«ЖЕНСКИЙ ВОПРОС»
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ «КРЫМСКОГО ВЕСТНИКА»)
О.В. КОВТУНОВА
Кафедра иеточниковедепия отсчсс гвепной истории Москонский государегвенпый университет им. М.В. Ломоносова 11{М()2, Москва, Норопы'оы ,'оры, Г('И~2
Автором статьи рассматривается ншшоции иженского вопроса'» н женскою движения России конца XIX начала XX в. на псионе материалом мерной частной ежедневной ппеты Таврической губернии. При ттом наделяются дна пана женскою движения так иачынасмий «первой полны» и анализируются основные его направления.
Современная историография относит зарождение «женского вопроса» н России к началу XIX в., а первые попытки найти его решение к реформам 60 70-х гг., с питанных е бурной либерализацией российской общественной жизни1. «Нашему веку было бы очень кстати именоваться но преимуществу женским никогда еще с только не писалось, как теперь, о положении и правах женщины, никогда столько ие спорили об этом ученые и неученые» - отмечалось в русской периодической печати в конце
XIX в.2 На рубеже веков, а особенно в первые десятилетии XX в., «женский вопрос» и связанное с его решением «женское движение» значительно ’мюлкщионировали. Необычайно бурный всплеск политической активности в России между революциями 1905 и 1917 гг. привел к активизации и «женского движения». Все расширяющееся участие женщин в экономической, общественной и культурной жизни государства дополнялось борьбой за избирательные права.
Следует отметить, что на рубеже Х1Х-ХХ вв. в научной и общественной среде России термин «женское движение» использовался в широком и узком значении. В широком смысле слова он рассматривался как участие женщин в освободительном движении: борьбе против крепостничества, за демократические преобразования общественной жизни, а в узком как самоорганизация в союзы и общества с целью достижения равных с мужчинами гражданских и политических прав\ Современные же исследователи женского движения конца XIX - начала XX в., так называемого «феминизма первой волны», в основном используют более емкое определение -«движение за образование, занятость и избирательные права женщин»4.
В отечественной и зарубежной историографии не сложилось единой точки зрения по поводу периодизации российского женского движения. Хотя можно констатировать, что в исторических исследованиях последних лет приняты следующие хронологические рамки «феминизма первой волны»: начало его относят к концу 1850 - началу 1860-х гг. XIX в., а завершают революцией 1917 г. Внутри этого периода выделяются два основных этапа: I — это «этап становления», «оформления», с упором на просветительско-благотворительную деятельность женщин, а II - «этап зрелости», характери-
зующийся стремлением женщин к признанию их гражданских и политических прав5. Однако датировка этих периодов в работах исследователей не совпадает. Если H.JT. Пушкарева и С.Г. Айвазова относят начало второго этапа к 1905 г., так как «русские женщины не ставили и не могли поставить до 1905 г. один из главных вопросов, который занимал их западных «сестер» - вопрос о политических правах. Политически бесправными оставались широкие слои населения и в этом смыслс женщины были «равны» большинству мужчин»6. Так, О.А. Хасбулатова и П.Б. Гафизова считают, что второй этап начался в год создания Русского Женского Взаимно-благотворительного общества (РЖВКО) в 1895 г., вроде бы включившегося в борьбу за политические и гражданские права женщин'. Тогда как в диссертационной работе Е.И. Фалько, посвященной непосредственно истории РЖВБО, указывается, что до 1905 г. деятельность общества была ограничена «во-первых, территориально - городом Санкт-Петербургом, а во-вторых, - делами благотворительности и взаимного вспоможения»8.
В исторической науке неоднокрашо подчеркивалось, что периодическая печать как истчиик представляет значительный интерес для исследователя: «...печать храпигг в себе яркий об{т реально происходивших событий, а точнее совокупность образов реальности, отобразившихся в сознании их современников»9. Откликаясь на злобу дня, оценивая содержание и смысл событий, пресса, с одной стороны, является зеркалом современности, отражением различных тенденций и взглядов эпохи, и в то же время сама формирует 'уш взгляды. Активная преобразующая деятельность периодической печати многообразна: она «формирует общие взгляды, оценки, позиции, психологическую атмосферу в обществе, содействует идейно-политическому и трудовому сплочению людей»10. Особенно характерно это для газеты конца XIX - начала XX в., так как именно в это время она стала важнейшим средством массовой информации и коммуникации.
