Научная статья на тему 'Ранняя предпринимательская активность в 2018 г. : гендерный аспект'

Ранняя предпринимательская активность в 2018 г. : гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / МОТИВАЦИЯ / EARLY ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / VOLUNTARY ENTREPRENEURS / FORCED ENTREPRENEURS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиньковецкая Юлия Семеновна

Ввиду актуальности на современном этапе исследования анализа гендерных особенностей предпринимательства в национальных экономиках оценивается предпринимательская активность мужчин и женщин и их мотивации при создании собственного бизнеса. В процессе проведения исследования использовались результаты проекта Глобального мониторинга предпринимательства за 2018 г. по 48 странам. Изучены и проанализированы уровни предпринимательской активности мужчин и женщин во всех рассмотренных странах. Приведены перечни стран с высоким и низким уровнем развития предпринимательства. Проведена оценка сложившейся мотивации на основе формирования двух групп предпринимателей: добровольных и вынужденных. Представлены экономико-математические модели, описывающие распределение по разным странам таких показателей, как уровни ранней предпринимательской активности мужчин и женщин, а также удельные веса добровольных и вынужденных предпринимателей. Модели представляют собой функции плотности нормального распределения. По итогам вычислительного эксперимента определены средние значения показателей и выявлены страны с высокими и низкими величинами показателей. Сделаны выводы о наличии гендерного разрыва в большинстве стран и существенной дифференциации рассматриваемых показателей по территориальному признаку. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, в учебном процессе высших учебных заведений, а также органами государственного управления, связанными с регулированием предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Early entrepreneurial activity in 2018: gender aspect

The article explores the entrepreneurial activity of men and women and their motivation to establish their own businesses due to the relevance of the current studies on gender characteristics of entrepreneurship in national economies. The study is based on the Global Entrepreneurship Monitor project 2018 data embracing 48 countries. The level of entrepreneurial male and female activity in all the reported countries was studied and analyzed. The report contains the list of the countries with high and low level of entrepreneurial development as well as the evaluation of the motivation of two entrepreneur types: voluntary and forced. The mathematical economic models showing such indicators as early male and female entrepreneurial activity, voluntary and forced entrepreneurship ratio ranging from country to country are given. The models represent normal density functions. The calculation experiment allows for determining the average indicators as well specifying the countries with high and low ones. The conclusion is made that in the majority of countries there is a gender gap and indicators significantly differ from territory to territory accordingly. The obtained outcomes can be used for further research, in higher institutions academic activities and by the state regulation bodies in charge of entrepreneurship control.

Текст научной работы на тему «Ранняя предпринимательская активность в 2018 г. : гендерный аспект»

УДК 332.05 JEL: L26

DO11025513/1812-3988.2019.17(2)48-57

РАННЯЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В 2018 г.: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Ю.С. Пиньковецкая

Ульяновский государственный университет (Ульяновск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 1 марта 2019 г.

Дата принятия в печать 10 апреля 2019 г.

Тип статьи

Аналитическая статья

Ключевые слова

Ранняя предпринимательская активность, добровольные предприниматели, вынужденные предприниматели, мотивация

Аннотация. Ввиду актуальности на современном этапе исследования анализа тендерных особенностей предпринимательства в национальных экономиках оценивается предпринимательская активность мужчин и женщин и их мотивации при создании собственного бизнеса. В процессе проведения исследования использовались результаты проекта Глобального мониторинга предпринимательства за 2018 г. по 48 странам. Изучены и проанализированы уровни предпринимательской активности мужчин и женщин во всех рассмотренных странах. Приведены перечни стран с высоким и низким уровнем развития предпринимательства. Проведена оценка сложившейся мотивации на основе формирования двух групп предпринимателей: добровольных и вынужденных. Представлены экономико-математические модели, описывающие распределение по разным странам таких показателей, как уровни ранней предпринимательской активности мужчин и женщин, а также удельные веса добровольных и вынужденных предпринимателей. Модели представляют собой функции плотности нормального распределения. По итогам вычислительного эксперимента определены средние значения показателей и выявлены страны с высокими и низкими величинами показателей. Сделаны выводы о наличии ген-дерного разрыва в большинстве стран и существенной дифференциации рассматриваемых показателей по территориальному признаку. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, в учебном процессе высших учебных заведений, а также органами государственного управления, связанными с регулированием предпринимательской деятельности.

Article info

Received March 1, 2019

Accepted April 10, 2019

Type paper

Analytical paper

Keywords

Early entrepreneurial activity, voluntary entrepreneurs, forced entrepreneurs, motivation

EARLY ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN 2018: GENDER ASPECT

Iu.S. Pinkovetskaia

Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russia)

Abstract. The article explores the entrepreneurial activity of men and women and their motivation to establish their own businesses due to the relevance of the current studies on gender characteristics of entrepreneurship in national economies. The study is based on the Global Entrepreneurship Monitor project 2018 data embracing 48 countries. The level of entrepreneurial male and female activity in all the reported countries was studied and analyzed. The report contains the list of the countries with high and low level of entrepreneurial development as well as the evaluation of the motivation of two entrepreneur types: voluntary and forced. The mathematical economic models showing such indicators as early male and female entrepreneurial activity, voluntary and forced entrepreneurship ratio ranging from country to country are given. The models represent normal density functions. The calculation experiment allows for determining the average indicators as well specifying the countries with high and low ones. The conclusion is made that in the majority of countries there is a gender gap and indicators significantly differ from territory to territory accordingly. The obtained outcomes can be used for further research, in higher institutions academic activities and by the state regulation bodies in charge of entrepreneurship control.

