Научная статья на тему 'Женское предпринимательство в национальных экономиках'

Женское предпринимательство в национальных экономиках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ГЕНДЕРНЫЙ РАЗРЫВ / EARLY-STAGE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / FEMALE ENTREPRENEURSHIP / MOTIVATION / NECESSITY-DRIVEN ENTREPRENEURS / OPPORTUNITY-DRIVEN ENTREPRENEURS / GENDER GAP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиньковецкая Юлия Семеновна

Проблема и цель. Исследование по проблеме раннего женского предпринимательства в современных национальных экономиках. Цель статьи оценка предпринимательской активности женщин, их мотивационных предпочтений, а также сравнительный анализ женской и мужской предпринимательской деятельности на ранних стадиях. Методология. Исследование проводится на основе методов статистического и экономико-математического анализа. Оно основано на анализе эмпирических данных по 48 странам, полученных в процессе глобального мониторинга предпринимательства. Результаты. В статье исследуются сложившийся уровень ранней предпринимательской деятельности, в том числе показатели добровольного и вынужденного предпринимательства женщин, а также гендерного разрыва. Приведены разработанные автором функции плотности нормального распределения. Выводы. Авторы пришли к выводу, что показатели, характеризующие участие женщин в предпринимательской деятельности на ранних стадиях имеют значительную дифференциацию по странам. Выявлены страны с высокими и низкими значениями ранней предпринимательской деятельности, добровольного и вынужденного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Female entrepreneurship IN NATIONAL ECONOMICS

Introduction. Female entrepreneurship plays an important role in the development of modern national economies. The purpose of the article is to assess the entrepreneurial activity of women, their motivational preferences, as well as a comparative analysis of female and male entrepreneurship in the early stages. Methodology. The study is based on the methods of statistical, economic and mathematical analysis. It is based on the analysis of empirical data on 48 countries obtained in the process of global entrepreneurship monitoring. Results. The article examines the current level of early entrepreneurial activity, including indicators of voluntary and forced entrepreneurship of women, as well as the gender gap. The density functions of the normal distribution developed by the author are presented. Conclusions. The authors came to the conclusion that the indicators of women's participation in entrepreneurial activities in the early stages have significant differentiation across countries. It is shown that the levels of early entrepreneurial activity in these countries are in a very wide range (from 2.8% to 40.7%). The predominance of voluntary motivation of modern female entrepreneurs in the vast majority of countries is proved. It has been found that in most countries (40 out of 48) the gender gap in business activity does not exceed 50% at present. Countries with high and low values of early entrepreneurial activity, voluntary and forced entrepreneurship were identified.

Текст научной работы на тему «Женское предпринимательство в национальных экономиках»

УДК 332.05 Б01 10.17238/188П1998-5320.2019.36.204

1БЬ: Ь26, С31

Ю. С. Пиньковецкая, Ульяновский государственный университет

ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИКАХ

Проблема и цель. Исследование по проблеме раннего женского предпринимательства в современных национальных экономиках. Цель статьи - оценка предпринимательской активности женщин, их мотивационных предпочтений, а также сравнительный анализ женской и мужской предпринимательской деятельности на ранних стадиях.

Методология. Исследование проводится на основе методов статистического и экономико-математического анализа. Оно основано на анализе эмпирических данных по 48 странам, полученных в процессе глобального мониторинга предпринимательства.

Результаты. В статье исследуются сложившийся уровень ранней предпринимательской деятельности, в том числе показатели добровольного и вынужденного предпринимательства женщин, а также гендерного разрыва. Приведены разработанные автором функции плотности нормального распределения.

Выводы. Авторы пришли к выводу, что показатели, характеризующие участие женщин в предпринимательской деятельности на ранних стадиях имеют значительную дифференциацию по странам. Выявлены страны с высокими и низкими значениями ранней предпринимательской деятельности, добровольного и вынужденного предпринимательства.

Ключевые слова: ранняя предпринимательская активность, мотивация, вынужденные предприниматели, добровольные предприниматели, гендерный разрыв.