На страницах периодики отображались самые разнообразные явления и стороны жизни российского общества. Отразилось там и женское движение конца XDC - начала
XX в., являвшееся неотъемлемой частью общественной жизни государства. Ярким примером этого может послужить первая частная ежедневная газета Таврической губернии - «Крымский вестник», выходившая в городе Севастополе с 1888 по 1920 г. В энциклопедии Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона, вышедшей в 1895 г., можно найти следующую характеристику «Крымского Вестника»: «одна из наиболее крупных газет, издаваемых в Новороссийском крае»11. Это было либерально-демократическое издание, в котором публиковался разнообразный материал, способный заинтересовать широкую читательскую аудиторию: наряду с официальными распоряжениями и правительственными телеграммами печаталась информация о важнейших российских и местных событиях, полезные справочные и коммерческие данные, существовал литературный отдел. Многочисленные материалы по «женскому вопросу», опубликованные в провинциальном «Крымском вестнике», продемонстрировали общероссийский характер движения женщин за достижение своих прав. Наряду с разнообразной информацией о развитии женского движения в целом по России, были выявлены данные о довольно прогрессивной позиции многих провинциальных жителей и, прежде всего, редакторов — издателей газеты. Это особенно интересно с той точки зрения, что провинция всегда испытывала на себе давление более высокого столичного стандарта жизни.
Учитывая специфическую особенность прессы отображать и одновременно формировать общественно-политический настрой общества, представляется интересным проследить развитие «женского вопроса» на страницах «Крымского вестника»: как на общероссийском, так и провинциальном, местном уровне.
Первый этап женского движения в России был отмечен борьбой за расширение женского образования и профессиональной трудовой деятельности. Это подтверждают и материалы «Крымского вестника» - наибольшее количество заметок и статей, опубликованных до начала XX в., посвящено именно образованию. Практически в каждом номере можно найти информацию об образовательной системе Севастополя или в целом России, а также о расширении женского образования, борьбе женщин и интеллигентной части общества (прежде всего профессоров университетов) за распространение знаний среди женщин. Через вопрос женскою образования, его развитие виделся тогда путь к социальной жанеипации россиянок. Нели па всероссийском уровне шла борьба за высшее образование, то на местном только за среднее. Тем не менее выход за рамки традиционных сфер приложения женского труда педагогики и медицины был характерен для двух уровней. В некоторых районах империи возникали женские школы домоводства, молочного хозяйства, птицеводства, огородничества и сельского хозяйства вообще; открывались женские коммерческие школы; в Петербурге и Москве создавались Общества «поощрения женского ремесленного образования» и «распространении практических знаний между образованными женщинами». Вопрос расширения так называемого женского «профессионального образования», дающего ремесленные навыки, становился одним из насущных вопросов современности. «В таких учебных заведениях нуждается наше общество, сама жизнь вызывает к жизни тти школы», писалось в передовой статье «Крымского вестника», ведь «во многих бедных семьях дочери ничуть не менее, чем сыновья, нуждаются в знании того и другого ремесла, как средства для независимого существования в материальном отношении»12.
Приобретенное образование давало женщине возможность трудиться и самостоятельно себя обеспечивать. В «Крымском Вестнике» отмечалось, что «жизнь накопляет вес новые и новые свидетельства плодотворной деятельности женщин на различных поприщах»13. Конечно, прежде всего, на педагогическом и медицинском, но появлялись в России и первые женщины - технологи, журналисты, адвокаты. Кроме того, женщины начинали допускаться и на казенные службы: к концу 1880-х гг. они были приняты на телеграф с жалованием около 600 -720 руб. в год; в 1890 г. железнодорожное управление высказалось за допущение женщин к занятию должностей, с тем чтобы их количество не превышало 25-30 % от общего числа служащих. Экономическое развитие городов российской империи приводило к вовлечению женщин в экономику регионов, коммерческую и торговую сферы. Женщины занимались ремеслами (рукоделием, прежде всего), работали мастерицами в модных мастерских, шляпных магазинах, открывали собственные магазины. 'Гак, например, бывшая мастерица модного севастопольского магазина открыла свою собственную мастерскую дамских и детских шляп и платьям. Но все же наиболее распространенной сферой приложения женской деятельности в провинции была благотворительность. Именно женщины были инициаторами проведения многочисленных благотворительных спектаклей, концертов, танцевальных, музыкально-вокально-литературных вечеров, базаров (на которых разыгрывались «женские работы и рукоделия»), городских гуляний. Большинство из них проводилось с целью добычи средств для недостаточных учеников и учениц местных гимназий, детских приютов, приютов призрения, общин сестер милосердия.
