Научная статья на тему 'Жертвенность - важнейший качественный признак патриотизма'

Жертвенность - важнейший качественный признак патриотизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
592
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ / ЖЕРТВЕННОСТЬ / ПОДВИГИ / РОССИЙСКИЙ ФЛОТ / РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гурьев Евгений Павлович

В статье анализируется жертвенность, как важнейший качественный признак патриотизма. В качестве примера жертвенности рассматриваются подвиги моряков российского флота в русско-японской войне 1904-1905 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жертвенность - важнейший качественный признак патриотизма»

Главная Наука Общество Оборона Блог Научное издание Контакты Наши авторы Энциклопедия

2013-1(1) 2014-1(2) 2017-3(12) 2017-4(13) 2014-2(3) 2015-1(4) 2015-2(5) 2016-1(6) 2016-2(7) 2016-3(8) 2016-4(9) 2017-1(10) 2017-2(11) 2018-1(14)

Kimsa ОБЩЕСТВО OEÜPOHA noo-jouma!. НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА

f йВ

Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). - 2017. - № 2 (11)

Популярное

Россия на пути

укрепления

государственности

Трамп и США - главный противник России

Основание ВМФ России Подготовка кадров флота в "Навигацкой школе"

Без знания прошлого нет будущего

Военно-историческая наука действительно в упадке

Патриотические сводки от Владимира Кикнадзе

Рубрики

Противодействие фальсификациям

Гурьев Е.П.,

кандидат исторических наук, доцент

Guriev E.P., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Жертвенность - важнейший качественный признак патриотизма Sacrifice as the most important qualitative characteristic of patriotism

Аннотация. В статье анализируется жертвенность, как важнейший качественный признак патриотизма. В качестве примера жертвенности рассматриваются подвиги моряков российского флота в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Ключевые слова: Патриотизм, качественные признаки, жертвенность, подвиги, российский флот, русско-японская война.

Summury. The article examines sacrifice as the most important qualitative characteristic of patriotism. As an example of sacrifice is considered deeds of seamen of the Russian navy during the Russo-Japanese war, 1904-1905.

Keywords: Patriotism, qualitative characteristics, sacrifice, deeds, Russian navy, Russo-Japanese war.

Патриотизм граждан - основа государственности, без любви граждан к своему Отечеству невозможно само существование государства. Анализируя через призму любви к Родине свой собственный политический опыт, каждый человек делает свой идеологический выбор, соотнося собственные предпочтения с потребностями своего народа [1]. Важнейшим качественным признаком патриотизма является жертвенность, то есть готовность человека пожертвовать своей жизнью, то есть самым дорогим, во имя Родины и своих товарищей. Именно готовность поступиться самым главным во имя других и отличает истинный патриотизм. Жертвенность наиболее ярко проявляется во время войн и испытаний, и особенно в дни военных поражений. Часто именно неудачная война дает ярчайшие примеры жертвенности, истинного патриотизма и любви к своему Отечеству.

Одним из таких примеров в Отечественной истории является русско-японская война 1904-05 гг. Эта несправедливая, непопулярная в российском обществе и неудачная для России война дала многочисленные примеры жертвенности, мужества и стойкости российских воинов. Большинство простых матросов и солдат не до конца понимали и не разделяли империалистических, экспансионистских целей этой войны, но, несмотря на превосходство японцев на море, на ошибки и просчеты собственного командования, российский флот всю войну доблестно сражался, поражая даже противника своим мужеством.

Русско-японская война 1904-05 гг. началась с внезапного нападения японского флота на российскую Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре и корейском порту Чемульпо (совр. Инчхон), где находились русские военные корабли - крейсер 1-го ранга «Варяг» (командир - капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев) и канонерская лодка «Кореец» (командир - капитан 2-го ранга Г.П. Беляев). Нейтральный порт, в нарушение всех международных норм, был блокирован японской эскадрой контр-адмирала С. Уриу состоящей из 6 крейсеров и 8 миноносцев. Командир «Варяга» отверг как ультиматум японцев о сдаче, так и предложение старшего начальника на рейде английского коммодора Л. Бейли о разоружении, приняв решение попытаться с боем прорваться в Порт-Артур. Шансов на успех в бою против превосходящего по силам противника было мало, но команда крейсера приняла решение командира о прорыве с воодушевлением. В ходе 30-минутного ожесточенного боя 27 января 1904 г. крейсер получил серьезные повреждения (в том числе подводные пробоины и повреждения руля) и вынужден был вернуться назад в Чемульпо. Потери экипажа составили 130 человек, из них 33 человека убитыми, не смотря на ранения, остались в строю мичман П.Н. Губонин, старший комендор Клименко, квартирмейстер Чибисов, рулевой Снегирев и матрос 1-й статьи Калинкин, до конца выполнив свой воинский долг [2, c. 79]. Во избежание захвата противником, крейсер был затоплен экипажем, а канонерская лодка взорвана.

