УДК343.9 ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ КОБЕЦ,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»
ЖЕНСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Аннотация. Проанализирован генезис, источники мотивации и современные особенности терроризма с участием женщин. На основании исследования автором предложена типологизация личности женщин-террористок, их доминирующие психологические особенности. Проанализированы причины и условия, которые способствуют вовлечению женщин в террористические организации. Предложены меры, направленные на противодействие популяризации и росту террористической активности женщин в современном социуме. Делается вывод о том, что прогнозные оценки специалистов по дальнейшему развитию терроризма с участием женщин в Российской Федерации и за рубежом далеки от оптимизма.
Ключевые слова: генезис терроризма, террористический акт, исламизм, террорист-смертник, идеология терроризма, мотивация смертника, противодействие терроризму с женским участием, предупреждение преступности.
P. N. Kobets, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 629-35-75.
Women's terrorism: features and the main directions of counteraction
Abstract. The author analyzes the Genesis, sources of motivation and modern features of terrorism involving women. On the basis of the research the author proposes the typology of the personality of female terrorists, their dominant psychological characteristics. The causes and conditions that contribute to the involvement of women in terrorist organizations are analyzed. The measures aimed at counteracting the popularization and growth of terrorist activity of women in modern society are proposed. It is concluded that the forecast estimates of experts on the further development of terrorism with the participation of women in the Russian Federation and abroad are far from optimistic.
Key words: the Genesis of terrorism, terrorism, Islamism, suicide bombing, the ideology of terrorism, the motivation of the suicide bomber, counter-terrorism, with women's participation, crime prevention.
Проявления терроризма в любых его формах браться в том, откуда происходят истоки данно-
превращаются в опаснейшую проблему, пред- го феномена и по какой причине сегодня наблю-
ставляющую серьезную безопасность для нашей дается его рост. По утверждениям историков,
страны. Последствия от совершенных террори- впервые террористы-смертники начали появ-
стических актов выражаются в массовых чело- ляться в Персии в XI в. Назывались они ассаси-
веческих жертвах, они также характеризуются нами и по повелению своего вождя Хасана ибн
духовными, материальными и культурными раз- Сабаха, как и все остальные его последователи,
рушениями [17, с. 55]. В связи с этим в настоя- убивали грешников из числа чиновников и пред-
щее время в Российской Федерации проблема ставителей власти. Ассасинов убеждали в том,
предотвращения женского терроризма остается что, убивая человека, они тем самым совершают
одной из актуальных задач в деятельности право- религиозный героический поступок. Иногда ас-
охранительных органов [14, с. 54]. С первых лет сасины в процессе достижения цели жертвова-
нового тысячелетия в нашей стране соверше- ли своей жизнью [24, с. 18]. Ассасины появились
но немалое количество террористических атак с благодаря расколу, произошедшему в исламе
привлечением террористок-смертниц. в VII в. Религия мусульман стала развиваться по
Применение людей в виде взрывного устрой- двум основным направлениям: шииты и сунниты.
ства в общественно-политическом противо- Между ними не прекращались споры, которые
борстве стало использоваться давно. В связи с впоследствии закончились религиозной войной.
этим необходимо наиболее обстоятельно разо- В 680 г. в ходе решающего сражения в г. Кербе-
ла (в настоящее время у шиитов это самый священный город после Мекки, который находится в Республике Ирак) предводитель шиитов Хуссейн был убит, а 72 его сотоварища не стали спасаться, хотя была возможность, решили, что без Хуссейна нет смысла дальше продолжать жизнь. Их пример послужил основой идеологии приношения себя в жертву, которой впоследствии воспользовался Хасан ибн Сабах. Он манипулировал своими последователями, опаивая их гашишем и опиумом, внушая ассасинам, что у него ключи от рая, в который попадут только члены секты, беспрекословно исполняющие его приказания. Секта ассасинов долгое время существовала и после смерти Хасана ибн Сабаха и была уничтожена в XIII в. султаном Бейбарсом I из династии Бахритов (Аз-Захир Бейбарс аль-Бундукдари султан Сирии и Египта в 1260-1277 гг.) [12, с. 45].
После прекращения существования секты ассасинов практически перестали встречаться смертники-убийцы, пока в милитаристской Японии в 1944 г. не были созданы многочисленные отряды камикадзе, в которые входили летчики-смертники и человекоторпеды («кайтен» - смертники). Это был некий акт отчаяния японского правительства, безнадежная и бессмысленная попытка замедлить поражение Японии во Второй мировой войне. Серьезного эффекта от использования смертников в конце войны не было. Ритуальные убийства в Японии запретили во второй половине XX в. [3, с. 147].