© Ю.С. Пиньковецкая, 2019

1. Введение. В последние годы предприниматели вносят значительный вклад в экономический рост почти всех стран1. Именно предприниматели создают предпосылки для возможностей трудоустройства и повышения уровня занятости, создания дополнительного ВВП, добавочной стоимости. Они обеспечивают предпринимательский дух и инновации, привносят гибкость и конкурентоспособность и в целом способствуют общему региональному развитию [1; 2].

При этом в большинстве стран имеются различия между развитием мужского и женского предпринимательства [3; 4]. Поэтому актуальным на современном этапе исследования предпринимательства является анализ гендер-ных особенностей предпринимательства в современных национальных экономиках.

Большое значение в изучении современного предпринимательства имели проводимые в течение последних 20 лет обследования по проектам Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor). В 2018 г. в процессе опроса взрослого трудоспособного (экономически активного) населения были получены данные, которые характеризуют индикаторы предпринимательской активности в 48 странах, в том числе данные о мотивации ранних предпринимателей2. Такими предпринимателями являются люди в возрасте от 18 до 64 лет, находящиеся в момент проведения социологического опроса в процессе открытия своего бизнеса или владеющие бизнесом менее 3,5 лет. Данные этих проектов за предыдущие годы использовались в исследованиях отечественных и зарубежных авторов (анализ уровня развития российского предпринимательства см.: [5-7]).

Целью исследования является оценка предпринимательской активности мужчин и женщин и их мотивации при создании собственного бизнеса. В процессе нашего исследования были решены следующие задачи:

- проведен анализ значений мужской и женской предпринимательской активности на ранних стадиях в различных странах;

- оценена мотивация, характерная для мужчин и женщин - предпринимателей по 48 странам.

Проведение исследования позволит получить новую информацию о гендерных аспектах ранней предпринимательской активности, а также о сложившихся группах по мотивам

создания собственного бизнеса, а именно добровольных и вынужденных предпринимателей. Наличие такой информации необходимо потенциальным предпринимателям, а также государственным органам для формирования планов, программ и прогнозов развития предпринимательского сектора.

2. Обзор литературы. Большое количество зарубежных исследований направлено на улучшение понимания участия мужчин и женщин в предпринимательской деятельности (как представляющие наибольший интерес см.: [810]). Доказывается, что в настоящее время всё еще широко распространен так называемый гендерный разрыв в предпринимательстве, связанный с преобладанием мужчин в качестве владельцев бизнесов [11]. При этом указывается, что во многих странах сохраняются значительные гендерные различия в доступе к капиталу, банковским счетам и финансам, в то время как в экономически развитых странах такие различия практически отсутствуют [12].

Значительное внимание в исследованиях уделяется мотивации предпринимательской деятельности. Рассматриваются теоретические аспекты мотивации людей, начинающих предпринимательскую деятельность, а также обсуждаются основные мотивы, которые влияют на предпринимательскую активность [13]. Предлагается модель добровольной предпринимательской мотивации [14]. Приводятся факторы, связанные с отсутствием других возможностей зарабатывать на жизнь, кроме предпринимательства [15]. К таким факторам, определяющим недобровольное (мотивированное необходимостью) предпринимательство, могут относиться безработица, плохие перспективы развития карьеры, неприемлемые условия труда, профессиональная неудовлетворенность, отсутствие учреждений по уходу за детьми. Предлагаются результаты анкетирования предпринимателей, только что создавших свой бизнес, с уделением основного внимания характеристикам предпринимательской мотивации и логике действий предпринимателя - показывается, что предприниматели надеются, что их бизнес принесет ощутимые финансовые и материальные результаты [16]. На основании данных полевого обследования испанских индивидуальных предпринимателей делается вывод о том, что предприятия создаются не только теми, у кого есть для этого способности, но и теми, у кого есть мотивация [17]. Показывается,

что самооценка личности является основным фактором развития предпринимательской мотивации [18].

Отечественные исследователи также рассматривают мотивацию предпринимателей. Доказывается, что у предпринимателей в России отмечается высокий уровень осознанности личности при формировании жизненных целей и ответственности за их достижения, а также мотивация профессиональной деятельности и потребности в самореализации [19]. По данным «Левада-центра», в качестве мотивов предпринимательской деятельности указываются перспективы более высоких доходов, стремление к личной независимости, самореализации, решению интересных задач, а также свобода выбора места и времени работы и повышение своего статуса3. Делается вывод, что предпринимательство воспринимается как средство обеспечения благоприятных условий жизни для себя и своей семьи [20]. При этом отмечается, что в России значительное число предпринимателей, которые начали данную деятельность вынужденно, по необходимости. Приводится анализ сложившейся мотивации предпринимательской активности [21; 22]. Уделяется внимание и региональным аспектам. Так, приводятся результаты опросов руководителей малых и средних предприятий, которые проводились в 2013 и 2014 гг. на территории Ленинградской области и Кабардино-Балкарской Республики. При этом в совокупности предпринимателей выявляются две группы - для первой доминирующим мотивом деятельности являлось получение доходов, во второй преобладали нематериальные мотивы деятельности, в том числе независимость и самоутверждение [23].

