Научная статья на тему 'Женская занятость в регионах Севера России: проблемы и пути решения'

Женская занятость в регионах Севера России: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1730
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ / СЕВЕРНЫЕ РЕГИОНЫ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО ЖЕНЩИН / ГЕНДЕРНАЯ СЕГРЕГАЦИЯ / FACTORS OF INFLUENCE ON WOMEN’S EMPLOYMENT / FEMALE EMPLOYMENT / NORTHERN REGIONS / GENDER SEGREGATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тоскунина Вера Эдуардовна, Кармакулова Анна Вячеславовна

Статья посвящена анализу состояния женской занятости в регионах Севера России. Гипотеза исследования заключается в предположении, что из-за особенностей отраслевой структуры экономики, обусловленной ее сырьевой направленностью, возможности трудоустройства женского населения в северных регионах России значительно сокращены. Это приводит к обострению проблемы женской безработицы и обуславливает необходимость принятия дополнительных мер ее урегулирования со стороны органов исполнительной власти. Авторы статьи выделили основные факторы, воздействующие на возможности трудоустройства женщин в регионе. На основе анализа статистических данных, нормативных и программных документов обоснованы инструменты и даны рекомендации по сглаживанию существующих проблем в области женской занятости в субъектах Севера Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Female employment in regions of the North of Russia: problems and decision ways

This article is devoted to the analysis of condition of female employment in regions of North of Russia. The research hypothesis is an assumption that the possibilities of female employment in northern regions of Russia are considerably reduced because of branch structure of economy with its raw trend. It increase a problem of female unemployment and causes necessity to take the additional measures for its adjustment by the executive authority The authors allocated the major factors influencing on the possibilities of women’s employment in a region. The tools are proved, and recommendations about decreasing the existing problems in the field of female employment in subjects of the Northern part of the Russian Federation are given on the basis of the analysis of statistical data, standard regulation, and policy documents.

Текст научной работы на тему «Женская занятость в регионах Севера России: проблемы и пути решения»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ

УДК 331.526

В. Э. Тоскунина, А. В. Кармакулова

ЖЕНСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ В РЕГИОНАХ СЕВЕРА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена анализу состояния женской занятости в регионах Севера России. Гипотеза исследования заключается в предположении, что из-за особенностей отраслевой структуры экономики, обусловленной ее сырьевой направленностью, возможности трудоустройства женского населения в северных регионах России значительно сокращены. Это приводит к обострению проблемы женской безработицы и обуславливает необходимость принятия дополнительных мер ее урегулирования со стороны органов исполнительной власти.

Авторы статьи выделили основные факторы, воздействующие на возможности трудоустройства женщин в регионе. На основе анализа статистических данных, нормативных и программных документов обоснованы инструменты и даны рекомендации по сглаживанию существующих проблем в области женской занятости в субъектах Севера Российской Федерации.

Ключевые слова: женская занятость, северные регионы, факторы влияния на трудоустройство женщин, гендерная сегрегация

В настоящее время среди проблем, характеризующих современный рынок труда, на первый план выходит проблема женской занятости. Это обусловлено, во-первых, выделением женщин в особую социальную группу из-за совмещения трудовой деятельности с рождением и воспитанием детей, а, во-вторых, более низкой конкурентоспособностью женщин на рынке труда.

Из-за необходимости ведения домашнего хозяйства и воспитания детей женщины посвящают значительно меньше времени дополнительному обучению и повышению своей квалификации, не имеют возможности для сверхурочной работы и работы в рамках ненормированного рабочего дня. Использование отпуска по беременности и родам, больничных и отпуска по уходу за ребенком ведет к потере навыков и постепенной деквалификации женщин. Все это делает их малопривлекательными в глазах работодателя. Укреплению этого мнения способствуют и излишние издержки, которые несет работодатель в связи с дополнительными льготами и гарантиями, предоставленными женщинам Трудовым кодексом и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Для северных регионов России1 вопрос женской занятости приобретает особую актуальность. В. Н. Лаженцев в книге «Опыт комплексного исследования проблем территориального развития» отмечает, что одной из самых типичных северных черт является ресурсность. «На Севере России добывается 93 % природного газа, 75 % нефти, 100 % алмазов, кобальта, платины, апатитового концентрата, 90 % меди и никеля, 65 % золота, 15 % угля, производится половина лесной и рыбной продукции» [14]. Следствием ресурсности северных регионов является развитие на их территории преимущественно отраслей добывающей промышленности, что приводит к сужению возможно-

1 К северным регионам, согласно подходу, используемому в исследованиях В. И. Акопова и Ю. А. Гаджиева [2], относятся 12 регионов, территория которых полностью расположена в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Республики Коми, Карелия, Саха (Якутия), Тыва; Архангельская (включая Ненецкий автономный округ), Мурманская, Магаданская, Сахалинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа; Камчатский край. Однако по причине того, что Республика Тыва отнесена к районам Крайнего Севера лишь из-за своего высокогорного положения, считаем нецелесообразным рассмотрение ее в качестве северного региона.

