УДК 821.111-3
ЖЕНСКАЯ СУДЬБА В ТРАДИЦИОННОМ ВИКТОРИАНСКОМ РОМАНЕ И «ЭСТЕР УОТЕРС» ДЖМУРА: ДИАЛОГ С ТРАДИЦИЕЙ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Варвара Андреевна Бячкова
к. филол.н., ст. преп. кафедры мировой литературы и культуры Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, г.Пермь, ул. Букирева, 15. [email protected]
Романы Дж.Мура отличаются новым взглядом на литературное наследие викторианской эпохи, они неразрывно связаны с традицией викторианского романа. Статья посвящена традиционным, «конвенциональным» элементам женского образа и женской судьбы в романе «Эстер Уотерс». Дж.Мур обыгрывает образы, элементы сюжета, известные по романам Ч.Диккенса. Э.Гаскелл, Т.Гарди, показывая читателю «подлинную» и правдивую историю женщины рубежа XIX-XX вв. При этом автор создает традиционный, не теряющий актуальности образ мужественной и любящей матери, символа всего светлого, чистого и правильного в нередко жестоком и несправедливом мире.
Ключевые слова: викторианский роман, литературная традиция, Дж.Мур, образ матери, женская судьба
Творчество писателя Джорджа Мура (George Moore, 1873-1958), ирландца по рождению, является более чем интересным примером английской литературы рубежа веков. В нем оказываются тесно переплетены традиция и эксперимент, черты французской и английской литератур, реалистические и натуралистические тенденции. Прожившего долгое время во Франции Мура называли «английским Эмилем Золя» (неслучайно, как пишет Джейкоб Корг, первыми обратили внимание на его романы литературоведы из Сорбонны [Korg 1970: 348]). Именно натуралистические тенденции (для его времени - новаторские) его творчества привлекали (и привлекают сегодня) внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей [см.: Урнов 1970; Бабак 1996; Родионова 1998]. На наш взгляд, нельзя недооценивать и «традиционное», «конвенциональное» в романах Мура, все то, что он воспринимает от викторианского романа Дж.Элиот, Ч.Диккенса, Э.Гаскелл и пр. Особенно эта составляющая важна при анализе его романа «Эстер Уотерс» (Esther Waters, 1894), который многие называют лучшим произведением Мура, а сам его создатель - просто «хоро-
© Бячкова В.А., 2013
шей книгой» [Watt 1984: 173]. Именно «традиционное» в этом романе станет предметом нашего исследования.
«Эстер Уотрес» ставят в один ряд с такими романами как «Тесс из рода Д'Эрбервиллей» Т.Гарди, «Жермини Ласерте» братьев Гонкур, поскольку оно повествует о судьбе бедной девушки, которая сама вынуждена зарабатывать себе на жизнь и несет на себе тяготы как своего социального положения, так и своего пола. Другие романы, с которыми можно сравнивать «Эстер Уотерс» - «Руфь» Э.Гаскелл, «Адам Бид» Дж.Элиот, исследователи упоминают также «Джейн Эйр» Ш.Бронте [см.: Watt 1984] и «Холодный дом» Ч.Диккенса [см.: Trotter 1993]. «Эстер Уотерс» несет в себе черты романа воспитания. Интересно, что в английском романе воспитания пол молодого героя практически не играет роли: путь, который проходят как герои, так и героини примерно одинаков. Роман воспитания отличают такие традиционные элементы сюжета как разлука героя с отчим домом, начало «карьеры» на новом месте, появление недоброжелателей и друзей-покровителей (настоящих или мнимых). Взрослея, герой учится строить отношения с окружающими, приобретает жизненный опыт, познает самого себя. Однако есть любопытное различие между молодыми героями-юношами и девушками: молодые люди иногда лишены родительского дома, семьи, а девушки - буквально всегда. Джейн Эйр, Хетти Соррел («Адам Бид»), Руфь Хилтон («Руфь») - сироты, Мэгги Талливер Дж.Элиот («Мельница на Флоссе») - чужая в собственной семье, родные Тэсс - лишь звено в цепи ее обязательств, несчастий и трагических обстоятельств ее жизни. Думается, что начало эта традиция берет в неписанных законах викторианского общества: женщина -существо подлинно «домашнее», нуждающееся в защите и опеке отца, брата, мужа. Девушка, не имеющая семьи, слишком многие проблемы (от хлеба насущного до сохранения репутации) вынуждена решать сама, что неправильно. Однако именно ее нелегкий жизненный путь достоин стать сюжетом литературного произведения. Эстер Уотерс в детстве потеряла отца, ради матери она, как и Тэсс, сознательно идет на жертвы - бросает школу, чтобы облегчить и скрасить жизнь несчастной женщины, неудачно вышедшей второй раз замуж. Ради матери она покидает дом и находит место служанки. Интересно, что смерть отца, как считает Д.Троттер, делает Эстер свободной от «роковой наследственности», которая губит Тэсс Дайберфилд и Мэгги Талливер [Trotter 1993: 119]. Отец, в свое время чудом избежав смерти, «обрел Бога», стал одним из «Плимутских братьев», привел туда жену и они воспитали дочь в религиозном, но свободном от догматов официальной церкви духе [Moore 2003: III]. От него - такие качества Эстер, как
верность долгу, скромность, порядочность, но, одновременно, - умение думать, доверять своим мыслям и чувствам.
