветствие с элементами армрестлинга. Молодые люди, в отличие от девушек, более консервативны и используют для приветствия друг друга традиционное рукопожатие, которое, однако, может быть осложнено игровым элементом. В этом случае пожатие протянутой правой руки сопровождается легким ударом или нажатием с целью накренить руку другого в сторону, т. е. приветствие сопровождается своеобразным мини-армрестлингом.
Жест прощания. Плотно прижатые друг к другу указательный и средний пальцы подносятся к виску, затем от виска направляются немного под углом от прямого направления вправо и разъединяются, образуя латинскую букву "V". Жест используется при прощании и замещает вербальную фразу: "Все будет хорошо, пока".
Жест просьбы ("Please"). Пальцы вытянуты, как при молитве, ладони соединены вместе и чуть покачиваются в сторону собеседника. Руки согнуты в локтях, кисти рук прижаты к груди. Вербальное сопровождение: "Please". Жест означает просьбу о помощи, например, во время кон-
разговорно-просторечные или жаргонные лексические единицы, это обусловлено спецификой исследовательского материала: сферой его использования, социально-возрастной соотнесенностью, вербальной номинацией жеста в самой молодежной среде.
2 В школьной среде особой популярностью пользуются жесты, первоисточником которых являются мультфильмы. Примером может служить популярный жест из мультфильма "Ледниковый период 2" - постукивание кулаком по сердцу и протягивание руки в сторону собеседника с двумя вытянутыми пальцами, значение жеста: "я тебя люблю". Из этого же мультфильма заимствован сложный жест, состоящий как бы из двух изобразительных символов: указание двумя пальцами на свои глаза и направление этих пальцев на собеседника. Значение жеста: "я за тобой слежу, наблюдаю".
трольной работы или экзамена/зачета. По-видимому, это исконно русский жест, он зафиксирован в словаре [7, с.100], однако в молодежной среде его артикуляция несколько видоизменяется (дополняется легким покачиванием сложенных вместе ладоней, возможно, таким образом происходит осложнение семантики жеста -это уже просьба, не терпящая отлагательства), исконно русское вербальное дублетное сопровождение ("Я прошу тебя") заменяется лаконичным англицизмом-варваризмом.
Жест поддержки ("Держись!"). Ладони рук складываются крест-накрест и обхватывают пальцами тыльные стороны обеих рук. Используется в знак поддержки в трудных минутах и является сигналом подбадривания.
Жест победы ("Мы сделали это!"). Кулак с плотно сжатыми пальцами поднят к лицу жестикулирующего и развернут вбок (согнутый мизинец в кулаке направлен в сторону собеседника). Значение: 1) мы лучше; мы сделали это; мы справились; 2) устар. Держись! Жест используется при существенной дистанции между собеседниками. После показа телевизионного сериала "Не родись красивой" излюбленный жест главной героини фильма - Кати - приобрел особую популярность среди девушек.
Жест обмана. У-образный знак исполняется пальцами обеих рук, которые согнуты в локтевом суставе и повернуты ладонью к говорящему. Поднятые до уровня головы указательный и средний пальцы, изображают кавычки. Жестикулирующий открыто демонстрирует свой невербальный код. Жест сопровождается покачиванием головы сверху вниз. Возможное речевое сопровождение: "Как же, как же...", "Жди...". Используется чаще школьниками. Значение: ирон. обман.
Жест-просьба подвезти. Используется только девушками. Стоя на тротуаре, девушка вытягивает руку с выпрямленными и сложенными вместе указательным и средним пальцами в сторону проезжающей машины. Значение: просьба подвезти и, кроме того, намек на доступность девушки.
Кроме символических жестов, в молодежном жестовом сленге немало и эмоциональных невербальных жестовых кодов. Опишем некоторые из них.
Жест, выражающий скуку. Многократное ритмичное похлопывание по рту ладонью, сопровождаемое нарочитым зеванием. В молодежной среде жест синонимичен жаргонизму "достал" (надоел, замучил). Более распространен в школьной среде.