Вместе с тем следует отметить, что исследованию гендерных аспектов предпринимательства в нашей стране уделяется недостаточно внимания.

3. Методы исследования. Настоящая статья посвящена изучению проблемы вовлеченности женщин в предпринимательство в различных странах. В процессе проведения исследования использовались результаты отчета по проекту Глобального мониторинга предпринимательства за 2018 г. Глобальный мониторинг предпринимательства направлен на организацию страновых исследований развития предпринимательства и предпринимательской активности. Указанный проект основывается

на опросе взрослого трудоспособного населения с помощью специально разработанных анкет. В процессе Глобального мониторинга за 2018 г. были собраны данные, характеризующие широкий круг показателей по 48 странам: Ангола, Аргентина, Австрия, Бразилия, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Гватемала, Египет, Индия, Индонезия, Иран, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Катар, Кипр, Китай, Колумбия, Республика Корея, Ливан, Люксембург, Мадагаскар, Марокко, Нидерланды, ОАЭ, Панама, Перу, Польша, Пуэрто-Рико, Россия, Саудовская Аравия, Словакия, Словения, Судан, США, Таиланд, Тайвань, Турция, Уругвай, Франция, Хорватия, Чили, Швейцария, Швеция, Япония.

Проведенный анализ показал, что выборка является репрезентативной не только по объему, но и по другим факторам. В нее входит четвертая часть всех независимых государств. На указанные выше страны приходится абсолютное большинство населения и превалирующий ВВП генеральной совокупности всех стран. В выборке представлены страны, расположенные в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке. В выборку вошли страны с высоким, средним и низким уровнем экономического развития и доходов населения, а также различными историческими, религиозными, социальными и политическими особенностями, характерными для национальных экономических систем.

Уровень предпринимательской активности на ранних стадиях (ранняя предпринимательская активность) описывает удельный вес количества женщин / мужчин в возрасте от 18 до 64 лет, находящихся в момент проведения социологического опроса в процессе открытия бизнеса или владеющими новым бизнесом менее 42 месяцев, в общей численности женщин / мужчин указанных возрастов в рассматриваемой стране. В процессе исследования проводился анализ гендерного разрыва, характеризующего предпринимательскую активность женщин и мужчин на ранних стадиях в каждой из стран.

Оценка ранней предпринимательской активности, как мужчин, так и женщин, включала два основных типа мотивации. Первый тип мотивации, как было указано выше, - это добровольная мотивация, которая обусловлена имеющимися в конкретной стране возможностями к решению начинающими предпринимателями

задач финансового благополучия, повышения социального статуса и решения других проблем самореализации и творческой деятельности. Эти предприниматели ориентированы на улучшение своего положения в обществе. К ним относятся граждане каждой из рассматриваемых стран, которые используют имеющиеся возможности и стремятся извлечь выгоду из предпринимательской деятельности по сравнению с работой в других сферах занятости. Второй тип - предприниматели по необходимости. К ним относятся мужчины и женщины, которые начинают свой бизнес из-за отсутствия других способов получения средств для существования.

Мотивация предпринимателей влияет на предпринимательские устремления. Предприниматели, движимые необходимостью, часто с появлением возможностей трудоустройства на наемную работу (с сопоставимым заработком) предпочтут перейти на эту работу. Соответственно, предприятия, созданные такими предпринимателями, имеют низкие показатели выживаемости. Краткосрочный горизонт деятельности приводит к меньшему желанию собственников инвестировать в развитие и рост своего бизнеса. Это самое существенное различие между добровольными и вынужденными предпринимателями. Добровольные предприниматели направляют все свои усилия на развитие и совершенствование бизнеса, максимизируя его положительный эффект. Они чаще осваивают новые рынки, создают инновационные продукты и услуги, планируют увеличить количество рабочих мест.

Для обеспечения сопоставимости данных по странам расчеты проводились на основе относительных показателей. Были рассмотрены три группы показателей. Первая группа включала показатели, описывающие доли мужчин и женщин, проявивших в 2018 г. раннюю предпринимательскую активность, в численности экономически активного мужского и женского населения соответственно. Вторая группа показателей описывала удельные веса добровольных предпринимателей в общей численности мужчин и женщин - ранних предпринимателей соответственно. Третья группа показателей описывала удельные веса вынужденных предпринимателей (мужчин и женщин) на ранних стадиях предпринимательства.

В процессе исследований тестировались следующие три гипотезы:

1) наличие гендерного разрыва в значениях ранней предпринимательской активности в большинстве стран;

2) преобладание удельного веса добровольных предпринимателей над удельным весом вынужденных предпринимателей в большинстве стран;

3) наличие существенной дифференциации по странам значений всех рассматриваемых в статье показателей, характеризующих раннюю предпринимательскую активность.