В некоторых государствах в процессе общественно-политического противостояния также использовались террористы-смертники. Например, в 1940-х годах в Индии (в настоящее время Республика Индия) в целях борьбы с британскими колонизаторами восставшие отправляли бойцов, которых обвешивали тротиловыми шашками, на позиции англичан. Массовое использование смертников-шахидов также было зафиксировано в Шри-Ланке. В 1972 г. трое японских террористов из организации «Японская красная армия» в целях привлечь к себе внимание совершили террористический акт в израильском аэропорту Бен-Гурион. В 1970-х годах прошлого века ряд духовных лидеров террористов провозгласили самоубийство одним из видов мученической смерти, а теракты, в совершении которых были задействованы самоубийцы, начали случаться намного чаще.
Использование смертников также получило свое распространение в Иране после победы революции в 1979 г. В ходе ирано-иракской войны (первая война в Персидском заливе 1980-1988 гг.)
подростки-иранцы посылались на иракские минные поля [11, с. 103]. В прошлом столетии в Афганистане террористические акты, совершенные смертниками, были чужды образу жизни и мен-тальности афганского народа. Но уже с 2005 г. методы использования террористов-смертников стали распространяться и там. Исполнителями террористических актов становятся в большинстве своем наемники-иностранцы, но даже и те не всегда решаются приводить в действие «пояса шахидов». В новом тысячелетии в Ираке становится обычной практикой применение «поясов шахидов» в целях разжигания межэтнических столкновений и возмездия [15, с. 75].
Активное использование террористов-смертников изначально стало распространяться на территории Ближнего Востока. В 1980-х годах, в то время, когда активизировался арабо-израильский конфликт, феномен террористов-смертников на территории Палестины приобрел массовый характер. Метод группового или индивидуального террора против израильтян был избран палестинцами в связи с тем, что они не имели хорошей военной организации. Некоторые исламские террористические группы в конце 1990-х годов приступили к активному использованию молодых мужчин и женщин в качестве самоубийц для совершения террористических актов. При этом среди исламистов происходила некая эволюция воззрений относительно использования женщин для совершения террористических актов. В некоторых террористических организациях разгорались споры о том, насколько законна такая практика с позиции шариата. По мнению многих знатоков шариата, женщине даже запрещено находиться одной на улице, если ее не сопровождает мужчина [20, с. 7]. Поэтому рядом террористических организаций отвергались террористические методы борьбы с участием женщин, но в начале нового тысячелетия практически все их одобрили, отмечая высокую эффективность и дешевизну таких акций, ведь женщине отведена роль недорогого одноразового оружия, которое не нужно маскировать. По выводам экспертов, применение террористов-смертников (шахидов) очень эффективно, потому что они использовались только в 3 % всех ранее совершенных в мире террористических атак, однако от их преступной деятельности пострадало 48 % всех жертв .
Необходимо обратить внимание на то, что в прошлых столетиях акции террористов-смертников осуществлялись только лишь в целях защиты и в большинстве своем носили оборонительный и героический характер [13, с. 599]. В настоящее
время террористки-смертницы являются обыкновенными преступницами, нарушающими уголовное законодательство [16, с. 15]. Сегодня участие российских женщин в террористической деятельности является важнейшей проблемой, требующей своего разрешения, в связи с этим весьма важно при дальнейшей проработке контртеррористической стратегии Российской Федерации учитывать не только возрастной, но и гендерный аспект.
С исторической точки зрения женский терроризм дореволюционного периода России разделяют на следующие этапы: 1-й этап (вторая половина XIX в. - 1905 г.) связан с движением народовольцев, и М-й этап (с 1905 по 1917 г.) - с политесной деятельностью эсеров. Женщины-террористки того времени отличались знатным происхождением и были высокообразованны. По мнению исследователей, в Российской империи модель женского терроризма определяется как социально-политическая. Террор в тот период женщинами применялся, чтобы изменить политическую систему общества. В качестве целей для покушения женщинами-террористками выбирались чиновники Российской империи и высшие государственные деятели [1].
Террористическая деятельность рассматриваемого периода побудила российские власти внести изменения в действующее уголовное законодательство, существенно преобразив ряд институтов российского уголовного права. Так, например, были введены новые составы в Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных 1885 г., связанные с изготовлением, хранением и сбытом взрывчатых веществ [9, с. 30].