Особой популярностью в подростковой среде пользуется жест восторга и радости, представляющий собой резкое дергающее движение рукой, согнутой в локтевом суставе и поднятой вертикально вверх, при этом кисть, сжатая в кулак, оказывается на уровне головы и при движении опускается до уровня груди (исполнитель как бы дергает за шнурок). Жест является средством выражения восторга и радости, обычно сопровождается возгласом "Yes!" ("Да!") [8, с.104]. В целях выражения коннотации интенсивности подросток сопровождает названный жест поднятием противоположного колена вверх по направлению к руке.
Жест единения - это удвоенный знак жеста "виктория" (или жест "форевэ", от англ. for ever -"навсегда", другое название - жест "W"). Если жест "виктория" исполняется одной вытянутой и выпрямленной рукой, которая изображает латинскую букву "V", то при жестикуляции невербального знака "W" обе руки согнуты в локтевом суставе, находятся на уровне груди или глаз и изображают букву "W". При помощи подобного символического знака жестикулирующий хочет выделить следующую информацию: "навсегда вместе", семантический компонент ’вместе’ актуализируется за счет соединения пальцев двух рук. Используют жест в тех случаях, когда хотят подчеркнуть значимость каких-либо явлений, поступков, чувств, переживаний для определенной группы людей.
Жесты, как и слова, способны придавать речи фамильярный, грубый оттенок. Подобные жесты запрещены этикетом и составляют группу табуированных (асоциальных). Такими жестами, например, в молодежной среде считается знак средним пальцем, он заимствован из американской культуры и в невербальную речь молодежи проник из американских кинофильмов. Подростки и студенты, кодирующие информацию при помощи жеста среднего пальца, возможно, не всегда ощущают соотнесенности этого жеста с матом (либо эта соотнесенность стерлась вследствие слишком частого употребления, что маловероятно, либо это результат переосмысления заимствованного невербального знака, либо элементарная некомпетентность). В невербальном общении молодых (в том числе и девушек) жест становится знаком разочарования, средством выражения досады и огорчения, а нередко и просто средством негрубого отказа. Приведем пример употребления этого жеста в диалоге двух студенток: - В моем гороскопе на эту неделю говорится, что мне нужна будет материальная поддержка со стороны друга. - Ты рассчитываешь на меня? Вот тебе - ... (демонстрируется названный выше
жест, причем жестикуляция сопровождается безобидным смехом). Вместе с тем нами зафиксированы и случаи, когда подростки используют этот невербальный код осознанно, причем, чувствуя свою полную безнаказанность, зная, что жестовая информация окажется недоступной "чужим", например, учителю, которому она, к сожалению, тоже может быть адресована. В этом случае жестикуляция становится не столь явной, она как бы маскируется под физиологические движения, например, демонстративное неоднократное почесывание под глазом или бровей сложенными указанным выше образом пальцами. Появляется жест как реакция на какое-либо обращение старшего, как отторжение этой информации или, что еще хуже, того человека, к кому обращен жест (заметим, что жестикулирующий в подобной ситуации чувствует себя героем, поскольку он считает, что бросил вызов старшему). Не менее грубым является и невербальный знак, когда жестикулирующий резко соединяет правую руку, собранную в кулак и обращенную внутренней стороной к себе, с раскрытой ладонью левой руки. В зависимости от количества исполнений жест видоизменяет свою семантику: он может служить предупреждением-угрозой: "Я тебя накажу, если ты не выполнишь мое требование" (одно движение) или же означать: "Сейчас тебе мало не покажется, я тебя буду бить/наказывать каким-либо другим образом" (два - три энергичных движения).
