98
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
6. Ерохин И.Ю. К вопросу формирования государственного мировоззрения казачества // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2013. -№ 4. - С. 34.
7. Ерохин И.Ю. Концепция государственности донского казачества // Проблемы современной науки и образования. - 2013. - № 3 (17). - С. 42-48.
8. Ерохин И.Ю. Кубань, Терек и другие казачьи территории: их сила в разнообразии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. - С. 141-146.
9. Ерохин И.Ю. Полиэтничность и многоконфессиональный характер казачества // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 12 (33). - С. 37-41.
10. Ерохин И.Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества // Культура и цивилизация. - 2013. - № 3-4. - С. 59-80.
11. Козлов В.И. О классификации этнических общностей (состояние вопроса) // Исследования по общей этнографии. - М., 1979.
12. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. - М., 1971.
13. Ласло Э. Жить при многообразии культур // В кн.: Культурология: Хрестоматия для высшей школы. - М.: Академический проект, 2003.
14. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект-Пресс, 2004.
ЖЕНСКИИ ОБРАЗ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ эпохи
© Калабухова Е.В.*
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
Искусство советского периода, подчиненное жестким требованиям советской идеологии породило новое понятие «советская женщина». В данной статье отраженна роль женского образа в творчестве художников советской эпохи на Ставрополье.
Ключевые слова Ставропольский край, изобразительное искусство, художники, женщины, социалистический реализм.
Образ женщины в изобразительном искусстве - одна из удивительно красивых и одухотворенных тем. Искусство советского периода, подчиненное жестким требованиям советской идеологии, было сформулировано и узаконено еще в далеком 1931 году. Новая общность «советский народ» по-
Аспирант кафедры Истории и права.
История в контексте гуманитарных наук
99
родило новое понятие «советская женщина», вмещающая в себя все постулаты Кодекса строителя коммунизма. Советская эпоха сформировала иные духовные и деловые качества женщины.
50-60-е года ХХ века это целая эпоха со своей духовностью, идеалами, героями, героинями. Был большой советский стиль в искусстве. и искусство того времени искренне, иногда наивное в своей искренности, но в большинстве случаев, очень человечное, с яркими признаками своего совершенно особенного художественного языка. Главной темой в искусстве всегда оставался человек с его делами и помыслами, а образ женщины всегда оставался одной из важных тем в творчестве. Искусство советского периода, подчиненное жестким требованиям советской идеологии породило новое понятие «советская женщина».
Женщина в мирное время это победоносно шествующая по необъятным просторам Родины - хозяйка полей, женщина-труженица. Такие невероятные требования к физической выносливости женщины - идеала, породили и образ физически крепкой женщины, работающей на полях, стройках. В силу своей природы продолжательница рода, она остается великой матерью. Материнство всегда приравнивавшиеся к общечеловеческим ценностям, трактовавшиеся как одно из гуманистических начал, теперь приравнивается и к общественно-значимому явлению [10, с. 131]. Кроме физической обязанности материнства, советская женщина всестороннее развитая личность, являет собой и интеллектуальное начало - ее можно встретить и в лаборатории, и в концертном зале, и преподающей на лекции.
Но есть жанр, в котором художник словно приглашает нас пристальней, внимательней приглядеться в лицо человека. Это портрет. Изображение лица человека в скульптуре и живописи всегда увлекало художников и оставалось самым сложным в искусстве. Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох. Они как будто ожившая история. Эволюция образа женщины в изобразительном искусстве - это зеркало, в котором отражается вся истории человечества, хотя каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на идеал женщины [10, с. 131]. Прекрасную галерею женских образов создают художники Ставрополья. Способным портретистом зарекомендовал себя Р.С. Арустамян «Портрет девушки» (1956), Г.И. Кузнецов «Студентка» (1957), Л.Ф. Попандопуло «Медицинская сестра».
В 1957 году лучшие работы ставропольских художников Корюна Геворковича Казанчана (1920-1991), Каракозова Герасима Артемовича (19282014), Попандопуло Леонида Федоровича (1928-2004) попали на юбилейную Всесоюзную художественную выставку в Москве. Современная тема стала основой их творчества, и конечно же в их работах присутствовали образы женщин.
100
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Быстро завоевала широкую популярность картина К.Г. Казанчана «После концерта» (1956-1957), репродукция которой была выпущена массовым тиражом издательством «Советский художник» в 1958 году [2, с. 30]. Красиво, лирично дана другая картина художника «Не спится» (1957). Не спится им, восемнадцатилетним, полным сил и энергии, мечтающим о большом человеческом счастье, о светлой, полной радости жизни [2, с. 30]. В 1959 году Казанчан выступил на выставке «Советская Россия» с картиной «Доярки» (1959-1960) [2, с. 40]. В картине другого художника Ставрополья Л.Ф. По-пандопуло «В полдень. Доярки» - показаны радость жизни и труда доярок, бодрое приподнятое настроение женщин [2, с. 32].