Преступления террористической направленности по уголовному законодательству Российской империи стали входить в состав преступлений против государства, и в качестве санкций за их совершение предусматривались лишение всех прав состояния и смертная казнь. Серьезным фактором, противодействующим террористическим угрозам, выступали военно-полевые суды, которые рассматривали дела о террористических актах, в том числе совершенных женщинами, в ускоренном чрезвычайном порядке.
За весь период истории советской России с 1920 по 1980 г. сведения о проявлениях женского терроризма отсутствуют. Кроме единственного известного террористического акта, организованного женщиной - Нинель Овечкиной, захватившей с целью угона самолет ТУ-154 [2, с. 15].
Российская Федерация стала сталкиваться с проявлениями женского терроризма в 1990-е годы. Согласно проведенному контент-анали-
зу публикационных материалов отечественных средств массовой информации относительно женщин-террористок выявлено, что правоохранительные органы Российской Федерации изначально столкнулись с женщинами, которые несли на себе взрывчатые вещества, в 1999 г. Именно в это время специальные службы нашей страны установили, что на Северном Кавказе боевиками готовится отряд террористок-смертниц. Впоследствии Российскую Федерацию потрясла серия террористических актов с участием женщин, были совершены атаки, которые унесли сотни жизней наших соотечественников.
В условиях начала нового тысячелетия на территории нашей страны большая часть крупномасштабных террористических актов была совершена путем использования женщин-смер-тниц. Среди известных акций, совершенных тер-рористками-смертницами, следует отметить нападения на военные объекты, теракт в Тушино на рок-фестивале в 2003 г., террористические атаки, совершенные на станциях метро «Рижская» в 2004 г., «Парк культуры», «Лубянка» в 2010 г., взрыв в автобусе в г. Волгограде в 2013 г., участие в захвате заложников в г. Беслане, московском театре на Дубровке и др. В настоящее время положение усугубляется еще и тем, что жертвами вербовщиков все чаще становятся уроженки не только Северного Кавказа, но и других регионов Российской Федерации [25, с. 103].
По мнению ряда исследователей, изучающих личностные особенности женщин-террористок, современные террористки имеют радикальное отличие от лиц женского пола, совершивших террористические акты в Российской Федерации в 1990-х годах. Они полагают, что терроризм конца 90-х годов. прошлого столетия не является источником современного женского терроризма. При этом отмечают, что специфическая особенность современного женского терроризма состоит в том, что женщины - исполнительницы террористических атак, внешне совершенно успешные, не являются малообразованными, выходцами из бедных семей, не имеют психологических проблем [23, с. 458].
В новом тысячелетии в нашей стране женский терроризм стал приобретать новые черты, превращаясь в глобальный терроризм. В то же время в качестве смертников-шахидов для совершения террористических актов в мусульманских государствах практически везде были использованы мужчины. Резонно возникает вопрос: чем можно объяснить тот факт, что в Российской Федерации в качестве живой бомбы используются женщины?
Если останавливаться на причинах и условиях рекрутирования женщин в террористические организации, то необходимо отметить, что в этом вопросе научное сообщество разделилось во мнениях. Ряд исследователей говорят о едином комплексе причин и условий вовлечения женщин в террористическую деятельность, среди которых борьба за национальное освобождение, искупление вины, месть. По мнению других ученых, необходимо говорить о двух причинах: этнической и этнонациональной. Согласно позиции третьей группы специалистов речь нужно вести о единичных причинах участия женщин в террористической деятельности, таких как психологическая или религиозная [22, с. 34].
Изучение отечественной и зарубежной литературы позволяет озвучить типологизацию личности женщин-террористок: универсальная; агрессивно-насильственная; агрессивно-ролевая; корыстно-насильственная, условно-агрессивная; ситуационная; субкультурная; насиль-ственно-психопатическая[22,с. 14].
По мнению ряда специалистов, лица женского пола, принимающие активное участие в террористической деятельности, имеют значительные характерологические, социально-демографические и патопсихологические особенности. При этом доминирующими психологическими особенностями женщин-террористок являются следующие: дихотомическое мышление; низкий уровень эмпатии; неспособность идентификации себя с окружающими, неуверенность в себе и за свое существование; наличие акцентуации или психопатизации личности; повышенная внушаемость и размытые границы между реальностью и фантазией; формирование советующей системы иррациональных, деструктивных, антигуманных ценностей [6, с. 110].
Исследование доступной специальной литературы и источников свидетельствует о том, что женский терроризм в настоящее время в большинстве своем имеет религиозную природу, с определенных позиций он становится в большей степени упорядоченным, терроризмом «живых» бомб, в качестве которых выступают террорист-ки-смертницы. Общественный резонанс от актов, совершенных женщинами-террористками, намного и существенно масштабнее, нежели чем от подобных атак, совершенных мужчинами. Следовательно, и цели, и замыслы, которые были запланированы лидерами террористических организаций, достигаются более успешно .
