Научная статья на тему 'Женские образы в советской пропаганде периода Великой Отечественной войны'

Женские образы в советской пропаганде периода Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2612
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / ГЕНДЕР / ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ПЛАКАТ / ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ТЕКСТ / ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ / ADVOCACY / GENDER / PROPAGANDA POSTER / PROPAGANDA TEXT / FEMALE IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галимуллина Н. М.

В статье раскрываются особенности использований женских образов в образцах советской пропаганды в 1941-1945. Автором определяются основные социальные и идеологические роли женщин, которые были использованным советскими пропагандистами при подготовке пропагандистских плакатов, листовок, текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the features of the female images in Soviet propaganda in 1941-1945. The author identifies the main social and ideological role of women used by Soviet propagandists during the preparation of propaganda posters, leaflets, texts.

Текст научной работы на тему «Женские образы в советской пропаганде периода Великой Отечественной войны»

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Галимуллина Н.М.

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева

Аннотация: В статье раскрываются особенности использований женских образов в образцах советской пропаганды в 1941-1945. Автором определяются основные социальные и идеологические роли женщин, которые были использованным советскими пропагандистами при подготовке пропагандистских плакатов, листовок, текстов.

Ключевые слова: пропаганда, гендер, пропагандистский плакат,

пропагандистский текст, женский образ

The article reveals the features of the female images in Soviet propaganda in 1941-1945. The author identifies the main social and ideological role of women used by Soviet propagandists during the preparation of propaganda posters, leaflets, texts. Keywords: advocacy, gender, propaganda poster, propaganda text, female image

Коммуникативное воздействие является одним из обязательных компонентов военных действий. Пропаганда и идеологическая проработка позиций наступающей и обороняющейся сторон, безусловно, способно как придать сил вооруженным силам, представителям тыла, так и ослабить уверенность в правоте своих действий. Термин «пропаганда» по мнению Позднякова П. В. обозначает не сами идеи, теории, взгляды, а их распространение, разъяснение с помощью определенной системы средств, форм и методов.[4] Этого же взгляда придерживаются большинство отечественных и зарубежных исследователей. Пропаганда активно применялась в ходе Великой Отечественной войны. В данной статье основным объектом анализа выступил содержательный аспект советско-партийной пропаганды, предметом исследовании - женские образы, используемые в пропаганде, ориентированной на вооруженные силы СССР.

Пропаганда в качестве инструмента политики начала активно применяться в СССР еще в довоенный период. Уже тогда, в контексте подготовки к отражению военной угрозы, наметилась тенденция гендерного подхода к отображению идеологии. Одной из форм мобилизационного поведения является экономическая, психологическая и идеологическая подготовка замены, в случае необходимости, мужских рабочих рук женскими.[2] При этом, доминирующим типом женственности был образ молодой женщины, комсомолки, занимавшейся одним из военизированных видов спорта. Образ летчицы или парашютистки из всех женских репрезентаций был максимально приближен к доминирующему типу советской мужественности того времени.[3]

Но общество и, в первую очередь, женская его часть были подготовлены к возможности заменить мужчин, ушедших на фронт, заранее. Образ женщины, выполняющей традиционно мужскую работу, тиражировался как высшая форма женской социальной активности, сознательности и приверженности социалистическим идеалам задолго до военного лихолетья.[1]

Та же тенденция наблюдалась и в годы Великой Отечественной войны. Можно выделить пласт пропагандистских материалов, в которых женские образы демонстрируют образ настоящего советского гражданина-патриота, т.е. формируется нацеленность женщин на борьбу с захватчиком либо в качестве боевого товарища (бойцы, санитарки - «Дружинницы красного креста! Не оставляйте на поле боя ни раненого, ни его оружие!», «Вставай в ряды фронтовых подруг. Дружинница - солдату помощник и друг!»), либо труженицы тыла, которая выковывает победу в тылу («Прицел у нас один - Берлин» (изображены солдат и рабочая), «Все для Победы! Фронту от женщин СССР» (работница с изготовленным ею снарядом), «Заменим!», «Трактор в поле, что танк в бою»).