Таблица 1

Уровень безработицы по полу по состоянию на I квартал 2013 г., в % [19]

Регион Всего из них

мужчины женщины

Российская Федерация 5,8 6,1 5,4

Республика Карелия 8,3 7,1 9,6

Республика Коми 8,1 7,6 8,6

Архангельская область 5,4 7,2 3,4

Мурманская область 8,0 9,6 6,2

Ханты-Мансийский АО 4,9 4,8 4,9

Ямало-Ненецкий АО 3,5 2,8 4,4

Республика Саха (Якутия) 8,1 10,3 5,5

Камчатский край 6,6 7,0 6,1

Магаданская область 3,0 2,4 3,7

Сахалинская область 7,6 6,8 8,5

Чукотский АО 3,4 2,9 4,0

стей для трудоустройства женского населения и обострению проблемы женской безработицы.

Из таблицы 1 видно, что по состоянию на I квартал 2013 гг. в 7 из 11 регионах Севера уровень женской безработицы превысил уровень безработицы среди мужчин. При этом в 3 из оставшихся 4 северных регионах уровень безработицы среди женщин был выше аналогичного среднероссийского показателя. Из всех регионов Севера России только Архангельская область характеризовалась низким уровнем женской безработицы, что можно объяснить постепенным исчерпанием природных ресурсов области, сопровождающимся в частности закрытием предприятий лесной промышленности, одной из ведущих отраслей экономики региона. Лишь за последние несколько месяцев в Архангельске был признан банкротом крупный лесозавод, приостановило свою работу одно из ключевых целлюлозно-бумажных предприятий не только области, но и России — Соломбальский ЦБК [18, 23]. Большую часть высвобождающейся рабочей силы составили мужчины, поэтому уровень мужской безработицы в Архангельской области на начало 2013 г. более чем в 2 раза превысил аналогичный показатель среди женщин.

Как было отмечено выше, одним из главных факторов, влияющих на трудоустройство женщин, является отраслевая структура экономики, которая формирует спрос на специальности, традиционно относимые к «мужским» или «женским». Для того чтобы понять, действительно ли хозяйство северных регионов России отличается узкоспециализированной структурой, ограничивающей возможно-

сти приложения женского труда, необходимо проследить потребности работодателей в работниках тех видов экономической деятельности, которые предоставляют наибольшие шансы для трудоустройства женщин. К таким видам экономической деятельности можно отнести оптовую и розничную торговлю, гостиницы и рестораны, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг [22].

Как видно из таблицы 2, в большинстве регионов Севера России наблюдается значительный перевес доли вакансий в условно «мужских» видах экономической деятельности. Однако, если в районах нового освоения, таких как, например, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Республика Саха, доля «женских» вакансий не превышает 25 %, то в регионах Европейского Севера составляет в среднем 37 %. Такой разрыв можно объяснить длительной историей освоения регионов Европейского Севера России, постепенным истощением природоресурсной

Таблица 2

Доля вакантных должностей по видам экономической деятельности в общем количестве вакантных должностей по состоянию на I квартал 2013 г., % (рассчитано по материалам [6-9, 15, 16, 24-26])

Регион Доля вакантных должностей в «мужских» видах экономической деятельности (добыча полезных ископаемый, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь) Доля вакантных должностей в «женских» видах экономической деятельности (оптовая и розничная торговля, гостиницы и рестораны, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг)

Республика Карелия 38,1 31,6

Республика Коми 32,5 29,5

Архангельская область 12,0 48,2

Мурманская область 20,6 38,7

Ханты-Мансийский АО 50,5 24,3

Ямало-Ненецкий АО 75,7 12,6

Республика Саха (Якутия) 59,6 24,8

Камчатский край — —

Магаданская область 58,7 20,5

Сахалинская область — —

Чукотский АО 64,2 16,2

базы и увеличением роли в их экономике вторичного и третичного секторов.

Другим фактором, напрямую воздействующим на возможности трудоустройства женщин, являются гендерные стереотипы, которые проявляются в том, «как общественное сознание представляет себе образы мужчин и женщин, исходя из сложившихся веками убеждений» [11]. В общественном представлении мужчина воспринимается как «добытчик и кормилец», сильный, надежный, предприимчивый. Женщина, напротив, выступает в качестве «хранительницы домашнего очага», несет ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства.

