Научная статья на тему 'Женские инициативы в Международной организации франкофонии: культура, общество, политика'

Женские инициативы в Международной организации франкофонии: культура, общество, политика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / GENDER EQUALITY / ПРАВА ЖЕНЩИН / WOMEN'S RIGHTS / МОФ / OIF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крюкова Ольга Александровна

Вопрос паритета между женщинами и мужчинами является одним из приоритетных в современном мире. Наряду с государственной политикой важное значение для решения этого вопроса имеют женские инициативы, примером которых могут служить Всемирные форумы женщин франкоязычных стран, проводимые по предложению Французской Республики и при поддержке Международной организации франкофонии (МОФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women’s Initiatives in the International Organization of Francophonie: Culture, Society, Politics

In the modern world the burning issue of the equality between women and men is one of the top priority questions. Women’s initiatives along with the public policy are essential for dealing with this issue. The illustrative example is The World Francophone Women Forum that is held at the suggestion of the French Republic and with the assistance of the International Organization of the Francophonie (OIF).

Текст научной работы на тему «Женские инициативы в Международной организации франкофонии: культура, общество, политика»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4

ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ

О.А. Крюкова

ЖЕНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ФРАНКОФОНИИ: КУЛЬТУРА,

ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА

Вопрос паритета между женщинами и мужчинами является одним из приоритетных в современном мире. Наряду с государственной политикой важное значение для решения этого вопроса имеют женские инициативы, примером которых могут служить Всемирные форумы женщин франкоязычных стран, проводимые по предложению Французской Республики и при поддержке Международной организации франкофонии (МОФ).

Ключевые слова: гендерное равенство, права женщин, МОФ.

In the modern world the burning issue of the equality between women and men is one of the top priority questions. Women's initiatives along with the public policy are essential for dealing with this issue. The illustrative example is The World Francophone Women Forum that is held at the suggestion of the French Republic and with the assistance of the International Organization of the Francophonie (OIF).

Key words: gender equality, women's rights, OIF.

Международная организация франкофонии (МОФ) занимает особое место среди других лингвистических объединений государств1. Объясняется это не только ролью МОФ на политической арене, "особым пониманием языка и языковой политики"2 и повышенным вниманием к культуре, но и одним из важных направлений деятельности франкофонии — решением вопроса паритета между мужчинами и женщинами внутри сообщества. Женское представительство в политическом пространстве является одной из важнейших качественных характеристик политической системы. Участие женщин в политической жизни страны может способство-

Крюкова Ольга Александровна — канд. филол. наук, доц. кафедры франкоязычных культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail', opakukova@gmail.com

1 См., например. Содружество (Commonwealth), Сообщество испаноязычных стран (Hispanidad), Сообщество португалоязычных стран (Comunidade dos Países de Língua Portuguesa — CPLP), "Русский мир", Содружество и Лига арабских государств.

2 Загрязкина Т.Ю. Франкофония от Канады до Сенегала. один язык? // Франкоязычные культуры. проблемы языка и общества. М., 2011. С. 12.

вать нахождению и установлению более эффективных организационных моделей в политике3.

Проблема достижения женщинами паритета с мужчинами в сфере политики представляет сегодня одно из приоритетных направлений в политическом развитии различных стран мира, в том числе Франции. С принятием законов о равном доступе женщин и мужчин к выборным и государственным должностям стали утверждаться формальные механизмы продвижения женщин в политику и власть. Женщины не только стали участвовать в процедуре выборов наравне с мужчинами, но и взяли курс на уравнивание собственных показателей с мужскими в отношении непосредственного политического участия. Так, в парламентских палатах француженки представлены относительно широко. Своей массовостью представительство во многом обязано принятию закона о паритете. Франция является первой страной, принявшей закон о равноправии мужчин и женщин, с тем чтобы сократить заниженное количество женщин, участвующих в политической жизни4. Закон от 8 июля 1999 г. послужил конституционной основой политического паритета. Закон № 2000-493 от 6 июня 2000 г. благоприятствовал равному доступу мужчин и женщин к выборам5.