В боях под Порт-Артуром 26 февраля 1904 г. совершил подвиг экипаж миноносца

отечественной истории

Кадры и наука ОПК России

Миграционные и демографические риски

Олимпиада по военной истории

Наши партнеры

'liiail'Htitmitniiil

ЖУРНАЛ

"НА СТРАЖЕ РОДИНЫ"

В

юч 90 3 04 t

«Стерегущий» (командир - лейтенант А.С. Сергеев). Миноносцы «Решительный» и «Стерегущий» при возвращении из разведки были атакованы 4-мя японскими миноносцами и приняли бой. Более быстроходный «Решительный» смог оторваться от японцев и прорваться в Порт-Артур, а «Стерегущий» остался один против четырех противников. Бой был неравным, в первые же минуты погиб командир корабля, но экипаж миноносца продолжал сражаться, пока не были выведены из строя все орудия и погибла большая часть экипажа, в живых к концу боя остались трое матросов. Начальник исторического отдела Морского Главного штаба (МГШ) старший лейтенант Е.Н. Квашнин-Самарин писал: «...26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дню, изумляя врага доблестью своего экипажа!» [3, с. 29]. Позднее возникла легенда о том, что миноносец был затоплен последними оставшимися членами экипажа. Подвиг экипажа «Стерегущего» оценил даже противник. Морской министр Японии адмирал Г. Ямамото в приветственном слове, обращаясь к пленным членам экипажа миноносца, писал: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы» [3, с. 25].

Похожий подвиг совершил 31 марта 1904 г. экипаж миноносца «Страшный» (командир -капитан 2-го ранга К. К. Юрасовский), также бесстрашно вступивший в бой с 4-мя неприятельскими миноносцами. Корабль не сдался врагу и сражался до конца, все его офицеры погибли, из его экипажа уцелело 5 матросов [4, с. 47].

Активно действовал против японцев и крейсер 2-го ранга «Новик» (командир - капитан 2-го ранга Н.О. Эссен). Корабль неоднократно выходил в море для ведения разведки, огневой поддержки сухопутных войск, действий против японского судоходства, участвовал в боях с японским флотом. При этом его экипаж неоднократно проявлял мужество и самоотверженность, бросаясь на выручку своим товарищам, как например миноносцу «Стерегущий» 26 февраля 1904 г. После боя 28 июля 1904 г. в Желтом море крейсер смог прорваться из осажденного Порт-Артура, обогнул Японию с востока, пытаясь прорваться во Владивосток. У Корсаковского поста (совр. Корсаков) на острове Сахалин «Новик» (новый командир - капитан 2-го ранга М.Ф. Шульц) дал бой двум японским крейсерам «Читосе» и «Цусима», в ходе которого получил повреждения и затем был затоплен экипажем. Корреспондент британской газеты «Таймс» в Японии С. Райт, отдавая должное экипажу крейсера, писал: «Едва ли какое другое событие в течение этой весны привлекло к себе в Японии больше внимания, чем судьба крейсера «Новик». Маленький крейсер беспримерными подвигами завоевал сердца своих противников. <...> И не раз японские моряки благословляли судьбу, что им приходится иметь дело только с одним «Новиком» - иначе вся судьба морской кампании могла быть совершенно иною.» [5, с. 17].

В бою в Желтом море 28 июля 1904 г. особо отличился экипаж эскадренного броненосца «Ретвизан» (командир - капитан 1-го ранга Э. Н. Щенснович). В критический момент боя, когда флагманский броненосец «Цесаревич» потерял управление и вышел из строя, командующий эскадрой контр-адмирал В. К. Витгефт был убит, а эскадра потеряла управление, «Ретвизан» в одиночку пошел на таран японского флагманского броненосца «Микаса». На него обрушился шквал огня, но русский броненосец на полном ходу сближался с противником. Ранение командира корабля и временная потеря управления не позволили осуществить прорыв в полной мере, но после этой атаки японцы отказались от продолжения боя и остатки русской эскадры смогли вернуться в Порт-Артур [6, с. 85-86].