Основная часть молодежных жестов синкретична, т.е. совмещает в себе черты разных типов жестов. К примеру, жест ”замок”, с одной стороны является изобразительным, а с другой -символическим: жестикулирующий проводит
пальцами по губам, как бы застегивая их на молнию. Значение жеста: "Я молчу!", "Ничего не знаю!". Аналогичен предыдущему жест "телефон”: с одной стороны, этот жест изображает поднесенный к уху телефон, а с другой - замещает вербальную информацию: "Позвони!"
Многие жесты из молодежного репертуара -это одновременно и жесты-символы, и жесты-эмоции, и жесты-изображения, например:
жест "самоубийца", шутл., осуществляется поднесенным к виску вытянутым указательным пальцем, символизирующим взведенный курок пистолета, возможно при этом отведение головы в сторону от воображаемого оружия. В студенческой среде жест комментирует критическую ситуацию, из которой есть только один выход - застрелиться (особенно актуален жест во время сессии);
жест пистолет, угрож. или шутл. , рука выпрямлена, указательный палец имитирует писто-
лет и направлен в сторону лица адресата. Значение: заруби себе на носу, т.е. запомни крепко-накрепко;
жест "заучка", пренебр., ирон., при упоминании о человеке, о котором говорят, что он "за-учка", "букварь", "ботаник" (то есть человек, занимающийся бессмысленным заучиванием), информацию иллюстрируют невербальным кодом: двумя руками как бы держат воображаемую книгу и бьются об нее головой.
Среди жестовых манифестаций молодежи особый интерес представляют клубные молодежные жесты и жесты, которые мы условно назвали жестами-оберегами3.
Клубные жесты. Клубный мир имеет свою знаковую систему обмена информацией. В силу обстоятельств семиотически значимыми в данной сфере общения становятся и некоторые элементы танца. К примеру, символическим замещением вербальной формулы "давай познакомимся" является специальный танцевальный жест, танцевальное движение. Парень, выбравший девушку для знакомства, обхватывает свою избранницу сзади, тесно прижимает ее к себе и начинает двигаться под ритм музыки. Если девушку устраивает подобный способ знакомства, то она двигается вместе с партнером в одном ритме.
В качестве эмоциональной разрядки используются и элементы танца_"твист": обеими руками попеременно проводится У-образный знак перед глазами, жест может дополняться движением, называемым "тушить сигарету" и имитирующим процесс тушения окурка носком ноги. Аналогичную функцию выполняют и элементы детского танца "буль-буль карасики". Жестикулирующий зажимает одной рукой нос, а другой волнообразными движениями проводит рукой сверху вниз вдоль лица. При этом жестикулирующий приседает, изображая таким образом погружение в воду (первоисточник обоих танцевальных кодов - фильм "Криминальное чтиво" с Дж. Траволтой и У.Турман в главных ролях).
Поднятые вверх и раскачивающиеся в такт музыки из стороны в сторону вытянутые и соединенные вместе указательный и средний пальцы (варианты: в руках может быть зажигалка или бенгальский огонь) являются знаком одобрения и поддержки танцующего или, чаще, поющего на
3 Сразу же поясним, что в специальной литературе термин "жест" употребляется в узком (жест - это значимое движение рукой) и в широком значении (жест -любой конвенциональный знак, производимый головой, рукой, телом). Говоря о жестах-оберегах, клубных жестах, мы используем вышеназванный термин в его широком значении.
сцене. Исполняется жест обычно синхронно целой толпой, окружившей сцену.
Жесты-обереги, т.е. соматические действия, способные, по мнению исполняющих их (чаще всего тайно, в ситуациях критических) людей, охранить от разных бед.
