Научная статья на тему 'ЖЕНЩИНЫ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ЖЕНЩИНЫ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
98
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА-ДЕПУТАТ / ГЕНДЕР И ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЯКУТИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чиряева Лена Михайловна

В статье рассмотрены актуальные аспекты гендерной ситуации в системе властных отношений одного из региональных парламентов Российской Федерации. На примере самого северного и самого крупного региона РФ - Республики Саха (Якутия) проанализировано положение женщин во власти. Приводятся сравнительные статистические характеристики представительства женщин в региональном парламенте и муниципальных органах власти. Показана структура, содержание и направленность интересов женщин в социально-политической сфере отношений общества. Представлены биографии наиболее ярких представителей парламентариев Якутии, предпринята попытка исследования участия женщин-депутатов в политической жизни республики. Исследование базируется на данных официального интернет-портала правовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чиряева Лена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN IN THE SYSTEM OF POWER RELATIONS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article deals with important and topical issues of the gender problem in the system of power relations, a comparative characteristic of the composition of deputies of regional parliaments of the Russian Federation is given. On the example of the northernmost region - the Republic of Sakha (Yakutia), the situation of women in power is analyzed, the comparative characteristics of the occupied share of women in regional and municipal parliaments, as well as their socio-political interests in career growth are described. Biographies of the most prominent representatives of the parliamentarians of Yakutia are presented, an attempt is made to study the participation of women deputies in the political life of the republic. The materials of the official Internet portal of legal information were used as a research method.

Текст научной работы на тему «ЖЕНЩИНЫ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

СЛОВО МОЛОДЫМ

DOI 10.19181/nko.2022.28.1.8 УДК 369.032(571.56)

Л. М. Чиряева1

1 Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН.

Москва, Россия.

ЖЕНЩИНЫ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные аспекты гендерной ситуации в системе властных отношений одного из региональных парламентов Российской Федерации. На примере самого северного и самого крупного региона РФ - Республики Саха (Якутия) проанализировано положение женщин во власти. Приводятся сравнительные статистические характеристики представительства женщин в региональном парламенте и муниципальных органах власти. Показана структура, содержание и направленность интересов женщин в социально-политической сфере отношений общества. Представлены биографии наиболее ярких представителей парламентариев Якутии, предпринята попытка исследования участия женщин-депутатов в политической жизни республики. Исследование базируется на данных официального интернет-портала правовой информации.

Ключевые слова: женщина-депутат, гендер и властные отношения, гендерные стереотипы, социально-политические управленческие технологии, Якутия.

Для цитирования: Чиряева Л.М. Женщины в системе властных отношений Республики Саха (Якутия)//Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28, № 1. С. 90-99. 001:10.19181/пко.2022.28.1.8

Введение в проблему. Активное включение женщин в политику становится важнейшим условием устойчивого развития общества, что нашло отражение в окументе ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятом Генеральной ассамблеей в сентября 2015 года. Среди 17 глобальных целей устойчивого развития одна из ключевых связана именно с тендерным равенством1. Очевидно, что важнейшим проявлением гендерного равенства является включение и участие женщин в органах власти и управлении, что актуализирует научное изучение и прогнозирование представительности женщин в органах власти всех уровней.

Рассматривая современные социально-политические проблемы и изменения в практике государственной политики и процессах самореализации женщин в системе властных отношений, российский политический и государственный деятель, председатель Союза женщин России Екатерина Лахова отметила, что равноценное участие мужчин и женщин в управлении политическими процессами, по-своему гарантирует принятие сбалансированных, ответственных решений. И поэтому способно обеспечить устойчивое развитие страны, а устойчивость и стабильность - это именно то, что абсолютно необходимо нашему обществу [1, с. 38].

1 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.: Декларация Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 г. URL: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R (дата обращения 01.03.2022).

Гендерный подход к анализу социальной реальности предполагает, что тендерные отношения формируются обществом как социальная модель отношений женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в социуме и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании и др.). Гендер выступает как совокупность социальных и культурных норм, предписанных обществом к выполнению человеком в зависимости от своего биологического пола. Не только биологический пол, но и актуальные социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями, а выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли [2, с. 384]. В этой связи отметим, что в современном российском обществе в центре и регионах существуют существенные резервы в достижении необходимого гармоничного равноправия мужчин и женщин в политической сфере. В частности, сегодня женщины в российском обществе недостаточно полно представлены на руководящих должностях и в законодательных органах [3, с. 73-79].