Но гораздо большее воздействие имели и, бесспорно, наибольшее распространение получили, на наш взгляд, женские образы неискаженные социально-обусловленной направленностью. Речь идет о пропагандистских материалах, где женщины различного возраста (матери, возлюбленные, дочери) воплощали «беззащитность», «охраняемое», т.е. выступали олицетворением того, во имя чего стоило бороться и даже умирать.

Здесь вновь привлекался код «женщина как сексуальный объект», «женщина как продолжательница рода», о котором советские пропагандисты задумались в предвоенные годы. Так появились плакаты: «Балтиец, спаси любимую девушку от позора» (изображение демонстрировало девушку с разорванной одеждой, ставшую жертвой притязаний солдат врага); «Боец, Украина ждет тебя!» (изображена связанная девушка, на которой надорвана рубаха), «Боец красной армии! Ты не дашь любимую на позор и бесчестие гитлеровским солдатам!», «За честь жены, за жизнь детей, за счастье родины своей! За наши нивы и луга - убей захватчика-врага!»; «Мсти немецким псам» (на листовке приведена цитата из письма бойцу Галкину о смерти его жены Насти).

Тот же образ художественно точно и психологически верно отобразил в стихотворных строка, растиражированных во фронтовых газетах (впервые 18 июля 1942 г. в «Красной звезде») и листовках К. Симовнов (Убей его): «Если ты не хочешь отдать // Ту, с которой вдвоем ходил, // Ту, что долго поцеловать // Ты не смел,— так ее любил, - // ...Чтоб досталось трем этим псам // В стонах, в ненависти, в крови //Все, что свято берег ты сам // Всею силой мужской любви...». Эту же мысль мы видим и в публикации И. Эренбурга «Убей»: «Если ты оставишь немца жить, немец повесит русского человека и опозорит русскую женщину».

Тема верности не только Отечеству, но и возлюбленному нашла отображение Не случайно на вопрос режиссера «поверят ли зрители в сюжет картины «Жди меня»?»

сценарист К. Симонов ответил: «На фронте и в тылу нужны валериановые капли. Мы и даем их».[5]

Отдельно стоит образ матери в пропаганде периода Великой Отечественной войны. При этом данный образ перерос от образа женщины («Если мать тебе дорога.// Мыли гаду его белье// И стелили ему постель...»; плакаты «Сын мой! Ты видишь долю мою - громи фашистов в святом бою!»; «Боец, освободи от фашистского гнета!»; листовка «Бей врага» с изображением старухи, чья рука сжата в кулак, ниже приводится текст одноименного стихотворения: «.И со всей материнскою силой//Я теперь заклинаю тебя..», «Бей крепче сынок» (на плакате изображена сцена проводов сына в армию; обращение Марфы Спиридоновой, дер. Горки: «Сыночки мои милые, гоните скорей проклятущих с нашей земли.. ,»[6]) до образа Родины-матери.

На наш взгляд, наиболее точно сущность женского образа и роли женщины на войне отображено в стихотворении В. Инбер «Заботливая женская рука» (1941 г.): «На вид она не очень-то крепка,//Когда дитя качает в колыбели...//Но как,

друзья, сильна она на деле -//Заботливая женская рука!...//Она в беде прикроет, как щитом.. .Когда от бомб в стропилах чердака -//Мгновенье - и строенье загорится,//Она уже в пожарной рукавице -.Она бесстрашно вынесет из боя//И раны перевяжет под огнем.Она работает с не женской силой -Она ответит щелканьем курка,//Движением затвора... чем придется!//Враг не уйдет. Она не промахнется -//Заботливая женская рука.

Информационные источники:

1. Барсукова С.Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского

периодов: идеологическое мифотворчество // Социологические

исследования. - 2001. - N 2. - С.77

2. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ 1917-1996 гг. Сыктывкар, 1996. -С. 227.

3. Морозова Е. А. Семантика женской сексуальной привлекательности в советской культуре 30-х годов// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 3. - С.343

4. Поздняков П.В. Устная коммунистическая пропаганда. - М.: Политиздат, 1988. - С.9

5. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000. - С.35

6. РГАЛИ, ф. 2503, оп. 1, д. 607, л. 24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.