Научная статья на тему 'Женская занятость и безработица в Республике Тыва'

Женская занятость и безработица в Республике Тыва Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ГЕНДЕР / НЕРАВЕНСТВО / БЕЗРАБОТИЦА / ЖЕНСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА / БЕЗРАБОТИЦА В ТЫВЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хертек Ш. В.

В статье проанализированы гендерные аспекты рынка труда Республики Тыва, проанализировано положение женщин в трудовой сфере, проблемы гендерного неравенства. Сделаны выводы о мерах, необходимых для снижения уровня женской безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN''S EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT IN THE REPUBLIC OF TYVA

The article analyzes the gender dimension of the labor market of the Republic of Tyva, analyzed the situation of women in employment, gender inequalities. The conclusions on the measures needed to reduce the level of female unemployment.

Текст научной работы на тему «Женская занятость и безработица в Республике Тыва»

чают, как оказываются загнанными в рамки условностей. В каждом человеке зреет стремление высвободится от пут рутины, добавить ярких красок в повседневную жизнь, взглянуть на мир по- новому, стать непосредственнее и проще.

В качестве рекламных средств можно рекомендовать рекламу в местах продаж, лимитированный выпуск продукта в новой упаковке (естественно, с освещением этого события в прессе и посредством наружной рекламы) и наружная реклама.

1. Реклама в местах продаж. В этом направлении предлагается:

- размещение во всех торговых точках POS-материалов: красочные, привлекающие наклейки с информацией и изображением продукции - «новый, улучшенный, питательный, современный»;

- проведение промо-акций в крупных торговых точках (супермаркеты и гипермаркеты): промо-

утеры возле специального стенда, на котором выложены с помощью сухофруктов различные узоры и картинки.

2. Наружная реклама. Может быть размещена на стандартных щитах формата 3 *6, на остановках и городских тумбах.

Предлагаемые мероприятия помогут добиться повышения лояльности к торговым маркам, изменить вектор восприятия снековой продукции, сформируют благоприятный имидж продукта и помогут добиться повышения уровня продаж в обозначенных регионах.

Литература

1. Быстро-быстро-быстро, сами-сами-сами... Обзор российского рынка снеков. Исследования компании «Маркет Аналитика» URL: http ://www.foodmarket. spb. ru/current.php?article= 19 29

ЖЕНСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Хертек Ш.В.

Тувинский государственный университет.

к.э.н., старший преподаватель

WOMEN'S EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT IN THE REPUBLIC OF TYVA

Khertek S.V., Tuvan State University, Ph.D., Senior Lecturer

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы тендерные аспекты рынка труда Республики Тыва, проанализировано положение женщин в трудовой сфере, проблемы тендерного неравенства. Сделаны выводы о мерах, необходимых для снижения уровня женской безработицы.

ABSTRACT

The article analyzes the gender dimension of the labor market of the Republic of Tyva, analyzed the situation of women in employment, gender inequalities. The conclusions on the measures needed to reduce the level of female unemployment.

Ключевые слова: рынок труда, тендер, неравенство, безработица, женская безработица, безработица в Тыве.

Keywords: labor market, gender, inequality, unemployment, female unemployment, unemployment in Tyva.

За последние годы в республике, (2011 - 2015 гг.) отмечается тенденция увеличения числа безработных женщин и уровня женской безработицы. Доля безработных женщин в общей численности безработных увеличилась с 8,8 % в 2012 году до 9,8% в 2015 г

Решение проблем занятости женщин осложняется в силу демографических особенностей, ростом предложения рабочей силы из числа женщин пред-

пенсионного возраста, которым сложнее адаптироваться на рынке труда. Кроме того, экономический рост практически не затрагивает отрасли с преимущественной занятостью женщин. Общей тенденцией для всех регионов России, в том числе и для Республики Тыва, является вытеснение женщин из таких традиционных сфер занятости, как торгово-посредническая, финансовая, банковская в связи с притоком в эти организации мужчин.

Таблица 1.