Все увеличивающееся участие женщины в общественной жизни отражалось и на ее собственной психологии, и на восприятии обществом. И хотя все еще преобладало традиционное отношение к женщине как к матери и домашней хозяйке, новые жизненные реалии заставляли взглянуть на нее по-новому. Создание различных
женских обществ, объединений и клубов говорило уже о совершенно новой форме общественной самореализации женщин - формировалась некая общность, которую связывало единство идей и интересов, которая давала женщине возможность самосовершенствоваться. На страницах «Крымского Вестника» подробно освещался процесс учреждения в Саратове «специально - женского клуба». «Многие из дам и девиц (преимущественно последних), сознав недостатки и пробелы своего школьного образования, а главное - бесплодно томясь скукой и тоской одиночного заключения в тесном семейном кругу, вздумали основать такое учреждение, где бы они могли, собравшись вместе, отвести душу в скромных размышлениях, почитать новую книжку журнала, новое сочинение ученого, общедоступно изложенное, поделиться мыслями, сведениями, послушать других, затем скромно повеселиться, поиграть на рояле, попеть, даже поплясать...»1'. Клуб для женщин открылся также и в Варшаве. Главной задачей его объявлялось «доставление женщинам возможности проводить вечера в обществе лиц своего пола, занимаясь чтением, женскими работами» и т.д. Обсуждалось устройство семейных танцевальных вечеров, с допущением на такие вечера, «в виде исключения», лиц мужского пола, правда, только по рекомендациям членов клуба -женщин и после строгого отбора10. Собирались женщины и для решения проблем своего личного счастья. К примеру, в 11етербурге было создано «оригинальное общество», ставившее перед собой задачу «сводить разъехавшихся супругов и собирать остатки супружеского счастья»17. Нужно отметить, что все эти общества имели свой устав, утвержденный министерством внутренних дел.
Второй этап женского движения в России характеризовался значительным повышением гражданской и политической активности женщин.
К 1905 г. университеты были по-прежнему закрыты для женщин, поэтому их борьба за высшее образование продолжалась. Все более и более расширялась сеть Высших женских курсов (которые так и не были официально отнесены к разряду высших учебных заведений России). Появлялись и совершенно новые типы учебных заведений: например, «С.-П. женский технический институт», состоявший из инженерно-строительного и электрохимического отделений; частаые юридические курсы в Одессе, на которые принимали и женщин. «Крымский Вестник» публиковал огромное количество информации о развитии и успехах женской образовательной системы в Таврической 1убернии; особо отмечалось усердие «женского персонала» в получении гимназического образования и расширении профессионального. Кроме того, образование переставало быть прерогативой только обеспеченных слоев населения. В Севастополе для женщин рабочего сословия были организованы специальные воскресные курсы грамоты, вечерние курсы, открыта женская субботняя школа для взрослых. Все эти заведения пользовались огромной популярностью среди населения18. Женщины на местном и общероссийском уровнях демонстрировали огромное желание учиться; но количество существовавших учебных заведений все равно было недостаточно. В частности, в 1904 г. на петербургские ВЖК было подано 1 230 прошений, а принято 550 чел.; на московских ВЖК в 1905 г. отказали в приеме 850 женщинам19.
Благодаря углублению и расширению российской образовательной системы, все больше областей трудовой деятельности становились доступными для женщин. Правда, только в теории, так как на практике - при трудоустройстве - женщины сталкивались с рядом проблем. Многие женские учебные заведения не имели официального права давать своим слушательницам какие-либо звания, да и в обществе продолжали существовать стереотипные воззрения на женщину, препятствующие ее проникновению в новые сферы деятельности. Общедемократический подъем в стране давал наде-
жду женщинам на скорейшее разрешение их проблем. Россиянки и все сочувствующие им общественные деятели активно сотрудничали с представителями Г осударственной Думы, подавали многочисленные ходатайства и требования. В результате некоторые успехи были достигнуты20. Всем лицам, окончившим женские политехнические курсы, было даровано звание инженера, а также все соответствующие права и привилегии. Женские сельскохозяйственные курсы, по решению Совета министров, также получили право давать успешно закончившим их знание агронома. «Крымский Вестник» отмечал, что среди женщин «прогрессирует идея самостоятельного груда, стремление к независимости и полное отрешение от предрассудков старого мира, ставивших до сих пор женщин в зависимое от мужчин положение»'’’. Тем не менее благотворительность по-прежнему являлась одной из основных сфер применения женского труда, особенно в годы Русско-японской и 11ервой мировой войны.