Для проверки этих гипотез были разработаны функции плотности нормального распределения показателей. Такие функции могут быть использованы для описания распределения эмпирических данных, характеризующих три группы рассматриваемых показателей по 48 странам. Целесообразность использования функций плотности нормального распределения и методика их разработки приведены в работах автора [24; 25].

Качество разработанных функций нормального распределения может проверяться с помощью соответствующих критериев (тестов). Как показал анализ источников, наиболее распространенными в современных исследованиях являются тесты Колмогорова-Смирнова, Пирсона и Шапиро-Уилка.

4. Результаты исследования. Оценка сложившихся показателей ранней предпринимательской активности мужчин (х1) и женщин (х2) основывалась на информации, полученной в процессе Глобального мониторинга. По этим данным были распределены значения ранней предпринимательской активности по каждой из 48 рассматриваемых стран. Вычислительный эксперимент по экономико-математическому моделированию эмпирических данных по всем странам основывался, как указано в методике, на разработке функций плотности нормального распределения:

, ч 360,05 y^) = 783 /т- •е

7,83 XV 2п 192,12

-(xj-14,76)2 2x7 ,83x7 ,83

У2(Х2) =

(x2-9,92)2 2x5,768x5,76

5,76 хл/2л

На следующем этапе проводилась оценка удельного веса добровольных и вынужденных предпринимателей в общей численности мужчин и женщин соответственно, участвующих в ранней предпринимательской активности.

Сначала оценивалось распределение значений удельного веса добровольных предпринимателей среди мужчин (х3) и женщин (х4):

Уз(хз) =

уАх а) =

377,14

9,09

514,29

-(х3-73,46)2 2х9,09х9,09 .

-(х4-69,26)2 ,2x12,31x12,31

12,31 хл/2Л '

Далее характеризовалось распределение значений удельного веса вынужденных предпринимателей среди мужчин (х5) и женщин

(х6):

У 5 (Х5 ) =

21,75

(х5-21,75)2 2x9,34x9,34 .

9,34 х 72Л

Уб(хб) =■

312,12

г-e

- (х6-24,99)2 2x12,98x12,98

12,98 х>/2П Качество разработанных моделей проверялось по критериям Колмогорова-Смирнова, Пирсона и Шапиро-Уилка. Проведенный анализ показал высокое качество аппроксимации исходных эмпирических данных с использованием представленных функций по всем указанным критериям.

На основе функций были определены значения показателей, характеризующих сложившиеся значения ранней предпринимательской активности, а также мотивации предпринимателей (см. табл. 1).

Таблица 1. Показатели ранней предпринимательской активности Table 1. The indicators of early entrepreneurial activity

Показатели Значения

по мужчинам по женщинам

% станд. откл. % станд. откл.

Доля предпринимателей в численности экономически активного населения 14,76 7,83 9,92 5,76

Удельный вес добровольных предпринимателей 75,60 9,09 69,39 12,31

Удельный вес вынужденных предпринимателей 21,75 9,34 24,99 12,98

Значения стандартных отклонений были использованы в процессе исследования для расчета интервалов изменения рассматриваемых показателей, характерных для большинства (68 %) стран. Такие интервалы рассчитывались исходя из средних значений показателей и величин этих стандартных отклонений. При этом для расчета границ интервала указанное отклонение прибавляется и вычитается к среднему значению показателя. Средние значения и интервалы изменения показателей соответствуют функциям плотности нормального распределения.

Приведенные в табл. 1 данные показывают, что в среднем по рассматриваемым странам уровень ранней предпринимательской активности мужчин составлял немногим менее 15 %. По большинству (68 %) рассмотренных стран уровень ранней предпринимательской активности мужчин находился в интервале от 7 до 22 %. Большие значения показателя (от 23 до 41 %) отмечались в Перу, Колумбии, Судане, Чили, Гватемале, Ливане, Анголе. Величины, меньшие нижней границы интервала (от 4,8 до

7,1 %), имели место во Франции, Испании, Японии, Германии, Болгарии, Польше, Италии и Кипре.

Среднее значение ранней предпринимательской активности женщин по рассматриваемым странам в 2018 г. было существенно ниже (около 10 %), что тем не менее свидетельствует об относительно высоком уровне развития женского предпринимательства в национальных экономиках. По большинству стран уровень ранней предпринимательской активности женщин находился в интервале от 4,2 до 15,6 %. Значения показателя, превышающие верхнюю границу этого интервала (от 17 до 40,7 %), были в Канаде, Судане, Бразилии, Ливане, Колумбии, Таиланде, Перу, Мадагаскаре, Чили, Гватемале, Анголе. Величины, меньшие нижней границы интервала (от 2,8 до 4 %), зафиксированы в Японии, Швеции, Греции, России, Словении, Германии, Италии и Кипре.