В 60-80-е годы ХХ века появляется тип суровой, еще более физически крепкой, монументальной женщины - «Каспийские рыбачки» («Каспийские работницы») Заслуженных художников России братьев Анатолия и Бориса Болдыревых.
В галерее женских образов, жизнь открывает все новые и новые аспекты - это женщина-мать. Свои мысли о человечности, доброте материнских рук в картине «Мать» выразил народный художник РФ К.Г. Казанчан. Женщина-семья проявляется в картине «Нинель и Леночка»(1983) Заслуженного художника РФ Г. А. Киракозова.
Счастливое материнство - картина Заслуженного художника РФ Виктора Муссовича Чемсо (1933-1994) «Материнство». На фоне выжженной солнцем степи группа женщин-матерей разного возраста. Они истинные жительницы степи с огрубевшими обветренными лицами, натруженными руками. От их фигур исходит ощущение устойчивости жизни. Женщина - часть этой земли, она неотделима от нее. В родственности земли живущего на ней человека, несущего в себе новую жизнь, ощущаешь глубокий внутренний смысл. Образ женщины проявляется и в скульптурных композициях - скульптура В.А. Санжаровой «Станичница», А.В. Александрова «Хозяйка-полей».
Женщина - ученый, государственный и общественный деятель. В портрете художника Г.А. Киракозова «Вероника Дударова» (1969) схвачен процесс творческого созидания первой в мире женщины-дирижера, переданы психологические оттенки вдохновения творческой личности. Привлекает картина «Портрет врача Лидии Батчаевой» (1971) художника из Карачаево-Черкесии Хаджи-Мекера Чомаева. Художник сумел создать интересный подкупающий своей проникновенностью образ женщины-врача. Моделями портретов художника являются не только близкие ему люди, которых он изобразил в своих работах «Мать», «Комсомолка Мадина из Красного Востока», но люди чем-то привлекшие его внимание «Портрет горянки», «Карачаевка в прошлом»(1986). В своих работах художник отобразил лучшие черты народного характера - скромная сдержанность, чувство собственного достоинства, эти женщины живущие земными интересами близки и понятны нам.
История в контексте гуманитарных наук
101
Тема спорта возникла в советском изобразительном искусстве еще в 1920-е годы. Ставропольские художники, обращаясь к теме спорта, показывают не только волевые качества советских спортсменов, их мастерство, но и благородные человеческие свойства, такие черты как духовность, коллективизм и товарищество. Ощущение духовной и физической красоты юности преданы в картине Г.А. Киракозова «Портрет спортсменки» (Фатима) (1961). Художник обращается к созданию двойных портретов - «Гимнастки - художницы (гимнастка Н. Крашенинникова и тренер Э.Н. Овсянникова) (1974).
Очень важной в творчестве Ставропольского Заслуженного художника РФ Алексея Егоровича Соколенко (1938-2011) является тема женщины. Женщина-мать, женщина-труженица - вот главные аспекты ее развития. Естественно, ему художнику, выросшему в деревне, особенно близок душевный мир женщины-крестьянки. Через характеристику женских лиц он стремится передать ощущение доброты, тот извечный свет материнской любви к миру, который так согревает живущих. Этим чувствам проникнуты такие работы, как «Мать», «Бабушкина комната», «Материнство», «Тоня Ситникова с детьми». Ясностью душевного мира прожитой женщины привлекает работа «Наталья Трофимовна Кузнецова с внуком Леней» (1970). В том, как сидит старая женщина, как лежат на коленях руки, чувствуется не физиология старости, а добрый душевный опыт [9, с. 98]. Большой успех на краевой и зональных выставках имели портреты, написанные художником в 80-е годы, где в том числе был представлен портрет «Ларисы Ферганской». На международной выставке во Франции большой успех имела его портретная работа «Ксения».
«Портрет М.К. Копытцевой» (1970) художника К.Г. Казанчана изображает на красном фоне женскую фигуру - это талантливая русская художница Майя Кузминична Копытцева, известный мастер живописи. Чувствуется что она углубленна в творческий процесс.
Картина братьев А.В. и Б.В. Болдыревых «Сыроделы» показывает коллективный образ работниц, их слаженный труд - перед нами предстает коллективный портрет. Вместе с тем образы работниц индивидуальны. Мы видим как каждая работница относится к своему делу. Можно угадать характеры женщин, их настроение. Работа удачно скомпонована, найдено оригинальное цветовое решение.