Таким образом, в обществе укоренилось мнение о том, что мужчина в большей степени ориентирован на трудовую деятельность, в то время как для женщины трудовая деятельность является вторичным, а иногда и бесперспективным занятием [20]. Следствием таких ген-дерных стереотипов является возникновение гендерной сегрегации, которую подразделяют на горизонтальную и вертикальную. Говоря о стереотипах общественного сознания по отношению к участию мужчины и женщины в трудовой деятельности, особый интерес представляет вертикальная гендерная сегрегация, называемая иначе «стеклянным потолком».

«Стеклянный потолок» — это некий уровень в карьерной иерархии, выше которого женщины практически не имеют возможности подняться. Хотя формальных ограничений для занятия позиций выше «стеклянного потолка» нет, тем не менее фактически женщины не могут продвинуться дальше этого барьера» [20].

Для оценки масштабов вертикальной сегрегации Международной организацией труда предложен показатель «гендерный разрыв в заработной плате», представляющий собой отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин, выраженное в процентах [12].

Анализ данных таблицы 3 позволяет сделать вывод, что в большинстве регионов Севера гендерное неравенство в заработной плате выражено сильнее, нежели в среднем по России. Однако даже в тех северных регионах, гендерные разрывы которых в заработной плате были меньше среднероссийских, зарплата женщин была на 23-29 % ниже, чем у мужчин.

По мнению С. Ю. Рощина, гендерный разрыв в заработках в российской экономике в основном объясняется отраслевой сегрегацией, то есть тем, что в большинстве своем женщины заняты в тех отраслях хозяйства, где за-

Таблица 3

Гендерный разрыв в заработной плате по состоянию на октябрь 2011 г., в % [10]

Регион Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин, в %

Российская Федерация 64

Республика Карелия 64

Республика Коми 60

Архангельская область 56

Мурманская область 58

Ханты-Мансийский АО 77

Ямало-Ненецкий АО 72

Республика Саха (Якутия) 61

Камчатский край 71

Магаданская область 55

Сахалинская область 59

Чукотский АО 75

работные платы изначально ниже [20]. Но с этим утверждением можно поспорить, рассмотрев гендрное неравенство заработной платы по ряду видов экономической деятельности на примере Ямало-Ненецкого автономного округа.

Из данных таблицы 4 видно, что гендерный разрыв в заработной плате наблюдается во всех отраслях хозяйства округа. Данный факт является одним из свидетельств наличия в регионе «стеклянного потолка». Необходимо отметить, что высокий уровень вертикальной гендерной сегрегации негативно сказывается на трудовой мотивации женщин, которая, в свою очередь, отрицательно влияет на производительность труда, неся с собой значительные потери для экономики региона. Из-за ограниченности возможностей карьерного роста женщин многие из них вынуждены соглашаться на работу более низкой квалификации с соответствующим уровнем заработной платы. В результате эффективность использования трудовых ресурсов заметно падает.

Помимо общественных гендерных стереотипов на трудоустройство женщин влияют также и их собственные гендерные склонности. Так, согласно исследованиям Д. П. Барама [3] и Л. А. Головей [4], у девушек в большей степени выражен интерес к профессиям, предполагающим постоянную работу с людьми (социальная, артистическая направленность, интерес к искусству). У юношей — напротив, больший интерес вызывают профессии, которые предполагают взаимодействие с различными видами техники. Это дает право говорить об определенной роли гендерных установок в воз-

Таблица 4

Гендерный разрыв в заработной плате по обследованным видам экономической деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе по состоянию на октябрь 2011 г., в % [21]

Вид экономической деятельности Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин, в %

Всего 71,7

Добыча полезных ископаемых 85,4

Обрабатывающие производства 82,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 75,7

Строительство 84,1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 74,8

Гостиницы и рестораны 54,5

Транспорт и связь 80,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 79,8

Научные исследования и разработки 68,7

Образование 86,8

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 73,9

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 86,9

никновении горизонтальной гендерной сегрегации. Однако данные выводы не стоит абсолютизировать. Помимо склонностей женщин к определенным видам трудовой деятельности, существенное влияние на выбор профессии оказывают такие объективные факторы, как продолжительность рабочего дня (недели) или отпуска, наличие полного социального пакета гарантий, которые способствуют совмещению женщинами трудовой деятельности с рождением и воспитанием детей. Таким образом, тяготение женщин к таким видам экономической деятельности, как образование или здравоохранение, может быть объяснено как определенными гендерными склонностями, так и социальными гарантиями и льготами (возможностью устроить ребенка в дошкольное образовательное учреждение, дополнительными отпусками для педагогических и медицинских работников, предоставлением бесплатной жилплощади для работающих в сельской местности и др.).