В процессе исследования был проведен сравнительный анализ мужской и женской ранней предпринимательской активности. Он показал, что большое превышение этого показате-

ля у мужчин по сравнению с женщинами (от 2,3 до 2,6 раз) отмечалось в пяти странах: Швейцарии, Аргентине, Китае, Индии и Панаме. В 32 из 48 стран имело место существенное (от 1,1 до 2 раз) превышение значения мужской ранней предпринимательской активности по сравнению с женской. В таких странах, как Нидерланды, Мадагаскар, Судан, Пуэрто-Рико и Ирландия, уровни мужской и женской предпринимательской активности отличались незначительно, однако ранняя предпринимательская активность мужчин была немного больше. Только в трех странах (Чили, Перу, Канаде) предпринимательская активность женщин была больше, чем у мужчин. В целом в 40 странах из 48 наблюдалось превышение значений ранней предпринимательской активности мужчин. Таким образом, первая гипотеза - о наличии гендерного разрыва в ее значениях - в большинстве стран получила подтверждение.

Оценка мотивации у мужчин на ранних стадиях предпринимательской активности показала, что средний удельный вес добровольных предпринимателей в их общей численности составлял 75,6 %. По большинству (68 %) рассмотренных стран доля добровольных предпринимателей среди мужчин находилась в интервале от 66,5 до 84,7 %. Наиболее высокий уровень указанного показателя (от 85,6 до 87,9 %) имел место в Панаме, Великобритании, Греции, Швейцарии, Колумбии, Польше. Большая часть этих стран относится к экономически развитым с высоким уровнем доходов населения. Низкие значения добровольного предпринимательства (от 50 до 64,4 %) отмечались в Словакии, Хорватии, Ливане, Марокко, России, Иране. Только в Египте и Индии величина этого показателя не достигала 50 %. Эти восемь стран характеризуются относительно низкими доходами населения. Таким образом, в 46 странах из 48 среди мужчин преобладало добровольное предпринимательство.

Мотивация женщин на ранних стадиях предпринимательской активности свидетельствовала, что их доля в общей численности женщин-предпринимателей составляла 69,4 % в среднем по рассматриваемым странам. По большинству рассмотренных стран доля добровольных предпринимателей среди женщин была в интервале от 57 до 81,7 %. При этом высокий уровень (от 82,4 до 95 %) добровольного предпринимательства (выше верхней границы интервала) имел место в Люксембур-

ге, Нидерландах, Колумбии, Канаде, Панаме, Швейцарии, Кипре, Польше. Соответственно низкие величины показателя (от 50 до 56 %) отмечались в Гватемале, Судане, Бразилии. Только в Анголе, Египте, Индии и России уровень добровольного предпринимательства был менее 50 %.

Анализ сложившихся показателей, описывающих удельный вес вынужденных предпринимателей среди мужчин, показал, что среднее значение по рассматриваемым странам доли вынужденных предпринимателей составляло 21,8 %. По большинству (68 %) рассмотренных стран доля вынужденных предпринимателей среди мужчин находилась в интервале от 12,4 до 31,1 %. Наиболее высокий уровень указанного показателя (от 31,4 до 43,7 %) имел место в Бразилии, Гватемале, Хорватии, Марокко, России, Ливане, Иране, Индии, Египте. Низким уровнем (от 5,5 до 11,5 %) вынужденных предпринимателей-мужчин характеризовались Италия, Великобритания, Польша, Колумбия, Греция, Нидерланды, США, Швейцария.

Среднее значение вынужденной предпринимательской активности женщин в 2018 г. по всем странам составляло 25 %. В большинстве стран доля вынужденных предпринимателей-женщин находилась в интервале от 12 до 38 %. Наибольшие значения этого показателя (от 38,3 до 51,1 %) отмечались в Судане, Саудовской Аравии, Гватемале, Бразилии, Египте, Анголе, России. Низкий уровень (от 5 до 11,5 %) показателя имел место в Швейцарии, Турции, Италии, Канаде, Нидерландах, США и Кипре. Менее 5 % составлял уровень вынужденных предпринимателей-женщин в Польше, Люксембурге, Швеции.

Проведенный анализ показал, что как по мужчинам, так и по женщинам в большинстве стран значения доли добровольных предпринимателей существенно превышают доли вынужденных. Таким образом, была подтверждена гипотеза 2.

Сопоставление приведенных в табл. 1 значений показателей и их стандартных отклонений показывает наличие существенной дифференциации всех рассматриваемых показателей по 48 странам. Таким образом, гипотеза 3 получила свое подтверждение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определенный интерес представляют показатели, характеризующие раннюю предпринимательскую активность в России в 2018 г. (табл. 2).

Таблица 2. Показатели ранней предпринимательской активности в России, %

Table 2. The indicators of early entrepreneurial activity in Russia, %

Показатели Значения

по мужчинам по женщинам

Доля предпринимателей в численности экономически активного населения 7,3 3,9

Удельный вес добровольных предпринимателей 62,6 39,8

Удельный вес вынужденных предпринимателей 33,1 51,1

Приведенные данные свидетельствуют о том, что ранняя предпринимательская активность в нашей стране, как у мужчин, так и у женщин, в 2018 г. была существенно (в 2 и 2,5 раза соответственно) ниже средних показателей по рассматриваемым странам. Аналогичный вывод следует из сравнения доли добровольных предпринимателей. Таким образом, можно заключить, что предпринимаемые в России меры по стимулированию развития предпринимательства являются недостаточно эффективными. Представляется целесообразным усилить помощь и поддержку предпринимательской активности как мужчин, так и женщин.