Как Алек Д'Эрбервилль - первый, кого видит Тэсс, во время первого визита в поместье «благородных родственников», так и Уильям Лэнч, будущий возлюбленный Эстер - первый встреченный ею обитатель поместья Вудвью. Прослеживаются и другие параллели с романом Гарди: Эстер и Уильяма сближаются после балла, куда подруги зазывают Эстер [см. Moore 2003: XI], и впоследствии оставленная Уильямом беременная героиня покидает вынуждена покинуть Вудвью. В более ранних произведениях нравственное падение героини происходило (или должно было произойти), как правило, по двум причинам: из-за тщеславия самой девушки (Крошка Эмили Диккенса, Хетти Сор-рел Дж.Элиот) или ее близких (Тэсс), либо из-за некого драматического внутреннего конфликта, нередко обусловленного социальной или психологической незащищенностью героини (Руфь, Луиза Грэд-грайнд-Баундерби («Тяжелые времена» Ч.Диккенса), леди Изобел Карлайл («ИстЛинн» миссис Генри Вуд), Кейт О'Хара («Око за око» Э.Троллопа) и пр.). В романе Дж.Мура обе эти причины играют свою роль, но несколько иную. Тщеславие со стороны Эстер исключено: Уильям такой же слуга, как и она сама, в социальном плане они равны. Падение Эстер само по себе имеет лишь одну причину - их с Уильямом любовь зарождается на лоне природы и следует ее законам, молодые люди счастливы, ощущая «поэзию» природы, созвучную их чувствам [Moore 2003: X]. Ни один из них не сомневается, что скоро они станут мужем и женой. Тщеславие и внутренний конфликт Мура -черты не падшей героини, а ее возлюбленного. Уильяму не дает покоя мысль, что Лэнчи не только состоят в родстве с хозяевами Барфилда-ми, когда-то владели их землями и были «важными людьми с туго набитыми кошельками» [Moore 2003: VI]. Уильям любит Эстер, но не до конца может ее понять. Ее (сказывается религиозное воспитание) пугает стремительность развития их с Уильямом отношений, она отдаляется от молодого человека, пытаясь научить его уважать себя. Уильям, растерявшись, расценивает это как намек на разрыв отношений и позволяет себе своей увлечься богатой кузиной Пегги Барфилд, а вскоре, так и не объяснившись с Эстер, уезжает с Пэгги во Францию для тайного венчания.
Материнство Эстер в первую очередь, как утверждает Д.Троттер «вписывает образ героини в английскую традицию» [Trotter 1993: 119]. Неслучайно первоначально роман назывался «Мать и дитя» [см., например: Watt 1984: 33], в образе Эстер-матери Мур воплощает новый, вариант викторианской Мадонны. Руфь Э.Гаскелл, узнав о предстоя-
щем материнстве, восклицает: «Какой же хорошей я теперь буду!» [Gaskell 2001: XI]. Эстер выражает похожую мысль: «Теперь я не могу думать только о себе» [Moore 2003: XII]. Дж.Уотт обращает внимание на то, что Эстер, в отличие от одиноких матерей в более ранних произведениях (той же Руфь, например) «слишком занята, пытаясь выжить, чтобы ее поставили на пьедестал» [Watt 1984: 179], она - героиня, но не жертва. Положение незамужней одинокой матери заставляет ее буквально совершать ежедневный подвиг, чтобы зарабатывать нужные ей шестнадцать фунтов, на которые она может более или менее достойно содержать и воспитывать ребенка.