Для северных регионов России работа в бюджетной сфере означает также надлежащее исполнение работодателем системы гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поэтому женщины, для которых предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска или компенсация расходов на оплату проезда (в том числе и ребенка) к месту отпуска играют важную роль, чаще отдают предпочтение работе в бюджетных учреждениях, даже при условии более низкой заработной платы.

Таким образом, наиболее значимые факторы, определяющие возможности трудоустройства женщин могут быть представлены в виде схемы (рис.).

На основе представленных данных регионы Севера России по отношению к проблемам занятости женского населения можно условно разделить на две группы:

1. Регионы нового освоения, характеризующиеся преимущественным развитием отраслей добывающей промышленности, преобладанием на региональном рынке труда спроса на «мужские» специальности, высоким уровнем женской безработицы по сравнению с уровнем безработицы среди мужчин. Прежде всего, сюда следует отнести Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Сахалинскую и Магаданскую области, Чукотский автономный округ.

2. Регионы Севера с длительной историей освоения, для которых характерен сопоставимый или более низкий уровень женской безработицы в сравнении с уровнем безработицы среди мужчин и высокий спрос на «женские» специальности на региональном рынке труда. Одновременно с этим в данных регионах отмечается значительный гендерный разрыв в заработной плате: заработная плата женщин в среднем на 40 % ниже, чем у мужчин. К этим регионам следует отнести Архангельскую и Мурманскую области, Республики Коми и Карелию.

В Указе президента Российской Федерации № 606 от 07.05.2012 г. «О мерах по реализации демографической политики РФ» органам исполнительной власти субъектов Федерации предписано «принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» [17]. Несмотря на существование объективных проблем в области женской занятости в большинстве регионов Севера, региональные органы власти, ответственные за политику в сфере занятости населения, ограничиваются регулиро-

Рис. Факторы, влияющие на трудоустройство женщин

ванием профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, тем самым лишь частично реализуя указ президента. В остальном в действующих ведомственных (областных) программах содействия занятости населения северных регионов женщины в качестве особого объекта регулирования не выделены.

На этом фоне выгодно выделяется Мурманская область, в которой утвержден «Комплекс мер, направленных на создание условий совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и планирующих возвращение к трудовой занятости (2012-2015 гг.)» [13]. Помимо организации профессионального обучения женщин, данным документом предусмотрены мероприятия, направленные на поддержку их предпринимательской инициативы, трудоустройства в рамках гибких и дистанционных форм занятости, организации досуга детей на время профессиональной деятельности женщин и др. Кроме того, «Комплекс мер направленных на создание условий совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью» определяет зону ответственности и координирует деятельность не только Министерства труда и социального развития Мурманской области и Управления государственной службы занятости населения Мурманской области, но и Министерства экономического развития, Комитета по культуре и искусству, Министерства образования и науки региона.

В долгосрочной перспективе решение проблем женской занятости в северных регионах России связано с достижением баланса в отраслевой структуре экономики за счет развития тех видов экономической деятельности, кото-

рые традиционно относят к «женским». В краткосрочном варианте преодоление проблем женской занятости (в первую очередь, для регионов нового освоения) связано с разработкой комплексной программы содействия занятости женщин, предусматривающей использование следующих инструментов:

— квотирование рабочих мест для трудоустройства женщин, особо нуждающихся в социальной защите;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— профессиональная переподготовка и обучение женщин в рамках специальностей, наиболее востребованных на рынке труда региона;

— включение женщин в приоритетную группу субъектов для получения субсидии на развитие самозанятости. Для регионов Севера России размер субсидии в обязательном порядке должен быть увеличен в соответствии с районным коэффициентом, что позволит компенсировать дополнительные издержки самозанятых, связанные с суровыми климатическими условиями и слабым развитием транспортной сети;

— предоставление кредитных, налоговых льгот, субсидий и грантов предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в отраслях, наиболее подходящих для трудоустройства женщин (торговля, сфера услуг и др.). Помимо решения проблем занятости женского населения, данный инструмент способствует развитию предпринимательства и диверсификации экономики северных регионов;

— трудоустройство женщин в рамках системы гибких форм занятости (частичная занятость, надомный труд, работа с гибкими формами регулирования рабочего времени нормальной продолжительности) для предоставления им возможности совмещения трудовой деятельности с рождением и воспитанием детей. Развитие гибких форм занятости в северных регионах России способствует и нивелированию негативного влияния периферийности

территории, являющейся причиной оторванности значительной части населения от административных центров с их рынками труда.