Следует отметить, что еще в правительстве Жискар д'Эстена6 был пост госсекретаря по делам женщин. В 1981 г. по инициативе Франсуа Миттерана было создано Министерство по правам женщин, которое просуществовало до 1986 г. Во время второго срока президента-социалиста это министерство было преобразовано в Министерство по делам семьи. С 1988 по 2002 г. во Франции вновь появился пост госсекретаря по правам женщин, затем, во время правления Николя Саркози, вопросами прав женщин занималось Министерство труда, социальных отношений, семьи, социальной солидарности и проблем развития города. Новый президент Франции Франсуа Олланд выполнил одно из предвыборных обещаний

3 См.: Легецкая А.Н. Женщины в политической жизни Франции: Политическое равенство и осуществление властных функций: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Кемерово, 2005. С. 3; Грищенко Е.С. Женщины и женственность в американском предвыборном дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 3. С. 113.

4 Global Database of Quotas for Women (Глобальная база данных квот для женщин). URL: http://www.quotaproject.org/uid/countryview.cfm?CountryCode=FR (дата обращения: 10.03.2014); Степанова Н.М. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы // Женщины в обществе: мифы и реалии. М., 2001.

5 Loi n° 2000-493 du 6 juin 2000 tendant à favoriser l'égal accès des femmes et des hommes aux mandats électoraux et fonctions électives, version consolidée au 14 mai 2009. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000400185 (дата обращения: 10.03.2014).

6 Валери Рене Мари Жорж Жискар д'Эстен — французский государственный и политический деятель, президент Французской Республики в 1974—1981 гг.

и возродил Министерство по правам женщин (май 2012 г.). Министром по правам женщин Олланд назначил своего официального представителя во время предвыборной кампании — Нажат Валло-Белькасем, франкомарокканку, мусульманку с двойным гражданством. Она же стала официальным представителем нового правительства. Составы кабинета министров Франции под руководством обоих премьер-министров, Жан-Марка Эро и Манюэля Вальса, идеально сбалансированы. Согласно обещанию президента Франсуа Олланда, которое он дал во время своей избирательной кампании, половину министерских кресел заняли женщины7.

Вектор феминизации политического пространства Международной организации франкофонии был задан в рамках Парламентской ассамблеи сообщества в июле 2002 г., когда в Берне была создана ассоциация женщин-парламентариев, цель которой — включение женщин в политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь стран — членов сообщества; усиление места и роли женщин в национальных парламентах и международных организациях; укрепление солидарности женщин-парламентариев; защита прав человека, женщины, девочки, матери и ребенка, ликвидация насилия8. Однако активное участие в области улучшения положения женщин Международная организация франкофонии принимает уже с 1994 г., в частности на региональных подготовительных совещаниях четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4—15 сентября 1995 г.). С тех пор МОФ принадлежит не одна инициатива с целью поддержать голоса женщин. Одна из недавних — объявление о создании форума женщин франкоязычных стран, которое прозвучало на открытии XIV саммита франкоязычных стран, проходившего в октябре 2012 г. в Киншасе (Демократическая Республика Конго).

20 марта 2013 г. в Париже на первый Всемирный форум женщин франкоязычных стран собралось около 700 женщин9, выступающих за соблюдение фундаментальных прав женщин, гарантии доступности школьного образования и образовательных услуг, гендерного равенства или полноценного участия в сфере политики. Первый форум дал возможности для обмена опытом и поиска путей для укрепления прав женщин и обеспечения гендерного равенства во франкоязычных странах. Основной темой первого форума стала,

7 URL: http://www.gouvernement.fr/institutions/composition-du-gouvernement (дата обращения: 10.03.2014).

8 Statuts du réseau des femmes parlementaires. URL: http://apf.francophonie.org/ spip.php?page=imprimer&id_article=234 (дата обращения: 10.03.2014).

9 URL: http://www.tv5.org/cms/chaine-francophone/Terriennes/Dossiers/forum-femmes-francophones-2013/p-24945-Forum-mondial-des-femmes-francophones.htm (дата обращения: 10.03.2014).

в частности, проблема насилия в отношении женщин во время вооруженных конфликтов и политических кризисов. Проблема насилия актуальна потому, что женщины и дети оказываются особенно уязвимы в рамках избираемой воюющими сторонами тактики ведения боевых действий. Они в большой степени подвержены сексуальному насилию, принуждению к проституции и другим травмам. Война часто оборачивается для женщин вынужденным переселением и разлукой с родными, отнимает доступ к продовольствию, питьевой воде и медицинской помощи. Иногда женщины остаются единственными кормильцами в семье и единолично принимают на себя ответственность за финансовую поддержку своих родных. Международное гуманитарное право представляет собой мощную базу для защиты женщин во время войны. Особую роль в этой области играют Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним. В частности, сексуальное насилие, несомненно, классифицируется как преступление в рамках как международных, так и внутригосударственных конфликтов. Однако продолжающиеся преступления против женщин, например, в Северном Киву, провинции восточной части Демократической Республики Конго, лишь одно горькое напоминание о том, что существующие правила грубо нарушаются, и очень часто виновные в совершении преступлений остаются безнаказанными. Помимо эмоционального сопереживания, вызванного свидетельствами жертв, первый Всемирный форум женщин франкоязычных стран напомнил о зыбкости прав женщин, о возрастающей незащищенности женщин при малейшем колебании демократических принципов.