Использование в качестве взрывного устройства женщин объясняется тем, что террористы
полагают, будто на женщин меньше будут обращать внимание, их реже досматривают, тем более, если они с явными признаками беременности [8, с. 61].
Необходимо также отметь, что, по мнению большинства специалистов, женщину проще зомбировать и заставить употреблять психоактивные и наркотические вещества и их аналоги, а потом склонить к исполнению теоретического акта [26, с. 111].
Используя методы и приемы террористических атак палестинских шахидов, современные террористы задействуют в целях транспортировки и приведения в действие взрывных устройств женщин-смертниц, потому что они - недорогой, менее затратный и надежный механизм совершения террористических акций. Маловероятно, что обычные люди со здоровой психикой решатся носить на себе «пояс шахида» либо иное взрывное устройство. Важно отметить, что террористам-смертникам их руководители обещают наивысшую милость Аллаха, внушая, что будто они жертвуют своей жизнью во имя него. На самом деле террористы, взрывая сами себя, уносят жизни ни в чем не повинных окружающих, убивать которых они не имеют никакого права.
По мнению профессора А. Я. Гришко, мужская психология и психология женщин, которые совершили акты терроризма, принципиально различаются и, конечно же, нуждаются в самостоятельном изучении. По его мнению, в отличие от мужчин женщины-террористки, совершая террористические акты, надеются на обогащение и повышение своего авторитета. Среди основного мотива, толкающего женщин на совершение террористических акций, он выделяет чувство мести за погибших родных и близких. А в базовой основе противоправного поведения террористок-женщин в большинстве случаев совместно с побудительным мотивом заложен мотив, который оправдывает их преступную деятельность. Относительно критической оценки модели поведения женщин-преступниц следует отметить, что у подавляющего большинства она имеет весьма слабое выражение. Они высказывают немало оправданий и доказательств в свою защиту, аргументируя свое преступное поведение даже после того, как их осудили за совершенные ими преступления. Зачастую, совершая преступления, они не задумываются о том, что их могут легко установить и изобличить. Преступный умысел на совершение террористической атаки зачастую у них формируется внезапно [10, с. 38].
В прошлом в традициях и обычаях мусуль-
манских народов, проживающих на территории Российской Федерации, совершенно не было известно случаев обдуманного и преднамеренного суицида. Явление совершения суицида чуждо жизненному укладу, духовному и культурному воспитанию мусульманских этносов. Так, в большинстве языков и наречий нет термина, который бы обозначал рассматриваемое действие. Исконно устоявшейся культуре мусульманских народов России никогда не были присущи проявления суицида. Ислам всегда осуждал намеренную гибель человека. Самоубийство, каковы бы ни были причины, запрещено в исламе (Сура «Женщины», 4:29). Исходя из норм ислама лицо, совершившее суицид, не попадет в рай, соответственно правоверный мусульманин никогда не убьет сам себя. Поэтому террористки-смертни-цы, которые уносят с собой невинные жертвы, находятся в кардинальном противоречии с моральными принципами, веками устоявшимися в Исламе [18, с. 324].
Террористки-шахидки чужды кавказскому менталитету и традиционным социокультурным особенностям мусульман, несмотря на это, определенные силы настойчиво пытаются навязать террористические идеи российскому народу.
Традиционная исламская вера исторически входила в число устоявшихся и общепринятых для нашей страны вероисповеданий, она ничего не имеет общего с идеями ваххабизма и иными радикальными взглядами. Так называемый радикальный ислам чрезвычайно далек от ключевых и базисных правил и норм мусульманского вероисповедания, провозглашенного Кораном [5, с. 330]. Совет муфтиев Российской Федерации регулярно осуждает деятельность террористических ваххабитских течений на территории России.
Все больше исследователей задается вопросом: каким же образом организаторы террористических актов находят исполнителей-женщин, которые готовы расстаться с жизнью? Все дело в том, что большая часть женщин оказались участниками террористического движения не по своей воле. Проведенное исследование проблематики женского терроризма подтверждает гипотезу о том, что террористы зачастую вербуют в свои организации женщин, имеющих сложности в отношениях с близким окружением. Одних продали родные, уличив их в «недостойном поведении» (у женщин были внебрачные дети) и посчитав, что их участие в терактах смоет «позор». Других завербовали ваххабиты после смерти родственников. Одним словом, вокруг этих женщин сложились такие условия, при которых, по их мнению, участие
в террористической организации стало единственным способом выразить себя как личность, продемонстрировать свою значимость, приобрести определенное самоуважение и уважение окружающих, которое служит им поддержкой при формировании образа действий в контексте осуществляемой ими деятельности.
