Научная статья на тему 'Женщины и космос'

Женщины и космос Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
269
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крылывец А.А., Петрова А.Д., Сидоров И.Т.

Рассматривается история «женской» космонавтики, пути ее реализации. Также рассматриваются сходства и различия между «русской» и «американской» космонавтикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женщины и космос»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

- реализация системы связи, формирующей единое информационное поле для сохранения целостного восприятия человечества как социальной системы.

Решение третьей проблемы в настоящий момент -основное ограничение для освоения космоса и реализации дальних пилотируемых полетов, ведь даже до орбиты Марса полтора-три месяца полета и восемь минут задержки радиосигнала. Дальше проблема только усугубляется. Вероятно, было бы целесообразным осмысление именно третьей проблемы, как техническое, так и философское, сделать основным стимулом развития человечества в рамках рассмотренной в исследовании предметной области.

Вывод. Рассмотренная система взглядов на освоение космоса - краткое изложение необходимого осмысления роли науки, человеческого потенциала и некоторых проблем в освоении космоса, дальних пилотируемых космических полетах и расширения зоны обитания человека. Основой для развития философских взглядов на проблему предлагается взять идеи постпозитивизма Т. Куна, используя также целостную

систему философских, социально-гуманитарных и технических взглядов К. Э. Циолковского.

Библиографические ссылки

1. Казютинский В. В. План освоения космического пространства К.Э. Циолковского: научно-технические и гуманитарные аспекты. URL: http://readings.gmik.ru/lecture/2008-PLAN-OSVOENIYA-KOSMICHESKOGO-PROSTRANSTVA-K-E-TSIOLKOVSKOGO-NAUCHNO-TEHNICHESKIE-I-GUMANITARNIE-ASPEKTI. Дата обращения: 15.04.2011.

2. Светлов В. А. История философии в схемах и комментариях : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2010.

3. Замкнутая система: человек - высшие растения (четырехмесячный эксперимент) [текст] / под ред. Г. М. Лисовского. Новосибирск: Наука, 1979.

4. Золотухин В. А. Колонизация космоса: проблемы и перспективы. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. унта, 2003.

© Золотарева Е. Ю., Тихомиров А. А., 2011

УДК 669.713.7

А. А. Крылывец, А. Д. Петрова Научный руководитель - И. Т. Сидоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЖЕНЩИНЫ И КОСМОС

Рассматривается история «женской» космонавтики, пути ее реализации. Также рассматриваются сходства и различия между «русской» и «американской» космонавтикой.

После окончания второй мировой войны между СССР и США начинается эпоха противостояния -эпоха холодной войны. Это противостояние затрагивало все сферы жизни западного и советского общества, включая систему собственных ценностей и приоритетов, свойственных для этих обществ образа жизни и заканчивая соперничеством в науке и технике. В том числе и освоение космических пространств. Это противостояние являлось противоборством различных политических систем имеющих целью доказать друг другу своё преимущество и эффективность.

Давно уже не секрет, что наша космическая программа была нацелена в первую очередь на решение пропагандистских задач. Пропаганда космонавтики стала, наверное, пропагандистской задачей номер один: каждый полет на заре космической эры должен был демонстрировать какую-нибудь привлекательную черту или достижение нашего общества. Советскому человеку это казалось привычным и насущно необходимым. И так вышло, что ареной «показательных боев» в противостоянии двух великих держав стала космонавтика. Она символизировала и олицетворяла собой все - и научно-техническую мощь нашей страны, и наличие высоких технологий, интеллектуального потенциала, и морально-политическое единство общества, и преимущества социалистического образа жизни. Считалось, что только социалистическое государство способно осуществить вывод на орбиту кос-

мического корабля с человеком на борту. Американские достижения были куда скромнее наших, а до полетов «Аполлонов» на Луну было еще далеко...

Идея женского космического полета возникла именно из политических соображений. Рассказывают, что помощник главнокомандующего ВВС по подготовке и проведению космических полетов Н. Каманин, познакомившись в Америке с летчицей Дж. Кобб из отряда астронавтов, приступил к организации женской космической группы: нельзя было допустить, чтобы американская женщина полетела в космос раньше нашей.

В последние годы, когда космонавтика перестала быть областью, закрытой для критики, в прессе неоднократно поднимался вопрос - а нужен ли был тогда, в 1963 году, полет женщины в космос? Разумеется, был нужен - в первую очередь для поддержания и развития мифа о преимуществах социализма: как на разные лады трубила наша пресса, этот полет свидетельствовал о полном равноправии женщин и мужчин в Советском Союзе.