Проблема и цель. Отечественные и зарубежные учёные показывают положительное влияние женщин-предпринимателей на экономический рост, рост занятости и снижение социальной напряжённости [1, 2, 3]. Согласно работе [4] более полное использование потенциала женщин-предпринимателей (имеется в виду их участие в бизнесе на уровне, сопоставимом с мужчинами) может увеличить валовой внутренний продукт в большинстве стран более чем на 20 %.

Проблема значительного увеличения производства товаров и услуг, осуществляемого предприятиями, созданными женщинами, требует понимания особенностей такой деятельности и её отличий от мужского предпринимательства. Для разработки мероприятий по увеличению вклада женщин в валовой продукт и сокращению разницы в количестве предприятий, принадлежащих женщинам и мужчинам (гендерного разрыва), необходимо изучить широкий круг вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью женщин.

В последние годы был опубликован ряд исследований о роли женщин и их участии в предпринимательской деятельности [5, 6, 7]. Женщины-предприниматели сталкиваются с более серьёзными проблемами при открытии и ведении собственного бизнеса по сравнению с мужчинами-предпринимателями. Такие проблемы характерны для большинства стран, они ярко выражены как в развивающихся, так и в экономически развитых государствах. Среди проблем, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, есть объективные и субъективные. Объективные проблемы обусловлены трудностями в достижении баланса между предпринимательством и личной жизнью, включая уход за детьми, домашние и семейные обязанности [8, 9]. Субъективные проблемы обусловлены социальными и культурными предрассудками, институциональными, правовыми и налоговыми пробелами в законодательстве многих стран, а также сложившимися стереотипами, связанными с ролью женщин, особенно в патриархальных обществах [10, 11, 12]. В статье [13] обращено внимание на то, что так называемый гендерный разрыв в предпринимательстве, связанный с преобладанием мужчин в качестве владельцев бизнеса, по-прежнему широко распространён во многих странах. В работе [14] рассматриваются некоторые гендерные стереотипы, а также индивидуальные, институциональные и структурные барьеры для предпринимательской деятельности женщин.

Факторы, обуславливающие отсутствие у многих женщин в развивающихся странах других возможностей зарабатывать на жизнь, кроме как участвовать в предпринимательской деятельности, приведены в статье [15]. К таким факторам, определяющим предпринимательство по необходимости, можно отнести безработицу, плохие карьерные перспективы, неприемлемые условия труда,

профессиональную неудовлетворённость, отсутствие детских учреждений. Наряду с такой мотивацией женщин-предпринимателей существует также добровольная мотивация. В статье [16] упоминаются такие факторы добровольной мотивации, как стремление к независимости, автономии, самореализации, удовлетворённости работой, а также стремление к богатству.

Исследования женского предпринимательства свидетельствуют о наличии двойного бремени для женщин-предпринимателей: работа и семья [17]. В то же время одним из преимуществ предпринимательской деятельности по сравнению с наёмным трудом женщин является возможность использования нестандартных графиков работы, которые снижают проблему ухода за детьми и пожилыми членами семьи. Гибкий график и увеличение возможностей для работы по дому обеспечивают хороший баланс между трудовой деятельностью, семейной жизнью и финансовыми потребностями [18].

Вместе с тем комплексной оценке предпринимательской деятельности женщин не уделяется достаточного внимания.

Настоящая статья посвящена изучению проблемы вовлечённости женщин в предпринимательство в современных национальных экономиках. Целью исследования является анализ предпринимательской активности женщин, их мотивационных предпочтений, а также сравнительный анализ женской и мужской предпринимательской деятельности на ранних стадиях. В ходе исследования были решены следующие задачи:

- изучить участие женщин в предпринимательской деятельности на ранних стадиях в разных странах в 2018 г.;

- оценить мотивацию женщин к предпринимательству;

- проанализировать гендерный разрыв, характеризующий предпринимательскую активность женщин и мужчин на ранних стадиях.

В ходе исследования была выдвинута и апробирована следующая гипотеза: показатели, характеризующие участие женщин в предпринимательской деятельности на ранних стадиях имеют значительную дифференциацию по странам.

Методика исследования. Глобальный мониторинг предпринимательства является проектом по организации страновых исследований развития предпринимательства и предпринимательской активности. Мониторинг основывается на результатах обследования взрослого населения (в возрасте от 18 до 64 лет). В его рамках были собраны данные по широкому кругу показателей предпринимательской активности по 48 странам.