Обеспечение соблюдения правовых норм — сложная задача. Основная ответственность за это в первую очередь лежит на государствах, которые единодушно ратифицировали Женевские конвенции. Они должны обеспечить не только имплементацию закона, но также его четкое исполнение. Однако форум напомнил не только об идеологической составляющей защиты прав женщин, особую роль в этом движении играет выбор общества. 20 марта 2013 г. участницы первого Всемирного форума женщин франкоязычных стран подписали призыв10 о создании нового статуса женщин во франкоязычном пространстве. Этот документ был передан президенту республики для представления на очередном саммите в Дакаре (Сенегал) в конце ноября 2014 г.

По утверждению уполномоченного министра по делам франко-фонии Ямины Бенгиги, прозвучавшему на пресс-конференции

10 URL: http://www.tv5 .org/cms/chaine-francophone/Terriennes/Dossiers/forum-femmes-francophones-2013/p-24949-Appel-des-Femmes-Francophones.htm (дата обращения: 10.03.2014).

10 февраля 2014 г., цели первого форума были достигнуты: итоговые заключения форума и ожидания его участниц рассматриваются административными органами франкоязычных стран как приоритетные11. Так, 25 октября 2013 г. МОФ объявила о создании первой организации франкоязычных стран, выступающей за равенство женщин и мужчин (le 1er Réseau francophone pour l'égalité Femme-Homme (RF-EF)). Основная задача этого союза, объединяющего представителей самых разных организаций и ассоциаций франкоязычного мира12, — способствовать развитию гендерного равенства и приобретению большой самостоятельности для женщин благодаря обмену опытом, дебатам, мобилизации и защите. Не менее важной задачей является интеграция гендерной проблематики в публичную политику стран — членов МОФ13. Другим примером достижения целей форума может служить появление 11 октября 2013 г. сайта Terriennes14 на базе телевизионного канала и одного из операторов МОФ TV5 Monde. Новый сайт также посвящен Всемирному форуму женщин франкоязычных стран, он стал источником информации о положении женщин в мире, необходимой платформой для обмена опытом, выражения точек зрения. Наконец, 7 ноября 2013 г. уполномоченный министр по делам франко-фонии Ямина Бенгиги обратилась с официальной просьбой в инстанции МОФ о разработке особой декларации прав женщин и о ее добавлении к основополагающим документам МОФ. В тот же день было объявлено о главной теме XV саммита МОФ, который пройдет в ноябре 2014 г. Он будет посвящен проблемам женщин и молодежи: "Женщины и молодежь во франкоязычных странах: векторы мира, субъекты развития" ("Femmes et jeunes en Francophonie: vecteurs de paix, acteurs de développement").

Второй форум женщин франкоязычных стран, состоявшийся 3—4 марта 2014 г. в Киншасе, собрал более 1200 участниц. Главная тема этого года — обеспечение грамотности, образования, профес-

11 URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/promotion-de-la-francophonie-et-de/actualites-et-evenements-lies-a-la/forum-mondial-des-femmes/article/conference-de-presse-de-yamina (дата обращения: 10.03.2014).

12 Le réseau des femmes parlementaires de l'APF, le réseau du Comité d'Aide au Développement (CAD) sur l'égalité homme-femme de l'OCDE, le réseau Genre en action (GeA), le réseau "Femmes, droits et développement en Afrique" (WILDAF/FEDDAF), le réseau du développement et de la communication des femmes africaines (FEMNET), le Forum des éducatrices africaines (FAWE), l'Association des femmes africaines pour la recherche et le développement (AFARD), la Fédération internationale des droits de l'Homme (FIDH), le Centre de la femme arabe pour la formation et la recherche (CAWTAR) et le "Monde selon les femmes".