Распределение численности экономически активного населения по полу [3]_

2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

(человек)

Экономически активное население - всего 134,5 119,6 122,0 125,0 125,1

мужчины 64,2 56,3 58,0 60,0 60,3

женщины 70,3 63,3 64,0 65,0 64,8

(в процентах к численности населения соответствующей половой группы)

Экономически активное население - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

мужчины 47,7 47,1 47,5 48 48,2

женщины 52,3 52,9 52,5 52 51,8

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, в 2015 году в Республике численность экономически активного населения составляла 125,1 тыс. человек, в том числе 64,8тыс. женщин (51,8%).

Причём в Республике Тыва в 2015 году наблюдается существенная разница между экономической активностью мужчин и женщин (48,2% и 51,8% соответственно) [3]. В настоящий момент в Тыве уровень участия женщин в рабочей силе с каждым годом стабильно растет. Так, если в 2012г.

трудящихся женщин было 54,5 тыс. человек, то к 2015 году он увеличился на 0,5 тыс. человек, составив 55 тыс. человек (таблица 1).

Основными причинами сохранения высокого уровня экономической активности женщин в нашей республике являются, по всей видимости, невозможность обеспечить приемлемый уровень потребления за счет занятости только одного супруга, сложившиеся в сфере занятости традиции, а также высокий уровень образования женщин, повышающий желание самореализации в публичной сфере [1, с.25]

Таблица 2

Распределение численности занятых в экономике по уровню образования (в %) [2]

2007 2008 2009 2010 2011

Занятые в экономике - всего 100 100 100 100 100

В том числе имеют образование

Высшее профессиональное 24,0 27,8 25,4 28,7 28,7

Неполное высшее профессиональное 1,3 0,8 - - -

Среднее профессиональное, начальное профессиональное 44,8 42,4 45,8 47,8 41,8

Среднее(полное)общее 24,6 22,0 22,3 20,3 24,2

Основное общее 4,9 6,4 6,0 3,0 4,7

Не имеют основного общего 0,4 0,6 0,5 0,2 0,6

Мужчины

В том числе имеют образование: 100 100 100 100 100

Высшее профессиональное 16,7 21,5 20,6 21,4 20,8

Неполное высшее профессиональное 1,1 0,9 - - -

Среднее профессиональное, начальное профессиональное 46,5 38,1 38,4 46,7 38,8

Среднее(полное)общее 28,8 29,5 32,0 27,2 32,9

Основное общее 6,0 9,0 8,5 4,4 6,8

Не имеют основного общего 0,9 1,0 0,5 0,3 0,7

Женщины

В том числе имеют образование: 100 100 100 100 100

Высшее профессиональное 30,7 32,8 29,4 34,6 35,3

Неполное высшее профессиональное 1,4 0,6 - - -

Среднее профессиональное, нач.проф. 43,3 45,9 51,8 48,6 44,3

Среднее(полное)общее 20,7 16,0 14,4 14,7 17,1

Основное общее 3,9 4,4 3,9 1,9 2,9

Не имеют основного общего - 0,3 0,5 0,2 0,4

В настоящее время в экономике республики занято 55 тыс. женщин преимущественно в следующих отраслях: здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура и искусство. Средняя заработная плата женщин составляет 70% средней заработной платы мужчин. Доходы у мужчин выше, чем у женщин.

Женщины в большей мере подвергаются сокращению на предприятиях, и им труднее устроиться на работу. При этом уровень образования женщин гораздо выше, чем у безработных мужчин: в 2011 г. высшее профессиональное образование имели 35,3% безработных женщин и 20,8% - мужчин. (Уровень образования занятых женщин также выше: среди них несколько больше, чем у мужчин, доля имеющих высшее образование, и заметно больше - среднее профессиональное).

Гендерные различия в трудовом поведении проявляются в том, что мужчины и женщины, вышедшие на рынок труда, работают в разных сферах. Неравномерное распределение мужчин и женщин между отраслями, секторами ипрофессиями лежит в основе теорий гендерной сегрегации и является объектом пристального внимания со стороны экономистов.