Жест "чур, меня". "Чур, меня!" - это своего рода заклинание. Скрещенные указательный и средний пальцы в молодежной среде означают: "Не трогай меня, я в стороне". Этот жест вступает в омонимические отношения с жестом обмана. В невербальной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста аналогичная жестикуляция является сигналом обмана, значение жеста: "Я отказываюсь от того, что делаю или говорю, я преднамеренно ввожу своего партнера в заблуждение". Исполняется жест обмана скрытно (руки со скрещенными пальцами находятся либо за спиной, либо в кармане, т.е. в любом незаметном для адресата месте). В том случае, когда собеседник хочет удостовериться в истинности слов говорящего, он может попросить его показать свои руки, тогда ребенок, намеренный ввести в заблуждение своего приятеля по игре, воспроизводит этот жест первым и вторым пальцами ноги. М.Л.Бутовская подобную семиотически значимую комбинацию пальцев рук называет жестом "чур, я не играю" и пишет, что в детской субкультуре он "означает временный перерыв в игре" [8, с.103].
Держать кулаки "на счастье" - это тоже жест-оберег. Кисти обеих рук опущены на стол, пальцы сжаты в кулак, внутри которых спрятаны большие пальцы. Семантика: "Чур, меня!".
В качестве оберегов могут выступать не только жесты, но и целые символизированные ритуальные поведения. Ритуал представляет собой "стереотипную последовательность действий, включающую слова, жесты и объекты" [8, с.103], назначение ритуала - стабилизация жизни. Исполняются ритуальные действа в критических обстоятельствах, для студентов, к примеру,
- это период экзаменационной сессии. Именно в этот период некоторые студенты исполняют ритуал, называемый "Халява, ловись!". Есть несколько способов исполнения этого ритуала.
Первый способ (в основном исполняется студентами, живущими в общежитии). Сначала выбирают человека, который поможет "загнать халяву" в зачетную книжку. Один из студентов становится в конце коридора, он держит в руках раскрытую зачетку, другой с метлой или шваброй бежит к зачетке, громко-громко крича при этом: "Халява, ловись!", тем самым он привлекает и как бы отправляет Халяву в зачетную книжку.
Второй способ. Ровно в полночь протягивают руку через форточку, держа в ней раскрытую за-
четку и очень громко кричат (иначе Халява может не услышать): "Ловись, Халява, ловись!". И так ровно три раза. После этого рекомендуют перевязать зачетку красной ленточкой (на всякий случай, чтоб не убежала), затем положить в холодильник: там она должна окончательно примерзнуть к зачетке.
Третий способ. Ровно в полночь, раздевшись догола, нужно выйти на балкон и, держа в руках раскрытую зачетную книжку, три раза произнести волшебную словесную формулу-заклинание: "Халява, ловись!".
Рассмотренные выше невербальные семиотические знаки в основном относятся к собственно молодежным, т.е. они создавались внутри этой социально-возрастной группы. Вместе с тем представители исследуемой группы использует достаточно большое количество заимствованных жестов. Причем заимствованных не только из невербального фонда в основном западноевропейской или американской культуры (подобные примеры были описаны нами выше), но и из других субкультур, а также из общеупотребительных конвенциональных жестов. Остановимся подробнее на некоторых подобных примерах.
Любопытен жест "показать большой палец”: рука сжата в кулак, при этом большой палец энергично распрямляется перпендикулярно ребру ладони; ладонь располагается так, чтобы большой палец оказался в вертикальном положении и был направлен вверх. Этот жест является общеупотребительным конвенциональным знаком, его значение - "Здорово! Отлично!". "Жест, возможный только в дружеской среде, типичен для мужчин (выделено нами. - М.Л.)", -пишут составители словаря "Жесты и мимика в русской речи" [9, с.57]. В современной российской культуре, во-первых, жест не имеет ограничений в употреблении, во-вторых, он является полисемантичным, перекликается с заимствованным из американской культуры жестом "автостоп”, обозначающим просьбу подвезти, в этом случае энергичность выпрямления большого пальца не предполагается. Если большой палец направлен не вверх, а вниз, то это жест общемолодежный, он синонимичен жаргонизму "отстой": 1)"неприятная ситуация, неудача",
2) "неудачник; растяпа".