Рост числа террористических акций с участием террористок-смертниц также подтверждает многочисленные высказывания о том, что террористические организации искусно и квалифицированно убеждают, а потом вербуют женщин в террористические сети, будучи уверенными, что женщин проще готовить для исполнения террористической атаки, потому что ими легче управлять, чем мужчинами, и проще подвергать различным видам воздействия. При этом на женщин в меньшей степени обращают внимание сотрудники правоохранительных органов.
Не вызывает возражений утверждение В. Е. Петрищева, по мнению которого, ряд женщин сами искали выходы для участия в террористических организациях, выражая готовность принести себя в жертву, совершая акт терроризма в целях мести органам государственной власти и управления за потерянных родных или близких [21, с. 35]. Также ряд исследователей полагают, что значительная часть терактов, которые осуществили женщины в Российской Федерации, по заключениям экспертизы, совершались под действием наркотических средств и психотропных веществ. Нередко девушек изымали из семей, помещали в специальные места, где на них оказывали воздействие чтением Корана, постоянными молитвами, длительными беседами. Зачастую их запугивали, били, домогались и, надломив их психику, склоняли к совершению террористического акта [4, с. 126].
При подготовке вероятных террористов-смертников их изолируют от любых контактов с внешним миром, создавая особый микроклимат в группе, в которую они попали. Из материалов расследования террористических актов, в которых участвовали террористки-смертницы, следует, что с целью лучшей психической обработки женщин селят в одной квартире по нескольку человек, принуждают штудировать ваххабитскую литературу, слушать песни про подвиги террористов-смертников и постоянно молиться. В этой группе не только формируется особый тип поведения будущего смертника, но и происходит подрыв устоявшихся принципов, мировосприятия, интегрируются новые ценности путем внедрения их в сознание при помощи священных правил,
которые не должны подвергаться никаким сомнениям. Личность подавляется путем внушения приоритета групповых интересов. Накануне совершения террористической атаки шахид пишет письмо родным и близким, объясняя мотивы, подтолкнувшие его совершить теракт и принести себя в жертву, заверяя родственников в том, что он предан общим идеям и готов к добровольному самопожертвованию во имя веры или мести. Текст письма, как правило, записывается на видеоноситель для доказательства решимости и целеустремленности смертника в совершении теракта. После чего оно тиражируется на интернет-порталах террористов. Получается, что идеологи террористов стремятся сработать на опережение, чтобы противодействовать любым усилиям правоохранительных органов и органов государственной власти и управления объективно истолковать преступное намерение смертника.
Таким образом, по мнению большинства исследователей, женщины становятся террорист-ками-смертницами по различным мотивам: одних толкает на этот путь месть за своих убитых родственников, другие стали таковыми вследствие нарушений психики, которые могли произойти на фоне различных стрессов, часть женщин насильно принудили к этому. И, как правило, все смер-тницы нуждались в какой-то опоре в своей непростой жизни.
Утверждения ряда исследователей о том, что всех женщин-смертниц подвергали массовому гипнозу и заставляли употреблять наркотические средства, наверное, всего лишь стремление рационального истолкования их преступной деятельности. Скорее всего, это не так, хотя, конечно же, без психологического воздействия и отдельных случаев принуждения женщин к самоубийству посредством накачивания наркотическими средствами и психотропными веществами явно не обходится.
Активному привлечению женщин к совершению террористических акций также способствует распространяемая экстремистами литература, интернет-сайты, ведущие пропаганду экстремизма.
Многие годы населению большинства европейских стран и других государств мира было не понять, почему принесение себя в качестве жертвы стало одним из главных орудий террористов у японского, арабского и ряда других народов. По мнению одного из ведущих экспертов ближневосточной проблематики Иосифа Круатору, большинству наций, использующих смертников в качестве террористической угрозы, присущи не-
которые общие черты, а именно: они верят в загробную жизнь, часто воюют, у них существует культ мученика, кодексы чести и жесткий патриархальный уклад [19, с. 20].