Некоторые особенности гендерной ситуации в Республике Саха (Якутия). По мнению А. Е. Чириковой, решающую роль в успехе женщины во власти в рамках модели постепенного роста играют полученное образование и профессиональные качества. Об этом свидетельствуют материалы ее исследования о том, что женщины-руководители, не обладающие сильным характером, профессиональным любопытством и склонностью к решению трудных задач, не могут удержаться во власти, даже если им удалось на какое-то время подняться на высокую ступеньку во властной иерархии [4, с. 52-70].

Роль образования в формировании политической активности женщин зафиксирована в планах реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы в Республике Саха (Якутия)2. Женщины Республики Саха (Якутия) отличаются высоким уровнем образования и значительной экономической активностью. Уровень экономической активности женщин в трудоспособном возрасте составляет 76,4%, доля занятых женщин в общей численности занятого населения - 60,1%. При этом, 38% работающих женщин имеют высшее образование, 37,6% - среднее специальное образование, 21,2% - среднее общее образование, 2,9% - основное общее, 0,2% - не имеют образования. Средний возраст женщины республики составляет 36,4 лет, в том числе жительницы города - 36,7 лет и сельской жительницы - 35,7 лет. При этом средний возраст женщины России составляет 42,6 года, в том числе в городе -42,6 год, на селе - 42,6 лет. Численность женщин фертильного возраста составляет 238 316 женщин3.

Все большее число женщин самостоятельно реализует проекты в области социального предпринимательства, особенно в сферах дошкольного и дополнительного образования, культуры, оказания социальных, юридических, психологических и иных общественно полезных услуг. Доля женщин, намеревающихся

2 О реализации в 2020-2022 годах Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017- 2022 годы в Республике Саха (Якутия) : Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2020 г. N 238-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/570716163 (дата обращения 26.02.2022).

3 Источник: официальный сайт Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия). URL: https://mintrud.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3237501 (дата обращения 26.02.2022).

осуществлять предпринимательскую деятельность, ежегодно увеличивается. Активная роль женщин проявляется и в участии в управлении республикой Саха. Согласно административной отчетности за 2020 г. по гражданским служащим, доля женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, составляет 68,4%4.

В обществе, где утверждается политическое равенство, граждане независимо от пола должны быть представлены в различных сферах деятельности, в том числе и во властных структурах. Представленность в государственных органах как мужчин, так и женщин, приводит к принятию сбалансированных решений, которые отражают запросы всего населения страны. Цель гендерного равенства - возможность представителям обоих полов на равных правах принимать участие в различных сферах частной и общественной жизни. Исследования показывают, что гендерное равенство является условием и показателем уровня демократического и социально-экономического развития государства и личности. Поэтому особенно важно включать женщин в политический и управленческий процесс на фоне имеющегося консервативного поворота в политическом дискурсе, когда женщинам отводится роль домохозяек и воспитателей детей [5, с. 34-43].

В Российской Федерации на сегодняшний день не существует специальных законов, направленных на достижение гендерного баланса в органах власти и управления. Как результат, уровень представленности женщин существенно отстает от мировых показателей и составляет порядка 16% на федеральном, 15% на региональном уровнях и около 50% в местных органах власти. Существенное отставание России в плане представленности женщин в органах власти привело к смещению страны с 75 места (в рейтинге 2018 года) на 81 место в общемировых рейтингах 2020-2021 Index Gender Gap5.

Среди 22 республик Российской Федерации доля женщин в представительных органах варьируется от 0 до 33%. В среднем, доля женщин, избранных депутатами в регионах, равна 15% (всего депутатов - 1243, женщин 186). Это примерно равно количеству женщин в Государственной думе Федерального собрания РФ - 16% (72 из 454)6. Самая высокая доля женщин представлена в региональном парламенте Республики Карелия, в законодательном Собрании VI созыва 12 женщин из 36 (33%). Самый низкий процент женского участия в пропорции демонстрируют органы представительства Чеченской Республики, в парламенте IV созыва Чеченской Республики нет ни одной женщины. В Якутии же имеется достаточное представительство женщин во власти, республиканский парламент представлен 13 женщинами из 69, что соответствует 18% (см. табл. 1).