Еще одно полотно Х.М. Чомаева - «Герой социалистического труда доярка Байрамкулова Зухра Абдурахмановна», где художник пишет портрет доярки совхоза «Учкекенский». Картина сдержана по цветовой гамме. Выразительное лицо выделяется на продуманном фоне рабочей обстановки. Ярко выражена национальная принадлежность героини из Карачаево-Черкесии.
В новой работе В.М. Чемсо «Матери и жены», художник выразительно написал женские фигуры. Что мы, даже не видя лиц, кажется, можем ска-
102
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
зать, как и что каждая из этих женщин переживает. Среди полотен живописного цикла «В мастерской» выделяется целый ряд полотен и этюдов, в которых художник с подлинной взволнованностью открывает для себя и для нас одну из вечных тем искусства - тему красоты обнаженного женского тела. Удивительно красивые по живописи этюды - «Этюд обнаженной», «Сидящая обнаженная», «Этюд лежащей обнаженной», «Натурщица в мастерской» (1976) и многие другие работы, которые звучат камерно, в тонкой гамме созерцания красоты. В картине «В мастерской. Обнаженная» В.М. Чемсо обобщает свои впечатления. Человек воспринимает красоту как гармонически ясный образ. То обстоятельство, что художник передает отношение к красоте, как бы идя от восприятия самих моделей, делает его чувства особенно убедительным [8, с. 60]. Тончайшая живописная гамма создает настроение удивительной душевной чистоты - той чистоты и того душевного волнения, с которым человеку вспоминается только самое дорогое и неповторимое в жизни.
В отличии от западного искусства в СССР, существовала развитая мифология и именно благодаря ей, в искусстве советского периода появился идеал (обобщенный тип) женщины-матери, женщины-труженицы, успешно проявляющей себя как на поприще физического и умственного труда. Насколько этот идеал соответствовал реальной жизни, бытовал в массовом сознании, это спорный вопрос, но во всяком случае, изобразительное искусство оставило нам тип физически развитой с мощными формами, крепкой, жизнерадостной, несущей в себе огромный заряд энергии созидающей женщины [10, с. 132].
Творческая не успокоенность - главная черта художников. Это не успокоенность и талант позволяют создавать цельные, серьезные произведения. Женщины разных поколений, характеров, профессий, - всех их объединяет социальные достижения творческий труд, женская судьба. Их судьбы вплетаются в историю страны, они не отделимы от исторической эпохи (пятилеток, строек, БАМов, целины). Но не смотря на веяние эпохи, художники наряду с социальными чертами в портрете, тематической картине, в скульптуре отражают в своих произведениях качества, которые ценились в женщине во все времена - женственность, обаяние материнства, душевную щедрость -основу семейного очага. Меняется политика, массовое сознание, стиль жизни не только отдельных людей но и целых народов. И несмотря на все превратности судьбы, образ женщины в изобразительном искусстве всегда останется одной из важных тем в изобразительном искусстве художников Ставрополья.
Список литературы:
1. Акимова Л.И. Искусство РСФСР. - Л.: Аврора, 1972. - 32 с., 119 л. илл. + 44 с.
История в контексте гуманитарных наук
103
2. Бендик Б.А. Художники Ставрополья. - Л.: Художник РСФСР, 1963. -84 с.
3. Кучеренко Г.А. Героическое в искусстве. - М.: Изобразительное искусство, 1980. - 272 с.
4. Морозов А.И. Соцреализм и реализм. - М.: Галарт, 2007. - 271 с.
5. Мы помним ... художники, искусствоведы - участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: энциклопедия / Гл. ред. Ю.И. Нехорошев. -М.: Юный художник, 2000. - 332 с., с порт.
6. Парамонов А.В., Червонная С.М. Советская живопись. - М.: Про-свещение,1981. - 272 с.
7. Федотова А.Г. Образ жизни - советский: альбом. - Л.: Художник РСФСР, 1986. - 220 с., ил.
8. СКМИИ Научный архив Валуева С.И. Текст экскурсии по персональной выставке В.М. Чемсо. - 1984. - Е.Х. 449. - С. 60.
9. СКМИИ Научный архив Материал к телепередачи об А.Е. Соколенко. -Е.Х. 461. - С. 98.
10. СКМИИ Научный архив. Бендюк О.Б. Методические рекомендации по выставке «В ней торжество ликующего света»: женский образ в изобразительном искусстве. - Е.Х. 469. - С. 137.