Общая ранняя предпринимательская деятельность (РПД) описывает удельный вес количества женщин, находящихся в процессе открытия собственного бизнеса или имеющих новый бизнес в течение последних 3,5 лет на момент обследования, в общей численности женщин этих возрастов в стране.

Оценка мотивации женской ранней предпринимательской деятельности включала два основных типа мотивации. Первый тип мотивации, как было указано выше, - это добровольная мотивация предпринимателей. Он обусловлен имеющимися в конкретной стране возможностями по решению женщинами задач финансового благополучия, повышения социального статуса и решения других проблем самореализации и творческой деятельности за счёт создания собственного бизнеса. Добровольные предприниматели ориентированы на улучшение своего положения в обществе. К ним относятся совершеннолетние трудоспособные женщины, которые пользуются открывающимися возможностями и стремятся извлечь выгоду из предпринимательской деятельности по сравнению с работой в других сферах занятости. Второй тип - предприниматели по необходимости. К ним относятся женщины, которые начинают свой бизнес из-за отсутствия других способов получения средств для существования.

Мотивация предпринимателей влияет на предпринимательские устремления. Предприниматели, движимые необходимостью, часто с появлением возможностей трудоустройства на наёмную работу (с сопоставимым заработком) предпочтут перейти на эту работу. Соответственно, предприятия, созданные такими предпринимателями, имеют низкие показатели выживаемости. Краткосрочный горизонт деятельности приводит к меньшему желанию собственников инвестировать в развитие и рост своего бизнеса. Это самое существенное различие между добровольными и вынужденными предпринимателями. Добровольные предприниматели направляют все свои усилия на развитие и совершенствование бизнеса, увеличивая его положительный эффект. Они чаще осваивают новые рынки, создают инновационные продукты и услуги, планируют увеличить количество рабочих мест.

Анализ тендерного разрыва, характеризующего предпринимательскую активность женщин и мужчин на ранних стадиях в конкретных странах, был основан на расчёте соответствующих коэффициентов для каждой из 48 стран, включённых в отчёт GEM за 2018 г. [19].

Для обеспечения сопоставимости данных по странам расчёты проводились на основе относительных показателей. Были рассмотрены три группы показателей. Первая группа включала показатели женского РПД (процент от общей численности взрослого женского населения) по всем странам. Вторая группа показателей описывает соотношение добровольных и вынужденных женщин-предпринимателей. К третьей группе показателей относятся соотношения между уровнями РПД женщин и РПД мужчин, а также добровольных предпринимателей среди женщин и мужчин.

Для проверки выдвинутой гипотезы о том, что показатели 1, 2 и 3 групп имеют значительную дифференциацию по странам, были разработаны функции плотности нормального распределения показателей по 48 странам. Методика их разработки приведена в работе [20].

Оценка женской ранней предпринимательской деятельности. В табл. 1 представлены значения женской ранней предпринимательской деятельности по 48 странам, обследованным в процессе Глобального мониторинга предпринимательства. Величины РПД в процентах от общей численности женского взрослого населения (в возрасте от 18 до 64 лет) представлены в порядке убывания.