Исследование гендерных стереотипов в оценках госслужащих Республики Саха (Якутия) помогает оценить способность данного региона к обновлению, модернизации - переходу от традиционного уклада к современному.

4 Доклад о государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия) в 2020 году // Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). URL: https://ggs.sakha.gov. ш/uploads/ckfinder/userfiles/2021/06/08/files/Доклад%20за%202020%20год.pdf (дата обращения 26.02.2022).

5 Global Gender Gap report 2021. World Economic Forum (official web-site). URL: https://www3.wefo-rum.org/docs/WEF_GGGR_2021.pdf (last request 28.02.2022).

6 Депутаты // Официальный сайт ГД РФ. URL: http://duma.gov.ru/duma/deputies/7/ (дата обращения 28.02.2022).

Таблица 1

Численность депутатов региональных парламентов

Субъект РФ Численность депутатов региональных парламентов Число женщин

Республика Адыгея 53 5

Республика Алтай 41 6

Республика Башкортостан 109 18

Республика Бурятия 32 7

Республика Дагестан 90 8

Республика Ингушетия 32 4

Кабардино-Балкарская Республика 70 14

Карачаево-Черкесская Республика 94 6

Республика Калмыкия 27 5

Республика Карелия 36 12

Республика Коми 30 9

Республика Крым 75 17

Республика Марий Эл 50 8

Республика Мордовия 48 7

Республика Саха(Якутия) 69 13

Республика Северная Осетия 70 8

Республика Татарстан 99 13

Республика Тыва 32 7

Удмуртская Республика 59 8

Республика Хакасия 50 7

Чеченская Республика 40 0

Чувашская Республика 38 5

Источник: по данным Официального сайта ГД РФ.

Республика Саха (Якутия) располагается в Северо-Восточной части Евразийского материка и является самой большой по площади административно-территориальной единицей в мире. Однако, плотность ее населения можно отнести к самым низким в России. По данным Росстата она равна 0,32 чел./км2. Общая численность населения Якутии на 1 февраля 2022 года составила 990 538 человек, при этом на долю городского населения приходится 65,45%. В регионе постоянно проживают 423 401 (43,56%) мужчин и 548 595 (56,44%) женщин (см. табл. 2).

Таблица 2

Численность населения на 1 февраля 2022 года

Территории Всего человек Число мужчин Число женщин

Российская Федерация 146,7 млн 68,1 млн (46%) 78,6 млн (54%)

Республика Саха (Якутия) 990 тыс 538 423 тыс 401 (43,6%) 548 тыс 595 (56,4%)

Источник: по данным Росстата.

Рассматривая аспекты включения женщин в состав регионального и муниципального парламентов, остановимся на вопросе участия женщин в действующих депутатских корпусах Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), который состоит из 69 депутатов, избираемых сроком на пять лет (2018-2023). Из них 34 депутата избираются по одномандатным округам, 35 -по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Вторым рассмотренным органом власти станет Якутская городская дума IV созыва (2018-2023), которая состоит из 26 человек (из них 9 женщин). Среди 69 депутатов Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 13 являются женщинами, что составляет 18% или почти одну пятую часть от всего депутатского корпуса (см. табл. 3).

Таблица 3

Сравнительная характеристика состава депутатов за 2018 и 2022 гг.

Республиканский и муниципальный уровень Общая численность депутатов в 2018 г Общая численность депутатов в 2022 г Число депутатов женщин в 2018 г Число депутатов женщин в 2022 г.

Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 82 69 14 13

Якутская городская Дума 30 28 11 10

Источник: по данным Официального информационного портала Республики Саха (Якутия).

По сравнению с 2018 годом в 2022 году процент женщин-депутатов, участвующих в системе властных отношений, увеличилось на 1,8% в региональном и уменьшилось примерно на 1% в муниципальном парламенте. В целом Республика Саха (Якутия) демонстрирует положительную тенденцию к тендерному равенству, хоть и медленными темпами. Наиболее яркие представители женщин-депутатов Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Якутской Городской Думы определены по результатам он-лайн-опроса от 8 марта 2021 года «10 самых авторитетных женщин политиков в Якутии». В ходе анкетирования получены следующие результаты: на первом месте - председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габыше-ва, набравшая 5601 голосов (27%), на втором - Марианна Прокопьева, депутат Якутской городской Думы, директор ООО «Прометей» (26%, 5313 голосов), на третьем - Алевтина Эверстова, депутат Якутской городской Думы, главный врач Поликлиники № 1 (9%, 1879 голосов). В рамках данной статьи обратимся к биографиям и особенностям политического участия женщин в Республике Саха (Якутия) (см. табл. 4).