Начало XX и. в России было связано с серьезными политическими нреобразопа» пиями ■ реформой государственного устройства, формированном нреде гавигсльимх органов власти, законодательным оформлением многопартнйиой системы. Российские женщины активно включились в общественно-политическую жизнь страны. Существовала связь мездру женским и революционным движениями: женщины активно участвовали во всех российских митингах, собраниях и съездах, считая задачи становления общедемократического движения более значимыми, чем движения женского. Тем нс менее созывали и собственные съезды и собрания но всей стране, требуя уравнивание женщин в гражданских и политических нравах с мужчинами, о чем свидетельствуют сотни статей и заметок на страницах «Крымского вестника»*2. Крупнейшие женские общества и союзы, получившие статус «общероссийских», активно развивали и поддерживали женское движение на всей территории России21. «Движение, которым охвачено теперь все русское мыслящее общество, вновь выдвинуло на свет божий и так называемый «женский вопрос», «во многих местах теперь заходит речь о женском
24
равноправии», - констатировали современники .
На рубеже XIX - XX вв. женская общественность России благодаря своим многочисленным инициативам привлекала внимание общества и власти к социальным, экономическим, правовым проблемам российских женщин и способствовала принятию государственных решений, улучшающих их положение. За полувековой период своей истории женское движение прошло эволюционный путь развития, его структура усложнилась, гражданские инициативы в защиту прав женщин становились разнообразнее и охватывали все более широкие слои женщин по всей территории Российской империи. Несомненно, особую роль в развитии российского «женского вопроса» сыграла и периодическая печать, являющаяся не только мощным источником информации, но и средством формирования общественного сознания, воздействия на мнения и настроения людей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Пушкарева НМ. Русская женщина*, история и современность. - М., 2002. - С. 15-20.
2 Крымский вестник (далее - КВ). - 1890, - № 103. - С. 2.
3 Хасбулатова О.А., Гафизова Н.Б. Женское движение в России (вторая половина XIX -начало XX в.). - Иваново, 2003. - С. 6.
Юкина Ю.Ю. Идеология российского феминизма первой волны // Социальная история. Ежегодник, 2003. Женская и гендерная история. - М., 2003, - С. 352.
5 Айвазова СТ. Русские женщины в лабиринте равноправия. - М., 1998. - С. 56; Пушка-рева Н.Л. Дерзкие и беспокойные (женская история России 1801 - 1905 гг.: формы социальной активности) // Отечественная история. ~ 2002. - № 6. - С. 58; Хасбулатова О.А., Гафи-зова Н.Б. Женское движение в России... - С. 54-58.
6 Пучикарсва Н.УЛ Дерзкие и беспокойные... - С. 59.
7 Хасбулатовы О.А., Гафюова Н.Б. Женское движение в России... - С. 56.
8 Фапько FC.II. Русское женское взаимно-благотворительное общество (1895-1918). (Реконструкция документального комплекса): Автореф. дисс. ... к.и.н. - М., 2003. - С. 19-20.
9 Бердом О.В. Образ повседневности в зеркале дореволюционной газеты (на примере Костромской губернии) // Повседневность российской провинции: история, язык и пространство. Казань, 2002. С. 100.
10 Дср'ачсва ЛД. Источниковедческое исследование периодики и теория управления // Вестник Московского университета. Сер. «История». 1996. № 4. • С. 79.
11 Брок.цуч Ф.А, ')фроп И.А. 'Энциклопедический словарь. - СПб., 1895. - 'Г. 32. С. 872.
ь’ КВ. 1888. №160. С. 1 2.
и Там же. 1890. №118. С. 3.
м Там же. 1888. № 23. С. 4.
и 'Гам же. 1890. № 61. • - С. 3.
16 Там же. 1889. -№234. О. 3.
17 Там же. 1890. № 178,' С. 3.
18 Там же. ~ 1907. №244. С. 3.
14 Там же. •• № 194. - С. 2.
20 Там же. - 1905. № 22. - С. 1; Там же. - 1907. - №229. - С. 3; Там же. - № 259. - С. 3.
21 Там же. - 1907. -• № 131. - С. 2.
22 Там же. - 1905. - № 107. - С. 2.
23 Там же. - № 5. -- С. 2; Там же. - 1905. - № 52. - С. 3; Там же. - 1905. - № 94. - С. 2;
Там же. - 1905. - № 94. - С. 2; Там же. - 1907. - № 30. - С. 2; и др.
24 Там же. - 1905.-№94.- С. 2.
«THE WOMAN QUESTION» IN PRE-REVOLUTIONARY PRESS (USING THE MATERIALS OF THE «CRYMSKIIVESTNIK»)
O.V. KOVTUNOVA
Lomonosov Moscow State University Vorobyovi Gori, Moscow, 119899 Russia
The author examines the evolution of the «woman question» and women’s movement in Russia during the End of the 19th - Start of the 20th Century based on the materials of the Crimean first private daily newspaper «Crymskii vestnik». The article analyses two periods of Russian movement for women’s equality and its main trends.