Таблица 1

Женская ранняя предпринимательская деятельность, %

Страна РПД Страна РПД Страна РПД

Ангола 40,7 Объединённые Арабские Эмираты 10,1 Испания 6,0

Гватемала 24,5 Китай 9,3 Болгария 5,6

Чили 21,2 Словакия 9,0 Египет 5,4

Мадагаскар 21,1 Тайвань 8,8 Великобритания 5,4

Перу 20,9 Индия 8,7 Франция 5,3

Таиланд 19,3 Люксембург 8,7 Швейцария 4,7

Колумбия 17,8 Саудовская Аравия 8,5 Польша 4,5

Ливан 17,4 Пуэрто-Рико 8,4 Марокко 4,3

Бразилия 17,3 Катар 8,4 Япония 4,0

Судан 17,1 Турция 8,4 Швеция 4,0

Канада 17 Нидерланды 8,3 Греция 3,9

Индонезия 14,1 Аргентина 8,1 Россия 3,9

Панама 13,9 Австрия 7,9 Словения 3,8

США 13,6 Ирландия 7,5 Германия 3,3

Уругвай 12,3 Хорватия 7,1 Кипр 2,9

Корея 12,2 Иран 6,5 Италия 2,8

Данные в табл. 1 показывают, что уровни ранней предпринимательской деятельности в рассматриваемых странах находятся в очень широком диапазоне (от 2,8 % до 40,7 %). При этом средний уровень по всем 48 странам составляет 10,5 %. Самые высокие показатели РПД - более 36,8 % наблюдаются в пяти развивающихся странах. Две из них (Ангола и Мадагаскар) расположены в Африке, а три (Гватемала, Чили и Перу) - в Латинской Америке. В целом для большинства развивающихся стран характерен относительно высокий уровень женской РПД.

В шести из 48 стран уровень женской ранней предпринимательской деятельности низкий (менее 4 %). Все они являются развитыми европейскими странами, в которых наёмные работники имеют хорошие экономические и социальные условия, зачастую лучшие, чем у начинающих предпринимателей. К этим странам относятся Италия, Германия, Словения, Кипр, Россия и Греция.

Кроме того, можно отметить некоторые аспекты, препятствующие развитию предпринимательской деятельности женщин в ряде европейских стран. К таким факторам относятся отсутствие доступных учреждений по уходу за детьми, что существенно ограничивает предпринимательские возможности женщин. В ряде европейских стран социальная и налогово-бюджетная политика оказывает негативное воздействие на развитие женского предпринимательства. Существенную роль играет также высокий уровень заработной платы, который позволяет иметь в семье только одного

работника. В качестве примера можно привести Германию и Италию, для которых характерно довольно традиционное распределение труда, где мужчины вносят основной вклад в доход, а женщины больше занимаются уходом за детьми. Именно поэтому только 2,8 % взрослого женского населения в Италии и соответственно 3,1 % в Германии занимаются предпринимательской деятельностью. Такая ситуация не является характерной для всех экономически развитых стран. Например, в США и Канаде уровень женского РПД (соответственно 13,6 % и 17 %) значительно выше, чем в европейских странах. Отметим, что в этих странах большое внимание уделяется разработке и реализации программ по развитию женского предпринимательства.

Наряду с отмеченными причинами во многих странах низкий уровень РПД, на наш взгляд, обусловлен большой загруженностью женщин в семье, существующими культурными, социальными и религиозными стереотипами.

Модели сравнительного анализа. Оценка удельного веса добровольных и вынужденных женщин-предпринимателей в общей ранней предпринимательской деятельности женщин основывалась на информации, полученной в процессе Глобального мониторинга. Экономико-математическое моделирование эмпирических данных по 48 рассматриваемым странам было основано, как указано выше, на разработке функций плотности нормального распределения.

Функции, характеризующие распределение мотивации женщин-предпринимателей и описывающие удельный вес соответственно добровольных и вынужденных предпринимателей (х1, % и х2, %) в общем количестве женщин-предпринимателей, приведены далее:

- по добровольным женщинам-предпринимателям:

514295 -(х1-69,29)2 ,, ( ^ \ 2x12,31x12,31

- по вынужденным женщинам-предпринимателям:

(х2-24,99)2 518,00 _ Л 2x12,98x12,98

12,98 х42П

На следующем этапе исследований был проведён сравнительный анализ ранней предпринимательской деятельности женщин и мужчин по двум показателям: соотношение женской и мужской РПД и соотношение добровольных предпринимателей среди женщин и мужчин. Важно отметить, что анализ проводился на основе относительных показателей. Это позволило обеспечить сравнение указанных показателей (х3) и (х4) по разным странам. Ниже приведены разработанные функции

плотности нормального распределения:

- соотношение женской и мужской предпринимательской активности на ранних стадиях:

4,80 -(-з"»-68>2

V ( Х ) ^ ' e 2x12,98x12,98

y2(X2) "„no., R--e (2)

л, (лт \ - ''----гу 2x0,19x0,19

Уз(Хз) -ТТ=' е (3)

0,19 x^J 2п

- соотношение уровней добровольной женской РПД и добровольной мужской РПД на ранних стадиях:

ч2

(x4 -0,94)

3 90 —--

V ( x ) - ' e 2x0,11x0,11

V4(x4) " 0lW2Te (4)

Проверка того, насколько хорошо функции нормального распределения аппроксимируют исследуемые данные, основана на применении трёх тестов, которые используются в теории математической статистики. Автор использовал тесты Колмогорова - Смирнова, Пирсона и Шапиро - Вилка. Эти тесты позволяют сравнить эмпирическое распределение исследуемых параметров с теоретическим, описанным функцией нормального распределения. Проведенный анализ показал, что все разработанные функции (1)-(4) обладают высоким качеством во всех тестах и хорошо описывают эмпирические данные.