5. Заключение. По итогам исследования достигнуты следующие результаты:

- определены средние значения и интервалы изменения, характерные для большинства стран, трех показателей, описывающих раннюю предпринимательскую активность мужчин и женщин: доля предпринимателей в численности экономически активного населения, удельные веса добровольных и вынужденных предпринимателей;

- разработаны функции плотности нормального распределения, описывающих распределение трех указанных выше групп показателей по 48 рассматриваемым странам;

- определены страны, в которых показатели ранней предпринимательской активности имеют существенно более высокие значения, чем в большинстве стран;

- определены страны, в которых показатели ранней предпринимательской активности имеют существенно меньшие значения, чем в большинстве стран;

- доказано наличие гендерного разрыва в значениях ранней предпринимательской активности в большинстве стран;

- доказано преобладание удельного веса добровольных предпринимателей над удельным весом вынужденных предпринимателей в большинстве стран;

- показано наличие существенной дифференциации по странам значений всех показателей, характеризующих раннюю предпринимательскую активность;

- показано, что в России ранняя предпринимательская активность, как у мужчин, так и у женщин, характеризуется относительно низкими показателями по сравнению с большинством зарубежных стран.

Практическая значимость проведенных исследований заключается в том, что они могут быть использованы в работах по обоснованию мероприятий в части совершенствования и развития предпринимательского сектора в нашей стране, определения наиболее эффективных путей роста производства товаров, работ и услуг силами предпринимательских структур. Разработанные в процессе исследования модели могут применяться органами государственного управления при обосновании стратегических документов развития и совершенствования предпринимательства.

Предложенный в статье методический подход и инструменты оценки отраслевой структуры женского предпринимательства могут быть использованы в научных исследованиях по проблемам предпринимательства, а также обоснования программ развития этого сектора экономики на федеральном и региональном уровнях. Полученные новые знания могут быть использованы в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистров, обучении специалистов, связанных с малым и средним предпринимательством.

Дальнейшие исследования связаны с изучением показателей ранней предпринимательской активности мужчин и женщин в регионах России.

Примечания

1 См.: The big business of small enterprises. Washington: World Bank, 2014. 262 p.

2 Global Entrepreneurship Monitor 2018-2019. Global Entrepreneurship Research Association (GERA), 2019. 152 p.

3 1

Инновационный и предпринимательский потенциал общества: исслед. «Левада-Центра» по зака-

зу ЦМИ. 2012. 52 с. URL: https://docplayer.ru/30403016-

Innovacionnyy-i-predprinimatelskiy-potencial-obshche-

stva-obsledovanie-levada-centra-po-zakazu-cmi.html.

Литература

1. Rajic T., Milosevic I. An empirical analysis of the determinants of SME s customer loyality: evidence from Serbia // Acta Oeconomica Universitatis Selye. - 2016. - Vol. 5, Iss. 1. - P. 128-138.

2. Acs Z. J., Naudé W. Entrepreneurship, stages of development, and industrialization : MERIT Working Paper 021. - United Nations University - Maastricht Economic and Social Research Institute on Innovation and Technology (MERIT), 2012. - 21 p.

3. Minniti M., Schade C. Gender Differences in Entrepreneurial Propensity // Oxford Bulletin of Economics and Statistics. - 2011. - Vol. 75, Iss. 2. - P. 1-39.

4. Salindo R. V. Differences Between Male and Female Entrepreneurs in The Kingdom of Bahrain: Does Gender Matter? // International Journal of Engineering and Management Research. - 2018. - Vol. 8, Iss. 3. - P. 120-128. - DOI: 10.1108/17566261311328828.

5. Paweta E., Kirillov Y. Analysis of determinants of early-stage entrepreneurial activity in Russia // Comparative Economic Research. - 2016. - Vol. 19, Iss. 1. - P. 65-76.

6. Верховская О. Р., Александрова Е. А. Предпринимательская активность в России: результаты проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» 2006-2016 // Рос. журн. менеджмента. - 2017. - Т. 15, № 1. - С. 3-26. - DOI: 10.21638/11701/spbu18.2017.101.

7. Алимова Т. А., Ченина А. В., Чепуренко А. Ю. Экономический кризис и предпринимательская активность населения России: Открывать свое дело или выходить из бизнеса? // Мир России. -2011. - Т. 20, № 2. - С. 142-160.

8. Veena M., Nagaraja N. Comparison of Male and Female Entrepreneurs - An Empirical Study // International Journal of Engineering and Management Research. - 2013. - Vol. 3, Iss. 6. - P. 138-145.

9. Lo Choitung, Sun Hongyi, Law K. Comparing entrepreneurial intention between female and male engineering students // Journal of Women's Entrepreneurship and Education. - 2012. - Iss. 1-2. -P. 28-51.

10. Neeley L., Howard A. Differences Between Female and Male Entrepreneurs' Use of Bootstrap Financing // Journal of Developmental Entrepreneurship. - 2010. - Vol. 15, Iss. 01. - P. 19-34.