Но даже при таком «прагматическом» описании жизни своей героини Мур сохраняет сакральную красоту и поэзию отношений матери и ребенка. Современники упрекали Мура в том, что он недопустимо подробно описал рождение сына Эстер [Watt 1984: 198-199]. Действительно, как отмечает Дж.Уотт, «Мур чувствовал, что правду отношений матери и ребенка никогда не понять, не описав боль и удовольствие, сопутствующие рождению» [ibid]. Однако можно утверждать, что Мур, напротив, предлагая реалистическое описание родов героини, делает все что можно, чтобы сохранить таинственную атмосферу, окружающую рождение. Описанию родов Эстер, во-первых, далеко до натуралистичности подобных сцен в романах Золя «Земля», «Жажда жизни», «Накипь». Мур, в отличие от Золя, выбирает предельно деликатную «позицию»: всю сцену мы видим глазами будущей матери, и читатель знакомится не только с ее физическими ощущениями, но и ее впечатлениями, наблюдениями за происходящим (болтовня студентов-практикантов о театральных премьерах, голоса сиделок, мешающие уснуть и т.д.) Не менее важно то, что Эстер на последнем этапе родов находится под наркозом, и впервые видит сына после пробуждения [Moore 2003: XVI]. Таким образом, сохраняется некая тайна, сакральное начало рождения нового человека, появившегося словно ниоткуда. Даже в самые трудные периоды жизни Джек остается для Эстер источником счастья, неслучайно один из дней, которые Эстер смогла полностью посвятить ребенку, Мур описывает так: «Был один из солнечных январских дней, которые так обманывают нас яркостью и теплом, что мы ищем повсюду розы и изумляемся, увидев голую землю без цветов» [Moore 2003: XX].
Любящая и мужественная мать, Эстер встречает людей, способных прийти к ней на помощь. Дж.Мур словно «исправляет» ошибки своих предшественников, окружавших своих героинь стеной непонимания и неприязни. Мур не показывает «духовную эволюцию» недоброжелателей героини, в отличие от Э.Гаскелл [см. об этом: Фирстова 2005], ка-
ждый из героев остается при своем мнении. Однако писатель показывает: ханжи Транберы увольняют Эстер, узнав о ребенке, миссис Ри-верс, считает, что ее дочь более достойная жить, нежели сын Эстер, но есть и другие люди, готовые поддержать незамужнюю мать. Миссис Барфилд печалит случившееся с Эстер, но радует серьезное отношение молодой женщины к будущему материнству. Преданность Эстер сыну восхищают и романистку миссис Райс, она готова даже платить служанке больше, чем может себе позволить. Мур, таким образом, действует по диккенсовскому принципу «каждому по заслугам»: подвиг матери не пропадает даром, ее наградой становятся помощь друзей, любовь и привязанность сына.
Оставившего Эстер Уильяма, напротив, ждет своеобразная расплата за совершенные проступки: он несчастен в браке с Пэгги Барфилд. Мур здесь использует еще одно неписанное правило викторианского романа: брак героев должен быть одобрен хотя бы кем-то из их друзей и родных, иначе он обречен на неудачу, хотя бы потому, что в такой ситуации супруги нередко безответственно относятся к соблюдению брачных обетов. В романе У.М.Теккерея «Пенденнис» один из героев говорит: «Если девушка сбежала с Томом в Гретна-Грин, кто поручится, что через год она не сбежит с Джоном в Швейцарию?» [Thakeray 2005: LX]. Именно так ведет себя Пэгги, заставляя Уильяма пожалеть о бегстве из Вудвью попытаться вернуть Эстер.
Возвращение возлюбленного ставит Эстер в положение Джейн Эйр или Тэсс [см.: Wheeler 1985: 21-22]. Ей нужно выбирать между Уильямом и новым ухажером Фредом Парсоном. Фред, как и Эстер, принадлежит к «Плимутским братьям», это серьезный, глубоко порядочный человек. Его, в отличие от Анжела Клера, не пугает прошлое Эстер, он готов полюбить ее сына. Эстер его «почти любит», ее чувство к Уильяму как будто притупилось за последние тяжелые годы. К тому же, когда Уильям, по ее мнению, стремится «купить» любовь Джека новой одеждой и дорогими игрушками, Эстер начинает ревновать к нему сына. Однако ее выбор - это выбор Джейн Эйр, а не выбор Руфи, молодая женщина принимает решение воссоединиться с отцом ее ребенка, чего бы ей это не стоило.