Пропагандистские задачи были решены в полной мере. Переворота, который, по утверждению нашей прессы, «произошел в сознании сотен миллионов женщин, знавших во многих странах лишь унижение и бесправие» не случилось, но импульс к тому, чтобы разбудить самосознание женщин, был дан. Присутствовала здесь и определенная исследовательская логика: в первых пяти полетах изучалось воздействие

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

космических факторов на мужской организм, в шестом - на женский.

Прошло почти 20 лет после полета Терешковой, а мотивы принятия решения о следующем полете женщины в космос были те же: получить «большой политический эффект». Однако военные не были заинтересованы в полете женщины-космонавта, имеющей воинское звание. В 1982 г. в космос полетела С. Савицкая, летчик-испытатель. История повторилась: женщины, которые готовились вместе с ней и дублировали ее, в космос так и не полетели. Несколько лет они «просидели» в отряде, а потом были расформированы за ненадобностью... Но положительные сдвиги все же произошли: промежуток между полетами Савицкой и недавним полетом Е. Кондаковой сократился вдвое и составил около 10 лет.

В течение последующих лет после полета Терешковой НАСА продолжала проводить медико-биологические исследования и эксперименты с участием женщин-добровольцев, а 8 июля 1976 г. был объявлен открытый набор астронавтов для полетов по новой программе «8расе8ЬиА:1е» с участием женщин. Это объяснялось тем, что новый корабль был более вместительным и комфортабельным, чем прежние, и там можно было обеспечить приемлемые условия для жизни и работы женщин.

Возникает вопрос: А необходимо ли участие женщин в космических полетах?

Проблему участия женщин в космических полетах нельзя рассматривать в отрыве от социальных условий и состояния массового сознания. Если говорить о сегодняшнем дне, то необходимость участия женщин в космических полетах, скорее, отсутствует: как показал опыт космических полетов, мужчины в основном справляются сами. Есть ли сейчас на орбите такие задачи, которые могут быть решены только с участием женщин? Или решены более эффективно при их

участии? К сожалению, ответ на все эти вопросы один - нет. Однако в длительных полетах, которые, несомненно, предстоят человечеству, без женщин никак нельзя - это вопрос безопасности.

В условиях постоянно и длительно действующих разнообразных стрессоров первостепенную важность на корабле приобретает благоприятный психологический климат, и наличие женщин будет способствовать его формированию и поддержанию. Женская психика более устойчива к неблагоприятным воздействиям, женщины более терпеливы, и это их качество будет особенно ценно в условиях монотонии. Женщины более чувствительны к отклонениям от нормы и раньше чувствуют опасность.

В заключении хотелось бы отметить, что советские женщины, которые первыми в мире послали свою представительницу в космос, оказались в худшем положении: сейчас у нас женщин, слетавших в космос, всего трое, а у американцев - уже более 40. Возможно, причиной этому стало то, что «у них» женский вопрос решен гораздо лучше, чем у нас, по крайней мере, в космонавтике. Там летают не мужчины и женщины, а специалисты, которые в одних случаях оказываются мужчинами, в других - женщинами. И критерием при выборе кандидата на полет является профессионализм.

В то же время наши космонавты, участвующие в совместных полетах, рассказывают, что американские астронавтики не всегда являются специалистами своего дела и в этом плане профессиональная подготовка наших космонавток гораздо лучше. Также среди американских астронавток много представителей нелетных профессий, а тем более космических: учителей, домохозяек и т. п.

© Крылывец А. А., Петрова А. Д., Сидоров И. Т., 2011

УДК 113

О. А. Лишутина, А. А. Парамонова Научный руководитель - И. И. Валишина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РОДОНАЧАЛЬНИК РУССКОГО КОСМИЗМА

Рассматриваются идеи Федорова в учении «Философия общего дела». Влияние этих идей на современное понимание связи человечества.

Созерцательное отношение к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Федорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос.

Место Н. Ф. Федорова в истории отечественной философии, его роль в ее становлении очерчивают труды В. В. Зеньковского «История русской философии» и Н. О. Лосского «История русской философии». В. А. Кожевников, который издал в 1901-1908 гг. работу «Николай Федорович Федоров», содержащую биографический очерк и подробный критический анализ творчества. Актуальность работы состоит

в рассматривании связи диалектике нравственности и диалектике науки.

Федоров говорит, что современное состояние человечества можно охарактеризовать как «небратское», когда процветает не только разорение природы, но и истребление друг друга. Цивилизация держится не любовью и заботой о ближнем, а страхом и насилием. «История как факт есть взаимное истребление, истребление друг друга и самих себя, ограбление или расхищение через эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы (т. е. земли), есть собственное вырождение и умирание (т. е. культура), причем жестокость делается только утонченною, а вместе и более злою» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.