Важное место в системе мероприятий, стимулирующих женскую занятость, занимают также меры по развитию сети учреждений дошкольного и дополнительного образования детей. В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. в качестве основных целевых индикаторов обозначены увеличение доступности дошкольного образования (ликвидация очередей в учреждения дошкольного образования среди детей от 3 до 7 лет к 2016 г.) и увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования [5]. Воплощение в жизнь данных задач позволит многим женщинам вернуться к осуществлению своей трудовой деятельности.

Преодоление вертикальной гендерной сегрегации («стеклянного потолка») требует развития нормативно-правовой базы, закрепляющей при трудоустройстве за женщинами определенные привилегии. Однако работа в этом направлении способна привести к возникновению позитивной дискриминации, которая, несмотря на свой положительный эффект, все же является формой дискриминации, нередко сопровождающейся снижением мотивации и ростом иждивенческих настроений у женщин. Поэтому законодательное решение о закреплении за женщинами ряда преимуществ при трудоустройстве должно быть тщательно взвешено и проработано. В этих условиях основными инструментами преодоления «стеклянного потолка» можно считать:

— введение свободных квот для средних и крупных предприятий, которые предполагают разработку планов и представление отчетности о работе в направлении достижения ген-дерного равенства. В условиях реалий современной российской экономики и при отраслевую специфике северных предприятий данный инструмент является более обоснованным, нежели законодательное закрепление жестких квот для трудоустройства женщин;

— преимущественное заключение государственных и муниципальных контрактов с предприятиями, выполняющими план по достижению гендерного равенства;

— введение законодательного запрета работодателям указывать в объявлениях о поиске сотрудника его пол (регламентируется ФЗ №162 от 2 июля 2013 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]). Данная норма позволяет снизить уровень дискриминации женщин при трудоустройстве, дает дополнительную возможность произвести впечатление на работодателя во время собеседования, а не отказаться от вакансии уже на стадии прочтения объявления.

Поскольку «стеклянный потолок» является следствием существования гендерных стереотипов не только работодателей, но и самих работников, важную роль в его преодолении играют следующие мероприятия:

— проведение практических конференций и семинаров, способствующих популяризации в обществе идеи о гендерном равенстве;

— организация тренингов и курсов для женщин, желающих сделать карьеру в управлении;

— поддержка общественных организаций, деятельность которых направлена на достижение гендерного равенства.

Принимая во внимание существующие проблемы женской занятости и отсутствие их комплексного регулирования в большинстве регионов Севера России, реализация предложенных мероприятий способна заметно повысить эффективность использования трудовых ресурсов, снизить безработицу, а значит, и сократить потери от ее негативных социально-экономических последствий. Кроме того, грамотные управленческие решения, направленные на смягчение конфликта родительства и занятости, способны оказать позитивное влияние на демографические процессы в северных регионах, численность населения которых существенно сократилась за последние 20 лет.

Статья подготовлена в рамках научного проекта аспиранта (трудоустроенного в учреждении) АНЦ УрО РАН «Особенности системы женской занятости в северных регионах России».

Список источников

1. Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [заголовок с экрана] // Российская газета [электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/07/05/zanyatost-dok.html (дата обращения: 02.09.2013).

2. Акопов В. И., Гаджиев Ю. А, Социальное развитие регионов Севера России // Проблемы прогнозирования. — 2008. — №5. — С. 55-67.

3. Барам Д. П. Учебные и профессиональные интересы восьмиклассников с различными особенностями познавательных процессов // Вопросы психологии. — 1984. — № 2. — С. 60-66.

4. Головей Л. А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб.: Изд-во СПбГУ 1999. — Вып. 3. — С. 76-83.

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [электронный ресурс]. URL: http://gp.minfin.ru/Main/Start (дата обращения: 02.09.2013).

6. Государственная служба занятости населения Мурманской области [электронный ресурс]. URL: http://www. murman-zan.ru/home.aspx (дата обращения: 24.07.2013).

7. Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия) [электронный ресурс]. URL: http://zansakha.ru/home. aspx (дата обращения: 24.07.2013).

8. Департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа [электронный ресурс]. URL: http:// zanyanao.regiontrud.ru/home.aspx (дата обращения: 24.07.2013).

9. Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры [электронный ресурс]. URL: http://job.dznhmao.ru/home.aspx (дата обращения: 24.07.2013).

10. Женщины и мужчины России. 2012 : стат. сб. / Росстат. — М., 2012. — 299 с.

11. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с. (Мастера психологии).

12. Индикаторы достойного труда // Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ (дата обращения: 24.07.2013).

13. Комплекс мер, направленных на создание условий совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет и планирующих возвращение к трудовой занятости (2012-2015 гг.) // Государственная служба занятости населения Мурманской области [электронный ресурс]. URL: http:// www.murman-zan.ru/Attachment.axd?id=ab499278-1906-4d08-b2a5-6025ec002011 (дата обращения: 24.07.2013).

14. Лаженцев В. Н. Опыт комплексного исследования проблем территориального развития. — Сыктывкар : Коми научный центр УрО РАН, 2003. — 192 с.

15. Министерство труда и занятости Республики Карелия [электронный ресурс]. http://mintrud.karelia.ru/home.aspx (дата обращения: 24.07.2013).

16. Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области [электронный ресурс]. URL: http://www.arhzan.ru/home.aspx (дата обращения: 24.07.2013).

17. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 // Российская газета [электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/demo-dok. html (дата обращения: 24.07.2013).

18. ОАО «Соломбальский ЦБК» [электронный ресурс]. URL: http://www.solombala.com/sppm/ (дата обращения: 24.07.2013).

19. Обследование населения по проблемам занятости. 2013 год // Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_30/Main.htm (Дата обращения: 24.07.2013).

20. Рощин С. Ю., Солнцев С. А. Кто преодолевает «стеклянный потолок»?: вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике. — М.: ГУ-ВШЭ, 2006. — 35 с.

21. Рынок труда и занятость населения // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу [электронный ресурс]. URL: http://yamalstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ yamalstat/ru/statistics/employment/ (дата обращения: 24.07.2013)

22. Самые мужские и самые женские виды экономической деятельности в 2010 году // Госменеджмент [электронный ресурс]. URL: http://www.a-econom.com/press_center/ananlitics?show_id=10801 (дата обращения: 24.07.2013).

23. Северное лесопромышленное товарищество — Лесозавод №3 // IT Audit. Банкротство предприятия, актуальная информация по предприятиям-банкротам [электронный ресурс]. URL: http://www.law-soft.ru/2900000198 (дата обращения: 24.07.2013).

24. Управление государственной службы занятости населения администрации Магаданской области [электронный ресурс]. URL: http://magadan.regiontrud.ru/home.aspx (дата обращения: 24.07.2013).

25. Управление занятости населения Чукотского автономного округа [электронный ресурс]. URL: http://chukot. regiontrud.ru/home.aspx (дата обращения: 24.07.2013).

26. Управление Республики Коми по занятости населения [электронный ресурс]. URL: http://www.komitrud.ru/home. aspx (дата обращения: 24.07.2013).

Информация об авторах

Тоскунина Вера Эдуардовна (Архангельск, Россия) — доктор экономических наук, заведующая отделом экономических исследований, Архангельский научный центр Уральского отделения Российской академии наук (163000, г. Архангельск, ул. Садовая, 3, e-mail: ver4741@yandex.ru).

Кармакулова Анна Вячеславовна (Архангельск, Россия) — аспирант, младший научный сотрудник отдела экономических исследований, Архангельский научный центр Уральского отделения Российской академии наук (163000, г. Архангельск, ул. Садовая, 3, e-mail: Karmy-anny@yandex.ru).

V. E. Toskunina, A. V. Karmakulova Female employment in regions of the North of Russia: problems and decision ways

This article is devoted to the analysis of condition of female employment in regions of North of Russia. The research hypothesis is an assumption that the possibilities of female employment in northern regions of Russia are considerably reduced because of branch structure of economy with its raw trend. It increase a problem of female unemployment and causes necessity to take the additional measures for its adjustment by the executive authority

The authors allocated the major factors influencing on the possibilities of women's employment in a region. The tools are proved, and recommendations about decreasing the existing problems in the field of female employment in subjects of the Northern part of the Russian Federation are given on the basis of the analysis of statistical data, standard regulation, and policy documents.

Keywords: female employment, northern regions, factors of influence on women's employment, gender segregation

References

1. Federalnyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 2 iyulya 2013 g. № 162-FZ «O vnesenii izmeneniy v Zakon Rossiyskoy Federatsii» i otdelnyye zakonodatenyye akty Rossiyskoy Federatsii» [The federal law of the Russian Federation of July 2, 2013 No. 162-FZ «On Amendments to Federal Law of the Russian Federation «On Employment of Population of the Russian Federation» and certain legislative acts of the Russian Federation»]. Rossyskaya gazeta [The Russian Newspaper]. Available at: http://www.rg.ru/2013/07/05/ zanyatost-dok.html (date of access: 02.09.2013).