Не менее отважно сражался с врагом и экипаж крейсера 1-го ранга «Рюрик» (командир -капитан 1-го ранга Е. А. Трусов), входившего во Владивостокский отряд крейсеров. 1 августа 1904 г. в Корейском проливе Владивостокский отряд, состоящий из трех крейсеров «Россия», «Громобой» и «Рюрик», вступил в бой с 2-й японской эскадрой вице-адмирала Х. Камимуры, в составе 4-х броненосных и 4-х бронепалубных крейсеров. В неравном бою, более тихоходный «Рюрик» отстал от других крейсеров и оказался под сосредоточенным огнем японцев. Крейсера «Россия» и «Громобой», рискуя собственной гибелью, по приказу контр-адмирала К. П. Иессена дважды возвращались назад, чтобы прикрыть потерявший ход «Рюрик», но, в конце концов, он остался один против превосходящего противника. Русский крейсер дрался в течение пяти часов, до последнего снаряда, пока стреляли его орудия, несмотря на гибель командира и большинства офицеров, потерю хода и управления. Эта жертва отвлекла внимание японцев, и два других крейсера, благодаря этому, смогли вернуться обратно во Владивосток. Исчерпав возможности к сопротивлению, крейсер был затоплен своей командой, потери экипажа составили 202 убитых и 238 раненых моряков [7, с. 33].

Цусимское морское сражение 14-15 мая 1905 г. в российской военно-морской истории стало синонимом разгрома. Российская 2-я Тихоокеанская эскадра действительно потерпела жесточайшее поражение от японского флота. Поражение стало следствием ошибок командующего русской эскадрой вице-адмирала З. П. Рожественского, неправильной организации стрельбы, плохого качества снарядов и просто везения противника, но при этом экипажи русских кораблей доблестно сражались под градом японских снарядов, борясь с пожарами и пробоинами, до конца выполняя полученный приказ - прорваться во Владивосток. Необходимо отметить, что многие офицеры пошли поход добровольцами, так, например, флагманский интендант эскадры капитан 2-го ранга А. Г. фон Витте ради участия в походе

1712315176774

отказался от повышения по службе, и погиб вместе с командой броненосца «Бородино» [8, с. 157].

Первым вынужден был покинуть строй русских кораблей эскадренный броненосец «Ослябя» (командир - капитан 1-го ранга В. И. Бэр). Уже в самом начале сражения он получил тяжелые повреждения от японского огня и стал тонуть, тем не менее, его офицеры и матросы продолжали до последнего бороться за живучесть корабля, стремясь остановить поступление воды в корпус корабля. Так, например, матрос Чернов, рискуя жизнью, пробрался через разрушенную носовую башню в затопленные носовые отсеки, чтобы спасти минеров, оказавшихся в ловушке на своих боевых постах, так как вода отрезала их от выхода наверх. Корабль сражался почти целый час, до момента опрокидывания ведя огонь. Командир броненосца, отдав приказ команде спасаться, сам добровольно стался на броненосце и погиб [9, с. 134, 136].

Флагманский эскадренный броненосец «Князь Суворов» (командир - капитан 1-го ранга В. В. Игнациус) во время дневного артиллерийского боя получил тяжелейшие повреждения, лишился хода и управления, большинство его орудий были выведены из строя, экипаж понес большие потери, а сам корабль остался далеко позади кораблей русского флота. Командир миноносца «Буйный» капитан 2-го ранга Н. Н. Коломейцов, рискуя кораблем под огнем противника, снял с «Князя Суворова» адмирала З. П. Рожественского и еще 19 человек (офицеры штаба и раненые матросы). Уцелевшие офицеры броненосца лейтенанты Н. И. Богданов, П. А. Вырубов и прапорщик по морской части В. Н. фон Курсель отказались покинуть обреченный броненосец. Вечером того же дня «Князь Суворов» был потоплен японскими миноносцами, и погиб со всем экипажем, по свидетельству противника, уцелевшие матросы отстреливались от врага из винтовок [8, с. 151].

Далеко не все офицеры были уверены в победе, например, командир броненосца «Император Александр III» капитан 1-го ранга Н. М. Бухвостов перед уходом 2-й Тихоокеанской эскадры из Кронштадта на Дальний Восток пророчески заявил: «Мы все умрем, но не сдадимся!» [10, с. 4]. В бою же его броненосец доблестно сражался, дважды возвращаясь в боевой строй и пошел ко дну со всей командой, до последней минуты ведя огонь из орудий [8, с. 156].