В результате действия всех взаимосвязанных факторов гендерной сегрегации в Республике Тыва наблюдается тенденция превалирования женщин в тех сферах занятости, которые, с одной стороны, предполагают выполнение «естественных» для женщин функций, а с другой — являются относительно низкооплачиваемыми. К ним относятся занятия, связанные с воспитанием детей и обучением, уходом, здравоохранением, а также обслуживанием (образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, торговля и общественное питание, сбыт и заготовки). Мужчины преобладают в тех видах деятельности, соответствующих выполняемой ими социальной роли (лесное хозяйство, строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство).

Однако если в советское время сельское хозяйство считалось сугубо женской сферой деятельности, то в сегодня доля мужчин в этой отрасли около 60 - 70%.

Как уже отмечалось выше, одной из особенностей рынка труда Республики Тыва связано с высокой долей женщин в сфере образования (75%) и здравоохранения (78%), что значительно выше общероссийского (в среднем по всей России - 67% и 59% соответственно).

Отличительной чертой в современном периоде является то, что женщины стали заниматься наукой. В 2006 - 2015 годах наблюдалось преобладание женщин среди исследователей по всем отраслям науки Республики Тыва, из которых около половины имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. Ученую степень кандидата наук в 2015г. имели 380 чел., из них около 2/3 женщины, а степень доктора наук имеют немногие, в пределах 38 человек [4]. И эти цифры с каждым годом изменяются.

В сфере здравоохранения преобладание женщин менее выражено, чем в сфере образования. Например, в 2007-2010гг. соотношение мужчин и женщин среди врачей было примерно одинаковым, соответственно 41,8% и 58,2% [2, с.64]

В последние годы в Республике Тыва особенно заметно увеличиваются количество активных женщин-предпринимателей. По информации Пресс -службы Правительства Республики Тыва, опубликованного на официальном сайте tuvaonline.ru у тувинского бизнеса женское лицо. В Туве 66% представителей малого и среднего бизнеса составляют женщины и только 34% мужчины. Экспансию женщин в тувинском бизнесе объективно объясняет структура сфер предпринимательской деятельности, сложившаяся в регионе. Среди видов деятельности здесь, в частности доминирует торговля, на долю которой приходится 52% всех субъектов среднего и малого предпринимательства. Это род занятий, где в Туве всегда традиционно преобладал слабый пол. На втором месте в этом рейтинге с 11% также стоит больше женская, чем мужская, сфера предпринимательства - общественное питание. Традиционно мужские отрасли вроде транспорта, связи и сельского хозяйства, строительства и т.д. занимают в структуре малого и среднего предпринимательства менее 10%.

Необходимость прерывания стажа для рождения ребенка, а также дополнительная нагрузка на женщин в частной семейной сфере, с одной стороны, и выполнение мужчинами роли кормильца семьи - с другой, являются причиной гендерных различий в интенсивности и направлениях трудовой мобильности. Основную роль при этом играет гендерная сегрегация видов деятельности.

Исследования рынка Республики Тыва показывают, что:

> мужчины менее склонны менять место работы, что объясняется большим уровнем накопленного ими специфического человеческого капитала;

> одним из основных стимулов трудовой мобильности у женщин чаще, чем у мужчин выступает поиск удобного графика работы, то есть места работы, позволяющего совмещать функции работницы и матери;

> при смене индивидом рабочего места проявляется тенденция закрепления гендерной сегрегации, то есть выбор сферы занятости, где преобладают работники его или ее пола.

Последнее является следствием дискриминации женщин со стороны работодателей и традиционного закрепления за представителями разных гендерных групп видов деятельности.

Рынок труда Республики Тыва показывает, что наиболее актуальным видом дискриминации является дискриминация при найме и увольнении. В большинстве случаев мужчины имеют лучшие шансы при трудоустройстве. На рынке труда в основном реализуется не прямая, а скрытая дискриминация, которая проявляется в политике найма и продвижения, и отражает гендерные предпочтения работодателей по отношению к определенным рабочим местам и видам деятельности. Такая скрытая

дискриминация способствует формированию горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда.