13 URL: http://www.francophonie.org/Reunion-constitutive-du-Reseau.html (дата обращения: 10.03.2014).

14 URL: http://www.tv5.org/cms/chaine-francophone/Terriennes/p-16162-Accueil. htm (дата обращения: 10.03.2014).

сиональной подготовки девочек и женщин. Обсуждения на форуме проходили в трех направлениях:

• женщины и образование;

• женщины и власть;

• женщины, мир и демократия15.

В Венской декларации и Программе действий по правам человека особо обращается внимание на то, что "система образования во всех государствах должна быть направлена на укрепление уважения к правам человека и основным свободам"16. Пекинская конференция по положению женщин (1995 г.) конкретизировала эту задачу применительно к девочкам и женщинам. Признано необходимым поощрять во всемирном масштабе ориентированное на человека устойчивое развитие, включая неуклонный экономический рост, на основе предоставления девочкам и женщинам базового образования, непрерывного образования, возможностей для получения грамотности и профессиональной подготовки, а также первичной медико-санитарной помощи. Подчеркнуто, что максимальное развитие способностей девочек и женщин всех возрастов обеспечит их всемерное и равное участие в построении более совершенного мира для всех и повысит их роль в процессе развития17. Однако оснований для беспокойства у мировой общественности по данному поводу более чем достаточно. Количество неграмотных взрослых по-прежнему велико — 774 млн человек, уменьшившись всего лишь на 1% после 2000 г. К 2015 г. прогнозируется снижение этого показателя лишь до 743 млн. Женщины составляют почти две трети от общего числа, и с 1990 г. не достигнуто никакого прогресса в сокращении этой пропорции18.

Статьи 28 и 29 Конвенции о правах ребенка провозглашают право всех детей на образование, содержание которого должно быть направлено на развитие в полном объеме личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка19. Однако во многих странах значительны различия в числе мальчиков и девочек, посещающих изначальную школу, причем не в пользу последних. Чаще всего девочки начинают посещать школу много позже мальчиков, а бросают обучение раньше мальчиков. Среди причин такого положения — нищета, ранние браки, высокая стоимость

15 URL: http://www.forumfemmes.kin2014.org/ (дата обращения: 10.03.2014).

16 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/viendec.pdf (дата обращения: 10.03.2014).

17 URL: http://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/pdf/BDPfA%20R.pdf (дата обращения: 10.03.2014).

18 Всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2013/2014. URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0022/002256/225654r.pdf (дата обращения: 10.03.2014).

19 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 10.03.2014).

обучения, удаленность школ от дома, помощь родителям в домашней работе и ведении сельского хозяйства и др. Как отмечают журналисты радиостанции ЯР1, в 2010 г. каждая вторая жительница Конго в возрасте от 15 до 24 лет не умела ни читать, ни писать (следует отметить, что в этой стране половина населения моложе 18 лет). За четыре последних года наметился некоторый прогресс, но задачи, стоящие перед всем Африканским континентом, огромны: борьба с патриархальными устоями, с экономическими трудностями, со всеми факторами, что заставляют именно девочек бросать обучение в школе. В Конго показатель преждевременно покинувших школу среди девочек самый высокий. В 2014 г. более 7 млн конголезских детей и не начинали учиться20.

Всеобщее государственное образование с учетом гендерных подходов является ключевым фактором обеспечения прочной основы для укрепления демократии, расширения прав и возможностей женщин и достижения равенства. Мировой опыт свидетельствует о том, что процесс осознания в обществе, в том числе самими женщинами, необходимости отказа от господствующей идеологии мужского превосходства не происходит автоматически. Необходимо обучение населения, в первую очередь девочек и женщин, критическому отношению к существующему ныне положению, а также возможным путям его исправления21. Важную роль в этом вопросе может и должна сыграть школа — как общеобразовательная, так и высшая. Отсутствие должного образования может приводить к ущемлению и иных прав женщин. По данным Всемирного банка, у девочки, имеющей законченное начальное образование, больше шансов позже выйти замуж, иметь меньше детей, получать медицинскую помощь, найти работу, будучи взрослой, участвовать в политической жизни, иметь доступ к кредитам, земле и другим ре-сурсам22. Нельзя признать права женщин без признания их права на получение образования и без знания этих прав самими женщинами. Наряду с мужчинами женщины являются не только главными действующими лицами развития, они создают, а также и реализуют все изменения.

Благодаря форуму женщин франкоязычных стран появляется возможность заручиться поддержкой многих государств в вопросе обязательного школьного обучения до 16 лет и внедрения соответ-

20 URL: http://www.rfl.fr/afrique/2G14G303-rdc-scolarisation-filles-forum-mondial-femmes-francophones-benguigui/ (дата обращения: 10.03.2014).