Анализ результатов моделирования. Функции плотности нормального распределения позволяют определить средние значения по указанным ранее первой, второй и третьей группам пока-

зателей. Эти средние значения приведены в столбце 2 табл. 2. В этой таблице приведены также интервалы изменения рассматриваемых показателей (столбец 3), характерные для большинства (68 %) стран. Интервалы оцениваются на основе средних значений показателей и соответствующих им значений среднеквадратических отклонений. Для оценки границ интервалов указанное отклонение добавляется к среднему значению индикатора или вычитается из него соответственно. Средние значения и интервалы изменения показателей в таблице соответствуют функциям плотности нормального распределения (1)-(4).

Таблица 2

Средние значения и интервалы изменения показателей

Показатели Среднее значение Интервал изменения

1 2 3

Удельный вес добровольной мотивации женщин, % 69,29 56,98-81,60

Удельный вес вынужденной мотивации женщин, % 24,99 12,01-37,97

Соотношение женской РПД и мужской РПД 0,68 0,49-0,87

Соотношение добровольной мотивации женщин и мужчин 0,94 0,83-1,05

По данным табл. 2 (столбец 3) можно сделать вывод о том, что в процессе исследований была подтверждена гипотеза о существенной дифференциации показателей, относящихся к первой, второй и третьей группам показателей.

Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о преобладании добровольной мотивации современных женщин-предпринимателей в абсолютном большинстве стран. Самые высокие показатели такой мотивации женщин-предпринимателей (от 82 % до 95 %) отмечаются в Люксембурге, Нидерландах, Колумбии, Канаде, Панаме, Швейцарии, Польше, Кипре. Низкий уровень добровольной мотивации женщин - менее 57 % (от 40 % до 56 %) - зарегистрирован только в пяти странах: Гватемале, Бразилии, Анголе, Египте, Индии.

Среднее значение вынужденной мотивации женщин, как показано в табл. 3, составляет 24,99 %. Для абсолютного большинства (84 %) рассматриваемых стран этот показатель не превышает 37,97 %. Только в семи странах эта величина имеет большее значение. К ним относятся Судан, Саудовская Аравия, Гватемала, Бразилия, Египет, Индия. Очень низкий показатель (1,3 %) указывает на то, что минимальное число женщин в Швеции начинают свой бизнес по необходимости. В пяти странах этот показатель составляет менее 10 % (США, Люксембург, Польша, Нидерланды, Кипр).

Сравнительный анализ распространённости женских и мужских предприятий был основан на соотношении женской РПД и мужской РПД. Наибольшее значение этого соотношения (от 1,01 до 1,03) имело место в трёх странах: Чили, Перу и Канаде. В этих странах уровень предпринимательства среди женщин выше, чем среди мужчин. Эти страны расположены в Северной и Латинской Америке. Соотношение женского РПД и мужского РПД в интервале от 0,92 до 0,99 отмечается в таких странах, как Нидерланды, Мадагаскар, Судан, Пуэрто-Рико и Ирландия. Минимальные значения этого соотношения (от 0,38 до 0,44) отмечаются только в пяти странах: Швейцарии, Аргентине, Китае, Индии и Панаме. В 40 из 48 стран значения соотношения женского и мужского РПД колеблются от 0,5 и выше. Таким образом, гендерный разрыв в предпринимательской деятельности в подавляющем большинстве стран не превышает в настоящее время 50 %.