С образом Уильяма связана вторая, «фоновая» сюжетная линия романа, линия лошадиных скачек. Тема лошадей, ставок, заездов пронизывает весь роман, сообщая ему сходство с «Холодным домом» Ч.Диккенса. Как и в романе Диккенса, с темой скачек связаны желание «легких» денег, риск, удача, отчаяние, смерть. Все персонажи романа подразделяются на два типа по их отношению к скачкам. Первый тип (к нему, как и ее тезка из «Холодного дома», относится Эстер) - люди,
привыкшие рассчитывать только на себя, они с недоверием относятся к «шальным» деньгам, выигранным на ипподроме. Эстер, например, делает ставку один раз по просьбе Уильяма и отказывается от выигрыша. Персонажи второго типа (нередко отрицательные), напротив, не видят в скачках ничего дурного, охотно делают ставки в надежде на выигрыш. Хотя это грозит неприятностями с законом, они готовы рискнуть, мечтая разбогатеть без усилий. Это Уильям, молодое поколение Бартфилдов, эгоист Сондерс (отчим Эстер), служанка Сара (аналог Жермини Ласерте, поклонница любовных романов, утратившая буквально из-за недостойного ее мужчины). Описывая ипподром, Мур рисует картину, скорее, в духе ранних романов Диккенса, светлую и радостную [см. об этом: Pollard 1970: 255]. Скачки - это альтернативный мир, позволяющий ненадолго отдохнуть от давящей действительности. «Им нужно развлекаться. Они получают удовольствие, делая ставки», - оправдывается Уильям [Moore 2003: XXXVI]. С ним сложно не согласиться, например, для старого официанта Джона, уволенного из ресторана по возрасту, скачки - единственный источник радости и надежды. От этого игра на скачках становится еще опасней: люди, поддавшись иллюзиям, рискуют последним. Судьба Уильяма, например, напоминает судьбу Ричарда Карстона: он теряет здоровье и умирает, вновь оставив Эстер одну с сыном. Как и Ричард, он перед смертью прощается с семьей, просит прощения, учит сына не повторять его ошибок и позаботится об Эстер, «лучшей из матерей» [Moore 2003: XLIII].
В финале романа Эстер вновь оказывается в Вудвью, возвратившись к своей любимой хозяйке миссис Барфилд. Мысль о новом замужестве она оставляет навсегда: «Я только хочу, чтобы у моего мальчика все было хорошо» [Moore 2003: XLVI]. Вудвью - «конечный пункт жизни Эстер» [ibid], ее будни - тревоги о сыне и заботы о хозяйке, ставшей чуть ли не подругой. Мур подводит свою героиню к некому итогу, она обретает свое место в мире, место матери. Думается, именно из-за того, что в центре романа вечный образ, Дж.Мур при создании своего произведения, не только обращается к новым, экспериментальным методам, но и ведет активный диалог с традицией.
Список литературы
Бабак Т.П. Романы Дж. Мура: становление и эволюция жанра: дис... .канд. филол.н. 10.01.05. Красноярск. 1996. 226 с.
Родионова М.Б. Дж. Мур и проблемы английского натурализма: дис....канд. филол.н. 10.01.05. СПб. 1998. 211 с.
Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX — начало XX в.). М.,: Наука. 1970. 432 с.
Фирстова М.Ю. Идея духовного самосовершенствавания в художественной структуре романа Элизабет Гаскелл «Руфь» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып 4(10). С. 111-119.
Gaskell E. Ruth. The Gutenberg Project, 2001. URL: http://www. gutenberg. org.
Moore G. Esther Waters. The Gutenberg Project, 2003. URL: http://www. gutenberg. org.
Sphere History of Literature in the English Language. V.6. The Victorians. Ed. By A.Pollard. L.: Sphere Bppks Ltd., 1970. 437 p.
Thakeray W.M. The History of Pendennis. The Gutenberg Project, 2005. URL: http://www.gutenberg.org.
Trotter D. The English Novel in History. 1895-1920. London and New York, Routledge. 1993. 337 p.
Watt G. The Fallen Woman in the 19th- century English Novel. London and Canberra: Barnes and Noble Books. 1984. 231 p.
WheelerM. English Fiction and the Victorian Period. 1830-1890. London and New York: Longman, 1985. 265 p.
WOMAN'S LIFE IN A TRADITIONAL VICTORIAN NOVEL AND
IN «ESTHER WATERS» BY J.MOORE: DIALOGUE WITH THE TRADITION AT THE END OF 19TH CENTURY
Varvara A. Byachkova
Candidate of Philology, Senior Lecturer of World Literature and Culture Department
Perm State National Research University
614022, Russia, Perm, Bukirev str., 19. [email protected]
The novels of George Moore are famous for the new approach to the Victorian literature, but they are still closely connected with the literary tradition of the XIX century. The article is dedicated to the traditional and conventional in depicting of woman and woaman's life in "Esther Waters". The images and elements of the plot familiar to the reader from the novels by T.Hardy, E,Gaskell, Ch. Dickens are given the new forms and ideas, their task is to show the "real" and "truthful" story of XIX-XX century woman, but on the other hand, they are making the eternal image of the mother as a symbol of good in the world full of cruelty and unjustice.
Key words: Victorian novel, literary tradition, G.Moore, the image of a mother, woman's life.