Участие женщин в трудовой деятельности не привело к устранению различий в сфере занятости. При количественно близком уровне экономической активности мужчин и женщин, схожем типе трудовой активности на протяжении жизненного цикла, женщины продолжают трудиться в условиях горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда и получают в среднем меньшую заработную плату. Но для того чтобы устранить или уменьшить эти экономические основы гендерного неравенства недостаточно обеспечить одинаковое участие мужчин и женщин в трудовой деятельности. Для этого необходимо изменить структуру спроса на рынке труда, практику найма и продвижения персонала, повысить значимость и престижность занимаемых женщинами должностей.

Литература

1. Рощин С.Ю. Занятость женщин в переходной экономике России / С.Ю. Рощин. — М.: ТЕИС, 2006.

2. Труд и занятость в Республике Тыва. Статистический сборник / Тывастат. - Кызыл, 2011г.

3. http://tuvastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rossta t ts/tuvastat/resoшrces/b79907804c89db6995a0977dff 7d05ed/%D0%A7%D0%98%D0%A1%D0%9B%D0 %95%Р0%9Р%Р0%9Р%Р0%9Е%Р0%А1%Р0%А 2%Р0%АС+%Р0%АР%Р0%9А%Р0%9Е%Р0%9Р %Р0%9Е%Р0%9С%Р0%98%Р0%А7%Р0%95%Р 0%А1%Р0%9А%Р0%98+%Р0%90%Р0%9А%Р0 %A2%D0%98%D0%92%D0%9D%D0%9E%D0%93 %D0%9E+%D0%9D%D0%90%D0%A1%D0%95% Р0%9В%Р0%95%Р0%9Р%Р0%98%Р0%АР.Ыт

4. http://www.tu-vaonline.ru/2014/02/09/uchenve-tuvY-otmechenY-nagradami-i-grantami.html

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕКСКИХ РЕСУРСОВ И ЭТАПЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ

ГАЗОДОБЫЧИ

Холодионова А. С.

Тюменский государственный университет, аспирант кафедры мировой

экономики и международного бизнеса

Россия

A UTHOR'S METHOD OF COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF RATIONAL USE OF RESOURCES IN GAS PRODUCTION

Kholodionova A.S., Tyumen state university, postgraduate student of chair the world economy and the international business, Russia

АННОТАЦИЯ

В настоящее время одним из важнейших стратегических направлений развития экономики России является снижение энергоёмкости экономики за счет энергосбережения. Снижение энергетических затрат при добыче, переработке и транспорте нефти и газа, теплоэнергии являются приоритетными задачами в области энергосбережения. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что снижение потребления ТЭР становится одним из важнейших направлений экономики рационального природопользования. Рациональное использование ТЭР как на промышленных предприятиях, так и в целом по стране, является одним из основных условий снижения издержек и повышения энергетической эффективности. В статье рассматривается, разработанная комплексная оценка эффективного использования энергетических ресурсов на газодобывающем предприятии.

ABSTRACT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Currently, one of the most important strategic directions developments of Russia's economy is reduction of energy consumption due to energy efficiency. Lowering energy costs for oil and gas industry, oil and gas processing, industrial and transport costs of fuel and energy resources (FER), as well as the main production of electricity and heat are the priorities in the field of energy efficiency. The relevance of the topic chosen due to the fact that the reduction of fuel and energy consumption becomes one of the most important areas of environmental management of the economy. Efficient use of energy resources both in industry and in the whole country is one of the main conditions to reduce costs and improve economic efficiency. The paper was developed a comprehensive evaluation of the use of energy resources in gas enterprises.

Ключевые слова: топливно-энергетические ресурсы; энергосбережение; энергосберегающие мероприятия; газодобывающее предприятие.

Keywords: fuel and energy resources; energy efficiency; energy saving measures; gas producing company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.