21 См.: Загрязкина Т.Ю. Madame — Monsieur — Mademoiselle: Гендер и пол сквозь призму языка и культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4.

22 URL: http://www.banquemondiale.org/omd/education.html (дата обращения: 10.03.2014).

ствующих программ для достижения этой цели. Другая возможность — улучшить связи между обучением в школе и дальнейшим трудоустройством, а также обеспечить безопасность девочек и девушек, так как в Африке все больше молодых женщин сталкиваются с сексуальным домогательством в лицее или университете. По инициативе форума уполномоченный министр по делам фран-кофонии Ямина Бенгиги пообещала создать фонд помощи по вопросам школьного обучения для девочек франкоязычных стран23.

В заключение следует подчеркнуть, что корректировка правосознания общества в вопросах паритета между мужчинами и женщинами возможна лишь в условиях социального государства и внедрения в общество идеологии эгалитарного типа отношений между полами. Для построения такого государства, а также трансформации взгляда на роль и предназначение каждого из полов обязательным является не только проведение целенаправленной государственной политики на разных уровнях, но и активные женские инициативы24. Примером этому служит деятельность Международной организации франкофонии, в частности поддержка форумов женщин франкоязычных стран и содействие в реализации принятых решений. Эта женская инициатива наглядно доказывает возможность оказать реальное воздействие на общественные процессы.

Список литературы

Грищенко Е.С. Женщины и женственность в американском предвыборном дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 3. Загрязкина Т.Ю. Франкофония от Канады до Сенегала: один язык? //

Франкоязычные культуры: проблемы языка и общества. М., 2011. Загрязкина Т.Ю. Madame — Monsieur — Mademoiselle: Гендер и пол сквозь призму языка и культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4. Легецкая А.Н. Женщины в политической жизни Франции: Политическое равенство и осуществление властных функций: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Кемерово, 2005. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: Международный и национальный аспект. URL: http://www.owl.ru/win/books/ polenina/22.htm (дата обращения: 16.03.2014).

23 URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/promo-tion-de-la-francophonie-et-de/actualites-et-evenements-lies-a-la/forum-mondial-des-femmes/article/conference-de-presse-de-yamina (дата обращения: 10.03.2014).

24 См.: Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: Международный и национальный аспект. URL: http://www.owl.ru/win/books/polenina/22.htm (дата обращения: 16.03.2014).

Степанова Н.М. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы // Женщина в обществе: мифы и реалии: Сб. статей. М., 2001.

Интернет-источники (дата обращения: 10.03.2014)

Венская декларация и Программа действий по правам человека (14— 25 июня 1993 г., Вена, Австрия). URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/pdf/viendec.pdf Всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2013/2014. URL: http://

unesdoc.unesco.org/images/0022/002256/225654r.pdf_ Глобальная база данных квот для женщин. URL: http://www.quotaproject.

org/uid/countryview.cfm?CountryCode=FR Законодательные документы. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affich

Texte.docidTexte=J0RFTEXT000000400185 Конвенция о правах ребенка. URL: http://www.un.org/ru/documents/

decl_conv/conventions/childcon.shtml Официальный сайт МОФ. URL: http://www.francophonie.org Официальный сайт Парламентской ассамблеи франкофонии. URL:

http://apf.francophonie.org Официальный сайт Форума женщин франкоязычных стран. URL:

http://www.forumfemmes.kin2014.org/ Официальный сайт французского правительства. URL: http://www.

gouvernement.fr/institutions/composition-du-gouvernement Пекинская декларация (IV Всемирная конференция по положению женщин, Пекин, 4—15 сентября 1995 г.). URL: http://www.un.org/ womenwatch/daw/beijing/pdf/BDPfA%20R.pdf Призыв женщин франкоязычных стран. URL: http://www.tv5.org/cms/ chaine-francophone/Terriennes/Dossiers/forum-femmes-francophones-2013/p-24949-Appel-des-Femmes-Francophones.htm Сайт Всемирного банка. URL: http://www.banquemondiale.org Сайт Министерства иностранных дел Франции. URL: http://www. diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/promotion-de-la-francophonie-et-de/actualites-et-evenements-lies-a-la/forum-mondial-des-femmes/

Сайт радиостанции RFI. URL: http://www.rfi.fr/afrique/20140303-rdc-scolarisation-filles-forum-mondial-femmes-francophones-benguigui/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.