Научная статья на тему 'Родоначальник русского космизма'

Родоначальник русского космизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
330
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лишутина О.А., Парамонова А.А., Валишина И.И.

Рассматриваются идеи Федорова в учении «Философия общего дела». Влияние этих идей на современное понимание связи человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Родоначальник русского космизма»

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

космических факторов на мужской организм, в шестом - на женский.

Прошло почти 20 лет после полета Терешковой, а мотивы принятия решения о следующем полете женщины в космос были те же: получить «большой политический эффект». Однако военные не были заинтересованы в полете женщины-космонавта, имеющей воинское звание. В 1982 г. в космос полетела С. Савицкая, летчик-испытатель. История повторилась: женщины, которые готовились вместе с ней и дублировали ее, в космос так и не полетели. Несколько лет они «просидели» в отряде, а потом были расформированы за ненадобностью... Но положительные сдвиги все же произошли: промежуток между полетами Савицкой и недавним полетом Е. Кондаковой сократился вдвое и составил около 10 лет.

В течение последующих лет после полета Терешковой НАСА продолжала проводить медико-биологические исследования и эксперименты с участием женщин-добровольцев, а 8 июля 1976 г. был объявлен открытый набор астронавтов для полетов по новой программе «8расе8ЬиА:1е» с участием женщин. Это объяснялось тем, что новый корабль был более вместительным и комфортабельным, чем прежние, и там можно было обеспечить приемлемые условия для жизни и работы женщин.

Возникает вопрос: А необходимо ли участие женщин в космических полетах?

Проблему участия женщин в космических полетах нельзя рассматривать в отрыве от социальных условий и состояния массового сознания. Если говорить о сегодняшнем дне, то необходимость участия женщин в космических полетах, скорее, отсутствует: как показал опыт космических полетов, мужчины в основном справляются сами. Есть ли сейчас на орбите такие задачи, которые могут быть решены только с участием женщин? Или решены более эффективно при их

участии? К сожалению, ответ на все эти вопросы один - нет. Однако в длительных полетах, которые, несомненно, предстоят человечеству, без женщин никак нельзя - это вопрос безопасности.

В условиях постоянно и длительно действующих разнообразных стрессоров первостепенную важность на корабле приобретает благоприятный психологический климат, и наличие женщин будет способствовать его формированию и поддержанию. Женская психика более устойчива к неблагоприятным воздействиям, женщины более терпеливы, и это их качество будет особенно ценно в условиях монотонии. Женщины более чувствительны к отклонениям от нормы и раньше чувствуют опасность.

В заключении хотелось бы отметить, что советские женщины, которые первыми в мире послали свою представительницу в космос, оказались в худшем положении: сейчас у нас женщин, слетавших в космос, всего трое, а у американцев - уже более 40. Возможно, причиной этому стало то, что «у них» женский вопрос решен гораздо лучше, чем у нас, по крайней мере, в космонавтике. Там летают не мужчины и женщины, а специалисты, которые в одних случаях оказываются мужчинами, в других - женщинами. И критерием при выборе кандидата на полет является профессионализм.

В то же время наши космонавты, участвующие в совместных полетах, рассказывают, что американские астронавтики не всегда являются специалистами своего дела и в этом плане профессиональная подготовка наших космонавток гораздо лучше. Также среди американских астронавток много представителей нелетных профессий, а тем более космических: учителей, домохозяек и т. п.

© Крылывец А. А., Петрова А. Д., Сидоров И. Т., 2011

УДК 113

О. А. Лишутина, А. А. Парамонова Научный руководитель - И. И. Валишина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РОДОНАЧАЛЬНИК РУССКОГО КОСМИЗМА

Рассматриваются идеи Федорова в учении «Философия общего дела». Влияние этих идей на современное понимание связи человечества.

Созерцательное отношение к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Федорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос.

Место Н. Ф. Федорова в истории отечественной философии, его роль в ее становлении очерчивают труды В. В. Зеньковского «История русской философии» и Н. О. Лосского «История русской философии». В. А. Кожевников, который издал в 1901-1908 гг. работу «Николай Федорович Федоров», содержащую биографический очерк и подробный критический анализ творчества. Актуальность работы состоит

в рассматривании связи диалектике нравственности и диалектике науки.

Федоров говорит, что современное состояние человечества можно охарактеризовать как «небратское», когда процветает не только разорение природы, но и истребление друг друга. Цивилизация держится не любовью и заботой о ближнем, а страхом и насилием. «История как факт есть взаимное истребление, истребление друг друга и самих себя, ограбление или расхищение через эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы (т. е. земли), есть собственное вырождение и умирание (т. е. культура), причем жестокость делается только утонченною, а вместе и более злою» [1].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Федоров не приемлет знания без действия, знание без действия безнравственно. Человечеству надо дать великую и абсолютно нравственную цель, которая объединила бы людей, при достижении которой они смогли бы преодолеть свое «небратское» состояние. Философ рассуждает следующим образом: корень «небратства» состоит в замыкании каждого в самом себе, в отдалении от других людей. Такая отдаленность царит не только в отношении живущих, когда каждый думает лишь о своей короткой жизни, но и по отношению к умершим - даже самым близким: отцам, дедам, прадедам. Смерть - это главная трагедия человеческой истории, и примириться с ней нельзя, ей нет и не может быть нравственного оправдания. Федоров выдвигает проект активного преодоления «неправды смерти», борьбы с ней [2].