11. Jennings J. E., Brush C. G. Research on women entrepreneurs: challenges to (and from) the broader entrepreneurship literature? // The Academy of Management Annals. - 2013. - Vol. 7, Iss. 1. -P.663-715.

12. The Global Findex Database 2014: Measuring Financial Inclusion around the World : Policy Research Working Paper 7255 / A. Demirguc-Kunt et al. - Washington, DC : World Bank, 2015. - vi, 88 p. - URL : http://documents.worldbank.org/curated/en/187761468179367706/pdf/WPS7255.pdf.

13. Shanea S., Lockea E. A., Collins C. J. Entrepreneurial motivation // Human Resource Management Review. - 2003. - № 13. - P. 257-279.

14. Segal G., Borgia D., Schoenfeld J. The motivation to become an entrepreneur // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. - 2005. - Vol. 11. - № 1. - P. 42-57.

15. Following the pathway of female entrepreneurs: A six country investigation / E. McClelland et al. // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. - 2005. - Vol. 11. - № 2. -P.84-107.

16. Estay C., Durrieu F., Akhter M. Entrepreneurship: From motivation to start-up // Journal of International Entrepreneurship. - 2013. - Vol. 11, Iss. 3. - P. 243-267.

17. Barba-Sánchez V., Atienza-Sahuquillo C. Entrepreneurial motivation and self-employment: evidence from expectancy theory // International Entrepreneurship and Management Journal. - 2017. -Vol. 13, Iss. 4. - P. 1097-1115. - DOI: 10.1007/s11365-017-0441-z.

18. Mahto R.V., McDowell W.C. Entrepreneurial motivation: a non-entrepreneur's journey to become an entrepreneur // International Entrepreneurship and Management Journal. - 2018. - Vol. 14, Iss. 3. - P. 513-526. - DOI: 10.1007/s11365-018-0513-8.

19. Климанова Н. Г., Шаймухаметова С. Ф. Жизненные ценности и мотивация деятельности предпринимателей и наемных работников // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2016. - № 5 (15). - С. 64-71.

20. Селеткова Г. И. Мотивация участия в предпринимательской деятельности и социально-профессиональная идентификация предпринимателей // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований : материалы XV (заоч.) Всерос. науч. конф., по-свящ. памяти проф. З. И. Файнбурга, Пермь, нояб. 2016 г. / редкол.: В. Н. Стегний и др. - Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехи. ун-та, 2016. - С. 243-247.

21. Смирнова А. Ю. К проблеме мотивации предпринимательской активности и формирования позитивного имиджа предпринимателя в России // Современная наука: тенденции развития. -2016. - № 15. - С. 89-93.

22. Агабекян Р. Л. Малый бизнес и занятость населения: позитивные и негативные тенденции // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - Т. 7, № 1A. - С. 35-44.

23. Улимбашев А. З. Исследование мотивации предпринимателей-собственников: типологический подход // Изв. С.-Петерб. гос. аграр. ун-та. - 2015. - № 38. - С. 205-211.

24. Пиньковецкая Ю. С. Женская предпринимательская активность и ее отраслевая структура // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 4 (64). - С. 126-137. - DOI: 10.25513/18123988.2018.4.126-137.

25. Пиньковецкая Ю. С. Моделирование показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в регионах с использованием функции плотности нормального распределения // Проблемы развития территории. - 2015. - № 6 (80). - С. 93-107.

References

1. Rajic T., Milosevic I. An empirical analysis of the determinants of SME s customer loyality: evidence from Serbia. Acta Oeconomica Universitatis Selye, 2016, Vol. 5, iss. 1, pp. 128-138.

2. Acs Z.J., Naude W. Entrepreneurship, stages of development, and industrialization, MERIT Working Paper 021, United Nations University - Maastricht Economic and Social Research Institute on Innovation and Technology (MERIT) publ., 2012, 21 p.

3. Minniti M., Schade C. Gender Differences in Entrepreneurial Propensity. Oxford Bulletin of Economics and Statistics, 2011, Vol. 75, iss. 2, pp. 1-39.

4. Salindo R.V. Differences Between Male and Female Entrepreneurs in The Kingdom of Bahrain: Does Gender Matter? International Journal of Engineering and Management Research, 2018, Vol. 8, iss. 3, pp. 120-128. DOI: 10.1108/17566261311328828.

5. Paweta E., Kirillov Y. Analysis of determinants of early-stage entrepreneurial activity in Russia. Comparative Economic Research, 2016, Vol. 19, iss. 1, pp. 65-76.

6. Verkhovskaya O.R., Aleksandrova E.A. Entrepreneurial Activity In Russia: Global Entrepreneur-ship Monitoring Project 2006-2016 Results. Russian Management Journal, 2017, Vol. 15, no. 1, pp. 326. DOI: 10.21638/11701/spbu18.2017.101. (in Russian).

7. Alimova T.A., Chenina A.V., Chepurenko A.Yu. Entrepreneurial Activity of the Russian Population under Crisis: to Start or to Discontinue? Universe of Russia, 2011, Vol. 20, no. 2, pp. 142-160. (in Russian).

8. Veena M., Nagaraja N. Comparison of Male and Female Entrepreneurs - An Empirical Study. International Journal of Engineering and Management Research, 2013, Vol. 3, iss. 6, pp. 138-145.