Среднее соотношение добровольной мотивации женщин и мужчин по рассматриваемым странам достигает 0,94. То есть различия в уровнях добровольной мотивации женщин и мужчин не представляются существенными. Наибольшее соотношение добровольных предпринимателей (от 1,02 до 1,13) наблюдается в четырнадцати странах: Швеции, Иране, Канаде, Марокко, Польше, Катаре, Китае, Люксембурге, Нидерландах, Турции, Кипре, Австрии, Ирландии и Ливане. В этих странах уровень добровольной мотивации среди женщин-предпринимателей выше, чем среди мужчин. Низкий уровень этого показателя (менее 80 %) был в 2018 г. в пяти странах: Аргентине, Греции, Су-

дане, Анголе и России. То есть в 43 странах из 48 рассматриваемые соотношения составляют от 0,8 и выше. В целом можно сделать вывод о том, что в настоящее время гендерный разрыв в добровольной мотивации женщин и мужчин относительно невелик.

Выводы. Научная новизна данной работы заключается в изучении показателей, характеризующих раннюю предпринимательскую активность и мотивацию женщин-предпринимателей, а также анализе существующего тендерного разрыва между женщинами и мужчинами-предпринимателями.

Предложенный в статье методический подход к оценке уровней ранней предпринимательской активности женщин, их мотивационным предпочтениям, а также сравнительный анализ женской РПД и мужской РПД могут быть использованы при обосновании программ развития предпринимательской деятельности женщин в России и её регионах с учётом их особенностей.

Методология и инструменты, использованные в процессе исследования, могут быть применены в аналогичных исследованиях, проводимых в нашей стране. Практическая значимость исследования может быть реализована в деятельности органов власти федерального, регионального и муниципального уровней в процессе регулирования предпринимательского сектора.

Полученные новые знания могут быть использованы в научных исследованиях по проблемам женского предпринимательства. Результаты исследования могут применяться в образовательной деятельности высших и средних специальных учебных заведений, при подготовке бакалавров и магистров, а также при подготовке специалистов государственного и муниципального управления.

Социальная значимость исследования связана со снижением предрассудков и стереотипов в отношении женщин-предпринимателей и формированием информации о существенных возможностях самореализации женщин через создание собственных бизнесов.

Дальнейшие исследования по вопросам женского предпринимательства могут быть связаны с обоснованием мер по развитию данного сектора национальной экономики и оказанием адресной поддержки женщинам-предпринимателям со стороны органов власти, финансовых учреждений и общественных организаций. Кроме того, дальнейшие исследования связаны с оценкой уровня предпринимательской деятельности женщин, специализирующихся на различных видах экономической деятельности.

Библиографический список

1. Морозов В. А. С надеждой на женщин. Женское предпринимательство как основа развития малого бизнеса//Российское предпринимательство. 2003. № 3. С. 3-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9232827

2. Fetsch E., Jackson C., Wiens J. Women Entrepreneurs are Key to Accelerating Growth. Kauffman Foundation. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kauffman.org/what-we-do/resources/entrepreneurshippolicy-digest/women-entrepreneurs-are-key-to-accelerating-growth (дата обращения: 28.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Lewis K. V., Henry C., Gatewood E. J., Watson J. Women's Entrepreneurship in the 21st Century: An International Multi-Level Research Analysis. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. 2014. 320 p.

4. Woetzel J., Madgavkar A., Ellingrud K., Labaye E., Devillard S., Kutcher E., Manyika J., Dobbs R., Krish-nan M. The Power of Parity: How Advancing Women's Equality Can Add $12 Trillion to Global Growth. Washington, DC: McKinsey&Co. 2015. 168 p.

5. Aidis R., Weeks J. Mapping gendered is the Ecosystem: The Evolution of Measurement Tools for Comparative High-Impact Female Entrepreneur Development // International Journal of Gender and Entrepreneurship. 2016. Vol. 8. № 4. pp. 330-352.

6. Golla A. M., Malhotra A., Nanda P., Mehra R. Understanding and Measuring Women's Economic Empowerment: Definition, Framework and Indicators. Washington, DC: International Center for Research on Women. 2011. 12 p.

7. Wang Q. (2015). „Child care, work-family policy and female entrepreneurship". Social Science Research Network. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2669282 (accessed 15.08.2018).

8. Woldie A., Adersua A. Female Entrepreneurs in a Transitional Economy: Businesswomen in Nigeria // International Journal of Social Economics. 2004. Vol. 31. № 1/2. pp. 78-93.