Большинство исследователей задаются вопросом: какие же мотивы являются движущей силой и понуждают террористов жертвовать собой ради убийства невинных людей? В стремлении разобраться в дилемме - какова же основная мотивация террористов-смертников - большинство специалистов склоняются к распространенным стереотипам, полагая, что террористы-смертники верят в то, что их ожидает рай или же что они просто психически больные. Однако, как выясняется, не всех выживших террористов беспокоило, попадут они в рай или нет, некоторые думали только о своих родных и близких. У многих из смертников били жизненные трудности и не было ни цели, ни смысла продолжать дальше жизнь. Также не подтверждается предположение относительно того, что все смертники имеют психические отклонения. Эти утверждения опровергаются многими исследователями. Так, например, А. Мерари - психолог, опросивший 50 неудавшихся террористов-смертников, уверен, что никто из них не имел психических отклонений, это были обычные люди. Единственным их отличием было то, что у них отсутствовал страх смерти. Кстати, один из лидеров существовавшей в Российской империи Боевой организации партии социалистов-революционеров Борис Савенков к одному из самых ценных качеств террориста относил готовность принести себя в жертву .
Среди ученых имеются различные психологические подходы относительно анализа существующих способов подготовки террористов-смертников [7, с. 629]. По мнению одних специалистов, любой человек пригоден для того, чтобы из него можно было сформировать смертника. Необходимо только обнаружить лицо, которое готово пожертвовать собой ради идеи. Другие многочисленные исследователи пришли к выводу, позволившему им разделить террористов-смертников на категории: к одной они отнесли людей, открыто заявляющих о готовности принести себя в жертву во имея мести, веры или достижения политической цели, к другой категории - лиц с наличием психологических травм, которые постоянно думали о суициде.
Таким образом, если первые террористы-смертники приносили в жертву только лишь свою жизнь, то в условиях XXI столетия лидеры террористического движения провозглашают идеи о том, что чем больше гибнет невинных людей во
время совершения террористической атаки, тем удачней террористический акт. С каждым годом террористы вербуют в свои ряды все больше новых женщин, которые, расставаясь со своей жизнью, совершают преступления, уносящие жизни сотен людей. Проблема вербовки и использования женщин в качестве террористов-смертников диктует в дальнейшем необходимость гораздо более основательного ее исследования, так как затронутые нами вопросы имеют не только деликатный характер, но и продолжительную тенденцию. Поэтому они требуют не только разностороннего анализа, но и разрешения посредством дальнейшей разработки на основе комплексного подхода высокоэффективных продуктивных предложений и рекомендаций, направленных на противодействие рассматриваемому феномену -использованию женщин в качестве террористов-смертников.
В сложившихся условиях противодействие терроризму, и в первую очередь женскому, невозможно без использования специального комплекса мер социально-экономического, политического и правового воздействия. Наряду с этим, следует принимать в расчет важное обстоятельство, которое свидетельствует о том, что масштабное явление по привлечению женщин к террористической деятельности имеет под собой психологическую, религиозную и этническую основы.
В свете вышесказанного напрашивается вывод о том, что проблематика участия женщин в террористической деятельности выявляет определенную совокупность этнических, религиозных, психологических, социальных, политических и иных исходных условий, на которых в немалой степени основывается вовлечение лиц женского пола в террористическую деятельность.
В настоящее время, когда методы силовой борьбы с проявлениями женского терроризма не могут считаться высокопродуктивными, только предупредительные меры могут выступать в качестве основных направлений эффективного противодействия рассматриваемому феномену. При этом необходимо не только иметь в виду, но и учитывать специфическую особенность женского терроризма, которая в условиях конца второго десятилетия XXI столетия проявляется в характерных мотивах, чертах и факторах, его детерминирующих. Только с учетом гендерных особенностей рассматриваемые профилактические меры могут носить настоящий результативный характер.
Изучать причины и условия, обусловливающие женский терроризм, необходимо на основе
эмпирического материала и исследовании специалистов различного профиля. Следует разработать программу по его профилактике, основанную на комплексном изучении рассматриваемого явления. Также представляется, что немаловажно дальнейшее междисциплинарное, в частности, помимо всего прочего, гендерное исследование как психологических, так и социокультурных сторон вопроса вербовки женщин-смертниц для совершения акций терроризма.
Список использованной литературы
1. Адамова М. А. Женский терроризм в современном политическом процессе : дис. ... канд. полит. наук. - Пятигорск : Пятигорский государственный лингвистический университет, 2007. 166 с.
2. Алехин В. П. Исторический анализ и международный опыт борьбы с угонами воздушных судов // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2015. № 106. С. 1-16.
3. Антонов В. И. Феномен камикадзе в военной истории Японии // Вестник ВСГУТУ. 2017. № 1 (64). С. 142-147.
4. Артюшкина А. В. «Невесты аллаха»: кто они? // Мир и согласие. 2006. № 1. С. 126-141.