Анализ показывает, что большинство женщин пришли в политику из бюджетной сферы или сферы государственного управления. Это бывшие учителя, врачи, работники системы ЖКХ. Для большинства из них участие в представительных органах является органическим продолжением работы в форме политической деятельности.

Таблица 4

Женщины-депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) и Якутской городской Думы

Габышева Феодосия Васильевна Прокопьева Марианна Трофимовна Эверстова Алевтина Васильевна

ВУЗ: Магаданский государственный педагогический институт, учитель начальных классов (1977); аспирантура НИИ национальных школ Министерства народного образования РСФСР (1988). ВУЗ: Инженерно-технический факультет Якутского государственного университета им. М.К. Амосова по специальности инженер по ТГВ (2009). ВУЗ: Якутский государственный университет, медико-лечебный факультет, врач (1990); Дальневосточная академия государственной службы при Президенте РФ, ГиМУ (2003); Институт управления при Президенте РС (Я), специальность «Управление земельными ресурсами» (2010).

1977-1981 - учительница Сунтар-ской средней школы №2 Сунтар-ского района ЯАССР; 1981-1990 - младший научный сотрудник Якутского филиала НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР; 1990-1991 - старший научный сотрудник Якутского филиала НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР; 1991-1992 - ведущий научный сотрудник Якутского филиала Института национальных проблем образования; 1992-1994 - учёный-секретарь Научно-исследовательского института национальных школ Республики Саха (Якутия); 1994-1998 - начальник службы учебно-методического и издательского обеспечения Министерства образования Республики Саха (Якутия); 1998-2002 - начальник отдела обеспечения непрерывности содержания базового образования Министерства образования Республики Саха (Якутия); 2002-2003 - начальник Управления воспитательной работы и дополнительного образования Министерства образования Республики Саха (Якутия); 2003-2010 - министр образования Республики Саха (Якутия); 2010-2014 - заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия); 1988-1996 - мастер отделочных работ ОАО «Промстрой»; 2000-2001 - мастер по обслуживанию зданий и сооружений в ООО «Прометей»; 2001-2012 - ведущий инженер теплотехник в ОАО «Водоканал»; с 2012 по н.в. - директор ООО «Прометей +». 1991-1994 - врач поликлиники №1 г. Якутск; 1995-1997 - врач Якутской городской клинической больницы; 1997-1999 - клиническая ординатура Медицинского института ЯГУ; 1999-2000 - врач Якутской городской клинической больницы; 2000-2003 - врач Якутского республиканского онкологического диспансера; 2003-2007 - главный специалист по охране материнства и детства Комитета здравоохранения ОА ГО г. Якутска; с 2008 по н.в. - старший научный сотрудник ЯНЦ СО РАМН; с 2007 по н.в. - главный врач ГБУ РС (Я) «Поликлиника №1».

Окончание табл. 4

Габышева Феодосия Васильевна Прокопьева Марианна Трофимовна Эверстова Алевтина Васильевна

2014-2016 - министр образования Республики Саха (Якутия); 2016-2018 - первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия).

С 2018 г по настоящее время -председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций (от партии «Единая Россия»). Депутат Якутской городской Думы IV созыва (по единому избирательному округу от партии «Справедливая Россия») (2018-2023 гг.) Депутат Якутской городской Думы IV созыва (по Ойунско-му избирательному округу № 4 от партии «Единая Россия») (2018-2023 гг.)

Источник: сведения с Официального сайта Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутии) и сайта Якутской городской думы.

Как отмечает О. Г. Овчарова, гендерная асимметрия политики остается одной из ключевых проблем в современном мире. Демократические преимущества получают все же страны с богатейшим политическим опытом и идеями, сформированными ценностями социального равенства - в том числе и апробированными идеями гендерного равенства политики, хотя для его полного достижения потребуется еще не одно столетие [6, с. 16-20].