В молодежной среде нередко используются и соматические конвенциональные коды детей дошкольного и младшего школьного возраста, в частности, кроме уже описанных выше, жесты-изображения (или жесты-имитаторы): "бинокль"/ "подзорная труба", "автомат", "самолетик" и т.п., а также жесты-дразнилки: "показать язык", жест "лопух", "дурак" и др. Однако в отличие от их
функций в среде детей дошкольного и младшего школьного возраста, где жесты-имитаторы выполняют функцию замещения недостающего объекта либо функцию имитации действий того или иного предмета, а жесты-дразнилки служат средством выражения негативного отношения к собеседнику, средством его оскорбления, в молодежной среде эти жесты исполняются с целью создания шутливо-ироничной атмосферы общения. Любопытен пример переосмысления детского жеста "закрывать глаза руками", когда осторожно, чтобы не быть замеченным, подходят сзади и обхватывают ладонями голову другого человека, закрывают ему глаза / и уши, мешая таким образом обернуться. Используется этот невербальный знак старшеклассниками и студентами, но не только как игровая форма общения, но и как знак приветствия.
Вызывает интерес этимология жеста поглаживания ладони (жест "непристойного предложения"). Исполняется он поглаживанием представителем мужского пола внутренней стороны кисти руки (ладони) девушки. Согласие девушки сопровождается сжиманием в ответ руки собеседника. А несогласие выражается уже в соответствии с темпераментом оскорбленной представительницы женского пола. Данный жест используется и в другой социальной среде, хотя в другом значении. Так, мы находим его описание в произведении Б.Акунина "Пелагия и красный петух":
"Тут молодой человек [миловидный приказчик Кеша] выкинул странную штуку: взял Матвея Бенционовича за левую руку и пощекотал ему мизинцем ладонь.
Прокурор от неожиданности вздрогнул, хотел было возмутиться такой неслыханной фамильярностью, но удержался. Диковинное щекотание напоминало некий тайный знак. <.>
- Так кто выкупил Рацевича? - хрипло спросил Матвей Бенционович.
- Полагаю тот, кто его любил. <.>
- Вы хотите сказать "та, которая его любила"?
- Не, не хочу, - улыбнулся Кеша.
Матвей Бенционович схватился за нос.
- Я что-то не .
- Вы думаете Рацевича из жандармов за долги поперли? Как бы не так. Если всех за этакие пустяки со службы гнать, мало кто остался бы... Нет, это был только предлог.
- А в чем причина?
- Это никто не знает - только местное жандармское начальство и наши.
- Наши?
Приказчик опять взял Бердичевского за левую руку и повторил странную манипуляцию -
пощекотал ладонь пальцем. Видя на лице собеседника полнейшее недоумение, Кеша фыркнул:
- Что, трудно поверить? Представьте себе, и среди жандармов есть такие, кому нравятся мужчины".
В общемолодежный обиход из жестового репертуара подростков, увлеченных рэпом, вошел жест скрещенных третьего и четвертого пальцев. При чтении рэпа он обычно исполняется двумя руками, при этом руки полусогнуты в локтевом суставе, находятся в основном на уровне груди и двигаются в такт читаемого рэпа (возможный вариант: руки находятся на уровне бедер, одна нога отставлена в сторону). Жест сопровождается междометием "Йо!" (от англ.
"Уо!"). Этот жест заимствовали так называемые "клабберы", любители клубной жизни: здесь жест является элементом танца, нередко им заканчивают танец, его семантика: "Вот он я, какой крутой, посмотрите на меня!". В общемолодежном невербальном сленге этот жест исполняется одной рукой и замещает жаргонное слово "прикольно" ("интересно, заслуживает внимания"). Эту же семантику передает и демонстрация кулака с оттопыренными вторым и пятым пальцами, однако этот кинетический знак постепенно начинает выходить из активного жестового употребления молодежи.