5. Афанасеьева Н. В., Милешина Н. А. Женский терроризм в России: исторические истоки, современные особенности и пути противодействия // Молодые лидеры : материалы I международного конкурса выпускных квалификационных работ. - М. : Научно-образовательный центр «Знание». 2016. С. 324-332.
6. Бакин А. А., Липский Н. А. Террорист-ки-смертницы (психолого-психиатрический и криминологический анализ) // Ученые записки Санкт-Петербургского университета имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 1 (57). С. 106-111.
7. Бессонова С. И. Женский терроризм: «бескорыстные убийцы» // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 628-630.
8. Бидова Б. Б. Толерантность как часть политической культуры: проблемы концептуализации и российские особенности // Вестник Ессен-тукского института управления, бизнеса и права. 2012. № 6. С. 60-62.
9. Биюшкина Н. И. Изменения в российском уголовном законодательстве в 1880-х - середине 1890-х гг. // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 2. С. 29-37.
10. Гришко А.Я. Личность террориста. - Рязань, 2006.
11. Добаев И. П., Немчина В. И. Новый терроризм в мире и на юге России. - М. ; Ростов н/Д., 2005.
12. Зеленев Е. И., Илюшина М. Ю. Мамлюк-ский султан в Египте: Бейбарс и его эпоха (12601277) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2013. № 3. С. 41-53.
13. Кобец П. Н. Анализ природы терроризма и его детерминирующих факторов в условиях середины второго десятилетия XXI столетия // Полицейская деятельность. 2016. № 6. С. 596-602. РО! : 10.7256/2222-1964.2016.6.21353.
14. Кобец П. Н. Некоторые современные тенденции, связанные с проявлением терроризма: природа и причинный комплекс // Российский следователь. 2017. № 18. С. 53-56.
15. Кобец П. Н. Особенности противодействия террористической преступности в крупных городах и мегаполисах // Урбанистика. 2017. № 2. С. 65-80. DOI : 10.7256/2310-8673.2017.2.22508. иЯ!_ : http://e-notabene.ru/urb/article_22508.html
16. Кобец П. Н. Проблемы совершенствования антитеррористической деятельности МВД России // Вестник всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД Российской Федерации. 2016. № 4 (40). С. 13-16.
17. Кобец П. Н. Противодействие терроризму в авиационной сфере: положительный опыт и проблемы // Российский следователь. 2018. № 9. С. 53-56.
18. Крачковский И. Ю. Русский перевод Корана в рукописи XVIII в. - Л. : АН СССР, 1955.
19. Нагиев Н. Т., Нуриева Ш. П., Ахмедов Г. А. Террористы-смертники - проблема современности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2014. № 4 (8). С. 19-23.
20. Наумкин В. В., Александров И. А. Королевство Саудовская Аравия: прошлое и настоящее / Рос. центр стратег. и междунар. исследований ; Ин-т востоковедения РАН. - М., 1999.
21. Петрищев В. Е. Феномен терроризма смертников // Криминология: вчера, сегодня, завтра : труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2005. № 1 (18). С. 33-37.
22. Скачко А. В. Причины участия женщин в террористической деятельности // Научно-практический журнал «Аспирант». 2017. № 7. С. 33-35.
23. Филиппова Е. О., Клетушкина А. А., Ско-родумова П. С. Особенности личности женщин-террористок // Наука среди нас. 2017. № 4 (4). С. 457-462.
24. Ходжсон М. Д. С. Орден ассасинов / пер.
с анг. С. В. Иванова. Сер. : Мегапроект-Тегга Incognita. - М., 2006.
25. Шамова В. В., Блажко Я. Г., Демко О. С. Социально-психологический портрет личности террористки // Актуальные вопросы современной науки : сб. науч. трудов. - Новосибирск : Центр развития научного сотрудничества, 2017. С. 101-104.
26. Шур А. В. У террора женское лицо. - М. : Знание, 2012.
References
1. Adamova М.А. Zhenskij terrorizm v sovre-mennom politicheskom protsesse: dis. ... kand. polit. nauk (Female terrorism in the modern political process: candidate's thesis Pyatigorsk), Pyatigorsk: Pyatigorsk State Linguistic University, 2007, 166 p.