9. Lo Choitung, Sun Hongyi, Law K. Comparing entrepreneurial intention between female and male engineering students. Journal of Women's Entrepreneurship and Education, 2012, iss. 1-2, pp. 28-51.

10. Neeley L., Howard A. Differences Between Female and Male Entrepreneurs' Use of Bootstrap Financing. Journal of Developmental Entrepreneurship, 2010, Vol. 15, iss. 01, pp. 19-34.

11. Jennings J.E., Brush C.G. Research on women entrepreneurs: challenges to (and from) the broader entrepreneurship literature? The Academy of Management Annals, 2013, Vol. 7, iss. 1, pp. 663-715.

12. Demirguc-Kunt A., Klapper L., Singer D., Van Oudheusden P. The Global Findex Database 2014: Measuring Financial Inclusion around the World, Policy Research Working Paper 7255, Washington, DC, World Bank publ., 2015, vi + 88 p., available at: http://documents.worldbank.org/curated/en/ 187761468179367706/pdf/WPS7255.pdf.

13. Shanea S., Lockea E.A., Collins C.J. Entrepreneurial motivation. Human Resource Management Review, 2003, Vol. 13, pp. 257-279.

14. Segal G., Borgia D., Schoenfeld J. The motivation to become an entrepreneur. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, 2005, Vol. 11, no. 1, pp. 42-57.

15. McClelland E., Swail J., Bell J., Ibbotson P. Following the pathway of female entrepreneurs: A six country investigation. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, 2005, Vol. 11, no. 2, pp. 84-107.

16. Estay C., Durrieu F., Akhter M. Entrepreneurship: From motivation to start-up. Journal of International Entrepreneurship, 2013, Vol. 11, iss. 3, pp. 243-267.

17. Barba-Sánchez V., Atienza-Sahuquillo C. Entrepreneurial motivation and self-employment: evidence from expectancy theory. International Entrepreneurship and Management Journal, 2017, Vol. 13, iss. 4, pp. 1097-1115. DOI: 10.1007/s11365-017-0441-z.

18. Mahto R.V., McDowell W.C. Entrepreneurial motivation: a non-entrepreneur's journey to become an entrepreneur. International Entrepreneurship and Management Journal, 2018, Vol. 14, iss. 3, pp. 513-526. DOI: 10.1007/s11365-018-0513-8.

19. Klimanova N.G., Shaimukhametova S.F. Zhiznennye tsennosti i motivatsiya deyatel'nosti pred-prinimatelei i naemnykh rabotnikov [Life values and motivation of entrepreneurs and employees]. Innovat-sionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya, 2016, no. 5 (15), pp. 64-71. (in Russian).

20. Seletkova G.I. Motivation for participation in the business and socio-professional identification of entrepreneurs, in: Stegnii V.N. et al. (Eds.) Sovremennoe obshchestvo: voprosy teorii, metodologii, me-tody sotsial'nykh issledovanii [Modern society: theory, methodology, social study methods], the materials of XV (virtual) All-Russia scientific conference to commemorate Professor Z. Feinburg, Perm, November 2016, Perm, Perm National Research Polytechnic University publ., 2016, pp. 243-247. (in Russian).

21. Smirnova A.Yu. The problem of motivation of entrepreneurial activity and the creation of the positive entrepreneur's image in Russia. Sovremennaya nauka: tendentsii razvitiya, 2016, no. 15, pp. 8993. (in Russian).

22. Agabekyan R.L. Small business and employment: the positive and negative trends. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, 2017, Vol. 7, no. 1A, pp. 35-44. (in Russian).

23. Ulimbashev A.Z. The study of motivation of entrepreneurs-owners: typological approach. Izves-tiya Saint-Petersburg State Agrarian University, 2015, no. 38, pp. 205-211. (in Russian).

24. Pinkovetskaia Iu.S. Women's entrepreneurial activity and its sectoral structure. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 4 (64), pp. 126-137. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.4.126137. (in Russian).

25. Pin'kovetskaya Y.S. Modeling the performance of small and medium entrepreneurship in regions by using density function of normal distribution. Problems of Territory's Development, 2015, no. 6 (80), pp. 93-107. (in Russian).

Сведения об авторе

Пиньковецкая Юлия Семеновна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления

Адрес для корреспонденции: 432017, Россия, Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42 E-mail: [email protected] РИНЦ ID: 542740 ORCID: 0000-0002-8224-9031

About the author

Iulia S. Pinkovetskaya - PhD in Economic Sciences, Associate Professor of the Economic Analysis and State Management Department

Postal address: 42, L. Tolstogo ul., Ulyanovsk, 432017, Russia

E-mail: [email protected] RSCI ID: 542740 ORCID: 0000-0002-8224-9031

Для цитирования

Пиньковецкая Ю. С. Ранняя предпринимательская активность в 2018 г.: тендерный аспект // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2019. - Т. 17, № 2. - С. 4857. - РО!: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).48-57.

For citations

Pinkovetskaia Iu.S. Early entrepreneurial activity in 2018: gender aspect. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2019, Vol. 17, no. 2, pp. 48-57. DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).48-57. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.