2. Akopov V.I., Gadzhiev Yu. A. (2008). Sotsialnoye razvitie regionov Severa Rossii [Social development of regions of the North of Russia]. Problemy prognozirovaniya [The Forecasting Problems], 5, 55-67.

3. Baram D. P. (1984). Uchebnyye i professionalnyye interesy vosmiklassnikov s razlichnymi osobennostyami poznavatel-nykh protsessov [Educational and professional interests of eighth-graders with different cognitive processes]. Voprosy psikhologii [Psychology questions], 2, 60-66.

4. Golovey L. A. (1999). Differentsialno-psikhologicheskie faktory professionalnogo samoopredeleniya [Differential and psychological factors of professional self-determination]. Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti [Psychological Problems of Self-actualization], St. Petersburg, St.Petersburg State University Publ., Issue 3, 76-83.

5. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gg. [State Program ofthe Russian Federation «Development of Education» in 2013-2020]. Available at: http://gp.minfin.ru/Main/Start (date of access: 02.09.2013).

6. Gosudarstvennaya sluzhba zanyatosti naseleniya Murmanskoy oblasti [Government Employment Services of the Murmansk region]. Available at: http://www.murman-zan.ru/home.aspx (date of access: 24.07.2013).

7. Departament zanyatosti naseleniya Respubliki Sakha (Yakutiya) [Employment Department of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Availabale at: http://zansakha.ru/home.aspx (date of access: 24.07.2013).

8. Departament zanyatosti naseleniya Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga [Employment Department of the Yamalo-Nenets Autonomous Area]. Available at: http://zanyanao.regiontrud.ru/home.aspx (date of access: 24.07.2013).

9. Departament truda i zanyatosti naseleniya Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga — Yugry [Labour and Employment Department of the Khanty-Mansi Autonomous Area]. Available at: http://job.dznhmao.ru/home.aspx (date of access: 24.07.2013).

10. Zhenshchiny i muzhshchiny Rossii. 2012.: stat. sb. [Women and Men of Russia. 2012: collection of articles]. Rosstat, Moscow, 299.

11. Ilin Ye. P. (2003). Differentsialnaya psikhofiziologiya muzhchin i zhenshchin [Differential psychophysiology of a man and woman]. St. Petersburg, 544. (Masters of Psychology).

12. Indikatory dostoynogo truda [Indicators of a decent work]. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ (date of access: 24.07.2013).

13. Kompleks mer, napravlennykh na sozdaniye usloviy sovmeshcheniya zhenshchinami obyazannostey po vospitaniyu detey s trudovoy zanyatostyu, a takzhe na organizatsiyu professionalnogo obucheniya (pereobucheniya) zhenshchin, nakhodyashchikhsya po ukhodu za rebyonkom do dostizheniya im vozrasta tryokh let i planiruyushchikh vozvrashchenie k trudovoy zanyatosti (20122015)» [The package of measures, aimed to the arrangement of conditions for women to combinate child-rearing responsibilities and employment, and also to the organization of vocational training (retraining) for women being in a child rearing leave for three years and planning return to employment (2012-2015)»]. Gosudarstvennaya sluzhba zanyatosti naseleniya Murmanskoy oblasti [Government Employment Services of the Murmansk region]. Available at: http://www.murman-zan.ru/Attachment.ax-d?id=ab499278-1906-4d08-b2a5-6025ec002011 (date of access: 24.07.2013).

14. Lazhentsev V. N. (2003). Opyt kompleksnogo issledovaniya problem territorialnogo razvitiya [Experience of comprehensive view of the topic of territorial development]. Syktyvkar, Komi nauchnyy tsentr UrO RAN [Komi Scientific Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences],192.

15. Ministerstvo truda i zanyatosti Respubliki Kareliya [Department of Labour and Employment of the Republic of Karelia]. Available at: http://mintrud.karelia.ru/home.aspx (date of access: 24.07.2013).

16. Ministerstvo truda, zanyatosti i sotsialnogo razvitiya Arkhangelskoy oblasti [Ministry of Labour, Employment and Social Development of the Arkhangelsk region]. Available at: http://www.arhzan.ru/home.aspx (date of access: 24.07.2013).