После проигранного боя 14 мая 1905 г. отдельные корабли русской эскадры, по одиночке пытаясь прорваться во Владивосток, неоднократно вступали в бой с превосходящими силами противника, отвергая предложения сдаться в плен. В таких сражениях погибли 15 мая 1905 г. броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» (командир - капитан 1-го ранга В. Н. Миклухо-Маклай), крейсера 1-го ранга «Светлана» (командир - капитан 1-го ранга С. П. Шеин) и «Дмитрий Донской» (командир - капитан 1-го ранга И. Н. Лебедев), миноносцы «Громкий» (командир - капитан 2-го ранга Г. Ф. Керн) и «Безупречный» (командир - капитан 2-го ранга И. А. Матусевич-2-й) [2, с. 132-134].

Еще одним проявлением верности воинскому долгу и жертвенности стал «трудовой» подвиг простых моряков на своих боевых постах в боях и походах. Судовой врач крейсера 1-го ранга «Аврора» коллежский асессор В. С. Кравченко писал в своих воспоминаниях: «Машинист Богаевский должен был, при беспрестанных переменах ходов, то открывать, то закрывать главный детандер. На индикаторной площадке <...> была адская жара. Всякий раз, слезая оттуда, Богаевский прямо метался от жары <..>. Через минуту опять приходилось лезть к детандеру. Когда же Богаевскому предложили подсмениться он отказался. Да будут же упомянуты хотя бы здесь, хотя одним добрым словом эти незаметные герои, «духи», закопченные дымом, углем, маслом, непохожие на людей, в своих мрачных подземельях, в душных угольных ямах, трюмах, раскаленных кочегарках, исполнившие свой скромный долг перед родиной» [11, с. 49-50].

Итог действиям русского флота в русско-японскую войну подвел сам император Николай II в своем приказе: «Волею Всевышнего не суждено было увенчать ваш подвиг успехом, но беззаветным мужеством вашим Отечество всегда будет гордиться» [10, с. 5].

Таким образом, действия русского флота в Русско-японской войне 1904-05 гг. являются ярким примеров жертвенности, проявленной экипажами кораблей русского флота мужество и героизм которых являются яркими примерами патриотизма российских граждан.

Список литературы и источников

Никитин В. Ю. Патриотизм в процессе формирования политической культуры. - Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). 2017. № 1(10). [Интернет ресурс: URL: http://www.noo-ioumal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2017-1-10/artide-0098]. Дата

обращения: 13.03.2017.

Грибовский В. Ю. Российский флот Тихого океана 1898-1905. История создания и гибели. - М.: Военная книга, 2004. - 140 с.

Афонин Н. Н. «Стерегущий». - Гангут. Научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения. Вып. 4. СПб.: Гангут, 1992. С. 20-29.

Гоибовский В. Ю. Трагедия 31 марта 1904 года (гибель броненосца «Петропавловск»). - Гангут. Научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения. Вып.

2

3

4. СПб.: Гангут, 1992. С. 30-49.

5. Аллилуев А. А. Крейсер «Новик». Ч. 1. - Гангут. Научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения. Вып. 2. СПб.: Гангут, 1991. С. 13-24.

6. Балакин С. А. Броненосец «Ретвизан». Лучший линкор русско-японской войны. М.: Яуза, Эксмо, 2014. 144 с.

7. Царьков А. Русско-японская война 1904-1905. Боевые действия на море. М.: Экспринт, 2005. 56 с.

8. Гоибовский В.Ю. Эскадренные броненосцы типа «Бородино». Герои Цусимы. М.: Яуза, Гангут, Эксмо, 2012. 208 с.

9. Крестьянинов В. Я., Молодцов С. В. Броненосцы типа «Пересвет». «Богатырская трагедия». М.: Яуза, Эксмо, 2013. 160 с.

10. Вечная память морякам-героям. - Гангут. Научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения. Вып. 2. СПб.: Гангут, 1991. С. 3-5.

11. Поленов Л. Л. Крейсер «Аврора» в Великом сражении Японского моря. - Гангут. Научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения. Вып. 2. СПб.: Гангут, 1991. С. 43-52.

Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). - 2017. - № 2 (11)

О компании | Защита данных | Карта сайта

© 2013 Наука. Общество. Оборона © 2013-2017 Кикнадзе В.Г., авторы материалов. Сайт является средством массовой информации. 12+ Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки /гиперссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства. All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.