Представительство женщин в органах власти Республики Саха (Якутия) незначительно, как и в целом по России. На федеральном уровне оно колеблется от 0 до 10%, на региональном уровне от 0 до 25%, на местном - от 20 до 40%. Такое положение демонстрирует, что женщины фактически не попали в сферы принятия решений, т.е. преобладают на нижних этажах власти. Соответственно, гендерные стереотипы мешают женщинам занимать высокие посты, отсутствуют институциональная и законодательная база для участия женщин в политике и обеспечения гендерного равенства. Например, в Боснии и Герцеговине есть меры позитивной дискриминации, национальные законы о гендерном равенстве, гендерном насилии и институциональная база: Агентство по вопросам гендерного равенства, различные центры и комиссии на муниципальном уровне и в парламенте. Особенности традиционного уклада жизни и культуры, как правило, консервируют сложившийся веками образ жизни и роль женщины в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей, создают преставление о женщине, как о хранительнице очага, матери, жене.

Заключение и выводы. В новом устойчивом мире предстоит найти баланс интересов общества и личности с учетом гендерных особенностей прав и обязанностей каждого человека. Адекватное понимание проблемной ситуации в центре и регионах с учетом вековых гендерных традиций и новые открывающиеся возможности технологических инноваций настоящего и будущего являются стартовой позицией и залогом успеха гендерной политики и практик, в которых наука и политика идут рядом. Сегодня политическая социология показывает, что самая высокая доля женщин представлена в региональном парламенте Республики Карелия: в законодательном Собрании VI созыва 12 женщин из 36 депутатов (33%). Самый низкий процент женского участия в пропорции демон-

стрируют органы представительства Чеченской Республики: в парламенте IV созыва Чеченской Республики нет ни одной женщины. В Якутии же имеется достаточное представительство женщин во власти, республиканский парламент представлен 13 женщинами из 69 депутатов, что соответствует 18%.

Социологические измерения и анализ подтверждают гипотезу, что женщины-депутаты, достигшие успеха во власти, переступают тендерные стереотипы и отличаются новыми навыками и практиками социального и политического управления. Женщины в политике одновременно видят социально-политические проблемы мужским и женским зрением. Для них характерен высокий уровень образования и компетентная профессиональная активность. Женская ген-дерная природа является гарантией продолжения человеческой жизни на нашей планете. Предстоит ещё многое сделать в политике и социальной сфере, чтобы защитить гарантии достойной жизни женщин, семьи и ребенка, право человека и общества в нашей стране на устойчивое будущее новых поколений.

Проанализировав роль и место женщин во власти, деятельность и биографию женщин-лидеров, руководителей в системе властных отношений в самом северном регионе Российской Федерации - Республике Саха (Якутия), можно сделать следующие выводы:

- В Якутии имеется явный недостаток представительства женщин во власти, республиканский парламент представлен 13 женщинами из 69, что соответствует 18%;

- По сравнению с 2018 годом в 2022 году процент женщин-депутатов, участвующих в системе властных отношений, увеличилось на 1,8% в региональном и уменьшилось примерно на 1% в муниципальном парламенте. В целом Республика Саха (Якутия) демонстрирует положительную тенденцию к гендерному равенству, хоть и медленными темпами;

- Женщины-руководители, достигшие успеха во власти, позволяют опровергнуть традиционное представление об ограниченных возможностях женщины-лидера и мнение о меньшей эффективности женского управления по сравнению с мужской моделью менеджмента. Женщины-управленцы во власти достигают успехов не в результате копирования мужского стиля управления, а посредством творческого использования своих способностей, реализации внутренне присущих женщине черт и качеств. Высокообразованные, экономически и общественно активные с имманентно присущей им техникой коммуникации женщины-лидеры в системе властных отношений детально и ответственно подходят к управленческим решениям любой сложности. Они умеют работать в команде, динамично продвигают проекты и программы, тем самым достигают успехов, независимо от гендерных стереотипов, что и показывают биографии женщин-руководителей во властных структурах Республики Саха (Якутия). Результаты исследований подтверждают, что актуальной задачей гендерной социологии и психологии лидерства является научно выверенная постановка задачи для принятия эффективных решений с использованием таких характеристик как образование и профессиональные качества. Исследование особенностей гендерного фактора найдут свое место среди других феноменов лидерства, и в этом плане эта область имеет большой исследовательский потенциал.