В арсенал невербальных семиотических кодов молодежи активно проникают и жесты из криминальных субкультур, жесты наркоманов. Умение распознавать социальную природу жестов позволяет учителям, родителям на ранних стадиях диагностировать проблемы наркомании и вхождения в преступные группировки, что, в свою очередь, может помочь педагогам, родителям принять соответствующие профилактические меры, об этом, в частности, пишут Е.А.Петрова, А.А.Мельник [10]. Г.Ф.Садрисламов подчеркивает: "Существует возможность минимизации социально-психологического вреда, наносимого криминальной субкультурой. Непременной предпосылкой этого является ее мониторинг в целях своевременного выявления новых тенденций в криминальной субкультуре и установления степени ее привлекательности для подростков и юношей. Необходимы также прогнозирование динамики преступности и криминальной субкультуры в стране в целях выработки упреждающих мер, демифологизации, демистификации криминальной субкультуры, девальвирование ее норм и традиций в общественном мнении; утверждение общечеловеческих ценностей в молодежной среде." [11, с.252].
Таким образом, жестовый язык, как и естественный, выступает в качестве показателя соци-
ального статуса личности и подвержен влиянию социальных и культурных факторов. Основными источниками пополнения невербальных кодов молодых людей являются заимствования из западной культуры (ощутимо большое влияние молодежных телесериалов, культура поведения известных певцов и актеров), конвенциональные жесты и жесты других субкультур, многочисленны заимствования и внутри самих возрастных групп. Попадая в молодежную среду, конвенциональные жесты и жесты других субкультур могут приспосабливаться к нуждам новой среды: приобретать дополнительные значения или коннотации, менять семантику исходного жеста, видоизменять его артикуляцию. Молодежные жесты часто синкретичны - совмещают в себе черты разных типов жестов: эмоциональных, символических и изобразительных. Особую группу составляют клубные жесты, в них, как и в символических, ощущается сильное игровое начало, они могут замещать вербальное сообщение, служить средством эмоциональной разрядки. В отдельную группу мы выделили жесты-обереги и ритуальное поведение.
С сожалением приходится отмечать, что в молодежной среде приобретают большую популярность вульгарные жесты. Немаловажную роль в их распространении сыграло и появление на экранах большого количества американских фильмов, хотя и отечественная киноиндустрия последних лет старается не отставать в трансляции и, получается, пропаганде асоциальных кодовых систем коммуникации, в том числе соматических. Изображения табуированных жестов появляются в средствах массовой информации, например, в фотоиллюстрации к статье "Ах, эта мода меня с ума свела", опубликованной в газете '^etc" (2007. 3-9 февр.), на вкладышах компьютерных игр (например, игры "Crazy school") и даже используются в сценической речи (к примеру, главным героем пьесы Шекспира "Ромео и Джульетта" в постановке Казанского ТЮЗа). Такие факты, безусловно, настораживают. Включение в общеэтническую невербальную коммуникацию жестов-вульгаризмов, знаковых форм кинетического поведения арготического происхождения может иметь разрушительные последствия. Видимо, настало время говорить не только об экологии вербального, но и об экологии невербального поведения.
1. Красавский Н.А. Эмоциональные компоненты в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград,
2001.
2. Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М.: Языки славянской культуры, 2005.
3. См., например: Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи: лингвострановедческий словарь. М., 1991; Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. М., 2001; Дмитриева Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. М., 2003.
4. Крейдлин Г.Е. Кинесика // Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. М.-Вена, 2001.
5. Почепцов Г.Г. Семиотика. Рефл-бук, Ваклер,
2002.
6. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы 1986-1989 гг. СПб., 1993.
7. Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Указ. работа.
8. Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура. М., 2004.
9. Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Указ. работа.
10. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. М., 1998; Мельник А.А. Как читать человека. М., 2006.
11. Садрисламов Г.Ф. Преступная деятельность и ее дезорганизация. Казань, 2007.
SIGN LANGUAGE OF TEENAGERS AND STUDENTS
L.A.Mardieva, G.R.Muhametzyanova
The article gives description and classification gestures used by teenagers and students in informal contact.