9. Achtenhagen L., Welter F. Female Entrepreneurship in Germany: Context, Development and Its Reflection in German Media. In J. Butler (ed.), New Perspectives on Women Entrepreneurs. Greenwich, CT: Information Age Publishing. 2003. pp. 77-100.

10. Ogbor J. Mythicizing and Reification in Entrepreneurial Discourse: Ideology Critique of Entrepreneurial Studies // Journal of Management Studies. 2000. Vol. 37. № 5. pp. 605-635.

11. Hamilton E. Entrepreneurship across generations: narrative, gender and learning in family business. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. 2013. 208 p.

12. Gupta V. K., Turban D. B., Wasti S. A., Sikdar A. The role of gender stereotypes in perceptions of entrepreneurs and intentions to become an entrepreneur // Entrepreneurship Theory and Practice. 2009. Vol. 33. № 2. pp. 397-417.

13. Jennings J. E., Brush C. G. Research on women entrepreneurs: challenges to (and from) the broader entre-preneurship literature? The Academy of Management Annals. 2013. Vol. 7. № 1. pp. 663-715.

14. Muntean C. S., Ozkazanc-Pan S. C. A gender integrative conceptualization of entrepreneurship // New England Journal of Entrepreneurship. 2015. Vol. 1. № 19. pp. 27-40.

15. McClelland E., Swail J., Bell J., Ibbotson P. Following the pathway of female entrepreneurs: A six country investigation // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2005. Vol. 11. № 2. pp. 84-107.

16. Muriel O., Don S. Why women enter into entrepreneurship: an explanatory model // Women in Management Review. 2001. Vol. 16. № 5. pp. 232-247.

17. Sciascia S., Mazzola P., Astrachan J., Pieper T. The role of family ownership in international entrepreneur-ship: Exploring nonlinear effects // Small Business Economics. 2012. Vol. 38. № 1. pp. 15-31.

18. Connelly R. Self-employment and providing child care // Demography. 1992. № 29. pp. 17-29.

19. Global Entrepreneurship Monitor 2018-2019. (2019). Global Entrepreneurship Research Association (GERA). 152 p.

20. Пиньковецкая Ю. С. Закономерности и тенденции развития предпринимательства в России. Ульяновск: Ульяновский государственный университет. 2018. 240 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32563177

Yu. S. Pinkovetskaia Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Ulyanovsk State University, 42 Leo Tolstoy St., Ulyanovsk, 432017, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8224-9031 Researcher ID: D-3051-2017 e-mail: [email protected]

FEMALE ENTREPRENEURSHIP IN NATIONAL ECONOMICS

Introduction. Female entrepreneurship plays an important role in the development of modern national economies. The purpose of the article is to assess the entrepreneurial activity of women, their motivational preferences, as well as a comparative analysis of female and male entrepreneurship in the early stages.

Methodology. The study is based on the methods of statistical, economic and mathematical analysis. It is based on the analysis of empirical data on 48 countries obtained in the process of global entrepreneur-ship monitoring.

Results. The article examines the current level of early entrepreneurial activity, including indicators of voluntary and forced entrepreneurship of women, as well as the gender gap. The density functions of the normal distribution developed by the author are presented.

Conclusions. The authors came to the conclusion that the indicators of women's participation in entrepreneurial activities in the early stages have significant differentiation across countries. It is shown that the levels of early entrepreneurial activity in these countries are in a very wide range (from 2.8% to 40.7%). The predominance of voluntary motivation of modern female entrepreneurs in the vast majority of countries is proved. It has been found that in most countries (40 out of 48) the gender gap in business activity does not exceed 50% at present. Countries with high and low values of early entrepreneurial activity, voluntary and forced entrepreneurship were identified.

Keywords: early-stage entrepreneurial activity, female entrepreneurship, motivation, necessity-driven entrepreneurs, opportunity-driven entrepreneurs, gender gap.

References

1. Morozov V. A. With hope in women. Women entrepreneurship as base of development small business. Rossiyskoye predprinimatel'stvo. 2003, no. 3. pp. 3-10.