Библиографический список

1. Лахова, Е. Ф. Правила игры: равенство возможностей. Государство и политика. М., 2002.

2. Антология гендерной теории / Составители: Е. И. Гапова, А. Р. Усманова. Минск : Пропилеи, 2000. 384 с. ISBN 985-6329-32-9.

3. Евсеев, И. В. Гендерная асимметрия в государственном собрании (ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-7. С. 73-79.

4. Лапина, Н. Ю, Чирикова, А. Е. Женщина во власти в России: карьерный рост и мотивация // Россия и современный мир. 2010. № 1 (66). С. 52-70.

5. Великая, Н. М, Овчарова, О. Г. Консервативный поворот российского общества: гендерный акцент // Гендерные ресурсы и формирование нового гендерного порядка в XXI веке. М. : НИИ ЮФО, 2020. С. 34-43.

6. Овчарова, О. Г. Гендерная асимметрия политики: трансформации мировой конфигурации // Гендерные отношения в мире глобализации: вызовы и перспективы : материалы Международной научно-практической конференции студентов (Тверь, 21 мая 2019 года). Тверь : Тверской государственный университет, 2019. С. 16-20.

Дата поступления в редакцию: 01.03.2022.

Принята к печати: 14.03.2022.

Сведения об авторе: Лена Михайловна Чиряева, Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН.

Москва, Россия. e-mail: lenachiryaeva99@mail.ru

L. M. Chiryaeva1

1 Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS. Moscow, Russia.

WOMEN IN THE SYSTEM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OF POWER RELATIONS

OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Abstract. The article deals with important and topical issues of the gender problem in the system of power relations, a comparative characteristic of the composition of deputies of regional parliaments of the Russian Federation is given. On the example of the northernmost region - the Republic of Sakha (Yakutia), the situation of women in power is analyzed, the comparative characteristics of the occupied share of women in regional and municipal parliaments, as well as their socio-political interests in career growth are described. Biographies of the most prominent representatives of the parliamentarians of Yakutia are presented, an attempt is made to study the participation of women deputies in the political life of the republic. The materials of the official Internet portal of legal information were used as a research method.

Keywords: female leader, power relations, gender stereotypes, management technologies, Yakutia.

For citation: Chiryaeva L.M. (2022) Women in the system of power relations of the Republic of Sakha (Yakutia). Science. Culture. Society. Vol. 28. № 1. P. 90-99. DOI: 10.19181/nko.2022.28.1.8

References

1. Lakhova, E. F. (2002) Pravila igry: ravenstvo vozmozhnostei. Gosudarstvo i politika [Rules of the game: equality of opportunities. State and Politics]. Moscow (in Russ.).

2. Gapova, E. I., Usmanova, A. R. (eds) (2000) Antologiya gendernoi teorii [Anthology of gender theory], Minsk, Propylaea. 384 p. ISBN 985-6329-32-9 (in Russ.).

3. Evseev, I. V. (2016) Gender asymmetry in the State Assembly (il Tumen) Republic of Sakha (Yakutia). International Journal of Humanities and Natural Sciences. No. 1-7. Pp. 73-79 (in Russ.).

4. Lapina, N. Y., Chirikova, A. E. (2010) A woman in power in Russia: career growth and motivation. Rossiya i sovremennyj mir [Russia and the contemporary world]. No. 1 (66). Pp. 5270 (in Russ.).

5. Velikaya, N. M., Ovcharova, O. G. (2020) The conservative turn of Russian society: gender emphasis. In: Gender resources and the formation of a new gender order in the XXI century. Moscow, Research Institute of the Southern Federal District. Pp. 34-43 (in Russ.).

6. Ovcharova, O. G. (2019) Gender asymmetry of politics: transformations of the world configuration. Gender relations in the world of globalization: challenges and prospects : materials of the International Scientific and Practical Conference of Students (Tver, May 21, 2019). Tver, Tver State University. Pp. 16-20 (in Russ.).

The article was submitted on March 01, 2022.

Accepted on March 14, 2022.

Information about the author: Lena M. Chiryaeva, Institute of Socio-Political Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences. Moscow, Russia.

e-mail: lenachiryaeva99@mail.ru

HAyKA. Ky^bTyPA. OE^ECTBO • № 1 • 2022

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.