2. Alekhin V.P. Nauchnyj zhurnal KubGАU (Scientific Journal of KubSAU), 2015, No. 106, pp. 1-16.
3. Antonov V.I. Vestnik VSGUTU (ESSUTM Bulletin), 2017, No. 1 (64), pp. 142-147.
4. Artyushkina A.V. Mir i soglasie (Peace and harmony), 2006, No. 1, pp. 126-141.
5. Afanase'eva N.V., Mileshina N.A. Molodye lidery: materialy I mezhdunarodnogo konkursa vy-pusknykh kvalifikatsionnykh rabot (Young Leaders: Materials of the I International Competition for Final Qualifying Works), Moscow: Scientific and educational center "Knowledge", 2016, pp. 324-332.
6. Bakin A.A., Lipskij N.A. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta imeni V. B. Bob-kova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii (Scientific notes of the St. Petersburg University named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy), 2016, No. 1 (57), pp. 106-111.
7. Bessonova S.I. Molodoj uchenyj (Young scientist), 2014, No. 3, pp. 628-630.
8. Bidova B.B. Vestnik Essentukskogo instituta upravleniya, biznesa iprava (Bulletin of the Essentuki Institute of Management, Business and Law), 2012, No. 6, pp. 60-62.
9. Biyushkina N. I. Аktual'nye problemy rossi-jskogo prava (Actual problems of Russian law), 2011, No. 2, pp. 29-37.
10. Grishko A.Ya. Lichnost' terrorista (The identity of the terrorist), Ryazan, 2006.
11. Dobaev I.P., Nemchina V.I. Novyj terrorizm v mire i na yuge Rossii (New terrorism in the world and in the south of Russia), Moscow, Rostov on Don, 2005.
12. Zelenev E.I., Ilyushina M.Yu. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Vostokovedenie i afri-
kanistika (Bulletin of St. Petersburg University. Orientalism and Africanism), 2013, No. 3, pp. 41-53.
13. Kobets P.N. Politsejskaya deyatel'nost' (Police activity), 2016, No. 6, pp. 596-602, DOI: 10.7256/2222-1964.2016.6.21353.
14. Kobets P.N. Rossijskij sledovatel' (Russian investigator), 2017, No. 18, pp. 53-56.
15. Kobets P.N. Urbanistika (Urban studies), 2017, No. 2, pp. 65-80, DOI: 10.7256/23108673.2017.2.22508, available at: http://e-notabene. ru/urb/article_22508.html
16. Kobets P.N. Vestnik vserossijskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossijskoj Federatsii (Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation), 2016, No. 4 (40), pp. 13-16.
17. Kobets P.N. Rossijskij sledovatel' (Russian investigator), 2018, No. 9, pp. 53-56.
18. Krachkovskij I.Yu. Russkij perevod Korana v rukopisi XVIII v. (Russian translation of the Koran in the manuscript of the XVIII century), Leningrad: AN SSSR, 1955.
19. Nagiev N.T., Nurieva Sh.P., Аkhmedov GА. Natsional'naya bezopasnost' i strategicheskoe plan-irovanie (National Security and Strategic Planning), 2014, No. 4 (8), pp. 19-23.
20. Naumkin V.V., Aleksandrov I.A. Korolevstvo Saudovskaya Аraviya: proshloe i nastoyashhee / Ros. tsentrstrateg. imezhdunar. issledovanij; In-t vostok-
ovedeniya RАN (Kingdom of Saudi Arabia: Past and Present, Russian Center for Strategic and International Studies, Institute of Oriental Studies RAS), Moscow, 1999.
21. Petrishhev V.E. Fenomen terrorizma smert-nikov // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra : trudy Sankt-Peterburgskogo kriminologicheskogo kluba (Criminology: yesterday, today, tomorrow: proceedings of the St. Petersburg criminological club), 2005, No. 1 (18), pp. 33-37.
22. Skachko A.V. Nauchno-prakticheskij zhurnal «Аspirant» (Scientific and practical journal "Graduate student"), 2017, No. 7, pp. 33-35.
23. Filippova E.O., Kletushkina A.A., Skorodumo-va P.S. Nauka sredi nas (Science among us), 2017, No. 4 (4), pp. 457-462.
24. Khodzhson M. D. S. Orden assasinov /per. s ang. S.V. Ivanova. Ser.: Megaproekt-Terra Incognita (Order of the Assassins), Per. with eng. S.V. Ivanova, ser.: Megaproject-Terra Incognita, Moscow, 2006, p. 18.
25. Shamova V.V., Blazhko Ya.G., Demko O.S. Аktual'nye voprosy sovremennoj nauki: sb. nauch. trudov (Actual issues of modern science: collection of scientific papers), Novosibirsk: Center for the Development of Scientific Cooperation, 2017, pp. 101-104.
26. Shur A.V. U terrora zhenskoe litso (Terror has a female face), Moscow: Knowledge, 2012.