17. O merakh po realizatsii demographicheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 g. № 606 [On Measures to Implement the Demographic Policy of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 606]. Rossiyskaya gazeta [The Russian Newspaper]. Available at: http://www. rg.ru/2012/05/09/demo-dok.html (date of access: 24.07.2013).

18. OAO «Solombalskiy TsBK» [JSC Solombalsky Pulp & Paper Mill]. Available at: http://www.solombala.com/sppm/ (date of access: 24.07.2013).

19. Obsledovaniye naseleniya po problemam zanyatosti 2013 god [Population inspection on employment problems. 2013]. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_30/ Main.htm (date of access: 24.07.2013).

20. Roshchin S. Yu., Solntsev S. A. (2006). Kto preodolevayet «steklyannyy potolok»?: vertikalnaya gendernaya segregatsiya v rossiyskoy ekonomike [Who overcomes «a glass ceiling»?: vertical gender segregation in the Russian economy]. Moscow, GU VshE [National Research University Higher School of Economics], 35.

21. Rynok truda i zanyatost naseleniya [Labor market and population employment]. Territorialnyy organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Yamalo-Nenetskomu okrugu [Territorial body of Federal State Statistics Service in the Yamalo-Nenets Autonomous Area]. Available at: http://yamalstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/yamalstat/ru/statistics/employment/ (date of access: 24.07.2013)

22. Samyye muzhskie a samiye zhenskie vidy ekonomicheskoy deyatelnosti v 2010 godu [The most male and most female types of economic activity in 2010]. Gosmenedzhment [State Management]. Available at: URL: http://www.a-econom.com/press_center/ ananlitics?show_id=10801 (date of access: 24.07.2013).

23. Severnoye lesopromyshlennoye tovarishchestvo — Lesozavod №3 [Northern timber industry association — Timber mill No. 3]. IT Audit. Bankrotstvo predpriyatiya, aktualnaya informatsiya po predpriyatiyam-bankrotam [IT Audit. Business failure, actual information on the bankrupt enterprises]. Available at: http://www.law-soft.ru/2900000198 (date of access: 24.07.2013).

24. Upravleniye gosudarstvennoy sluzhby zanyatosti naseleniya administratsii Magadanskoy oblasti [Civil Service Department of the population employment of the Magadan region]. Available at: http://magadan.regiontrud.ru/home.aspx (date of access: 24.07.2013).

25. Upravleniye zanyatosti naseleniya Chukotskogo avtonomnogo okruga [Department of employment of population of the Chukotka Autonomous Area]. Available at: http://chukot.regiontrud.ru/home.aspx (dae of access: 24.07.2013).

26. Upravleniye Respubliki Komi po zanyatosti naseleniya [Department of employment of population of the Komi Republic]. Available at: http://www.komitrud.ru/home.aspx (date of access: 24.07.2013).

This wark is prepared within the PhD Student's scientific project (student works at the Institute) Arkhangelsk Scientific Centre of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences «Features of the women's employment system in northern regions of Russia.»

Information about the authors

Toskunina Vera Eduardovna (Arkhangelsk, Russia) — Doctor of Economics, Head of the Department of Economic Research, Arkhangelsk Scientific Centre of the Ural Branch of Russian Academy of Sciences (3, Sadovaya Str., Arkhangelsk, 163000, Russia, e-mail: ver4741@yandex.ru).

Karmakulova Anna Vyacheslavovna (Arkhangelsk, Russia) — PhD Student, Research Assistant, Department of Economic Research, Arkhangelsk Scientific Centre of the Ural Branch of Russian Academy of Sciences (3, Sadovaya Str., Arkhangelsk, 163000, Russia, e-mail: Karmy-anny@yandex.ru).

UDC 331.5

V. N. Bobkov, O. V. Veredyuk

IMPACT OF EMPLOYMENT INSTABILITY ON SOCIO-ECONOMIC POSITION

OF EMPLOYEES

The subject of the article is the relationships in labor utilization.

The article analyzes the impact of employment instability on the socio-economic situation of employees in Russia. Questions revealing the concept content of employment instability, its real forms and socio-economic consequences for employees are considered. Methods of statistical and sociological data analysis are applied. Indicators to measure the scope and level of employment instability of employees are calculated. The dynamics in the time of the size of employment instability in Russia are analyzed.

The obtained results can be applied within national economic and social policy.

The findings indicate that employment instability is high, and it threatens socio-economic position of the great number of employees in Russia. It is argued that, in these conditions, the most appropriate in the fight against the spread of employment instability are the set of government initiatives, proactive position of the Russian society and the expansion of societal forms of control over the government.

Keywords: employment, labor market, sustainability, instability, precarity, employees, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.