Автор философии общего дела мудро и вполне справедливо разъяснял: «Сама природа в человеке создала зло смерти, создала свое несовершенство». «Смертность, - сетовал Федоров, - сделалась всеобщим органическим пороком, уродством, которое мы уже не замечаем, и не считаем ни за порок, ни за уродство» [1]. Такого рода притупленное отношение людей к смерти как к неизбывному злу разоружало их в борьбе с ней, особенно естественной смертью. И как раз огромная заслуга Федорова заключалась в том, что мыслитель решительно и мужественно восстал против подобного многотысячелетнего смирения перед трагизмом фатального финала индивидуального человеческого бытия. Осознание смерти как «порока» и «уродства» становилось мощным импульсом противодействия ей. Главной целью, достижению которой должны быть подчинены силы природы, является воскрешение всех наших предков. Федоров пишет: «Долг воскрешения требует такого открытия, ибо без обладания небесным пространством невозможно одновременное существование поколений, хотя, с другой стороны, без воскрешения невозможно достижение полного обладания небесным пространством» [1]. Такое воскрешение не есть чудо и мистика, а есть вполне осуществимое практическое действие, осуществляемое самими людьми. А русский народ, вооруженный православным миросозерцанием, опытом общинной, семейной жизни, практически способен эту миссию выполнить. В своей философии Н. Федоров пытается соединить в гармоническое единство православие, преобразованное в культ предков, науку и научное знание, доступное всем, и технологию, базирующуюся на естествознании. Он предостерегает, что если наука, техника, технология не будут служить целям общего дела, то они породят непреодолимые проблемы современной цивилизации, ведущие к деградации человечества и его самоуничтожению. Нужно не отказаться от мысли, а внести ее в природу; не отказаться от науки, а дать ей новое направление, объединяя все разрозненные участки ее работы, наделив их высшей целью. Поэтому главным требованием является неотделимость знания от блага, требуется внесение в научные исследования и технические изобретения ясного и нравственного критерия - высшую цель их усилий. Надо особо подчеркнуть, что федоровская философия Дела предлагает последовательно

синтетический способ мышления и достижения высших целей; это воистину философия синтеза, «синтеза двух разумов (теоретического и практического) и трех предметов знания и дела (Бог, человек и природа)», и, наконец, «синтеза науки и искусства в религии, отождествляемой с Пасхою» [3]. «Ученые, разбившие науку на множество отдельных наук, воображают, что гнетущие и обрушивающиеся на нас бедствия находятся в ведомстве специальных знаний, а не составляют общего вопроса для всех, вопроса о неродственном отношении слепой силы к нам, разумным существам, которая ничего от нас, по-видимому, и не требует, кроме того, чего в ней нет, чего ей недостает, т. е. разума правящего, регуляции», - пишет философ [1]. Он тем самым предвосхитил междисциплинар-ность, которую приобрели научные исследования в последнее время.

Федоров являлся технократом в самом современном значении этого слова. Он считает, что с помощью научно-технических достижений человечество сможет решить не только вопросы господства над природными силами, но и социальные проблемы. Более того, для него социальные проблемы вторичны по отношению к решению главных вопросов регуляции природных процессов - вопросов о преодолении смерти, непогоды, неурожаев, стихийных бедствий и т. п. Федоров считает, что зависимость неудач от разлада мнений о добре и зле и от различия побуждений к делу должна убедить нас, что именно в розни и вражде заключается вообще ближайшая причина бедствий человеческого рода, а если это верно, то первою, так сказать, отрицательною половиною задачи всеобщего дела должно быть прекращение этого многовекового раздора, ослабевавшего до сих пор разве лишь относительно внешних форм своего проявления, но отнюдь не по существу. Положительною же ближайшею задачею будет восстановление всемирного мира, то есть родственного единства между людьми, что и даст им возможность перейти к осуществлению дальнейшей положительной стороны задачи, к установлению всеобщего блага, то есть к устроению Царствия Божия, к исполнению воли Отца Небесного на земле и на небе, согласно Его призыву и указанию.

Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н. Ф. Федоровым и русскими философами-космис-тами, ныне называют «мировоззрением третьего тысячелетия». Философия русского космизма показывает, что философия может влиять на научный прогресс, что философия может показывать исследователям контуры будущего и приводить к новым скачкам в развитии человечества.

Библиографические ссылки

1. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. М. : Эксмо. 2008.

2. Семенова С. Г. Н. Ф. Федоров: Pro et Contra. Кн. I. М. : Русский Христ. гуманитарный ин-та. 2004.

3. Семенова С. Г. Философия будущего времени. М. : Пашков Дом. 2008.

© Лишутина О. А., Парамонова А. А., Валишина И. И., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.