2. Fetsch E., Jackson C., Wiens J. Women Entrepreneurs are Key to Accelerating Growth. Kauffman Foundation. 2015. Available at: http://www.kauffman.org/what-we-do/resources/entrepreneurshippolicy-digest/women-entrepreneurs-are-key-to-accelerating-growth (accessed 28.08.2018).

3. Lewis K. V., Henry C., Gatewood E. J., Watson J. Women's Entrepreneurship in the 21st Century: An International Multi-Level Research Analysis. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. 2014, 320 p.

4. Woetzel J., Madgavkar A., Ellingrud K., Labaye E., Devillard S., Kutcher E., Manyika J., Dobbs R., Krish-nan M. The Power of Parity: How Advancing Women's Equality Can Add $12 Trillion to Global Growth. Washington, DC: McKinsey&Co. 2015, 168 p.

5. Aidis R., Weeks J. Mapping gendered is the Ecosystem: The Evolution of Measurement Tools for Comparative High-Impact Female Entrepreneur Development. International Journal of Gender and Entrepreneurship. 2016, no. 8(4), pp. 330-352.

6. Golla A. M., Malhotra A., Nanda P., Mehra R. Understanding and Measuring Women's Economic Empowerment: Definition, Framework and Indicators. Washington, DC: International Center for Research on Women. 2011, 12 p.

7. Wang Q. Child care, work-family policy and female entrepreneurship. Social Science Research Network. 2015. Available at: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2669282 (accessed 15.08.2018).

8. Woldie A., Adersua A. Female Entrepreneurs in a Transitional Economy: Businesswomen in Nigeria. International Journal of Social Economics. 2004, no. 31(1/2), pp. 78-93.

9. Achtenhagen L., Welter F. Female Entrepreneurship in Germany: Context, Development and Its Reflection in German Media. In J. Butler (ed.), New Perspectives on Women Entrepreneurs. Greenwich, CT: Information Age Publishing. 2003, pp. 77-100.

10. Ogbor J. Mythicizing and Reification in Entrepreneurial Discourse: Ideology Critique of Entrepreneurial Studies. Journal of Management Studies. 2000, no. 37(5), pp. 605-635.

11. Hamilton E. Entrepreneurship across generations: narrative, gender and learning in family business. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. 2013, 208 p.

12. Gupta V. K., Turban D. B., Wasti S. A., Sikdar A. The role of gender stereotypes in perceptions of entrepreneurs and intentions to become an entrepreneur. Entrepreneurship Theory and Practice. 2009, no. 33(2), pp. 397-417.

13. Jennings J. E., Brush C. G. Research on women entrepreneurs: challenges to (and from) the broader entrepreneurship literature? The Academy of Management Annals. 2013, no. 7(1), pp. 663-715.

14. Muntean C. S., Ozkazanc-Pan S. C. A gender integrative conceptualization of entrepreneurship. New England Journal of Entrepreneurship. 2015, no. 1(19), pp. 27-40.

15. McClelland E., Swail J., Bell J., Ibbotson P. Following the pathway of female entrepreneurs: A six country investigation. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2005, no. 11(2), pp. 84-107.

16. Muriel O., Don S. Why women enter into entrepreneurship: an explanatory model. Women in Management Review, 2001, no. 16(5), pp. 232-247.

17. Sciascia S., Mazzola P., Astrachan J., Pieper T. The role of family ownership in international entrepreneur-ship: Exploring nonlinear effects. Small Business Economics. 2012, no. 38(1), pp. 15-31.

18. Connelly R. Self-employment and providing child care. Demography. 1992, no. 29, pp. 17-29.

19. Global Entrepreneurship Monitor 2018-2019. Global Entrepreneurship Research Association (GERA). 2019. 152 p.

20. Pinkovetskaia I. S. Regularities and tendencies of development entrepreneurship in Russia. Ulyanovsk: Ulyanovsk state university. 2018, 240 p.

Поступила в редакцию 23.03.2019 © Ю. С. Пиньковецкая, 2019

Автор статьи: Юлия Семеновна Пиньковецкая, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления, Ульяновский государственный университет, 432017, Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

О. Ю. Патласов, доктор экономических наук, профессор, Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) МГУТУ им. К. Г. Разумовского; проректор по международной деятельности, Омская гуманитарная академия.

О. В. Демиденко, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.